Анализ стихотворения Лермонтова Мне любить до могилы
вся
СТАНСЫ («МНЕ ЛЮБИТЬ ДО МОГИЛЫ ТВОРЦОМ СУЖДЕНО…») - стихотворение Лермонтов М. Ю.
СТАНСЫ («МНЕ ЛЮБИТЬ ДО МОГИЛЫ ТВОРЦОМ СУЖДЕНО…»)
Мне любить до могилы творцом суждено,
Но по воле того же творца
Всё, что любит меня, то погибнуть должно
Иль, как я же, страдать до конца.
Моя воля надеждам противна моим,
Я люблю и страшусь быть взаимно любим.
На пустынной скале незабудка весной
Одна без подруг расцвела,
И ударила буря и дождь проливной,
И как прежде недвижна скала;
Но красивый цветок уж на ней не блестит,
Он ветром надломлен и градом убит.
Так точно и я под ударом судьбы,
Как утес, неподвижен стою,
Но не мысли никто перенесть сей борьбы,
Если руку пожмет он мою;
Я не чувств, но поступков своих властелин,
Я несчастлив пусть буду – несчастлив один.
слушать, скачать аудио стихотворение
СТАНСЫ («МНЕ ЛЮБИТЬ ДО МОГИЛЫ ТВОРЦОМ СУЖДЕНО…») Лермонтов М. Ю.
к общему сожалению, пока аудио нет
анализ, сочинение или реферат о стихотворении
СТАНСЫ («МНЕ ЛЮБИТЬ ДО МОГИЛЫ ТВОРЦОМ СУЖДЕНО…»):
"Мне любить до могилы творцом суждено" это:
Смотреть что такое Мне любить до могилы творцом суждено в других словарях:
"Стансы" («Мне любить до могилы творцом суждено») — «СТАНСЫ» («Мне любить до могилы творцом суждено»), стих. раннего Л. (1830 или 1831). Один из первых опытов разработки темы демонич. личности, обреченной на одиночество и страдание («Все, что любит меня, то погибнуть должно, / Иль, как я же,… … Лермонтовская энциклопедия
Мотивы поэзии Лермонтова — МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия
Стихосложение Лермонтова — СТИХОСЛОЖЕНИЕ Лермонтова. Стиховая речь Л. как особый вид поэтич. речи характеризуется чрезвычайным разнообразием выразит. средств: обилием метрич. и строфич. форм, свободой ритмич. вариаций, богатством мелодич. интонаций, изобразительностью… … Лермонтовская энциклопедия
"На тёмной скале над шумящим Днепром" — «НА ТЁМНОЙ СКАЛЕ НАД ШУМЯЩИМ ДНЕПРОМ», раннее стих. Л. (1830 или 1831) с характерной параллелью: дерево, к рое ветер «ломает и гнет», лирич. герой, испытывающий постоянные удары судьбы. Несмотря на традиц. элегич. фразеологию («остылая жизнь» и… … Лермонтовская энциклопедия
- Герой нашего времени. Стихотворения. Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1814—1841) считается одним из самых совершенных художественных творений мировой прозы. При жизни автора были напечатаны два издания,… Подробнее Купить за 40 руб
"Стансы" («Мне любить до могилы творцом суждено»)
"Стансы" («Мне любить до могилы творцом суждено») «СТАНСЫ» («Мне любить до могилы творцом суждено»), стих. раннего Л. (1830 или 1831). Один из первых опытов разработки темы демонич. личности, обреченной на одиночество и страдание («Все, что любит меня, то погибнуть должно, / Иль, как я же, страдать до конца»). Противопоставление стойкости непоколебимого «утеса» красивой и хрупкой незабудке в этом раннем стих. из-за неокрепшего еще мастерства поэта привело к прямолинейно аллегорич. уподоблению лирич. героя — утесу; позже, в стих. «Утес», использование того же образа для решения иной поэтич. задачи будет реализовано на значительно более высоком худож. уровне. Автограф неизв. Копия — ИРЛИ, тетр. XX. Впервые — «СВ», 1889, № 2, отд. 1, с. 127. Датируется по положению в тетради.
Лит. Розанов И. (2), с. 450; Евзерихина В. А. М. Ю. Л. на пути к созданию образа Печорина, в кн. Тр. IV науч. конференции Новосибир. гос. пед. ин-та, т. 1, Новосиб. 1957, с. 221; Пейсахович (1), с. 460.
И. А. Гладыш Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А. Редкол. Андроников И. Л. Базанов В. Г. Бушмин А. С. Вацуро В. Э. Жданов В. В. Храпченко М. Б. — М. Сов. Энцикл. 1981
© 2009-2017 Энциклопедии & Словари
Коллекция энциклопедий и словарей
Стихотворение Лермонтова М.Ю.
«Стансы (Мне любить до могилы творцом суждено)»
"Стансы (Мне любить до могилы творцом суждено)"
Мне любить до могилы творцом суждено,
Но по воле того же творца
Все, что любит меня, то погибнуть должно,
Иль как я же страдать до конца.
Моя воля надеждам противна моим,
Я люблю и страшусь быть взаимно любим.
На пустынной скале незабудка весной
Одна без подруг расцвела,
И ударила буря и дождь проливной,
И как прежде недвижна скала;
Но красивый цветок уж на ней не блестит,
Он ветром надломлен и градом убит.
Так точно и я под ударом судьбы
Как утес неподвижен стою,
Но не мысли никто перенесть сей борьбы,
Если руку пожмет он мою;
Я не чувств, но поступков своих властелин,
Я несчастлив пусть буду - несчастлив один.
Дата написания: 1830-1831 год
Стихотворение Лермонтова М.Ю. - Стансы (Мне любить до могилы творцом суждено)
См. также Михаил Лермонтов - стихи (Лермонтов М. Ю.) :
Стансы (Не могу на родине томиться)
Не могу на родине томиться, Прочь отсель, туда, в кровавый бой. Там.
Стансы (Я не крушуся о былом)
Я не крушуся о былом, Оно меня не усладило. Мне нечего запомнить в не.
«Тема неразделённой любви в лирике А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова».
Сценарий литературно-музыкальной композиции.
Небольшая гостиная. Столы и стулья расположены полукругом. В центре – пианино. На столах горят свечи, полутемно. Выступающие и слушатели сидят вместе. Звучит романс А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
На стене плакаты с цитатами:
« И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может».
« Я всё любил – я всё страдал».
Также висят плакаты с портретами М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, А.Керн,Е.Воронцовой, Н.Гончаровой, А.Рознич, Н.Олениной, В.Ивановой, В.Лопухиной.
( На фоне музыки Н.Титова к стихотворению А.С.Пушкина «Талисман»)
1 ведущий: Весь строй жизни пушкинского времени был таков, что любовь занимала в нём исключительное место. Оба поэта отдали раннюю и обильную дань этой жизни сердца. Любовь – чувство, наиболее обладавшее ими и бывшее непосредственным источником счастья и горя всей их жизни.
2 ведущий: В создаваемый Пушкиным тип поэтической личности существенной частью входил мотив вечной, утаённой, не получившей ответа любви:
Я знал любовь, но я не знал надежды,
Страдал один, в безмолвии любил.
1 ведущий: Этот обязательный, романтический мотив упоминает и Лермонтов:
Толпу ругали все поэты,
Хвалили все семейный круг,
Все в небеса неслись душою,
Взывали с тайною мольбою
К NN, неведомой красе,-
И страшно надоели все.
2 ведущий: Любовь для Пушкина – знак непрерывного жизненного горения. Даже
тогда, когда на любовь нет отклика, она – дар жизни:
Любви нет боле счастья в мире:
Люби – и пой её на лире.
1 ведущий: Любовь лирического героя Лермонтова – сильное, страстное, но скорбное, безответное чувство. Герой не может найти духовно близкого человека: «Любить. но кого же?» - спрашивает он. Его любовь более ревнива и сосредоточена на себе самой. Безответную любовь он воспринимает как наказание, как иронию судьбы:
Пусть я кого-нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою.
Она, как чумное пятно
На сердце, жжёт, хотя темно.
2 ведущий: От разного понимания любви и разное отношение поэтов к безответному чувству.
1 чтец: Первую платоническую, истинно пиитическую любовь возбудила в Пушкине сестра одного из лицейских товарищей его – Катенька (Екатерина Павловна Бакунина). В стихотворении «К живописцу» он с пламенным чувством молодого поэта живыми красками изобразил её волшебную красоту.
2 чтец: читает стихотворение «К живописцу».
3 чтец: Он влюблён был без памяти: «Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положение! Какая мука. Но я был счастлив пять минут…» - писал он в ноябре 1815 года. Но любовь эта принесла Пушкину много страданий.
4 чтец: читает стихотворение «Певец».
1 чтец: В его поэзии этого периода мотив безответной любви сочетается с увяданием надежд, с одиночеством, он находит наслаждение в слезах:
Иль мне чужда счастливая любовь?
Ужель умру, не ведая, что радость?
4 чтец: Но вместе с этой «горестью несчастливой любви» Пушкин не ропщет: «Нет, ропот – униженье». Он – сильная натура и гордый человек:
Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя!
1 чтец: В этот период жизни поэт ещё верен любви, единственной и долгой, как он думает. В последующие годы его сердце будет открыто для многих и слова, сказанные им о женщине, которая его страстно любила: « И потом, знаете ли, нет ничего безвкуснее долготерпения и самоотверженности» - относятся к самому поэту.
- Звучит «Ты и Вы» А. Гурилёва, А.С. Пушкина.
4 чтец: Страшно признание Пушкина: «Меня мертвит любовь». И хотя любовь не приносит поэту счастья и покоя, он не желает исцеляться от неё, мечтает о «надёжной любви».
5чтец: читает стихотворение «И я слыхал что божий свет…»
- На фоне музыки Шопена «Ноктюрн Ор 72 №1».
6 чтец: Для лирики раннего Лермонтова тема неразделённой любви более трагична. Любовь ему приносит больше огорчений, чем светлой радости. «Будучи студентом, он был страстно влюблён в молодую, милую, умную и восхитительную Вареньку Лопухину. Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей»,- вспоминал Шан-Гирей.
7 чтец: читает стихотворение «Валерик».
8 чтец: Все последующие увлечения Лермонтова лишь на краткое время заглушали в душе поэта большое чувство к Вареньке.
1 чтец: Стихотворение «К Л***». (« У ног других не забывал…»).
2 чтец: Свою безответную любовь Лермонтов сравнивает с нищетой и одиночеством:
Но я теперь, как нищий сир,
Брожу один, как отчуждённый.
Юношей, познав боль от неразделённой любви, он не верит в неё вообще.
3 чтец: стихотворение «Пусть я кого-нибудь люблю…»
4 чтец: В 16 лет сердце Лермонтова уже пусто, от любви он лишь слёзы льёт и его признание:
Скажите мне, возможно ли любить?
Страшусь, в объятья деву заключив,
Живую душу ядом отравить
И показать. Что сердце у меня
Есть жертвенник, сгоревший от огня
напоминает слова старца, который уже подвёл горький итог прожитой жизни. Он страдает, но вместе с этим Лермонтов очень горд, хотя он любит, но пусть лучше холодный взор любимой убьёт его надежды и мечты, но он не пожелает умножить «печальную толпу» её рабов.
5 чтец: стихотворение «К***» («Я не унижусь пред тобою…»)
6 чтец: Свобода в любви проходит красной нитью во всей любовной лирике Лермонтова, но только свобода для него, а не для любящей его женщины:
Я волен – даже – если раб страстей!
Ему тягостно владычество над ним, но всё же Лермонтов любит страстно и очень искренне, он готов пожертвовать для любимой всем.
7 чтец: Стихотворение «К***» («Как безответно всё, что мог отдать…»).
8 чтец: Это стихотворение посвящено ещё одной любимой женщине поэта – Наталье Фёдоровне Ивановой. О большой силе его любви говорится в стихотворении «1831г. Июня 11 дня».
1 чтец: читает это стихотворение.
2 чтец: И, может быть, то, что такое пламенное чувство не получало ответа, в лирике Лермонтова и родились стихотворения, где он обвиняет любимую в своих несчастьях, желая ей страдания и муки совести.
Сама судьба поэта была полна неприятностей и огорчений, и поэтому он часто вооружался холодной и саркастической улыбкой для прикрытия своего униженного самолюбия и гордости от неразделённой любви:
И мщенье, напомнив, что я перенёс,
Уста мои к смеху принудит,
Хоть эта улыбка всех, всех твоих слёз
Гораздо мучительней будет.
- Звучит «Признание» (А.Гурилёв, М.Лермонтов).
3 чтец: Лермонтов часто упрекает женщину в том, что она не отвечает ему взаимностью. Он считает себя достойным любви и требует отдачи своему чувству:
Ты отвергнула с презреньем
Жертву лучшую мою,
Ты боялась сожаленьем
Воскресить любовь свою.
Если у Пушкина остаётся на сердце печаль от безответного чувства, то у Лермонтова лишь страдание и мука – он несчастлив.
4 чтец: стихотворение «Стансы» («Мне любить до могилы творцом суждено…»).
5 чтец: вера в любовь пришла позднее, в годызрелости. Эта лирика становится оптимистичной и светлой. Он уже не желает зла или неспокойной жизни нелюбившей его, он, наоборот, скрывает свои муки от неё:
О нет! Одна мысль, что слеза омрачит
Тот взор несравненный, где счастье горит,
Безумные б звуки в груди подавила,
Хоть прежде за них лишь певца ты любила.
Он лучше сам будет страдать, и грусть его спокойна.
6 чтец: И очень скоро в поэзии Лермонтова появляются идеальные женские образы. Так в стихотворении «Из-под таинственной холодной полумаски…» лёгкими штрихами создаётся контур портрета, неуловимые, манящие черты – не столько образ реальной женщины, сколько мечта.
7 чтец: Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…»
- Звучит «Нет, не тебя так пылко я люблю» (А. Шишкин, М. Лермонтов).
7 чтец: Для лирики зрелого юношества Пушкина характерна тихая грусть о безнадёжной любви и безотвратная потеря любимого человека, для которого он не желает быть препятствием его счастья:
Всё кончено – я слышу твой ответ.
Обманывать себя не стану вновь,
Тебя тоской преследовать не буду
Прошедшее, быть может, позабуду –
Не для меня сотворена любовь.
Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на всё смотрит с любовью и благословением.
8 чтец: В декабре 23 года вышла в свет его элегия «Редеет облаков летучая гряда», посвящённая женщине, в которую был влюблён, но имя он сохраняет в тайне. Стихотворение обращено к той, к кому Пушкин испытывал «непризнанную» и
«утаённую» любовь – к Марии Николаевне Раевской – Волконской. Любовь эту он пронёс через десятилетия; она продолжала оставаться все эти годы среди других его сердечных увлечений глубоким чувством. «На холмах Грузии» посвящено ей, это как бы трепетное переживание расставания с первой романтической любовью, которая впоследствии перешла единым целым в другую, но уже ответную, к Наталии Гончаровой.
1 чтец: стихотворение «На холмах Грузии».
2чтец: Отказ любимой им женщины тяжело переживается им, в лирике звучит растерянность и непонимание: за что всё ему?
Измены, клевета, всё на главу мою
Обрушилось вдруг… Что я, где я? Стою,
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
И всё передо мной затмилось!
3 чтец: В Москве он влюбляется в Екатерину Ушакову, он даже хотел «вручить ей судьбу жизни своей». В Одессе Пушкин был просто охвачен глубокой потребностью любить. Любовь к Собаньской, к А. Рознич, к Е. Воронцовой, так страстно и мучительно заполняют короткое время его пребывания там.
4 чтец: Стихотворение «К***…» («Нет, не должен я, не смею…»).
- На фоне «Я вас любил» (А. Гурилёв, А.С.Пушкин).
5 чтец: В 1830 году, почти накануне своей свадьбы, он писал Каролине Собаньской: «Сегодня девятая годовщина дня, когда я вас увидел в первый раз. Этот день был решающим в моей жизни. Чем более я об этом думаю, тем более убеждаюсь, что моё существование неразрывно связано с вашим; я рождён любить вас и следовать за вами – всякая другая забота с моей стороны – заблуждение или безрассудство».
6 чтец: Стихотворение «Всё кончено…»
7 чтец: В стихотворениях уже зрелого Пушкина – другое чувство. Грусть, несмотря на её глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна; она умиряет муки души и целит раны сердца. И непоколебимая вера в своё будущее. Наиболее пленительным является стихотворение этой поры «Я вас любил».
8 чтец: Стихотворение «Я вас любил».
1 чтец: Здесь нет спокойствия, чувство поэта ещё не остыло, оно вынуждено подчиняться другому чувству – самоотверженности. Вот именно отказ от каких-либо прав, преклонение перед свободой чувств любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта и делает Пушкина одним из гуманных поэтов, чувства которого понятны не одному человеку, а близки большинству людей.
2 чтец: стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
3 чтец: Сам Пушкин почти никогда не выражал чувств; он как бы стыдился их. По мнению А.Керн, Пушкина очаровывало в женщинах остроумие, блеск и внешняя красота. Для него любовь была поэтической потребностью, и она даже не требовала ответного чувства. Как признавался сам поэт: «роль Петрарки мне не понутру».
4 чтец: Стихотворение «Стихи Керн в альбом».
5 чтец: В Москве Пушкин увлекался красавицей А.А. Римской-Корсаковой, и одновременно почти в нём вспыхнуло чувство к С.Ф.Пушкиной, которой он даже делал предложение. В 1828 году он сватался к Аннете Олениной и был уверен в будущей своей женитьбе. В 1829 году он просил руки Н.Гончаровой, в марте 1830 года был чуть не помолвлен с Е.Ушаковой. И, наконец, 6 мая 1830 года состоялась помолвка Пушкина с Гончаровой.
6 чтец: И вместе с тем, его чувство всегда искренне и глубоко «мне грустно и легко»; его ничто не мучит и не тревожит. Всё это складывается в образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к нему, от него не зависит – виновато сердце. И как оправданием своей любви, пусть она и останется безответной, звучат строки:
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
7 чтец: Стихотворение «К***…» («Нет, нет, не должен я, не смею…»).
1 ведущий: (на фоне музыки «Я ехал к вам» Н. Шварца, А.С.Пушкина).
- Всякое сильное переживание человека ищет выхода в слове. Поэзия даёт нам крылья, она выражает все его чувства, помогает душевно парить в минуты восторга. Она обнадёживает в грусти. Она утешает в безответном чувстве.
2 ведущий: И сколько бы не было ещё написано о любви, лучшими в сокровищнице любовной лирики будут удивительно светлые стихи А.Пушкина, полные благоуханной и сердечной нежности, тонкой душевности, и столь интимные, столь
страстные строки М.Лермонтова, в которых боль сердца «раненного общественной неправдой».
1 ведущий: Наталья Гончарова, Анна Керн, Елизавета Воронцова, Амалия Рознич, Аннет Оленина – прообразы любовной лирики Пушкина; Наталья Иванова, Варвара Лопухина, Мария Щербатова – у Лермонтова. Им посвящены лучшие строки из стихотворений, им принесена дань восхищения.
2 ведущий: И пусть в стихах, посвящённым им, живёт грусть неразделённой любви, безответного чувства, именно эти строки помогают нам постичь сердца поэтов, певших славу любви, её неповторимости, её очарованию.
- Звучит «У врат обители святой» (С. Донауров, М.Лермонтов).