Анализ стихотворения Гумилева Вечер
Анализ стихотворения Гумилева «Вечер»
В 1910 году Гумилев выпустил сборник «Жемчуга», включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу «Романтические цветы». Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от Анненского. Брюсова. Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали «Жемчуга» ученической книгой.
Стихотворение «Вечер». датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, названный «Жемчуг серый». Вечер здесь выступает не только в роли времени суток, но и как метафора смутного состояния души лирического героя. Ключевым мотивом произведения становится стремление человека к счастью, которое в настоящем доступно только во сне. Отсюда возникает характеристика дня как великолепного, но ненужного. Для лирического героя ночь предпочтительнее. Она способна прогнать печали, подарить истинное счастье, одеть душу «ризою жемчужной». Риза — верхнее облачение священнослужителя — упоминается неслучайно. В творчестве Гумилева одежда — неотъемлемая часть портрета. Причем чаще всего речь идет не о повседневных вещах, а о исторических, экзотических или просто редко встречающихся в обычной жизни. Облачая ночь в ризу, Николай Степанович делает ее священной, фактически превращает в объект религиозного поклонения. Кроме того, она названа повелительницей, победный шаг сандалий которой «никто не в силах превозмочь» .
Есть версия, что пессимистичный тон стихотворения — результат непростых отношений между Гумилевым и Ахматовой. На момент написания произведения Анна Андреевна уже несколько раз отказывалась выйти замуж за Николая Степановича. Разочарованный в жизни и любви поэт даже решился на самоубийство. Одна из попыток вышла весьма комичной. Гумилев отправился во французский курортный город Турвиль с целью утопиться. Помешали планам русского гения местные жители, вовремя вызвавшие полицейских. Дело в том, что бдительные французы приняли поэта за бродягу. Неприступная красавица Ахматова окончательно сдалась на милость Гумилеву только в 1910 году. 25 апреля состоялась скромная церемония бракосочетания. На нее не стали приезжать родственники поэта, так как не верили в его женитьбу. Ахматова и Гумилев прожили вместе восемь лет, значительную часть из которых Николай Степанович провел в разъездах. Развелись они в 1918 году, сумев сохранить хорошие отношения.
©"" .
Анализ стихотворения Гумилева «Вечер»
Анализ стихотворения Гумилева «Вечер»
В 1910 году Гумилев выпустил сборник «Жемчуга», включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу «Романтические цветы». Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от Анненского. Брюсова, Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали «Жемчуга» ученической книгой.
Стихотворение «Вечер», датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, названный «Жемчуг серый». Вечер здесь выступает не только в роли времени суток, но и как метафора смутного состояния души лирического героя. Ключевым мотивом произведения становится стремление человека к счастью, которое в настоящем доступно только во сне. Отсюда возникает характеристика дня как великолепного, но ненужного. Для лирического героя ночь предпочтительнее. Она способна прогнать печали, подарить истинное счастье, одеть душу «ризою жемчужной».
Риза — верхнее облачение священнослужителя — упоминается неслучайно. В творчестве Гумилева одежда — неотъемлемая часть портрета. Причем чаще всего речь идет не о повседневных вещах, а о исторических, экзотических или просто редко встречающихся в обычной жизни. Облачая ночь в ризу, Николай Степанович делает ее священной, фактически превращает в объект религиозного поклонения. Кроме того, она названа повелительницей, победный шаг сандалий которой «никто не в силах превозмочь».
Есть версия, что пессимистичный тон стихотворения — результат непростых отношений между Гумилевым и Ахматовой. На момент написания произведения Анна Андреевна уже несколько раз отказывалась выйти замуж за Николая Степановича. Разочарованный в жизни и любви поэт даже решился на самоубийство. Одна из попыток вышла весьма комичной. Гумилев отправился во французский курортный город Турвиль с целью утопиться. Помешали планам русского гения местные жители, вовремя вызвавшие полицейских. Дело в том, что бдительные французы приняли поэта за бродягу.
Неприступная красавица Ахматова окончательно сдалась на милость Гумилеву только в 1910 году. 25 апреля состоялась скромная церемония бракосочетания. На нее не стали приезжать родственники поэта, так как не верили в его женитьбу. Ахматова и Гумилев прожили вместе восемь лет, значительную часть из которых Николай Степанович провел в разъездах. Развелись они в 1918 году, сумев сохранить хорошие отношения.
Стихотворение «Вечер» входит в книгу стихов «Жемчуга». В нём, как в других стихотворениях этого поэта, звучит мотив поиска счастья.
Название («Вечер») – это и время суток, и сумеречное состояние души лирического героя. Тема стихотворения, по-моему, это движение души «смутной» к «обетованной стране» счастья, пусть даже во сне. Возможно, в этом стихотворении отчасти отразились чувства, переживания Гумилёва накануне его женитьбы на А.А.Горенко. (Четвёртый раздел стихов книги «Жемчуга» вышел с посвящением А.Горенко).
Композиционно стихотворение представляет собою три строфы по пять строк (пятистишия). Во всех строфах рифмуются 1-3-4-я строки и 2-5-я. Преобладает наличие мужских рифм (ударение на последнем слоге), что придаёт стихотворению чеканность. А четырёхстопный ямб смягчает резкое звучание.
Стихотворение очень гармонично; одна строфа плавно «перетекает» в другую. Поэт не прибегает к каким-либо специальным приёмам звукописи, но обилие гласных
(Е, И, А) придаёт стиху певучесть, музыкальность.
В отличие от многих других стихов Гумилёва, в этом не так уж много точных реалий. А те, которые есть, окутаны таинственностью. И даже слово «сандалии» навевает образ богини-ночи. В стихотворении использована лексика общеупотребительная, но в сочетании со словами высокого стиля (риза, великолепный, зловещие, повелительница, обетованная). Весь лексический ряд настраивает читателя на торжественно-высокое восприятие.
В первой строфе возникают два образа: это лирический герой с «душою смутной» и «ласкающая тень». Повтор эпитета «ненужный» (день) готовит читателя к переходу от реальности в мир снов и грёз. А эпитет «жемчужная» (риза) в контексте творчества Гумилёва означает всё прекрасное.
Во второй строфе загадочная «ты» («ласкающая тень») «гонит прочь» печали лирического героя (поэта?). Метафора «зловещие птицы» подчёркивает грусть, сумерки в душе героя. С середины строфы настроение грусти, печали сменяется, потому что «повелительница ночь» победно вступает в свои права и грусть великолепного, но ненужного дня отступает. Это настроение победы подчёркивается восклицательной интонацией в конце второй строфы.
В третьем пятистишии опять звучит сближающее, сердечное местоимение «ты»: «Блестит луна – твоё запястье…» Возникает образ ночи (женщины) с браслетом-луной на запястье. Она дарует герою тишину и «обетованную страну – Давно оплаканное счастье». Вечер – ночь – луна – сон – счастье. Такой смысловой ряд выстраивается при чтении этого стихотворения.
Стихотворение «Вечер», бесспорно, наполнено философским смыслом, т.к. речь в нём идёт о поиске счастья, о ненужности жизни в отсутствии его. Переживания героя даются на космическом фоне: смена ночью дня, повелительница ночь, луна, звёзды, от которых «слетает тишина».
Может, я не совсем права, но при чтении последней строфы возникает ассоциация со стихотворением Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». И так же, как у Лермонтова, стихотворение Гумилёва заканчивается печально звучащей нотой: лирический герой обретает счастье, но только во сне, и эту печаль усиливает эпитет «давно оплаканное» счастье.
Более новые статьи:
«Вечер» Н.Гумилев
«Вечер» Николай Гумилёв
Еще один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.
И ты пришла… Ты гонишь прочь
Зловещих птиц — мои печали.
О, повелительница ночь,
Никто не в силах превозмочь
Победный шаг твоих сандалий!
От звезд слетает тишина,
Блестит луна — твое запястье,
И мне опять во сне дана
Обетованная страна —
Давно оплаканное счастье.
Анализ стихотворения Гумилева «Вечер»
В 1910 году Гумилев выпустил сборник «Жемчуга», включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу «Романтические цветы». Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от Анненского. Брюсова, Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали «Жемчуга» ученической книгой.
Стихотворение «Вечер», датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, названный «Жемчуг серый». Вечер здесь выступает не только в роли времени суток, но и как метафора смутного состояния души лирического героя. Ключевым мотивом произведения становится стремление человека к счастью, которое в настоящем доступно только во сне. Отсюда возникает характеристика дня как великолепного, но ненужного. Для лирического героя ночь предпочтительнее. Она способна прогнать печали, подарить истинное счастье, одеть душу «ризою жемчужной». Риза — верхнее облачение священнослужителя — упоминается неслучайно. В творчестве Гумилева одежда — неотъемлемая часть портрета. Причем чаще всего речь идет не о повседневных вещах, а о исторических, экзотических или просто редко встречающихся в обычной жизни. Облачая ночь в ризу, Николай Степанович делает ее священной, фактически превращает в объект религиозного поклонения. Кроме того, она названа повелительницей, победный шаг сандалий которой «никто не в силах превозмочь».
Есть версия, что пессимистичный тон стихотворения — результат непростых отношений между Гумилевым и Ахматовой. На момент написания произведения Анна Андреевна уже несколько раз отказывалась выйти замуж за Николая Степановича. Разочарованный в жизни и любви поэт даже решился на самоубийство. Одна из попыток вышла весьма комичной. Гумилев отправился во французский курортный город Турвиль с целью утопиться. Помешали планам русского гения местные жители, вовремя вызвавшие полицейских. Дело в том, что бдительные французы приняли поэта за бродягу. Неприступная красавица Ахматова окончательно сдалась на милость Гумилеву только в 1910 году. 25 апреля состоялась скромная церемония бракосочетания. На нее не стали приезжать родственники поэта, так как не верили в его женитьбу. Ахматова и Гумилев прожили вместе восемь лет, значительную часть из которых Николай Степанович провел в разъездах. Развелись они в 1918 году, сумев сохранить хорошие отношения.
Николай Гумилев — Еще один ненужный день ( Вечер )
Yeshche odin nenuzhny den,
Velikolepny i nenuzhny!
Pridi, laskayushchaya ten,
I dushu smutnuyu oden
Svoyeyu rizoyu zhemchuzhnoy.
I ty prishla. ty gonish proch
Zloveshchikh ptits — moi pechali.
O, povelitelnitsa noch,
Nikto ne v silakh prevozmoch
Pobedny shag tvoikh sandaly!
Ot zvezd sletayet tishina,
Blestit luna — tvoye zapyastye,
I mne vo sne opyat dana
Obetovannaya strana —
Davno oplakannoye schastye.
Tot jlby ytye;ysq ltym,
Dtkbrjktgysq b ytye;ysq!
Ghblb, kfcrf/ofz ntym,
B leie cvenye/ jltym
Cdjt/ hbpj/ ;tvxe;yjq/
B ns ghbikf/// ns ujybim ghjxm
Pkjdtob[ gnbw — vjb gtxfkb/
J, gjdtkbntkmybwf yjxm,
Ybrnj yt d cbkf[ ghtdjpvjxm
Gj,tlysq ifu ndjb[ cfylfkbq!
Jn pdtpl cktnftn nbibyf,
,ktcnbn keyf — ndjt pfgzcnmt,
B vyt dj cyt jgznm lfyf
J,tnjdfyyfz cnhfyf —
Lfdyj jgkfrfyyjt cxfcnmt/