Анализ стихотворения Гиппиус Песня



К 130-летию поэтессы Зинаиды Гиппиус

ДАЖЕ если бы Зинаида Николаевна Гиппиус не написала ни одной из своих книг, она все равно была обречена остаться в истории русской культуры XX века. Незаурядность ее ума, таланта, характера на протяжении десятилетий привлекала к себе внимание, пожалуй, всех выдающихся людей нашего столетия.

Даже внешне она выделялась из общего круга. Надежда Тэффи вспоминала: "Одевалась она очень странно. В молодости оригинальничала: носила мужской костюм, вечернее платье с белыми крыльями, голову обвязывала лентой с брошкой на лбу. С годами это оригинальничанье перешло в какую-то ерунду. На шею натягивала розовую ленточку, за ухо перекидывала шнурок, на котором болтался у самой щеки монокль". А секретарь Мережковских Злобин, имевший возможность наблюдать Гиппиус в обыденной обстановке, признавался: "Странное это было существо, словно с другой планеты. Цель ее мистификаций - отвлечь от себя внимание. Под разными личинами она скрывает, прячет свое настоящее лицо, чтобы никто не догадался, не узнал, кто она, чего она хочет".

Сама Зинаида Николаевна не скрывала, что свое "святая святых", свои сокровенные хождения по мукам и запутанным лабиринтам она не желает выносить на досужее обозрение: "А тайну грозную, последнюю и верную - // Я все равно вам не скажу. " В этой добровольной таинственности, "лунности" ее жизни (при одновременной публичности, жажде быть в центре литературных и общественных событий) есть своя личная драма Гиппиус.

Загрузка...

Трудно не согласиться и с Георгием Адамовичем . считавшим, что друзья и знакомые Зинаиды Гиппиус "должны были, каждый по-своему, дать к ее книгам нечто вроде психологического комментария. Ее "дело", ее "досье" в истории литературы останется без этого неполно". Обращает на себя внимание тот факт, что почти во всех работах о Зинаиде Гиппиус обязательно передается тайна ее семейных отношений с Дмитрием Мережковским зачастую как бы через замочную скважину в супружескую спальню. Хотя, без сомнения, бесполость, болезненная оскопленность ее стихов заслуживают особого разговора и исследования. Ибо в этом не только личная декадентская черта Гиппиус, но и не менее характерный знак эпохи, которая испытывает отвращение к плодоносной здоровой жизни. В обстоятельствах этой болезни рождались в начале века все революции, все грядущие трагедии России.

В 1893 году Зинаида Гиппиус пишет стихотворение "Песня", ставшее через какое-то время не только знаменитым, но и во многом определившим поэтессе фактически первое место в новой поэзии. Как замечает Аврил Пайман, автор исследования по истории русского символизма, Гиппиус "выделялась среди собственных сверстников, так как действительно первой нашла "несказанное слово", способное передать новые чувства и проникнуть в усталые сердца". Так о чем же это "несказанное слово" в своего рода манифестной "Песне" Зинаиды Гиппиус?

Первым на стихи поэтессы обратил внимание Иннокентий Анненский, указавший на то, что в ее поэзии отразилась "какая-то безусловная минутность, какая-то настойчивая, почти жгучая потребность ритмически передать "полное ощущение минуты", и в этом - их сила и прелесть".

Если же отвлечься от теории литературы, то остается история русской интеллигенции, которая, как теперь показывает время, во многом оказалась безответственной и недальновидной перед судьбой народа и страны. Как персонаж эпохи, Зинаида Гиппиус наиболее ярко выразила эту сложнейшую историческую коллизию.

Вот читаем дневниковую запись Гиппиус: "В октябре тысяча восемьсот девяносто девятого года, в селе Орлине, когда я была занята писанием разговора о Евангелии, а именно о плоти и крови в этой книге, ко мне пришел неожиданно Дмитрий Сергеевич Мережковский и сказал: "Нет, нужна новая Церковь". А уже 29 марта 1901 года, и не в какой-нибудь обычный, случайный день, но по всем правилам театральной экзальтации, в Великий Четверг, самый ответственный и строгий день Великого поста, Мережковский, Гиппиус и Дмитрий Философов учредили "новую Церковь", так сказать, личный домашний монастырь со своим уставом, а именно - с молитвой втроем по самодельному ритуалу. "Я стала работать над молитвами, беря их из церковного чина и вводя наше", - запишет позднее Гиппиус. С такой вот "святою простотою" и начиналось вытаскивание по кирпичику из фундамента. Отсюда уже два шага до новой игры в "дерзновенье".

Восторженно приветствуя первую революцию, Мережковский, Философов и Гиппиус пытаются собрать в октябре 1906 года митинг с призывом к духовенству "разрешить войско от присяги царю", объявить Синод "лишенным канонических прав", прекратить в храмах молитвы за царя и царствующий дом. Далее, создатели "нового религиозного сознания" и "новой Церкви" стали пропагандировать странный выход из общественного кризиса - надо, считали они, лишить монархию религиозной санкции, религиозно "размазать" (их дьявольское словцо!) помазанника-самодержца, таким манером устранив последнюю поддержку самодержавия в народе.

Вот уж воистину: "Мы - над бездною ступени, // Дети мрака. " Здесь речь не идет о том, что Мережковские повинны в трагедии России. Речь вообще о поколении соблазнителей и прельстителей духовных. Они ведь сами первыми возопили от ужаса, когда на их голову полетели первые же обломки рухнувшего государства, с таким бессовестным артистизмом ими же и подточенного!

В своей лучшей книге "Сияния", написанной в изгнании, Зинаида Гиппиус скажет, словно оглядываясь на прошлые блуждания: ". Змеится луна в воде, - // Но лжет, золотясь, дорога. // Ущерб, перехлест везде. // А мера - только у Бога".

В поздних, послереволюционных стихах Зинаиды Гиппиус все чаще тема, мысли, чувства поэта не вмещаются в "ощущение данной минуты". Тут мы, конечно же, имеем дело с переживанием Большого времени (воспользуемся термином Бахтина). И если в чем никогда и ни от кого у Зинаиды Гиппиус не было тайн и недоговоренностей, как показывают "Сияния", так это в ее любви к России. Здесь она выражалась прямо и порою очень жестко, дабы не было никаких толкований. Пройдя вместе со своей Родиной Голгофу ее революции, войн, расколов и смут, Гиппиус и у себя дома, на родной земле, и в эмиграции, где провела более двадцати лет, до самой смерти чувствовала судьбу России как свою собственную.

Время, эпоха сделали Гиппиус поэтом трагического мироощущения. В блистательной плеяде представителей Серебряного века Зинаида Гиппиус занимает ту часть звездного небосвода, где в туманной дымке мерцает холодноватый таинственный свет ее очень странной судьбы и лирики, притягательность которых неизменно возрастает в такие замутненные времена, как нынешнее. Кажется, подбери только ключ к их разгадке, и ты приблизишься к пониманию нескончаемой русской трагедии. Но оставила ли поэтесса этот ключ, вот в чем вопрос. Она лишь намекнула: ". Есть какое-то одно слово, // В котором вся суть".

Но какое это слово? Где-то оно лежит в ее стихах. Будем же внимательны к тому, что оставляет русская поэзия нам, уходящим из века двадцатого в неизвестность века наступающего.

Анализ стихотворения "Песня" Зинаиды Гиппиус

Картинка Анализ стихотворения Гиппиус Песня № 1

Анализ стихотворения «Песня» Зинаиды Гиппиус.

Дата написания стихотворения 1893 год.

Тема: «Песня». Идея: Автор описывает томление героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному.

По эмоциональной окраске и жанру – песня.

Общая тематика стихотворения – философская лирика.

Строфика стихотворения – катрен.

С самого начала стихотворения наше внимание невольно сосредоточивается на частном образе окна, куда, словно в космический просвет, устремляются земные вековечные чувства, мысли, переживания:

Окно мое высоко над землею,

Высоко над землею.

Я вижу только небо с вечернею зарею,

С вечернею зарею.

И небо кажется пустым и бледным,

Таким пустым и бледным…

Оно не сжалится над сердцем бедным,

Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю,

Стремлюсь к тому, чего я не знаю,

Но сердце хочет и просит чуда…

эпитеты: с вечернею зарею; небо бледное, пустое; печаль безумная;

олицетворения: небо не сжалится; над сердцем бедным; сердце хочет и просит чуда; небо чудес обещает; желание не знаю, откуда пришло;

метафора: небо не сжалится над сердцем бедным

много повторов местоимений я (4 раза) и моя (4 раза) Звуковые повторы усиливают воздействие авторского образа.

Инверсий много: окно мое; над сердцем бедным; в печали безумной;

Умолчания наблюдаются во 2-м, в 3-м, в 6-м катренах.

Во всем стихотворении «Песня» наблюдаются повторы слов конца строки на начало новой строки – композиционный стык.

Аллитерация (д-н) создает звуковой образ, подчеркивает образ томящейся героини, ведь она жаждет душевного спасения.

Ассонанс. Окно мое высоко над землею

Я вижу только небо с вечернею зарею…

Стихотворный размер – свободный стих.

Рифмовка – парная, аабб

Рифмы – точные, богатые ( композиционный стык )

Цветовая гамма стихотворения – преобладают светлые тона.

В первом катрене автор говорит, что видит из окна небо с вечернею зарею. Это символ света любви – высшее выражение душевного подъема. Но во втором катрене видим, что небо кажется пустым и бледным. Здесь мы видим безнадежность и страдание героини.

В третьем и четвертом катренах строки проникнуты мучительной тоской, отчаянием, воспоминаниями о былом счастье.

Поэт не раз свидетельствует, что она стремится к тому, чего не знает; это желание не знает, откуда пришло; пишет, что будет то, чего никогда не бывает.

Последние 4 строки – это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Зинаиды Гиппиус финал очень значим. Она с мучительной напряженностью переживает проблему личности и истории их «таинственной» связи с «вечностью». Внутренний мир личности для нее – показатель общего трагического состояния мира. Автор стремится к высшему идеалу: «Мне нужно то, чего нет на свете». А в предпоследнем катрене мы читали, что автор сказал: «Пусть будет то, чего не бывает». Видим, что автор стихотворения – человек оптимист.

Данное стихотворение Зинаиды Гиппиус «Песня» с точки зрения тематики, стиля, языка, вида лирического героя, цветовой гаммы, мелодики и ритма стиха относится к декадентству.

Зинаида Гиппиус — Окно мое высоко над землею ( Песня )

Картинка Анализ стихотворения Гиппиус Песня № 2

Окно мое высоко над землею,
Высоко над землею.
Я вижу только небо с вечернею зарею,
№ 4 С вечернею зарею.

И небо кажется пустым и бледным,
Таким пустым и бледным.
Оно не сжалится над сердцем бедным,
№ 8 Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю,
Я умираю,
Стремлюсь к тому, чего я не знаю,
№ 12 Не знаю.

И это желание не знаю откуда
Пришло, откуда,
Но сердце хочет и просит чуда,
№ 16 Чуда!

О, пусть будет то, чего не бывает,
Никогда не бывает.
Мне бледное небо чудес обещает,
№ 20 Оно обещает.

Но плачу без слез о неверном обете,
О неверном обете.
Мне нужно то, чего нет на свете,
№ 24 Чего нет на свете.

Okno moye vysoko nad zemleyu,
Vysoko nad zemleyu.
Ya vizhu tolko nebo s vecherneyu zareyu,
S vecherneyu zareyu.

I nebo kazhetsya pustym i blednym,
Takim pustym i blednym.
Ono ne szhalitsya nad serdtsem bednym,
Nad moim serdtsem bednym.

Uvy, v pechali bezumnoy ya umirayu,
Ya umirayu,
Stremlyus k tomu, chego ya ne znayu,
Ne znayu.

I eto zhelaniye ne znayu otkuda
Prishlo, otkuda,
No serdtse khochet i prosit chuda,
Chuda!

O, pust budet to, chego ne byvayet,
Nikogda ne byvayet.
Mne blednoye nebo chudes obeshchayet,
Ono obeshchayet.

No plachu bez slez o nevernom obete,
O nevernom obete.
Mne nuzhno to, chego net na svete,
Chego net na svete.

Jryj vjt dscjrj yfl ptvkt/,
Dscjrj yfl ptvkt//
Z db;e njkmrj yt,j c dtxthyt/ pfht/,
C dtxthyt/ pfht//

B yt,j rf;tncz gecnsv b ,ktlysv,
Nfrbv gecnsv b ,ktlysv///
Jyj yt c;fkbncz yfl cthlwtv ,tlysv,
Yfl vjbv cthlwtv ,tlysv/

Eds, d gtxfkb ,tpevyjq z evbhf/,
Z evbhf/,
Cnhtvk/cm r njve, xtuj z yt pyf/,
Yt pyf////

B nj ;tkfybt yt pyf/ jnrelf
Ghbikj, jnrelf,
Yj cthlwt [jxtn b ghjcbn xelf,
Xelf!

J, gecnm ,eltn nj, xtuj yt ,sdftn,
Ybrjulf yt ,sdftn/
Vyt ,ktlyjt yt,j xeltc j,toftn,
Jyj j,toftn/

Yj gkfxe ,tp cktp j ytdthyjv j,tnt,
J ytdthyjv j,tnt///
Vyt ye;yj nj, xtuj ytn yf cdtnt,
Xtuj ytn yf cdtnt/

Методическая разработка по литературе на тему:
Анализ стихотворения "Песня" Зинаиды Гиппиус

Картинка Анализ стихотворения Гиппиус Песня № 3

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения «Песня» Зинаиды Гиппиус.

Ким-оол Чечек Семеновна, МБОУ СОШ №3 г Кызыла РТ

Дата написания стихотворения 1893 год.

Тема: «Песня». Идея: Автор описывает томление героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному.

По эмоциональной окраске и жанру – песня.

Общая тематика стихотворения – философская лирика.

Строфика стихотворения – катрен.

С самого начала стихотворения наше внимание невольно сосредоточивается на частном образе окна, куда, словно в космический просвет, устремляются земные вековечные чувства, мысли, переживания:

Окно мое высоко над землею,

Высоко над землею.

Я вижу только небо с вечернею зарею,

С вечернею зарею.

И небо кажется пустым и бледным,

Таким пустым и бледным…

Оно не сжалится над сердцем бедным,

Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю,

Стремлюсь к тому, чего я не знаю,

Но сердце хочет и просит чуда…

эпитеты: с вечернею зарею; небо бледное, пустое; печаль безумная;

олицетворения: небо не сжалится; над сердцем бедным; сердце хочет и просит чуда; небо чудес обещает; желание не знаю, откуда пришло;

метафора: небо не сжалится над сердцем бедным

много повторов местоимений я (4 раза) и моя (4 раза) Звуковые повторы усиливают воздействие авторского образа.

Инверсий много: окно мое; над сердцем бедным; в печали безумной;

Умолчания наблюдаются во 2-м, в 3-м, в 6-м катренах.

Во всем стихотворении «Песня» наблюдаются повторы слов конца строки на начало новой строки – композиционный стык.

Аллитерация (д-н) создает звуковой образ, подчеркивает образ томящейся героини, ведь она жаждет душевного спасения.

Ассонанс. Окно мое высоко над землею …

Я вижу только небо с вечернею зарею…

Стихотворный размер – свободный стих.

Рифмовка – парная, аабб

Рифмы – точные, богатые (композиционный стык)

Цветовая гамма стихотворения – преобладают светлые тона.

В первом катрене автор говорит, что видит из окна небо с вечернею зарею. Это символ света любви – высшее выражение душевного подъема. Но во втором катрене видим, что небо кажется пустым и бледным. Здесь мы видим безнадежность и страдание героини.

В третьем и четвертом катренах строки проникнуты мучительной тоской, отчаянием, воспоминаниями о былом счастье.

Поэт не раз свидетельствует, что она стремится к тому, чего не знает; это желание не знает, откуда пришло; пишет, что будет то, чего никогда не бывает.

Последние 4 строки – это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Зинаиды Гиппиус финал очень значим. Она с мучительной напряженностью переживает проблему личности и истории их «таинственной» связи с «вечностью». Внутренний мир личности для нее – показатель общего трагического состояния мира. Автор стремится к высшему идеалу: «Мне нужно то, чего нет на свете». А в предпоследнем катрене мы читали, что автор сказал: «Пусть будет то, чего не бывает». Видим, что автор стихотворения – человек оптимист.

Данное стихотворение Зинаиды Гиппиус «Песня» с точки зрения тематики, стиля, языка, вида лирического героя, цветовой гаммы, мелодики и ритма стиха относится к декадентству.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода.

Конспект урока, на котором рассматривается жизнь и творчество писателей, эмигрировавших после революции 1917 года.

ЕГЭ по литературе. В8-12 .А.Блок "З.Н.Гиппиус"

Презентация поможет выпускникам подготовиться в ЕГЭ по литературе. Анализ стихотворения А.Блока "З.Н.Гиппиус".

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус.

Всё, что она знает и чувствует в семьдесят лет, она уже знала и чувствовала в семь, не умея это выразить. \Всякая любовь побеждается, поглощается смертью\, — записывала она в 53 года… И если она.

Творчество З.Гиппиус

В данной работе представлена биография поэтессы с последующим анализом творчества, акцентированном на поэзии. Таким образом, мы попытаемся проследить, как развивалась тематика произведений, какие идеи.

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс. профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос.

Песня (Окно мое высоко над землею. )

Печатается по изд. Гиппиус З. Н. «Собрание стихов. 1889–1903». М. Скорпион, 1903.

Песня. Северный вестник. 1895. № 12. Стихотворение вошло также в книгу: Гиппиус З. Н. (Мережковская). Новые люди. Рассказы. СПб. Тип. М. Меркушева, 1896 (2-е изд. 1907). Наряду с «Песней» в составе этой подборки стихотворения: «Мой друг, меня сомненья не тревожат. » («Отрада»), «Баллада» («Сырые проходы. »), «Никогда», «Бессилье», «Небеса унылы и низки. » («Посвящение»), «Сонет», «Снежные хлопья», «Цветы ночи», «Гризельда», «Однообразие», «Иди за мной». Один из первых вариантов «Песни» Гиппиус внесла в дневник, предварив запись от 19 марта 1893 г. словами, объясняющими тот интимный душевный порыв, которым были вызваны эти стихи: «Господи, дай мне то, чего мне надо! Ты это знаешь лучше меня. Вся душа моя открыта, и Ты видишь, она страдает. Я не скрываю, что хочу много. Боже, дай мне много. То, подлое во мне, что, я слышу, шевелится — ведь Ты же дал мне. Ну, прости, если я виновата, и дай мне то, чего я хочу. Мне страшно рассердить Бога моими жалобами. И еще мне стыдно. Неужели это все — от жалкой причины отъезда Червинского? Нет, не все тут. Я правдива здесь. Я сожгу это перед смертью. Много, много у меня в душе. Я писала стихи сегодня, после многих лет. Пусть они плохи, но пишу их и повторяю потом — как молюсь. Есть неведомое чувство умиления и порыва в душе. О, если б молиться, пока жить!» (Contes damore. Дневник любовных историй. В кн. Гиппиус З. Дневники: В 2 т. / Сост. А. Н. Николюкин. М. НПК «Интелвак», 1999. Т. 1. С. 43—44). Упомянутый в записи Федор Алексеевич Червинский (1864—1917) — поэт, прозаик, драматург; университетский приятель Мережковского. Гиппиус познакомилась с ним (и впоследствии увлеклась) в 1889 г.

О своей «Песне» Гиппиус вспоминает также в книге «Дмитрий Мережковский»: «После долгого перерыва я в это время (1893 г. — Т. П. ) стала писать стихи, но уже совсем другого рода, с непринятым тогда ритмом и вольным размером. Первое такое стихотворение, с известной тогда заключительной строкой — «Хочу того, чего нет на свете» и ее повторением, — долго тогда ни один журнал не хотел печатать, а так как вскоре заговорили о «декадентстве», то и моя манера была признана «декадентской». <. > Случайно, на улице, я встретила нового редактора нового «Северного вестника» Флексера-Волынского (которого сначала не узнала), и мы разговорились. <. > Ко мне он относился очень хорошо, тотчас предложил напечатать мои «новые» стихи, нигде не признаваемые» (см. т. 8 в нашем изд.). Аким Львович Волынский (наст. имя и фамилия Хаим Лейбович Флексер; 1861—1926) — историк и теоретик искусства, литературный и балетный критик; автор книг «Русские критики» (1896), «Леонардо да Винчи» (1897), «Борьба за идеализм» (1900), «Книга великого гнева» (1904) и др.

Источник:Гиппиус З. Н. Собрание сочинений. Т. 2. Сумерки духа: Роман. Повести. Рассказы. Стихотворения. — М. Русская книга, 2001. — 506 с. 1 л. портр.

Слушать стихотворение Гиппиус Песня

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Песня

Анализ стихотворения Гиппиус Песня