Анализ стихотворения Хлебникова Кузнечик



Анализ стихотворения «Кузнечик» Хлебников

Картинка Анализ стихотворения Хлебникова Кузнечик № 1

«Кузнечик». Хлебников воспевает в этом стихотворении зем­ную жизнь, естественные существа, стремится увидеть «величие в малом», вникает во всевозможные микроэлементы, рассматри­вает их как бы под микроскопом:

Крылышкуя золото письмом Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер «Пинь, пинь, пинь!» тарарахнул зинзивер.

В данном стихотворении поэтом используется эффект «двойного значения»: объяснение значения слова с разных пози­ций. Чтобы понять созданный поэтом художественный мир, не­обходимо не только искать значение слов в словаре В. Даля, так как именно этот словарь использовал Хлебников для поиска сво­его словесного языка, но и хорошо ориентироваться в словообра­зовании, звукописи. Например, звукоподражание «пинь, пинь, пинь» сочетается со словом зинзивер, которое принимается за неологизм, но на самом деле зинзивер — маленькая, живущая у воды птичка, которую называют кузнечиком. Многим современ­никам это было не под силу, и поэтому Хлебникова называли дикарем «алхимиком слова», не пытаясь понять сложный по­этический мир поэта.

Пример

На этой странице искали :
  • хлебников кузнечик анализ
  • анализ стихотворения хлебникова
  • анализ стихотворения хлебникова кузнечик
  • анализ стихотворения кузнечик
  • Хлебников Кузнечик анализ стихотворения

Анализ стихотворения Велимира Хлебникова "Кузнечик". 5-й класс

Картинка Анализ стихотворения Хлебникова Кузнечик № 2

Цели урока: познакомить учащихся с поэтом В. Хлебниковым; выработать навыки устного и письменного анализа худ. текста; научить выразительно читать текст.

(Звучат звуки леса: пение птиц, жужжание пчёл)

Сегодня на улице морозно и не очень уютно. За окном зима. Но я уверена, что вас греют приятные воспоминания о лете, о солнце. Конечно же, каждый из вас хоть один раз был летом в лесу и, наверняка, видел кузнечика, стрекочущего в траве знойным летним полднем. А, может быть, вы даже наблюдали за ним, присев на корточки. Попытайтесь представить этот знакомый вам образ, увидеть его до мельчайших подробностей, до тончайших деталей (звучит музыка).

II. Работа над распространением предложения. записанного в раздаточном материале (см. задание 1).
  1. Задание. А теперь допишите, пожалуйста, предложение: "Кузнечик, стрекочущий в траве, похож на … ". Посмотрим, у кого получится интереснее (снова звучит музыка).
  2. Предложения читаются вслух.
  3. Оценка учителем.

III. Вы, наверно, думаете, почему же учитель завел речь именно о кузнечике? Да потому, что мы с вами сегодня на уроке будем анализировать стихотворение Велимира Хлебникова "Кузнечик". И тема нашего урока так и звучит "Анализ стихотворения В. Хлебникова "Кузнечик". Мы сегодня должны с вами познакомиться с поэтом Хлебниковым, проанализировать стихотворение, научиться красиво, выразительно читать текст и даже написать маленький рассказ.

IV. Диалог учителя и двух учащихся (готовится заранее)

Маша: Н.Г. а я не знаю такого поэта Велимира Хлебникова. Странное у него имя – Велимир.

Вася: Это он сам себе придумал такое имя.

Маша: А разве человек может сам себе придумать имя?

Вася: Да, если это поэт, ведь поэты – это совершенно необычные люди, они живут в мире своих фантазий и пытаются как-то украсить окружающий мир.

Маша: И он решил приукрасить своё имя?

Вася: Да. Его настоящее имя – Виктор. Но Хлебников очень любит все самое необычное, так что поэт очень часто придумывает новые слова.

Вася: Ну такие как "смехачи", "смеянствуют", "смеяльно". Да лучше я прочту стихотворение (учитель читает стихотворение “О! Рассмейтесь, смехачи. ”)

Маша: Вот это да! Я и не знала, что можно придумать столько новых слов. А как же тогда разгадать смысл стихотворения, если там одни непонятные слова?

Н.Г. А весь секрет заключается в том, что если очень внимательно проанализировать стихотворение, заострив внимание на каждом слове, то можно понять его смысл, несмотря на огромное количество непонятных слов.

Вот мы с вами и попытаемся очень внимательно обследовать, потрогать, понюхать, определить цвет каждого слова стихотворения.

V. Первичное прочтение стихотворения учителем.

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
Пинь, пинь, пинь! Тарарахнул
зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

1. Работа по вопросам и заданиям по тексту:
  • Похож ли кузнечик В. Хлебникова на вашего? Если похож, то чем? Если не похож, то чем?
  • Какие слова показались вам необычными?

2. Подробный анализ каждого слова (слова для детей расписаны в столбик на листочке, см. задание 3)

Крылышкуя (работа с корнем “крыл”, слово предполагает быстрые и частые взмахи крыльями, дополнительное действие при основном “лететь”)

Золотописьмо (работа с корнями “золото”, “письмо”, цветовая гамма слова)

Тончайшие жилы (работа со значением суффикса “айш”)

Кузов пуза уложил (работа с метафорой “кузов пуза”, словом “уложил”)

Прибрежных (местонахождение кузнечика около водоема)

Трава (цветовая гамма слова)

Веры (подобрать синонимы: звуки леса, цвета леса)

Пинь, пинь, пинь! (с чем у детей ассоциируется эти звукоподражания? С пением, чтением стихотворения, с танцем кузнечика. )

Тарарахнул ( слово передает шум. работа со звукописью в слове:нагнетание сонорного “Р”,глухих согласных “Т”, “Х”)

Зинзивер (синоним к слову “кузнечик”, работа со звонкими согласными)

О, лебедиво! (работа с корнями “лебедь”, “диво”, дети подбирают синоним к слову)

О, озари! (работа со словами “заря”, цветовая гамма слова, восклицательный знак как показатель восхищения)

VII. Вырабатываем навыки выразительного чтения.
  1. Первичное выразительное прочтение учителем.
  2. Как передать настроение?
  3. Отработка пауз с помощью знаков (стихотворение со знаками: “легкая пауза”, “пауза”, “продолжительная пауза” - должно быть записано на доске).
  4. Дети тренируются читать вслух ( см. задание 2)
  5. Прослушивание чтения учащихся .
  6. Оценка чтения учителем.
VIII. Написание маленького рассказа по стихотворению (мини-рецензия) по заданному началу ( см. задание 4)
  1. Дети пишут на листочках рассказ.
  2. Чтение работ.
  3. Оценка учителем.
IX. Вопросы к классу.
  1. Что вы узнали о поэте В.Хлебникове?
  2. Похож ли кузнечик, которого мы описали в конце урока, на того, которого представили в начале урока? (Нет)
  3. Кто помог нам ярче представить этот образ? (Поэт Хлебников)

Вот так поэт самые обычные предметы превращает в прекрасные образы.

X. Подведение итого урока (похвалить активно работающих учащихся, объявить оценки)

Нарисовать на альбомном листе картину, нарисованную поэтом Хлебниковым и представленную нами, раскрасить, принести на следующий урок.

Раздаточный материал для детей (Приложение)

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
"Пинь, пинь, пинь!" – тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

(1908–1909)

Знаменитое стихотворение Велимира Хлебникова “Кузнечик” я впервые услышал в далеком 1964 году на уроке литературы. Его представляли одним из примеров зауми. Удивительно красивое это короткое стихотворение сразу понравилось и запомнилось, тем более что не требовалось подвергать его литературному анализу, изучению, которое отбивало у меня всякую охоту читать стихотворные тексты. Второй раз я его услышал в исполнении одного из ленинградских актеров (уже не помню кто это был) на вечере поэзии в родном Электротехническом, после чего не раз его перечитывал, пристрастившись к чтению поэзии. Стипендия того времени позволяла пополнять свою библиотечку, а в книжных магазинах, киосках и особенно у букинистов можно было недорого купить что-нибудь интересное.
Но вернемся к “Кузнечику”. На протяжении многих лет “Пинь, пинь, пинь! – тарарахнул зинзивер” оставалось для меня заумью пока не вышла книга “Творения” 1986 года, из которой я узнал, что зинзивер – народное название большой синицы, которую также называют кузнечиком, правда почему зинзивер тарарахнул и что это значит так и оставалось тайной. И вот недавно услышал хлебниковского “Кузнечика” от внучатой племянницы – студентки мехмата. Решил разобраться с этим “тарарахнул”. Ясно, что к определению"тарарахнуть" в словаре Даля оно отношения не имеет. Чего только не начитался в Интернете – и стародавнее “заумь” в Викпедии, и школьные анализы “Кузнечика” и статью Алексея Пурина “Смысл и заумь”, в которой он не принимает утверждения, что зинзивер – большая синица. “Можно ли, стоя одной ногой на хлебниковском "пинь, пинь, пинь!", другой дотянуться до соседнего "тарарахнул"? Между ними ведь даже не Гибралтарский пролив, а Атлантический океан. Несомненная хлебниковская гениальность тут налицо: трудно найти другое звукоподражание, которое было бы в той же степени немыслимо "тарарахнуть". Не уверен лишь в том, что природа этой гениальности – поэтическая. Скорее всего – лингвистическая, филологическая” – пишет Пурин. Когда в книге стихов Хлебникова, вышедшей в 1986 году в издательстве "Советская Россия", я прочитал, что зинзивер это камышовый воробей (очевидно имелся ввиду один из видов камышовок-сверчков), захотелось узнать синица это или сверчок. Поскольку в столь авторитетном издании как “Творения” была ссылка на большую синицу, то начал с нее.
Обращаюсь к собственной библиотеке, благо книг о птицах в ней достаточно. Читаю в “Иллюстрированной энциклопедии птиц” Яна Гамзака:

“Большая синица(Parus major) — с оливково - зеленой спинкой. желтым брюшком с черной продольной полосой посредине ( у самцов она шире. чем у самок ), черной блестящей головой и белыми щеками. Общая длина птицы 14 см. Как только в воздухе повеет весной. зимние стаи разбиваются на пары. Самцы в это время часто заводят свою нехитрую. но зато звонкую двух - или трехсложную песню”.

Что же это за песня такая. Нахожу в “Определителе птиц фауны СССР” П. П. Второва. Н. Н. Дроздова.

“Голос большой синицы – “пинь - пинь - тарарах” .

Тут уж все сомнения рассеялись. Оставалось найти этот самый голос большой синицы. что было нетрудно. так как он есть в фонотеке “Энциклопедии животных Кирилла и Мефодия”. Вот он – этот “пинь - пинь - пинь-тарарах” :

Так что никакой зауми, иначе придется считать заумью и "кукареканье" петуха и "чириканье" воробья и т.д. Просто Хлебников с детства наслышавшийся птичьх голосов (Его отец был орнитолог. “Отец – поклонник Дарвина и Толстого, большой знаток царства птиц, изучавший их целую жизнь…” – писал поэт), умел удивительно точно передать их на языке поэзии.
Далее для интереса смикшировал чтение стихотворения Романом Якобсоном со стрекотанием кузнечика и голосом большой синицы и вот что получилось:

Не пришлось даже делать никакой коррекции по длительности, так удачно совпали голос чтеца и птицы.
Что касается камышовок-сверчков, то пение некоторых из них напоминает стрекотание прямокрылых (недаром их назвали сверчками), но не “пинь - пинь - пинь-тарарах”.

При использовании в Интернете сделайте пожалуйста ссылку на эту страницу.

Сайт управляется системой uCoz

Велимир
Хлебников

Картинка Анализ стихотворения Хлебникова Кузнечик № 3

Анализ стихотворения Велимира Хлебникова «Кузнечик»

Картинка Анализ стихотворения Хлебникова Кузнечик № 4

В первой половине 20 века происходит становление Велимира Хлебникова, как самобытного и очень оригинального поэта. Он был убежден, что слова в творчестве играют второстепенную роль, и при помощи удачно подобранных звуков можно передать суть вещей гораздо точнее и полнее. Именно поэтому Хлебников очень скоро стал новатором и даже прослыл чудаком среди своих коллег, так как практически в каждом его стихотворении можно было встретить неологизмы – слова, смысл которых угадывался интуитивно благодаря необычному сочетанию звуков. Это был тот яркий пример, когда форма могла стать гораздо более важной, чем содержание.

У многих подобные эксперименты вызывали удивление и недоумение. Однако Владимир Маяковский, познакомившись со стихами Велимира Хлебникова, пришел в восторг и заявил, что считает поэта настоящим гением русской литературы. Сам Хлебников к похвалам оказался совершенно равнодушен: его увлекал не конечный результат, а подбор слов, с помощью которых можно было бы отразить те мысли, чувства и идеи, которые хотел донести до читателей автор.

Не секрет, что некоторые свои стихи Хлебников переписывал десятки раз, пытаясь добиться идеальной гармонии и чистоту звучания каждого слова. Это относится и к небольшому произведению под названием «Кузнечик», черновой набросок которого был сделан в 1908 году, а окончательный вариант увидел свет лишь в 1909 году. Это стихотворение вошло в сборник «Старинная любовь» (1914 г) и стало предметом споров многих литературоведов.

Его первая часть посвящена обычному кузнечику, который «Крылышкуя золотописьмом тончайших жил», успел изрядно полакомиться луговой травой, которую «в кузов пуза уложил». Короткая зарисовка, состоящая всего из одного предложения, тем не менее, создает яркую и образную картину. Героиней второй части стихотворения является зинзивер – крупная синица, которую нередко также именуют кузнечиком. Своим веселым пением «Пинь, пинь, пинь!» эта лесная красавица привносит в размеренную жизнь некое очарование, которое выливается у Хлебникова в восхищенные возгласы: «О, лебедиво! О, озари!». Таким образом, автор представляет читателю сразу двух кузнечиков, которые прекрасно дополняют друг друга и создают удивительную гармонию мира, хрупкую и невесомую. Но именно в ней автор черпает свое вдохновение и ищет пищу для творческих экспериментов, смелых и оригинальных.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Необычайное приключение»
  • Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Ничего не понимают»
  • Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Ночь»
  • Анализ стихотворения Владимира Маяковского «О дряни»
  • Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Облако в штанах»

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

«Пинь, пинь, пинь!» - тарарахнул зинзивер.

«Кузнечик» В.Хлебников

«Кузнечик» Велимир Хлебников

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Анализ стихотворения Хлебникова «Кузнечик»

В первой половине 20 века происходит становление Велимира Хлебникова, как самобытного и очень оригинального поэта. Он был убежден, что слова в творчестве играют второстепенную роль, и при помощи удачно подобранных звуков можно передать суть вещей гораздо точнее и полнее. Именно поэтому Хлебников очень скоро стал новатором и даже прослыл чудаком среди своих коллег, так как практически в каждом его стихотворении можно было встретить неологизмы – слова, смысл которых угадывался интуитивно благодаря необычному сочетанию звуков. Это был тот яркий пример, когда форма могла стать гораздо более важной, чем содержание.

У многих подобные эксперименты вызывали удивление и недоумение. Однако Владимир Маяковский, познакомившись со стихами Велимира Хлебникова, пришел в восторг и заявил, что считает поэта настоящим гением русской литературы. Сам Хлебников к похвалам оказался совершенно равнодушен: его увлекал не конечный результат, а подбор слов, с помощью которых можно было бы отразить те мысли, чувства и идеи, которые хотел донести до читателей автор.

Не секрет, что некоторые свои стихи Хлебников переписывал десятки раз, пытаясь добиться идеальной гармонии и чистоту звучания каждого слова. Это относится и к небольшому произведению под названием «Кузнечик», черновой набросок которого был сделан в 1908 году, а окончательный вариант увидел свет лишь в 1909 году. Это стихотворение вошло в сборник «Старинная любовь» (1914 г) и стало предметом споров многих литературоведов.

Его первая часть посвящена обычному кузнечику, который «Крылышкуя золотописьмом
тончайших жил», успел изрядно полакомиться луговой травой, которую «в кузов пуза уложил». Короткая зарисовка, состоящая всего из одного предложения, тем не менее, создает яркую и образную картину. Героиней второй части стихотворения является зинзивер – крупная синица, которую нередко также именуют кузнечиком. Своим веселым пением «Пинь, пинь, пинь!» эта лесная красавица привносит в размеренную жизнь некое очарование, которое выливается у Хлебникова в восхищенные возгласы: «О, лебедиво! О, озари!». Таким образом, автор представляет читателю сразу двух кузнечиков, которые прекрасно дополняют друг друга и создают удивительную гармонию мира, хрупкую и невесомую. Но именно в ней автор черпает свое вдохновение и ищет пищу для творческих экспериментов, смелых и оригинальных.

Послушать стихотворение Хлебникова Кузнечик

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Кузнечик

Анализ стихотворения Хлебникова Кузнечик

Настроение произведения Кузнечик

Кузнечик