Анализ стихотворения Гумилева Людям будущего
Анализ стихотворения Николая Гумилева «Воспоминание»
17 февраля 2016
Николай Степанович Гумилев – это великий, но к сожалению поздно оцененный поэт, классик Серебряного века в русской поэзии, который, к сожалению, для большинства остался в истории не как самобытный творец тонких и чувственных стихов, а как муж гениальной поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.
Однако Гумилев был не так прост, как казался. Его творческий путь был начат еще в детстве, со слов той же Ахматовой, первое свое стихотворение Николай Степанович написал в шесть лет. Будучи слаборазвитым и болезненным ребенком, он уже тогда тонко чувствовал неистощимую энергию жизни и человеческой души.
Рядом с Гумилевым всегда были люди способные поддержать юношу в его стремлении избрать для себя ремесло поэта. Так, например, Николай Степанович не смог бы окончить обучение в Царскосельском лицее, если бы не другой известный стихотворец Иннокентий Федорович Анненский, который был на тот момент директором гимназии.
Он настоял на том, чтобы Гумилева, вместо отчисления, оставили на второй год. Он аргументировал это тем, что, несмотря на плохую успеваемость, юноша уже пишет стихи, а это, несомненно, признак дремлющего в нем таланта и стремления получать знания.
В 1902 году было опубликовано первое стихотворение юного Гумилева – «Я в лес бежал из городов», а в 1905 вышла его первая книга «Путь конквистадоров», рецензию на которую написал сам Валерий Брюсов. Он отмечал, что хотя книга и слабовата, все же есть в ней что-то от настоящего поэта, от бледного юноши со взором горящим. Позже между Брюсовым и Гумилевым завязалась переписка и дружба длинною во всю жизнь.
Опытный поэт был наставником Николая Степановича, он помогал Гумилеву определиться и найти свой стиль в поэзии, а так же свел его со многими известными поэтами того времени.
Стихотворение «Воспоминание» входит в одну из ранних книг Николая Степановича Гумилева – «Романтические цветы» (1908 год). Несмотря на то, что многие критики сочли этот сборник довольно слабым, уже тогда отмечалась поразительная трагичность тонов и образов. Для стихотворения «Воспоминание» характерна, присущая Гумилеву звуковая сторона стихов. Поэт уделял большое внимание фонетике и стилистике своих произведений.
Именно из этого происходит замысловатая образность и ритмика стихотворения, в то же время стихотворение остается благозвучным и символически глубинным. Несмотря на трагическую историю жизни Николая Степановича Гумилева, его судьбу измученной, затравленной птицы, жизнь поэта всегда была полна светлыми воспоминаниями о близких.
«Выбор» Н.Гумилев
«Выбор» Николай Гумилев
Созидающий башню сорвется,
Будет страшен стремительный лет,
И на дне мирового колодца
Он безумье свое проклянет.
Разрушающий будет раздавлен,
Опрокинут обломками плит,
И, Всевидящим Богом оставлен,
Он о муке своей возопит.
А ушедший в ночные пещеры
Или к заводям тихой реки
Повстречает свирепой пантеры
Наводящие ужас зрачки.
Не спасешься от доли кровавой,
Что земным предназначила твердь.
Но молчи: несравненное право —
Самому выбирать свою смерть.
Анализ стихотворения Гумилева «Выбор»
Произведение 1908 г. вошедшее в сборник «Романтические цветы», отражает авторский подход к мировоззренческой категории смерти, тема которой выходит за рамки отдельного издания. Картины последних минут жизни гумилевских героев разнообразны, однако в стихотворениях раннего периода смерть чаще всего представляется обманчивой «Белой Невестой», прекрасной женщиной — «нежной» и «бледной», ласковой и манящей.
Россыпь коротких экспрессивных историй с летальным концом насыщает художественное пространство «Выбора». В каждом из трех катренов — рассказ об ужасном финале трех персонажей: созидателя, разрушителя и охотника.
Первый герой трудится над постройкой башни. Это занятие порождает стойкую аллюзию на притчу о Вавилонской башне, создавая иносказательный смысловой пласт лирического повествования. Несчастный случай, повлекший «стремительный лет» строителя, представляется не беспричинным событием, а жестоким наказанием божества за человеческую дерзость. Отвлеченный образ «мирового колодца», в котором пребывает безумный созидатель, поддерживает двойственный эффект.
Разрушитель проделывает работу, прямо противоположную персонажу-созидателю, но также становится жертвой мести «Всевидящего Бога».
Охотника преследуют «зрачки свирепой пантеры». Место встречи с хищником не имеет значения: будь то пещера или берег реки, жуткий исход неизбежен.
«Безумье», «мука», «ужас», «проклянет», «возопит» — три трагические ситуации объединяет лексика с негативными коннотациями, передающими страдания или страх персонажей.
Содержание финального катрена посвящено философской декларации лирического героя, близкой к позиции автора. Молодого поэта привлекала идея Ницше о свободном человеке, который равнодушен к испытаниям и опасностям. Попытки самоубийства и дуэль, африканские путешествия и окопы первой мировой — факты гумилевской биографии свидетельствуют, что поэт придерживался трудных жизненных дорог. Игра со смертью была способом преодоления глубинного страха, путем, рождающим настоящего героя. В стихотворении декларируется важнейшее право деятельного романтика — прерогатива выбора «своей смерти». Неизбежность земного конца, обозначенного как «доля кровавая», определена властью высших сил. Однако жизненный итог и конечный облик многообразной смерти зависит только от воли лирического субъекта.
Гумилёв нам завещал
Передо мной стихотворение Н. С. Гумилёва «Людям будущего». Великое стихотворение – одно из моих самых любимых поэтических произведений.
Издавна люди уважали
Одно старинное звено,
На их написано скрижали:
Любовь и Жизнь одно.
Но вы не люди, вы живёте,
Стрелой мечты вонзаясь в твердь,
Вы слейте в радостном полёте
Любовь и Смерть.
Издавна люди говорили,
Что все они рабы земли
И что они, созданья пыли,
Родились и умрут в пыли.
Но ваша светлая беспечность
Зажглась безумным пеньем лир,
Невестой вашей будет Вечность,
А храмом – мир.
Все люди верили глубоко,
Что надо жить, любить шутя,
И что жена – дитя порока,
Стократ нечистое дитя.
Но вам бегущие годины
Несли иной, нездешний звук
И вы возьмёте на Вершины
Своих подруг.
Одно это небольшое стихотворение почти целиком отображает Истину, с которой я согласен и которую я поддерживаю. Для меня это как мини-Евангелие, бьющее в самую сердцевину тьмы религиозного и общественного мракобесия и ханжества.
Многие ли знают это стихотворение Гумилёва? Многие ли поняли его? Многие ли впитали его всем сердцем? И для скольких оно является жизненной ПРАВДОЙ, светлым НАСТАВЛЕНИЕМ для детей эпохи, для Людей Будущего, а не просто красивым, экзотическим стишком, созданием романтического поэта ушедшего Серебряного века. Многие ли задумались, прочитав его, а не продолжили жить в пыли, в рабстве и унижении, прятаться между ног традиционных религий, заражаться предрассудками общества, принижать жену и благоговейно лепить домострой для себя и детишек?
У многих ли можно не найти на сердце уродливого оскала Домостроя.
Эх, сколько же у нас, в нашей стране, таких вот человекоподобных обывателей и простаков, что ведутся на поводке у мракобесовской морали, следуют самым отвратительным и недалёким предрассудкам, почитают и преклоняются перед всей, казалось бы, ушедшей в прошлое грязью, купаются в традиционно-патриархальном дерьме антифеминизма и радуются, даже сами того не замечая… Люди Прошлого. Прошлого, которое отнюдь не ушло в прошлое, увы…
Эх ты, российский религиозно-домостроевский ****ский быдло-народ!
© Амикус. 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
После смерти
В стихотворение «После смерти» Гумилёв отписывает не конец бытия человека, а забвение распутству, что хорошо видно из последних строк:
Так я буду бояться всегда
Возвращенья к распутному дню.
В 1908 году происходит сближение Николая с Горенко (Ахматовой), у нихпомолвка, что побуждает Гумилёва забыть о прошлом распутстве и готовиться к началу новой жизни. В этом же году Николай возвращается в Россию, где посвящает Ахматовой сборник «Романтические цветы».
С другой стороны, первые строки стихотворения:
Я уйду, убегу от тоски,
Я назад ни за что не взгляну…
Говорят, что поэт не прячется от разврата, в коем, кстати, замечен и не был, а пытается освободиться от парижской скуки по Родине, близким и друзьям.
В скором будущем Гумилёв спрячется от тоски в путешествиях, но они будут недолгими из-за сложного материального положения. Чуть позже скучать не дадут дела, ведь Николай не только поэт, но и критик, и издатель, а ещё после закрутится колесо революции, которое поэта и переполет.
Я уйду, убегу от тоски,
Я назад ни за что не взгляну,
Но сжимая руками виски,
Я лицом упаду в тишину.
И пойду в голубые сады
Между ласковых серых равнин,
Чтобы рвать золотые плоды,
Потаенные сказки глубин.
Гибких трав вечереющий шелк
И второе мое бытие…
Да, сюда не прокрадется волк,
Там вцепившийся в горло мое.
Я пойду и присяду, устав,
Под уютный задумчивый куст,
И не двинется в призрачность трав,
Горизонт будет нежен и пуст.
Пронесутся века, не года,
Но и здесь я печаль сохраню,
Так я буду бояться всегда
Возвращенья к распутному дню.
срочно нужен анализ стихотворения (любого) Гумилёва. помогите.
СВЕТИК Мыслитель (7965) 8 лет назад
Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»
Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»
В качестве собственного исследования
данной темы, мною было выбрано стихотворение Н. Гумилева «Она»
ОНА
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной,
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел и горд — як ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке. [1]
1. Стихотворение «Она» впервые
опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это
книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому
мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему
акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь
идет о ней.
2. В стихотворении основная тема – тема
любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда
загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя).
Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В
стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она
предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает
образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь
медной музыке стиха»). причем поэтесса очень талантливая, так как лирический
герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду».
Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее
красивой, / Но в ней все счастие мое».
Композиционно стихотворение состоит из
трех частей:
1-3 строфы,
4 строфа,
5 строфа.
Мы считаем, что именно так можно
тематически расчленить текст.
3. Ключевыми словами в стихотворении
являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье». «усталость».
«томление». «мерцанье зрачков». «душа». «мудрая, сладкая боль».
3.1.Так как текст поэтический, в нем
представлены средства художественной выразительности:
эпитеты («таинственное мерцанье». «четки
сны». «райский, огненный песок») ;
сравнения («четки сны ее, как тени») ;
гиперболы («держит молнии в руке») ;
метафоры («горькая усталость». «медная
музыка стиха». «мудрая, сладкая боль»).
Попробуем разобрать метафору «душа
открыта жадно».
душа – 1)внутренний мир человека;
2)свойства характера;
открыта – 1)поднять что-либо;
2)сделать доступным;
3)обнажить;
жадно – 1)стремление удовлетворить
какое-либо желание;
2)скупость, корысть.
Разбор метафор позволяет нам глубже
понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть
глубину образа героини.
3.2. Аллитерация наблюдается в строках:
3 (т). 7(д). 12(в, н). 13(ж, д). 17(т, л). 20(н). Звук [т] при частотном
употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной
природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась,
выражают земные радости.
Ассонанс. Проанализировав состав гласных
звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук
[а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний
(что характерно для программных акмеистов). а также звук придает тексту
мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н
[а].
3.3. При помощи одного и того же слова
(форм). ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом
уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину».
«счастие мое». «я жажду своеволий». «я к ней иду». Вся лексика текста работает
на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.
4.Стихотворен
Леди Мудрец (13374) 8 лет назад
Анализ
стихотворения Н. Гумилёва "Жираф"
Николай Гумилёв
сочетал в себе отвагу, мужество, поэтическую способность предсказывать будущее,
детское любопытство к миру и страсть к путешествиям. Эти качества и способности
поэт сумел вложить в стихотворную форму.
Гумилёва всегда
привлекали экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая
почти безоттеночная живопись. Именно в сборник "Романтические цветы"
вошло стихотворение "Жираф" (1907), надолго ставшее "визитной
карточкой" Гумилёва в русской литературе.
Николай Гумилёв
с ранней юности придавал исключительное значение композиции произведения, его
сюжетной завершённости. Поэт называл себя "мастером сказки", сочетая
в своих стихотворениях ослепительно яркие, быстро меняющиеся картины с
необыкновенной мелодичностью, музыкальностью повествования.
Некая
сказочность в стихотворении "Жираф" проявляется с первых строчек:
Послушай:
далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный
бродит жираф.
Читатель
переносится на самый экзотический континент - Африку. Гумилёв пишет, казалось
бы, абсолютно нереальные картины:
Вдали он
подобен цветным парусам корабля,
И бег его
плавен, как радостный птичий полёт…
В человеческом
воображении просто не укладывается возможность существования таких красот на
Земле. Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что
"много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть
то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана",
который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё
остались райские уголки.
Обращаясь к
загадочной женщине, о которой мы можем судить лишь с позиции автора, лирический
герой ведёт диалог с читателем, одним из слушателей его экзотической сказки.
Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить, - чем
не читатель? Читая то или иное стихотворение, мы волей-неволей выражаем своё
мнение по поводу произведения, в той или иной мере критикуем его, не всегда
соглашаемся с мнением поэта, а порой и вовсе не понимаем его. Николай Гумилёв
даёт читателю возможность наблюдать за диалогом поэта и читателя (слушателя его
стихов) со стороны.
Кольцевое
обрамление характерно для любой сказки. Как правило, где действие началось, там
оно и завершается. Однако в данном случае создаётся впечатление, что поэт может
рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие
картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные
прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова
рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на
мир по-иному.
В своём
сказочном стихотворении поэт сравнивает два пространства, далёкие в масштабе
человеческого сознания и совсем близкие в масштабе Земли. Про то пространство,
которое "здесь", поэт почти ничего не говорит, да это и не нужно.
Здесь лишь "тяжёлый туман", который мы ежеминутно вдыхаем. В мире,
где мы живём, остались лишь грусть да слёзы. Это наводит нас на мысль, что рай
на Земле невозможен. Николай Гумилёв пытается доказать обратное: "…далеко,
далеко, на озере Чад // Изысканный бродит жираф". Обычно выражение
"далеко-далеко" пишется через дефис и именует нечто, совершенно
недостижимое. Однако поэт, возможно, с некоторой долей иронии акцентирует
внимание читателя на том, так ли уж на самом деле далёк этот континент.
Известно, что Гумилёву довелось побывать в Африке, собственными глазами увидеть
описанные им красоты (стихотворение "Жираф" было написано до первой
поездки Гумилёва в Африку).
Мир, в котором
живёт читатель, совершенно бесцветен, жизнь здесь как будто течёт в серых
тонах. На озере Чад, словно драгоценный алмаз, мир блестит и переливается.
Николай Гумилёв, как и другие поэты-акмеисты, использует в своих произведениях
не конкретные цвета, а предметы, давая читателю возможность в своём воображении
п
Александра Киселёва Ученик (180) 1 месяц назад
Помогите. Срочно нужен Анализ стихотворения Н. Гумилева "Люди будущего"