Анализ стихотворения Лермонтова Черные очи
ЧЕРНЫ ОЧИ
без даты
Много звезд у летней ночи,
Отчего же только две у вас,
Очи юга! Черны очи!
Нашей встречи был недобрый час.
Кто ни спросит, звезды ночи
Лишь о райском счастье говорят;
В ваших звездах, черны очи,
Я нашел для сердца рай и ад.
Очи юга, черны очи,
В вас любви прочел я приговор,
Звезды дня и звезды ночи
Для меня вы стали с этих пор! 1
комментарии, примечания к стихотворению
ЧЕРНЫ ОЧИ
Лермонтов М. Ю.
1 Черны очи. Впервые опубликовано в 1910 г. в собрании сочинений под редакцией Абрамовича (т. I, с. 188).
Стихотворение, по всей вероятности, относится к Е. А. Сушковой, которую называли «черноокой» (см. примечание к стихотворению «К Су »). Возможно, что написано оно, как и другие стихотворения, адресованные Сушковой, в 1830 г.
«Стихи Лермонтова» — Стихи поэта Лермонтова.
Стихи Лермонтова
Наедине с тобой, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедещь скоро ты домой:
Смотри ж. Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь.
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых.
Признаться, право, было бы жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.
Соседка есть у них одна.
Как вспомнишь, как давно
Расстались. Обо мне она
Не спросит. все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет.
Ей ничего не значит!
Как солнце зимнее прекрасно,
Когда, бродя меж серых туч,
На белые снега напрасно
Оно кидает слабый луч!
Так точно, дева молодая,
Твой образ предо мной блестит;
Но взор твой, счастье обещая,
Мою ли душу оживит?
Черные очи
Много звезд у летней ночи:
Отчего же только две у вас,
Очи юга! черны очи!
Нашей встречи был недобрый час.
Кто ни спросит, звезды ночи
Лишь о райском счастьи говорят;
В ваших звездах, черны очи,
Я нашел для сердца рай и ад.
Очи юга, черны очи,
В вас любви прочел я приговор,
Звезды дня и звезды ночи
Для меня вы стали с этих пор!
Слышу ли голос твой
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке
Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,
И как-то весело
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.
Благодарю!
Благодарю. Вчера мое признанье
И стих мой ты без смеха приняла;
Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное вниманье
Благодарю!
В другом краю ты некогда пленяла,
Твой чудный взор и острота речей
Останутся навек в душе моей,
Но не хочу, чтобы ты мне сказала:
Благодарю!
Я б не желал умножить в цвете жизни
Печальную толпу твоих рабов
И от тебя услышать, вместо слов
Язвительной, жестокой укоризны:
Благодарю!
О, пусть холодность мне твой взор покажет,
Пусть он убьет надежды и мечты
И все, что в сердце возродила ты;
Душа моя тебе тогда лишь скажет:
Благодарю!
Я счастлив! — тайный яд течет в моей крови.
Я счастлив! — тайный яд течет в моей крови,
Жестокая болезнь мне смертью угрожает.
Дай бог, чтоб так случилось. ни любви,
Ни мук умерший уж не знает;
Шести досток жилец уединенный,
Не зная ничего, оставленный, забвенный,
Ни славы зов, ни голос твой
Не возмутит надежный мой покой.
Когда садится алый день
За синий край земли,
Когда туман встает, и тень
Скрывает все вдали,
Тогда я мыслю в тишине
Про вечность и любовь,
И чей-то голос шепчет мне:
Не будешь счастлив вновь.
И я гляжу на небеса
С покорною душой,
Они свершали чудеса,
Но не для нас с тобой,
Не для ничтожного глупца,
Которому твой взгляд
Дороже будет до конца
Небесных всех наград.
Они любили друг друга так долго и нежно
Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокою и страстью безумно-мятежной!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.
Они расстались в безмолвном и гордом страданье,
И милый образ во сне лишь порою видали.
И смерть пришла: наступило за гробом свиданье.
Но в мире новом друг друга они не узнали.
Я не для ангелов и рая
Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворен;
Но для чего живу страдая,
Про это больше знает он.
Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой;
Прочти, мою с его судьбою
Воспоминанием сравни,
И верь безжалостной душою,
Что мы на свете с ним одни.
Одиночество
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят будто сны;
И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?
Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моем.
Я виноват перед тобою,
Цены услуг твоих не знал.
Слезами горькими, тоскою
Я о прощеньи умолял,
Готов был, ставши на колени,
Проступком называть мечты:
Мои мучительные пени
Бессмысленно отвергнул ты.
Зачем так рано, так ужасно
Я должен был узнать людей,
И счастьем жертвовать напрасно
Холодной гордости твоей.
Свершилось! вечную разлуку
Трепеща вижу пред собой.
Ледяную встречаю руку
Моей пылающей рукой.
Желаю, чтоб воспоминанье
В чужих людях, в чужой стране,
Не принесло тебе страданье
При сожаленьи обо мне.
Стихи — Стихи Лермонтова
Стихотворение Лермонтова М.Ю.
«Черные очи»
"Черные очи"
Много звезд у летней ночи;
Отчего же только две у вас,
Очи юга! черны очи!
Нашей встречи был недобрый час.
Кто ни спросит, звезды ночи
Лишь о райском счастье говорят;
В ваших звездах, черны очи,
Я нашел для сердца рай и ад.
Очи юга, черны очи,
В вас любви прочел я приговор,
Звезды дня и звезды ночи
Для меня вы стали с этих пор!
Когда твой друг с пророческой тоскою
Тебе вверял толпу своих забот,
Но знала ты невинною душою,
Что смерть его позорная зовет,
Что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет;
Он был рожден для мирных вдохновений,
Для славы, для надежд; но меж людей
Он не годился -- и враждебный гений
Его душе не наложил цепей;
И не слыхал творец его молений,
И он погиб во цвете лучших дней;
И близок час. и жизнь его потонет
В забвенье, без следа, как звук пустой;
Никто слезы прощальной не уронит,
Чтоб смыть упрек, оправданный толпой,
И лишь волна полночная простонет
Над сердцем, где хранился образ твой!
1831
Сидеть с свечой. и тайно грудь
Вздохнет -- и вдруг заплачут очи;
И молвишь ты: когда-то он,
Здесь, в это самое мгновенье,
Сидел тоскою удручен
И ждал судьбы своей решенье!
Стихотворение Лермонтова М.Ю. - Черные очи
См. также Михаил Лермонтов - стихи (Лермонтов М. Ю.) :
Что толку жить! без приключений
Что толку жить. Без приключений И с приключеньями - тоска Везде, ка.
Чума
(Отрывок) Два человека в этот страшный год, Когда всех занимала смерт.
«Черны очи» М.Лермонтов
«Черны очи» Михаил Лермонтов
Много звезд у летней ночи:
Отчего же только две у вас,
Очи юга! черны очи!
Нашей встречи был недобрый час.
Кто ни спросит, звезды ночи
Лишь о райском счастьи говорят;
В ваших звездах, черны очи,
Я нашел для сердца рай и ад.
Очи юга, черны очи,
В вас любви прочел я приговор,
Звезды дня и звезды ночи
Для меня вы стали с этих пор!
Анализ стихотворения Лермонтова «Черны очи»
Обстоятельства появления «Черных очей» достоверно неизвестны. Предположительной датой создания считается 1830 г. Вероятная персона, которой адресован поэтический текст, — Екатерина Сушкова, носившая дружеское прозвище «черноглазой мисс».
Колористическая тема очей-звезд, взятая юным поэтом за основу стихотворения, не была нова. Герой одноименного произведения Вяземского сравнивает «южные очи северной девы» со звездами. В лирике Баратынского встречается антитеза двух женских типов: тревожная и лукавая «краса черноокая» противопоставлена небесному сиянию «очей лазурных». Лирический герой Туманского, напротив, выбирает темноокую красавицу, строптивую и властную.
Раскрученная другими поэтами метафора, уподобляющая женские глаза ночным звездам, привлекла юного автора. Композиция лермонтовского творения организуется при помощи повторов рифмы «очи» — «ночи»: эта комбинация присутствует в каждой из трех строф, образуя своеобразный каркас, на котором вырастает художественное пространство.
Привязанность лирического субъекта к обладательнице темных глаз осложняется дисгармоничными мотивами неопределенных мрачных ощущений: «недобрый час», «любви приговор». Мучительная противоречивость и мощь чувств передана антитетической характеристикой «рай и ад», в которой сливаются два несовместимых «вечных» полюса. К признанию в любви примешивается боязнь будущего.
В поэтическом тексте отражены изменения в отношениях героев: противоречивые чувства нарастают с момента первой встречи, достигая космических масштабов в финале. Первоначальная метафора преображается, дополняя образ «звездами дня». Художественный прием передает роковую сущность романтической любви: она захватила героя настолько, что заменила собой свет созвездий.
Попытка экспериментального подхода автора к вопросам формы выразилась в сочетаниях строф с разным ритмическим рисунком. Подобные новации встречаются в тексте «Песни», также относящейся к раннему периоду лермонтовского творчества.
Интерпретация мотива, распространенного в современной поэту отечественной лирике, содержит элементы романтической традиции: юный автор подчеркивает всепоглощающую силу возвышенной любви-страдания, намекая также на ее губительное разрушающее начало. Сходная лирическая ситуация, изображенная Гребенкой в одноименном стихотворении, ляжет в основу знаменитого русского романса.