Анализ стихотворения Лермонтова Гусар



Анализ стихотворения Лермонтова «Гусар»

Анализ стихотворения Лермонтова «Гусар»

После Школы гвардейских подпрапорщиков Лермонтов попал в Лейб-гвардии гусарский полк. Нельзя сказать, что служба легла на плечи молодого поэта тяжелым бременем. Времена были мирные, многие гусары с удовольствием участвовали в жизни светского общества. Благодаря состоянию бабушки, Михаил Юрьевич не нуждался в деньгах, мог позволить себе дорогостоящую лошадь, отказ от полковой кухни и прочие радости. Известно, что ежегодно на содержание внука Елизавета Алексеевна Арсеньева тратила десять тысяч рублей, немалые деньги по меркам тридцатых годов девятнадцатого столетия. По свидетельству сослуживца поэта графа Васильева, развлечений Лермонтов не чурался. Он участвовал в карточных играх, масштабных попойках, на которые приглашались женщины легкого поведения. Впрочем, сильного удовольствия это ему не доставляло. Как отмечает граф Васильев, больше всего Михаил Юрьевич любил смотреть на выступления цыган.

Даже по времяпрепровождению в Лейб-гвардии гусарском полку видно, что образ Лермонтова, как человека презирающего свет и не желающего иметь с ним ничего общего, — не совсем верный. Да, поэту не нравилась неестественность поведения представителей высшего общества, но скучал он больше в подражание Байрону и его самому популярному персонажу – Чайльд-Гарольду.

Загрузка...

Стихотворение «Гусар» датировано концом 1832 года. О том, что герой произведения служит именно в Лейб-гвардии гусарского полка, свидетельствуют две важные детали. Во-первых, его доломан красного цвета. Во-вторых, он ездит на лошади серой масти. В рассматриваемом тексте внешний блеск гусара противопоставляется душевной пустоте. Что значат шумные пиры, красивый мундир и статный конь, если нигде тебя не ждет любимая и любящая женщина? В образе гусара узнаются черты самого Лермонтова. В любви ему патологически не везло – все отношения приносили преимущественно боль. Зато судьба наградила его отличными сослуживцами, друзьями, да и в доступе к развлечениям он недостатка не знал, о чем уже говорилось выше.

В финале появляется характерный для лирики Михаила Юрьевича мотив усталости от жизни. В последних строках прямо говорится, что гусар не всегда был таким. Что же его изменило? Возможно, неудачный роман, и тогда он еще больше становится похож на Лермонтова. Еще один вариант – гусар просто пресытился («…ты жил, ты слишком много жил…»). Подобная трактовка образа сближает его с другими персонажами Михаила Юрьевича. Например, с Арбениным из пьесы «Маскарад».


Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Лермонтова «Русская мелодия» Стихотворение «Русская мелодия» было впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» уже после смерти Лермонтова – в 1859-ом. Согласно нахождению в.
  2. Анализ стихотворения Лермонтова «Ночь (Один я в тишине ночной)» В 1830 году шестнадцатилетний Михаил Юрьевич Лермонтов познакомился в гостях у Верещагиных с восемнадцатилетней Екатериной Александровной Сушковой. От красавицы с.
  3. Анализ стихотворения Лермонтова «Они любили друг друга» Стихотворение «Они любили друг друга так долго и нежно» — прекрасный образец позднего творчества Лермонтова. Работу над ним поэт вел.
  4. Анализ стихотворения Лермонтова «1830. Майя. 16 число» Юношеская поэзия Лермонтова представляет собой своеобразную лирическую исповедь, личный дневник, посредством которого он делился интимными переживаниями, философскими рассуждениями, политическими взглядами.
  5. Анализ стихотворения Лермонтова «Солнце» На страницах юношеских тетрадей Лермонтова можно нередко встретить инициалы «Н. Ф. И.», разгадать тайну которых исследователи творчества Михаила Юрьевича сумели.
  6. Анализ стихотворения Лермонтова «Чаша жизни» Стихотворение «Чаша жизни», датированное 1831 годом, относится к ранней философской лирике Лермонтова. Впервые оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки».
  7. Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу я на дорогу» Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека его эпохи, тем самым проясняла источники его страданий. Она указывала на.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Лермонтова «Гусар»

Анализ стихотворения ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА.

Стихотворение «Отчего» было написано М.Ю. Лермон­товым в 1840 году. Предположительно оно посвящено М.А. Щербатовой, в которую поэт был влюблен. Она была младше Лермонтова лет на шесть. М.А. Корф в 1840 году так вспоминает о ней: «Несколько лет тому назад молоденькая и хорошенькая Штеричева, жившая круглою сиротою у своей бабки, вышла замуж за молодого офицера князя Щербатова, но он спустя менее года умер, и молодая вдова осталась одна с сыном, родившимся уже через несколько дней после смерти отца. По прошествии траурного срока она натурально стала являться в свете, и столь же натурально, что нашлись тотчас и претенденты на ее руку, и просто молодые люди, за нею ухаживавшие. В числе первых был офицерский гусар Лер­монтов — едва ли нелучший из теперешних наших поэтов…».

М.А. Щербатовой поэт посвятил также стихотворение «На светские цепи…».

Стихотворение мы можем отнести к любовной лирике с элементами философского размышления. Жанр его — ли­рическая миниатюра романсного типа с элементами фило­софской медитации.

Исследователи неоднократно отмечали, что в произведе­ниях Лермонтова нет сюжета счастливой любви, нет любви в настоящем. Традиционная тема любовной лирики поэта — это разлука героев, расставание, прощание, роковые обстоятель­ства, безответная любовь, невозможность счастья. То же са­мое мы видим и в стихотворении «Отчего». Построено оно в форме монолога-размышления героя о собственных чувствах, судьбе любимой женщины. Образ героини предстает в этом произведении светлым, прекрасным. И одновременно он от­крывает читателю и внутренний облик лирического героя: мы видим человека искреннего, цельного, способного к сильным чувствам, драматическим переживаниям, желающего спас­ти, сберечь «молодость цветущую» любимой женщины. Ос­новные чувства лирического героя — это грусть, горькое осоз­нание безысходности ситуации, предчувствие расставания с любимой. Так же ощутимо звучит в стихотворении мотив про­тивостояния искреннего, чистого, свободного человека и свет­ской толпы.

Произведение имеет кольцевую композицию: открывает­ся и заканчивается оно обозначением одного и того же чув­ства лирического героя, содержащего в себе антитезу и в на­чале стихотворения, и в финале его:

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно… потому что весело тебе.

Антитеза пронизывает и сам сюжет стихотворения: «цве­тущая молодость» героини противопоставлена «молвы ковар­ному гоненью», «светлый день» — «слезам и тоске». Финаль­ная антитеза, обогащенная многими мотивами, звучит резко, афористично, подчеркивая трагизм судьбы героини.

Синтаксическая и ритмическая конструкция стихотворе­ния основана на формах разговорного языка. «Именно по­этому три предложения, составляющие произведение, совер­шенно различны и несимметричны, к тому же первое из них занимает три строки, второе — две, а третье — одну. В соответ­ствии с их строением эти предложения обусловливают ритми­ческие переносы из стиха в стих, причем в стих нечетный, не рифмующийся с предыдущим, — из второго в третий, из чет­вертого в пятый. При этом синтаксические паузы в конце не­четных строк, в свою очередь, не совпадают с паузами ритми­ческими, которые падают на конец четных стихов, замкнутых смежной рифмой. Однако такая сложность строфы “Отчего” только видимая, так как связана с безыскусственностью, про­стотой, даже “прозаичностью” ее, делающей ненужными ка­кие бы то ни было образные убранства и риторические укра­шения. Поэтому и шестистопный ямб здесь не скован цезурой и передает интонацию разговора-признания, немногословно­го, но проникновенного». Поэт использует немногочисленные средства художественной выразительности: эпитеты («моло­дость цветущую», «коварное гоненье», «сладкое мгновенье»), метафору («Слезами и тоской заплатишь ты судьбе»), инвер­сию («молодость цветущую твою»), синтаксический паралле­лизм (начало и финал стихотворения).

Стихотворение «Отчего» является шедевром любовной ли­рики М.Ю. Лермонтова. Лирический герой поэта восприни­мает любовь как бесценный дар, но властвующая в жизни дисгармония разрушает возможность счастья, делает любовь трагичной, приносящей человеку страдания.

Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев — стихотворения «Чему молилась ты с любовью…», «Она сидела на полу…»

Скрепа: мотив противостояния личности и общества, мотив мол­вы, мотив несчастной судьбы, мотив убитой любви и радости.

Здесь искали:
  • анализ стихотворения лермонтова отчего
  • лермонтов отчего анализ
  • анализ стихотворения отчего лермонтов

«Гусар» М.Лермонтов

«Гусар» Михаил Лермонтов

Гусар! ты весел и беспечен,
Надев свой красный доломан;
Но знай — покой души не вечен,
И счастье на земле — туман.

Крутя лениво ус задорный,
Ты вспоминаешь стук пиров;
Но берегися думы черной,—

Она черней твоих усов.

Пускай судьба тебя голубит,
И страсть безумная смешит;
Но и тебя никто не любит,
Никто тобой не дорожит.

Когда ты, ментиком блистая,
Торопишь серого коня,
Не мыслит дева молодая:
«Он здесь проехал для меня».

Когда ты вихрем на сраженье
Летишь, бесчувственный герой,—
Ничье, ничье благословенье
Не улетает за тобой.

Гусар! ужель душа не слышит
В тебе желания любви?
Скажи мне, где твой ангел дышит?
Где очи милые твои?

Молчишь — и ум твой безнадежней,
Когда полнее твой бокал!
Увы — зачем от жизни прежней
Ты разом сердце оторвал.

Ты не всегда был тем, что ныне,
Ты жил, ты слишком много жил,
И лишь с последнею святыней
Ты пламень сердца схоронил.

Анализ стихотворения Лермонтова «Гусар»

После Школы гвардейских подпрапорщиков Лермонтов попал в Лейб-гвардии гусарский полк. Нельзя сказать, что служба легла на плечи молодого поэта тяжелым бременем. Времена были мирные, многие гусары с удовольствием участвовали в жизни светского общества. Благодаря состоянию бабушки, Михаил Юрьевич не нуждался в деньгах, мог позволить себе дорогостоящую лошадь, отказ от полковой кухни и прочие радости. Известно, что ежегодно на содержание внука Елизавета Алексеевна Арсеньева тратила десять тысяч рублей, немалые деньги по меркам тридцатых годов девятнадцатого столетия. По свидетельству сослуживца поэта графа Васильева, развлечений Лермонтов не чурался. Он участвовал в карточных играх, масштабных попойках, на которые приглашались женщины легкого поведения. Впрочем, сильного удовольствия это ему не доставляло. Как отмечает граф Васильев, больше всего Михаил Юрьевич любил смотреть на выступления цыган.

Даже по времяпрепровождению в Лейб-гвардии гусарском полку видно, что образ Лермонтова, как человека презирающего свет и не желающего иметь с ним ничего общего, — не совсем верный. Да, поэту не нравилась неестественность поведения представителей высшего общества, но скучал он больше в подражание Байрону и его самому популярному персонажу – Чайльд-Гарольду.

Стихотворение «Гусар» датировано концом 1832 года. О том, что герой произведения служит именно в Лейб-гвардии гусарского полка, свидетельствуют две важные детали. Во-первых, его доломан красного цвета. Во-вторых, он ездит на лошади серой масти. В рассматриваемом тексте внешний блеск гусара противопоставляется душевной пустоте. Что значат шумные пиры, красивый мундир и статный конь, если нигде тебя не ждет любимая и любящая женщина? В образе гусара узнаются черты самого Лермонтова. В любви ему патологически не везло – все отношения приносили преимущественно боль. Зато судьба наградила его отличными сослуживцами, друзьями, да и в доступе к развлечениям он недостатка не знал, о чем уже говорилось выше.

В финале появляется характерный для лирики Михаила Юрьевича мотив усталости от жизни. В последних строках прямо говорится, что гусар не всегда был таким. Что же его изменило? Возможно, неудачный роман, и тогда он еще больше становится похож на Лермонтова. Еще один вариант – гусар просто пресытился («…ты жил, ты слишком много жил…»). Подобная трактовка образа сближает его с другими персонажами Михаила Юрьевича. Например, с Арбениным из пьесы «Маскарад».

Михаил Лермонтов — Гусар! ты весел и беспечен ( Гусар )

Гусар! ты весел и беспечен,
Надев свой красный доломан;
Но знай — покой души не вечен,
№ 4 И счастье на земле — туман.

Крутя лениво ус задорный,
Ты вспоминаешь стук пиров;
Но берегися думы черной, —
№ 8 Она черней твоих усов.

Пускай судьба тебя голубит,
И страсть безумная смешит;
Но и тебя никто не любит,
№ 12 Никто тобой не дорожит.

Когда ты, ментиком блистая,
Торопишь серого коня,
Не мыслит дева молодая:
№ 16 «Он здесь проехал для меня».

Когда ты вихрем на сраженье
Летишь, бесчувственный герой, —
Ничье, ничье благословенье
№ 20 Не улетает за тобой.

Гусар! ужель душа не слышит
В тебе желания любви?
Скажи мне, где твой ангел дышит?
№ 24 Где очи милые твои?

Молчишь — и ум твой безнадежней,
Когда полнее твой бокал!
Увы — зачем от жизни прежней
№ 28 Ты разом сердце оторвал.

Ты не всегда был тем, что ныне,
Ты жил, ты слишком много жил,
И лишь с последнею святыней
№ 32 Ты пламень сердца схоронил.

Gusar! ty vesel i bespechen,
Nadev svoy krasny doloman;
No znay — pokoy dushi ne vechen,
I schastye na zemle — tuman.

Krutya lenivo us zadorny,
Ty vspominayesh stuk pirov;
No beregisya dumy chernoy, —
Ona cherney tvoikh usov.

Puskay sudba tebya golubit,
I strast bezumnaya smeshit;
No i tebya nikto ne lyubit,
Nikto toboy ne dorozhit.

Kogda ty, mentikom blistaya,
Toropish serogo konya,
Ne myslit deva molodaya:
«On zdes proyekhal dlya menya».

Kogda ty vikhrem na srazhenye
Letish, beschuvstvenny geroy, —
Nichye, nichye blagoslovenye
Ne uletayet za toboy.

Gusar! uzhel dusha ne slyshit
V tebe zhelania lyubvi?
Skazhi mne, gde tvoy angel dyshit?
Gde ochi milye tvoi?

Molchish — i um tvoy beznadezhney,
Kogda polneye tvoy bokal!
Uvy — zachem ot zhizni prezhney
Ty razom serdtse otorval.

Ty ne vsegda byl tem, chto nyne,
Ty zhil, ty slishkom mnogo zhil,
I lish s posledneyu svyatyney
Ty plamen serdtsa skhoronil.

Uecfh! ns dtctk b ,tcgtxty,
Yfltd cdjq rhfcysq ljkjvfy;
Yj pyfq — gjrjq leib yt dtxty,
B cxfcnmt yf ptvkt — nevfy/

Rhenz ktybdj ec pfljhysq,
Ns dcgjvbyftim cner gbhjd;
Yj ,thtubcz levs xthyjq, —
Jyf xthytq ndjb[ ecjd/

Gecrfq celm,f nt,z ujke,bn,
B cnhfcnm ,tpevyfz cvtibn;
Yj b nt,z ybrnj yt k/,bn,
Ybrnj nj,jq yt ljhj;bn/

Rjulf ns, vtynbrjv ,kbcnfz,
Njhjgbim cthjuj rjyz,
Yt vsckbn ltdf vjkjlfz:
«Jy pltcm ghjt[fk lkz vtyz»/

Rjulf ns db[htv yf chf;tymt
Ktnbim. tcxedcndtyysq uthjq, —
Ybxmt, ybxmt ,kfujckjdtymt
Yt ektnftn pf nj,jq/

Uecfh! e;tkm leif yt cksibn
D nt,t ;tkfybz k/,db?
Crf;b vyt, ult ndjq fyutk lsibn?
Ult jxb vbkst ndjb?

Vjkxbim — b ev ndjq ,tpyflt;ytq,
Rjulf gjkytt ndjq ,jrfk!
Eds — pfxtv jn ;bpyb ght;ytq
Ns hfpjv cthlwt jnjhdfk!//

Ns yt dctulf ,sk ntv, xnj ysyt,
Ns ;bk, ns ckbirjv vyjuj ;bk,
B kbim c gjcktlyt/ cdznsytq
Ns gkfvtym cthlwf c[jhjybk/

Стихотворение Лермонтова М.Ю.
«Гусар»

Гусар! ты весел и беспечен,
Надев свой красный доломан;
Но знай -- покой души не вечен,
И счастье на земле -- туман!
Крутя лениво ус задорный,
Ты вспоминаешь стук пиров;
Но берегися думы черной, --
Она черней твоих усов.
Пускай судьба тебя голубит,
И страсть безумная смешит;
Но и тебя никто не любит,
Никто тобой не дорожит.
Когда ты, ментиком блистая,
Торопишь серого коня,
Не мыслит дева молодая:
"Он здесь проехал для меня".
Когда ты вихрем на сраженье
Летишь, бесчувственный герой, --
Ничье, ничье благословенье
Не улетает за тобой.
Гусар! ужель душа не слышит
В тебе желания любви?

Скажи мне, где твой ангел дышит?
Где очи милые твои?
Молчишь -- и ум твой безнадежней,
Когда полнее твой бокал!
Увы -- зачем от жизни прежней
Ты разом сердце оторвал.
Ты не всегда был тем, что ныне,
Ты жил, ты слишком много жил,

И лишь с последнею святыней

Ты пламень сердца схоронил.
1833

Стихотворение Лермонтова М.Ю. - Гусар

См. также Михаил Лермонтов - стихи (Лермонтов М. Ю.) :

Дары Терека
Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен.

Два великана
В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого.

Послушайте стихотворение Лермонтова Гусар

Темы соседних сочинений