Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс
Анализ вариант для 7 класса
Произведение "Ангел" относят еще к раннему периоду работы Лермонтова. Дата его написания-1831 год. Основой данной работы является колыбельная песня, которую Михаил Юрьевич помнил с детства, так как его мать часто её напевала. Хотя по сути из детской песни остался только размер, а суть была изменена. Стихотворение "Ангел" можно выделить, как одно из самых романтичных произведений, в его основе лежит четыре четверостишья.
Сюжет заключается в рассказе о зарождении новой человеческой жизни, ангелу велено нести душу ребенка, чтобы соединить её с телом. Показана дорога ангела, во время которой он поет песню и вещает будущему ребенку спокойную жизнь. Но к сожалению, на самом деле, у родившегося ребенка всё будет не так сладко, как предвещал ангел. Малышу предстоит столкнуться с обидой, слезами и унижением. Единственной радостью этого человека, на всю жизнь будет оставшаяся в душе песня ангела, которая будет идти с ним до последних дней.
Данное стихотворение Лермонтова отличается от других своей мелодичностью, оно звучит как песня, которую хочется пропустить через себя. Такая мелодичность может быть связана с определенным подбором шипящих и свистящих звуков.
Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова 9 класс
- История создания произведения
- Тема и идея стихотворения
- Художественно-изобразительные средства
- Образ лирического героя
История создания произведения
Стихотворение «Ангел» было написано в 1831 году и оно стало одним из не многих ранних произведений, которое было опубликовано при жизни автора в сборнике 1840 года «Одесского альманаха». Кто бы ни проводил анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова – маститый литературовед или студент филфака – все сходятся во мнении, что оно было написано в память о покойной матери – Марии Михайловне и навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую она пела своему сыну. А ведь вполне возможно, что оно – предчувствие скорой смерти отца, Юрия Петровича, скончавшегося в октябре 1831 года в возрасте 44 лет, с которым Михаил очень мало общался, но, несомненно, сильно любил, ведь отец был одним из немногих, кто очень рано понял, насколько одарен его сын.
Тема и идея стихотворения
В стихотворении, состоящем из четырех четверостиший, описан полет ангела, несущего «душу младую», перед ее рождением в этом мире «печали и слез». Путешествие сопровождается тихим ангельским пением, славящим безгрешные души, рай и Бога, которое слышит и понимает не только душа, но «и месяц, и звезды, и тучи…».
И эта песня, которую человеку невозможно высказать, остается в принесенной на землю душе, постоянно терзая его в земном существовании необъяснимым «желанием чудным» вновь ее услышать. Ведь ангельская песня – это музыка небес, которую обыденная жизнь заслонить не в состоянии: «И звуков небес заменить не могли/Ей скучные песни земли». Повествование о небесном полете в объятиях ангела и описание испытаний, которые ждут невинную душу, делят стихотворение поровну.
Художественно-изобразительные средства
Как же получилось создать столь мелодичное стихотворение, которое напоминает песнь ангела и заставляет погрузиться в раздумья о вечном? Если обратить внимание на синтаксис, то видно, что все четверостишия – это самостоятельные предложения, связанные между собой, оканчивающиеся точкой. Для того чтобы передать торжество момента переноса души из одного мира в другой, песне ангела Лермонтов дает эпитеты «тихая» и «святая». Небесным «кущам райских садов» противопоставлено земное существование человека, и для этого использованы последние строки второго четверостишия: «…и хвала/ его непритворна была». Эти строки как будто меняют настроение, торжество сменяется грустью и обреченностью по утраченной близости к божественному. Размер – трехстопный амфибрахий, в котором ударные слоги, сопровождаемые безударными, звучат очень мягко, придавая плавность всему тексту. В стихотворении «Ангел» Лермонтова анализу необходимо подвергнуть и звуковую сторону, так как аллитерация, ассонанс и подбор слов с преобладающими в них мягких шипящих и свистящих звуков передают ощущение воздуха, рассекаемых крыльями ангела.
Образ лирического героя
Как и в большинстве ранних произведений юного гения, в стихотворении «Ангел» прослеживается влияние западной литературы на его творчество, а именно влияние лирики Байрона.
Чувство избранности, противопоставления себя окружающему миру, одиночество свойственно всей ранней лирике Лермонтова. А этот небольшой романтический набросок стал одним из первых, в котором поэт пытается понять и объяснить, в первую очередь самому себе, почему он чувствует себя столь одиноким и не понятым среди окружающих его людей. Тоска по чему-то неосознанному, по тому, что нельзя увидеть или услышать, крепкой нитью свяжет все произведения Михаила Юрьевича.
Итоги и выводы, полученные во время анализа данного стихотворения, пригодятся учащимся 7 классов при подготовке сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»».
Самые популярные материалы февраля для 7 класса:
Не понравилось? - Напиши в комментариях чего не хватает.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА «АНГЕЛ»
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА «АНГЕЛ». 7 КЛАСС.
Стихотворение Лермонтова «Ангел» (1831) некоторые исследователи считают ключом ко всей его поэзии. Да и сам поэт, по всей видимости, придавал ему особое значение: ведь это одно из немногих юношеских стихотворений, которое включено им в сборник произведений 1839 года, а Лермонтов был очень строг к их отбору. Значит, «Ангел» чем-то дорог ему. И в самом деле, в этом стихотворении много «знаков» лермонтовского мироощущения и мировосприятия.
Действо его совершается в необъятных просторах Вселенной и прежде всего в небесах, хотя устремлено оно к земле. Участники этого действа: месяц, звёзды, тучи, ангел, духи, душа. За ними угадывается Творец, объединяет их «тихая святая» песня ангела «о Боге великом» и «о блаженстве безгрешных духов / Под кущами райских садов». В этой песне вся суть жизни, она определяет тот пик совершенства, к которому должна устремляться душа человека. Отсюда и томления её в «мире печали и слёз».
К образу ангела не раз обращались и художники слова, в том числе и замечательный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Этот образ возникает во многих его произведениях, но мы обратимся к одному из ранних, юношеских стихотворений, созданному в 1831 году. Поэту не исполнилось тогда ещё и семнадцати лет … Некоторые считают, что в нём ключ ко всей поэзии Лермонтова. Следовательно, и для нас понимание его очень важно.
История создания стихотворения «Ангел».
Никто не знает точной истории создания этого стихотворения, но многие соотносят его с воспоминаниями поэта о рано ушедшей из жизни матери. Лермонтов не помнил её облика: ему было всего три года, когда она умерла. Но помнил её голос и мелодию колыбельной песни, которую она певала над ним. «Когда я был трёх лет, — вспоминал поэт, — то была песня, от которой я плакал … Её певала мне покойная матушка». Это воспоминание согревало его в дни одиночества и печали.
А теперь познакомимся со стихотворением «Ангел». (Стихотворение выразительно
читает учитель.)
Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему?
Детям стихотворение нравится своей мелодичностью. Они замечают, что настроение его меняется от начала к концу произведения: если вначале оно радостное, умиротворённое,
светлое, то к концу становится печальным, в чём-то даже безысходным.
Какие картины вам представлялись, когда вы читали и слушали стихотворение? Каким вам видится «небо полуночи»?
Сравните словосочетание небо полуночи с возможным небо полночи. Некоторым семиклассникам представляются райские сады, где ангел, играя на арфе или лире, поёт нежные песни. Но большинство рисует звёздное небо, по которому плывет лёгкое белое облачко; приближаясь, оно всё больше принимает очертания грациозной фигуры ангела с младенцем на руках … Голова склонена к младенцу, кудри касаются его щеки.
«Небо полуночи» учащимся кажется праздничным, сияющим мириадами звёзд, которые, словно свита, сопровождают посланца Бога, а месяц стелет ему похожий на кисейное покрывало путь. Небо не мрачное, не чёрное,скорее оно напоминает тёмно-синий бархат, в котором, словно корона, сверкает золотой месяц. Небо исполнено благоговейного внимания к песне ангела. Небо полночи, наверно, выглядело бы по-другому: непредсказуемое, настораживающее, полное страшных тайн и снов.
Почему так отчётливо, так ясно видится в ночном небе ангел?
Он светлый и потому особенно выделяется в темноте ночи и становится ещё ярче в свете звёзд и месяца.
Откуда и куда держит путь ангел? Какова его цель?
Ангел спускается с неба на землю, куда он несёт «душу младую». Обратите внимание на первое и последнее слово стихотворения. (Небо и земля.). Эти слова расширяют пространство
произведения до космического, вселенского и чётко обозначают небесный и земной миры.
От кого мы узнаём о небесном мире? Каким вам представляется небесный мир?
Попробуйте доказать, что он воплощение гармонии. О небесном мире поёт ангел. Из его песни этот мир предстаёт перед нами прекрасным и гармоничным — в нём под райскими кущами блаженствуют безгрешные духи, а на них с радостью взирает Бог. Вся Вселенная внимает этой песне.
Какими эпитетами охарактеризована песня ангела? (Тихая, святая.)
Найдите в стихотворении контекстный синоним к слову песня. (Хвала.)
Значит, песня хвалебная, а хвалебная песня, как мы знаем, — это гимн или, может быть, ода. Гимн — песня торжественная, обычно поэтому достаточно громкая, величественная.
Но у Лермонтова она тихая. Почему? Для кого она поётся и зачем?
Песня поётся для «младой души», которую ангел несёт на землю. Поэтому песня тихая, как колыбельная для младенца, и одновременно святая, потому что она «о Боге великом» и о
«блаженстве безгрешных духов» в раю: «младая душа» должна знать, откуда она вышла, к чему ей надо стремиться и куда вернуться. Песня — «хвала». Объясните слова «И хвала / Его непритворна была». Песня ангела искренна, полна любви к небу и Богу. Песню слушает не только «младая душа», но и небеса.
Каким словом Лермонтов подчёркивает особое внимание небес к песне ангела? (Внимали.)
Что значит внимать? В чём отличие этого слова от слова слушать?
Внимать — осторожно слушать, прислушиваться, жадно поглощая слухом; усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это волю свою. То есть «месяц, и звёзды, и тучи толпой» не просто слушают, а вбирают в себя каждое слово песни ангела. Она важна не только для «младой души», но для всех. Почему? Это песня о совершенстве небесном, о гармонии, блаженстве, о которых мечтает и к которым стремится каждый.
Обратите внимание, что в одной строфе душа названа сначала младой, а затем — молодой. Почему? На первый взгляд, это одно и то же слово, но первое взято из старославянского языка, второе — из современного.
Какой оттенок звучания при одном и том же лексическом значении приобретает в каждом случае слово? Старославянский язык — язык церковный. В первом случае использовано слово младая: ведь в этот момент душа в объятиях ангела, а значит, ещё чиста и невинна. Молодой, приземлённой она стала уже на земле, в «мире печали и слёз», где ею может овладевать множество соблазнов, вместе с которыми приходят и грех, и скорбь …
Что осталось от небес в этой душе?
Звук песни ангела. Слов нет — есть только мелодия. Между прочим, поэты-романтики, к которым на раннем этапе творчества принадлежал и Лермонтов, придавали особое значение музыке и считали, что только она может в
полной мере выразить душу человека.
Какое чувство вызывает песня у души? Почему?
Песня возвращает душу туда, откуда она спустилась на землю, — к небесам, к миру гармонии и блаженства. Она вызывает у неё томление по этой утраченной гармонии, рождает «желание чудное» вернуться к истокам.
А вы чувствуете, слышите звук чудесной песни ангела? Какова её мелодика? Что помогает её создавать?
Да, мы слышим эту песню в удивительном слиянии гласных (а, о, э, и, у), сонорных согласных (л, м, н), глухих звуков (п, т, х, с), которые создают ощущение плавных переливов тихой песни:
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Лермонтов здесь использовал приёмы аллитерации и ассонанса. Песня томит душу, противопоставляя небесную гармонию земному миру.
Каким он предстаёт перед нами? Чьими глазами мы его видим? Какие детали помогают его
увидеть?
В земном мире нет гармонии и блаженства, он назван миром «печали и слёз», пребывание в нём кажется неимоверно долгим (<<И долго на свете томилась она»), песни земли «скучные», Этот мир мы видим глазами «души молодой», которая не забыла песни ангела о прекрасном небесном царстве.
Почему Лермонтов так скупо описывает земной мир и так подробно — небесный? Ведь
земной он наверняка знает лучше. Небесный — воплощение мечты, идеала, устремления души к Богу, то, чего так не хватает душе на земле, и то, что она, «желанием чудным полна», с упоением рисует в своих мечтах. А земной заставляет её только плакать и томиться.
Сопоставьте земную и небесную песни. В чём различие?
Земная — скучная, небесная — святая, земная томит душу, небесная — увлекает к небесам.
Первоначально стихотворение называлось «Песня ангела», затем Лермонтов изменил название. Литературовед Розанов считает, что первое название было точнее. Согласны ли вы с ним?
Первое, что говорят семиклассники: да, Розанов прав, потому что в стихотворении всё внимание автора сосредоточено на песне: в стихотворении рассказывается о содержании песни, о том, как слушают её «и месяц, и звезды, и тучи толпой», И «младая душа», как песня согревает душу на
земле.
Но тогда почему сам автор изменил название? Были же у него какие-то мотивы?
Тогда, перечитав ещё раз стихотворение и поразмыслив, ребята говорят, что главное
в стихотворении всё-таки не песня, а душа, её путь от неба к земле и мечта о возвращении, а сопровождает её на этом пути ангел, который помогает своей песней не забыть об идеале и совершенстве. Именно он возвращает и поднимает душу к небу.
Стихотворение «Ангел» вызывало и вызывает большой отклик в сердцах русских людей. На его слова написали музыку более 30 композиторов, среди них А.Варламов, С.Рахманинов, Н.Римский — Корсаков, А.Рубинштейн и многие другие.
Послушаем одно из этих музыкальных прочтений. (Звучит романс А.Варламова в исполнении Олега Погудина.)
Нравится ли вам романс? Соответствует ли он настрою лермонтовского стихотворения?
Романс нравится им своей нежностью, напевностью. Они считают, что и композитор,
и исполнитель сумели проникнуться духом и настроением произведения.
Удивительно, но почти все музыкальные прочтения этого стихотворения по-особенному проникновенны и трогательны. Может быть, потому, что Лермонтов тонко и психологически точно отразил в нём томление человеческой души по идеалу, по небесам. Особенно острым это томление становится в минуты разочарований или тяжёлых испытаний.
Еще один вариант
Стихотворение Лермонтова «Ангел» - одно из самых загадочных поэта.
Оно было написано в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. В этом же году шестнадцатилетний Лермонтов написал другое стихотворение, которое начинается словами:
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала.
Об этих поисках «чудесного», о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный, загадочный небесный мир свидетельствует стихотворение «Ангел».
Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни, которую поет ангел.
Что мы узнаем об этой песне? Для этого проанализируем язык стихотворения: «И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов употребляет эпитеты, характеризующие слово песня: тихая, святая. Что значит святая? Значит божественная, неземная, небесная. В этом эпитете выражено отношение Лермонтова к песне ангела.
О чем пел ангел? Ответ на этот вопрос мы находим во втором четверостишии.
Обратим внимание на конец строфы: «Хвала его непритворна была». Этот образ как бы переносит нас с небес на землю. Образ, который возникает по контрасту с образом неба: юный Лермонтов очень страдал от притворства, фальши, неискренности всего, что его окружало на земле.
Третье и четвертое четверостишия, т. е. вторая половина стихотворения, рассказывают уже не только о небе, но и о земле. Как же рисуется образ земли в стихотворении? Он противопоставлен образу неба: «мир печали и слез», «скучные песни земли».
Душа, принесенная ангелом на землю, «долго на свете томилась. желанием чудным полна». (Лермонтов не случайно выбрал очень выразительный глагол томилась.)
Так «томилась» душа самого Лермонтова «среди ледяного, среди беспощадного света», сохраняя мечту об иной жизни. Таким образом, мы видим, что песня ангела — это воплощение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа которого «чудесного искала». Стихотворение удивительно музыкально: оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» ей.
Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям
Обсуждение анализа стихотворения
«Ангел» М.Лермонтов
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»
Стихотворение «Ангел» относится к раннему периоду творчества Михаила Лермонтова. Оно было написано в 1831 году, когда юному поэту едва минуло 16 лет. В основу этого произведения легла детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери. Однако у полузабытой песни поэт позаимствовал лишь размер, полностью изменив ее содержание.
«Ангел» — эпическое и очень романтичное произведение. которое состоит из четырех четверостиший. Повествует оно о рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет. Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поет удивительную по красоте песню, в которой восхваляет достоинства праведной жизни и обещает пока еще безгрешной душе младенца вечный рай. Однако реалии земной жизни весьма далеки от небесного блаженства, ребенку с детства предстоит столкнуться с болью и унижениями, печалью и слезами. Но отзвук волшебной песни ангела навсегда остался в душе человека, и он пронес через всю свою долгую жизнь.
Стихотворение «Ангел» отличается особой мелодичностью и нежностью. Этого эффекта Михаилу Лермонтову удалось добиться за счет тщательного подбора слов, в которых преобладают мягкие шипящие и свистящие звуки. Они являются великолепным фоновым сопровождением, создавая эффект колебания воздуха во время полета ангела и подчеркивая удивительное изящество исполняемой им песни. При этом о ее содержании читатель догадывается лишь в общих чертах, понимая, что она является гимном божественному миру, в который суждено попасть лишь по-настоящему чистым и безгрешным людям. Неудивительно, что душа человека, которой была адресована эта песня, всю свою жизнь «томилась, предчувствием чудным полна», а земные песни казались ей скучными.
Используя противопоставление небесной и земной жизни. Михаил Лермонтов сумел добиться удивительной контрастности, которая, тем не менее, отличается мягкостью и легкостью. Однако в самом стихотворении очень четко проведена грань между двумя мирами, которые пересекаются между собой лишь во время рождения и смерти человека. Если рассматривать это произведение с философской точки зрения, то становится очевидным, что юный Лермонтов – идеалист. Он убежден, что человек приходит в этот мир для того, чтобы страдать, и этим очищает собственную душу. Только в этом случае она может вернуться туда, откуда принес ее ангел, обретя вечный покой. И для того, чтобы человек стремился жить по Божьим законам, в его душе, словно чарующее наваждение, остается воспоминание о песни ангела, которое дарит ему ощущение радости и бесконечности бытия.
Примечательно, что стихотворение «Ангел» начинается со слова «небо». которое отождествляется с чем-то божественным и возвышенным, а заканчивается словом «земля», символизирующим не только бренность существования, но и завершение человеческой жизни. При этом своеобразный рефрен в виде последней строчки каждого четверостишья словно бы напоминает о том, что пребывание человека на земле в телесной оболочке – лишь временное явление, и к смерти нужно относиться с легкостью, без страха и печали. Ведь жизнь души вечна, и изменить подобный порядок вещей никто не в состоянии. Здесь же прослеживается едва уловимое сравнение с колыбельной, пение которой малышам является незыблемым ритуалом, который своей цикличностью напоминает процесс совершенствования души. Однако даже самая волнующая и нежная колыбельная не в состоянии по красоте соперничать с песней ангела, являясь ее бледной копией и напоминанием о том, что рай все же существует.
«Ангел», анализ стихотворения Лермонтова
Лирическая зарисовка «Ангел». созданная юным поэтом, поражает мелодичностью. Трепетные и почти невесомые строки переносят читателя в просторы космического пейзажа, волнительные переливы звуков подчеркивают божественную природу слова, исполненного гармонией между миром и человеком.
Лермонтову шел всего лишь семнадцатый год, когда из- под его пера вышло это удивительное произведение, в котором нет юношеского бунтарства, так свойственного лирике поэта, но в каждом слове — путь к смирению, покою и согласию.
Считается, что стихотворение было навеяно воспоминаниями о рано ушедшей из жизни матери. Будучи совсем маленьким, Лермонтов слышал от Марии Михайловны колыбельную. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал»,- писал он. Смутные, далекие воспоминания о материнской нежности вызвали у мальчика ассоциации с ангелом.
В основе лирического сюжета лежит представление о том, что где-то в горнем, небесном пространстве, существуют души людей, которые на мгновение переносятся ангелами на землю, а потом божественные создания вновь призывают их на небеса. Это мгновение — жизнь человека.
Всего шестнадцать строк развернуты Лермонтовым до масштаба макрокосма. «Звуки небес». «тихая песня ангела» создается с помощью аллитерации (в произведении 25 раз повторяется звук Л) и ассонанса (звуки А, Э, И). А мир земной, отличающийся от «непритворности» райских садов, входит в стихотворение раздражающим звуком Р.
Антитеза между небом и землей — это поиск лирическим героем нравственно — эстетического идеала, согласия с самим собой, не принимающим ложь земного бытия.
Религиозная лексика приобретает в лермонтовском произведении эмоционально-возвышенную окраску, именно она есть смысловой пласт стихотворения. Все, связанное с моментом рождения души, мыслится поэтом как чудо бытия. Ведь «душа младая» — центральный образ произведения, рождается, чтобы сохранить в себе частичку «звуков небес». дарующую силу среди мира «печали и слез» .
В стихотворении «Ангел» удивительно вычерченный синтаксис, позволяющий спрягать гармонией экспрессию, придавая ей через лаконичность отточенных фраз завершенность и совершенство.
С помощью инверсии на первый план выходят прилагательные ( «душу младую». «желанием чудным» ), тем самым признак становится существеннее предмета.
Трехстопный амфибрахий показывает эпичность и, в то же время, глубокую камерность произведения.
Чудо словесной графики, пронизанной музыкальностью каждого элемента текста, являет собой стихотворение юного Лермонтова.
7, 9 класс.