Анализ стихотворения Лермонтова Мой демон
База
стихотворений
Темы стихов
Авторы стихов
Наша группа
«Мой демон», (1830-31 гг.), вторая редакция юношеского стихотворения под тем же заглавием, представляющая дальнейшую разработку важнейшей для творчества Лермонтов темы демона.
Обратившись к новой редакции через 2 года, Лермонтов сохраняет из прежнего текста лишь 4 начальных строки, значительно расширяет объем стихотворения, усиливает личностное звучание темы и усложняет философское и психологическое содержание понятия демонизма. В отличие от пушкинского «Демона» (опубликованного в 1824 г.) и собственно первой редакции, теперь это уже не только демон всеотрицанья, «собранье зол», но и «гордый демон» познанья, озаряющий ум «лучом чудесного огня». Совершенство мира и собственного блаженство открываются лирическому герою как недосягаемая цель в процессе вечных поисков, разочарований и сомнений.
Полемика с пушкинским «Демоном» во 2-й редакции стихотворения Лермонтова гораздо резче; нагляднее всего она проступает не столько в характеристике образа демона (искушающая сила и абсолютность отрицания лермонтовского демона даже уступает здесь пушкинскому; ср. у А.С. Пушкина: «И ничего во всей природе / Благословить он не хотел»), сколько в идее нерасторжимости личной духовной связи с ним внутреннего «я» поэта:
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня.
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
«Явление» же демона Пушкину — опасный, сильный и тяжелый, но временный, подлежащий преодолению соблазн на пути испытания и взросления духа:
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия. Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям
Обсуждение анализа стихотворения
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Мой демон»
Первое произведение Лермонтова, раскрывающее образ демона. Образ, надо которым поэт размышлял всю свою жизнь. Дальнейшее развитие он получает в поэмах «Ангел смерти», «Азраил», и логически завершает свое оформление в поэме «Демоны» в 1839 году.
Именно с «Демонами» ассоциируется это краткое, но очень содержательное стихотворение из шестнадцати строф. «Мой демон» открывает тему демонизма в творчестве Лермонтова. Весьма распространенная в литераторской среде тех времен, у Лермонтова она получает не только экзистенциональный, но и политический подтекст.
Почему, с какой целью Михаил Юрьевич обратился к образу демона? Жизнь столкнула его с жестокой реальностью еще в раннем детстве. Смерть матери, потеря отца, недопонимание сверстников и строгая бабушка, которая взяла на себя его воспитание. Все это нашло отражение в творчестве поэта. Одиночество и необъяснимая тоска звучат сквозь все его творения, постепенно оформляясь в некое подобие внутреннего демона, противостоящего всему миру. Демон — тот, кто не согласен с Богом, тот, кто сражается за право существовать, несмотря на запреты, несмотря на ненависть и страх. Демон всегда одинок и может лишь искушать, подкупать и соблазнять людей, но никогда не испытает настоящей любви и близости.
И в этой желчи, среди ненависти и презрения, Демон с гордо поднятой головой встречает все невзгоды. Равнодушно наблюдая за тем, как люди разделяются на лагеря, спорят и убивают друг друга за различия во взглядах. «Он равнодушно видит кровь», не придавая этому никакого значения. Он презрел не только любовь, но и веру в человечество, страдания людские приносят ему наслаждение — ведь мы, твари божьи, заслужили все это по праву.
Лермонтов в своем цельном стихотворении из всего шестнадцати строф раскрывает образ демона намного глубже, чем это сделали до него другие европейские классики. Он вкладывает в него дополнительно образ природы, образ нашего мира — того, на который мы, зачастую, не обращаем внимания. Природа не замечает наших метаний, душевных терзаний, междоусобиц. Все то, что нам кажется важным, не имеет никакого значения. И демон находит свое отражение в бушующей стихии.
Буря не видит разницы между тем, кто прав и виноват, равно как и морской прилив смывает все на своем пути. Нельзя сказать, что образ демона положительный. Нельзя и причислить его к отрицательным. Это та сила, душевная сила, которая выше приземленных неурядиц.
«Мой демон» М.Лермонтов
«Мой демон» Михаил Лермонтов
Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.
Анализ стихотворения Лермонтова «Мой демон»
«Мой демон» воспринимается как набросок к знаменитой поэме «Демон». Стихотворение, которым Лермонтов открывает тему демонизма в своем творчестве, датировано 1829 годом. К тому же периоду времени относится начало работы над поэмой. В произведении нашлось место большинству мотивов, впоследствии встречающихся в «Демоне» и являющихся отражением трагического мировосприятия Михаила Юрьевича. Юный поэт страдает от одиночества, не верит в существование искренней любви и в силу добра, скептически относится к окружающей действительности. К осмыслению природы демонизма он обращается на протяжении всей жизни. Косвенно или напрямую тема присутствует в поэмах «Азраил», «Ангел смерти» и «Сказка для детей», романе «Герой нашего времени», балладе «Тамара», драмах «Два брата» и «Маскарад», незавершенном произведении «Вадим».
Своим стихотворением Лермонтов продолжает развивать мотив демонизма, придерживаясь классической европейской традиции. Она восходит к библейской истории о падшем ангеле, восставшем против бога и превращенным им в духа зла. Вариации этой легенды встречаются в творчестве Мильтона, Гете, Клопштока, Байрона, Виньи, Мура. В России одним из первооткрывателей темы считается Пушкин, написавший в 1823 году стихотворение «Демон». Оно настолько впечатлило пятнадцатилетнего Михаила Юрьевича, что тот сочинил своего рода ответ. Важнейшее отличие в восприятии демонической темы у двух поэтов отражается уже в названии. У Лермонтова к слову «демон» прибавляется местоимение «мой».
Первые восемь строк стихотворения Михаила Юрьевича — изображение духа зла через описание пейзажа. Важнейшую роль здесь играет ощущение движения — Демон носится между облаков. Он наслаждается роковыми бурями, пеной рек и шумом дубрав. Его мятежная душа постоянно стремится к действию. Трон Демона, осмелившегося отказаться от власти бога, находится средь желтых облетевших листьев. Дух зла, унылый и мрачный, подвержен страстям, но старается подавить их в себе. Всесильность Демона сочетается с тотальным одиночеством. Только «онемевшие ветры» способны существовать рядом с ним. Лермонтов явно восхищен главным героем стихотворения. Поэту импонирует его мятежность, сила духа, умение управлять собственными страстями. Величие образа духа зла передается Михаилом Юрьевичем при помощи высокой лексики и устаревших слов.
«Мой демон»(1829), анализ стихотворение Лермонтова
Образ Демона привлекал ощущавшего свое глубокое одиночество Лермонтова всю жизнь. Впервые он обращается к этому образу в пятнадцатилетнем возрасте, написав в 1829 году стихотворение «Мой демон».
Слово «демон» ни разу не употребляется в самом стихотворении - оно вынесено лишь в название. Притяжательное местоимение «мой». означающее принадлежность кому-то, в сочетании со словом «демон» подчеркивает глубоко личностное видение и понимание Лермонтовым этой фигуры.
Композиционно стихотворение состоит из шестнадцати строк. Оно цельное, без разделения на строфы. Астрофические стихи служат в данном случае для создания цельного образа Демона и расширения интонационно-синтаксического звучания темы.
В первых восьми строках Лермонтов изображает Демона через природу, создавая при этом отчетливый мотив движения – шум дубров, пена рек, носясь меж облаками. Приносящему разрушения и страдания Демону по душе «роковые бури». Символ мятежного начала, Демон привлекает юного поэта силой духа, своим неутомимым стремлением к действию. Титан, презревший власть Бога, восседает на своем «недвижном троне». властвуя над миром человеческих чувств, страстей, пороков.
С помощью анафоры «Он» поэт раскрывает внутреннюю сущность образа Демона – равнодушный к страданиям людей («Он все моленья отвергает,// Он равнодушно видит кровь» ) Демон ненавидит мир, весь смысл его существования – губить все доброе. Поэт рисует фигуру Демона, этого воплощения зла («Собранье зол его стихия» ), во всем своем страшном и одновременно притягательном величии. Но при этом лермонтовский Демон удивительным образом сочетает величие и мощь титана с печалью и унынием («Сидит уныл и мрачен он» ): обрекший сам себя на такое существование, Демон бесконечно одинок в этом мире, его окружают лишь «ветры онемевшие». и ни одна живая душа не разделит его одиночество.
В ключевых строках. являющихся композиционной вершиной стихотворения: «И звук высоких ощущений// Он давит голосом страстей» подчеркивается, что Демон все-таки подвластен высоким чувствам, но он намеренно подавляет в себе любые порывы души.
Стихотворение написано придающим плавность четырехстопным ямбом. Перекрестная рифмовка в сочетании с чередованием мужской и женской рифмы придают произведению строгость и торжественность. Ассонанс «о» передает силу и величие образа Демона, а ассонанс «е» придает некоторую приглушенность внутреннему миру титана, ведь все доброе уничтожается им в своей душе.
Высокая лексика (очей, моленья, презрел ) и устаревшие слова (неземных ), помогают передать величие образа Демона. Этой же цели служат изобразительные средства. метафоры (пена рек, ветров онемевших ) и эпитеты (бури роковые, недвижный трон, высоких ощущений, чистую любовь, неземных очей ).
Ощущая трагическую раздвоенность своего мироощущения, Лермонтов воплощает ее в образе Демона – одновременно великого и бесконечно одинокого, отверженного создания, «лишнего» в мироздании.
«Мой демон»(1829), анализ стихотворение Лермонтова
Образ Демона привлекал ощущавшего свое глубокое одиночество Лермонтова всю жизнь. Впервые он обращается к этому образу в пятнадцатилетнем возрасте, написав в 1829 году стихотворение «Мой демон».
Слово «демон» ни разу не употребляется в самом стихотворении - оно вынесено лишь в название. Притяжательное местоимение «мой», означающее принадлежность кому-то, в сочетании со словом «демон» подчеркивает глубоко личностное видение и понимание Лермонтовым этой фигуры.
Композиционно стихотворение состоит из шестнадцати строк. Оно цельное, без разделения на строфы. Астрофические стихи служат в данном случае для создания цельного образа Демона и расширения интонационно-синтаксического звучания темы.
В первых восьми строках Лермонтов изображает Демона через природу, создавая при этом отчетливый мотив движения – шум дубров, пена рек, носясь меж облаками. Приносящему разрушения и страдания Демону по душе «роковые бури». Символ мятежного начала, Демон привлекает юного поэта силой духа, своим неутомимым стремлением к действию. Титан, презревший власть Бога, восседает на своем «недвижном троне», властвуя над миром человеческих чувств, страстей, пороков.
С помощью анафоры «Он» поэт раскрывает внутреннюю сущность образа Демона – равнодушный к страданиям людей («Он все моленья отвергает,// Он равнодушно видит кровь») Демон ненавидит мир, весь смысл его существования – губить все доброе. Поэт рисует фигуру Демона, этого воплощения зла («Собранье зол его стихия»), во всем своем страшном и одновременно притягательном величии. Но при этом лермонтовский Демон удивительным образом сочетает величие и мощь титана с печалью и унынием («Сидит уныл и мрачен он»): обрекший сам себя на такое существование, Демон бесконечно одинок в этом мире, его окружают лишь «ветры онемевшие», и ни одна живая душа не разделит его одиночество.
В ключевых строках, являющихся композиционной вершиной стихотворения: «И звук высоких ощущений// Он давит голосом страстей» подчеркивается, что Демон все-таки подвластен высоким чувствам, но он намеренно подавляет в себе любые порывы души.
Стихотворение написано придающим плавность четырехстопным ямбом. Перекрестная рифмовка в сочетании с чередованием мужской и женской рифмы придают произведению строгость и торжественность. Ассонанс «о» передает силу и величие образа Демона, а ассонанс «е» придает некоторую приглушенность внутреннему миру титана, ведь все доброе уничтожается им в своей душе.
Высокая лексика (очей, моленья, презрел) и устаревшие слова (неземных), помогают передать величие образа Демона. Этой же цели служат изобразительные средства: метафоры (пена рек, ветров онемевших) и эпитеты (бури роковые, недвижный трон, высоких ощущений, чистую любовь, неземных очей).
Ощущая трагическую раздвоенность своего мироощущения, Лермонтов воплощает ее в образе Демона – одновременно великого и бесконечно одинокого, отверженного создания, «лишнего» в мироздании.