Анализ стихотворения Лермонтова Монолог 9 класс
Часто в своем творчестве Михаил Юрьевич Лермонтов обращался к темам нравственности и оценивал современное ему общество (не лучшим образом). Он не единожды отмечал бездуховность, подмену истинных ценностей ложными, легкомыслие людей и пустоту их жизней. Обо всём этом, в числе прочего, он пишет и в стихотворении «Монолог».
У лирического героя в этом стихотворении есть некий слушатель, а скорее даже собеседник – есть обращение «поверь», которое предполагает некое предыдущее взаимодействие и, очевидно, как-то противоречащую авторское позицию того, с кем он ведет беседу. Герой называет главный порок «здешнего света» - ничтожество принимается за благо. Далее перечисляются те самые ничтожества, которые мыслятся как нечто полезное и важное («глубокие познанья…»).
Затем даются два ярких сравнения с объектами, характерными для севера – с недолговечными растениями (быстрая жизнь, полная вроде бы ярких, но пустых и бесполезных моментов – цветение не приносит плодов) и бледным солнцем (в следующей фразе герой сам поясняет свою мысль). И, как следствие того, что жизнь тратится на не то, что нужно, приводятся страдания общества («И душно кажется…»).
Заключительные четыре стиха зарифмованы, что привлекает к ним особое внимание – это единственные зарифмованные стихи в тексте; они – вывод из всего вышесказанного. Антонимичная рифма мрачит//веселит, тройное повторение «и» в начале стиха и яркие образы (душа среди бурь, «яд злобы», «остылой жизни чаша) акцентируют внимание на себе и позволяют читателю точнее понять авторскую мысль и почувствовать настроение стихотворения.
9 класс
Анализ стихотворения «Монолог» Лермонтова №2
Восприятие, толкование, оценка
М.Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, чья юность совпала с суровым десятилетием после восстания декабристов. То была тяжелая эпоха николаевской реакции, период, когда умные, мыслящие люди не могли найти достойного применения своим силам. Отсюда грустная тональность произведений поэта. Как точно заметил В.Г. Белинский, в поэзии Лермонтова «нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни», но «везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце». И одним из произведений, где поэт ставит эти вопросы необычайно остро, является стихотворение «Монолог», созданное в 1829 году. Оно является своеобразным предварением более поздних произведений Лермонтова — стихотворения «Дума» и романа «Герой нашего времени».
В «Монологе» удивительно точно и верно передано то мироощущение, которое было свойственно Печорину:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Умный, порядочный, одаренный человек в России обречен на бездействие, ему негде применить свои таланты, «глубокие познанья», «пылкую» любовь к свободе. Родина и существующий в ней общественный порядок повинны в этом. В этом стихотворении (как и в «Думе») поэт выступает от лица целого поколения:
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье…
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
Это поколение не знает «ни любви, ни дружбы сладкой», ему «душно» на Родине, вся жизнь этих людей пуста и безрадостна. Отсюда — грустные интонации поэта. Лирический герой стихотворения с горечью осознает, что жизнь его и его современников бесплодна, «пасмурна», лишена какого-либо смысла и цели. Однако в стихотворении нет суда над поколением. Лирический герой сочувствует ему, вызывая ответную реакцию читателя.
Форма «Монолога» (вольный ямб без рифмы, со строчками, обрывающимся на многоточиях) помогает передать и грустное настроение автора, и искренность его размышлений. Поэт использует различные средства художественной выразительности: сравнения («Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша»), метафору («И нам горька остылой жизни чаша»), эпитеты («пылкая любовь свободы», «дружбы сладкой»), анафору («И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует…»), риторический вопрос (К чему глубокие познанья, жажда славы, Таланти пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем?»).
Таким образом, «Монолог» — это грустное размышление Лермонтова о судьбе поколения в этот жестокий век.
Анализ №3
В "Монологе" выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана "Дума", духовный облик поколения 30-х годов не изменяется.
Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье.
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует.
Такое существование приводит к ранним разочарованиям, к утрате веры в любовь и дружбу, убивает желание наслаждаться радостями жизни. Поэтому лермонтовское поколение не знает юности, не ведает "ни любви, ни дружбы сладкой". Но автор отмечает, что у его молодых соотечественников есть и "глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы". Однако все эти прекрасные качества не нужны в обществе, где царят насилие, жестокость, пустота. Они оказываются лишними, так как не находят применения. "Мы их употребить не можем", — говорит автор. Кто же в таком случае торжествует в обществе? Лаконичный и горький ответ содержится в первой же строчке стихотворения: "Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете". Все стихотворение пронизано чувством боли и страдания лирического героя, размышляющего, о поколении, к которому он принадлежит. Поэт сам вдыхает душную атмосферу николаевской России, поэтому он прекрасно понимает состояние и настроение своих ровесников. Ведь он один из них. Это подчеркивается неоднократным употреблением местоимения "мы". В "Монологе" звучит сочувствие автора своему поколению, которое не виновато в трагическом финале декабристского восстания, в том, что попытка изменить строй России путем решительного действия потерпела крах, положив начало политической реакции в стране.
Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.
В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига, возвеличение былого могущества России. Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.
В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Когда мы их употребить не можем?
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует.
Также эти строки из “Монолога” ярко описывают душевное состояние Лермонтова, спровоцированное общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность.
При этом он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.
Полностью раскрывая себя, Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию:
Мы, дети севера, как здешные растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем.
Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям
Анализ №4
Стихотворение М, Ю. Лермонтова "Монолог" - это откровение настоящего патриота.
Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.
В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига, возвеличение былого могущества России. Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.
В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Когда мы их употребить не можем?
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует.
Также эти строки из “Монолога” ярко описывают душевное состояние Лермонтова, спровоцированное общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность.
При этом он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.
Полностью раскрывая себя, Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию:
Мы, дети севера, как здешные растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем.
Текст «Монолог» М.Лермонтов
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешные растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье…
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
Анализ стихотворения Лермонтова «Монолог»
Вопросы общественной морали очень волновали юного Лермонтова. Начав бывать на званых приемах, 15-летний поэт, обладающий хорошей наблюдательностью, очень скоро разочаровался. Его книжные идеалы совершенно не соответствовали поведению и мыслям людей, с которыми ему довелось столкнуться. Больше всего Лермонтова поражало то, что представители благородных фамилий, так увлеченно рассуждающие о высоких материях, не обладают и малой долей тех благодетелей, которые декларируют. Именно поэтому в 1829 году поэт написал стихотворение «Монолог», которое перекликается с его более поздним произведением «Дума» и обличает представителей нового поколения, которым чужды такие понятия, как честь, справедливость и верность.
Свои рассуждения Лермонтов начинает с утверждения о то, что «ничтожество есть благо в высшем свете», и это действительно так. К людям, лишенным всяких принципов, что, по мнению поэта, является отличительной чертой его современников, общество относится снисходительно и даже покровительственно. Именно по этой причине автор задается вопросом: «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы,
когда мы их употребить не можем?».
Поэт подчеркивает, что молодость его сверстников, являющихся детьми севера, весьма кратковременна – «цветем недолго, быстро умираем». Однако тот небольшой срок, отпущенный судьбой, люди тратят не на благородные цели, а на развлечения и низменные страсти. В итоге жизнь таких людей «пасмурна» и «однообразна», хотя многие этого даже не осознают. Лермонтов не причисляет себя к тем, кто праздно проводит время, однако вынужден признать, что в обществе таких людей он не видит возможности реализовать свои высокие мечты, отчего «и сердцу тяжко, и душа тоскует». Автор с грустью отмечает, что ему уготована та же участь, что ждет и все его поколение, юность которого, лишенная пламенной любви и верной дружбы, проносится, словно мгновение, не оставляя следа. В итоге из восторженных юношей получаются отпетые циники, для которых сама ценность земного существования является весьма сомнительной. «И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая лишена моральных принципов и благородных целей, поэтому вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом, лицемерить, лгать и развлекаться.
«Монолог», анализ стихотворения для 9 класса
В.Г. Белинский писал, что в лермонтовских стихах «уже нет надежды, они поражают душу безотрадностью». И правда, в каждой строчке «Монолога». написанного пятнадцатилетним поэтом, пронзительно-щемящее ощущение дисгармонии.
В центре лирического повествования - судьба поколения. Мучительным признанием звучит первая строчка:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
Монолитно написанное произведение полно безысходности, откровенного безверья и пессимизма. Лирический герой задается горестными вопросами, а ответы на них безотрадны. Последователен и категоричен вывод. Ни к чему человеку, живущему там, где «сердцу тяжко». «глубокие познанья, жажда славы и пылкая любовь свободы». Куда лучше быть ничтожеством, что ничего не представляет из себя и способно насладиться простыми радостями жалкого существования, чем мучиться от разрыва между внутренним миром и действительностью.
Трагедия лирического героя — яркая индивидуальность, открыто противопоставляющая себя враждебному внешнему миру. Противоречие между героем и миром носит моральный характер. Утрата идеалов целым поколением становится причиной каждодневной драмы.
Уже в ранней лирике разрабатывается Лермонтовым концепция рефлектирующей, раздвоенной личности. С одной стороны, герой противостоит обыденности и пустоте существования, но, с другой стороны, прекрасно понимает тщетность этого. Недаром, так часто повторяется в тексте местоимение «мы» .
Тема «потерянного поколения» переплетается с темой родины. очень близкой поэту, интимной для него. «Здешний свет». «север» — так обозначена здесь Россия, глубоко любимая, прочувствованная, но здесь несущая в себе погибель молодому поколению, потому что отрицает яркость отдельного человека.
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем.
Избранная поэтом форма философского монолога. не обремененного рифмой, передает как бы размышления вслух. Ритмический рисунок меняет характер на обрывающихся многоточиями как бы незавершенных строках, показывая ход мысли, ее сбивчивость.
Стихотворение не делится на строфы, это создает ощущение, что все настолько наболело и так скрупулезно осмыслялось, что теперь звучит одной неразрывной мыслью.
Драматический пафос задан с первых же слов. Обращение к незримому собеседнику «поверь» приобретает трагическое звучание, усиливающееся с помощью градации.
Пейзажная зарисовка, изображающая образ родины. стоит в максимально значимой в композиционном и смысловом отношении позиции. Именно она ключ к поэтической мысли.
Судьба человека неразрывно соединена с судьбой места, где он живет. Обреченное, потерявшее себя поколение способно видеть только «солнце зимнее на сером небосклоне». Силу духа, цели, желания — все можно черпать из родной земли. Но общественная атмосфера сыграла решающую роль, подавляя и разрушая целостность личности, заложенную природой.
К мыслям о судьбе своего поколения М.Ю. Лермонтов будет возвращаться неоднократно. Одно из самых знаменитых его произведений, «Дума». является своеобразным двойником «Монолога». В ней тоже с горечью прозвучат мотивы утраты ценностей и смысла жизни .
9 класс