Анализ стихотворения Гумилева Рабочий
`Анализ лирического произведения Гумилёв Н. С. "Слонёнок"
Николай Степанович Гумилев, русский поэт Серебряного века, переводчик и литературный критик, создатель школы акмеизма, родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте.
Стихотворение «Слонёнок», написанное в 1920 году, входит в последнюю прижизненную и, по мнению многих исследователей, лучшую книгу Гумилёва – «Огненный столп», изданную в 1921 году после смерти поэта и посвящённую второй жене Анне Николаевне Гумилёвой (Энгельгардт). В этом сборнике остро ощущается одиночество и потерянность, разлад души и тела, противоречивость сознания поэта. Позднее творчество отличается таинственностью, он тяготеет к философской аллегории, объединению реального и предчувствуемого. Внимание поэта акцентируется на внутреннем состоянии человека, тайнах его духовной жизни.
Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, на это указывает притяжательное местоимение «моя». Субъектная форма выражения авторского сознания в стихотворении диалогическая, так как автор обращается к своей собеседнице на «ты», называет её «милая», «нежная».
В название вынесено понятие, являющееся образом сопоставления в метафорах, на которых строится данное стихотворение, где основанием сопоставления выступает любовь. В основе стихотворения лежит мотив метаморфозы, любовь у автора превращается в слонёнка.
Главная тема произведения – любовь: она не может существовать в изолированном пространстве, она рождается и живёт на Земле. Но окружающий героя мир жесток и циничен: здесь любовь всего лишь предмет для «посмеянья черни». «Любовь–слоненок» топает «ватными ступнями по комнатам хозяина зверинца», ей «в нос…пускают дым сигары приказчики под хохот мидинеток». Гумилев сознательно из толпы глазеющих, надсмехающихся выделяет продажных людей - мидинеток и приказчиков: они даны на противопоставлении его верной преданной любви. В стихотворении представлен пафос романтики.
Как было сказано выше, в стихотворении присутствует образная связь, выраженная сравнением – любовь это слонёнок. В лирических стихотворениях разных поэтов существуют самые различные образные представления любви. Например, в стихотворении А. Ахматовой "Любовь", где это чувство метафоризируется и предстает то в облике змейки, свернувшейся клубком, то в образе голубки, то в образе скрипки. Но образ любви-слоненка, топающего ватными ступнями по комнатам хозяина зверинца, любящего сладкое (дольку мандарина, кусочек сахару или конфету), способного разорвать цепи и побежать по улицам, а также способного предстать во сне в парче и меди, в страусовых перьях, является необычным и ярким, он выпадает из поэтической традиции. Помимо этого сравнения имеются ещё несколько:
…И побежит по улицам и будет,
Как автобус, давить людей вопящих.
-----
…Как тот, Великолепный, что когда-то
Нес к трепетному Риму Ганнибала.
Второе сравнение символично и одновременно является аллегорией. Поэт сравнивает свою любовь с Великолепным, слоном, который когда-то нес на своей спине Ганнибала - карфагенского полководца, жившего в 247 или 246-183 до нашей эры. Он дал себе клятву покорять всю свою жизнь Рим, при этом опалив руку над пламенем. После ряда удач во второй Пунической войне был побежден римлянами. И когда завоеватели окружили его дом, он выпил яд. Такова и любовь героя: она не сломается от заточения в «тесной клетке», а станет только сильнее и прекраснее: слон Великолепный изображён «в парче и меди, в страусовых перьях».
Три подряд идущие строфы начинаются с частицы «не» - это пример повтора.
Не предлагай ему французских булок…
---
Не плачь, о нежная, что в тесной клетке…
---
Не думай, милая, что день настанет…
Также здесь есть анафора, разновидность повтора:
Не предлагай ему французских булок,
Не предлагай ему кочней капустных…
Стихотворение состоит из пяти строф; написано пятистопным ямбом. Рифмовка отсутствует, но есть определённый ритм, из чего можно сделать вывод, что это белый стих.
Из языковых особенностей произведения можно выделить просторечия «взбесившись», «вопящих»; народно-разговорное слово «кочней» (кочан-кочень капусты).
Произведение написано в медитативно-лирическом стиле, что позволяет отнести его к жанру элегии.
Анализируемое стихотворение принадлежит акмеизму.
В стихотворении Николая Степановича Гумилёва выражено чувство любви к своей второй жене Анне Гумилёвой (Энгельгардт). Любовь героя взаимная, счастливая. Возлюбленная переживает за героя, думает, что в мире жестокости, разврата он не выдержит - исчезнет его нежность, ласковость, а вместе с ними и сама любовь; она боится, что «день настанет, когда, взбесившись, разорвет он цепи, и побежит по улицам, и будет, как автобус, давить людей вопящих». Но герой успокаивает любимую, уверяя в том, что, несмотря ни на что, вопреки толпе, он останется прежним, а может быть, даже будет любить еще сильнее. На протяжении всего стихотворения, происходит движение от беззащитности героя к невероятной силе и стойкости характера: трудности только закаляют его. Такая любовь победит любого врага («трепетный Рим»; трепетный - охваченный душевным трепетом, волнением!), ей не страшны никакие препятствия.
339 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Анализ стихотворения «Рабочий» Гумилев
«Рабочий» (1918). Размышляя о смысле человеческого существования, поэт пишет стихотворение «Рабочий», в котором фактически предсказывает свою насильственную смерть:
Пуля, им отлитая, отыщет Грудь мою, она пришла за мной…
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.
И Господь воздаст мне полной мерой За недолгий мой и горький век.
Слово «рабочий» — «невысокий старый человек» заменено в тексте стихотворения местоимением он. Этот прием придает всему произведению обобщающий характер: человек превращается в покорного убийцу:
Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век.
Образный ряд стихотворения напоминает лирическое произведение А.С. Пушкина «Анчар», где заявлен тот же мотив: покорность раба в исполнении воли господина и последующая гибель людей от смертельного яда.
На этой странице искали :
- гумилев рабочий анализ
- анализ стихотворения гумилева рабочий
- анализ стихотворения рабочий гумилев
- гумилев рабочий анализ стихотворения
- рабочий гумилев анализ
Анализ стихотворения "Рабочий" Н.С. Гумилев
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ "РАБОЧИЙ" Н.С. ГУМИЛЕВА
Рабочий - "невысокий старый человек" - стоит перед горном. Его товарищи уже спят, а он все занят отливанием пули, которая должна убить лирического героя. После окончания работы рабочий возвращается домой, где ждет его жена. А им отлитая пуля ищет героя и находит. Перед смертью он видит свое прошлое.
И господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век,
Это сделал, в блузе светло-серой,
Невысокий старый человек.
Рабочий
Стихотворение Николая Гумилева
Он стоит пред раскаленным горном, Невысокий старый человек. Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век. Все товарищи его заснули, Только он один еще не спит: Все он занят отливаньем пули, Что меня с землею разлучит. Кончил, и глаза повеселели. Возвращается. Блестит луна. Дома ждет его в большой постели Сонная и теплая жена. Пуля, им отлитая, просвищет Над седою, вспененной Двиной, Пуля, им отлитая, отыщет Грудь мою, она пришла за мной. Упаду, смертельно затоскую, Прошлое увижу наяву, Кровь ключом захлещет на сухую, Пыльную и мятую траву. И Господь воздаст мне полной мерой За недолгий мой и горький век. Это сделал в блузе светло-серой Невысокий старый человек.
Строфы века. Антология русской поэзии.
Сост. Е.Евтушенко.
Минск, Москва: Полифакт, 1995.
Форумы. Николай Гумилёв
Ссылка на статью: Рабочий. Николай Гумилёв.
Фрагмент от 5 июля 2007
"Пуля" - средство причинить "смерть", одно из условий, вызывающих измену, а именно, красота.
"Горн" - система для выковывания, выпестования красоты - зеркало, перед которым женщина проводит много времени, готовясь к атаке (прежде, чем завоевать) на мужчину.
"Просвищет над Двиной (рекой. )" - действие происходит в атмосфере всеобщей (и частной!) эротики.
"Пуля грудь мою отыщет, она пришла за мной" - он не ощущает в себе достаточно сил, чтобы противостоять натиску этой красоты.
Конкретность описания рабочего позволяет предположить, во-первых, что из всех знакомых с Гумилёвым женщин,
имевших на него виды, точнее, неравнодушных к нему, имелась в виду одна, и не так уж трудно определить, кто именно. А во-вторых,
что Гумилёв не на шутку обеспокоен\встревожен нависшей над ним опасностью. Предположение, что здесь речь идёт о пуле,
котроая уничтожит его физическое тело, лишено каких бы то ни было оснований. О таких мелочах Гумилёв не заботился.
"Упаду в пыльную, измятую траву" - объект (субъект) его притяжения, как считает Гумилёв, - не первой свежести.
Дополнение. Читать это произведение в первом смысле бесполезно, ибо с самого начала ясно, что "в горнах пуль не отливают",
(да ещё НОЧЬЮ!) и здесь речь идёт о чём-то другом, иносказательно.
"Меня с землёю разлучит" - разлучит меня с моей женщиной (оторвёт от неё, отнимет у неё).
Пули не отливают по одной. С самого НАЧАЛА производство пуль – массово-поточное.
Пули не изготавливают адресно.
Для производства пуль никогда не используется горн.
Пуля, перелетевшая через реку, не может поразить Гумилёва - он от реки далеко.
Отливание пули - моментальный процесс, а не столь протяжённый, как это изображено в стихотворении.
Зачем сделан такой упор на то, что рабочий был невысокий, что он был старый, что он был в блузе светло-серой? Неужели для нас так важно, в чём он был одет?
Конечно, эти, и другие, несуразности, чтобы смягчить боль, Вы могли объяснять тем, что, мол, это – художественное произведение, а не документальный отчёт, и в нём автор построил мир из художественных образов, а не фактов.
Однако, остаётся, по-видимому, не сформулированный Вами с полной чёткостью, вопрос: А почему, собственно, Гумилёв ввёл ИМЕННО ЭТИ, ИМЕННО ТАКИЕ искажения в описание действительности? (Путей повышенного эмоционального воздействия на читателя много. Например, можно было изобразить целый рой пуль, летящих ему в грудь. Да что угодно!). И эта неосознанность вопроса дополнительно усиливала боль.
Стихотворение становится правдивым и не содержит НИКАКИХ (Здесь я приношу извинения читателям за слишком сильную формулировку. См. УТОЧНЕНИЕ Сергея Сербина) искажений в описании того, о чём говорит автор, если читать его не в первом смысле, а увидеть в нём - ИНОСКАЗАНИЕ. То есть, некоторые слова, обозначающие понятия, обстоятельства, объекты Гумилёв заменил другими словами, мол, догадайтесь сами. Вызвано это щекотливостью темы; об этом говорить прямо, вслух - не принято.
Словом «смерть» во ВСЕХ произведениях Гумилёва, с самого начала и до самого конца обозначается смерть любви, измена, нарушение верности, разврат, моральное падение (в межполовом отношении).
Пуля – средство подбить человека на измену, соблазнить.
Земля - женщина. "Меня с землёю разлучит" - разлучит меня с моей женщиной.
Отливанье пули - подготовка средства, призванного «добить» Гумилёва, «дособлазнить» его окончательно.
Ну, и какие же средства имеются в распоряжении женщины, чтобы наверняка «сразить» мужчину? Провести перед зеркалом полчаса-час и навести повышенную красоту на свою физиономию.
Лариса Рейснер осмелилась влюбиться в Гумилёва, будучи замужем: «Дома ждет тёплая жена».
«Над Двиной просвищет» - Гумилёв и Лариса Рейснер находились на разных берегах реки.
"И Господь воздаст мне полной мерой" = Я получу самое лучшее, "самое высшее", что может дать мужчине женщина.
"За короткий. " - за всё, что я претерпел, воюя с Ахматовой.
"Воздаст" - К этой фразе непосредственно примыкает "это сделал", то есть, указано, за что воздаст и чем воздаст, каким образом воздаст.
«в блузе светло-серой» - Вроде, ничем не обоснован такой нажим на эту блузу, если речь идёт о мужчине, тем более, за работой, в цеху. А для женщины одежда - очень и очень много значит. Вплоть до того, что в зависимости от того, что она надела - изменяется её психологическое состояние (прежде всего, самооценка).
И даже, если какой-нибудь рабочий, занятый производством пуль на заводе, и подумает, передвигая рычаги каких-нибудь заслонок: «Вот, наделаю пуль, и какая-нибудь из них уж какого-нибудь мерзавца по ту сторону фронта уложит», - то слова «это сделал в блузе светло-серой человек», очевидно, обозначают того солдата, который выстрелил по врагу. А пуля, прежде чем дошла от того рабочего до этого солдата, побывала в стольких руках, точнее, ящиках, которыми занимались разные люди, - что его (того рабочего) участие в этом деле («это сделал») составляет ничтожную долю общего труда, если это можно назвать трудом. К тому же, если бы солдат не стрелял, то отлитая рабочим пуля могла бы сколько угодно времени лежать в ящике (или даже в стволе винтовки!)
А Лариса Рейснер «сделала это» одна, в полном соответствии с текстом Гумилёва.
Остаётся одна небольшая неувязочка (выявленная благодаря внимательности (и эрудиции) Сергея Сербина, за что ему выражаю глубокую благодарность): В стихотворении Л. Рейснер изображена как замужняя женщина, в то время, как она вышла замуж через два года после написания стихотворения. В настоящий момент я не в состоянии преодолеть эту трудность. Обращаюсь за помощью к заинтересованным лицам:
«ПОМОГИТЕ. СПАСИТЕ ГУМИЛЁВА ОТ ЛАРИСЫ РЕЙСНЕР!!»
Последний раз редактировалось ИванПолувеков 07 фев 2010, 11:37, всего редактировалось 2 раза.
Три человека высказались прямо. По большому счёту - одинаково. Но если за каждым из вас увидеть Человека - то ответы мои будут всем трём разные.
Акmay, Я увидел лакуну, Стихи Гумилёва не сопровождаются комментариями (хотя предусмотрено!). А то, что я предлагаю читателям, прежде всего, является комментариями. МЫСЛЯМИ ПО ПОВОДУ. Вы, видимо, привыкли к ПРИМЕЧАНИЯМ, в которых ДОЛЖНА содержаться дополнительная информация о произведении. Свежий, и очень МОЩНЫЙ пример: Евгений Степанов назвал "Неакадемическими КОММЕНТАРИЯМИ" (Надо признать, замечательная вещь!) - типичнейшие примечания, только очень подробные, очень большого объёма. Для меня же любая инфоромация о произведении служит ТОЛЬКО базой, основой для осмысливания.
Я не вызывал Вас на спор. Если бы все мыслили одинаково, то тогда зачем был бы нужен ФОРУМ?
Доказательства возможны только в математике. А к литературе приложи`м АНАЛИЗ, более или менее глубокий, более или менее неожиданный для людей, причастных к теме, более или менее опирающийся на РАЗНЫЕ аспекты произведения.
Я не собирался плодить темы. Все претензии - к Гумилёву. Это он охватил в своём творчестве всё, самое существенное для жизни человека. То, что Вы увидели, - это самое начало, точнее, ничтожная часть того, что НЕОБХОДИМО сказать о Гумилёве.
С Вашим предложением (организационным) я полностью согласен. Конечно, что-то делать надо. Или не надо