Анализ стихотворения Гумилева Дождь



Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Дождь»

Урок оформлен фотопортретом поэта (Н.С. Гумилёв. Париж. 1908 г. Фото М.А. Волошина), иллюстрациями учащихся к стихотворению «Дождь».

Стихотворение «Дождь» (июль 1915 г.) вошло в сборник «Колчан» (1916), вышедший в самый разгар Первой мировой войны. Гумилёв уже в августе 1914 года записывается добровольцем и служит прапорщиком в гусарском полку. За смелость в боях он был награждён двумя солдатскими Георгиевскими крестами. Но отклики на войну занимают в этой книге очень мало места. В «Колчане» мы словно читаем дневник, в котором искренне и драматично раскрывается душа поэта, который, несмотря на весь трагизм реальной жизни, по-прежнему верит в её внутреннюю гармонию.

Пример

Стихотворение необычно уже тем, что на фоне стихотворений «Венеция», «Пиза», «Генуя», «Неаполь» и др. написанных по воспоминаниям и вошедших в этот сборник, оно выглядит самым русским, скорее "петербургским” стихотворением, каких у Н.С. Гумилёва немного.

Стихотворение «Дождь» относится к пейзажной лирике, с которой учащиеся знакомились в 5-м и 6-м классах (стихотворения А.Фета, К.Бальмонта, А.Бунина, С.Есенина), поэтому некоторые навыки работы над текстом такого плана уже сформированы.

Стихотворение читаем выразительно дважды, можно сопоставить чтение двух учеников, кто прочитал более эмоционально, какой вариант чтения больше пришёлся по душе слушателям, почему.

На втором этапе урока совмещаем работу с текстом по вопросам, словарную работу и записи в тетрадь.

Вопросы для анализа

— Каким предстаёт мир с точки зрения лирического героя стихотворения?

Мир кажется рябым, но всё равно ярким, хоть и идёт дождь ("ничто в нём не поблёкло”). Этот мир открыт герою, это родной мир, который его радует: "ничто. не сделалось чужим”. Лирический герой смотрит на мир сквозь забрызганное дождём окно. Это важная художественная деталь текста, так как окно — это граница между человеком и миром, в какой-то степени искажающая реальную картину.

— Как забрызганное окно изменяет картину мира?

Зелень выглядит "чуть зловещей ”. Необычный эпитет, который можно отнести скорее к живому существу, чем к природному миру. Во втором катрене есть цветовая оппозиция: зловещая зелень — кровавые розы. Оппозиция подчёркивает яркость и неоднозначность мира за окном.

— Каково значение образа капель в третьей строфе?

Капли, как живые, "плещутся и бормочут”. Кроме олицетворения, в третьей строфе есть ещё и необычное сравнение: капли сравниваются с монашенками, которые в часы вечерни поют псалом "торопливым голоском”. Это звуковой образ, он построен на сходстве: плеск капель напоминает песню монашенок. Аллитерации подчёркивают это сходство. Образ капель-монашенок, сменивший зловещую, как купорос, зелень и кровавые розы, ещё раз подчёркивает многоликость и неоднозначность мира за окном.

— Что странного можно увидеть в четвёртой строфе?

Строфа начинается странно: "Слава, слава небу в тучах чёрных!” Более логично, с точки зрения обычного читателя, прославить солнце и безоблачное небо. Для лирического героя дождь — это начало новой жизни: он дождливое небо сравнивает с весенней рекой, несущей воду, новую жизнь природе. Так как он смотрит в небо, то вместо рыб видит среди воды стволы деревьев, растущих на горе. Сквозь пелену дождя кажется, что деревья движутся, "мечутся” в мутной воде, словно рыбы. Необычная, наполненная призрачным движением, размытая, словно акварель, метафора удивительно красива. Это образ достоверный, но в то же время и сказочный, чудесный, как и весь поэтический мир Н.Гумилёва.

— Какие "волшебные” образы появляются в последней строфе? Как они связаны с дождём?

Образ воды, реки порождает другой, связанный с ним призрачный образ — гиблого омута и волшебной мельницы. Эти образы, равно как и "ржанье бешеных коней”, приходят к лирическому герою словно бы из детских книг, из прошлого. И в этих чудесах "повинен” дождь.

— Как образ души (два заключительных стиха) связан с предыдущим текстом и какова его роль?

Душа героя названа "несчастнейшей из пленниц”. Пленница — женщина, находящаяся в плену, лишённая свободы. Слово пленница этимологически родственно слову пелена — покров, то, что закрывает, заволакивает.

Реальная картина мира для героя закрыта пеленой дождя. Душа каждого человека всегда пленница чувств, предрассудков, морали. Душа всегда страдает по идеалу, поэтому она всегда несчастна. Но легче и вольней той душе, которая верит в сказку, которая за пеленой дождя видит чудесное: яркую зелень, кровавые розы, бегущие деревья, волшебные мельницы и бешеных коней.

Стихотворения «Капитаны» и «Дождь» написаны Н.С. Гумилёвым в разное время. Когда поэт работал над сборником «Жемчуга», он был молод, очарован романтикой дальних странствий. Время создания сборника «Колчан» — это смутное и суровое время для Гумилёва: война, личная драма (разрыв с женой А.А. Ахматовой). Теперь он учится ценить жизнь в самых разных её проявлениях, открывает смысл уединения, поэтому теперь его стихи наполнены внутренней душевной сосредоточенностью.

Хотя два стихотворения Н.С. Гумилёва очень несхожи, в том и в другом главный мотив — это отношение к жизни как к священному дару, вера в то, что жизнь человека на земле не бессмысленна.

Бесплатная помощь с домашними заданиями

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Дождь № 1

Анализ стихотвореня Гумилева "Жираф"

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Дождь № 2

Николай Гумилёв – один из известных поэтов конца 19 - начала 20 века, легендарная личность… Но, увы, заслуги поэта–акмеиста высоко ценили только после смерти, что лишило его возможности создать ещё множество произведений.

Романтик, поэт, путешественник, воин – в каких только образах не предстаёт перед нами лирический герой его творений! Стихотворения поэта отличают романтика и экзотичность. В этом заключается новаторство его творчества. В лирике Гумилева много упоминаний об Африке, чудесных местечках нашей страны.

Поэта не интересует посредственность, обыденность, его влекут неизведанные дальние края и просторы планеты.

Именно этой теме посвящен сборник «Озеро Чад», в том числе, стихотворение «Жираф».

С первых строчек стихотворения перед нами открывается довольно безрадостная картина. Мы видим грустную девушку, она сидит, наверное, у окна, подтянув к груди коленки, и сквозь пелену слёз смотрит на улицу. Рядом лирический герой, который, стараясь её утешить и развлечь, ведёт рассказ о далёкой Африке, об озере Чад. Так взрослые, стараясь утешить ребенка, поведывают о чудесных краях, о «прекрасном далёко». Перед нами – чудесная страна, где «бродит» жираф. Он описан как существо небывало красивое, главный эпитет, характеризующий его – «изысканный». Это не просто животное, это - символ изящества, экзотики. Непревзойденное художественное мастерство Гумилёва помогло создать многозначные, метафорические образы. Умело применяя звуковой символизм, поэт использует гласные «о», «а», «е», что помогает передать красоту и изысканность образа, придаёт легкость и плавность строкам: «грациозная стройность и нега дана», «бег его плавен, как радостный птичий полёт», «волшебный узор». Автор сравнивает узор животного с луной, отражающейся в воде, а бег животного - с парусами корабля. Жираф выступает как воплощение надежды, ведь, если вдали видны паруса, скоро покажется и корабль. Подобное сравнение еще раз настраивает читателя на романтический лад, ведь море – это всегда путешествия, экзотика, таинственность.

Но прекрасен не только жираф, но и всё, что его окружает. Это чудо обитает в «мраморном гроте». Чудесны луна и небо, озера и пустыни, земля молча созерцает свои красоты и «много чудесного видит…». Гумилев не ставит целью противопоставить жирафа окружающей действительности. Да, он – воплощение нереального, загадочного, но, в то же время, всё это достижимо! Задача Гумилева в том, чтобы другие смогли почувствовать близость той невероятной загадочности, которую ему удалось познать.

Поэт много путешествовал и многому научился: «Я знаю веселые сказки таинственных стран, про чёрную деву, про страсть молодого вождя». Он пытается открыть другим глаза на бескрайний, многогранный, удивительный мир. Но могут ли его знания быть кому- то полезны? Лирический герой наталкивается на стену непонимания, так как все отказываются принять очевидное.

Рассказ не вдохновил возлюбленную, таинственный мир столкнулся с серостью и обыденностью. Девушка отказывается «верить во что-то, кроме дождя» - символа беспросветности и грусти. Может, в её сердце не осталось места романтике, восторженности, фантазии? Она «слишком долго вдыхала тяжёлый туман», утратив способность мечтать и верить. Между ней и героем – пропасть непонимания, их отношения обречены. Автор использует антитезу, чтобы показать, насколько это разные люди.

Образ девушки – символ прагматизма, противопоставленного романтизму лирического героя, который не теряет надежду: «Ты плачешь? Послушай…Далёко на озере Чад…» Эта история вызвала лишь слёзы… Девушка ограничена, ей непонятен окружающий мир во всех его прелестях и сложности, слезы, дождь и туман – вот её удел.

Стихотворение не только о красотах земли, об отношениях юноши и девушки, но и о том, как непохожи люди. Насколько одни романтичны и мечтательны, настолько другие приземлены и конкретны. Одни довольствуются лишь черно-белой картинкой за окном, другим мало целого мира. Кому-то дождик кажется трагедией, поводом для слез, а кто-то каждый раз раскрывает над своим сердцем яркий зонтик мечтаний и фантазий.

Это стихотворение показывает многогранность таланта Гумилева. Декларировав положения акмеизма, поэт сам часто выходил за поставленные рамки. Его заслуги нельзя переоценить. Новаторство автора в области сюжета, образов, приемов, позволило создать небывалые по содержанию, изяществу, красоте поэтические творенья. И пусть Африка, жираф. озеро Чад – экзотическая тайна, она близка – только руку протяни, и она войдёт в твою жизнь! Это реальность, которую надо понять, рассмотреть, прочувствовать. Но способен на это далеко не каждый.

Стихотворение «Жираф» - вызов существующим устоям, упоминание о другой жизни. Жираф способен спасти от безысходности, согреть озябшую душу, но для этого в него надо верить! Гумилев верил и всем своим творчеством убеждал в этом читателя.

Что ты хочешь узнать?

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Дождь № 3

«Дождь» Н.Гумилев

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Дождь № 4

«Дождь» Николай Гумилев

Анализ стихотворения Гумилева «Дождь»

Произведение, созданное весной 1915 г. отражает своеобразный подход автора к изображению родного пейзажа. Лирический герой видит окружающую природу через оконное стекло, забрызганное каплями дождя. Прозрачная преграда помогает по-новому взглянуть на детали обычной картины.

Герой-наблюдатель фиксирует привычные и свежие черты дождливого дня: мир по-прежнему ярок и близок лирическому «я», но представляется «рябым», пестрым, когда свет преломляется в каплях воды.

Мотив необычного, заявленный в зачине, приобретает во втором четверостишии странное, немного пугающее звучание. Зелень листьев получает сравнение с купоросом и необычный эпитет «зловещая». Впечатление, вызванное неожиданным определением, подкрепляется характеристикой «кровавые», которая избирается для колористической оценки оттенка цветов. Лирический герой замечает увеличившуюся резкость контраста двух оттенков: зеленой листвы и кроваво-красных роз.

Равномерный плеск капель рождает еще один оригинальный образ — монахинь, которые торопливо «бормочут свой псалом».

Подытоживая увиденное, наблюдатель произносит странное славословие, превозносящее «небо в тучах черных». Что привлекательного усмотрел лирический субъект в картине хмурого ненастного дня? Героя привлекает очищающая сила дождя, подобная весеннему половодью. Мощная способность к обновлению зарождает ирреальное пространство — фантастический пейзаж, вырастающий в двух финальных катренах.

В новой зарисовке обострение мотива необычного достигает кульминации. Мокрые «стволы деревьев» становятся бойкими рыбами, появляются образы «волшебных мельниц», в чьих «гиблых омутах» неистово ржут «бешеные кони».

Финал «Дождя» преподносит еще один сюрприз: оказывается, воображаемые зрительные и звуковые образы благотворно воздействуют на душу наблюдателя. Чудесные видения снимают остроту метафоры «несчастнейшая из пленниц», служащей обозначением стесненности земного существования вечной сущности.

Дождь выявляет многогранность мира, сочетающего в себе реальный и воображаемый срезы. Поэт сосредоточен на переходе между двумя пространственными пластами, считая его источником творческого вдохновения.

Внимание к полутонам и различиям отражается на уровне стиля: в поэтическом тексте концентрируются прилагательные сравнительной степени. Ряд из пяти примеров завершается прилагательным в превосходной степени, которое характеризует состояние невольницы-души.

Прекрасный и загадочный поэт. Материалы к изучению творчества Н.Гумилёва в 7-м классе

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Дождь № 5

Татьяна ПОЛОМОШНОВА

Татьяна Алексеевна ПОЛОМОШНОВА — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 11, г. Кемерово.

Прекрасный и загадочный поэт

Картинка Анализ стихотворения Гумилева Дождь № 6

Материалы к изучению творчества Н.Гумилёва в 7-м классе

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду.
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.

Н.Гумилёв

В учебнике-хрестоматии для 7-го класса под редакцией А.Г. Кутузова для знакомства с творчеством Н.С. Гумилёва предлагается стихотворение «Капитаны», написанное в июне 1909 года в Коктебеле в доме Волошина. Оно входит в цикл стихотворений под таким же названием. Этот цикл рассказывает читателю об отважных капитанах, о путешественниках-мореходах, флибустьерах, о весёлых матросах и конквистадорах — участниках испанских завоевательных походов в Южную и Центральную Америку в конце XV–XVI веке, о Летучем Голландце, таинственном корабле-призраке.

Стихотворение «Капитаны» вошло в сборник «Жемчуга» (стихи 1907–1910 годов). Лирический герой этого сборника мечтает о путешествиях на Восток и в Африку. Этот герой — романтик и оригинал, но его мечта вполне осуществима. Африка была мечтой достижимой, и Гумилёв за ней отправился. Даже не поставив в известность родителей, в двадцать три года поэт отбыл из Парижа, где он тогда учился, в Египет и Судан. Затем, в 1909–1910 годах, он уже из России вновь уехал в Африку, в Абиссинию в составе русской экспедиции. Поэтический мир молодого поэта неслучайно населён таинственными девами, пиратами, корсарами, слонами, носорогами, жирафами, обезьянами и мудрыми попугаями с Антильских островов.

По контрасту на втором уроке мы читаем стихотворение Гумилёва «Дождь» (1915).

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина «Капитан». Посетив сайт интернет магазина «Капитан», который располагается по адресу kapitan.ua. Вы найдете все для рыбалки и отдыха на воде. В богатый ассортимент интернет магазина входят лодки и лодочные моторы, удилища, лески, фонари, садки, эхолоты, метеостанции и многое другое. Удобный рубрикатор поможет быстро найти нужные товары, а возможность безналичного расчета платежа и доставка покупки по Киеву и всей Украине позволят совершить заказ, не покидая кресла за своим компьютером.

Урок 1. Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Капитаны»

Урок оформлен портретом поэта (Н.С. Гумилёв. Фото М.С. Наппельбаума. 1921 г.) и рисунками детей, иллюстрациями к стихотворению «Капитаны» и повести А.Грина «Алые паруса».

Урок начинается с рассказа, подготовленного одним из учащихся. Это краткая биографическая справка о поэте и история создания стихотворения «Капитаны».

Выразительное чтение стихотворения тоже надо заранее подготовить. Первое прочтение может выполнить учитель.

Следующий этап урока — беседа по тексту стихотворения.

— Кто является главным героем этого стихотворения?

— Почему главный герой не один капитан, а капитаны?

В стихотворении Н.Гумилёва герой многолик, он “собран” из разных лиц и людей. Такой образ называют собирательным или обобщённым.

— Как выглядит герой произведения?

В тетрадь ребята записывают детали портрета, создающие образ: высокие ботфорты, за поясом пистолет, манжеты из брабантских кружев. На другой странице записываем также лексическое значение непонятных слов: брабантские, ботфорты, фелуки и другие слова, которые нам встретятся в процессе работы над текстом; значение некоторых находим в сносках учебника, другие — в словаре.

— Какими качествами характера наделил Н.Гумилёв своего героя-капитана?

Записываем: капитаны — “открыватели новых земель”, они не боятся ураганов, изведали “мальстрёмы и мель”, они любят “дерзостные”, то есть опасные, пути, они “не трепещут перед грозой”, то есть не трусят, у них острый, уверенный взгляд.

— Давайте вспомним, где мы видели подобный портрет. (Распечатки отрывка из повести-феерии «Алые паруса» на столах, каждый участник беседы может вспомнить этот текст.)

В 6-м классе мы прочитали повесть-феерию А.Грина «Алые паруса». Маленький Грей был поражён портретом, который вдруг открылся ему на стене библиотеки.

“Обернувшись к выходу, Грей увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображён в последнем моменте взлёта. Корабль шёл прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обречённо боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего, собственно, не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряжённость внимания, обращённого к чему-то на палубе, невидимой зрителю. Завёрнутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и чёрная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нём капитана, танцующее положение тела — взмах вала; без шляпы, он был, видимо, поглощён опасным моментом и кричал — но что? Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушая ветер, звал боцмана? Не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину”.

— Чем соотносятся эти портреты? Какая идея объединяет замыслы Грина и Гумилёва?

Эти образы навеяны книжной романтикой, произведениями Стивенсона и Киплинга. Они пронизаны энергией, движением, “заражают” читателя романтикой дальних странствий.

— Определите художественное пространство стихотворения.

Полярные и южные моря, изгибы зелёных зыбей, базальтовые и жемчужные скалы, новые земли, разорванная карта, дерзостный путь быстрокрылых кораблей, трепещущий мостик, покинутый порт, гребни волн до небес — пространство, ничем не ограниченное, наполненное романтикой. При создании образа пространства автор использовал большое количество эпитетов, гипербол.

— Найдите в стихотворении “цветовые” слова. Почему их там много?

Зелёные зыби морей, белая соль моря, белые клочья пены, розоватые с золотом кружева манжет, чернота и блеск “многозвёздной” ночи, жёлтый свет маяка — эти цветовые образы помогают представить нам яркий, романтический мир, в котором живут капитаны.

— Как построено стихотворение Гумилёва? Что мы замечаем, если разобьём его на маленькие картинки?

1-я картинка: по зелёным волнам плывут парусные фрегаты; даже слышно, как шелестят под ветром их паруса.

2-я картинка: капитаны, стоящие у штурвалов кораблей; они смотрят вдаль или отмечают путь “иглой на разорванной карте”.

3-я картина: капитан стоит на трепещущем мостике, отряхивает с ботфорт клочья пены, он грустен, так как вспомнил покинутый порт.

4-я картинка: бунт на корабле, капитан усмиряет бунтовщиков.

5-я картинка: гроза, море безумствует и плещет, но фрегаты бесстрашно идут вперёд.

6-я картинка: морской бой с контрабандистами, капитан уверенно командует фрегатом.

7-я картинка: ночь, капитан смотрит в темноту и видит вдали свет маяка.

Автор рассказывает обо всех приключениях героев, он словно выбирает самые яркие из них, обращает внимание читателя на самые интересные сцены. Получается своеобразная “мозаика”, композиционный коллаж, объединённый чувствами лирического героя (капитана). Это желание открывать новые земли, смелое стремление вперёд, мужество в бою, радость победы над стихией.

Следующий этап работы — определение размера и ритма текста. При помощи учителя ребята приходят к выводу, что трёхстопный анапест, которым написано стихотворение «Капитаны», так же, как и перекрёстная рифма, создаёт ощущение быстрого движения вперёд, передаёт динамику и яркость событий, переживаемых капитаном. В трёх последних четверостишиях эта динамика подчёркнута глаголом в повелительном наклонении (пусть безумствует ) и глаголами с отрицанием (не трепещет, не свернёт ). При помощи риторического вопроса (две последние строфы) усиливается мотив отваги и дерзости романтика-капитана.

В рабочих тетрадях учеников остались записи: работа с лексикой стихотворения, работа с терминами, характеристика лирического героя, запись построения текста (картинки, при помощи которых развивается лирический сюжет). Таким образом произошло знакомство с художественным миром стихотворения Н.Гумилёва «Капитаны» и с особенностями стиля автора.

Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения «Дождь»; подумать, почему один и тот же автор создал такие разные стихотворения. Есть ли всё же какое-то сходство между этими текстами?

Урок 2. Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Дождь»

Урок оформлен фотопортретом поэта (Н.С. Гумилёв. Париж. 1908 г. Фото М.А. Волошина), иллюстрациями учащихся к стихотворению «Дождь».

Стихотворение «Дождь» (июль 1915 г.) вошло в сборник «Колчан» (1916), вышедший в самый разгар Первой мировой войны. Гумилёв уже в августе 1914 года записывается добровольцем и служит прапорщиком в гусарском полку. За смелость в боях он был награждён двумя солдатскими Георгиевскими крестами. Но отклики на войну занимают в этой книге очень мало места. В «Колчане» мы словно читаем дневник, в котором искренне и драматично раскрывается душа поэта, который, несмотря на весь трагизм реальной жизни, по-прежнему верит в её внутреннюю гармонию.

Стихотворение необычно уже тем, что на фоне стихотворений «Венеция», «Пиза», «Генуя», «Неаполь» и др. написанных по воспоминаниям и вошедших в этот сборник, оно выглядит самым русским, скорее “петербургским” стихотворением, каких у Н.С. Гумилёва немного.

Стихотворение «Дождь» относится к пейзажной лирике, с которой учащиеся знакомились в 5-м и 6-м классах (стихотворения А.Фета, К.Бальмонта, А.Бунина, С.Есенина), поэтому некоторые навыки работы над текстом такого плана уже сформированы.

Стихотворение читаем выразительно дважды, можно сопоставить чтение двух учеников, кто прочитал более эмоционально, какой вариант чтения больше пришёлся по душе слушателям, почему.

На втором этапе урока совмещаем работу с текстом по вопросам, словарную работу и записи в тетрадь.

Вопросы для анализа

— Каким предстаёт мир с точки зрения лирического героя стихотворения?

Мир кажется рябым, но всё равно ярким, хоть и идёт дождь (“ничто в нём не поблёкло”). Этот мир открыт герою, это родной мир, который его радует: “ничто. не сделалось чужим”. Лирический герой смотрит на мир сквозь забрызганное дождём окно. Это важная художественная деталь текста, так как окно — это граница между человеком и миром, в какой-то степени искажающая реальную картину.

— Как забрызганное окно изменяет картину мира?

Зелень выглядит “чуть зловещей ”. Необычный эпитет, который можно отнести скорее к живому существу, чем к природному миру. Во втором катрене есть цветовая оппозиция: зловещая зелень — кровавые розы. Оппозиция подчёркивает яркость и неоднозначность мира за окном.

— Каково значение образа капель в третьей строфе?

Капли, как живые, “плещутся и бормочут”. Кроме олицетворения, в третьей строфе есть ещё и необычное сравнение: капли сравниваются с монашенками, которые в часы вечерни поют псалом “торопливым голоском”. Это звуковой образ, он построен на сходстве: плеск капель напоминает песню монашенок. Аллитерации подчёркивают это сходство. Образ капель-монашенок, сменивший зловещую, как купорос, зелень и кровавые розы, ещё раз подчёркивает многоликость и неоднозначность мира за окном.

— Что странного можно увидеть в четвёртой строфе?

Строфа начинается странно: “Слава, слава небу в тучах чёрных!” Более логично, с точки зрения обычного читателя, прославить солнце и безоблачное небо. Для лирического героя дождь — это начало новой жизни: он дождливое небо сравнивает с весенней рекой, несущей воду, новую жизнь природе. Так как он смотрит в небо, то вместо рыб видит среди воды стволы деревьев, растущих на горе. Сквозь пелену дождя кажется, что деревья движутся, “мечутся” в мутной воде, словно рыбы. Необычная, наполненная призрачным движением, размытая, словно акварель, метафора удивительно красива. Это образ достоверный, но в то же время и сказочный, чудесный, как и весь поэтический мир Н.Гумилёва.

— Какие “волшебные” образы появляются в последней строфе? Как они связаны с дождём?

Образ воды, реки порождает другой, связанный с ним призрачный образ — гиблого омута и волшебной мельницы. Эти образы, равно как и “ржанье бешеных коней”, приходят к лирическому герою словно бы из детских книг, из прошлого. И в этих чудесах “повинен” дождь.

— Как образ души (два заключительных стиха) связан с предыдущим текстом и какова его роль?

Душа героя названа “несчастнейшей из пленниц”. Пленница — женщина, находящаяся в плену, лишённая свободы. Слово пленница этимологически родственно слову пелена — покров, то, что закрывает, заволакивает.

Реальная картина мира для героя закрыта пеленой дождя. Душа каждого человека всегда пленница чувств, предрассудков, морали. Душа всегда страдает по идеалу, поэтому она всегда несчастна. Но легче и вольней той душе, которая верит в сказку, которая за пеленой дождя видит чудесное: яркую зелень, кровавые розы, бегущие деревья, волшебные мельницы и бешеных коней.

Стихотворения «Капитаны» и «Дождь» написаны Н.С. Гумилёвым в разное время. Когда поэт работал над сборником «Жемчуга», он был молод, очарован романтикой дальних странствий. Время создания сборника «Колчан» — это смутное и суровое время для Гумилёва: война, личная драма (разрыв с женой А.А. Ахматовой). Теперь он учится ценить жизнь в самых разных её проявлениях, открывает смысл уединения, поэтому теперь его стихи наполнены внутренней душевной сосредоточенностью.

Хотя два стихотворения Н.С. Гумилёва очень несхожи, в том и в другом главный мотив — это отношение к жизни как к священному дару, вера в то, что жизнь человека на земле не бессмысленна.

Приложение

Сквозь дождём забрызганные стёкла
Мир мне кажется рябым;
Я гляжу: ничто в нём не поблёкло
И не сделалось чужим.

Только зелень стала чуть зловещей,
Словно пролит купорос,
Но зато рисуется в ней резче
Круглый куст кровавых роз.

Капли в лужах плещутся размерней
И бормочут свой псалом,
Как монашенки в часы вечерни
Торопливым голоском.

Слава, слава небу в тучах чёрных!
То — река весною, где
Вместо рыб стволы деревьев горных
В мутной мечутся воде.

В гиблых омутах волшебных мельниц
Ржанье бешеных коней,
И душе, несчастнейшей из пленниц,
Так и легче и вольней.

Июль 1915

Татьяна Поломошнова

срочно нужен анализ стихотворения (любого) Гумилёва. помогите.

СВЕТИК Мыслитель (7965) 8 лет назад

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»

В качестве собственного исследования
данной темы, мною было выбрано стихотворение Н. Гумилева «Она»
ОНА
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной,
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел и горд — як ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке. [1]

1. Стихотворение «Она» впервые
опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это
книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому
мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему
акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь
идет о ней.
2. В стихотворении основная тема – тема
любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда
загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя).
Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В
стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она
предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает
образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь
медной музыке стиха»). причем поэтесса очень талантливая, так как лирический
герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду».
Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее
красивой, / Но в ней все счастие мое».
Композиционно стихотворение состоит из
трех частей:
1-3 строфы,
4 строфа,
5 строфа.
Мы считаем, что именно так можно
тематически расчленить текст.
3. Ключевыми словами в стихотворении
являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье». «усталость».
«томление». «мерцанье зрачков». «душа». «мудрая, сладкая боль».
3.1.Так как текст поэтический, в нем
представлены средства художественной выразительности:
эпитеты («таинственное мерцанье». «четки
сны». «райский, огненный песок») ;
сравнения («четки сны ее, как тени») ;
гиперболы («держит молнии в руке») ;
метафоры («горькая усталость». «медная
музыка стиха». «мудрая, сладкая боль»).
Попробуем разобрать метафору «душа
открыта жадно».
душа – 1)внутренний мир человека;
2)свойства характера;
открыта – 1)поднять что-либо;
2)сделать доступным;
3)обнажить;
жадно – 1)стремление удовлетворить
какое-либо желание;
2)скупость, корысть.
Разбор метафор позволяет нам глубже
понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть
глубину образа героини.
3.2. Аллитерация наблюдается в строках:
3 (т). 7(д). 12(в, н). 13(ж, д). 17(т, л). 20(н). Звук [т] при частотном
употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной
природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась,
выражают земные радости.
Ассонанс. Проанализировав состав гласных
звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук
[а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний
(что характерно для программных акмеистов). а также звук придает тексту
мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н
[а].
3.3. При помощи одного и того же слова
(форм). ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом
уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину».
«счастие мое». «я жажду своеволий». «я к ней иду». Вся лексика текста работает
на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.
4.Стихотворен

Леди Мудрец (13374) 8 лет назад

Анализ
стихотворения Н. Гумилёва "Жираф"
Николай Гумилёв
сочетал в себе отвагу, мужество, поэтическую способность предсказывать будущее,
детское любопытство к миру и страсть к путешествиям. Эти качества и способности
поэт сумел вложить в стихотворную форму.
Гумилёва всегда
привлекали экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая
почти безоттеночная живопись. Именно в сборник "Романтические цветы"
вошло стихотворение "Жираф" (1907), надолго ставшее "визитной
карточкой" Гумилёва в русской литературе.
Николай Гумилёв
с ранней юности придавал исключительное значение композиции произведения, его
сюжетной завершённости. Поэт называл себя "мастером сказки", сочетая
в своих стихотворениях ослепительно яркие, быстро меняющиеся картины с
необыкновенной мелодичностью, музыкальностью повествования.
Некая
сказочность в стихотворении "Жираф" проявляется с первых строчек:
Послушай:
далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный
бродит жираф.
Читатель
переносится на самый экзотический континент - Африку. Гумилёв пишет, казалось
бы, абсолютно нереальные картины:
Вдали он
подобен цветным парусам корабля,
И бег его
плавен, как радостный птичий полёт…
В человеческом
воображении просто не укладывается возможность существования таких красот на
Земле. Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что
"много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть
то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана",
который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё
остались райские уголки.
Обращаясь к
загадочной женщине, о которой мы можем судить лишь с позиции автора, лирический
герой ведёт диалог с читателем, одним из слушателей его экзотической сказки.
Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить, - чем
не читатель? Читая то или иное стихотворение, мы волей-неволей выражаем своё
мнение по поводу произведения, в той или иной мере критикуем его, не всегда
соглашаемся с мнением поэта, а порой и вовсе не понимаем его. Николай Гумилёв
даёт читателю возможность наблюдать за диалогом поэта и читателя (слушателя его
стихов) со стороны.
Кольцевое
обрамление характерно для любой сказки. Как правило, где действие началось, там
оно и завершается. Однако в данном случае создаётся впечатление, что поэт может
рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие
картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные
прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова
рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на
мир по-иному.
В своём
сказочном стихотворении поэт сравнивает два пространства, далёкие в масштабе
человеческого сознания и совсем близкие в масштабе Земли. Про то пространство,
которое "здесь", поэт почти ничего не говорит, да это и не нужно.
Здесь лишь "тяжёлый туман", который мы ежеминутно вдыхаем. В мире,
где мы живём, остались лишь грусть да слёзы. Это наводит нас на мысль, что рай
на Земле невозможен. Николай Гумилёв пытается доказать обратное: "…далеко,
далеко, на озере Чад // Изысканный бродит жираф". Обычно выражение
"далеко-далеко" пишется через дефис и именует нечто, совершенно
недостижимое. Однако поэт, возможно, с некоторой долей иронии акцентирует
внимание читателя на том, так ли уж на самом деле далёк этот континент.
Известно, что Гумилёву довелось побывать в Африке, собственными глазами увидеть
описанные им красоты (стихотворение "Жираф" было написано до первой
поездки Гумилёва в Африку).
Мир, в котором
живёт читатель, совершенно бесцветен, жизнь здесь как будто течёт в серых
тонах. На озере Чад, словно драгоценный алмаз, мир блестит и переливается.
Николай Гумилёв, как и другие поэты-акмеисты, использует в своих произведениях
не конкретные цвета, а предметы, давая читателю возможность в своём воображении
п

Александра Киселёва Ученик (180) 1 месяц назад

Помогите. Срочно нужен Анализ стихотворения Н. Гумилева "Люди будущего"

Послушать стихотворение Гумилева Дождь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Дождь

Анализ стихотворения Гумилева Дождь

Настроение произведения Дождь

Дождь