Анализ стихотворения Лермонтова Есть речи значенье
Образ звучащего слова очень важен для русской поэтической – особенно романтической – традиции. Слово обладает особенной загадочной силой, природу которой не всегда можно понять. Этот мотив, наряду с прочими, звучит в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Есть речи – значенье..».
Прежде всего, это, конечно, любовно-интимное стихотворение, поэтому в нём не так много активности лирического героя и действия как такового. Нет в тексте и образа возлюбленной – она остается «за кадром», и читатель может лишь (вместе с говорящим) слышать её голос – её слово. Такое понимание произведения подтверждается тем, что примерное в это же время пишутся несколько схожих текстов, посвященных А. Смирновой – реальной девушке, к которой Лермонтов был неравнодушен.
Кроме того, «слово» в этом стихотворении можно понимать в более популярном для романтиков ключе – как слово поэтическое. В первой строфе обозначается характер таких «речей» - непонятные на первый взгляд и не доступные всем, они, тем не менее, оказывают мощное влияние на человека. Далее – то, что может звучать в этих речах; а в третьей строфе – буквально что не переклички с темой «Пророков» Лермонтова и Пушкина («Из пламя и света//Рождённое слово», ср. у Пушкина «глаголом жечь сердца людей»). И в двух финальных четверостишиях стихотворения появляются два образа, подтверждающие такие ассоциации – фигуры монаха и воина, которые в романтической традиции нередко пересекались и соединялись с фигурой поэта, приближенного к Богу мистической силой своего слова и использующего свои поэтические способности как оружие (ср. «Кинжал» Лермонтова).
На примере этого стихотворения хорошо видно, как интимная поэзия может переплетаться с философской; и как рассуждения и чувствах и о предназначении и ремесле поэта могут сплавляться в единый поток авторской мысли.
Анализ стихотворения Лермонтова «Есть речи — значенье»
Влюбчивый по своей натуре, Михаил Лермонтов старался е афишировать своих чувств и открывал их лишь своим избранницам. Именно по этой причине многочисленные романы
поэта до сих пор являются предметом исследований библиографов, которые по отдельным записям в дневниках и стихам пытаются установить адресатов стихов поэта.
В 1838 году Лермонтов познакомился с Марией Соломирской, супругой своего однополчанина. Женщина произвела на поэта настолько сильное впечатление, что он стал открыто за ей ухаживать. Однако прошло долгих два года прежде, чем Соломирская ответила взаимностью. По воспоминаниям Андрея Краевского, издателя Лермонтова, однажды поэт приехал к нему ранним утром и привез стихотворение «Есть речи — значенье» которое попросил как можно скорее опубликовать. Свою спешку автор объяснил тем, что оно было написано ночью, сразу же после любовного свидания с Соломирской. Поэт признался, что накануне подчистую проигрался в карты, но после ему повезло в любви.
Однако в данном произведении речь идет совсем не о чувствах. Скорее, поэт выражает благодарность женщине, которая в один из самых сложных периодов жизни Лермонтова поддержала его короткой запиской, переданной в тюрьму. Именно по этой причине он говорит о том, что ценит в речах не их смысл и красивые слова, а сам факт того, что они произнесены в нужную минуту. «Им без волненья внимать невозможно», — отмечает поэт. Конечно же, он соотносит послание с теми чувствами, которые испытывает к Соломирской. Поэтому видит в обычных словах ободрения «слезы разлуки» и «трепет свиданья».
Слово, рожденное, по мнению Лермонтова, «из пламя и света», далеко не каждый может оценить. В мирское суете и в блеске пышных балов оно попросту теряется и остается неуслышанным. Однако непременно найдет отклик в храме души, если там живет любовь. «И где я ни буду, услышав, его я узнаю повсюду», — отмечает поэт. Конечно же, Лермонтов идеализирует свои отношения с Соломирской, хотя и признается: «На звук тот отвечу, и брошусь из битвы ему я навстречу». Но импульсивность и непостоянство характера поэта подтверждает и сама история создания этого стихотворения. Все дело в том, что его первоначальный вариант был создан в 1839 году и посвящался совсем другой даме сердца — Прасковье Бартеневой. Именно в ее альбоме Лермонтов оставил автограф первой редакции этого произведения в знак своих чувств к его обладательнице.
Лермонтов Михаил - Есть речи - значенье
Самое простое, почти детское, услышал в Лермонтове народ: молитву. Но это было не так -то просто.
Часто и сам Лермонтов говорил речи - "значенье ничтожно"; хотел, чтобы и другие слышали от него лишь эти речи, но в них, там, - как за синими глазами податливой служанки, - слышал другое значение, другой познавал смысл:
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
Текст «Есть речи — значенье…» М.Лермонтов
Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
Дата написания: 1840 год