Анализ стихотворения Гумилева Память



Анализ стихотворения Гумилёва «Память»

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Память № 1

Как и многие поэты, Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть, но даже указал, что будет расстрелян. Произведения, ставшие впоследствии откровениями, характерны для последнего этапа творчества этого поэта. Среди них – стихотворение «Память». написанное в 1921 году, за несколько месяцев до ареста и расстрела.

Анализируя свою недолгую, но полную событий жизнь, автор отмечает, что ему бы хотелось быть похожим на змею, которая время от времени сбрасывает кожу, чтобы обновить свое тело. Однако человеку этого не дано, и поэт с сожалением констатирует: «Мы меняем души, не тела». По мнению Гумилева, в его бренной оболочке за годы жизни побывало несколько различных людей. Первым из них был угрюмый и некрасивый ребенок, который любил лишь «сумрак рощ», а его лучшими друзьями были «дерево да рыжая собака». Сейчас поэту с трудом верится в то, что когда-то в детстве он мечтал об уединении и умел останавливать дождь лишь силой собственной мысли. Этому странному ребенку уступил место бесшабашный искатель приключений, обожающий путешествия и словно бы бросающий каждый день вызов собственной судьбе. «Любил он ветер с юга, в каждом шуме слышал звоны лир», — так характеризует себя молодого поэт. Однако при этом Гумилев признается, что таким он себе совершенно не нравится, и для этого есть очень веские основания. Бросая вызов всему миру, молодой поэт «хотел стать богом и царем». Он завидовал Всевышнему, так как не обладал его силой, властью и талантами. При этом обратной стороной характера автора по-прежнему оставались стремление к одиночеству и желание постичь то, чего не дано знать простым смертным.

Загрузка...

«Я – угрюмый и упрямый зодчий», — отмечает поэт, признаваясь, что слишком поздно в его телесной оболочке нашел пристанище тот, кем он является на самом деле. Предчувствуя свою скорую гибель, поэт не лукавит пред собой, честно признаваясь, что он – самый обычный человек, которому страшно и горько видеть все то, что происходит с его родиной. Он верить, что когда-нибудь поднимутся «стены Нового Иерусалима на полях моей родной страны», Гумилев имеет ввиду возрождение духовности, которая была утрачена еще задолго до революции. Люди перестали бояться того, что во все века называлось Божьим судом, и который на пороге смерти так страшит поэта. Он чувствует, что его дни сочтены, и времени на покаяние осталось слишком мало. Однако не знает, как это делается, и не верит в то, что может быть спасен. «Но разве кто поможет, чтоб душа моя не умерла?», — вопрошает поэт и не находит ответа на этот простой вопрос из-за собственного неверия.

©"" .

Анализ стихотворения Гумилева "Память", краткое содержание, отрывок

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Память № 2

January 20, 2016

Эта статья будет посвящена одному из известнейших поэтов Серебряного века. Если говорить точнее, то мы проведем анализ стихотворения Гумилева «Память».

О стихотворении

Стихи были написаны в 1920 году. В нем писатель обращается к теме памяти и изменения человеческой души. Для большей наглядности Гумилев сравнивает человека со змеей. И вывод его неутешителен – змея, имея возможность сбрасывать кожу, сохраняет юной свою душу, а человеку не дано такой роскоши, меняется его душа, а не тело: «Только змеи сбрасывают кожи… Мы меняем души, не тела».

В размышлениях поэт возвращается в свое прошлое и понимает, что за свою жизнь он четырежды «поменял душу». Сообразно этим ипостасям можно поделить и стихотворение на четыре части для удобства анализа.

Первая часть

Начнем анализ стихотворения Гумилева «Память» с описания первой «души» поэта. В этой ипостаси он еще «некрасивый и тонкий» ребенок, у которого из друзей только «дерево да рыжая собака». Перед читателем предстает одинокий гадкий утенок, которому, впрочем, суждено перемениться, «став лебедем надменным».

По свидетельствам современников Гумилева, в детстве он действительно был очень непривлекательным ребенком, не стоит забывать и про его врожденное косоглазие.

Вторая часть

Продолжаем анализ стихотворения Гумилева «Память», обращаясь ко второй части произведения. Теперь перед читателем предстает следующая «душа» лирического героя. Это поэт, который «хотел стать и богом и царем». Сам автор по прошествии многих лет признает, что этот герой ему совершенно не нравился.

Критики соотносят эту ипостась поэта с первой публикацией сборника стихов Гумилева в 1905 году, который назывался «Путь конквистадоров». Эта книга получилась очень романтической и чувственной. Позднее Гумилев не раз говорил о том, что желал бы вообще забыть о ее существовании.

Действительно, получается так, что в юности он был совсем другим человеком, непохожим на себя теперешнего. Эти прошлые «души» абсолютно не вызывают у лирического героя тоски об ушедшем или сентиментальности. Наоборот, он описывает их с холодностью и даже некой брезгливостью, совершенно не понимая их.

Третья часть

Вот и привел нас анализ стихотворения Гумилева «Память» к третьей «душе» лирического героя, которая воплощается в стрелка и мореплавателя. К этой своей прошлой ипостаси лирический герой относится куда благосклоннее: «Я люблю избранника свободы».

Мечты о дальних странах и городах манили Гумилева с детских лет. За свою жизнь поэт побывал в Африке, Абиссинии, Египте, Италии. И судя по воспеваемой отваге, мужеству и описанию прекрасной жизни путешественника, страсть к приключениям не покинула лирического героя по прошествии лет. Он мечтает о той свободе, что когда-то была у него, несмотря на все опасности, с которыми приходилось сталкиваться. Зато тогда ему «звонко пели воды и завидовали облака».

Увы, но и этот этап жизни канул в небытие. Нет уже больше того бесстрашного и свободного путешественника. Вновь пришлось душе переродиться.

Четвертая часть

Рассказывает о своей жизни Гумилев Николай Степанович в этом стихотворении. И вот мы доходим до момента, когда поэту выпало принять участие в Первой мировой войне. Тогда Гумилев пошел на фронт среди добровольцев, считая, что исполняет свой долг перед Родиной: «Променял веселую свободу/ На священный долгожданный бой».

На войне поэт дослужился до чина прапорщика гусарского полка и отличался небывалой смелостью в бою. За это и был дважды награжден Георгиевским крестом: «Святой Георгий тронул дважды».

Несмотря на все награды, Гумилев Николай Степанович никогда не был сторонником войны и не принимал ее, о чем также говорится в стихотворении. Сражение для него только мука, но никак не место, где можно показать свою доблесть.

Именно во время войны родилась четвертая «душа», которая любит родину, верит в лучшее и людей, сопереживает их страданиям и мучениям. Родина становится ключевым образом этой части стихотворения.

Однако, несмотря на то, что к моменту написания в России произошла революция, о ней писатель совершенно не упоминает. Словно для него ее и не было.

Последние строфы

Последние строфы особенно сильными вышли из-под пера, что держал в руке Николай Гумилев. «Память» заканчивается образом путника со скрытым лицом, впереди которого летит орел, а позади идет лев. Эти персонажи символизируют Христа и спутников его – Марка, связанного с символикой льва, и Иоанна, воплощенного в орле.

Таким образом Гумилев сравнивает бессмертие бога, завещавшего свое учение последователям, и бессмертие поэта, сохранившего свои мысли в стихах. Автор, конечно, сомневается в своем бессмертии, говоря о рождении новых душ, а значит, гибели старых, но у него есть единственная надежда на вечную жизнь – творчество. Только оно может помочь человеку стать равным богу.

Итак, мы закончили излагать краткое содержание стиха и его анализ. По сути, стихотворение стало некой автобиографией Гумилева, в которой он отразил все душевные перемены, что когда-либо происходили в нем.

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Память»

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Память № 3

11 декабря 2015

Книга «Огненный столп» Гумилева появилась после смерти поэта в 1921 г. В него вошли все самые лучшие стихи автора. И открывает его как раз произведение «Память». В нем в первый раз Гумилев рассказал о своих ранних годах, о давних впечатлениях. А также о четырех случаях из своей жизни. Его еще называют небольшим эссе развивающегося духовно автора.

История настоящая о том, как преодолевались собственные слабости. Каково было противодействие внешним событиям. Гумилев рассказывает, как менялся его внутренний мир, как он проходил становление характера. И вот эти четыре этапа прошли в его душе.

Первый создал из него «необычного ребенка», он мог остановить одними словами дождливую погоду. Дружил он с деревом и собакой рыжей. Люди, которые знали Гумилева в детстве, утверждали то, что он был не очень красивым ребенком. И история о гадком утенке как раз про него. Поэт не хотел быть простым, он всегда что-то противопоставлял общественному мнению, его скуке.

Вторая часть души сделала из него такого литературного автора, который желал стать богом и царем. Здесь речь идет о том времени, когда был написан цикл стихов «Путь конквистадоров» в 1905 г. Потом автор о нем хотел забыть.

Душа третья сделала из Гумилева мореплавателя и стрелка.

Потом он участвовал в сражениях Первой империалистической войне. Попал Гумилев на поле битвы по собственному желанию, так как считал, что это должен сделать каждый мужчина. Но хотя и дослужился он до двух Георгиевских крестов, не оправдывал военные действия. Вот здесь и была зарождена последняя душа. В этот период Гумилев начинает думать о том, что есть хорошие моменты в жизни, появляется любовь к родине и людям, его окружающим. Но сердце все равно испытывает терзания и муки.

А в конце стихотворения появляются новые символы Христа и его учеников. Здесь появляется тема бессмертия богочеловека, точно также, как и поэт после себя оставляет стихи. И символично то, что начало произведения и его концовка звучат одинаково: «Только змеи сбрасывают кожи, Мы меняем души, не тела». Это говорит о том, что поэт верит в бессмертие души, также есть возможность совершенствовать себя.

Рекомендуется к прочтению:

Интерпретация стихотворения Н. Гумилева «Память»

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Память № 4

Стихотворение «Память» представляет собой философское исследование духовного изменения лирического героя, который во многом напоминает самого автора. В тексте есть множество доказательств этого сходства: сквозные образы (дерево, рыжая собака), связанные с воспоминаниями детства поэта, упоминание о наградах, полученных на войне.

Монологу-воспоминанию предшествует аллегория:
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.

На первый взгляд, Гумилев рассуждает нелогично, ведь, старея, человек изменяется внешне – душа же его остается прежней. Однако поэт доказывает правильность своего утверждения всем последующим текстом. Действительно, внешнее изменение незначительно, оно не сопряжено с развитием личности. Духовное преобразование, напротив, представляется Гумилеву важным и сложным движением.

Ретроспективный план знакомит нас с первой душой лирического героя. Самая яркая черта «колдовского ребенка» – одиночество, оторванность от мира, замкнутость.

Совсем не нравится Гумилеву второй образ из прошлого – тот, кто «хотел быть богом и царем». Этот человек лишь возомнил себя мастером, повесил «вывеску поэта». Автор (он же «голос» произведения) беспощадно критикует этот этап развития души, считая ценности второй личности ложными, искусственными. Известно, как строго и требовательно относился Николай Гумилев к собственному творчеству. Например, свой второй сборник стихов он назвал первым, потому что самую раннюю книгу расценивал как незрелую, неудавшуюся. Часто поэт переделывал прежние стихи, оттачивая форму и содержание.

Третий образ вызывает у автора искреннюю симпатию. Это «мореплаватель и стрелок», «избранник свободы», мечтатель. Свою поэзию Гумилев именовал Музой Дальних Странствий, а себя – ее поклонником. Вот почему лирический субъект этой части стихотворения так близок автору.

Однако внутренние метаморфозы не прекращаются, развитие личности вступает в следующую фазу, и на смену «любимцу» приходит «упрямый и угрюмый» пилигрим, который «веселой свободе» предпочел бой. Автобиографичность образа не вызывает сомнений: африканские странствия Гумилева остались в прошлом, закончились романтические и экзотические путешествия; поэт добровольцем пошел на войну, хотя врачи запретили ему служить в армии. Значит, такова была внутренняя потребность «четвертой души»; впечатления странствий сменились впечатлениями войны, и это необходимо было для духовного взросления.

Эта душа является последней, но мысли о перемене и преображении получают новое развитие в финальной части стихотворения. Здесь появляются аллегорические образы из Откровения Иоанна Богослова.

Орел и лев символизируют воскрешение. Лирический герой движется по следам льва, а тот идет за путником, скрывающим лицо (Христом, как полагают некоторые литературоведы). Он, как и сам поэт, верует в возможность создания Нового Иерусалима в многострадальном отечестве – «на полях родной страны», надеется на праведный путь России и всего человечества.

Именно поэтому пафос стихотворения лишен пессимистических нот, хотя настроение гумилевского произведения все же нельзя назвать мажорным. Это сложное философское исследование, в котором каждое поколение читателей будет открывать новые смыслы.

Стихотворение Николая Гумилева «Память» анализировал Федор Корнейчук.

Рецензии на другие поэтические произведения можно посмотреть ТУТ

Буду признательна, если поделитесь ссылочкой:

«Память» Н.Гумилев

«Память» Николай Гумилев

Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.

Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.

Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший дождь.

Дерево да рыжая собака —
Вот кого он взял себе в друзья,
Память, память, ты не сыщешь знака,
Не уверишь мир, что то был я.

И второй… Любил он ветер с юга,
В каждом шуме слышал звоны лир,
Говорил, что жизнь — его подруга,
Коврик под его ногами — мир.

Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.

Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.

Высока была его палатка,
Мулы были резвы и сильны,
Как вино, впивал он воздух сладкий
Белому неведомой страны.

Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто другой
Променял веселую свободу
На священный долгожданный бой.

Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.

Я — угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле.

Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены Нового Иерусалима
На полях моей родной страны.

И тогда повеет ветер странный —
И прольется с неба страшный свет,
Это Млечный Путь расцвел нежданно
Садом ослепительных планет.

Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо; но все пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему.

Крикну я… но разве кто поможет,
Чтоб моя душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.

Анализ стихотворения Гумилева «Память»

Как и многие поэты, Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть, но даже указал, что будет расстрелян. Произведения, ставши впоследствии откровениями, характерны для последнего этапа творчества этого поэта. Среди них – стихотворение «Память», написанное в 1921 году, за несколько месяцев до ареста и расстрела.

Анализируя свою недолгую, но полную событий жизнь, автор отмечает, что ему бы хотелось быть похожим на змею, которая время от времени сбрасывает кожу, чтобы обновить свое тело. Однако человеку этого не дано, и поэт с сожалением констатирует: «Мы меняет души, не тела». По мнению Гумилева, в его бренной оболочке за годы жизни побывало несколько различных людей. Первым из них был угрюмый и некрасивый ребенок, который любил лишь «сумрак рощ», а его лучшими друзьями были «дерево да рыжая собака». Сейчас поэту с трудом верится в то, что когда-то в детстве он мечтал об уединении и умел останавливать дождь лишь силой собственной мысли. Этому странному ребенку уступил место бесшабашный искатель приключений, обожающий путешествия и словно бы бросающий каждый день вызов собственной судьбе. «Любил он ветер с юга, в каждом шуме слышал звоны лир», — так характеризует себя молодого поэт. Однако при этом Гумилев признается, что таким он себе совершенно не нравится, и для этого есть очень веские основания. Бросая вызов всему миру, молодой поэт «хотел стать богом и царем». Он завидовал Всевышнему, так как не обладал его силой, властью и талантами. При этом обратной стороной характера автора по-прежнему оставались стремление к одиночеству и желание постичь то, чего не дано знать простым смертным.

«Я – угрюмый и упрямый зодчий», — отмечает поэт, признаваясь, что слишком поздно в его телесной оболочке нашел пристанище тот, кем он является на самом деле. Предчувствуя свою скорую гибель, поэт не лукавит пред собой, честно признаваясь, что он – самый обычный человек, которому страшно и горько видеть все то, что происходит с его родиной. Он верить, что когда-нибудь поднимутся «стены Нового Иерусалима на полях моей родной страны», Гумилев имеет ввиду возрождение духовности, которая была утрачена еще задолго до революции. Люди перестали бояться того, что во все века называлось Божьим судом, и который на пороге смерти так страшит поэта. Он чувствует, что его дни сочтены, и времени на покаяние осталось слишком мало. Однако не знает, как это делается, и не верит в то, что может быть спасен. «Но разве кто поможет, чтоб душа моя не умерла?», — вопрошает поэт и не находит ответа на этот простой вопрос из-за собственного неверия.

Послушайте стихотворение Гумилева Память

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Память

Анализ стихотворения Гумилева Память