Анализ стихотворения Лермонтова Ночь
Анализ стихотворения Лермонтова «Желание»
В семье Михаила Лермонтова существовало предание, что своими корнями этот дворянский род восходит к шотландцам, среди которых фигурировал бард Томас Лермонт. Изучая свое родословное древо, юный поэт очень часто недоумевал, по какой прихоти судьба забросила его предков в холодную и неприветливую Россию. Этот вопрос долго не давал покоя Лермонтову, который со свойственной ему в подростковом возрасте романтичностью мечтал побывать на родине своих пращуров и отыскать замок, принадлежавший его семье.
В 1931 году 16-летний Лермонтов излагает свои мечты в стихотворной форме, создав несколько наивное и романтическое произведение «Желание». Однако уже в этом возрасте автор чувствует некую обреченность и понимает, что он — не от мира сего. Выражается это не только в повседневных мелочах, но и в особенностях натуры Лермонтова, который очень тяжело сходится с людьми, проявляя вспыльчивость и замкнутость. В этот период своего творчества поэт убежден, что на своей исторической родине он смог бы быть по-настоящему счастливым, поэтому все его мысли обращены к далеко Шотландии.
В стихотворении «Желание» он высказывает мечту превратиться в степного ворона, который смог бы «одну лишь свободу любить». И, обернувшись птицей, отправиться в далекое путешествие, на запад, «где цветут моих предков поля». Лермонтову грезится, что там, в чужой стране, он смог бы непременно отыскать старинный замок с родовым
гербом, щитом и мечом, с которого бы смахнул пыль своими крыльями, «и арфы шотландской струну бы задел».
Но автор понимает, что ему никогда не суждено будет побывать на родине предков. В первой половине 19 века такое путешествие себе могут позволить лишь очень состоятельные дворяне или же государственные служащие, направленные за границу с определенной миссией. К тому же, Лермонтов до конца не уверен, что в его жилах действительно течет шотландская кровь, и он не имеет ни малейшего представления о том, существует ли в этой стране родовой замок, который так часто является ему в мечтах. Поэтому автор подчеркивает, что «тщетны мечты, бесполезны мольбы против строгих законов судьбы. Однако в силу юношеского максимализма Лермонтов причисляет себя к последнему потомку древнего шотландского рода, который «увядает средь чужих снегов». Лермонтов отмечает, что ему довелось родиться в России, но он «нездешний душой». и это ощущение вызывает в душе поэта смятение, смешанное с тоской.
Пройдет еще несколько лет, и в лирике Лермонтова появятся совсем другие оттенки и мотивы. На смену юношеским мечтам придут вполне достижимые и осязаемые желания, одним из которых будет преданное служение своей родине. Не мифической Шотландии, а России, которую автор по-настоящему любит. Однако эта любовь дает поэту одни лишь разочарования, так как он не видит своего места в жизни, по-прежнему считая, что родился не в ту эпоху. Идеалом поэта являются доблестные рыцари Средневековья и великие военачальники 17-18 веков, среди которых — Наполеон.
Лермонтов мечтал бы повторить его блистательный путь, но с поправкой на то, что все свои завоевания и достижения он бы посвятил России. Но времена нынче совсем другие, и о героях войны 1812 года уже никто не вспоминает. Это больно задевает поэта, который выбирает путь военнослужащего, но очень скоро понимает, что мечты о подвигах во имя отечества можно похоронить вместе с карьерой офицера. Лермонтову так и не суждено будет осознать, что его истинное призвание — литература, и именно на этом поприще ему суждено стать по-настоящему знаменитым. Но, увы, спустя много лет после смерти.
Лермонтов. Ночь (Один я в тишине ночной…)
М. Ю. Лермонтов. Ночь
Один я в тишине ночной.
Свеча сгоревшая трещит,
Перо в тетрадке записной
Головку женскую чертит:
Воспоминанье о былом,
Как тень, в кровавой пелене
Спешит указывать перстом
На то, что было мило мне.
Слова, которые могли
Меня тревожить в те года,
Пылают предо мной вдали,
Хоть мной забыты навсегда.
И там скелеты прошлых лет
Стоят унылою толпой;
Меж ними есть один скелет —
Он обладал моей душой.
Как мог я не любить тот взор?
Презренья женского кинжал
Меня пронзил… Но нет — с тех пор
Я всё любил — я всё страдал.
Сей взор невыносимый, он
Бежит за мною, как призра́к;
И я до гроба осужден
Другого не любить никак.
О! я завидую другим!
В кругу семейственном, в тиши,
Смеяться просто можно им
И веселиться от души.
Мой смех тяжел мне как свинец:
Он плод сердечной пустоты…
О боже! вот что, наконец
Я вижу, мне готовил ты.
Возможно ль! первую любовь
Такою горечью облить,
Притворством взволновав мне кровь,
Хотеть насмешкой остудить?
Желал я на другой предмет
Излить огонь страстей своих.
Но память, слезы первых лет —
Кто устоит противу них?
Ночь. Лермонтов 1830
Анализ стихотворения Лермонтова «Ночь (Один я в тишине ночной…)»
В 1830 году шестнадцатилетний Михаил Юрьевич Лермонтов познакомился в гостях у Верещагиных с восемнадцатилетней Екатериной Александровной Сушковой. От красавицы с черными глазами и роскошными длинными волосами молодой поэт потерял голову. Девушка на чувства пылкого влюбленного взаимностью не ответила. Поэтому первый этап отношений Сушковой и Лермонтова долго не продлился. Красавица и поэт расстались и не встречались друг с другом до 1834 года. На тот момент Михаил Юрьевич служил в лейб-гвардии Гусарского полка в звании офицера. Екатерина Александровна собиралась замуж за Лопухина, друга поэта. Лермонтов решил расстроить свадьбу, против которой были и родные жениха. По словам Сушковой, во второй раз она действительно влюбилась в Михаила Юрьевича. Зато для него их новые отношения стали всего лишь расчетливой игрой. В итоге Лермонтов своего добился — причинил боль бывшей возлюбленной и помешал заключению брака.
По мнению многих литературоведов, стихотворение «Ночь (Один я в тишине ночной…)», датируемое 1830 годом, посвящено Сушковой. Доказательств тому несколько. Во-первых, в произведении речь идет о первой любви, коей как раз и была для поэта Екатерина Александровна. Во-вторых, в одном из писем к Верещагиной 1835 года Лермонтов упоминает слезы, которые он проливал из-за кокетства Сушковой. Примерно о том же говорится в предпоследней строке «Ночи». В-третьих, идейно стихотворение перекликается со «Стансами», сочиненными немногим ранее. Лейтмотив обоих произведений — неразделенная любовь приносит лирическому герою горечь и разочарование, но от нее невозможно избавиться. Существует еще одно косвенное подтверждение связи двух стихотворений. В «Ночи» Лермонтов пишет: «Перо в тетрадке записной головку женскую чертит». Вполне возможно, что имеется в виду нарисованный на полях «Стансов» набросок портрета Сушковой.
Если говорить о жанре, то «Ночь» ближе всего к элегии. Поэт выражает безмерную печаль, вызванную несчастной любовью. В произведении говорится о страданьях, женское презрение сравнивается с кинжалом, взор предмета поклонения называется невыносимым. Лирический герой утверждает, что даже смех его тяжел как свинец.
Кстати, в действительность страдания Лермонтова длились не слишком долго. Спустя несколько месяцев после прекращения отношений с Сушковой поэт встретил новую любовь — Наталью Федоровну Иванову.