Анализ стихотворения Гумилева Крест



Анализ стихотворения Н.С. Гумилева «Волшебная скрипка»

Произведение «Волшебная скрипка», созданное в 1907 г. является посвящением Валерию Брюсову, который в то время делал лишь первые шаги на литературном пути. Тема поэтического призвания наблюдается практически в творчестве каждого поэта, однако, данное стихотворение является не рассуждением или выбором, а предупреждением.

Гумилев, состоявшийся поэт, прочувствовавший на себе все сложности данного, пути обращается к Брюсову как к ребенку: «Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка» и сразу же советует отказаться от задуманного: «Не проси об этом счастье, отравляющем миры». Все произведение является аллегорией, в которой описывается музыка и скрипка, на самом деле являющиеся поэзией и автором. Гумилев рассказывает Брюсову об опасностях, которые того подстерегают, о том, что выбрав перо, поэт теряет возможность жить прежней жизнью: «У того исчез навеки безмятежный свет очей». Еще одна опасность – критики, которых автор сравнил с волками: «Бродят бешеные волки по дороге скрипачей».

Пример

Поэт живет, лишь пока творит и в этом его жизнь: «Надо вечно петь и плакать этим струнам». Его творчество не должно прерываться никогда, не зависимо от времени года или суток. Если автор позволит себе отдых, то на него может обрушиться поток недовольства и восстановить прежнее положение, и без того шаткое будет весьма сложно: «Ты устанешь и замедлишь… Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи в горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь». Гумилев старается предупредить начинающего поэта о том, что ему придется всю жизнь оставаться непонятым обществом. Лишь в этом ценность его творчества, которое должно быть естественным, от души. В произведениях поэта не должно быть потакания общим мнениям ради их благосклонности. Жизнь поэта сложна и стоит только оступиться, как можно лишиться не только литературного положения, но и близких людей, получить осуждение со стороны друзей: «И невеста зарыдает, и задумается друг».

Перечислив все сложности, которые обязательно встретятся Брюсову в жизни, Гумилев показывает, что понимает – выбор сделан, и он ничего не изменит, да и в праве ли он лишать человека творчества, в котором вся его жизнь: «Но я вижу — ты смеёшься». Автор предупредил юного поэта, сделал все, что в его силах и теперь благословляет его: «На, владей волшебной скрипкой». Гумилев понимает, что прирожденному поэту легче перенести все те испытания, о которых он говорил, чем отказаться от пера. Лучше пасть, под гнетом козней недоброжелателей, чем молчать: «И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!». Истинный талан не пугают трудности, ведь поэт жив, лишь пока он созидает. Такова идейно-философская концепция произведения «Волшебная скрипка».

Написать комментарий

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Воспоминание»

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Крест № 1

17 февраля 2016

Николай Степанович Гумилев – это великий, но к сожалению поздно оцененный поэт, классик Серебряного века в русской поэзии, который, к сожалению, для большинства остался в истории не как самобытный творец тонких и чувственных стихов, а как муж гениальной поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.

Однако Гумилев был не так прост, как казался. Его творческий путь был начат еще в детстве, со слов той же Ахматовой, первое свое стихотворение Николай Степанович написал в шесть лет. Будучи слаборазвитым и болезненным ребенком, он уже тогда тонко чувствовал неистощимую энергию жизни и человеческой души.

Рядом с Гумилевым всегда были люди способные поддержать юношу в его стремлении избрать для себя ремесло поэта. Так, например, Николай Степанович не смог бы окончить обучение в Царскосельском лицее, если бы не другой известный стихотворец Иннокентий Федорович Анненский, который был на тот момент директором гимназии.

Он настоял на том, чтобы Гумилева, вместо отчисления, оставили на второй год. Он аргументировал это тем, что, несмотря на плохую успеваемость, юноша уже пишет стихи, а это, несомненно, признак дремлющего в нем таланта и стремления получать знания.

В 1902 году было опубликовано первое стихотворение юного Гумилева – «Я в лес бежал из городов», а в 1905 вышла его первая книга «Путь конквистадоров», рецензию на которую написал сам Валерий Брюсов. Он отмечал, что хотя книга и слабовата, все же есть в ней что-то от настоящего поэта, от бледного юноши со взором горящим. Позже между Брюсовым и Гумилевым завязалась переписка и дружба длинною во всю жизнь.

Опытный поэт был наставником Николая Степановича, он помогал Гумилеву определиться и найти свой стиль в поэзии, а так же свел его со многими известными поэтами того времени.

Стихотворение «Воспоминание» входит в одну из ранних книг Николая Степановича Гумилева – «Романтические цветы» (1908 год). Несмотря на то, что многие критики сочли этот сборник довольно слабым, уже тогда отмечалась поразительная трагичность тонов и образов. Для стихотворения «Воспоминание» характерна, присущая Гумилеву звуковая сторона стихов. Поэт уделял большое внимание фонетике и стилистике своих произведений.

Именно из этого происходит замысловатая образность и ритмика стихотворения, в то же время стихотворение остается благозвучным и символически глубинным. Несмотря на трагическую историю жизни Николая Степановича Гумилева, его судьбу измученной, затравленной птицы, жизнь поэта всегда была полна светлыми воспоминаниями о близких.

Крест
Стихотворение Николая Гумилева

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Крест № 2

Так долго лгала мне за картою карта, Что я уж не мог опьяниться вином. Холодные звезды тревожного марта Бледнели одна за другой за окном. В холодном безумье, в тревожном азарте Я чувствовал, будто игра эта - сон. "Весь банк,- закричал,- покрываю я в карте!" И карта убита, и я побежден. Я вышел на воздух. Рассветные тени Бродили так нежно по нежным снегам. Не помню я сам, как я пал на колени, Мой крест золотой прижимая к губам. "Стать вольным и чистым, как звездное небо, Твой посох принять, о, Сестра Нищета, Бродить по дорогам, выпрашивать хлеба, Людей заклиная святыней креста!" Мгновенье. и в зале веселой и шумной Все стихли и встали испуганно с мест, Когда я вошел, воспаленный, безумный, И молча на карту поставил мой крест.

Николай Гумилев.
Стихотворения и поэмы.
Москва: Современник, 1989.

«Мужик» Н.Гумилев

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Крест № 3

«Мужик» Николай Гумилев

В чащах, в болотах огромных,
У оловянной реки,
В срубах мохнатых и темных
Странные есть мужики.

Выйдет такой в бездорожье,
Где разбежался ковыль,
Слушает крики Стрибожьи,
Чуя старинную быль.

С остановившимся взглядом
Здесь проходил печенег…
Сыростью пахнет и гадом
Возле мелеющих рек.

Вот уже он и с котомкой,
Путь оглашая лесной
Песней протяжной, негромкой,
Но озорной, озорной.

Путь этот — светы и мраки,
Посвист разбойный в полях,
Ссоры, кровавые драки
В страшных, как сны, кабаках.

В гордую нашу столицу
Входит он — Боже, спаси!-
Обворожает царицу
Необозримой Руси

Взглядом, улыбкою детской,
Речью такой озорной,-
И на груди молодецкой
Крест просиял золотой.

Как не погнулись — о горе!-
Как не покинули мест
Крест на Казанском соборе
И на Исакии крест?

Над потрясенной столицей
Выстрелы, крики, набат;
Город ощерился львицей,
Обороняющей львят.

«Что ж, православные, жгите
Труп мой на темном мосту,
Пепел по ветру пустите…
Кто защитит сироту?

В диком краю и убогом
Много таких мужиков.
Слышен но вашим дорогам
Радостный гул их шагов».

Анализ стихотворения Гумилева «Мужик»

Осмысление исторических путей, составляющих будущее России, — многогранная тема, которую поэт развивает в первом послереволюционном сборнике «Костер». Историзм Гумилева включает в себя мифологическую основу: автор трактует современные ему события в обобщенно-философском плане, представляя их как эпизод борьбы двух начал — гармонического и хаотического.

Образ мужика, центральный в поэтическом пространстве стихотворения 1916 г. является олицетворением разрушительных сил. Противоречивые фигуры Григория Распутина и Емельяна Пугачева определяются исследователями как прототипы «странного» персонажа. Не отказываясь от влияния конкретных аллюзий, следует учитывать, что авторское обобщение нацелено на более обширную историко-мифологическую перспективу.

Первые четверостишия «Мужика» посвящены малой родине персонажа. Среди «чащ» и «болот огромных» стоят «мохнатые и темные» избушки — такая характеристика напоминает жилище отрицательных героев русской сказки, злодеев и колдуний. Повзрослевший герой стремится покинуть родной уголок: здесь появляется бескрайний и символичный образ «бездорожья» — степи. С ним связаны детали из «старинной были»: упоминается один из богов языческого пантеона и представитель кочевого племени. Знаменателен и образ ковыля, который восходит к идейно-художественной системе «Слова о полку Игореве».

Мужик держит путь в столицу. Его дорога изобилует разбойничьими атрибутами: «озорной» песней и посвистом, кабацкими «ссорами» и «кровавыми драками». Препятствия не способны смутить или задержать уверенного героя.

«Странный» персонаж быстро добивается успеха: только войдя в столичный город, он тут же «обворожает» не просто женщину, а «царицу Руси». Хитрый мужик скрывает свою темную сущность, надевая маску доброго молодца и православного христианина. Секрет обаяния — «улыбка детская», необычная «озорная» речь и показной, ненастоящий «крест золотой». Личность героя очаровывает подобно волшебному мороку, способному обмануть настоящий оплот веры, который символизируют кресты знаменитых петербургских соборов.

Беспорядки и смута врываются в жизнь «потрясенной столицы», получающей сравнение с львицей-матерью, вынужденной защищать детенышей.

Стихотворение заканчивается прямой речью персонажа. Допуская собственную скорую гибель, мужик обращается к образам своих двойников из «дикого и убогого» края, связывая с ними мрачное и тревожное будущее страны.

Николай Гумилев — Так долго лгала мне за картою карта ( Крест )

Так долго лгала мне за картою карта,
Что я уж не мог опьяниться вином.
Холодные звезды тревожного марта
№ 4 Бледнели одна за другой за окном.

В холодном безумьи. в тревожном азарте
Я чувствовал, будто игра эта — сон.
«Весь банк — закричал — покрываю я в карте!»
№ 8 И карта убита, и я побежден.

Я вышел на воздух. Рассветные тени
Бродили так нежно по нежным снегам.
Не помню я сам, как я пал на колени,
№ 12 Мой крест золотой прижимая к губам.

— Стать вольным и чистым, как звездное небо,
Твой посох принять, о, Сестра Нищета,
Бродить по дорогам, выпрашивать хлеба,
№ 16 Людей заклиная святыней креста! —

Мгновенье. и в зале веселой и шумной
Все стихли и встали испуганно с мест,
Когда я вошел, воспаленный, безумный,
№ 20 И молча на карту поставил мой крест.

Tak dolgo lgala mne za kartoyu karta,
Chto ya uzh ne mog opyanitsya vinom.
Kholodnye zvezdy trevozhnogo marta
Bledneli odna za drugoy za oknom.

V kholodnom bezumyi. v trevozhnom azarte
Ya chuvstvoval, budto igra eta — son.
«Ves bank — zakrichal — pokryvayu ya v karte!»
I karta ubita, i ya pobezhden.

Ya vyshel na vozdukh. Rassvetnye teni
Brodili tak nezhno po nezhnym snegam.
Ne pomnyu ya sam, kak ya pal na koleni,
Moy krest zolotoy prizhimaya k gubam.

— Stat volnym i chistym, kak zvezdnoye nebo,
Tvoy posokh prinyat, o, Sestra Nishcheta,
Brodit po dorogam, vyprashivat khleba,
Lyudey zaklinaya svyatyney kresta! —

Mgnovenye. i v zale veseloy i shumnoy
Vse stikhli i vstali ispuganno s mest,
Kogda ya voshel, vospalenny, bezumny,
I molcha na kartu postavil moy krest.

Nfr ljkuj kufkf vyt pf rfhnj/ rfhnf,
Xnj z e; yt vju jgmzybnmcz dbyjv/
[jkjlyst pdtpls nhtdj;yjuj vfhnf
,ktlytkb jlyf pf lheujq pf jryjv/

D [jkjlyjv ,tpevmb/ d nhtdj;yjv fpfhnt
Z xedcndjdfk. elnj buhf nf — cjy/
«Dtcm ,fyr — pfrhbxfk — gjrhsdf/ z d rfhnt!»
B rfhnf e,bnf, b z gj,t;lty/

Z dsitk yf djple[/ Hfccdtnyst ntyb
,hjlbkb nfr yt;yj gj yt;ysv cytufv/
Yt gjvy/ z cfv, rfr z gfk yf rjktyb,
Vjq rhtcn pjkjnjq ghb;bvfz r ue,fv/

— Cnfnm djkmysv b xbcnsv, rfr pdtplyjt yt,j,
Ndjq gjcj[ ghbyznm, j, Ctcnhf Ybotnf,
,hjlbnm gj ljhjufv, dsghfibdfnm [kt,f,
K/ltq pfrkbyfz cdznsytq rhtcnf! —

Vuyjdtymt/// b d pfkt dtctkjq b ievyjq
Dct cnb[kb b dcnfkb bcgeufyyj c vtcn,
Rjulf z djitk, djcgfktyysq. tpevysq,
B vjkxf yf rfhne gjcnfdbk vjq rhtcn/

Послушайте стихотворение Гумилева Крест

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Крест

Анализ стихотворения Гумилева Крест

Настроение произведения Крест

Крест