Анализ стихотворения Гумилева Корабль



Анализ стихотворения Н.С. Гумилева «На полярных морях и на южных»

Николай Степанович Гумилёв поэт «серебряного века». Он основал новое течение в русской поэзии – акмеизм. Еще мальчиком Гумилёв заинтересовался географией и мечтал о далеких путешествиях, рассматривая карты и слушая рассказы своего отца – корабельного врача. Он зачитывался приключенческими книгами о далеких странах и отважных путешественниках, играл с друзьями в индейцев и ковбоев, пиратов и капитанов. Так возникли образы, которые легли в основу стихотворения «На полярных морях и на южных». Это прославление идеальных мужественных людей, которые покинули свой родной порт, чтобы «иглой на разорванной карте» отмечать свой «дерзостный путь».

Пример

Есть две версии написания стихотворения «На полярных морях и на южных». Если верить А.Н.Толстому, то свое стихотворение он написал в июне 1909 году, не выходя из комнаты, а по другим воспоминаниям, во время пребывания в гостях у Волошина в Коктебеле. По последней версии, Николаю Гумилеву помогала поэтесса Елизавета Дмитриева, к которой он питал особую симпатию. Стихотворение должно было стать частью поэмы о мореплавателях, но осталось недописанным.

Стихотворение состоит из 20 строк, пяти строф, написано трёхстопным анапестом. Каждая строфа это четверостишье с АВАВ - перекрестной рифмой. По своему ритму и характеру, стихотворение напоминает военный марш, гимн мужеству и бесстрашию капитанов, которые бросают вызов стихиям, тем «для кого не страшны ураганы, кто изведал мальстремы и мель». Это «открыватели новых земель», которые смотрят в глаза опасностям и рискуют своей жизнью «…бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвет пистолет…». Стихотворение это мечта романтического юноши о морских путешествиях, о приключениях и славе, которой окружены эти отважные люди – капитаны кораблей.

Особую романтичность и даже сказочность в стихотворении Гумилёва придают такие эпитеты как: жемчужные скалы, быстрокрылые корабли, дерзостный путь, трепещущий мостик. А так же метафоры: изгибы зелёных зыбей, солью моря пропитана грудь, сыпется золото кружев.

В стихотворении очень заметен акмеистический стиль, тут нет никакой мистики и недосказанности, а наоборот очень четкие и яркие образы и картины, которые пытается показать нам Гумилёв. Это и описание моря (базальтовые и жемчужные скалы, зеленые изгибы зыбей), и романтическое, описание самого капитана (солью моря пропитана грудь, трость, высокие ботфорты, пистолет за поясом, кружева, розоватые брабанские манжеты).

Стихотворные строки несутся вперед как морские волны, перекатываясь и играя на солнце разноцветными бликами, они передают красочность тех чувств и событий, которые испытывает капитан быстрокрылого корабля, а мы, перечитывая стихотворение Николая Гумилёва, можем закрыть глаза и помечтать о далёких странах и незабываемых и опасных морских приключениях.

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Капитаны»

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Корабль № 1

Стихотворный цикл «Капитаны» — одно из самых значительных произведений Николая Гумилева. Оно ярко показывает натуру поэта. Он был тонким романтиком, мечтающим о путешествиях. Его манили неизведанные просторы.

После выхода этого стихотворного цикла, Гумилеву все же удалось исполнить мечту и отправиться в исследовательское путешествие. Но на период написания 1909 год, Гумилев был преисполнен мечтаний. Вероятно, еще одним фактором, который толкнул поэта на создание этого произведения, явилось его пребывание в приморском крымском городе Коктебеле. Морской воздух, романтическое настроение, давние мечты вдохновили поэта на создание цикла из четырех произведений.

Они связаны одной общей идеей и темой свободы, объединены идейным романтическим пафосом и образами. Каждое стихотворение представляет собой определенную часть, в которой показана своя тема. Первое стихотворение состоит из четырех строф. Четкий ритм достигается при помощи перекрестной рифмы, полной (южных/жемчужных) и неполной (мостик/трости). Стихотворный размер анапест. Последовательная композиция стихотворения доносит до читателя общую идею существования отважных капитанов, которым не страшны невзгоды, которые живут морскими приключениями. При помощи эпитетов и характерной лексики автор создает собирательный образ капитанов.

Вторая часть цикла состоит из четырех строф, объединенных общей идеей. В этой части Гумилев знакомит читателя с конкретными личностями. Самыми известными капитанами: первооткрывателями, путешественниками, пиратами. Те, кто не представлял жизни без моря и корабля. Гумилев приводит конкретные имена исторических личностей. Стихотворный размер – анапест. Последовательная композиция с перекрестной полной рифмой. Лирический герой сравнивает себя со знаменитыми капитанами. Он понимает, что они чувствовали и надеется, что тоже, однажды, переживет что-то подобное.

Третья часть цикла состоит из четырех строф, которые объединены в последовательную композицию. В этой части Гумилев говорит о капитанах не только как о вечных морских странниках. Как бы они не были преданы морю, их время от времени тянет домой, на сушу. Суша сравнивается с морем. И хоть на ней есть свои развлечения, свободная душа капитана все же просится в море.

Заключительная часть повествует о легендах, которые бытуют среди моряков, привлекают их и толкают на подвиги. Эта часть, также как и предыдущие, состоит из четырех строф, связанных по смыслу, объединенных перекрестной полной рифмой.

«Выбор» Н.Гумилев

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Корабль № 2

«Выбор» Николай Гумилев

Созидающий башню сорвется,
Будет страшен стремительный лет,
И на дне мирового колодца
Он безумье свое проклянет.

Разрушающий будет раздавлен,
Опрокинут обломками плит,
И, Всевидящим Богом оставлен,
Он о муке своей возопит.

А ушедший в ночные пещеры
Или к заводям тихой реки
Повстречает свирепой пантеры
Наводящие ужас зрачки.

Не спасешься от доли кровавой,
Что земным предназначила твердь.
Но молчи: несравненное право —
Самому выбирать свою смерть.

Анализ стихотворения Гумилева «Выбор»

Произведение 1908 г. вошедшее в сборник «Романтические цветы», отражает авторский подход к мировоззренческой категории смерти, тема которой выходит за рамки отдельного издания. Картины последних минут жизни гумилевских героев разнообразны, однако в стихотворениях раннего периода смерть чаще всего представляется обманчивой «Белой Невестой», прекрасной женщиной — «нежной» и «бледной», ласковой и манящей.

Россыпь коротких экспрессивных историй с летальным концом насыщает художественное пространство «Выбора». В каждом из трех катренов — рассказ об ужасном финале трех персонажей: созидателя, разрушителя и охотника.

Первый герой трудится над постройкой башни. Это занятие порождает стойкую аллюзию на притчу о Вавилонской башне, создавая иносказательный смысловой пласт лирического повествования. Несчастный случай, повлекший «стремительный лет» строителя, представляется не беспричинным событием, а жестоким наказанием божества за человеческую дерзость. Отвлеченный образ «мирового колодца», в котором пребывает безумный созидатель, поддерживает двойственный эффект.

Разрушитель проделывает работу, прямо противоположную персонажу-созидателю, но также становится жертвой мести «Всевидящего Бога».

Охотника преследуют «зрачки свирепой пантеры». Место встречи с хищником не имеет значения: будь то пещера или берег реки, жуткий исход неизбежен.

«Безумье», «мука», «ужас», «проклянет», «возопит» — три трагические ситуации объединяет лексика с негативными коннотациями, передающими страдания или страх персонажей.

Содержание финального катрена посвящено философской декларации лирического героя, близкой к позиции автора. Молодого поэта привлекала идея Ницше о свободном человеке, который равнодушен к испытаниям и опасностям. Попытки самоубийства и дуэль, африканские путешествия и окопы первой мировой — факты гумилевской биографии свидетельствуют, что поэт придерживался трудных жизненных дорог. Игра со смертью была способом преодоления глубинного страха, путем, рождающим настоящего героя. В стихотворении декларируется важнейшее право деятельного романтика — прерогатива выбора «своей смерти». Неизбежность земного конца, обозначенного как «доля кровавая», определена властью высших сил. Однако жизненный итог и конечный облик многообразной смерти зависит только от воли лирического субъекта.

Николай Гумилёв «Корабль»

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Корабль № 3

- Что ты видишь во взоре моём,
В этом бледно-мерцающем взоре? -
Я в нём вижу глубокое море
С потонувшим большим кораблём.

Тот корабль. величавей, смелее
Не видали над бездной морской.
Колыхались высокие реи,
Трепетала вода за кормой.

И летучие странные рыбы
Покидали подводный предел
И бросали на воздух изгибы
Изумрудно-блистающих тел.

Ты стояла на дальнем утёсе,
Ты смотрела, звала и ждала,
Ты в последнем весёлом матросе
Огневое стремленье зажгла.

И никто никогда не узнает
О безумной, предсмертной борьбе
И о том, где теперь отдыхает
Тот корабль, что стремился к тебе.

И зачем эти тонкие руки
Жемчугами прорезали тьму,
Точно ласточки с песней разлуки,
Точно сны, улетая к нему.

Только тот, кто с тобою, царица,
Только тот вспоминает о нём,
И его голубая гробница
В затуманенном взоре твоём.

Николай Гумилев — Что ты видишь во взоре моем ( Корабль )

— Что ты видишь во взоре моем,
В этом бледно-мерцающем взоре? —
Я в нем вижу глубокое море
№ 4 С потонувшим большим кораблем.

Тот корабль. величавей, смелее
Не видали над бездной морской.
Колыхались высокие реи,
№ 8 Трепетала вода за кормой.

И летучие странные рыбы
Покидали подводный предел
И бросали на воздух изгибы
№ 12 Изумрудно-блистающих тел.

Ты стояла на дальнем утесе,
Ты смотрела, звала и ждала,
Ты в последнем веселом матросе
№ 16 Огневое стремленье зажгла.

И никто никогда не узнает
О безумной, предсмертной борьбе
И о том, где теперь отдыхает
№ 20 Тот корабль, что стремился к тебе.

И зачем эти тонкие руки
Жемчугами прорезали тьму,
Точно ласточки с песней разлуки,
№ 24 Точно сны, улетая к нему.

Только тот, кто с тобою, царица,
Только тот вспоминает о нем,
И его голубая гробница
№ 28 В затуманенном взоре твоем.

— Chto ty vidish vo vzore moyem,
V etom bledno-mertsayushchem vzore? —
Ya v nem vizhu glubokoye more
S potonuvshim bolshim korablem.

Tot korabl. velichavey, smeleye
Ne vidali nad bezdnoy morskoy.
Kolykhalis vysokiye rei,
Trepetala voda za kormoy.

I letuchiye strannye ryby
Pokidali podvodny predel
I brosali na vozdukh izgiby
Izumrudno-blistayushchikh tel.

Ty stoyala na dalnem utese,
Ty smotrela, zvala i zhdala,
Ty v poslednem veselom matrose
Ognevoye stremlenye zazhgla.

I nikto nikogda ne uznayet
O bezumnoy, predsmertnoy borbe
I o tom, gde teper otdykhayet
Tot korabl, chto stremilsya k tebe.

I zachem eti tonkiye ruki
Zhemchugami prorezali tmu,
Tochno lastochki s pesney razluki,
Tochno sny, uletaya k nemu.

Tolko tot, kto s toboyu, tsaritsa,
Tolko tot vspominayet o nem,
I yego golubaya grobnitsa
V zatumanennom vzore tvoyem.

— Xnj ns dblbim dj dpjht vjtv,
D njv ,ktlyj-vthwf/otv dpjht? —
Z d ytv db;e uke,jrjt vjht
C gjnjyedibv ,jkmibv rjhf,ktv/

Njn rjhf,km/// dtkbxfdtq, cvtktt
Yt dblfkb yfl ,tplyjq vjhcrjq/
Rjks[fkbcm dscjrbt htb,
Nhtgtnfkf djlf pf rjhvjq/

B ktnexbt cnhfyyst hs,s
Gjrblfkb gjldjlysq ghtltk
B ,hjcfkb yf djple[ bpub,s
Bpevhelyj-,kbcnf/ob[ ntk/

Ns cnjzkf yf lfkmytv entct,
Ns cvjnhtkf, pdfkf b ;lfkf,
Ns d gjcktlytv dtctkjv vfnhjct
Juytdjt cnhtvktymt pf;ukf/

B ybrnj ybrjulf yt epyftn
J ,tpevyjq, ghtlcvthnyjq ,jhm,t
B j njv, ult ntgthm jnls[ftn
Njn rjhf,km, xnj cnhtvbkcz r nt,t/

B pfxtv nb njyrbt herb
;tvxeufvb ghjhtpfkb nmve,
Njxyj kfcnjxrb c gtcytq hfpkerb,
Njxyj cys, ektnfz r ytve/

Njkmrj njn, rnj c nj,j/, wfhbwf,
Njkmrj njn dcgjvbyftn j ytv,
B tuj ujke,fz uhj,ybwf
D pfnevfytyyjv dpjht ndjtv/

Слушать стихотворение Гумилева Корабль

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Корабль

Анализ стихотворения Гумилева Корабль

Настроение произведения Корабль

Корабль