Анализ стихотворения Лермонтова Крест на скале
И с бурею братом назвался бы я!
Это сопоставление позволит проследить развитие одного и того же мотива (стремление «к вольной вышине») на примере произведений двух разных авторов.
Несомненно СХОДСТВО этих двух произведений. Это и общность лирического сюжета, а также образные и лексические переклички и совпадения. И в том и в другом речь идет о стремлении лирического героя ввысь, к идеалу. И там и там идеал этот соотносится с горной вершиной Кавказа, а «точка отсчета» предельно низка: «ущелье», «теснина». Более того, идеал этот воплощается в художественном образе, вынесенном уже в само название и так или иначе связанном с идеей Бога: «Монастырь на Казбеке» и «Крест на скале». Достижение этого идеала связано с восхождением на реальную и одновременно символическую картину и с приобщением к» божественному» ( «в соседство Бога скрыться мне» и «как бы я молился и плакал тогда»). Оба лирических героя безудержно стремятся к этой вожделенной вершине («Туда б, сказав прости ущелью, подняться к вольной вышине» у Пушкина и «О если б взойти удалось мне туда» у Лермонтова). В то же время оба поэта используют сослагательное наклонение («туда б», «о если б»), для обоих достижение высшей цели желанно, но почти невозможно: «далекий вожделенный брег» у Пушкина и «туда долететь лишь степному орлу» у Лермонтова.
Однако на этом фоне удивительных аналогий и совпадений тем более ярки и показательны РАЗЛИЧИЯ двух сопоставляемых текстов. Они обнаруживаются уже на лексическом уровне. Образ монастыря у А.С.Пушкина рисуется мягкими, романтическими красками, с помощью «высокой», архаичной лексики («реющий ковчег», «парит, чуть видный» и др.), воплощая в себе гармонию пушкинского художественного мира. Лермонтовский же крест – символичен и в то же время предельно конкретен, он изображается с помощью разговорной, сниженной лексики и в деталях своих даже малопоэтичен: «деревянный», «чернеет», «гниет» и «гнется».
Более того, если у А.С.Пушкина монастырь «поднимается» до символической высоты библейского «ковчега», то у М.Ю.Лермонтова образ креста во второй строфе как бы «снижается», теряет признаки «божественного»: «И каждая кверху подъята рука, как будто он хочет схватить облака». В этом стремлении возвыситься над самим собой, в этом динамичном «схватить» - не пушкинская гармония, а лермонтовское непокорство!
И третья строфа продолжает, развивает этот излюбленный Лермонтовым мотив. Там, где для Пушкина предел духовных стремлений («в соседство Бога скрыться мне!), для Лермонтова («как я бы молился и плакал тогда») - лишь начало следующего круга исканий и сомнений. Его новый идеал, воплощенный в кульминационных заключительных строках стихотворения, исполнен бунтарства: «И после я сбросил бы цепь бытия, и с бурею братом назвался бы я!»
Когда традиционный образ «сбросить цепь» превращается в философский образ «сбросить цепь бытия», то философски переосмысленным оказывается и сам образ свободы и вольности. Однако если для А.С.Пушкина – это внутренняя свобода творческого «Я», то для М.Ю.Лермонтова – это свобода бунта, непокорства, братания с «бурей». (От этого малоизвестного раннего стихотворения может быть продолжена линия к знаменитому «Парусу»: («А он, мятежный, просит бури…»), к «бунту» Мцыри («О, я как брат обняться с бурей был бы рад!»), ко многим другим произведениям М.Ю.Лермонтова, так или иначе варьирующим те же мотивы).
Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале»
- Сопоставительный анализ стихотворений
А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и
М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»……………………………стр.4
- Список использованной литературы……………………….стр.9
Меня зовут Яковлева Анжелика, мне 15 лет, и учусь я в 8 классе МОУ «Балдаевская СОШ». В свободное от учебы время люблю читать, рисовать, петь, слушать классическую музыку, писать стихи. Литературное творчество – мое хобби. Еще в позапрошлом году я участвовала в научно-исследовательской конференции, представляла сборник своих стихов «Тропинка в школу» и заняла достойное место. Я так же продолжаю писать стихи, но мои интересы расширились, и мне хочется сегодня изучать опыт великих поэтов. чтобы учиться у них.
У нас дома большая библиотека классической литературы. Стихи М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина всегда притягивают мое внимание. В их стихах много поэзии, они прекрасно передают настроение. Я заметила уже давно, что у Лермонтова есть стихотворения, которые перекликаются со стихотворениями Пушкина. В частности, мое внимание привлекли уже своими названиями такие два произведения: стихотворение А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке», написанное в 18 году, и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Крест на скале», созданное в 18 году. Прочитав их, я задалась вопросом, случайное ли это совпадение, или Лермонтов написал свое по мотивам стихотворения Пушкина.
Вопрос за вопросом, и у меня созрела идея сравнить эти два стихотворения. Я решила провести небольшое исследование.
Целью моей исследовательской работы является сопоставительный анализ двух названных выше стихотворений. Какие задачи я ставлю перед собой? Хочу выяснить, какие сходства и различия есть в этих стихотворениях, что их объединяет, чем они отличаются, имеют ли свои особенности их манеры письма, стили двух поэтов, какой у них язык, кроме этого я хочу выработать у себя навыки анализа стихотворений.
Но чтобы сравнить, я должна научиться проводить полный анализ одного лирического произведения. На уроке мы, конечно, занимаемся разбором стихов, но глубокий анализ не проводим. Я знаю, что каждое стихотворение – это загадка. За каждым словом, за каждой строчкой скрыто намного больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Стихотворение – это айсберг, у которого лишь небольшая часть лежит на поверхности воды, но самая значительная, а порой и самая интересная часть открывается только очень внимательному читателю
Чтобы провести анализ стихотворения, я решила воспользоваться схемой, или примерным планом, такого анализа. В книге Н.В. Беляевой «Уроки изучения лирики в школе», например, приведена такая схема:
Примерная схема анализа стихотворения
Место стихотворения в творчестве поэта. История создания стихотворения.
Жанровые особенности стихотворения.
Темы и основные мотивы.
Особенности композиции, или построения лирического произведения.
Образный ряд стихотворения. Его лирический герой.
Нстроение, преобладающее в стихотворении.
Лексический строй текста.
Особенности поэтического языка. Изобразительные средства (тропы и фигуры)
Особенности строфики и рифмовки.
Смысл названия произведения.
При анализе каждого стихотворения мне нужно придерживаться этого плана. Только ответив на все эти вопросы, я смогу сопоставить, сравнить эти два произведения.
При сравнении нескольких стихотворений автор этой же книги предлагает воспользоваться таким планом:
О чем эти стихотворения? Каким настроением они проникнуты?
Меняется ли настроение по ходу текста стихотворения? Докажите свое мнение.
Какие образы и картины показались вам наиболее выразительными? Почему?
Какими художественными средствами пользовались поэты при создании образов? Какова роль этих средств в тексте?
Итак, мне известен материал для анализа, дан примерный план анализа. Я выбираю наиболее удобную, на мой взгляд, форму анализа – построение таблицы, в которой последовательно, шаг за шагом буду разбирать стихотворения двух великих поэтов. Найду сходства и различия между ними в содержании (тематике, идее, системе образов, настроении), и в форме (на лексическом и фоническом уровне). К каким выводам я приду? Что интересного мне удастся открыть? Насколько полным будет мой анализ? Наконец, я надеюсь, что эта исследовательская работа научит меня быть более терпеливой и внимательной, пытливой и любознательной. И может быть, великие поэты поделятся со мной секретами своего мастерства?
Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале»
А.С.Пушкин «Монастырь на Казбеке» Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами. Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство бога скрыться мне.
М.Ю.Лермонтов «Крест на скале» В теснине Кавказа я знаю скалу. Туда долететь лишь степному орлу. Но крест деревянный чернеет на ней, Гниет он и гнется от бурь и дождей. И много уж лет протекло без следов, С тех пор как он виден с далеких холмов. И каждая к верху подъята рука, Как будто он хочет схватить облака. О, если б взойти удалось мне туда Как я бы молился и плакал тогда; И после бы сбросил я цепь бытия, И с бурею братом назвался бы я.
Оба стихотворения объединены темами: изображение вершин Кавказа и желание лирического героя подняться к вольной вышине.
Над семьею гор, Казбек; Туда б… подняться к вольной вышине
В теснине Кавказа, скалу; о, если б взойти удалось мне туда…
В начале стихотворения оба поэта обращают свой взор на одну из самых высоких вершин Кавказа
Высоко, за облаками, над горами, далекий брег, к вышине, в соседство бога
Туда долететь лишь степному орлу; он хочет схватить облака
В основе обоих стихотворений - религиозные символы, наводящие на размышление о жизни и судьбе
Монастырь, келью, бог
Выражена неудовлетворенность лирического героя своей судьбой, горячее желание изменить свою жизнь
Вожделенный брег, туда б… подняться, скрыться мне
О, если б взойти; сбросил бы цепь бытия
Использована антитеза, контраст
Теснина – скала, взойти - сбросил
Особенностью композиций стихотворений является то, что они состоят из двух частей: описания горы, вершины (у Пушкина – восхваление горы) и выражения мечты, желания лирического героя.
Играют ли поэты звуками? Несомненно. Легко заметить, что ударными в стихотворениях являются звуки О, А, Э, которые передают ощущение пространства, открытости, безграничности и повторяют звуки наиболее важных слов «монастырь на Казбеке» и «крест на скале» и постоянно напоминают о них
Высоко-семьею-гор-твой-шатер-твой-далекий-вольной-заоблачную-бога Царственный–сияет-лучами-облаками-как-горами-туда-сказав-подняться-туда Казбек-вечными-небе-реющий-ковчег-вожделенный-брег-ущелью-вышине-келью-соседство-мне
Кавказа-знаю-туда-деревянный-каждая-подъята-рука-облака-туда-плакал-тогда-я-бытия-братом-назвался-я Степному-гниет-гнется-много-протекло-следов-пор-далеких-холмов-хочет-о- удалось –после -сбросил Долететь-крест-чернеет-дождей-лет--мне-цепь. Невозможно не заметить и аллитерацию – повторение согласных названия кр-ст-н-ск-л (крест на скале): в теснине Кавказа я знаю скалу. Туда долететь лишь степному орлу…
А.С.Пушкин строит свое стихотворение в виде молитвы. Как известно, молитва состоит из двух частей: восхваление того, к кому ты обращаешься, описание его достоинств, только затем выражение просьбы, своего желания. Подтверждает это и прямое обращение: «Казбек, твой царственный шатер…». То, что это именно восхваление, восхищение, показывают такие слова: «царственный», «сияет вечными…», «как в небе реющий ковчег, парит…». Как видим, много положительно окрашенных слов, торжественной лексики. Использовано слово «вожделенный» со значением «давно и сильно желанный, страстно ожидаемый».
Совсем иначе начал М.Ю.Лермонтов. он дает описание высокой скалы, его изменение во времени: здесь мало чувств, больше спокойного повествования, констатации фактов: «я знаю скалу», «крест деревянный чернеет», «гниет он и гнется», «много уж лет протекло». Здесь мы видим изобилие отрицательно окрашенной лексики: чернеет, гниет, гнется, от бурь и дождей, без следов… Свое горячее желание, мечту лирический герой передает через междометие «о, если б взойти…»
Образ монастыря в стихотворении многогранен. Поэт называет так Казбек, потому что, наверное, там, в вышине, царит покой, одиночество, близость к Богу. « В заоблачную келью»,- пишет поэт, имея в виду комнату для молитв, где человек наедине с Богом, в разговоре, в беседе с ним. И лирический герой мечтает «подняться к вольной вышине » именно за тем, чтобы быть в соседстве с Богом, вдалеке от мирской суеты, в молитвах, в размышлениях о вечном. Лирический герой Пушкина жаждет именно такого светлого покоя, душевного счастья. Интересны многозначные слова «шатер» и «ковчег». Шатер – это вершина, но во втором значении это и высокая пирамидальная крыша колоколен, церквей. Ковчег – во втором значении - ларец или сосуд для хранения ценностей или предметов церковного обихода, относящихся к обряду причащения, то есть чего-то очень важного и ценного. Как видим, оба слова ассоциируются с церковью, с молитвою, с богом.
М.Ю.Лермонтов использует образ креста. Может быть, он имеет в виду Крестовую гору (вспомним эпизод из «Героя нашего времени»)? «Но крест деревянный чернеет на ней, гниет он и гнется от бурь и дождей. И много уж лет протекло без следов, с тех пор как он виден с далеких холмов. И каждая кверху подъята рука, как будто он хочет схватить облака». И ничего о молитвах, о боге. Герой мечтает взойти туда, чтобы сбросить «цепь бытия» и быть там, где рождается буря. Ассоциацию с богом дает слово «молился» и только. Само слово « бог» не появляется в стихотворении. И здесь уместно вспомнить «Молитву». Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю… За то, что редко в душу входит Живых речей твоих струя; За то, что в заблужденье бродит Мой ум далеко от тебя… Герой Лермонтова не открыл для себя бога, он не ищет покоя, а хочет породниться с бурей. И даже поднятая кверху рука у Лермонтова не символ обращения к богу, а символ некой агрессии – «схватить облака».
Где покой и счастье, там мало действий. И в самом деле, я насчитала в стихотворении Пушкина только 4 глагола и одно деепричастие, выражающие действия. Зато здесь много слов со значением признака – это 8 прилагательных и наречие. Дважды повторенное местоимение «твое» против одного «мне» явно показывает направленность не в свою сторону, не на собственное «Я», а на другого, на собеседника.
В стихотворении М.Ю.Лермонтова использовано 14 глаголов, два кратких причастия и прилагательного, 3 прилагательного. Такое изобилие слов, обозначающих действия, передает жажду деятельности, стремление к беспокойной жизни, буре, показывает неудовлетворенность жизнью, мятежность. И в то же время в таком маленьком стихотворении поэтом использовано 5 местоимений «Я», что, несомненно, подтверждает индивидуализм, одиночество, замкнутость, сосредоточенность героя на самом себе, своем мире.
Стихотворение А.С.Пушкина более эмоционально насыщенное, вторая часть имеет интересный интонационный рисунок: три восклицания, правильно чередуемые, и кроме этого, анафора «туда б / туда б» с последующим обособленным членом создает внутристрочную паузу, помогая особо выделить это слово, это желание, эту мечту. Поэт и в первой части использует внутристрочную паузу дважды, вставляя обращение и обособленное определение, это придает медлительность и некую торжественность речи. Тому же способствуют и слова «реющий», «парит», «вечными», старославянизмы «вожделенный брег».
Напротив, здесь только одно восклицание, в самом конце стихотворения, как выражение наивысшего восторга. Интонационная картина стихотворения не отличается особенностью, она достаточно однообразна: В теснине Кавказа / я знаю скалу// Туда долететь / лишь степному орлу// Но крест деревянный / чернеет на ней// Гниет он и гнется / от бурь и дождей// Лишь единожды междометие «о» нарушает привычный рисунок: О// если б взойти / удалось мне туда//
Стихотворение А.С.Пушкина богато образными средствами. Здесь и эпитеты (вечными лучами, вольной вышине ), олицетворения (монастырь парит), сравнение (как в небе реющий ковчег ), метафоры (над семьею гор, далекий брег ), повтор слов, антитеза, инверсия (высоко сияет, как в небе реющий ковчег). анафора, восклицания, риторическое обращение, умолчание и др.
Такого изобилия тропов не видим мы в стихотворении М.Ю.Лермонтова. Поэт использует олицетворение ( крест гнется), развернутое сравнение (как будто он хочет схватить облака), инверсию (крест деревянный, подъята рука, сбросил я). анафору (и после бы – и с бурею ), повтор слов
«Монастырь на Казбеке» написано любимым размером А.Пушкина - четырехстопным ямбом. Почти в каждой строчке поэт пользуется пиррихием, что придает строчке легкость, воздушность (вспомним «парит», «реющий», «облаками»). Поэт использует парную и перекрестную рифму: первые 4 строчки написаны парной рифмой, последующие – перекрестной. Из этой закономерности выбивается 6 строчка «парит, чуть видный, над горами », повторяя рифму «лучами-облаками » и нарушая ожидаемую парную рифму «ковчег-брег». Это не случайность и не ошибка, таким образом поэт усиливает эффект ожидания, лишняя шестая строчка первой строфы совершает как бы лишний круг в небе – «парит ». Поэт чередует мужскую закрытую рифму с женской открытой.
Напротив, М.Лермонтов написал свое стихотворение амфибрахием, это делает его звучание более размеренным и медлительным. Мужская перекрестная рифма придает стихам некоторую жесткость и решительность.
Подведу итоги моей исследовательской работы. Сопоставительный анализ стихотворений показывает, что у них много общего: они объединены темами, идеями, имеют одинаковую композицию, в них использованы несколько одинаковых изобразительно-выразительных приемов. Общность темы можно легко объяснить тем, что оба поэта за свое свободолюбие были наказаны ссылками на юг страны, на Кавказ. Их не могли не пленить эти горы своей красотой, своими людьми, обычаями. Именно поэтому они посвятили стихотворения Кавказу.
В то же время у стихотворений А.Пушкина и М.Лермонтова очень много отличий. В них выражено различное настроение: если в стихотворении Пушкина оно светлое, жизнеутверждающее, и это передано через яркие эпитеты, торжественную лексику, положительно окрашенные слова, то у Лермонтова мы видим негативное отношение героя к земному существованию, торжество тьмы над светом, бессмысленность и пустоту человеческой жизни. Все средства поэтической речи, использованные поэтами, помогают им выразить именно эти настроения.
Язык стихотворения А.С.Пушкина гораздо богаче. И разнообразием интонаций, и обилием изобразительных средств, и особенностями рифмы, ритма. Все эти средства помогают ему выразить главную мысль, идею стихотворения: восторженный взгляд на красоту гор и светлое желание подняться к вольной вышине ,к покою
Напротив, гораздо более сдержанное стихотворение Лермонтова, его повествовательный характер соответствуют настроению лирического героя, его нежеланию смириться с цепью земного бытия и стремлению к активным действиям.
Даже по этим двум стихотворениям можно сделать вывод о характерах двух поэтов. Я вижу, что стихотворение Пушкина направлено не в свою сторону, не в свое «Я», а к другому, что подтверждает открытость его характера, его общительность. Пушкин любил общество, друзей, веселье. Это мы знаем из его биографии. А Лермонтов более сдержан, он одинок, он грустен, углублен в свое «Я». Об этом говорят многие его стихотворения и описание его жизни.
Великие русские поэты вдохновили меня на создание своего стихотворения, посвященного им.
П О С В Я Щ Е Н И Е
Два великих творца!
Вы погибли так рано
Но оставили в память
И бессмертные строки
Сопоставительный анализ стихотворений
Сопоставительный анализ стихотворений
А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и
М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»……………………………стр.4
Введение
Меня зовут Яковлева Анжелика, мне 15 лет, и учусь я в 8 классе МОУ «Балдаевская СОШ». В свободное от учебы время люблю читать, рисовать, петь, слушать классическую музыку, писать стихи. Литературное творчество – мое хобби. Еще в позапрошлом году я участвовала в научно-исследовательской конференции, представляла сборник своих стихов «Тропинка в школу» и заняла достойное место. Я так же продолжаю писать стихи, но мои интересы расширились, и мне хочется сегодня изучать опыт великих поэтов. чтобы учиться у них.
У нас дома большая библиотека классической литературы. Стихи М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина всегда притягивают мое внимание. В их стихах много поэзии, они прекрасно передают настроение. Я заметила уже давно, что у Лермонтова есть стихотворения, которые перекликаются со стихотворениями Пушкина. В частности, мое внимание привлекли уже своими названиями такие два произведения: стихотворение А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке», написанное в 18 году, и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Крест на скале», созданное в 18 году. Прочитав их, я задалась вопросом, случайное ли это совпадение, или Лермонтов написал свое по мотивам стихотворения Пушкина.
Вопрос за вопросом, и у меня созрела идея сравнить эти два стихотворения. Я решила провести небольшое исследование.
Целью моей исследовательской работы является сопоставительный анализ двух названных выше стихотворений. Какие задачи я ставлю перед собой? Хочу выяснить, какие сходства и различия есть в этих стихотворениях, что их объединяет, чем они отличаются, имеют ли свои особенности их манеры письма, стили двух поэтов, какой у них язык, кроме этого я хочу выработать у себя навыки анализа стихотворений.
Но чтобы сравнить, я должна научиться проводить полный анализ одного лирического произведения. На уроке мы, конечно, занимаемся разбором стихов, но глубокий анализ не проводим. Я знаю, что каждое стихотворение – это загадка. За каждым словом, за каждой строчкой скрыто намного больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Стихотворение – это айсберг, у которого лишь небольшая часть лежит на поверхности воды, но самая значительная, а порой и самая интересная часть открывается только очень внимательному читателю
Чтобы провести анализ стихотворения, я решила воспользоваться схемой, или примерным планом, такого анализа. В книге Н.В. Беляевой «Уроки изучения лирики в школе», например, приведена такая схема:
Примерная схема анализа стихотворения
1.Место стихотворения в творчестве поэта. История создания стихотворения.
2.Жанровые особенности стихотворения.
3.Темы и основные мотивы.
4.Особенности композиции, или построения лирического произведения.
5. Образный ряд стихотворения. Его лирический герой.
6.Нстроение, преобладающее в стихотворении.
7.Лексический строй текста.
8. Особенности поэтического языка. Изобразительные средства (тропы и фигуры)
9. Приемы звукописи.
10. Особенности строфики и рифмовки.
11. Смысл названия произведения.
При анализе каждого стихотворения мне нужно придерживаться этого плана. Только ответив на все эти вопросы, я смогу сопоставить, сравнить эти два произведения.
При сравнении нескольких стихотворений автор этой же книги предлагает воспользоваться таким планом:
1) о чем эти стихотворения? Каким настроением они проникнуты?
2) Меняется ли настроение по ходу текста стихотворения? Докажите свое мнение.
3) Какие образы и картины показались вам наиболее выразительными? Почему?
4) Какими художественными средствами пользовались поэты при создании образов? Какова роль этих средств в тексте?
Итак, мне известен материал для анализа, дан примерный план анализа. Я выбираю наиболее удобную, на мой взгляд, форму анализа – построение таблицы, в которой последовательно, шаг за шагом буду разбирать стихотворения двух великих поэтов. Найду сходства и различия между ними в содержании (тематике, идее, системе образов, настроении), и в форме (на лексическом и фоническом уровне). К каким выводам я приду? Что интересного мне удастся открыть? Насколько полным будет мой анализ? Наконец, я надеюсь, что эта исследовательская работа научит меня быть более терпеливой и внимательной, пытливой и любознательной. И может быть, великие поэты поделятся со мной секретами своего мастерства?
Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале»
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В теснине Кавказа я знаю скалу.
Туда долететь лишь степному орлу.
Но крест деревянный чернеет на ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов,
С тех пор как он виден с далеких холмов.
И каждая к верху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О, если б взойти удалось мне туда
Как я бы молился и плакал тогда;
И после бы сбросил я цепь бытия,
Оба стихотворения объединены темами: изображение вершин Кавказа и желание лирического героя подняться к вольной вышине.
Над семьею гор, Казбек; Туда б… подняться к вольной вышине
В теснине Кавказа, скалу; о, если б взойти удалось мне туда…
В начале стихотворения оба поэта обращают свой взор на одну из самых высоких
Высоко, за облаками, над горами, далекий брег, к вышине, в соседство бога
Туда долететь лишь степному орлу; он хочет схватить облака
В основе обоих стихотворений - религиозные символы, наводящие на размышление о жизни и судьбе
Особенностью композиций стихотворений является то, что они состоят из двух частей: описания горы, вершины (у Пушкина – восхваление горы) и выражения мечты, желания лирического героя.
Играют ли поэты звуками? Несомненно. Легко заметить, что ударными в стихотворениях являются звуки О, А, Э, которые передают ощущение пространства, открытости, безграничности и повторяют звуки наиболее важных слов «монастырь на Казбеке» и «крест на скале» и постоянно напоминают о них
Высоко-семьею-гор-твой-шатер-твой-далекий-вольной-заоблачную-бога
Царственный–сияет-лучами-облаками-как-горами-туда-сказав-подняться-туда
Казбек-вечными-небе-реющий-ковчег-вожделенный-брег-ущелью-вышине-келью-соседство-мне
Степному-гниет-гнется-много-протекло-следов-пор-далеких-холмов-хочет-о- удалось –после -сбросил
Долететь-крест-чернеет-дождей-лет--мне-цепь.
Невозможно не заметить и аллитерацию – повторение согласных названия кр-ст-н-ск-л (крест на скале): в тесн ин е К авк аз а я зн аю ск ал у. Т уда дол ет ет ь л ишь ст епн ому орл у…
А.С.Пушкин строит свое стихотворение в виде молитвы. Как известно, молитва состоит из двух частей: восхваление того, к кому ты обращаешься, описание его достоинств, только затем выражение просьбы, своего желания. Подтверждает это и прямое обращение: «Казбек, твой царственный шатер…» . То, что это именно восхваление, восхищение, показывают такие слова: «царственный», «сияет вечными…», «как в небе реющий ковчег, парит…». Как видим, много положительно окрашенных слов, торжественной лексики. Использовано слово «вожделенный» со значением «давно и сильно желанный, страстно ожидаемый».
Совсем иначе начал М.Ю.Лермонтов. он дает описание высокой скалы, его изменение во времени: здесь мало чувств, больше спокойного повествования, констатации фактов: «я знаю скалу», «крест деревянный чернеет», «гниет он и гнется», «много уж лет протекло» . Здесь мы видим изобилие отрицательно окрашенной лексики: чернеет, гниет, гнется, от бурь и дождей, без следов… Свое горячее желание, мечту лирический герой передает через междометие «о, если б взойти…»
Образ монастыря в стихотворении многогранен. Поэт называет так Казбек, потому что, наверное, там, в вышине, царит покой, одиночество, близость к Богу. « В заоблачную келью»,- пишет поэт, имея в виду комнату для молитв, где человек наедине с Богом, в разговоре, в беседе с ним. И лирический герой мечтает «подняться к вольной вышине » именно за тем, чтобы быть в соседстве с Богом, вдалеке от мирской суеты, в молитвах, в размышлениях о вечном. Лирический герой Пушкина жаждет именно такого светлого покоя, душевного счастья.
Интересны многозначные слова «шатер» и «ковчег» . Шатер – это вершина, но во втором значении это и высокая пирамидальная крыша колоколен, церквей.
Ковчег – во втором значении - ларец или сосуд для хранения ценностей или предметов церковного обихода, относящихся к обряду причащения, то есть чего-то очень важного и ценного. Как видим, оба слова ассоциируются с церковью, с молитвою, с богом.
М.Ю.Лермонтов использует образ креста. Может быть, он имеет в виду Крестовую гору (вспомним эпизод из «Героя нашего времени»)? «Но крест деревянный чернеет на ней, гниет он и гнется от бурь и дождей. И много уж лет протекло без следов, с тех пор как он виден с далеких холмов. И каждаякверху подъята рука, как будто он хочет схватить облака». И ничего о молитвах, о боге. Герой мечтает взойти туда, чтобы сбросить «цепь бытия» и быть там, где рождается буря. Ассоциацию с богом дает слово «молился» и только. Само слово « бог» не появляется в стихотворении. И здесь уместно вспомнить «Молитву».
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю…
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя…
Герой Лермонтова не открыл для себя бога, он не ищет покоя, а хочет породниться с бурей. И даже поднятая кверху рука у Лермонтова не символ обращения к богу, а символ некой агрессии – «схватить облака».
Где покой и счастье, там мало действий. И в самом деле, я насчитала в стихотворении Пушкина только 4 глагола и одно деепричастие, выражающие действия. Зато здесь много слов со значением признака – это 8 прилагательных и наречие.
Дважды повторенное местоимение «твое» против одного «мне» явно показывает направленность не в свою сторону, не на собственное «Я», а на другого, на собеседника.
В стихотворении М.Ю.Лермонтова использовано 14 глаголов, два кратких причастия и прилагательного, 3 прилагательного. Такое изобилие слов, обозначающих действия, передает жажду деятельности, стремление к беспокойной жизни, буре, показывает неудовлетворенность жизнью, мятежность.
И в то же время в таком маленьком стихотворении поэтом использовано 5 местоимений «Я», что, несомненно, подтверждает индивидуализм, одиночество, замкнутость, сосредоточенность героя на самом себе, своем мире.
Стихотворение А.С.Пушкина более эмоционально насыщенное, вторая часть имеет интересный интонационный рисунок: три восклицания, правильно чередуемые, и кроме этого, анафора «туда б / туда б» с последующим обособленным членом создает внутристрочную паузу, помогая особо выделить это слово, это желание, эту мечту. Поэт и в первой части использует внутристрочную паузу дважды, вставляя обращение и обособленное определение, это придает медлительность и некую торжественность речи. Тому же способствуют и слова «реющий», «парит», «вечными», старославянизмы «вожделенный брег».
Напротив, здесь только одно восклицание, в самом конце стихотворения, как выражение наивысшего восторга. Интонационная картина стихотворения не отличается особенностью, она достаточно однообразна:
В теснине Кавказа / я знаю скалу//
Туда долететь / лишь степному орлу//
Но крест деревянный / чернеет на ней//
Гниет он и гнется / от бурь и дождей//
Лишь единожды междометие «о» нарушает привычный рисунок: О// если б взойти / удалось мне туда//
Стихотворение А.С.Пушкина богато образными средствами. Здесь и эпитеты (вечными лучами, вольной вышине ), олицетворения (монастырь парит), сравнение (как в небе реющий ковчег ), метафоры (над семьею гор, далекий брег ), повтор слов, антитеза, инверсия (высокосияет, как в небе реющий ковчег), анафора, восклицания, риторическое обращение, умолчание и др.
Такого изобилия тропов не видим мы в стихотворении М.Ю.Лермонтова. Поэт использует олицетворение ( крест гнется), развернутое сравнение (как будто он хочет схватить облака), инверсию (крест деревянный, подъята рука, сбросил я) . анафору (и после бы – и с бурею ), повтор слов
«Монастырь на Казбеке» написано любимым размером А.Пушкина - четырехстопным ямбом. Почти в каждой строчке поэт пользуется пиррихием, что придает строчке легкость, воздушность (вспомним «парит», «реющий», «облаками»).
Поэт использует парную и перекрестную рифму: первые 4 строчки написаны парной рифмой, последующие – перекрестной. Из этой закономерности выбивается 6 строчка «парит, чуть видный, над горами », повторяя рифму «лучами-облаками » и нарушая ожидаемую парную рифму «ковчег-брег ». Это не случайность и не ошибка, таким образом поэт усиливает эффект ожидания, лишняя шестая строчка первой строфы совершает как бы лишний круг в небе – «парит ».
Поэт чередует мужскую закрытую рифму с женской открытой.
Напротив, М.Лермонтов написал свое стихотворение амфибрахием, это делает его звучание более размеренным и медлительным. Мужская перекрестная рифма придает стихам некоторую жесткость и решительность.
Мои выводы
Подведу итоги моей исследовательской работы. Сопоставительный анализ стихотворений показывает, что у них много общего: они объединены темами, идеями, имеют одинаковую композицию, в них использованы несколько одинаковых изобразительно-выразительных приемов. Общность темы можно легко объяснить тем, что оба поэта за свое свободолюбие были наказаны ссылками на юг страны, на Кавказ. Их не могли не пленить эти горы своей красотой, своими людьми, обычаями. Именно поэтому они посвятили стихотворения Кавказу.
В то же время у стихотворений А.Пушкина и М.Лермонтова очень много отличий. В них выражено различное настроение: если в стихотворении Пушкина оно светлое, жизнеутверждающее, и это передано через яркие эпитеты, торжественную лексику, положительно окрашенные слова, то у Лермонтова мы видим негативное отношение героя к земному существованию, торжество тьмы над светом, бессмысленность и пустоту человеческой жизни. Все средства поэтической речи, использованные поэтами, помогают им выразить именно эти настроения.
Язык стихотворения А.С.Пушкина гораздо богаче. И разнообразием интонаций, и обилием изобразительных средств, и особенностями рифмы, ритма. Все эти средства помогают ему выразить главную мысль, идею стихотворения: восторженный взгляд на красоту гор и светлое желание подняться к вольной вышине ,к покою
Напротив, гораздо более сдержанное стихотворение Лермонтова, его повествовательный характер соответствуют настроению лирического героя, его нежеланию смириться с цепью земного бытия и стремлению к активным действиям.
Даже по этим двум стихотворениям можно сделать вывод о характерах двух поэтов. Я вижу, что стихотворение Пушкина направлено не в свою сторону, не в свое «Я», а к другому, что подтверждает открытость его характера, его общительность. Пушкин любил общество, друзей, веселье. Это мы знаем из его биографии. А Лермонтов более сдержан, он одинок, он грустен, углублен в свое «Я». Об этом говорят многие его стихотворения и описание его жизни.
Великие русские поэты вдохновили меня на создание своего стихотворения, посвященного им.
П О С В Я Щ Е Н И Е
Два великих поэта,
Два великих творца!
Вы погибли так рано
И разбили сердца.
Но оставили в память
Вы стихи о себе
И бессмертные строки
О любви, о судьбе.
Нет вам равных на свете!
…Солнца луч золотой
Заиграет на небе,
Список использованной литературы
1. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. – М. 1999
2. Лермонтов М.Ю.Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени. – М. 1999.
3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. М.,2004
4.Францова Н.В. Доронина Т.В. и др. литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения. - М. 2005
Урок литературы на тему "Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе» "(10 класс)
Урок литературы. 10 класс
Тема: Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе».
образовательные. формирование навыков сравнительного анализа лирических произведений, расширение представлений об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова; закрепление ранее полученных теоретических знаний по теории литературы;
развивающие. развитие аналитических способностей, логического мышления, связной речи;
воспитательные. воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову, стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.
портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;
иллюстрации с видами Кавказа;
Методы и приемы:
репродуктивный (слово учителя);
исследовательский (анализ стихотворения);
творческое чтение (выразительное чтение стихотворения).
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальные и групповые задания исследовательского характера;
иллюстрирование художественных произведений;
работа со словарем;
создание связного текста.
Опережающее индивидуальное задание.
Подготовить сообщение на тему «Кавказ в жизни Пушкина и Лермонтова» (слайдовая презентация).
История создания стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе». Выразительное художественное чтение наизусть.
История создания стихотворения М.Ю. Лермонтова «Крест на скале». Выразительное художественное чтение наизусть.
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия
И с бурею братом назвался бы я!
МОНАСТЫРЬ НА КАЗБЕКЕ
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне.
Стихотворение посвящено Е.А. Сушковой (впоследствии графине Ростопчиной).
Выявление первого читательского восприятия.
Понравились ли вам стихотворения?
О чем эти лирические произведения?
Какие картины рисует ваше воображение при чтении стихотворений?
Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения А.С. Пушкина? М.Ю. Лермонтова?
Похожи ли лирические герои этих двух стихотворений? Что их объединяет и в чем они различны?
Какое настроение передается читателю?
Теснина – узкий проход, обычно между возвышенностями, ущелье (горные теснины).
Подъять (устар. высок.) – подъемлю, подъятый то же, что и поднять.
Бытие (книж.) – 1) жизнь, существование;
2) совокупность материальных условий жизни и общества.
Царственный – величественный и горделивый, величавый.
Шатер – высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей)
Ковчег – 1) ветхое или на вид странное судно, корабль, а также старая повозка (иронич.);
2) в старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов
Ноевковчег – 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена растений для продолжения жизни на земле;
2) разнородная группа людей, животных, оказавшихся в тесном соседстве (книж.)
Келья – 1) отдельная комната монаха, монахини в монастыре;
2) (перен.) уединенное и скромное жилище, комната (устар.).
Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый.
Брег (устар.) – то же, что берег.
Исследовательская работа (возможно групповая работа или работа в парах)
«Монастырь на Казбеке»
Какие образы использованы в стихотворениях? Что они символизируют?
Крест – символ несгибаемого духом человека.
Орел – символ сильной, выносливой силы.
Монастыря – символ спасительного убежища.
Ущелье – символ несвободы, замкнутое пространство.
Вышина – символ свободы.
В чем их значение?
Монастырь, келья, Бог
Религиозные символы наводят лирических героев на размышления о жизни, о вечности, о Боге.
Слова какого стиля встретились в лирическом произведении и какую роль они играют?
Наряду со словами высокого стиля: протекло, подъята, взойти, бытия – употребляются слова более низкой стилистической окраски: гниет, схватить . которые играют роль в раскрытии мысли поэта о высоких желаниях обыкновенного человека.
Старославянизмы: сияющий, реющий, вожделенный, брег, келья ; библейское слово: ковчег – придают торжественное звучание всему стихотворению.
Какие художественно-выразительные средства языка помогают передать чувства и переживания лирического героя?
Олицетворение: крест гниет и гнется, развернутое сравнение: как будто он хочет схватить облака; инверсия: подъята рука, сбросил я; анафора: и после бы – и с бурею; повтор слов.
Стихотворение богато образными средствами: скрытое сравнение с оценочными эпитетами: царственный (шатер), сияющийвечными (лучами), вожделенный (брег), (к) вольной (вышине); метафоры: над семьею гор, далекий брег; развернутое сравнение: монастырь… как в небе реющий ковчег; олицетворение: монастырь парит; повтор слов, антитеза: ущелье – вольная вершина ; анафора, риторическое обращение.
Слова какой части речи преобладают?
В стихотворении 14 глаголов, два кратких причастия и всего лишь 3 прилагательного. Изобилие слов, обозначающих действия, передает жажду деятельности, стремление к беспокойной жизни, буре, показывает неудовлетворенность жизнью, мятежность.
И в то же время в 12 строках использовано 5 местоимений «Я», что, несомненно, подтверждает индивидуализм, одиночество, замкнутость, сосредоточенность героя на самом себе, своем мире.
В стихотворении 4 глагола и одно деепричастие. Можно сделать вывод: где покой и счастье, там мало действий.
Зато много слов со значением признака – это 8 прилагательных и наречие.
Дважды повторяется местоимение «твое» и одного «мне». Это явно показывает направленность не на собственное «Я», а на собеседника.
«кверху подъята рука…» - это художественная деталь заставляет мысленно воссоздать историю страдания Иисуса Христа, взошедшего на Голгофу.
Монастырь – это библейский ковчег, являющийся спасительным убежищем.
Два контрастных цветовых пятна: черный крест и белые, недостижимые облака - создают мрачную картину.
Голубое небо, Казбек со снеговыми (белыми) вершинами, полупрозрачный, в белых облаках монастырь создают картину умиротворения и спокойствия.
Какие слова создают художественное пространство в стихотворении?
теснина Кавказа (тесное ущелье) – скала.
Казбек – одна из горных вершин Кавказа.
Ущелье – заоблачная келья.
Как выражено художественное время в стихотворении?
В первом и во втором катренах употребляются глаголы настоящего времени: знаю, чернеет, гниет, гнется, хочет схватить . в последнем катрене глаголы - в условном наклонении: молился бы, сбросил бы, назвался бы . которые показывают горячее желание, мечту лирического героя «сбросить цепь бытия», избавиться от оков и побрататься с бурей.
В первой строфе употреблены глаголы настоящего времени ( сияет . парит ), которые подчеркивают вечность сияния, бесконечность парения.
Во второй строфе – глаголы условного наклонения: подняться б, скрыться б - выражают страстное желание лирического героя подняться «в заоблачную келью» и обрести покой.
Повествование ведется от первого лица.
Стихотворение состоит из простых и сложных синтаксических конструкций. Поэт использует инверсию (обратный порядок слов).
Последнее четверостишие - это одно восклицательное предложение, состоящее из романтических штампов и начинающееся с междометия «О!».
Первая строфа состоит из двух предложений, однотипных по своему строению: твой шатер… сияет, твой монастырь… парит.
В первом предложении звучит обращение к Казбеку.
Вторая строфа, эмоционально насыщенная, состоит из трех восклицательных предложений, которые свидетельствует о силе чувства лирического героя.
Первое предложение – риторическое восклицание «Далекий вожделенный берег!».
В последнем предложении стоят знаки завершения – (!) и (…), свидетельствующие о том, что лирический герой стремится к уединению и покою, надеясь обрести свободу, ибо она – внутри души, а не дарована извне.
Играют ли поэты звуками?
Последний катрен написан в сослагательном наклонении и многократно повторенные «б» - «бы», вместе со словами « сбросил », « бытия », « с бурей », « братом » дают звучную аллитерацию.
Твердость, незыблемость Казбека поэт подчеркивает, используя ассонанс: Казбек, царственный, шатер.
Как построены (композиция) стихотворения?
Стихотворение состоит из трех катренов.
Условно можно разделить на две части:
Первые два катрена – описание креста на скале; последний катрен – эмоциональный отклик лирического героя.
Стихотворение состоит из двух строф:
Первая строфа (секстина) представляет развернутое сравнение (характерный прием для Пушкина);
вторая строфа (квинтет) - внутренний монолог лирического героя, который дает возможность узнать мысли и чувства героя.
Каким стихотворным размером написаны стихотворения?
Какая рифма и рифмовка?
Стихотворение написано трехстопным амфибрахием, это делает его звучание более размеренным и напевным. Мужская парная (смежная) рифма придает стихам некоторую жесткость и решительность.
Четырехстопный ямб с большим количеством пиррихиев, что придает стихотворению легкость, воздушность («парит», «редеющий», «облаками» ).
Поэт использует парную и перекрестную рифму: первые 4 строчки написаны парной рифмой, последующие – перекрестной. Из этой закономерности выбивается 6 строчка « парит, чуть видный, над горами », повторяя рифму « лучами-облаками » и нарушая ожидаемую парную рифму « ковчег-брег ». Это не случайность, таким образом поэт усиливает эффект ожидания, лишняя шестая строчка первой строфы совершает как бы лишний круг в небе – « парит ».
Закрытая мужская рифма чередуется с открытой женской.
Настроение грусти, печали, безысходности, ощущение одиночества.
Настроение светлое, радужное, жизнеутверждающее.
Создание письменного высказывания на основе собранных наблюдений в ходе исследовательской работы
Пушкин и Лермонтов - поэты XIX века, для которых Кавказ стал источником поэтического вдохновения.
Стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» написаны приблизительно в одно и то же время, в 1830 году. Однако не стоит забывать о том, что Пушкин в эти годы уже сформировавшийся, зрелый человек, со своими взглядами на жизнь, на общество. Лермонтов же юноша-подросток, со сложным и порой противоречивым внутренним миром, поэтому в стихотворении чувствуется юношеский максимализм, напускная бравада, нагнетание чувств и красок. Именно поэтому стихотворения отличаются и настроением, и образом лирического героя, и средствами создания лирического образа.
У Пушкина уже в начале стихотворения создается величественная, торжественная картина, где вершина Казбека как царственный («величественный») шатер.
Стихотворение «Монастырь на Казбеке» эмоционально насыщенное, использование старославянизмов: сияющий, реющий, вожделенный, брег, келья - и библейского слова: ковчег – придают торжественное звучание всему стихотворению. Читая его, не создается впечатление трагичности, безысходности, хотя лирический герой, как и у Лермонтова, одинок, он хочет скрыться в «вольной вышине» и обрести свободу и покой. Несомненно, лирический герой имеет автобиографические черты: конец 20-х годов – это и трагические события 1825 года, потеря близких людей, ссылка в Михайловское, примирение с царём, безденежье, хлопоты по устройству личной жизни… Все эти жизненные перипетии говорят о том, что мешало поэту чувствовать себя внутренне свободным, готовым творить без цензуры внешней и внутренней.
У Лермонтова уже в начале стихотворения мы ощущаем нагнетание красок: черный крест, теснина, которые как бы душат, теснят не только героя, но и читателя. Герой у Лермонтова трагичен, он одинок, его душа страдает, существует лишь одно горячее желание: «сбросить цепь бытия», избавиться от оков и побрататься с бурей. Возникающий в стихотворении образ креста становится символом несгибаемого духом человека, на это указывает художественная деталь «кверху подъята рука», заставляющая мысленно воссоздать историю страдания Иисуса Христа, взошедшего на Голгофу. Крест - символ очищения, обновления, возрождения к новой жизни. Лирический герой этого стихотворения, получив дальнейшее развитие, вырастет до Мцыри, до Демона.
Таким образом, несмотря на юношескую незрелость автора, уже в этом стихотворении мы видим отражение основных мотивов лирики Лермонтова: одиночество, неудовлетворенность своей жизнью, жажда борьбы, активного образа жизни.
При сопоставлении стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» можно в очередной раз подчеркнуть разницу и мироощущений, и характеров, и поэтический стилей этих русских классиков.
Оцените свое участие на уроке?
Что удалось вам на уроке, что не удалось?
Что было интересно на уроке? Что не понравилось?