Анализ стихотворения Лермонтова Надежда



Есть птичка рая у меня, На кипарисе молодом Она сидит во время дня, Но петь никак не станет днем; Лазурь небес - ее спина, Головка пурпур, на крылах Пыль золотистая видна,- Как отблеск утра в облаках. И только что земля уснет, Одета мглой в ночной тиши, Она на ветке уж поет Так сладко, сладко для души, Что поневоле тягость мук Забудешь, внемля песни той, И сердцу каждый тихий звук Как гость приятен дорогой; И часто в бурю я слыхал Тот звук, который так люблю; И я всегда надеждой звал Певицу мирную мою!

Добавить в избранное

Оцените, пожалуйста, это стихотворение.
Помогите другим читателям найти лучшие произведения.

Пример

Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 2. (Лермонтов М. Ю.)

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Надежда № 1

«Один среди людского шума. » .—В рукописи помета поэта: «1830 года в начале».

Кавказ .—Одно из первых обращений к кавказской теме. В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас— С этими строками соотносится автобиографическая запись, сделанная Лермонтовым в 1830 г. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал.

Ее певала мне покойная мать». Пять лет пронеслось. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, вос-помня тот взор. — Лито 1825 г. Лермонтов провел на Кавказе. Одно из наиболее сильных впечатлений этого времени — знакомство с девятилетней девочкой, «дочерью одной дамы»: «. белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность. я никогда так не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны. » (Автобиографическая заметка от 8 июля 1830 г.).

К*** («Не говори: одним высоким. ») .—Содержащиеся здесь философско-этические рассуждения спроецированы на наполеоновскую тему; стихотворение может быть отнесено к наполеоновскому циклу.

Н. Ф. И. в ой («Любил с начала жизни я. ») .— Первое стихотворение, обращенное к Наталье Федоровне Ивановой (в замужестве Обресковой; 1813—1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова (1777—1816). Окончившиеся разрывом драматические отношения Лермонтова с Н. Ф. Ивановой запечатлены в лирическом цикле 1830—1832 гг. и пьесе «Странный человек» (1831). В первой публикации («Отечественные записки», 1859, № 11) было озаглавлено «М. Ф. М. вой» — возможно, по настоянию самой Ивановой.

«Ты помнишь ли, как мы с тобою. » .— Вольный перевод стихотворения Т. Мура «The evening gun. » («Вечерний выстрел») (1829).

Ночь. I .— «Байроническое» стихотворение Лермонтова. Ср. «The Dream» («Сон») (1816) и «Darkness» («Тьма») (1816) Д. Байрона.

Разлука .—Возможно, обращено к М. И. Сабурову. Ночь II .—См. прим. к стихотворению «Ночь. I». Незабудка .— Написано по мотивам одноименного стихотворения немецкого поэта А. Платена «Vergissmeinnichb (1813); переосмыслено эмоциональное содержание: сентиментально-романтическая тональность заменена иронической.

В альбом («Нет! — я не требую вниманья. ») .—По свидетельству Екатерины Александровны Сушковой (в замужестве Хвостовой; 1812—1868), московской знакомой поэта, с именем которой связан объединенный мотивом неразделенной любви цикл стихов 1830 г. стихотворение было записано Лермонтовым в ее альбом. Вторая строфа — вольный перевод строфы стихотворения Байрона «Lines written in an Album, at Malta* («Стихи, написанные в альбом на Мальте») (1809). В рабочей тетради Лермонтова сохранились две редакции стихотворения, написанного по мотивам байро-новского восьмистишия; в 1836 г. Лермонтов предпримет еще одну попытку его перевода, создав вариант, гораздо более близкий подлиннику.

Звезда .— Первое обращение к теме «далекой звезды». Ср. «Еврейская мелодия» («Я видал иногда, как ночная звезда. »), «Звезда» («Вверху одна Горит звезда. »).

Еврейская мелодия («Я видал иногда, как ночная звезда. ») .—Навеяно стихотворением Дж. Байрона «Sun of the Sleepless* («Солнце тех, кто не спит») из цикла «Еврейские мелодии» (1815). Вместе с тем это не перевод и не подражание, но самостоятельная вариация па байроновскую тему.

Наполеон (Дума) .—Здесь, как и в большинстве лермонтовских стихотворений наполеоновского цикла, Наполеон изображен как высокий трагический герой. Сей острый взгляд с возвышенным челом И две руки, слооюенные крестом — и заключительные два стиха —Перефразировка 13—14 стихов XIX строфы из VII главы «Евгения Онегина» Пушкина: «Под шляпой, с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом!»

К глупой к р а с а в и ц е .— Позднейшая помета Лермонтова в автографе указывает на повод к созданию стихотворения: «(Меня спрашивали, зачем я не говорю с одной девушкой, а только смотрю. )».

Стансы («Я не крушуся о былом. ») .— В 1831 г. стихотворение было переработано. См. «Стансы» («Мгновенно пробежав умом. »).

«Оставленная пустынь предо мной. » .— Пометы в рукописи: «(В Воскресенске. Написано на стенах [пустыни] жилища Никона). 1830 года»; «Там же в монастыре» — свидетельствует о том, что стихотворение написано под впечатлением поездки в Ново-Иерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в Воскресенске (ныне — Истра); к западу от монастыря находилась пустынь (скит) Никона (1658).

Кочь. Ill .—См. прим. к стихотворению «Ночь. I». Эпитафия («Простосердечный сын свободы. » .—Посвящено, по-видимому, памяти Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805—1827). Некоторые мотивы стихотворения имеют личный характер; они присутствуют в автобиографических монологах Юрия Волина, героя драмы «Menschen und Zeidenschaften» (1830). Для чувств он жизни не щадил — Парафраза строки из стихотворения Веневитинова «Поэт и друг» (опубл. 1827); Он верил темным предсказаньям. И талисманам и любви.— Упоминания о талисмане— перстне, подаренном Веневитинову 3. А. Волконской, содержатся в стихотворении Веневитинова «К моему перстню» (1827) и «Завещании» (1827).

Гроб Оссиана .—На обстоятельства возникновения стихов указывает позднейшая помета Лермонтова в автографе: «(Узнав от путешественника описание сей могилы)». Оссиан — легендарный шотландский бард (III в.). Интерес Лермонтова к Осси-ану и Шотландии закономерен: основателем рода Лермонтовых в России был шотландец Георг (Юрий) Лермонт.

Кладбище .— В рукописи помета Лермонтова: «(На кладбище написано) 1830».

К С у .—Посвящено Е. А. Сушковой; написано перед отъездом Лермонтова из подмосковной усадьбы Столыпиных Середникова, где поэт проводил каникулы, в Москву. В автографе позднейшая приписка: «При выезде из Середникова к Miss Ыаск-eyes». Шутка — преположенная от М. Kord». Кор — гувернер Аркадия Столыпина, двоюродного дяди Лермонтова; Miss black-eyes (черноокая)—прозвище Сушковой, В своих «Записках» Сушкова рассказала о том, как она получила эти стихи: «Накануне отъезда я сидела с Сашенькой (Верещагиной.— И. Ч.) в саду, к нам подошел Мишель. обменявшись несколькими словами, он вдруг опрометью убежал от нас Я увидела у ног своих не очень щегольскую бумажку Это были первые стихи Лермонтова, поднесенные мне таким оригинальным образом».

К*** («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья. ») .— В рукописи помета Лермонтова: «Прочитав жизнь Байрона, Муром (1830)». Лермонтов имеет в виду изданную в 1830 г, книгу Т, Мура «Letters and Journals of Lord Byron with Notices of his Life», vol. 1—2 («Письма и дневники лорда Байрона. », тт. 1—2). О, если б одинаков был удел. — Дж. Байрон принимал участие в освободительной борьбе итальянских карбонариев; погиб, защищая свободу греческого народа (1824). Как он, в ребячестве пылал уж я душой.— Источником этой строки послужил рассказ Мура о детской любви Байрона.

Дереву .—Адресовано А. Г. Столыпиной. Дата стихотворения «(1830)» поставлена в рукописи Лермонтовым; на следующем листе — связанная с настоящим стихотворением запись в прозе: «[Моя эпитафия]. Мое завещание (Про дерево, где я сидел с А. С.)», А. С—А. Г. Столыпина (см. прим. к стихотворению «К Гению»).

Предсказание .— В рукописи — позднейшая приписка Лермонтова («Это мечта») — в значении «видение», «фантазия». Написано под впечатлением крестьянских волнений, так называемых «холерных бунтов», распространившихся летом 1830 г. в южных губерниях России. 3 июня 1830 г. в Севастополе был убит губернатор — родной брат бабушки Лермонтова Н. А. Столыпин. И будет все ужасно, мрачно в нем, Как плащ его с возвышенным челом.— Эта характеристика «мощного человека» сближает его с Наполеоном: «Сей острый взгляд с возвышенным челом» («Наполеон», 1830).

Б у лева р .—Помета Лермонтова в рукописи раскрывает замысел стихотворения: «В следующей сатире всех разругать, и одну грустную строфу. Под конец сказать, что я напрасно писал н что если б это перо в палку обратилось, а какое-нибудь божество новых времен приударило в них, оно — лучше». Далее приписка: «(Продолжение впредь)». Объект сатирического изображения в данном стихотворении — московское барство, в обычае которого были прогулки по Тверскому бульвару. Подалее на креслах там другой. — Возможно, речь идет об издателе «Дамского журнала» поэте князе Петре Ивановиче Шаликове (1767—1852). И сам Башуц-кий объяснит тотчас— Вероятно Александр Павлович Башуцкий (1801 —1876) — писатель, журналист. О женихи! о бедный Мосолов. — Генерал Ф. И. Мосолов проживал на Тверском бульваре.

Песнь барда .—В стихотворении заметно влияние стихов Н. М. Языкова «Песнь барда во время владычества татар в России» (1823).

10 июля. (1830) .—Написано между 15 июля и 15 августа. Наиболее вероятно, что стихотворение посвящено Июльской революции во Франции, которая началась 27 июля н. ст. 1830 г. В этом случае следует дату «10 июля» считать датой написания стихотворения, но датой, в которой допущена описка (что характерно для Лермонтова): «10 июля» вместо «10 августа». Знамя вольности кровавой.— Реминисценция из пушкинской «Полтавы» (1829).

Благодарю! («Благодарю. вчера мое признанье. ») .— Обращено к Е. А. Сушковой. В стихотворении запечатлены действительные черты внутреннего облика Сушковой и характер ее отношений к юному поэту (насмешливость, «острота речей», «притворное вниманье»). Стихотворение упоминается в «Записках» Сушковой, где датировано 12 августа, хотя из рассказа мемуаристки об истории его создания следует, что оно было написано днем позже.

Нищий (с. G5).— Обращено к Е. А. Сушковой. Написано после посещения Троице-Сергиевой лавры.

Об одном эпизоде этой прогулки, послужившем сюжетом стихотворения «Нищий», Сушкова рассказала в своих воспоминаниях: «На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастие, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!»

Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи».

3 0 июля.—(Париж). 1 8 30 года .— Написано по поводу событий Июльской революции во Франции 27—29 июля 1830 г. Ты мог быть лучшим королем. Ты в бегстве уронил венец.— 2 августа 1830 г. Карл X отрекся от престола; впоследствии бежал в Англию.

Стансы («Взгляни, как мой спокоен взор. ») .— Пометы в автографе указывают на дату написания стихов—«(1830 года)» «(26 августа)»; рисунок пером (женский портрет) изображает, по всей вероятности, Е. А. Сушкову. Стихи Е. А. Сушкова включила в свои воспоминания о Лермонтове. Я жертвовал другим страстям; Я не могу любить другой.— В этих строках варьируются мотивы стихотворения Байрона «Stanzas to a Lady on leaving England* («Стансы к***, написанные при отплытии из Англии»),

С тех пор, как мне явилась ты,

Моя любовь - мне оборона

От гордых дум и суеты.

Она была одних лет с поэтом, и это было, между прочим, причиной многих страданий для Лермонтова, потому что Варенька по годам своим была членом общества, когда ровесник ее, Мишель, все еще считался ребенком. Характер ее, мягкий и любящий, увлекал его. Он, сопоставляя себя с нею, находил себя гадким, некрасивым, сутуловатым горбачом: так преувеличивал он свои физические недостатки. В неоконченной юношеской повести он в Вадиме выставлял себя, в Ольге – её. Переезд Лермонтова в 1832 в Петербург и зачисление в школу юнкеров помешали обоюдному чувству развиться, а военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки. Однако Лермонтов не переставал интересоваться судьбой Вареньки. Вот одно из писем Лермонтова к М.А. Лопухиной, сестре Вареньки: "Мне бы очень хотелось задать вам небольшой вопрос, но не решаюсь начинать. Коли догадываетесь - хорошо, а нет - значит, если б я задал вопрос, вы не могли бы на него ответить. " На что М.А. Лопухина, мгновенно догадавшись, отвечает: "Поверьте, я не утратила способности вас понимать: Она хорошо себя чувствует, выглядит довольно веселой. "

Между тем молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно, под влиянием родителей в 1835 году выйти замуж за Н.Ф.Бахметева, человека не молодого. По-видимому, решение это некоторым образом было связано со слухами о романе Лермонтова с Сушковой; с другой стороны, и жестокая развязка этого романа (история с анонимным письмом), возможно, имеет отношение к известию о скором замужестве Вареньки. Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. Фамилию ее по мужу он не признавал. Посылая ей в 1840 или 1841г новую переделку поэмы "Демон", он в посвящении к поэме из поставленных переписчиком букв В.А.Б. несколько раз перечеркивает Б. и ставит Л. Последний раз они видятся мимолетно в 1838г, когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем Петербург, а Лермонтов в это время служит в Царском Селе. Лопухиной Лермонтов посвятил множество стихов, например стихотворение 1832г:

Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоём!

Так поток весенний отражает

Свод небес далекий голубой

И в волне спокойной он сияет

И трепещет с бурною волной.

Будь, о будь моими небесами,

Будь товарищ грозных бурь моих;

Пусть тогда гремят они меж нами,

Я рожден, чтобы не жить без них.

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей,

Но с тобой, мой луч-путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!

Души их певца не постигали,

Не могли души его любить,

Не могли понять его печали,

Не могли восторгов разделить.

Это стихотворение выделяется просветленным настроением. Идеальный образ любимой женщины служит поэту единственной отрадой. Однако надежда найти счастье в любви несбыточна, поэтому Лермонтов и говорит о невозможности общего пути, он предчувствует другой исход, уготованный ему судьбой. Еще одно стихотворение этого же года - "Оставь напрасные заботы". Одно из немногих, в котором лирический герой уверен в ответном чувстве. Образ чистой, неохлажденной души проходит через все стихотворение. Однако даже взаимная любовь не приводит к гармонии, потому что душа самого поэта во всем разуверилась и ничем не дорожит. Это стихотворение было положено на музыку К.Д. Агреневым-Славянским и А.Ф. Пащенко.

С именем Лопухиной связано стихотворение "Нет, не тебя так пылко я люблю" (1841), адресованное, вероятно, Е.Г.Быховец. В этом стихотворении воспоминания о прошлой любви сильнее впечатлений настоящего, власть прежнего чувства реальнее "блистанья" новой "красы". Но первая фраза сразу создает впечатление давно идущего диалога между лирическим героем и присутствующей в данный момент собеседницей. Она, несмотря на то что отвергается героем, втянута в круг его переживаний, доля "пылкости" чувства передается и ей.

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье;

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза, вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой

История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой - достаточно значительный "сюжет" в личной и литературной биографии поэта. Лето и начало осени 1830 г. проведенные Лермонтовым в имении Столыпиных Середникове в тесном общении с московской кузиной Сашенькой Верещагиной и её близкой приятельницей Катей Сушковой, отмечено интенсивностью творческого развития поэта: поэтические создания этой поры - заметная веха в становлении его художественной индивидуальности.

Конец 1834-начало 1835 г. - время новой встречи Лермонтова и Сушковой в Петербурге - тоже весьма значительный эпизод в творческой биографии поэта, связанный с созданием оставшейся незавершенной повести "Княгиня Лиговская". У Сашеньки Верещагиной Сушкова познакомилась с Лермонтовым, который жил также по соседству: " У Сашеньки встречала я в это время её двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой". Первоначальное их знакомство произошло, по-видимому, ранней весной 1830 г. Сушкова помнила, как Мишель "радовался" и "торжествовал", когда получил приз на пансионском экзамене. Это было 29 марта 1830г. итак, начало увлечения пятнадцатилетнего мальчика "петербургской модницей", как шутя аттестовала Сушкову Верещагина, следует отнести к ранней весне этого года. Разница в возрасте составляла, таким образом, два года с небольшим; разница в общественном положении, предопределенная ею, была гораздо больше. " Мне восемнадцать лет, - говорит Сушкова Лермонтову,- я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы ещё стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнёте".

Следуя за рассказом Сушковой, мы должны считать, что её знакомство с Лермонтовым в Москве продолжалось несколько месяцев: до поздней весны или начала лета, когда начался разъезд в подмосковные имения. В это время ещё ни о каком цикле стихов нет речи; Лермонтов для Сушковой - маленький "кузен" Верещагиной, добровольный паж, который носит её шляпку и зонтик и теряет её перчатки. К её удивлению, Сашенька однажды говорит ей: "Как Лермонтов влюблен в тебя!".

Одно стихотворение из числа посланных Лермонтовым позднее Сушковой относится, впрочем, к этому периоду. Это "Весна"- первое печатное стихотворение поэта, появившееся в " Атенее" в сентябре 1830 г. под анаграммой. Трудно сказать, имелась ли в нем в виду именно Сушкова, или оно было затем послано "к случаю": лирическая ситуация в нем совершенно традиционна. Вместе с тем оно вполне соответствовало и ситуации реальной; насмешки старших девушек над юностью поклонника вполне могли вызвать с его стороны такого рода поэтическую "месть":

Мечтанье злое грусть лелеет

В душе неопытной моей.

Гляжу, природа молодеет,

Но молодость лишь только ей;

Ланит спокойных пламень алый

С собою время уведет,

И тот, кто так страдал, бывало,

Любви к ней в сердце не найдет.

Прервавшееся на время знакомство возобновляется уже летом 1830 г. в Середникове. Собственно с этого времени только и можно говорить о взаимоотношениях Лермонтова и Сушковой, которые стали позже зерном любовной интриги, а теперь дали начало лирическому циклу. Именно в это время Сушкова "предсказывает" Е.А. Арсеньевой "великого человека в косолапом и умном мальчике". Первые стихи "сушковского цикла" лишены каких-либо связей с Байроном. Сушкова рассказывала, что первое стихотворение, адресованное ей, она получила от Лермонтова при отъезде из Середникова в Москву, 12 августа 1830г. Это было стихотворение "Черноокой" (Лермонтов шутливо называл Сушкову miss Blak eyes), содержавшее полупризнание в любви и как бы отмечавшее начальную фазу развивающегося чувства. Сила любви героя передана через противопоставление "рай - ад". Все стихотворение построено на одной и той же рифме: "очи-ночи".

Много звезд у летней ночи;

Отчего же только две у вас,

Очи юга! черны очи!

Нашей встречи был недобрый час.

Кто ни спросит, звезды ночи

Лишь о райском счастье говорят;

В ваших звездах, черны очи,

Я нашел для сердца рай и ад.

Очи юга, черны очи,

В вас любви прочел я приговор,

Звезды дня и звезды ночи

Для меня вы стали с этих пор!

Сушкова приняла стихи благосклонно, и юный поэт поспешил откликнуться ("Благодарю. Вчера мое признанье И стих мой ты без смеха приняла. "). Слово "Благодарю" повторяется четыре раза и в последней строфе звучит особенно по-лермонтовски: "надеждам и мечтам", которые еще живы в душе поэта, он предпочитает истину, хоть и лишенную всякой надежды.

Следующие стихи ("Зови надежду сновиденьем") содержали уже прямое признание, как известно не встретившее ответа. Тогда пишется "Нищий", ведущий мотив этого стихотворения - неразделенная любовь: "Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!".

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Интересна история создания этого стихотворения. Однажды несколько семей, проводящих лето в Середникове, в том числе Арсеньева с внуком, Столыпины, Верещагины и Сушковы, отправились в Троицко-Сергеевскую лавру. На паперти стоял нищий, в руку которого кем-то был положен камень. Так возникла развернутая метафора, которую Лермонтов использует в стихотворении как символ человеческого равнодушия и глухоты.

Следующая группа, в которую входят "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор"), "У ног других не забывал" и "Когда к тебе молвы рассказ" есть своего рода кульминация эмоционального напряжения. Эти стихи пишутся не сразу после первой группы, а спустя некоторое время, когда Лермонтов услышал от Верещагиной о светских успехах предмета своей страсти. Рассказы Верещагиной вызывали в Лермонтове чувства обиды и ревности. Об этих чувствах Лермонтов говорил Сушковой в "Стансах" ("Взгляни, как мой спокоен взор"). Перерабатывая это стихотворение, он рисует на полях тетради красивую девушку с большими черными глазами, длинными черными волосами и гордой осанкой. Стихотворение "Когда к тебе молвы рассказ", которое Лермонтов дарит Сушковой, содержало упрек и, как говорила она в "Записках", "грозно предвещало" ей будущее:

Когда к тебе молвы рассказ

Мое названье принесет

И моего рожденья час

Перед полмиром проклянет,

Когда мне пищей станет кровь,

И буду жить среди людей,

Ничью не радуя любовь

И злобы не боясь ничьей:

Тогда раскаянья кинжал

Таким образом, в "сушковском цикле" стихов можно отметить две группы. Более ранние, написанные в Середникове, представляют собою традиционную любовную лирику с признаниями в пылкой страсти и с элегическими мотивами. Вместе с тем они являются и лирическим дневником. Вторая группа стихов отличается от первой своим более обобщенным характером. В отличие от первой группы, которая в дальнейшем у Лермонтова не варьируется и не перерабатывается, эта вторая содержит такие лирические мотивы и темы, которые затем перейдут в позднюю лермонтовскую лирику. Душевный опыт, отложившийся в них, выходит далеко за пределы конкретной ситуации. Эти стихи есть определенная ступень самосознания личности, связь же их с байроновским циклом, посвященным Мэри Чаворт, является, помимо всего прочего, важным подтверждением правдивости рассказа Сушковой о том, что именно она была их непосредственным адресатом.

Если первый эпизод отношений Лермонтова и Сушковой связан с ранней лирикой поэта, то "развязка" этого "романа" связана с его прозой. Как известно, Лермонтов подробно описал ее в "Княгине Лиговской". Как и первый эпизод, последний проходит под знаком литературных воздействий. Вообще литературный элемент настолько ярко окрашивает эти отношения, что вопрос о "реальных" портретах Лермонтова и Сушковой в середине 1830-х годов приобретает особое значение.

Со времени отъезда Сушковой из Москвы в 1830г. Лермонтов не встречался с ней до конца 1834 г. Вначале они поддерживали связи через Верещагину, но затем эти связи, по-видимому, прекратились. К началу 1830-х годов относится увлечение Лермонтова Н.Ф. Ивановой, а затем В.А. Лопухиной. Приехав в Петербург в 1832г. Лермонтов встречи с Сушковой не искал; она же была слишком занята светом и поисками выгодной партии, чтобы вспомнить о своем московском знакомом.

Сцены, которые Сушковой приходилось переносить дома, Лермонтов изобразил в романе "Княгиня Лиговская", - в эпизодах с Негуровым, его женой и дочерью Лизаветой Николаевной (прототипом ее была Сушкова). В "Княгине Лиговской" светские успехи Сушковой-Негуровой охарактеризованы довольно зло. В повесть "Княгиня Лиговская" вошли не только биографические и конкретные бытовые детали, но также и наблюдения художника над созданной им самим ситуацией и над психологией действующих лиц.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…»

Для М.Ю. Лермонтова любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение. Лермонтов был от природы влюбчив, пылок и очень искренен. Он боготворил избранницу своего сердца, посвящал ей прекрасные стихи, окружал вниманием и нежной заботой. Но часто случалось так, что любовь поэта разбивалась о холодность, непонимание и даже измену возлюбленной.

Вот почему в интимной лирике м.Ю. Лермонтова очень мало светлых, радостных настроений, тех «чудных мгновений», что воспеты Пушкиным. Чаще всего у Лермонтова речь идет об одиночестве, о неразделенной любви, об измене женщины, не оценившей возвышенные чувства друга.

Стихотворение «К***» («Я не унижусь пред тобою…») посвящено Наталии Федоровне Ивановой, которой поэт за два года их бурного романа посвятил более двадцати стихотворений.

Наталья Федоровна была дочерью известного в ту пору писателя Федора Федоровича Иванова. Поэт познакомился с ней летом 1830 года на даче у своих родственников Столыпиных. Это было недалеко от Москвы, на Клязьме. Первое стихотворное послание Ивановой было полно радостных надежд, счастливых ожиданий, восхищения юной красотой:

Весенний теплый день; и у окна

Сидела дева, нежная лицом,

С очами, полными душой и жизнью.

Но срок любви и открытой взаимности был коротким, таким коротким, что через недолгий промежуток времени поэт скажет: «Мне, польстив любовию сперва…»

Летом 1831 года в отношениях Михаила Юрьевича и Наталии Федоровны произошел сильный разлад. Случилось нечто страшное. Вернувшись в Москву после «начального дачного отдыха», поэт начинает писать пьесу, посвященную потрясшим его событиям. Название пьесы – «Странный человек». В ней под именем Владимира Павловича Арбенина Лермонтов выводит самого себя, под именем Наталии Федоровны Загорскиной – Наталию Федоровну Иванову. Загорскина изменяет Арбенину. Легкодумно предпочтя его друга Белинского, она решает выйти за него замуж. К Арбенину она начинает проявлять все большую холодность, пренебрегает его страстным чувством.

Сюжет драмы проливает свет на то, что случилось в отношениях поэта и Ивановой. Лермонтов тяжело пережил разрыв с любимой девушкой, которой он поверял свои тайны и мечты. И вот в 1832 году, спустя полгода после роковых событий, как, навеки прощаясь с «Н.Ф.И.» - так он часто озаглавливал стихи, посвященные ей, поэт пишет последнее стихотворное послание любимой:

Я не унижусь пред тобою,

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай, мы чужие с этих пор…

Герой сожалеет, что напрасно «пожертвовал я годы» неискренним чувствам девушки, которая просто кокетничала с ним. Лирический герой любит сильно и жертвенно, но он не позволит обращаться с ним снисходительно:

Я горд! – прости! Люби другого

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного,

Я не сделаюсь рабом.

Так же, как и А.С. Пушкин в своем знаменитом «Я Вас любил…», М.Ю. Лермонтов желает возлюбленной радости и счастья с другим ее избранником. Вот только женскому кокетству он больше верить, не намерен, он разуверился в искренности любовных признаний. Поэт готов к отмщению:

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем…

Но досада и злость обманутого чувства уступают место грусти одиночества и сожалению:

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку –

Безумец! – лишний раз пожать!

Стихотворение не делится на строфы. Это создает эффект взволнованной, безостановочной речи – исповеди. Автор использует яркие эпитеты и метафоры, помогающие ему передать сложное душевное состояние («мысль небесная», «коварная измена», «дар чудесный», «пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам» - синекдоха). В основу композиции положен прием противопоставления: «любовь» - «измена», «надежда» - «заблужденье», «привет» - «укор».

Стихотворение написано пятистопным ямбом с использованием пиррихия и спондея. Обилие восклицательных предложений и риторических вопросов отражает сбивчивый, взволнованный характер повествования.

После этого стихотворения Лермонтов уже никогда не посвящал стихи Н.Ф. Ивановой. Забвение стало своеобразным отмщением за разбитые мечты и надежды. Лишь позже, год спустя, Лермонтов запишет в своем дневнике и в альбоме Н.Ф.И.:

Что может краткое свиданье

Мне в утешенье принести,

Час неизбежный расставанья

Настал, и я сказал: прости.

И стих безумный, стих прощальный

В альбом твой бросил для тебя,

Как след единственный, печальный,

Который здесь оставлю я.

Стихотворение поражает своей эмоциональностью, искренностью, высоким нравственным чувством. Оно является жемчужиной интимной лирики великого поэта.

Работая над данной темой, я еще раз убедилась в том, насколько многогранен и удивителен мир великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова, чье 170-летие отметило все прогрессивное человечество в прошедшем году.

Творчество его неисчерпаемо богато своими тайнами и загадками, и невозможно раскрыть их. Я рада тому, что мне удалось хоть на миг прикоснуться к великой сокровищнице русской литературы.

1. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.- М. 1987.

2. Гинзбург Л.О. О лирике.- Л. 1974.

3. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х томах. Москва, Издательство «Правда» 1988.

4. Лермонтовская энциклопедия. Москва, 1981.

5. Мануйлов Н.В. Летопись жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. М.- Л.,1964.

6. Мережковский Д. "М. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества"

7. Наровчатов М.Ф. Лирика Лермонтова. Заметки поэта. Москва,1970.

8. Ревякин А.И. История русской литературы XIX века. М.,1981.

9. Розанов В."О писательстве и писателях" (1856 - 1919)

«Надежда» М.Лермонтов

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Надежда № 2

«Надежда» Михаил Лермонтов

Есть птичка рая у меня,
На кипарисе молодом
Она сидит во время дня,
Но петь никак не станет днем;
Лазурь небес — ее спина,
Головка пурпур, на крылах
Пыль золотистая видна,-
Как отблеск утра в облаках.

И только что земля уснет,
Одета мглой в ночной тиши,
Она на ветке уж поет
Так сладко, сладко для души,
Что поневоле тягость мук
Забудешь, внемля песни той,
И сердцу каждый тихий звук
Как гость приятен дорогой;
И часто в бурю я слыхал
Тот звук, который так люблю;
И я всегда надеждой звал
Певицу мирную мою!

Анализ стихотворения Лермонтова «Надежда»

Если задаться вопросом, что именно дает человеку силы жить и двигаться вперед, то многие наверняка ответят, что это – надежда. Правда, у каждого она свое, ведь все мы, как правило, точно знаем, чего именно нам не хватает для полного счастья. Это было известно юному Лермонтову, который обладал огромным тщеславием и втайне презирал окружающих его людей, считая их недалекими, лицемерными и вульгарными существами.

У поэта были мечты относительно карьеры военного, но при этом он также хотел достичь успехов и на литературном поприще. После знакомства с Екатериной Сушковой у Лермонтова появилась еще одна цель – завоевать благосклонность этой особы. И ради подобного он готовы был отказаться и от литературы, и от военного мундира.

В 1831 году Лермонтов написал стихотворение «Надежда», в котором упивается новыми чувствами и мечтает о том, что сможет быть по-настоящему счастлив. Надежду в образе Екатерины Сушковой он изображает в виде «птички рая», которая сидит «на кипарисе молодом». Действительно, юношеская влюбленность Лермонтова уже готова перерасти в настоящее чувство. Не хватает лишь малого – ответной симпатии со стороны той, которой поэт посвящает все свои лирические стихи. Лермонтов мечтает о том, чтобы покорить свою возлюбленную, поэтому его птичка-надежда поет не днем, когда мир наполнен суетой, а по ночам. Это время суток становится самым любимым для поэта, ведь он получает возможность в уединении мечтать о той, которая занимает в его сердце так много места.

С наступлением ночи «она на ветке уж поет так сладко, сладко для души», и автор забывает обо всех своих неприятностях. А их у юного поэта, не отличающегося покладистым характером, достаточно много. Однако все они меркнут перед надеждой на то, что когда-нибудь он уловит нотки взаимной симпатии в голосе Екатерины Сушковой, с которой уже мысленно связывает свою жизнь. «И часто в бурю я слыхал тот звук, который так люблю», — признается поэт, намекая на то, что живет надеждой на новую встречу с возлюбленной. Однако он и не предполагает, насколько сильным будет разочарование, когда волшебный лучик надежды, в конце концов, все же угаснет. И именно тогда поэт возненавидит «певицу мирную мою», которая еще недавно была для него смыслом всего существования. Боль и обида на Сушкову, которая так долго играла его чувствами, выплеснется в коварную интригу, из-за которой девушка будет выставлена на всеобщее посмешище.

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему:
Конспект урока по литературе в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Тема: Любовная лирика М.Ю.Лермонтова.

Цель урока: постепенное проникновение во внутренний мир и любовную лирику М.Ю.Лермонтова.

  • вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
  • раскрыть духовный потенциал и творческое воображение учащихся
  • создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии

Оборудование: тексты стихотворений, тетради, компьютер, интерактивная доска.

Я не могу любовь определить.

Но это страсть сильнейшая! - любить

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.

Сообщение темы урока (2 слайд)

Знакомство с целью и задачами урока (3 слайд)

II Знакомство с новым материалом

Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.

Любить… но кого же? На время не стоит труда,

А вечно любить невозможно…, -

размышляет лирический герой М.Ю. Лермонтова.

Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического “я”, но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.

Всякий плакал, кто любил
Любил ли он морские волны
Иль сердце женщине дарил… (поэма “Моряк”)

Неразделенная любовь, начиная с ранних стихов и на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни.

Осознание собственного одиночества стало причиной того, что чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу. Идейные искания и душевные тревоги Лермонтова нашли отражение в его лирике и прежде всего, в любовной лирике. А сейчас обратим внимание на эпиграф урока (слайд 2).

Я не могу любовь определить.

Но это страсть сильнейшая! - любить

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.

- Как вы понимаете эти слова поэта?

- Что для Лермонтова есть любовь? Какую роль играла она в его жизни? Какое место занимала в его судьбе?

– На эти и многие другие вопросы мы ответим с вами в конце урока, а сейчас мы начинаем знакомиться с отдельными его произведениями о любви и с теми женщинами, которым они посвящены.

Первая учебная ситуация

1. Сообщение ученика о Е.А.Сушковой (4 слайд)

История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой - достаточно значительный "сюжет" в личной и литературной биографии поэта. Лето и начало осени 1830 г. проведенные Лермонтовым в имении Столыпиных Середникове в тесном общении с московской кузиной Сашенькой Верещагиной и её близкой приятельницей Катей Сушковой, отмечено интенсивностью творческого развития поэта: поэтические создания этой поры - заметная веха в становлении его художественной индивидуальности.

Конец 1834-начало 1835 г. - время новой встречи Лермонтова и Сушковой в Петербурге - тоже весьма значительный эпизод в творческой биографии поэта, связанный с созданием оставшейся незавершенной повести "Княгиня Лиговская". У Сашеньки Верещагиной Сушкова познакомилась с Лермонтовым, который жил также по соседству: " У Сашеньки встречала я в это время её двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой". Первоначальное их знакомство произошло, по-видимому, ранней весной 1830 г. Сушкова помнила, как Мишель "радовался" и "торжествовал", когда получил приз на пансионском экзамене. Это было 29 марта 1830г. итак, начало увлечения пятнадцатилетнего мальчика "петербургской модницей", как шутя аттестовала Сушкову Верещагина, следует отнести к ранней весне этого года. Разница в возрасте составляла, таким образом, два года с небольшим; разница в общественном положении, предопределенная ею, была гораздо больше. " Мне восемнадцать лет, - говорит Сушкова Лермонтову,- я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы ещё стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнёте".

Прервавшееся на время знакомство возобновляется уже летом 1830 г. в Середникове. Собственно с этого времени только и можно говорить о взаимоотношениях Лермонтова и Сушковой, которые стали позже зерном любовной интриги, а теперь дали начало лирическому циклу. Именно в это время Сушкова "предсказывает" Е.А. Арсеньевой "великого человека в косолапом и умном мальчике". Первые стихи "сушковского цикла" лишены каких-либо связей с Байроном. Сушкова рассказывала, что первое стихотворение, адресованное ей, она получила от Лермонтова при отъезде из Середникова в Москву, 12 августа 1830г. Это было стихотворение "Черноокой" (Лермонтов шутливо называл Сушкову «мисс Блейк – айз»), содержавшее полупризнание в любви и как бы отмечавшее начальную фазу развивающегося чувства.

Сушкова приняла стихи благосклонно, и юный поэт поспешил откликнуться ("Благодарю. Вчера мое признанье / И стих мой ты без смеха приняла )

Со времени отъезда Сушковой из Москвы в 1830г. Лермонтов не встречался с ней до конца 1834 г. Вначале они поддерживали связи через Верещагину, но затем эти связи, по-видимому, прекратились. К началу 1830-х годов относится увлечение Лермонтова Н.Ф. Ивановой, а затем В.А. Лопухиной. Приехав в Петербург в 1832г. Лермонтов встречи с Сушковой не искал; она же была слишком занята светом и поисками выгодной партии, чтобы вспомнить о своем московском знакомом.

2. Анализ стихотворения «Нищий» (5 слайд)

- чтение стихотворения ( запись; слайд 5)

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Интересна история создания этого стихотворения. Однажды несколько семей, проводящих лето в Середникове, в том числе Арсеньева с внуком, Столыпины, Верещагины и Сушковы, отправились в Троицко-Сергеевскую лавру. На паперти стоял нищий, в руку которого кем-то был положен камень. Так возникла развернутая метафора, которую Лермонтов использует в стихотворении как символ человеческого равнодушия и глухоты.

Вот как вспоминает об этом случае сама Е.А.Сушкова: « Мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья. Умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая. «Пошли вам Бог счастие, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!»

Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола. В нетерпеливом ожидании обеда. Один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи:

У врат обители святой…»

- В чем особенность композиции данного стихотворения?

(стихотворение «Нищий» имеет двучастную композицию, т.е. его можно разделить на две части. В первой говорится о нищем, над которым посмеялись, а во второй – о женщине. которая жестока отнеслась к лирическому герою)

- Какие образы обозначены в произведении? Охарактеризуйте их?

(В ходе стихотворения вырисовываются три образа – нищего, лирические герой и героиня. Лирический герой 0 образ трагический. Это герой. Страдающий от несовершенства окружающего мира, остро ощущающий сове одиночество, несовершенство окружающего мира, разъединенность с людьми. )

- Какой прием положен в основу произведения?

(Стихотворение представляет собой развернутую метафору. Автор одновременно раскрывает сам предмет и развивает образ иносказания ).

Вторая учебная ситуация

1. Сообщение ученика об Ивановой Н.Ф. (6 слайд)

Значительно более глубокий след в сердце поэта оставила поначалу загадочная для исследователей творчества Лермонтова “Н. Ф. И. ”. К ней относится большой цикл стихов 1830-1832гг. примерно 40 стихотворений ,так называемый «ивановский цикл».

Летом 1829-1832 гг, Лермонтов гостил в подмосковном Середнякове, имении Столыпиных – родственников со стороны бабушки. Многие стихи этих лет имеют посвящение: “Н. Ф. И. ”, “Н. Ф. И-вой”, “К. И. ”, “И-вой”. Некоторые из этих стихов вошли в драму “Странный человек”. Наталья Федоровна Иванова (1813-1875), дочь московского литератора Федора Федоровича Иванова, автора известной в те годы пьесы ” Семейство Старичковых” и трагедии “Марфа Посадница”.

Ободренный в начале знакомства с Ивановой ее вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Их отношения окончились разрывом, что придало мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Возникают ревность, упреки в обмане, мотивы неверия в прочность женского чувства. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара, который недопустимо тратить на недостойные предметы.

Разрыв с Ивановой относится, видимо, к лету 1831 года.

Вскоре Иванова вышла замуж за офицера Н.М.Обрескова. Н.Ф.Ивановой посвящено стихотворение К * ( «Я не унижусь пред тобою…»)1832г. Этот итог драматических для поэта отношений, своего рода страстный монолог, построенный как обвинение отвергнувшей его возлюбленной.

В лирике поэта появляются трагические ноты, ” мотивы неверия в прочность женского чувства, ревность, укоры в обмане”, – писал В. А. Мануйлов.

В предисловии к драме “Странный человек” Лермонтов говорит: “Лица, изображенные мною, все взяты с природы, и я желал бы, чтобы они были узнаны, – тогда раскаяние, верно, посетит души тех людей”. Но раскаяние, вероятно, не посетило душу Н.Ф. Ивановой, она вышла замуж, и уехала в Курск.

Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв относится примерно к лету 1831 года. Рисуя ее портрет, он называет ее “мраморный кумир”, “бесчувственное божество”.

2. Анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобою…» (1832)

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд. прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил;
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец! — лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?

Ты знала - я тебя не знал.

- Выразительное чтение стихотворения (учителем или заранее подготовленным учеником)

– Это стихотворение обращено к Наталье Федоровне Ивановой. в которую Лермонтов одно время был пылко влюблен.Данное стихотворение подводит итог их взаимоотношениям. В начале июня 1831 года Лермонтов несколько дней гостил под Москвой в семье покойного драматурга Ф.Ф.Иванова, в дочь которого, Наталью, девушку удивительной красоты, был без памяти влюблен. Восторженное обожание, стихотворные признания юного поэта льстили самолюбию избалованной успехом девушки, сначала она благосклонно относилась к нему. Но в последний приезд к Ивановым, в усадьбу на берегах Клязьмы, Лермонтов, в обиде на нее, пишет это стихотворение.
- Какое настроение преобладает в этом стихотворении? ( чувство разочарования, неразделенная любовь, измена любимой девушки… )

- В чем обвиняет лирический герой свою возлюбленную? (Не оценила по достоинству чувство лирического героя: «Такой души ты знала ль цену?»)

- В чем он упрекает и ее, и себя?

( Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество:
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?
Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал:
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец! )
- О какой мести мечтает лирический герой? В чем наивность таких угроз?

( Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил;
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?

Наивность этих слов в том, что если возлюбленная не отвечает взаимностью, то ее это не должно огорчить)

- Охарактеризуйте лирического героя стихотворения?

(Лирический герой полон самоотверженно любви горячей любви, он готов откликнуться на чувства возлюбленной всей душой. Но все безмерные жертвы души оказываются напрасными. Герой узнает лишь «коварную измену» - та, кого он считал «ангелом», превращается в порочную женщину. Герой остается гордым и одиноким, свободным и вновь готовым к любовному порыву. Он доверчив. Он жаждет счастья)

- Какой прием положен в основу произведения?

(В основу произведения положен прием антитезы: искренняя любовь противопоставлена коварной измене, а юношеские надежды – горестному разочарованию)

- Какие выразительные средства помогают поэту передать сложное душевное состояние?

(Автор использует яркие выразительные средства, помогающие ему передать сложное душевное состояние: эпитеты («дар чудесный», «коварную измену»), метафоры («пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам», «мгновенья…я отнимал у вдохновенья», «тебе я душу отдавал»), иносказания («ангел», «бессмертие»), гиперболы («целый мир возненавидел», «я был готов…целый мир на битву звать», «и в страсти стану клясться всем»).

- Какие стилистические фигуры создают эффект взволнованности речи лирического героя, наполненной глубоким чувством?

( Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмы. В нём нет деления на строфы. Автор часто употребляет риторические восклицания и вопросы (« Как знать, быть может, те мгновенья,/
Что протекли у ног твоих, _Я отнимал у вдохновенья! /А чем ты заменила их?», «Зачем ты не была сначала, /Какою стала наконец!», «Иль женщин уважать возможно, /Когда мне ангел изменил?» и др.). анафоры: («И так пожертвовал я годы…- И так я слишком долго видел…», «Зачем так нежно обещала…- Зачем ты не была сначала…»). Все эти особенности произведения создают эффект взволнованной речи, наполненной глубоким чувством, создаётся впечатление, что стихотворение было написано на одном дыхании.)
- Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” исполнено горестным ожесточением и сожалением о напрасно растраченном жаре души. Обида, нанесенная непостоянной девушкой, не только больно ранила впечатлительного юношу, но и разрушила в нем возвышенное отношение к любви. Но все же в стихотворении звучит также устойчивый в лирике Лермонтова мотив «неизгладимости» любви: «Но слишком знаем мы друг друга, / Чтобы друг друга позабыть».

Третья учебная ситуация

1. Сообщение ученика о Лопухиной В.А. (7 слайд)

Варвара Александровна Лопухина - одна из самых глубоких сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова. как писал исследователь творчества поэта П.Висковатов, все мимолетные привязанности Лермонтова «побледнели перед глубокою и искреннею любовью, которая, начавшись в …молодые годы и пройдя через несколько фазисов, укрепилась и стала в жизни поэта светлым маяком, к коему он всегда прибегал во время тяжкой борьбы, среди житейских и душевных бурь». В 1831 поэт встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея - Варенькой.

Весной 1832 года компания молодежи с Поварской, Большой и Малой Молчановки собралась ехать в Симонов монастырь ко всенощной - молиться, слушать певчих, гулять. Солнце склонялось к Воробьевым горам, и вечер был прекрасный. Уселись на длинные линейки, запряженные в шесть лошадей, и тронулись вверх по Арбату веселым караваном. Случайно во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной. Минувшей зимой шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на "ярмарку невест". Она только одну зиму выезжала и еще не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты. Это делало ее не похожей на московских барышень, у которых все было рассчитано: каждый жест, поза, улыбка.

Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение и чтение романов сделали ее мечтательной. Но эта мечтательность умерялась природной живостью, веселостью и общительностью. Свою склонность помечтать она не выказывала, а, наоборот, стыдилась как слабости. Была блондинка с черными глазами. Это придавало ей особую прелесть. Каждая перемена настроения, мимолетное чувство и мелькнувшая мысль отражались на ее подвижном лице.

В минуты внутреннего подъема оно становилось прекрасным, а порой Варенька могла показаться совсем некрасивой.

В ней была обаятельная простота, свойственная глубоким и цельным натурам. Она была всеобщей любимицей.

"Будучи студентом, - пишет А.П. Шан-Гирей,- Лермонтов был страстно влюблён. в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку: ей было лет пятнадцать-шестнадцать, мы же были дети и сильно дразнили ее, у ней на лбу чернелось маленькое родимое пятнышко, и мы всегда приставали к ней, повторяя: "у Вареньки родинка, Варенька уродинка", но она. добрейшее создание, никогда не сердилась. Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно, сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей"

С тех пор, как мне явилась ты,

Моя любовь - мне оборона

От гордых дум и суеты.

Она была одних лет с поэтом, и это было, между прочим, причиной многих страданий для Лермонтова, потому что Варенька по годам своим была членом общества, когда ровесник ее, Мишель, все еще считался ребенком. Характер ее, мягкий и любящий, увлекал его. Он, сопоставляя себя с нею, находил себя гадким, некрасивым, сутуловатым горбачом: так преувеличивал он свои физические недостатки.

Переезд Лермонтова в 1832 в Петербург и зачисление в школу юнкеров помешали обоюдному чувству развиться, а военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки. Однако Лермонтов не переставал интересоваться судьбой Вареньки. Вот одно из писем Лермонтова к М.А. Лопухиной, сестре Вареньки: "Мне бы очень хотелось задать вам небольшой вопрос, но не решаюсь начинать. Коли догадываетесь - хорошо, а нет - значит, если б я задал вопрос, вы не могли бы на него ответить. " На что М.А. Лопухина, мгновенно догадавшись, отвечает: "Поверьте, я не утратила способности вас понимать: Она хорошо себя чувствует, выглядит довольно веселой. "

Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоём!

Так поток весенний отражает

Свод небес далекий голубой

И в волне спокойной он сияет

И трепещет с бурною волной.

Будь, о будь моими небесами,

Будь товарищ грозных бурь моих;

Пусть тогда гремят они меж нами,

Я рожден, чтобы не жить без них.

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей,

Но с тобой, мой луч-путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!

Души их певца не постигали,

Не могли души его любить,

Не могли понять его печали,

Не могли восторгов разделить. (1832)

Это стихотворение выделяется просветленным настроением. Идеальный образ любимой женщины служит поэту единственной отрадой. Однако надежда найти счастье в любви несбыточна, поэтому Лермонтов и говорит о невозможности общего пути, он предчувствует другой исход, уготованный ему судьбой.

Между тем молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно, под влиянием родителей в 1835 году выйти замуж за Н.Ф.Бахметева, человека не молодого. Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. Фамилию ее по мужу он не признавал. Посылая ей в 1840 или 1841г новую переделку поэмы "Демон", он в посвящении к поэме из поставленных переписчиком букв В.А.Б. несколько раз перечеркивает Б. и ставит Л.

Последний раз они видятся мимолетно в 1838г, когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем Петербург, а Лермонтов в это время служит в Царском Селе.

2. Анализ стихотворения «Молитва» (1837) (8 слайд)

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред Твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.


Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

( «Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в этом стихотворении религиозных мотивов)

- Какие образы выделяются.

(В ходе монолога вырисовываются три образа: Божьей Матери, лирического героя и той, о которой он молится)

- Что вы можете сказать о лирическом герое?

(Внутренняя драма героя, одинокого странника с «пустынной душой», отступает перед образом героини с ее нравственной чистотой и беззащитностью перед враждебными силами «мира холодного». Мольба за нее освещает с новой стороны образ самого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека.)

- Определите жанр произведения? Как это помогает автору более полно выразить идею стихотворения?

(«Молитва» строится как монолог лирического героя – мольба о счастье любимой женщины, о ее душе, вместе с тем отвергает традиционные формы обращения к Богу с молитвой о себе).

- Какие изобразительно-выразительные средства помогают создать настроение просветленной грусти?

(Автор использует разнообразные эпитеты. помогающие создать образы мстительного недостойного героя – странника и лучшей, добрейшей и чистейшей героини. «душу пустынную», «странника безродного», «деву невинную», «теплой заступнице», «мира холодного», «душу достойную» и т.п.). Анафора и градация в первой строфе («Не о спасении…/ Не с благодарностью…/ Не за свою молю душу пустынную…» )усиливают впечатление от искренности чувств лирического героя. А использование сложных предложений с устаревшей лексикой организуют интонации мольбы, присущей молитве).

Таким образом, стихотворение «Молитва» - это страстная мольба о прощении – за неуместность мстительного порыва, за неделикатность. Мольба и признание в пожизненности внушенного ею чувства, которое и любовью – то назвать нельзя: настолько оно – другое. Герой провожает благословляющим взглядом «деву невинную» вплоть до смертного ложа потому именно. Что ему с его отрицательно определившейся судьбой наверняка не предстоит участия в ее жизни, и благодать его души уже не коснется.

Здесь появляются пушкинские мотивы: только Пушкин в своей лирике столь бережно, с такой любовью и теплотой относился к миру чужой души.

В.Г.Белинский восхищался стихотворением «Молитва»: «Сколько кроткой задушевности в тоне этого стихотворения, сколько нежности без всякой приторности, какое благоуханное, теплое, женственное чувство. Все это трогает в голубиной натуре человека; но в духе мощном и гордом, в натуре львиной – все это больше, чем умилительно…» (слайд 9)

3. Подведение итогов

- Назовите адресатов любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

- В чем вы видите трагедию лирического героя? Какими причинами можно объяснить ноты скепсиса и неверия, звучащие в стихотворениях поэта о любви?

Белинский В.Г. о творчестве Лермонтова сказал: «Боже мой! Сколько эстетического в этом человеке! Какая нежная и тонкая

поэтическая душа в нем!» (слайд 10)

- Согласны ли вы с мнением Белинского?

Признавая неизбежность разлуки и обреченность земного счастья, лермонтовкий герой утверждает и необыкновенную ценность любви, и святость тех редких минут, когда он был вместе с возлюбленной.

Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда его прекрасные произведения, его стихи.

- Какие стихотворения М.Ю.Лермонтова о любви вам особенно понравились и почему?

III. Домашнее задание

- Выучить наизусть и проанализировать любое стихотворение о любви М.Ю. Лермонтова (по выбору учащихся)

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Работу выполнилаКарасева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы II квалификационной категории, МОУ Ягубовская средняя общеобразовательная школа

Слайд 2
Я не могу любовь определить.Но это страсть сильнейшая! - любитьНеобходимость мне; и я любилВсем напряжением душевных сил.М.Ю.Лермонтов

Слайд 3
Любовная лирика М.Ю.Лермонтова

Слайд 4
Цель урокапостепенное проникновение во внутренний мир и любовную лирику М.Ю.Лермонтова

Слайд 5
Задачи:вызвать интерес к личности и творчеству поэта; раскрыть духовный потенциал и творческое воображение учащихсясоздать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии

Слайд 6
Е.А. Сушкова
« Эта женщина - летучая мышь, крылья которой зацепляются за все встречное… есть что-то такое в ее манерах, в ее голосе грубое, отрывистое, надломленное, что отталкивает». М.Ю.Лермонтов

Слайд 7
«Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! »

Слайд 9
Однажды несколько семей, проводящих лето в Середникове, в том числе Арсеньева с внуком, Столыпины, Верещагины и Сушковы, отправились в Троицко-Сергеевскуюлавру. На паперти стоял нищий, в руку которого кем-то был положен камень. Так возникла развернутая метафора, которую Лермонтов использует в стихотворении как символ человеческогоравнодушия и глухоты.

Слайд 10
Стихотворение «Нищий»

Слайд 11
Н.Ф.Иванова

Слайд 12
«Я не достоин, может быть, твоей любви; не мне судить…»

Слайд 13
Чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара подсказали поэту эти строки:«Я не унижусь пред тобою…»

Слайд 14
"Будучи студентом, Лермонтов был страстно влюблён. в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку… Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно, сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей" А.П. Шан-Гирей
В. А. Лопухина

Слайд 15
С тех пор, как мне явилась ты, Моя любовь - мне оборона От гордых дум и суеты.

Слайд 16
В феврале 1838 года Лермонтов пишет письмо Марии Лопухиной, а в конверт вложил стихи, обращенные к ее младшей сестре, Вареньке, - знаменитую «Молитву».

Слайд 17
« Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом…»

Слайд 19
В.Лопухина в образе испанской монахини

Слайд 20
Сколько кроткой задушевности в тоне этого стихотворения, сколько нежности без всякой приторности, какое благоуханное, теплое, женственное чувство. Все это трогает в голубиной натуре человека; но в духе мощном и гордом, в натуре львиной – все это больше, чем умилительно… В. Г. Белинский

Слайд 21
Боже мой! Сколько эстетического в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем! В.Г.Белинский

Слайд 22
«Так храм покинутый – все храм,Кумир поверженный – все бог. »

Слайд 23
Признавая неизбежность разлуки и обреченность земного счастья, лермонтовкий герой утверждает и необыкновенную ценность любви, и святость тех редких минут, когда он был вместе с возлюбленной. Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда его прекрасные произведения, его стихи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто.

План-конспект урока по литературе в 10 классе. Тема: Теория Раскольникова"

Урок является продолжением в изучении романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Цель урока - познакомить учащихся с теорией Раскольникова. Урок имеет важное мировоззренческое значение, так.

Конспект урока по литературе в 10 классе «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в музыке»

Урок ставит своей целью расширить и обогатить представления учащихся о творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления. Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Конспект урока по литературе в 10 классе «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Конспект урока по литературе в 10 классе. «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

конспект урока по литературе в 10 классе на тему: "Путешествие по местам жизни Н.А.Некрасова"

Презентация рассказывает об основных фактах биографии Н.А.Некрасова и о памятных местах, связанных с его именем. Данный ресурс можно использовать на уроке литературы как иилюстративный материал к расс.

Конспект урока "Два мира в жизни Мцыри" ("Мцыри" М.Ю. Лермонтова).

Предлагаемый вариант открытого урока по литературе был апробирован в 8классе. Сегодня проблема прочтения классических произведений требует внедрения элементов современных технологий.

Послушать стихотворение Лермонтова Надежда

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Надежда

Анализ стихотворения Лермонтова Надежда

Настроение произведения Надежда

Надежда