Анализ стихотворения Гиппиус Посвящение



Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус «Пауки»

Картинка Анализ стихотворения Гиппиус Посвящение № 1

Зинаида Гиппиус оставила после себя большое наследие, которое будет передаваться еще много поколений. Она была не только поэтессой, но так же писала романы, повести, рассказы и прессы. Ее произведения это всегда мудрая и целесообразная история, которая передает переживания людей.

Одним из ее самых красивых и в то же время мрачных стихотворений принято считать произведение "Пауки". С первых же строк на читателя надвигается тяжелое и мрачное настроение, которое не отпускает его до самого конца.

Пример

"Я в тесной келье — в этом мире". Возможно Гиппиус с помощью литературного героя описывала свои мысли и чувства. Из них мы можем только установить, что автор чувствовал себя в ловушке от куда нет выхода. Помимо тесноты и отсутствия свободы, автор так же чувствует одиночество. Место, где пребывает литературный герой стихотворения не только мрачное и тесное, но и еще очень одинокое. Ведь там ничего нет, только один человек. оказавшейся в ловушке.

Но самым главным элементом этой темницы являются пауки. которые сдерживают узника внутри. Автор описывает их, как жирных, ловких и грязных животных. однообразный труд которых заставляет ее страшиться еще больше.

Расположение пауков так же носит большую роль. Все они расположены в углах комнаты, четыре угла — четыре паука. Это означает, что они окружили своего узника, своим всеместным присутствием, они лишь больше нагнетают страха.

В начале стихотворения кажется, что литературный герой только стоит и наблюдает со стороны. Да ей до безумия страшно, но самого контакта с пауками мы не видим. И только строка :"Мои глаза — под паутиной" говорит о том, что она уже попала в эту ловушку и выбраться из нее возможности нет. А пауки, которыми она олицетворяет своих врагов и противников, рады тому, что она попала в из западню.

Стихотворение очень красивое и мистическое, оно описывает страх заключения безнадежность и отсутствием мечты.

Зинаида
Гиппиус

Картинка Анализ стихотворения Гиппиус Посвящение № 2

Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус «Белая одежда»

Картинка Анализ стихотворения Гиппиус Посвящение № 3

Поэтический дебют Гиппиус, состоявшийся в журнале «Северный вестник», где были опубликованы два стихотворения — «Песня» и «Посвящение», получился ярким и наделал много шуму в литературном мире. Лирику Зинаида Николаевна считала вещью глубоко интимной, создаваемой для себя. Поэзию вообще и стихосложение в частности она называла одной из форм, которую в человеческой душе принимает молитва. Такое отношение к творчеству вызвало множество нареканий со стороны критиков-современников. «Молитвенный» характер лирики ставился ими Гиппиус в вину. По их мнению, Зинаида Николаевна, обращавшаяся к Господу с использованием имен Третий, Невидимый, Он, устанавливала с Всевышним отношения прямые, равные, кощунственные. Первый поэтический сборник «декадентской мадонны», получивший название «Собрание стихов (1889 — 1903 гг.)», увидел свет в издательстве «Скорпион» в 1904 году. В него вошло произведение «Белая одежда», написанное в духе религиозной оды.

К стихотворению предпослан эпиграф, представляющий собой цитату из Откровения Иоанна Богослова. В некоторых толкованиях Апокалипсиса побеждающий воспринимается в качестве собирательного образа для христианских святых и праведников. Эти люди смогли исполнить все наставления и преодолеть искушения, о которых сказано в текстах Посланий семи церквам. Есть еще одна распространенная трактовка. Согласно ей, те, кто победят мир своей верой в Слово Божье, будут жить вечно. Белые одежды в этом контексте олицетворяют победу в духовной схватке с врагами Господа.

В религиозной оде Гиппиус обращается к Богу напрямую, что обусловлено вышеназванной «молитвенностью». При этом поэтесса употребляет три имени — Он, Сотворивший и Господь. Характерны для лирики Зинаиды Николаевны следующие строки: Но победить — Его победою — Хочу последнее страдание. Для Гиппиус страдание — это путь к Богу, движение по направлению к сотворению и сохранению души. Господа она приравнивала к абсолютной свободе. Поэтому в одном из ранних стихотворений появилась строка: «…Но люблю я себя, как Бога…». Таким образом поэтесса провозглашала любовь человека к себе как существу, свободному от смерти и судьбы, от мира и других людей. В этом тезисе заключена четверка ключевых тем всего творчества Гиппиус: любовь и смерть, человек и Бог. Вокруг квартета мотивов концентрируется поэзия Зинаиды Николаевны, что отражает существо ее идейных исканий.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «О, весна без конца и без краю»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «О, я хочу безумно жить»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «О, как безумно за окном»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Фабрика»

Побеждающему Я дам белые одежды.

Он испытует — отдалением,
Я принимаю испытание.
Я принимаю со смирением
Его любовь, — Его молчание.

И чем мольба моя безгласнее —
Тем неотступней, непрерывнее,
И ожидание — прекраснее,
Союз грядущий — неразрывнее.

Времен и сроков я не ведаю,
В Его руке Его создание…
Но победить — Его победою —
Хочу последнее страдание.

И отдаю я душу смелую
Мое страданье Сотворившему.
Сказал Господь: «Одежду белую
Я посылаю — победившему».

Посвящение (Небеса унылы и низки. )

Картинка Анализ стихотворения Гиппиус Посвящение № 4

Печатается по изд. Гиппиус З. Н. «Собрание стихов. 1889–1903». М. Скорпион, 1903.

Посвящение. Северный вестник. 1895. № 3 (в экз. ИМЛИ посвящение: «Никому»). Об этом стихотворении вспоминает друживший с Мережковскими критик, искусствовед, поэт Петр Петрович Перцов (1868—1947): «Помню, как однажды зашел я к Мережковскому (в начале 1895 г.), и Дмитрий Сергеевич с таинственным видом увел меня в свой кабинет, где подал листок с написанным на нем стихотворением, прося сказать мое мнение. На листке стояло: «Небеса унылы и низки» — одно из лучших стихотворений нашей символической школы. Я был совершенно поражен — и подлинностью поэзии, и новизной стиля. На вопрос об авторе Дмитрий Сергеевич отмалчивался. Хотя я не имел в то время никакого понятия о поэтическом таланте З. Н. Гиппиус (она печаталась немного и как-то скрывала свои еще малохарактерные стихи), — тем не менее не мог приписать стихотворение самому Мережковскому. Он, наконец, с торжеством назвал автора» ( Перцов П. Литературные воспоминания. 1890—1902 гг. М.; Л. 1933. С. 227).

Источник:Гиппиус З. Н. Собрание сочинений. Т. 2. Сумерки духа: Роман. Повести. Рассказы. Стихотворения. — М. Русская книга, 2001. — 506 с. 1 л. портр.

Посвящение
Стихотворение Зинаиды Гиппиус

Картинка Анализ стихотворения Гиппиус Посвящение № 5

Небеса унылы и низки, Но я знаю - дух мой высок. Мы с тобой так странно близки, И каждый из нас одинок. Беспощадна моя дорога, Она меня к смерти ведет. Но люблю я себя, как Бога,- Любовь мою душу спасет. Если я на пути устану, Начну малодушно роптать, Если я на себя восстану И счастья осмелюсь желать,- Не покинь меня без возврата В туманные, трудные дни. Умоляю, слабого брата Утешь, пожалей, обмани. Мы с тобою единственно близки, Мы оба идем на восток. Небеса злорадны и низки, Но я верю - дух наш высок.

Зинаида Гиппиус.
Стихи, воспоминания, документальная проза.
Москва: Наше наследие, 1991.

Другие стихи Зинаиды Гиппиус

Презентация на тему «Зинаида Гиппиус»

Поэтический дебют

Гораздо более ярким и спорным, чем прозаический, был поэтический дебют Гиппиус. Стихотворение «Посвящение», опубликованное в «Северном вестнике» получило скандальную известность. «Стихи ее – это воплощение души современного человека. ни с чем не мирящегося…» ,- отмечал позже один из критиков.

ПОСВЯЩЕНИЕ Небеса унылы и низки, Но я знаю - дух мой высок. Мы с тобой так странно близки, И каждый из нас одинок. Беспощадна моя дорога, Она меня к смерти ведет. Но люблю я себя, как Бога,- Любовь мою душу спасет. Если я на пути устану, Начну малодушно роптать, Если я на себя восстану И счастья осмелюсь желать,- Не покинь меня без возврата В туманные, трудные дни. Умоляю, слабого брата Утешь, пожалей, обмани. Мы с тобою единственно близки, Мы оба идем на восток. Небеса злорадны и низки, Но я верю - дух наш высок.

Квартира Мережковских

Квартира Мережковских в доме Мурузи стала важным центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга. Дом Мережковских был «настоящим оазисом русской духовной жизни начала ХХ столетия».

Мир искусства

В 1899-1901 годах Гиппиус сблизилась с кружком С.П. Дягилева, группировавшимся вокруг журнала «Мир искусства», где она и стала публиковать свои первые литературно-критические статьи.

Лучшие критические статьи были впоследствии отобраны ею для книги «Литературный дневник». Свой литературный и духовный идеал критик находила в той литературе и искусстве, которые развились «до молитвы, до понятия Бога».

Религиозное сознание

В 1899 году Мережковскими решено было создать «новую церковь» где рождалось бы «новое религиозное сознание». Воплощением этой идеи явилась организация Религиозно-философских собраний, целью которых было провозглашено создание общественной трибуны для «свободного обсуждения вопросов церкви и культуры… неохристианства, общественного устройства и совершенствования человеческой природы».

Знаменитое «троебратство»

При участии В. Философова (близкого друга Мережковских) было сформировано знаменитое «троебратство». существование которого длилось 15 лет.

В. Философов, З. Гиппиус и Д. Мережковский

В феврале 1906 года Мережковские покинули Россию и направились в Париж ,где в добровольном «изгнании» провели более двух лет. Здесь поэтесса начала организовывать «субботы», которые стали посещать старые друзья–писатели. Гиппиус много работала над публицистическими статьями и стихами.

Прозаический сборник

К началу 1910-х годов относится последний прозаический сборник Гиппиус «Лунные муравьи»(1912). который встретил прохладный прием критики, нашедшей их откровенно тенденциозными, «проблемными».

Октябрьская революция

Октябрьская революция ужаснула Гиппиус. она восприняла её как воцарение «царства Антихриста», торжество «надмирного зла». В конце 1917 года Гиппиус еще имела возможность печатать антибольшевистские стихи в сохранившихся газетах.

Период 1920-1945-е годы

Гиппиус в Париже создает общество «Зеленая лампа»(1925-1939), призванное объединить литературные круги эмиграции, которые принимали взгляд на призвание русской культуры за пределами советской России.

Смерть Дмитрия Сергеевича

Смерть Дмитрия Сергеевича явилась для Зинаиды Николаевны сильнейшим ударом. Вдова писателя посвятила последние годы работе над биографией покойного мужа. Эта книга была издана в 1951 году.

Анализ творчества

Начало литературной деятельности З. Гиппиус (1889-1892 годы) принято считать этапом «романтически-подражательным». Впоследствии ее стали причислять к числу идеологов нового модернистского движения в русской литературе. В эти годы центральной темой ее творчества становится проповедь новых этических ценностей.

Прославление мира фантазии

Основными мотивами ранней поэзии Гиппиус критики начала ХХ века считали «проклятия скучной реальности», «прославление мира фантазии», поиск «новой нездешней красоты». «Третья книга рассказов»(1902) Гиппиус вызвала существенный резонанс; критика в связи с этим сборником заговорила о «болезненной странности» автора, «мистическом тумане», «головном мистицизме».

Выход первого сборника стихотворений

Заметным событием в литературной жизни России начала ХХ века стал выход первого сборника стихотворений З. Гиппиус в 1904 году. Единомышленники отмечали и особую манеру «поэтического письма, иносказания, умолчания». Существенное место в поэзии Гиппиус заняла тема «усилий по сотворению и сохранению души».

Сборник рассказов

Сборник рассказов Гиппиус «Алый меч»(1906) высветил «метафизику автора уже в свете неохристианской тематики».

Сборник «Черное по белому»(1908) был выдержан в «касательной, туманно-импрессионистической манере».

В 1900-х годах Гиппиус заявила о себе и как драматург. Пьесы: «Святая кровь»(1900), «Маков цвет»(1908), «Зеленое кольцо»(1916),- были поставлены в Александринском театре.

Место в творчестве

Важное место в творчестве З. Гиппиус занимали критические статьи, публиковавшиеся сначала в «Новом пути», затем в «Весах» и «Русской мысли» (в основном, под псевдонимом Антон Крайний).

Собрание стихов

В 1910 году вышел второй сборник стихов Гиппиус «Собрание стихов. Кн.2. 1903-1909», во многом созвучный первому; его основной темой стал «душевный разлад человека, во всем ищущего высшего смысла, божественного оправдания низкого земного существования…»

Ненависть к Октябрьской революции

Ненависть к Октябрьской революции заставила Гиппиус порвать с теми из бывших друзей, кто принял ее, - с Блоком, Брюсовым, Белым. История этого разрыва составила суть мемуарного цикла Гиппиус «Живые лица»(1925).

Последние стихи

Сборник «Последние стихи. 1914-1918» подвел черту под активным поэтическим творчеством Гиппиус. Она оставила дневники, воспринимавшиеся ею как уникальный литературный жанр, позволяющий запечатлеть «само течение жизни». Художественное творчество Гиппиус в годы эмиграции «начинает затухать». Она мертва, как «убитый ястреб»(«Сияния» (1938)).

Писательская деятельность

Литературная, писательская деятельность Гиппиус формировалась условиями окружающей жизни. Это и эмиграции, и утрата близких, и события 1905-го года и т.д. Все это оставило большой след в творчестве З.Н. Гиппиус. Увы, разделены они Безвременность и человечность. Но будет день: совьются дни в одну трепещущую вечность.

Слушать стихотворение Гиппиус Посвящение

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Посвящение

Анализ стихотворения Гиппиус Посвящение

Настроение произведения Посвящение

Посвящение