Анализ стихотворения Лермонтова Небо и звезды



1984 М. Ю. Лермонтов. [Анализ стихотворений] "НЕБО И ЗВЕЗДЫ"

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Небо и звезды № 1


В работе над стихотворением Лермонтова "Небо и звез-
ды" производится дальнейшее планомерное расширение сти-
листических понятий: ирония и тавтология.
1. Иронию, по определению Б. В. Томашевского, следу-
ет отнести к числу явлений, родственных метонимии. Это
- употребление слов в смысле, противоположном их исход-
ному значению. Например, "умный" вместо "глупый":
"Отколе, умная, бредешь ты, голова?" (И. А. Крылов.
"Лисица и Осел").
Подобное употребление слов именуется ироническим
лишь в случае, когда происходит снижение значения. Нап-
ример, вместо слова, выражающего порицание, употребля-
ется слово, выражающее похвалу, в целях того же порица-
ния:

Пример

О, много, много чести!
И дело честное.

(А. С. Пушкин. "Анджело"; речь идет о бесчестном
поступке)

Поэтический словарь А. П. Квятковского определяет
иронию как "тонкую насмешку, прикрытую внешней учти-
востью". Из приведенных определений видно, что отли-
чить, имеем ли мы дело с иронией или с прямым употреб-
лением слов, из самого высказывания невозможно. Понима-
ние это дается из контекстной или коммуникативной ситу-
ации. Без умения отличать и понимать иронические слово-
употребления невозможно ни свободное владение устной
речью, ни адекватное понимание многих литературных про-
изведений. Педагогический опыт свидетельствует, что
ученики гораздо легче понимают сатиру или торжественную
речь, чем иронию. Это объясняется, в частности, тем,
что понимание иронии требует высокой языковой и внеязы-
ковой культуры. В стихотворении "Небо и звезды"
встретится выражение "добрые люди".
Весьма существенно, чтобы оно было понято учениками не
буквально, а как ирония. Это будет достигнуто в ходе
анализа всего текста.
В процессе работы над текстом желательно провести
упражнение по превращению прямых значений в ироничес-
кие. Нужно дать ученикам набор выражений и попросить
сперва устно описать ситуации, в которых эти выражения
могут быть употреблены в прямом значении, а затем ситу-
ации, где возникает ирония. Особое внимание следует
уделить разнице интонаций, мимики, жестов при рассказы-
вании - без этих паралингвистических средств иронию в
устной речи невозможно передать.
Примеры, список которых можно продолжить:
"Он у нас прилежный ученик" (про хорошего ученика и
про лентяя). "Это же настоящий герой" (про смелого че-
ловека и про труса). "Наши богатыри, конечно, завоюют
первое место" (про сильную и про слабую спортивную ко-
манду).
"Какой молодец!" (похвала за достижение и порицание
за оплошность). Подобные упражнения на уроках, как пра-
вило, проходят очень живо и вызывают интерес учащихся.
2. Тавтология - это суждение, в котором подлежащее
тождественно со сказуемым, то есть какое-либо слово
объясняется самим собой, например:
"Запад есть Запад, Восток есть Восток", "приказ есть
приказ". Или же какое-либо слово, включенное в конс-
трукцию сравнения, сополагается с самим собой: "на вой-
не как на войне". Смысл тавтологических высказываний в
том, что они утверждают уникальность, несравнимость то-
го или иного понятия. Например, высказывание "любовь
есть любовь" означает, что любовь не может быть охарак-
теризована никаким другим словом, не может быть расчле-
нена на признаки и поэтому не может иметь никакого пре-
диката, кроме себя самой. Тавтологические высказывания
отнюдь не представляют собой бессмысленное повторение
одного и того же. Они связаны не только с определенным
классом логических суждений, но и с эмоциями: катего-
ричностью, уверенностью. В разговорной речи и в поэзии
тавтологические высказывания отличаются энергией, несут
интонацию окончательного вывода, исключают возражение.
Например, высказывание типа "приказ есть приказ" именно
в силу тавтологической концовки исключает возможность
обсуждений и дискуссий. Высказывание "Запад есть Запад,
Восток есть Восток" (Киплинг) несет мысль о том, что
мир Запада и мир Востока не имеют между собой ничего
общего, никогда не-найдут общего языка, ни с какой точ-
ки зрения не могут быть сопоставлены.
В стихотворении Лермонтова встречается следующее
тавтологическое высказывание:

Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо -
Звезды и небо! - а я человек.

Смысл его - в невозможности никакими словами выра-
зить недосягаемую для человека прелесть звезд и неба.
Между миром звезд и человеком в стихотворении Лермонто-
ва пролегает пропасть. На человеческом языке Лермонтов
не находит даже слов для того, чтобы объяснить, что
влечет его к звездам и небу.
Понимание тавтологических конструкции и владение ими
- важный элемент языковой культуры. Поэтому весьма це-
лесообразным представляется закрепить знания учеников в
этой области рядом упражнений. При этом следует иметь в
виду, что тавтологические фигуры могут употребляться и
для усиления значения. Например: "далеко-далеко" в зна-
чении "очень далеко". Могут использоваться синонимичес-
кие повторы типа: "Дети плачут и рыдают, Бармалея умо-
ляют". Здесь "плачут и рыдают" фактически является пов-
тором одного значения для выражения: "очень сильно пла-
чут". Ср. в былине:

А и князь Владимир Стольно-Киевский
Он кричит-ревет, акарачь ползет.

"Кричит-ревет" - тавтологический повтор.
Анализ текста. Стихотворение Лермонтова отчетливо
делится на три части. Членение это принадлежит самому
поэту, разделившему текст на строфы. Каждая строфа -
отдельный композиционный и смысловой сегмент. Строфы
внутри себя также имеют членения. Каждая строфа предс-
тавляет собой пятистишие, построенное таким образом,
что первые три стиха - трехстопный дактиль с женскими
окончаниями, последние два - четырехстопный с чередова-
нием женских и мужских окончаний. Таким образом, каждая
строфа естественно распадается на две, совершенно раз-
личные в интонационном отношении, части. Они же являют-
ся и смысловыми частями. Первая строфа в трех начальных
стихах дает картину ясного и спокойного вечернего неба:

Чисто вечернее небо,
Ясны далекие звезды,
Ясны, как счастье ребенка.

Три процитированные строки содержат общее значение
ясности, чистоты и мира, однако внутри этих трех строк
наблюдается известная динамика. Первая строка говорит о
небе и не содержит в себе ничего, говорящего о поэте.
Спокойное, невозмутимое содержание первой строки под-
держивается звуковой организацией: две ударные гласные
фонемы и ("чисто"), е ("небо") организуют все звучания
стиха:

и - о в начале ("чисто"),
е - о в конце ("небо") и
ееее - в середине строки ("вечернее").
Второй и третий стихи резко отличны по звуковой ор-
ганизации. Опорными гласными фонемами здесь являются
"а" и "ы", они же организуют и безударный гласный ряд.
Звуковое противопоставление первого стиха второму и
третьему необходимо Лермонтову для смысловой антитезы.
Во втором стихе о звездах говорится, что они "далекие".
Этим вводится отношение - пока чисто пространственное -
между поэтом и звездами (идея недосягаемости). Третий
стих сопоставляет звезды со счастьем ребенка. Образ ре-
бенка у Лермонтова в подобном контексте встречается не-
однократно.

Например:
"Воздух там чист, как молитва ребенка" ("Синие горы
Кавказа, приветствую вас. "). Образ этот всегда ассо-
циируется у поэта с утраченной чистотой и душевной гар-
монией. Ребенок, детская цельность души - далекое прош-
лое, которое во времени так же недосягаемо, как звезды
в пространстве.
Следующие два стиха дают резкий перелом интонации и
смысла: от спокойного повествования первой части - пе-
реход к восклицательному предложению. Отмеченный выше
ритмический перелом поддерживается и сменой синтакси-
ческой конструкции. Первая половина стихотворения со-
держит повествовательную конструкцию с не выраженной
грамматически позицией повествователя. Звезды присутс-
твуют как объект рассказа, как бы в третьем лице. Зак-
лючительные два стиха вводят ситуацию прямого общения:

О! для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!

Повествователь введен в текст непосредственно, в
первом лице, а "звезды" превращены в собеседников и да-
ны во втором лице. Это означает, что ситуация спокойно-
го рассказа первой половины строфы сменяется напряжен-
ным и эмоциональным диалогом. Однако диалог этот имеет
специфический характер. Поэт задает вопрос звездам, но
звезды, как будет ясно из дальнейшего, отвечают молча-
нием. Вторая строфа построена диалогически, как разго-
вор. Между тем вступают в диалог с поэтом не звезды, а
"добрые люди":

Чем ты несчастлив,
Скажут мне люди?
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо -
Звезды и небо! - а я человек.

Вторая строфа композиционно построена несколько ина-
че, чем первая:
первая часть в ней состоит только из двух стихов, а
вторая включает в себя один короткий и два длинных.
Этим достигается интонационное разнообразие по отноше-
нию к первой строфе, так как разговор поэта с "добрыми
людьми" имеет совершенно другой характер и требует при
чтении иных интонаций, чем разговор его со звездами.
Первые две строки содержат реплику "добрых людей". Из
предшествующего анализа вопросов иронии ученики должны
понимать, что "добрые люди" Лермонтова - недобрые люди
(без кавычек). "Добрыми людьми" Лермонтов называет пош-
лых людей, не понимающих стремления поэта к недосягае-
мым звездам. "Добрые люди" видят цель жизни в получении
доступного, в материальном благополучии и не могут по-
нять причин несчастья поэта. Из этого следует, что воп-
рос "Чем ты несчастлив?", который задают поэту "добрые
люди", свидетельствует о непонимании души автора окру-
жающей толпой. Поэтому ответ поэта, заключенный в трех
последних стихах, свидетельствует о невозможности кон-
такта между поэтом и его собеседниками. В первой строфе
диалог не получился, потому что на вопрос поэта звезды
ответили молчанием. Во второй строфе диалога тоже нет,
потому что поэт и "добрые люди" говорят на разных язы-
ках. Именно поэтому автор, отвечая на вопрос "добрых
людей", прибегает к фигуре тавтологии. Определяя небо и
звезды через тавтологическое повторение этих же самых
слов, Лермонтов говорит, что на человеческом языке нет
адекватных слов для выражения того, почему звезды вле-
кут поэта. Заключающее строфу, отделенное паузой (что
подчеркивает интонацию вывода) "а я - человек. " зву-
чит трагически. Это фактически признание одиночества,
так как стремящийся к звездам поэт не может достигнуть
их именно потому, что он - человек. Вступая в разговор
с людьми, поэт с ними не может найти общего языка, по-
тому что стремится к звездам.
Раскрытию этой трагической для героя Лермонтова си-
туации посвящена последняя заключительная строфа. Ком-
позиционно она построена специфическим образом: синтак-
сическая граница, как и во второй строфе, проходит меж-
ду вторым и третьим стихами.
Ученики уже усвоили природу тавтологического повто-
ра. Здесь их следует познакомить с новым вариантом этой
семантической игры: таким употреблением одного и того
же слова, при котором оно получает два противоположных
смысла. В данном случае два раза употреблено понятие
зависти:

Люди. зависть питают;
Я. завидую

Однако зависть в этих двух смыслах получает не толь-
ко различный, но и прямо противоположный смысл: в одном
случае она означает низкое чувство, свойственное пошлым
людям, а во втором случае - высокое и благородное чувс-
тво:

Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.

Люди завидуют друг другу, то есть хотят отнять один
у другого доступные земные материальные блага, поэт же
завидует звездам, он хотел бы занять их место, то есть
стремится к высокому, прекрасному и невозможному. При
анализе стихотворения следует обратить внимание на то,
что понятие "высокое и далекое" (то есть недосягаемое)
для романтического поэта окружено особой поэтической
прелестью. В стихотворении перед нами как бы три героя:
звезды, поэт и люди. Эти персонажи расположены по
вертикальной оси:
звезды - наверху, люди - внизу. Поэт же телом, физи-
чески - среди людей, а душой, стремлениями - среди
звезд. Это ценностное отношение к понятиям "верх" и
"низ" следует подчеркнуть (его можно изобразить нагляд-
ной схемой), так как оно будет очень важным при после-
дующей работе над стихотворениями Лермонтова.
Проделав работу над текстом, ученики оказываются
подготовлены для выполнения послетекстовых заданий. Со-
поставление стихотворения Лермонтова со стихотворением
Маяковского "Послушайте!" может стать материалом для
содержательной беседы, по которой в дальнейшем можно
будет провести письменную работу.

И герой Лермонтова, и герой Маяковского смотрят
вверх, в беспредельное небо, на далекие звезды. Сущест-
вует представление, что из всех животных только человек
может смотреть вверх. Наверное, только люди могут меч-
тать. Герои обоих стихотворений, написанных в столь
разное время, - мечтатели. Устремление к звездам отли-
чает их от пошлых людей, чье существование наполнено
лишь материальными заботами. Мечта о звездах так же
бескорыстна, как и поэзия, поэтому она неотделима в со-
поставляемых текстах от образа поэта. Жизнь, полная вы-
сокого содержания, стремление к постижению смысла жиз-
ни, тяга к истинным человеческим контактам - вот что
свойственно обоим лирическим героям - поэтам и мечтате-
лям. Жизнь без звезд - "беззвездная мука" (по выражению
Маяковского), утрата смысла бытия, поэтому герою Лер-
монтова, удаленному от звезд и завидующему им, они так
же необходимы, как и герою Маяковского, который вмеши-
вается в космический порядок, чтобы с помощью звезд
спасти человека (возможно, любимую).
Очень важно, закончив работу над стихотворением "Не-
бо и звезды", провести закрепляющие упражнения по иро-
нии и тавтологии. Следует обратить внимание на
случаи, когда одно и то же слово (как "зависть" у Лер-
монтова) становится антонимом самого себя. Нужно, чтобы
ученики поняли, что во всех этих сложных случаях семан-
тической игры доминирующей является интонация. Правиль-
ное интонирование - ключ к правильному пониманию.

Анализ стихотворения Лермонтова «Небо и звезды»

Анализ стихотворения Лермонтова «Небо и звезды»

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Небо и звезды № 2

С детства Лермонтов отличался не только мечтательностью, но и замкнутостью. Его внутренний мир был настолько богатым и разнообразным, что будущий поэт вполне справедливо полагал — он рискует быть непонятым теми, кто находится рядом. Приоткрыть дверь в собственную душу Лермонтов мог лишь в стихах, доверяя бумаге свои самые сокровенные мысли и чувства.

Стихотворения-рассуждения характерны для раннего периода творчества поэта. К ним относится и произведение под названием «Небо и звезды», написанное в 1931 году. В свои 17 лет поэт остро ощущает, что глубоко несчастлив. Он тщетно пытается найти причины такого душевного состояния, и приходит к выводу, что виной всему его особенная, утонченная натура, которая способна чувствовать даже то, что другим не под силу. Именно по этой причине, любуясь ночным звездным небом, автор поражается его безмятежности и умиротворенности. Оно напоминает Лермонтову о счастливых детских годах, проведенных в родительском доме, когда жизнь казалась полной открытий и удивительных событий. Именно по этой причине, обращаясь к своему молчаливому собеседнику, поэт восклицает: «О! для чего мне нельзя и подумать: звезды, вы ясны, как счастье мое!».

Лермонтов пытается понять, почему именно он чувствует себя несчастным, однако для этого нужно честно и прямо признаться себе во многом. Этого юный поэт сделать пока не в состоянии, поэтому он убежден, что все его беды происходят лишь из-за того, что он – человек. Безмолвные и холодные звезды на черном небе не могут чувствовать и страдать, они лишены эмоций. Человеку в этом отношении гораздо сложнее, потому что он не в состоянии оставаться равнодушным, когда болит душа. Сам Лермонтов, несмотря на юный возраст, уже успел это испытать в полной мере, став жертвой кокетства Екатерины Сушковой. Неразделенная любовь – еще одна причина, по которой юный поэт не может просто так восхищаться звездным небом и получать удовольствие от романтической ночи, совершенной в своей тишине.

Безусловно, Лермонтов не лишен чувства прекрасного, и он понимает, насколько этот мир красив и безупречен. Однако эстетический аспект в данном случае не интересует юного поэта, который обращает внимание на самые неприятные и коварные черты человеческой натуры. «Люди друг к другу зависть питают», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что ему хочется занять место небесной звездочки, чтобы избавить себя от душевных терзаний.


Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Лермонтова «Небо и звезды» С детства Лермонтов отличался не только мечтательностью, но и замкнутостью. Его внутренний мир был настолько богатым и разнообразным, что будущий.
  2. Анализ стихотворения Есенина «Звезды» Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал ее в своих стихах.
  3. Анализ стихотворения Лермонтова «Элегия» (О! Если б дни мои текли) Михаил Лермонтов рос замкнутым и достаточно нелюдимым ребенком, что объяснялось него не по годам развитым интеллектом. Несмотря на прекрасное домашнее.
  4. Анализ стихотворения Лермонтова «Памяти Одоевского» Александр Иванович Одоевский — участник декабрьского восстания — был приговорен к 12 годам каторги, которые отбывал в Читинском остроге. В.
  5. Анализ стихотворения Лермонтова «Я не для ангелов и рая» Михаил Лермонтов с самого детства чувствовал себя одиноким среди шумной толпы, но нисколько этому не смущался. Он понимал, что рожден.
  6. Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А. С. Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был.
  7. Анализ стихотворения Лермонтова «Перчатка» Перчатка Лермонтова (1829), представляет вольный перевод баллады Шиллера «Handschuh», также как и перевод Жуковского. Герои Жуковского кажутся нам старше лермонтовских.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Лермонтова «Небо и звезды»

«Небо и звёзды» М.Лермонтов

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Небо и звезды № 3

«Небо и звёзды» Михаил Лермонтов

Анализ стихотворения Лермонтова «Небо и звёзды»

С детства Лермонтов отличался не только мечтательностью, но и замкнутостью. Его внутренний мир был настолько богатым и разнообразным, что будущий поэт вполне справедливо полагал — он рискует быть непонятым теми, кто находится рядом. Приоткрыть дверь в собственную душу Лермонтов мог лишь в стихах, доверяя бумаге свои самые сокровенные мысли и чувства.

Стихотворения-рассуждения характерны для раннего периода творчества поэта. К ним относится и произведение под названием «Небо и звезды», написанное в 1931 году. В свои 17 лет поэт остро ощущает, что глубоко несчастлив. Он тщетно пытается найти причины такого душевного состояния, и приходит к выводу, что виной всему его особенная, утонченная натура, которая способна чувствовать даже то, что другим не под силу. Именно по этой причине, любуясь ночным звездным небом, автор поражается его безмятежности и умиротворенности. Оно напоминает Лермонтову о счастливых детских годах, проведенных в родительском доме, когда жизнь казалась полной открытий и удивительных событий. Именно по этой причине, обращаясь к своему молчаливому собеседнику, поэт восклицает: «О! для чего мне нельзя и подумать: звёзды, вы ясны, как счастье моё!».

Лермонтов пытается понять, почему именно он чувствует себя несчастным, однако для этого нужно честно и прямо признаться себе во многом. Этого юный поэт сделать пока не в состоянии, поэтому он убежден, что все его беды происходят лишь из-за того, что он – человек. Безмолвные и холодные звезды на черном небе не могут чувствовать и страдать, они лишены эмоций. Человеку в этом отношении гораздо сложнее, потому что он не в состоянии оставаться равнодушным, когда болит душа. Сам Лермонтов, несмотря на юный возраст, уже успел это испытать в полной мере, став жертвой кокетства Екатерины Сушковой. Неразделенная любовь – еще одна причина, по которой юный поэт не может просто так восхищаться звездным небом и получать удовольствие от романтической ночи, совершенной в своей тишине.

Безусловно, Лермонтов не лишен чувства прекрасного, и он понимает, насколько этот мир красив и безупречен. Однако эстетический аспект в данном случае не интересует юного поэта, который обращает внимание на самые неприятные и коварные черты человеческой натуры. «Люди друг к другу зависть питают», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что ему хочется занять место небесной звездочки, чтобы избавить себя от душевных терзаний.

"Он не был создан для людей". Комплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Небо и звёзды.( 9-й класс)

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Небо и звезды № 4

Целизакрепить понятия «лирика», «лирический герой», «романтический герой»; знания о средствах художественной изобразительности (эпитет, сравнение, антитеза, лексический повтор, анафора); развивать навыки комплексного анализа поэтического текста; воспитывать внимательное и бережное отношение к слову.

Задача– раскрыть особенности творческой индивидуальности Лермонтова.

Тип урока– комплексное применение знаний, умений, навыков.

Форма урока– анализ поэтического текста.

Методы– эвристическая беседа, поисково-исследовательский. Приёмы – творческое чтение, выразительное чтение.

Дидактические принципы –научность, наглядность, доступность.

Оборудование к уроку:компьютер, проектор, экран.

(На экране – фото Лермонтова на фоне звёздного неба – «Он не был создан для людей»)

Каждому из вас, ребята, без сомнения, знакомо имя Михаила Юрьевича Лермонтова. Я думаю, что вы по одному только слову сможете узнать строчки из его стихотворений. Давайте попробуем: белеет… (парус одинокой / В тумане моря голубом…); скажи-ка… (дядя, ведь не даром / Москва, спалённая пожаром, / Французу отдана…); тучки…(небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною / Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники / С милого севера в сторону южную); погиб… (поэт! – невольник чести – / Пал, оклеветанный молвой); и скучно… (и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды…)

Прошло уже более 160 лет со дня смерти поэта, а его личность и его творчество по-прежнему остаются одной из глубочайших загадок нашей культуры. В.Г.Белинский в 19 веке писал о Лермонтове: «Его жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей». А в середине 20 века первый космонавт Юрий Гагарин (на экране– портреты Гагарина и Лермонтова на фоне Земли в голубом сиянии «В небесах торжественно и чудно!Спит земля в сиянье голубом…») назвал Лермонтова единственным «космическим поэтом» – Лермонтов первым увидел Землю из безвоздушного пространства: «В небесах торжественно и чудно / Спит Земля в сиянье голубом». Как такое можно было написать в 19 веке, если только в 20-м подобными откровениями смогли поделиться первые астронавты? Отрывок из стихотворения «Выхожу один я на дорогу» не единственный пример, рождающий споры о космизме Лермонтова. Послушайте строчки из поэмы «Демон» и сравните их с картиной заснеженных гор (ЭКРАН – изображение гор):

И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек. как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина. жилище змея,
Вился излучистый Дарьял.
(Дарьял – Дариальское ущелье)

Соответствует ли иллюстрация отрывку? Нет. Взгляд со стороны, ущелья не видно.

– Что нужно сделать, чтобы увидеть гору как грань алмаза, а ущелье как трещину. (Сделать паузу, дать возможность ребятам ответить самостоятельно) Нужно подняться вверх. Взгляд должен быть из космоса.

(ЭКРАН) Так можно ли считать Лермонтова «космическим поэтом»? Попробуем выяснить это на сегодняшнем уроке. Возможно, нам предстоит совершить открытие в понимании творчества и самой личности поэта.

Чтобы понять поэта, нужно войти в его мир, попытаться понять его мысли, чувства. Немецкий поэт Гёте считал: «Кто хочет понять поэта – должен идти в страну поэта». Как это сделать? (Версии учащихся: обратиться к творчеству поэта, внимательно прочитать…)

– Чтобы войти в мир поэта, в его страну, нам нужен ключ. А ключ этот – это язык поэтического произведения, те самые средства художественной изобразительности, с помощью которых поэт создаёт художественные образы. Назовите их. (…) Если вы научитесь владеть этими ключиками, то поэтический мир откроет перед вами свои тайны.

Я хочу познакомить вас со своим любимым стихотворением М. Ю. Лермонтова «Небо и звёзды». Мне кажется, что это стихотворение позволяет увидеть, услышать и, возможно, понять поэта. Послушайте стихотворение и скажите, какие образы возникают при его прочтении?

Чисто вечернее небо,
Ясны далёкие звёзды,
Ясны, как счастье ребёнка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звёзды, вы ясны, как счастье моё!

Чем ты несчастлив? –
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звёзды и небо –
Звёзды и небо! – а я человек.

Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звёздам прекрасным,
Только их место занять бы хотел.
1831г. (поэту 17 лет)

Учащиеся перечисляют образы, которые увидели, слушая стихотворение. Выслушать все версии. Остановиться на основных:

  • 1 образ – образ ночного звёздного неба; образ неба и звёзд
  • 2 образ – образ того, кто смотрит на небо и рассказывает о нём – это образ лирического героя.

Вспомните, кто такой лирический герой? (Лирический герой – герой лирического произведения; это лицо, мысли и чувства которого выражены в лирическом стихотворении.)

В любом стихотворении важно понять состояние души лирического героя. В лирике существует особый вид художественного образа – образ-переживание, в котором соединены мысль и чувство лирического героя. Попробуем разобраться в них.
Прочитайте первую строфу. (…) ЭКРАН.

Какие чувства и мысли владеют лирическим героем, когда он смотрит на звёздное небо, и какие языковые средства указывают на это? Вечернее небо чистое = безоблачное, ничем не омрачено; звёзды ясные и далёкие. Эпитеты рисуют образ и передают чувства лирического героя – восхищается красотой вечернего неба.

– Обратите внимание на сравнение «ясны, как счастье ребёнка». Какова роль этого сравнения? (Экран – ребёнок)

Как много нужно ребёнку для счастья? Только любовь и забота родных.

Ребёнок счастлив, когда он ДОМА. И в душе ребёнка, окружённого заботой и любовью, царит ГАРМОНИЯ. Следовательно, в мире звёзд и неба (ЭКРАН – звёздное небо) лирический герой видит ГАРМОНИЮ.

А что происходит в душе лирического героя? (Версии детей) Свой ответ подтвердите строчками из первой строфы стихотворения. (О! для чего мне нельзя и подумать…; лирический герой в отчаянии; депрессивное состояние; крик души)

Обратите внимание на перелом интонации О! Какую роль играет эта частица? (Крик души)

Найдите в этой строфе обращение и объясните его значение. Риторическое обращениек звёздам, где лирический герой с помощью выражения «нельзя и подумать: звёзды, вы ясны, как счастье моё» признаётся в том, что он несчастлив. Лирический герой не может даже и подумать, что он может быть счастлив как звёзды, то есть у нет этого счастья = он несчастлив.

– В душе лирического героя – разлад, нет согласия с самим собой, в его душе нет тишины и покоя. Я думаю, такое состояние вам знакомо. Как оно называется? (Версии учеников; например: депрессия, отчаяние…) В душе лирического героя – ДИСГАРМОНИЯ.

Все выводы, которые мы с вами сделали сейчас, можно изобразить графически таким образом: (ЭКРАН)

Какой приём использует поэт, рисуя два разных мира? Антитезу.

– С какой целью? (Создать эффект резкого контраста, противопоставить два разных мира.))

– Прочитав первую строфу, мы смогли увидеть два разных мира и понять чувства и мысли лирического героя. Объясняется ли причина этого состояния в первой строфе? Нет.

– Попробуем найти ответ во второй строфе. Прочитайте её (вслух).

Чем ты несчастлив? –
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звёзды и небо –
Звёзды и небо! – а я человек.

(Строфа – на ЭКРАНЕ)

– Как построена эта строфа? (Вопрос – ответ = диалог)

Это действительно диалог. В чём особенность этого диалога? (Обратите внимание на глагол скажут) Лирический герой сам задаёт вопрос от имени людей и отвечает на него, ведёт мысленный диалог с людьми; смотрит на себя со стороны.

Лирический герой пытается понять самого себя.

Какие же выводы о взаимоотношениях лирического героя и людей можно сделать на основании этого диалога? Ответы детей.

Пытаясь понять самого себя, лирический герой противопоставляет себя людям. Мы снова видим два разных мира: мир людей и мир лирического героя.

Почему бывают несчастны люди? Нет любви… нет денег… нет хорошей работы и т.п.

– А почему несчастен лирический герой? Несчастье лирического героя только в том, что он человек.

– Лирический герой не в конфликте с людьми (поэтому они добрые люди), а в конфликте с самим с собой.

В чём причина этого конфликта? Лирического героя тяготит земная жизнь.

– Понять причину конфликта лирического героя помогает и структура последнего предложения. Посмотрите на предложение с точки зрения синтаксиса (ЭКРАН), охарактеризуйте роль союзов «И», «А» и лексического повтора. Свой ответ постройте с помощью тематического листа. Последнее предложение представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным, которое относится к сказуемому «несчастлив» и поясняет его; подлежащее и сказуемое «небо и звёзды – небо и звёзды» образуют лексический повтор, с помощью которого поэт выносит в сильную позицию важные для него слова, которые несут огромную смысловую нагрузку в этом стихотворении.Соединительный союз «и» – один мир, противительный союз «а» – другой мир – мир лирического героя.

Строфа заканчивается восклицанием и многоточием. Почему? Восклицание– это отчаяние от рокового противопоставления. Приём умолчания (…)заставляет задуматься над тем смыслом, который вкладывает поэт в слово человек.

– Почему же быть человеком – это несчастье для лирического героя. Поищем разгадку в третьей строфе. Сделайте это самостоятельно, воспользовавшись вопросами и заданиями, помещёнными в тематических листах. (ЭКРАН – третья строфа)

  1. Прочитайте третью строфу.
  2. Обратите внимание на однокоренные слова, эпитет, анафору. Какова роль этих языковых средств?
  3. Сделайте вывод о роли третьей строфы.
  4. Почему строфа заканчивается точкой, а не восклицательным знаком?

Люди завидуют людям, таким же, как они сами. Лирический герой завидует звёздам. Восхищается звёздами, они для него – идеал красоты, поэтому он говорит о них «прекрасные» (приставка –пре в значении «высшая степень какого-либо качества»). Ограничительная частица «только» – анафора – свидетельствует о том, что ничто земное лирического героя не волнует, душа его стремится только к звёздам, но эта мечта для человека недостижима. Условная частица «бы» (хотел бы, но не могу – я человек) – выражает условие, при котором лирический герой может быть счастлив. Герой обречён на одиночество и несчастья. Третья строфа – это объяснение депрессивного состояния лирического героя.

– Так почему же земная жизнь так тяготит лирического героя? Кто он? Нет возможности обрести счастья, гармонию неба. Лирический герой – это ЗВЕЗДА, упавшая с неба.

Чего лишился лирический герой, будучи человеком? Дома.

Лирический герой разрывается между двух миров – Землёй и небом (ЭКРАН). Если изобразить графически эти два мира, то где будет находиться лирический герой? Между небом и землёй. (ЭКРАН)

Возможно ли счастье лирического героя в таком состоянии? И почему? Он не может обрести дом в таком состоянии.

У лирического героя Лермонтова нет дома, он одинокий бесприютный странник. Достаточно вспомнить образы, созданные поэтом и хорошо знакомые вам: Белеет парус одинокой / Тучки небесные… Вечные странники; Ночевала тучка золотая/ На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, / По лазури весело играя. Таким же будет Печорин в «Герое нашего времени» – живёт вне дома, он всё время перемещается, даже умер в дороге. Не исключением является и лирический герой данного стихотворения.

Для каких героев в литературе характерно состояние двоемирия? В чём особенность таких героев? Для романтических.Устремлённость к идеалу, совершенству, свободе, мятежу, любви. Обычное состояние романтического героя – одиночество и разочарование.

Такое состояние лирического героя называется двоемирием.

Перед нами, ребята, действительно романтическое произведение, герой которого устремляет свои мечты в мир гармоничный и идеальный для него. Глядя в небо, он ведёт мысленный диалог. Понять основной смысл этих размышлений помогает и композиция всего стихотворения. Давайте ещё раз сделаем вывод о роли каждой строфы: (ЭКРАН. вывод о роли каждой строфы выводится на экран после ответа учащихся)

  • 1 строфа (проблема) – лирический герой признаётся: «Я несчастлив». Почему?
  • 2 строфа (развитие мысли) – «Я несчастлив, потому что я – человек». Почему?
  • 3 строфа (вывод) – человек не может занять место звезды.

Посмотрите внимательно на композицию стихотворения и скажите, к какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение).

Какова цель этого рассуждения? Лирический герой хочет понять сам себя, объяснить причину своего душевного состояния. Поэтому он и обращается только к звёздам, которые далеки и не могут дать ответа. Ответ он даёт себе сам – он другой, не такой как все люди, его мечты и стремления идеальны, далеки от земной жизни.

– Мне кажется, что основная мысль этого стихотворения перекликается со строчками из эпитафии, написанной Лермонтовым в 1830 году: (ЭКРАН)

И в нём душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей .

Какие строчки эпитафии характеризуют лирического героя? Он не был создан для людей.

Не случайно именно эти строчки я выбрала для названия сегодняшнего урока.

– Стихотворение называется «Небо и звёзды». К этим образам часто обращались поэты-романтики, многих из них небо и звёзды притягивали своей таинственностью.

Как вы считаете, для романтического героя Лермонтова являются ли звёзды тайной, загадкой? Нет, они для него ясны и понятны, он тоже звезда, звёзды для него родные, они – его дом.

Это подтверждают строчки и из другого стихотворения поэта:

(ЭКРАН – небо с яркой звездой)

Светись, светись, далёкая звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несёт мечты душе моей больной;
Она к тебе летает высоко;
И груди сей свободно и легко…

– Разгадав мысли, чувства, переживания лирического героя, вы сможете теперь передать состояние его души с помощью приёмов выразительного чтения. Давайте послушаем… Спасибо.

– В начале урока мы с вами отправились в мир поэта, в его страну. С какой целью? Вспомните слова Гёте. Понять поэта.

Почему же Лермонтова называют «космическим поэтом»? Необычное мировосприятие… Взгляд сверху… Загадочность… Звёздность…

Загадочные, роковые события жизни поэта, образы, созданные его фантазией находят своё отражение в творчестве других поэтов, например, К.Бальмонта:

Опальный ангел, с небом разлучённый,
Узывный демон, разлюбивший ад,
Ветров и бурь бездонных странный брат,
Душой внимавший песне звёзд всезвонной,

Художников (ЭКРАН), например знаменитые картины Михаила Врубеля к поэме «Демон». В 1986 году на телевизионные экраны вышел фильм «Лермонтов» с Николаем Бурляевым в главной роли. Посмотрите фрагмент этого фильма и скажите, насколько удачной вам показалась интерпретация образа поэта.

Любимый герой Лермонтова, самый близкий ему душевно, – Демон. Этот герой, видоизменяясь, модифицируясь, но, сохраняя главные свои черты, проходит через всё творчество Лермонтова:

Как Демон мой, я зла избранник,
Как Демон, с гордою душой…

На вопрос а кто прототип вашего Демона Лермонтов ответил: «Я». Но так ли это, вы сможете решить, обратившись к поэме «Демон» и сопоставив её со всем творчеством поэта и его биографией. Сегодня мы только приоткрыли страницу поэзии Лермонтова. Впереди осмысление этой непростой темы. И у каждого из вас будет свой Лермонтов. Трагические сомнения и поиски смысла жизни не лишали Лермонтова веры в светлый Высший мир, в жизнь бесконечную, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом. Веры вам, вечных поисков смысла жизни!

Стихотворение Лермонтова М.Ю.
«Небо и звёзды»

"Небо и звёзды"

Чисто вечернее небо,
Ясны далекие звезды,
Ясны как счастье ребенка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!

Чем ты несчастлив,
Скажут мне люди?
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо
Звезды и небо! - а я человек.

Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.

Дата написания: 1831 год

Стихотворение Лермонтова М.Ю. - Небо и звёзды

См. также Михаил Лермонтов - стихи (Лермонтов М. Ю.) :

Не верь себе
Ques nous font apres tout les vulgaires abois De tous ces charlatans.

Незабудка
(Сказка) В старинны годы люди были Совсем не то, что в наши дни; ( Ко.

Послушайте стихотворение Лермонтова Небо и звезды

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Небо и звезды

Анализ стихотворения Лермонтова Небо и звезды

Настроение произведения Небо и звезды

Небо и звезды