Анализ стихотворения Лермонтова Амур спросил
Анализ стихотворения “Поэт”
Анализ стихотворения “Поэт”
Стихотворение “Поэт” написано гениальным русским поэтом М.Ю. Лермонтовым в 1838 году. Эпоха Лермонтова – это тридцатые годы 19-го века, время застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов. Лермонтов как истинный поэт не мог это принять. Поэтому многие стихи, относящиеся к гражданской лирике, наполнены горечью, сожалением, протестом. Особенно ярко чувства поэта отражены в стихотворении “Поэт”.
Основная тема стихотворения – мысль о высоком, гражданском служении поэзии и поэта. Эта тема является традиционной для мировой литературы. Кроме того, современное общество, духовно опустошённое, не оставлено вниманием Лермонтова.
Данное стихотворение композиционно и по смыслу разделено на две части. Первая часть – развёрнутая метафора, в которой кинжал сравнивается с поэтом, вторая посвящена изображению поэта в современном обществе.
Во вступлении автор описывает кинжал. Он использует такие эпитеты, как “надёжный”, “без порока”, чтобы показать, что кинжал верно служил своему хозяину. Он предназначался человеком для отважных битв, служил грозным боевым оружием. У него была цель в существовании. В третьей строфе автор пишет об отсутствии украшений на кинжале, они были бы “чуждым и постыдным для оружия”, так как его украшали его деяния.
В чуждых руках кинжал теряет своё предназначение. Эпитет “родных” подчёркивает абсолютное одиночество, бесцельность его существования. Автор называет клинок “бедный”, то есть несчастный, так как он потерял достойного хозяина и поэтому не может больше исполнять своё предназначение. Кинжал становится “бесславной ” и “безвредной” “игрушкой”. Автор подчёркивает бесполезность кинжала, написав, что “никто…его не чистит, не ласкает, и надписи его, молясь перед зарей, никто…не читает”.
Вторая часть стихотворения посвящена размышлениям лирического героя о судьбе поэта, его роли в обществе, о назначении поэзии. Мотив осуждения поколения 30 – х годов звучит уже в самом начале 2-ой части. Автор характеризует свой век ярким эпитетом “изнеженный”. Лирический герой с горечью рисует картину современного общества, в котором поэзия утратила своё божественное предназначение, тогда как в прошлом она обладала огромной властью, значительным влиянием на умы и сердца людей. Употребление слов высокого стиля “злато” и “благоговенье” подчёркивает торжественную интонацию размышляющего о значительных переменах в жизни общества, стремящегося к философский обобщениям.
Вспоминая о былых временах, лирический герой говорит о неотделимости поэзии от жизни народа: она пробуждала в людях лучшие чувства, делала людей благороднее, сильнее. Ряд сравнений (поэзия “как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”) позволяет автору ярко показать необходимость поэзии в обществе. Третье сравнение(“как Божий дух”) усиливает впечатление, указывает на божественное предназначение поэзии, а четвертое сравнение поэзии с “вечевым колоколом” подчеркивает огромную роль поэзии в жизни народа: именно она формирует дух народа, его единство “во дни торжеств и бед народных”.
Изображая современный мир, автор противопоставляет его славному прошлому. Союз “но” в начале строфы контрастное изображение: простота и гордость языка поэзии оказывается противопоставлена новым ценностям нового поколения – “блесткам и обманам”. Используя развёрнутое сравнение современного мира с “престарелой красавицей”, стремящейся приукрасить себя, “морщины прятать под румяны”, автор приходит к парадоксальному выводу: на самом деле, новое поколение молодых людей – старики, потому что им свойственно равнодушие, разочарование и отсутствие высоких идеалов. Именно эта идея объясняет неоднократное употребление эпитета “ветхий” в конце стихотворения.
Стихотворение завершается страстным призывом лирического героя к поэту – пророку проснуться, преодолеть зависимость от недостойных современников, отомстить за осмеяние и презрение, восстановить честь поэзии. Именно в финале стихотворения находится истолкование метафоры “поэзия - клинок”.
Стихотворение в целом очень эмоционально и выразительно, образ лирического героя, размышляющего о поэзии – образ человека гордого, дерзкого, очень смелого, готового пойти против общепринятого мнения, противопоставить себя обывательскому большинству.
603 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Анализ стихотворения “Поэт”
Смотрите также по произведению "Стихотворения":
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
ГЛУПОЙ КРАСАВИЦЕ (АМУР СПРОСИЛ МЕНЯ ОДНАЖДЫ)
1830
1
Амур спросил меня однажды,
Хочу ль испить его вина, –
Я не имел в то время жажды,
Но выпил кубок весь до дна.
2
Теперь желал бы я напрасно
Смочить горящие уста,
Затем что чаша влаги страстной,
Как голова твоя, – пуста. 1
комментарии, примечания к стихотворению
ГЛУПОЙ КРАСАВИЦЕ (АМУР СПРОСИЛ МЕНЯ ОДНАЖДЫ)
Лермонтов М. Ю.
1 Глупой красавице. Впервые опубликовано в 1889 г. в собрании сочинений под редакцией Висковатова (т. I, с. 130).
В автографе – поставленная Лермонтовым дата «(1830 года – 4 октября)».
у стихотворения ГЛУПОЙ КРАСАВИЦЕ (АМУР СПРОСИЛ МЕНЯ ОДНАЖДЫ) аудио записей пока нет.
Глупой красавице
- Михаил Юрьевич Лермонтов - Эпиграмма на О.И.Сенковского
- Михаил Юрьевич Лермонтов - Стансы («Мне любить до могилы творцом суждено. »)
- Михаил Юрьевич Лермонтов - Сосед ("Погаснул день на вышинах небесных. ")
- Михаил Юрьевич Лермонтов - Смерть ("Оборвана цепь жизни молодой. ")
- Михаил Юрьевич Лермонтов - Смерть ("Ласкаемый цветущими мечтами. ")
- Михаил Юрьевич Лермонтов - Сабуровой
- Михаил Юрьевич Лермонтов - Русская песня
- Михаил Юрьевич Лермонтов - Романс («Хоть бегут по струнам моим звуки веселья. »)
- Михаил Юрьевич Лермонтов - Разлука
- Михаил Юрьевич Лермонтов - Прощанье ("Не уезжай, лезгинец молодой. ")
По тематикам
помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения М. Ю .Лермонтова.
Михаил Лермонтов очень рано осознал, что его жизнь будет связана с литературой, хотя никогда не считал себя выдающимся поэтом. Тем не менее, в 1832 году, незадолго до своего 18-летия, он написал стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…». в котором предопределил свой жизненный и творческий путь.
Творчеством английского поэта Джорджа Гордона Байрона Михаил Лермонтов увлекался с раннего детства. О своей близости к Байрону Лермонтов говорил неоднократно: "К ***" ("Не думай, чтоб я был достоин сожаленья. "), автобиографическая заметка 1830г. ("Ещё сходство в жизни моей с лордом Байроном. ") - осознавая вместе с тем и собственную творческую самостоятельность, что наиболее определённо выразилось в этом стихотворении.
Темой стихотворения является обычное для Лермонтова сравнение своей судьбы с судьбой английского поэта. Здесь он, с одной стороны, не отвергает внутреннего родства с Байроном: оба поэта предстают в стихотворении как романтические странники, переживающие конфликт с толпой и с целым миром, которому они чужды и которым они «гонимы». Объединяет Лермонтова с Байроном избранничество («Еще неведомый избранник. »). Но в то же время в стихотворении намечено не только сопоставление с Байроном, но и противопоставление ему. Судьба поэта «с русскою душой» более трагична:
"Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит; "
В последних строках стихотворения подчеркнута незаменимость человеческого и поэтического призвания поэта:
". кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или Бог — или никто! "
Стихотворение Лермонтова М.Ю.
«Глупой красавице»
"Глупой красавице"
1
Амур спросил меня однажды,
Хочу ль испить его вина -
Я не имел в то время жажды,
Но выпил кубок весь до дна.
2
Теперь желал бы я напрасно
Смочить горящие уста,
Затем, что чаша влаги страстной,
Как голова твоя - пуста.
Стихотворение Лермонтова М.Ю. - Глупой красавице
См. также Михаил Лермонтов - стихи (Лермонтов М. Ю.) :
Гляжу на будущность с боязнью.
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как прест.
Гну Павлову (Как вас зовут. )
Как вас зовут? ужель поэтом? Я вас прошу в последний раз, Не называйт.