Анализ стихотворения Лермонтова Душа



Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Душа № 1

Первую половину XIX века принято называть Золотым веком отечественной литературы. Ведь в эти годы блистали такие выдающиеся умы, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Хотелось бы остановиться на творчестве М.Ю. Лермонтова и конкретно его стихотворении «Дума».
Лермонтов, бесспорно, величайшее имя в истории русской литературы. Очень интересен тот факт, что его учителем и, можно сказать, кумиром был А.С. Пушкин. Тем не менее, поэт нисколько не перенял оптимизм и мудрое приятие жизни «солнца русской поэзии». По словам В.Г. Белинского, в стихах Лермонтова «уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но есть вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…» Причины лермонтовского пессимизма заключаются не только в личных особенностях характера, строения психики и мировосприятия. Суть заключается еще и в эпохе, в которую жил поэт. Это 30-е годы XIX века, одно из наиболее мрачных времен в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появлялось стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум. Благодаря всем этим переживаниям и родилось стихотворение «Дума».
Это произведение примечательно тем, что перед нами не взгляд на данное поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего к этому поколению, не отделяющего себя от него.
Центральная идея стихотворения – осуждение общественной инертности, духовной апатии современной поэту молодежи:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Поколение 30-х годов отличалось своей пассивностью, неспособностью к действию. Им все безразлично, ни «добро», ни «зло» не способны задеть их душу. Даже наука, которой «иссушен» мозг этих людей, оказывается «бесплодной», бесполезной, не приносящей никаких результатов. Их силы глупо растрачены, подлинные чувства уже загублены. Поэт отмечает малодушие и безынициативность своих современников:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы.
Это поколение проживает свою жизнь бесполезно, они не оставят после себя никакого достойного следа:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!
Лермонтов отмечает, что его поколение не имеет ни в чем самостоятельности, они даже не способны на свои суждения, осознанные оценки вещей, а скорее встают в зависимость от внешних обстоятельств. Душевная заледенелость этих людей сочетается, как это не странно, с неимоверной жаждой жизни, действий:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Основную тему и идею стихотворения «Дума» можно сравнить с романом «Герой нашего времени». Печорин – собирательный образ поколения 30-х годов, точнее, по словам самого Лермонтова, его главных пороков. Герой обладает незаурядными способностями. У него острый, живой ум, сила воли, наблюдательность, хорошо развитая интуиция. Тем не менее, он не может реализовать себя в жизни, найти себе достойное дело. Душа Печорина испорчена высшим светом, поэтому он не способен на длительные, серьезные отношения, искренние эмоции. Поэтому совершенно логичной выглядит ранняя смерть героя.
Все это отражается и в «Думе». Положение молодежи 30-х годов усугубляется тем, что они нарушают преемственность поколений. То есть, эти люди ничего не наследуют у своих предшественников и не способны ничего оставить, завещать своим потомкам:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Жанрово стихотворение сочетает в себе черты сатиры и элегии. Композиционно в стихотворении присутствует развитие лишь одной темы – темы поколения 30-х годов. Сначала поэт характеризует поколение, дает ему общую оценку. В конце же, как бы подытоживая, он отмечает, что его современники не оставят после себя никакого следа.
В «Думе» есть оценочные эпитеты, придающие стихотворению эмоциональность: «презренные рабы», «пришлец осиротелый», «наукою бесплодной», «надежды лучшие», «голос благородный», «холод тайный», «толпой угрюмою и скоро позабытой», «насмешкой горькою». Этой же цели способствует и двойное сравнение: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом». Образность стихотворения усилена метафорами («В начале поприща мы вянем без борьбы», «Мы иссушили ум наукою бесплодной»), гиперболой («Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов»). Лермонтов использует слова «высокого» стиля: «грядущее», «под бременем», «презренные», «поприща», «прах».
Не смотря на все мрачные предсказания поэта, поколение 30-х годов XIX века не прошло бесследно для истории России. Ведь к нему принадлежал сам Лермонтов, одно из главных имен русской литературы.

Пример

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

Смотрите также по произведению "Стихотворения":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Главная тема стихотворения - человек и общество, судьба поколения. После поражения декабристов преследуется свободомыслие. Наступает эпоха "Николаевского безвременья". Общественное поведение людей меняется, появляется стремление замкнуться в себе, скрыть свои мысли и чувства, уйти в тень. Стихотворение Лермонтова - взгляд на поколение, которое ". под бременем познанья и сомненья в бездействии состарится. ".

Главная мысль (идея)

Новое поколение не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет "позорное малодушие перед опасностью", является "презренными рабами перед властью". Участь разочарованных людей безотрадна:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Равнодушие к жизни - это духовная смерть человека. Такова горькая оценка Лермонтовым своего поколения.

Стихотворение "Дума" можно назвать элегией, в которой гражданская тема становится глубоко личной.

Стихотворный метр - семи- и шестистопный ямб, система рифмовки - перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.

Тон стихотворения сдержанный, но в нём слышна горечь. Поэт безжалостно перечисляет всё то, мимо чего прошло в своей жизни его поколение, все потери. В стихотворении проявлен контраст между высотой чувства и отрицающей мыслью.

Каждое четверостишие - законченное предложение. С одной стороны - констатация состояния поколения, с другой - приговор ("его грядущее иль пусто, иль темно. ", ". в бездействии состарится оно. ").

В стихотворении много метафор ("старость души", "жизнь-путь"). В первой части стихотворения используется традиционная форма элегического романтизма ("печально", "томит", "вянем") и слова философского и общественно-политического значения ("познанья", "сомненья", "добру", "злу", "рабы"). Выразительны резкие оценочные эпитеты ("постыдно", "позорно"). Многие строки стихотворения афористичны ("И ненавидим мы, и любим мы случайно. ").

Характерно такое построение строфы: сначала следует утверждение-приговор:

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию - презренные рабы.

Затем следует яркое образное сравнение, продолжающее эмоциональное развитие этой же мысли:

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты - его паденья час!

Во второй части стихотворения появляется элегическая лексика. Эффект выразительности достигается с помощью игры "прозаизмов" и "поэтизмов" ("остаток" - "чувства"). Контраст усиливается употреблением слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь".

В последней части вновь меняется лексика. Теперь она носит философский оттенок: "ни мысли плодовитой", "судья", "гражданин".

«Романс (Невинный нежною душою…)» М.Лермонтов

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Душа № 2

Невинный нежною душою,
Не знавши в юности страстей прилив,
Ты можешь, друг, сказать, с какой-то простотою:
Я был счастлив!…

Кто, слишком рано насладившись,

Живет, в душе негодованье скрыв,
Тот может, друг, еще сказать, забывшись:
Я был счастлив!…

Но я, в сей жизни скоротечной,
Так испытал отчаянья порыв,
Что не могу сказать чистосердечно:
Я был счастлив!

Анализ стихотворения Лермонтова «Романс (Невинный нежною душою…)»

«Романс» («Невинный нежною душою…») — стихотворение, написанное в 1829 году, во время пребывания Лермонтова в Московском университетском благородном пансионе – престижном закрытом заведении для мальчиков-дворян. В автографе произведения имеется позднейшая приписка, сделанная рукой Михаила Юрьевича, – «(Дурнову)». Речь идет о Дмитрии Дмитриевиче Дурнове (1813-год смерти неизвестен) – соученике поэта. Ему посвящены еще несколько стихотворений – «К Дурнову», «К другу», «К Д…ву» («Я пробегал страны России…»). В приписке к «Русской мелодии» Лермонтов назвал Дмитрия Дмитриевича своим первым и последним другом, человеком, обладающим открытой и доброй душой. «Романс» считается подражанием стихотворению «Стансы», принадлежащему перу Ивана Ивановича Дмитриева (1760-1837). В основе обоих лирических произведений лежит противопоставление «невинной юности» и опытности. Кроме того, Лермонтов практически в точности повторяет использованный в «Стансах» рефрен. При этом «Романс» отличается более сложным метрическим и ритмическим строением.

Лирический герой лермонтовской лирики пансионского периода часто задумывается о счастье. Упоминается оно и в рассматриваемом тексте. «Я был счастлив» — строка, завершающая каждую строфу и выступающая в роли рефрена. Следовательно, поэт считал важным подчеркнуть ее, выделить. Глагол «быть» употреблен в прошедшем времени. Счастье осталось где-то позади, поэтому стихотворение проникнуто печальными настроениями. Такое восприятие жизненных радостей характерно для юного Лермонтова. В его пансионской лирике слово «счастье» встречается более двадцати раз. Часто оно употребляется в отрицательном смысле. В трех стихотворениях не признается возможность обрести счастье. В нескольких произведениях, как и в «Романсе», место ему отведено только в прошлом. Что же такое счастье в представлении лирического героя рассматриваемого текста? Ответ дается в первой строфе. Согласно ей, счастье может испытать только тот, кто в юности был чужд страстей. Интересно, что многие ранние лермонтовские стихотворения этому утверждению противоречат. У их героев счастье ассоциируется не с покоем, а как раз со страстями.

Написанный Михаилом Юрьевичем «Романс» положен на музыку. Произведение создано современным петербургским композитором Игорем Робертовичем Балакиревым.

Стихотворение "Дума" Лермонтова: анализ

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Душа № 3

Лирику М. Ю. Лермонтова часто отличают пессимистические нотки и безверие. Одна из причин этого кроется в биографии поэта (ранняя смерть матери и разлука с отцом, длительная болезнь и т. п.). Другая в большей мере связана с исторической эпохой, в которую он жил. Именно таким настроением проникнуто стихотворение «Дума». Лермонтов с горечью говорит в нем о бесславной судьбе своего поколения.

Время создания

Стихотворение было написано в 1838 году и опубликовано в «Отечественных записках» в январе 1839-го. К его созданию Лермонтова подтолкнуло общение с декабристами (с одним из них он сошелся довольно близко) во время ссылки на Кавказ. Поэта поразили стойкость несломленного духа и верность идеям. Это были те качества, которых он не находил в своих сверстниках.

После расправы над декабристами в стране наступило время реакции, и любая деятельность стала невозможной. В результате большая часть молодых образованных дворян, на которых возлагались надежды по переустройству общества и страны, пыталась замкнуться в себе и отойти от проблем. Однако способность мыслить оставалась, и запретить думать не мог никто. Это произведение - результат постоянных размышлений поэта о необходимости возвращения к плодотворной деятельности и борьбе.

Тема стихотворения «Дума» Лермонтова

Уже первая строчка («Печально я гляжу на наше поколенье…») подчеркивает, что поэт не отделяет себя от современников. Его тревожит их полное равнодушие и апатия, жизнь ошибками отцов (декабристов), отсутствие нравственных убеждений, сильных, волнующих чувств. Отсюда неспособность на подвиг и труд. Именно таким изображен герой романа Печорин.

Общая характеристика, данная в первом четверостишьи, затем развивается и убедительно доказывается. В стихотворении «Дума» Лермонтова выносится суровый приговор: у поколения 30-х годов нет будущего. Это подчеркивается глаголами «вянет», «томит», характеризующими духовное состояние его современников. Складывается противоречивая картина: «огонь кипит» в их крови, но ничего не сделано для того, чтобы понять душевные порывы отцов. Все в их поведении случайно. Результат такого бездействия – смерть «без счастья и без славы» и забвение. А еще строгий суд потомков и справедливое оскорбление «презренным стихом». Кольцевая композиция подчеркивает безысходность, к которой привело бездействие целого поколения молодых людей.

Жанр стихотворения

«Дума» Лермонтова эмоционально насыщена, в ней преобладает лексика высокого стиля. Начало стихотворения напоминает ораторскую речь: «томит», «познанья», «рабы», «печально» и др. По мере развития мысли используемая лексика и стиль все больше напоминают элегию. Философские заключения в финале («мысль плодовитая», «презренный стих» и т.п.) вновь возвращают к особенностям ораторского выступления. Таким образом, стихотворение «Дума» Лермонтова заключает в себе черты элегии и сатиры. Лирический герой выстрадал то, что становится темой его постоянных размышлений о смысле жизни.

Средства выразительности

Катрены из одного предложения (они объединены по 4 и по два в четыре строфы) имеют между собой довольно слабую связь. В большей мере их объединяют общая тема и настроение. Последнее обеспечивается за счет использования различных средств выразительности, которых в стихотворении «Дума» Лермонтова достаточно много. Это эпитеты («рабы презренные», «насмешкой горькою»), метафоры («старость души»), сравнения («как ровный путь без цели»), гиперболы («богаты мы, едва из колыбели»), оксюморон (царствует в душе «холод тайный, когда огонь кипит в крови») и др. Они помогают поэту донести мысль о том, что поколение, нищее духовно, бездеятельное, апатичное, ничего не оставит после себя, кроме проклятия потомков.

Похожие статьи

: Анализ стихотворения Лермонтова Дума 2

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

Дума-поэтическая форма, которую широко использовали поэты-декабристы (наприм. «Думы» Кондратия Рылеева). Следуя декабристам, Лермонтов по возвращении из ссылки печатает «Думу», в которой обращается к своим современникам с упреком в малодушии, в отказе от гражданской борьбы: они не желают служить самодержавию, но в то же время отказались от борьбы с ним и от всякого участия в общественной жизни.

Стихотворение по жанру является элегией-сатирой, как и «Смерть поэта». Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов.

Главная тема стихотворения — это общественное поведение человека. Тема раскрывается в характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10—20-х годах, не поколение «отцов», т. е. декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов. »). Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство. Участь их безотрадна:

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Такая суровая оценка Лермонтовым своих современников продиктована его общественными взглядами передового поэта. Он ещё юношей заявлял: «Так жизнь скучна, когда боренья нет», особенно порицая безучастное отношение к царящему в жизни злу. Равнодушие к общественной жизни — это духовная смерть человека. Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит «мы»,

Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение «отцов», прославивших свое время великими подвигами. Он высказывает острую критику поколения «детей», в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.

Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки.

«Дума» — это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима. Это не взгляд со стороны, а откровение человека, принадлежащего к тому же поколению.
Композиция произведения подчинена авторскому замыслу. В первом четверостишии высказано общее суждение о молодежи 30-х годов. В восьми последующих четверостишиях развивается и доказывается эта мысль. Поэта огорчает, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Речь идет об отношении к идейному наследию декабристов, многие из которых к тому времени примирились с порядком вещей и признали борьбу бесполезной. Эти настроения Лермонтов и называет «поздним их умом». Поэт убежден, что за свободу нужно бороться, а не склонять покорно голову перед силами реакции. Лермонтова глубоко тревожит то, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Каждое четверостишие — законченное предложение. Слово часто используется в переносном значении: «состариться» означает не только физическую, но и духовную старость, «ровный путь без цели» — знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры («старость души», «жизнь — путь»). Яркие эпитеты обнажают эмоцию («тощий плод», «пришелец осиротелый», «холод тайный»).

Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: «ненавидим» — «любим», «холод» — «огонь». В произведении гражданская тема становится глубоко личной, выстраданной. Лермонтов не отделяет себя от поколения и душа поэта несет печать вины и сожаления, упрека своему бессилию.

Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

«Выхожу один я на дорогу…» написано За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти

Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий.
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.
«Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание.

В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.
Композиция стихотворения делится на две части.В первойвеликолепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит»; «пустыня внемлет богу»). Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Смятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое», «жизнь», «покой», «свобода», «сон», «силы».

Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.
В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.

Анализ стихотворения Лермонтова «Парус»

Стихотворение написано на берегу финского залива в августе1832 г (первая строка совпадает со стихом из анонимно изданной в 1828г поэмы декабриста Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский»).

Центральная тема – тема одиночества. Парус привлекает внимание лирического героя своим одиночеством. Стихотворение начинается инверсией «Белеет парус одинокий», она помогает передать настроение. Слово «парус» употребляется лишь раз, затем автор заменяет его на местоимение «он». С этого момента смысловой параллелизм наблюдается в каждой строфе: две строки о парусе и о том, что его окружает, следующие две – о состоянии души героя. В стихотворении много слов, противопоставленных друг другу по значению, т.е. антитезы: ищет — кинул, край далёкий — страна родная, ищет — бежит, буря — покой. Противоположность значений предлогов надпод так же усиливает противопоставление. Лермонтов воспевает человека- борца, который отвергает покой, поэтому идейное содержание можно выразить строкой «А он, мятежный просит бури, Как будто в бурях есть покой!»

Стихотворение было воспринято в русском обществе как выражение передовых гражданских идей того времени.

Анализ стихотворения Лермонтова «Мой демон»

Стихотворение посвящено демону, тема к которой поэт обращался в разное время

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

Стихотворение «Ангел» было навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую поэт в раннем детстве слышал от матери, рано ушедшей из жизни. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. Земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути!

Тема земли впервые возникает в сознании читателя в конце второго четверо­стишия: «… и хвала его непритворна была». Слово непритворна появляется так неожиданно, мы как бы спотыкаемся об него, оно звучит диссонансом по отношению к той мелодии, которая возникла в нашей душе. Противопоставление контрастных образов земли и неба усиливается и тем, что слова-антонимы небо — земля занимают в стихотворении особое место: со слова небо («По небу. ») начинается стихотворение, а словом земля закан­чивается («… скучные песни земли»).

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно…»

Стихотворение «И скучно и грустно» было написано за год до смерти Лермонтова. В этом произведении автор как бы подводит итог своей жизни. В нем поднимается центральная для творчества Лермонтова тема одиночества. Лермонтов говорит о настроении, охватившем передовых людей его поколения, которое вступило в жизнь после разгрома декабрьского восстания 1825г, в пору глубокого общественного застоя и жестокого полицейского режима Николая 1,- поколения, обреченного на бесплотную растрату лучших сил.

Лирический герой предстает перед нами в образе одинокого человека, который болезненно реагирует на свое положение. Он сожалеет о том, что рядом с ним нет человека, который бы посочувствовал ему, разделил его горечь:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…

Им овладевает уныние: он скучает в настоящем, ни к чему не стремится в будущем. Он ощущает как быстро течет время, что «проходят – все лучшие годы» и он не в силах противиться судьбе.

Любовь ему кажется тоже немыслимой вещью,
Любить… но кого же. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно!

Лирический герой ни в чём не видит счастья жизни. Она для него просто «такая пустая и глупая шутка», а все радости, муки, страсти и желания ничтожны.

Переживания героя помогают передать эпитеты: сладкий недуг, холодное вниманье, пустая и глупая шутка; риторические вопросы: Любить… но кого же. Что пользы напрасно и вечно желать?; сравнение: жизнь – пустая и глупая шутка.

Это стихотворение – исповедь одинокого человека, который никак не может смириться с тем, что человеку трудно достигнуть гармонии с окружающим миром.

Анализ стихотворения Лермонтова «Мой дом»

Стихотворение «Мой дом» было написано 17-летним Лермонтовым. Тема стихотворения — дом для души поэта:

Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.

Размеры дома огромны: «До самых звезд он кровлей досягает»

Эти размеры жилец «измеряет… не взором, но душой».

Основная мысль – идея служения правде, именно в этом видит свое предназначение поэт.

«Всемогущий мой прекрасный дом» построен по словам поэта для «святого вечности зерна» — «правды в сердце человека»

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Когда волнуется желтеющая нива, когда приветливо кивает головой ландыш – во всех случаях, когда поэт соприкасается с природой, он испытывает ощущение высшей гармонии. В стихотворении поднимается тема единения человека с природой. Большая часть посвящена пейзажной зарисовке. Мир природы, изображенной поэтом добр и гармоничен: желтеют хлеба, сливы налились, «свежий лес шумит», серебристый ландыш «приветливо качает головой». Созерцание природы, в которой все полно гармонии, «смиряет души моей тревогу»

Еще работы по литературе и русскому языку

Реферат по литературе и русскому языку

Татьяны милый идеал. по роману А. Пушкина Евгений Онегин

20 Октября 2015

Реферат по литературе и русскому языку

Анализ стихотворения Рылеева К N. N. Ты посетить, мой друг, желала.

20 Октября 2015

Реферат по литературе и русскому языку

Анализ поэмы Рылеева Войнаровский

20 Октября 2015

Реферат по литературе и русскому языку

Проблематика романа И. А. Гончарова Обломов 2

Слушать стихотворение Лермонтова Душа

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Душа

Анализ стихотворения Лермонтова Душа

Настроение произведения Душа

Душа