Анализ стихотворения Гумилева Корабль
Анализ стихотворения Н.С. Гумилева «На полярных морях и на южных»
Николай Степанович Гумилёв поэт «серебряного века». Он основал новое течение в русской поэзии – акмеизм. Еще мальчиком Гумилёв заинтересовался географией и мечтал о далеких путешествиях, рассматривая карты и слушая рассказы своего отца – корабельного врача. Он зачитывался приключенческими книгами о далеких странах и отважных путешественниках, играл с друзьями в индейцев и ковбоев, пиратов и капитанов. Так возникли образы, которые легли в основу стихотворения «На полярных морях и на южных». Это прославление идеальных мужественных людей, которые покинули свой родной порт, чтобы «иглой на разорванной карте» отмечать свой «дерзостный путь».
Есть две версии написания стихотворения «На полярных морях и на южных». Если верить А.Н.Толстому, то свое стихотворение он написал в июне 1909 году, не выходя из комнаты, а по другим воспоминаниям, во время пребывания в гостях у Волошина в Коктебеле. По последней версии, Николаю Гумилеву помогала поэтесса Елизавета Дмитриева, к которой он питал особую симпатию. Стихотворение должно было стать частью поэмы о мореплавателях, но осталось недописанным.
Стихотворение состоит из 20 строк, пяти строф, написано трёхстопным анапестом. Каждая строфа это четверостишье с АВАВ - перекрестной рифмой. По своему ритму и характеру, стихотворение напоминает военный марш, гимн мужеству и бесстрашию капитанов, которые бросают вызов стихиям, тем «для кого не страшны ураганы, кто изведал мальстремы и мель». Это «открыватели новых земель», которые смотрят в глаза опасностям и рискуют своей жизнью «…бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвет пистолет…». Стихотворение это мечта романтического юноши о морских путешествиях, о приключениях и славе, которой окружены эти отважные люди – капитаны кораблей.
Особую романтичность и даже сказочность в стихотворении Гумилёва придают такие эпитеты как: жемчужные скалы, быстрокрылые корабли, дерзостный путь, трепещущий мостик. А так же метафоры: изгибы зелёных зыбей, солью моря пропитана грудь, сыпется золото кружев.
В стихотворении очень заметен акмеистический стиль, тут нет никакой мистики и недосказанности, а наоборот очень четкие и яркие образы и картины, которые пытается показать нам Гумилёв. Это и описание моря (базальтовые и жемчужные скалы, зеленые изгибы зыбей), и романтическое, описание самого капитана (солью моря пропитана грудь, трость, высокие ботфорты, пистолет за поясом, кружева, розоватые брабанские манжеты).
Стихотворные строки несутся вперед как морские волны, перекатываясь и играя на солнце разноцветными бликами, они передают красочность тех чувств и событий, которые испытывает капитан быстрокрылого корабля, а мы, перечитывая стихотворение Николая Гумилёва, можем закрыть глаза и помечтать о далёких странах и незабываемых и опасных морских приключениях.
Анализ стихотворения Николая Гумилева «Капитаны»
Стихотворный цикл «Капитаны» — одно из самых значительных произведений Николая Гумилева. Оно ярко показывает натуру поэта. Он был тонким романтиком, мечтающим о путешествиях. Его манили неизведанные просторы.
После выхода этого стихотворного цикла, Гумилеву все же удалось исполнить мечту и отправиться в исследовательское путешествие. Но на период написания 1909 год, Гумилев был преисполнен мечтаний. Вероятно, еще одним фактором, который толкнул поэта на создание этого произведения, явилось его пребывание в приморском крымском городе Коктебеле. Морской воздух, романтическое настроение, давние мечты вдохновили поэта на создание цикла из четырех произведений.
Они связаны одной общей идеей и темой свободы, объединены идейным романтическим пафосом и образами. Каждое стихотворение представляет собой определенную часть, в которой показана своя тема. Первое стихотворение состоит из четырех строф. Четкий ритм достигается при помощи перекрестной рифмы, полной (южных/жемчужных) и неполной (мостик/трости). Стихотворный размер анапест. Последовательная композиция стихотворения доносит до читателя общую идею существования отважных капитанов, которым не страшны невзгоды, которые живут морскими приключениями. При помощи эпитетов и характерной лексики автор создает собирательный образ капитанов.
Вторая часть цикла состоит из четырех строф, объединенных общей идеей. В этой части Гумилев знакомит читателя с конкретными личностями. Самыми известными капитанами: первооткрывателями, путешественниками, пиратами. Те, кто не представлял жизни без моря и корабля. Гумилев приводит конкретные имена исторических личностей. Стихотворный размер – анапест. Последовательная композиция с перекрестной полной рифмой. Лирический герой сравнивает себя со знаменитыми капитанами. Он понимает, что они чувствовали и надеется, что тоже, однажды, переживет что-то подобное.
Третья часть цикла состоит из четырех строф, которые объединены в последовательную композицию. В этой части Гумилев говорит о капитанах не только как о вечных морских странниках. Как бы они не были преданы морю, их время от времени тянет домой, на сушу. Суша сравнивается с морем. И хоть на ней есть свои развлечения, свободная душа капитана все же просится в море.
Заключительная часть повествует о легендах, которые бытуют среди моряков, привлекают их и толкают на подвиги. Эта часть, также как и предыдущие, состоит из четырех строф, связанных по смыслу, объединенных перекрестной полной рифмой.
«Выбор» Н.Гумилев
«Выбор» Николай Гумилев
Созидающий башню сорвется,
Будет страшен стремительный лет,
И на дне мирового колодца
Он безумье свое проклянет.
Разрушающий будет раздавлен,
Опрокинут обломками плит,
И, Всевидящим Богом оставлен,
Он о муке своей возопит.
А ушедший в ночные пещеры
Или к заводям тихой реки
Повстречает свирепой пантеры
Наводящие ужас зрачки.
Не спасешься от доли кровавой,
Что земным предназначила твердь.
Но молчи: несравненное право —
Самому выбирать свою смерть.
Анализ стихотворения Гумилева «Выбор»
Произведение 1908 г. вошедшее в сборник «Романтические цветы», отражает авторский подход к мировоззренческой категории смерти, тема которой выходит за рамки отдельного издания. Картины последних минут жизни гумилевских героев разнообразны, однако в стихотворениях раннего периода смерть чаще всего представляется обманчивой «Белой Невестой», прекрасной женщиной — «нежной» и «бледной», ласковой и манящей.
Россыпь коротких экспрессивных историй с летальным концом насыщает художественное пространство «Выбора». В каждом из трех катренов — рассказ об ужасном финале трех персонажей: созидателя, разрушителя и охотника.
Первый герой трудится над постройкой башни. Это занятие порождает стойкую аллюзию на притчу о Вавилонской башне, создавая иносказательный смысловой пласт лирического повествования. Несчастный случай, повлекший «стремительный лет» строителя, представляется не беспричинным событием, а жестоким наказанием божества за человеческую дерзость. Отвлеченный образ «мирового колодца», в котором пребывает безумный созидатель, поддерживает двойственный эффект.
Разрушитель проделывает работу, прямо противоположную персонажу-созидателю, но также становится жертвой мести «Всевидящего Бога».
Охотника преследуют «зрачки свирепой пантеры». Место встречи с хищником не имеет значения: будь то пещера или берег реки, жуткий исход неизбежен.
«Безумье», «мука», «ужас», «проклянет», «возопит» — три трагические ситуации объединяет лексика с негативными коннотациями, передающими страдания или страх персонажей.
Содержание финального катрена посвящено философской декларации лирического героя, близкой к позиции автора. Молодого поэта привлекала идея Ницше о свободном человеке, который равнодушен к испытаниям и опасностям. Попытки самоубийства и дуэль, африканские путешествия и окопы первой мировой — факты гумилевской биографии свидетельствуют, что поэт придерживался трудных жизненных дорог. Игра со смертью была способом преодоления глубинного страха, путем, рождающим настоящего героя. В стихотворении декларируется важнейшее право деятельного романтика — прерогатива выбора «своей смерти». Неизбежность земного конца, обозначенного как «доля кровавая», определена властью высших сил. Однако жизненный итог и конечный облик многообразной смерти зависит только от воли лирического субъекта.
Николай Гумилёв «Корабль»
- Что ты видишь во взоре моём,
В этом бледно-мерцающем взоре? -
Я в нём вижу глубокое море
С потонувшим большим кораблём.
Тот корабль. величавей, смелее
Не видали над бездной морской.
Колыхались высокие реи,
Трепетала вода за кормой.
И летучие странные рыбы
Покидали подводный предел
И бросали на воздух изгибы
Изумрудно-блистающих тел.
Ты стояла на дальнем утёсе,
Ты смотрела, звала и ждала,
Ты в последнем весёлом матросе
Огневое стремленье зажгла.
И никто никогда не узнает
О безумной, предсмертной борьбе
И о том, где теперь отдыхает
Тот корабль, что стремился к тебе.
И зачем эти тонкие руки
Жемчугами прорезали тьму,
Точно ласточки с песней разлуки,
Точно сны, улетая к нему.
Только тот, кто с тобою, царица,
Только тот вспоминает о нём,
И его голубая гробница
В затуманенном взоре твоём.
Николай Гумилев — Что ты видишь во взоре моем ( Корабль )
— Что ты видишь во взоре моем,
В этом бледно-мерцающем взоре? —
Я в нем вижу глубокое море
№ 4 С потонувшим большим кораблем.
Тот корабль. величавей, смелее
Не видали над бездной морской.
Колыхались высокие реи,
№ 8 Трепетала вода за кормой.
И летучие странные рыбы
Покидали подводный предел
И бросали на воздух изгибы
№ 12 Изумрудно-блистающих тел.
Ты стояла на дальнем утесе,
Ты смотрела, звала и ждала,
Ты в последнем веселом матросе
№ 16 Огневое стремленье зажгла.
И никто никогда не узнает
О безумной, предсмертной борьбе
И о том, где теперь отдыхает
№ 20 Тот корабль, что стремился к тебе.
И зачем эти тонкие руки
Жемчугами прорезали тьму,
Точно ласточки с песней разлуки,
№ 24 Точно сны, улетая к нему.
Только тот, кто с тобою, царица,
Только тот вспоминает о нем,
И его голубая гробница
№ 28 В затуманенном взоре твоем.
— Chto ty vidish vo vzore moyem,
V etom bledno-mertsayushchem vzore? —
Ya v nem vizhu glubokoye more
S potonuvshim bolshim korablem.
Tot korabl. velichavey, smeleye
Ne vidali nad bezdnoy morskoy.
Kolykhalis vysokiye rei,
Trepetala voda za kormoy.
I letuchiye strannye ryby
Pokidali podvodny predel
I brosali na vozdukh izgiby
Izumrudno-blistayushchikh tel.
Ty stoyala na dalnem utese,
Ty smotrela, zvala i zhdala,
Ty v poslednem veselom matrose
Ognevoye stremlenye zazhgla.
I nikto nikogda ne uznayet
O bezumnoy, predsmertnoy borbe
I o tom, gde teper otdykhayet
Tot korabl, chto stremilsya k tebe.
I zachem eti tonkiye ruki
Zhemchugami prorezali tmu,
Tochno lastochki s pesney razluki,
Tochno sny, uletaya k nemu.
Tolko tot, kto s toboyu, tsaritsa,
Tolko tot vspominayet o nem,
I yego golubaya grobnitsa
V zatumanennom vzore tvoyem.
— Xnj ns dblbim dj dpjht vjtv,
D njv ,ktlyj-vthwf/otv dpjht? —
Z d ytv db;e uke,jrjt vjht
C gjnjyedibv ,jkmibv rjhf,ktv/
Njn rjhf,km/// dtkbxfdtq, cvtktt
Yt dblfkb yfl ,tplyjq vjhcrjq/
Rjks[fkbcm dscjrbt htb,
Nhtgtnfkf djlf pf rjhvjq/
B ktnexbt cnhfyyst hs,s
Gjrblfkb gjldjlysq ghtltk
B ,hjcfkb yf djple[ bpub,s
Bpevhelyj-,kbcnf/ob[ ntk/
Ns cnjzkf yf lfkmytv entct,
Ns cvjnhtkf, pdfkf b ;lfkf,
Ns d gjcktlytv dtctkjv vfnhjct
Juytdjt cnhtvktymt pf;ukf/
B ybrnj ybrjulf yt epyftn
J ,tpevyjq, ghtlcvthnyjq ,jhm,t
B j njv, ult ntgthm jnls[ftn
Njn rjhf,km, xnj cnhtvbkcz r nt,t/
B pfxtv nb njyrbt herb
;tvxeufvb ghjhtpfkb nmve,
Njxyj kfcnjxrb c gtcytq hfpkerb,
Njxyj cys, ektnfz r ytve/
Njkmrj njn, rnj c nj,j/, wfhbwf,
Njkmrj njn dcgjvbyftn j ytv,
B tuj ujke,fz uhj,ybwf
D pfnevfytyyjv dpjht ndjtv/