Анализ стихотворения Лермонтова Не верь себе
Анализ стихотворения Лермонтова «Не верь себе»
«Не верь себе» — стихотворение, написанное в 1839 году и относящееся к позднему творчеству Лермонтова. В нем нашли отражение основные темы его поэзии, неоднократно встречавшиеся ранее в различных вариациях. Главный мотив — конфликтные отношения стихотворца и общества. К произведению «Не верь себе» предпослан эпиграф из «Пролога» к сборнику «Ямбы» французского поэта-романтика и драматурга Огюста Барбье. В процитированных строках Лермонтов намеренно делает изменение. У Барбье говорится: «Какое мне в конце концов дело до грубого крика всех этих шарлатанов…». Михаил Юрьевич вместо местоимения «мне» ставит «нам». В итоге существенно меняется смысл. У Барбье лирический герой осуждает других стихотворцев. В интерпретации Лермонтова строки звучат будто бы от лица толпы.
Уже в самом тексте «Не верь себе» подчеркивается конфликт поэта и общества. Стихотворцу предлагается не унижать себя, не выставлять на диво простодушной черни гной душевных ран. Толпе совершенно нет дела до страданий поэта. Она с легкостью пройдет мимо него привычной дорогой. Ударным получился финал стихотворения. В последних строках Лермонтов сравнивает поэта с разрумяненным трагическим актером, махающим картонным мечом. Именно таким его видит общество, совершенно не нуждающееся в лирической поэзии.
«Не верь себе» — произведение, до сих пор вызывающее споры среди литературных критиков. По мнению Белинского, речь в стихотворении идет о сочинителе, не имеющем истинного дарования. Якобы именно поэтому в первых строках лирический герой советует «молодому мечтателю» опасаться вдохновения и не искать в нем напрасно признака небес. Подобное толкование «Не верь себе» стоит признать несколько узким. Лермонтов не столько обличает эпигонство, сколько размышляет о важнейшей проблеме романтизма как направления в искусстве — невыразимости. Поэтический дар в стихотворении представляется отравленным напитком, раз узнавший его в дальнейшем обречен на мучения от неудовлетворенности собственными творениями. Для художника-романтика процесс сочинения сложен и порой невыносим, ведь он способен воспринимать сигналы из другой реальности. Мир обыденный отразить в творчестве возможно, но как передать то, что ощущается душой?
По мнению ряда исследователей, прямой предшественник лермонтовского «Не верь себе» — «Невыразимое» (1819) Жуковского. а ближайший известный последователь — «Silentium!» (1833) Тютчева .
©"" .
База
стихотворений
Темы стихов
Авторы стихов
Наша группа
Не верь себе
В центре внимания автора одно из самых загадочных стихотворений Лермонтова "Не верь себе".
В нем Лермонтов выразил предельное разочарование в оптимизме, свойственном философии искусства его времени, сняв его "романтической иронией", вместе с тем оно предвосхитило эстетику ХХ в.
"Не верь себе" вызывало недоумение у критиков с момента появления в печати (1839 г.) и в конце концов заслужило репутацию самого загадочного стихотворения Лермонтова. Странности и противоречия здесь, и в самом деле, на каждом шагу. Не один исследователь сломал о них копья.
Ю.В. Манн, проведя в своем фундаментальном труде о русском романтизме глубокий и подробный анализ различных интерпретаций стихотворения критиками прошлого и современными авторами, предложил собственную трактовку: "Не верь себе", считает ученый, являет собой оригинальный вариант "романтической иронии". Оригинальный потому, что лермонтовская ирония лишена той "легкости", которая свойственна ей в европейской литературе: поэт отдается иронии "с горечью, сарказмом, внутренним надрывом – почти с отчаянием".
Но тогда, быть может, правильнее сказать, что перед нами ирония, возведенная в ранг трагедии? А если так, то смысл стихотворения не исчерпывается ироническим "снятием" романтической традиции, а заключает в себе некий новый для эстетики ХIХ в. взгляд на поэтическое творчество. В чем же суть лермонтовской концепции искусства слова и в чем ее трагизм?
Уже в первой строфе свершается профанированное развенчание священного для любого поэта понятия – вдохновения:
Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы бойся вдохновенья.
Оно – тяжелый бред души твоей больной,
Иль пленной мысли раздраженье.
В нем признака небес напрасно не ищи:
– То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!
В.Г. Белинский объяснение этому шокирующему посягательству на самую сущность поэзии нашел в том, что речь в стихотворении якобы идет о поэте ложного дарования, которому заниматься сочинительством не следует[5]. Автор, Лермонтов, его от сего пагубного начинания и предостерегает.
Ключ к разгадке тайны стихотворения "Не верь себе" – в понимании того, что это явление в художественном процессе ХIХ – ХХ вв. "пороговое" как по своему содержанию, так и по стилю. В нем Лермонтов выразил предельное разочарование в оптимизме, свойственном философии искусства его времени, сняв его "романтической иронией". Вместе с тем оно предвосхищало эстетику ХХ в. ибо здесь мы наблюдаем элементы "амбивалентной поэтики"
Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям
Обсуждение анализа стихотворения
Лермонтов М - Не верь, не верь себе (чит. Г.Бортников)
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
Идея значимости другой личности — и именно человека толпы — впервые в русской поэзии возникает в стихотворении «Не верь себе». …
Взаимоотношения поэта и «толпы» изображены Лермонтовым сложно и драматично. Смысл стихотвония противоречив и не сводим к какой-либо последовательной программе. В суждениях Лермонтова все же ясно просматривается тенденция к реабилитации «толпы», наряду с критикой субъективно-гипертрофированного лиризма и горделивых притязаний углубленного в себя поэта. Образ «Мечтателя молодого» — это и духовный портрет самого Лермонтова, и характеристика современного поэта, чьи творческие усилия не находят оправдания перед судом скептического анализа.
Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы бойся вдохновенья.
Оно - тяжелый бред души твоей больной,
Иль пленной мысли раздраженье.
В нем признака небес напрасно не ищи:
- То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!
Случится ли тебе в заветный, чудный миг
Отрыть в душе давно-безмолвной
Еще неведомый и девственный родник,
Простых и сладких звуков полный, -
Не вслушивайся в них, не предавайся им,
Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным
Не передашь ты их значенья.
Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой, -
Не выходи тогда на шумный пир людей
С своею бешеной подругой;
Не унижай себя. Стыдися торговать
То гневом, то тоской послушной,
И гной душевных ран надменно выставлять
На диво черни простодушной.
Какое дело нам, страдал ты или нет?
На что нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет,
Рассудка злые сожаленья?
Взгляни: перед тобой играючи идет
Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.
А между тем из них едва ли есть один,
Тяжелой пыткой неизмятый,
До преждевременных добравшийся морщин
Без преступленья иль утраты.
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заучённым,
Как разрумяненный трагический актёр,
Махающий мечом картонным.
------------------------------------
Какое нам, в конце концов, дело до грубого
крика всех этих горланящих шарлатанов, торговцев
пафосом, мастеров напыщенности и всех плясунов,
танцующих на фразе?
О. Барбье (франц.)
БОРТНИКОВ Геннадий Леонидович (род. 1939), актёр, народный артист Российской Федерации (1993). С 1963 в Московском театре им. Моссовета. Игре свойственны приподнятость, порывистость, импульсивность.
В Театре им. Моссовета Бортников играл до своих последних дней, исполняя роли в самых различных амплуа. В конце жизни он выпустил новый спектакль «Прихоти любви, или капризы Марианны», где выступил и в главной роли, и как автор инсценировки, и как автор костюмов.
Скончался Геннадий Бортников в Москве 24 марта 2007 года от инфаркта.
Михаил Лермонтов «Не верь себе»
Que nous font aprés tout les vulgaires
abois
De tous ces charlatans, qui donnent de
la voix,
Les marchands de pathos et les faiseurs
d’emphase
Et tous les baladins qui dansent sur
la phrase?
A. Barbier*
Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы, бойся вдохновенья.
Оно - тяжёлый бред души твоей больной
Иль пленной мысли раздраженье.
В нём признака небес напрасно не ищи:
То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!
Случится ли тебе в заветный, чудный миг
Отрыть в душе, давно безмолвной,
Ещё неведомый и девственный родник,
Простых и сладких звуков полный, -
Не вслушивайся в них, не предавайся им,
Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным
Не передашь ты их значенья.
Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
Зайдёт ли страсть с грозой и вьюгой -
Не выходи тогда на шумный пир людей
С своею бешеной подругой;
Не унижай себя. Стыдися торговать
То гневом, то тоской послушной
И гной душевных ран надменно выставлять
На диво черни простодушной.
Какое дело нам, страдал ты или нет?
На что нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет,
Рассудка злые сожаленья?
Взгляни: перед тобой играючи идёт
Толпа дорогою привычной,
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.
А между тем из них едва ли есть один,
Тяжёлой пыткой не измятый,
До преждевременных добравшийся морщин
Без преступленья иль утраты.
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заучённым,
Как разрумяненный трагический актёр,
Махающий мечом картонным.
* Какое нам, в конце концов, дело до грубого крика
всех этих шарлатанов, торговцев пафосом, мастеров
напыщенности и всех плясунов, танцующих на фразе?
Огюст Барбье (фр.).
«Не верь себе» М.Лермонтов
Ques nous font apres tout les vulgaires abois
De tous ces charlatans, qui donnent de la voix
Les marchands de pathos et les faiseurs d’emphase
Et tous les baladins qui dansent sur la phrase?
A. Barbier*
Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы, бойся вдохновенья…
Оно — тяжелый бред души твоей больной
Иль пленной мысли раздраженье.
В нем признака небес напрасно не ищи:
То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!
Случится ли тебе в заветный чудный миг
Отрыть в душе давно безмолвной
Еще неведомый и девственный родник,
Простых и сладких звуков полный,—
Не вслушивайся в них, не предавайся им,
Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным
Не передашь ты их значенья.
Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой,—
Не выходи тогда на шумный пир людей
С своею бешеной подругой;
Не унижай себя. Стыдися торговать
То гневом, то тоской послушной
И гной душевных ран надменно выставлять
На диво черни простодушной.
Какое дело нам, страдал ты или нет?
На что нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет,
Рассудка злые сожаленья?
Взгляни: перед тобой играючи идет
Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.
А между тем из них едва ли есть один,
Тяжелой пыткой не измятый,
До преждевременных добравшийся морщин
Без преступленья иль утраты.
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным…
*Какое нам в конце концов дело до грубого крика всех этих горланящих шарлатанов, торговцев пафосом, мастеров напыщенности и всех плясунов, танцующих на фразе?— О. Барбье (фр.)
Анализ стихотворения Лермонтова «Не верь себе»
«Не верь себе» — стихотворение, написанное в 1839 году и относящееся к позднему творчеству Лермонтова. В нем нашли отражение основные темы его поэзии, неоднократно встречавшиеся ранее в различных вариациях. Главный мотив — конфликтные отношения стихотворца и общества. К произведению «Не верь себе» предпослан эпиграф из «Пролога» к сборнику «Ямбы» французского поэта-романтика и драматурга Огюста Барбье. В процитированных строках Лермонтов намеренно делает изменение. У Барбье говорится: «Какое мне в конце концов дело до грубого крика всех этих шарлатанов…». Михаил Юрьевич вместо местоимения «мне» ставит «нам». В итоге существенно меняется смысл. У Барбье лирический герой осуждает других стихотворцев. В интерпретации Лермонтова строки звучат будто бы от лица толпы.
Уже в самом тексте «Не верь себе» подчеркивается конфликт поэта и общества. Стихотворцу предлагается не унижать себя, не выставлять на диво простодушной черни гной душевных ран. Толпе совершенно нет дела до страданий поэта. Она с легкостью пройдет мимо него привычной дорогой. Ударным получился финал стихотворения. В последних строках Лермонтов сравнивает поэта с разрумяненным трагическим актером, махающим картонным мечом. Именно таким его видит общество, совершенно не нуждающееся в лирической поэзии.
«Не верь себе» — произведение, до сих пор вызывающее споры среди литературных критиков. По мнению Белинского, речь в стихотворении идет о сочинителе, не имеющем истинного дарования. Якобы именно поэтому в первых строках лирический герой советует «молодому мечтателю» опасаться вдохновения и не искать в нем напрасно признака небес. Подобное толкование «Не верь себе» стоит признать несколько узким. Лермонтов не столько обличает эпигонство, сколько размышляет о важнейшей проблеме романтизма как направления в искусстве — невыразимости. Поэтический дар в стихотворении представляется отравленным напитком, раз узнавший его в дальнейшем обречен на мучения от неудовлетворенности собственными творениями. Для художника-романтика процесс сочинения сложен и порой невыносим, ведь он способен воспринимать сигналы из другой реальности. Мир обыденный отразить в творчестве возможно, но как передать то, что ощущается душой?
По мнению ряда исследователей, прямой предшественник лермонтовского «Не верь себе» — «Невыразимое» (1819) Жуковского, а ближайший известный последователь — «Silentium!» (1833) Тютчева.