Анализ стихотворения Гиппиус Игра



Анализ стихотворения Гиппиус «14 декабря 1918 года»

Картинка Анализ стихотворения Гиппиус Игра № 1

Сложным явлением в символическом искусстве XX в. была лирика Зинаиды Гиппиус. Её неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих исканиях.

Лирика З. Гиппиус исторична. В ней ясно видны следы национальных идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала XX в. Живой облик эпохи возникал у Гиппиус в стихах, написанных на основе исторического и психологического параллелизма. Важную роль в этом случае играет внешняя, бытовая деталь, которая своим метафорическим сближением с изломами человеческой души передает целую гамму лирических переживаний и размышлений. Такой прием, определивший композиционно-сюжетную основу стихотворения «14 декабря 1918 года». позволил автору обрисовать внутренний мир современника, природу его смятения через психологию самой истории. Когда в последней происходят какие-то события, они перемещаются в сердце человека.

Пример

Октябрьскую революцию, разгон Учредительного собрания, Брестский мир, большевистскую диктатуру Гиппиус воспринимает как поругательство над мечтой о свободной России. В стихотворении «14 декабря 1918 года» она прибегает к приему исторического параллелизма, сопоставив современные события с событиями декабря 1825 г. когда идея видеть Россию демократической конституционной республикой потерпела фиаско. Именно поэтому автор отсылает читателя к документальным источникам декабристов: Конституции Муравьева и своду законов «Русская Правда», разработанному Пестелем.

В произведении З. Гиппиус ощущается какое-то нежное очарование хрупкостью человеческой жизни, её незащищенностью. И здесь лепка образной мысли достигает удивительно филигранных очертаний. Особое значение в этой связи поэтесса придавала тщательной подборке поэтически сравниваемых явлений. Так революцию и последовавший за ней хаос она называет с вихрем невиданной игры. «Гремящий Зверь железный» олицетворяет самодержавие, но ему на смену приходит «зверь из бездны», ещё страшнее, беспощаднее – диктатура пролетариата, власть большевиков.

Оксюморон «победив – не победил» показывает, что царское самодержавие, жестоко подавившее движение декабристов, повержено и уничтожено. Ведь 1918 г. отличился ещё и расстрелом царской семьи.

После заключения Брестского мира 3 марта 1918 г. Россия потеряла 780 тыс. кв. км. Территории с 66 млн. населения, 40% промышленного потенциала, около трети продовольственных ресурсов. Россия находилась буквально в состоянии коллапса.

Наш конь домчался, бездорожен,
Безузден, яр, — куда? куда?
И вот, исхлестан и стреножен,
Последнего он ждет суда.

Страна у последней черты, на краю гибели. Но главное, что в этом хаосе уже нет надежды на свободное демократическое развитие России, на свободу и права человека:

И не осталось даже пепла
От «Русской Правды» на земле.

Здесь мы видим метонимическое смещение: идеи и названия документа, где она была прописана. Перифраза «тайные заветы Муравьева» нужна поэту для той же цели – метафорического намека, призванного не только экспозиционно расширить лирическое действие, но и выразить в нем свое умозаключение.

Особенно безысходным представлялось Гиппиус несоответствие устремлений своего поколения: «Нас больше нет. Мы все забыли», «Мы преданы червю и тле». Метафоры «свились напрасные листы», «не осталось даже пепла» раскрывают несбыточность идей декабристов, они сожжены и забыты, их пепел развеяли по ветру. Анафора «напрасно» и метафора «душа ослепла» подчеркивают эту мысль. Повествование наполняется публицистичностью благодаря риторическому вопросу «Наш конь домчался, бездорожен, безузден, яр, — куда? куда?». Поистине зримая сцена создается этим патетическим возгласом.

Для выражения этой идеи требовался особый поэтический язык, и Гиппиус кропотливо создавала его, подбирая из словаря точные в смысловом отношении элементы нейтральной книжной речи и отдавая предпочтение лишь тем словесным оборотам, которые исключали всякую метафорическую вычурность. Это делает её стих чётким, афористически глубоким и ясным.

Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры.
Ее и мудрость не заменит.

Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда - ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.

Котенок возится с клубком,
Играет море в постоянство.
И всякий ведал - за рулем -
Игру бездумную с пространством.

Играет с рифмами поэт,
И пена - по краям бокала.
А здесь, на спуске, разве след -
След от игры остался малый.

Анализ стихотворения "Песня" Зинаиды Гиппиус

Картинка Анализ стихотворения Гиппиус Игра № 2

Анализ стихотворения «Песня» Зинаиды Гиппиус.

Дата написания стихотворения 1893 год.

Тема: «Песня». Идея: Автор описывает томление героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному.

По эмоциональной окраске и жанру – песня.

Общая тематика стихотворения – философская лирика.

Строфика стихотворения – катрен.

С самого начала стихотворения наше внимание невольно сосредоточивается на частном образе окна, куда, словно в космический просвет, устремляются земные вековечные чувства, мысли, переживания:

Окно мое высоко над землею,

Высоко над землею.

Я вижу только небо с вечернею зарею,

С вечернею зарею.

И небо кажется пустым и бледным,

Таким пустым и бледным…

Оно не сжалится над сердцем бедным,

Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю,

Стремлюсь к тому, чего я не знаю,

Но сердце хочет и просит чуда…

эпитеты: с вечернею зарею; небо бледное, пустое; печаль безумная;

олицетворения: небо не сжалится; над сердцем бедным; сердце хочет и просит чуда; небо чудес обещает; желание не знаю, откуда пришло;

метафора: небо не сжалится над сердцем бедным

много повторов местоимений я (4 раза) и моя (4 раза) Звуковые повторы усиливают воздействие авторского образа.

Инверсий много: окно мое; над сердцем бедным; в печали безумной;

Умолчания наблюдаются во 2-м, в 3-м, в 6-м катренах.

Во всем стихотворении «Песня» наблюдаются повторы слов конца строки на начало новой строки – композиционный стык.

Аллитерация (д-н) создает звуковой образ, подчеркивает образ томящейся героини, ведь она жаждет душевного спасения.

Ассонанс. Окно мое высоко над землею

Я вижу только небо с вечернею зарею…

Стихотворный размер – свободный стих.

Рифмовка – парная, аабб

Рифмы – точные, богатые ( композиционный стык )

Цветовая гамма стихотворения – преобладают светлые тона.

В первом катрене автор говорит, что видит из окна небо с вечернею зарею. Это символ света любви – высшее выражение душевного подъема. Но во втором катрене видим, что небо кажется пустым и бледным. Здесь мы видим безнадежность и страдание героини.

В третьем и четвертом катренах строки проникнуты мучительной тоской, отчаянием, воспоминаниями о былом счастье.

Поэт не раз свидетельствует, что она стремится к тому, чего не знает; это желание не знает, откуда пришло; пишет, что будет то, чего никогда не бывает.

Последние 4 строки – это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Зинаиды Гиппиус финал очень значим. Она с мучительной напряженностью переживает проблему личности и истории их «таинственной» связи с «вечностью». Внутренний мир личности для нее – показатель общего трагического состояния мира. Автор стремится к высшему идеалу: «Мне нужно то, чего нет на свете». А в предпоследнем катрене мы читали, что автор сказал: «Пусть будет то, чего не бывает». Видим, что автор стихотворения – человек оптимист.

Данное стихотворение Зинаиды Гиппиус «Песня» с точки зрения тематики, стиля, языка, вида лирического героя, цветовой гаммы, мелодики и ритма стиха относится к декадентству.

Анализ стихотвореня "Игра" автор Гиппиус

Картинка Анализ стихотворения Гиппиус Игра № 3

Валёк Громушкин Ученик (174), на голосовании 4 месяца назад

Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры.
Ее и мудрость не заменит.

Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда - ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.

Котенок возится с клубком,
Играет море в постоянство.
И всякий ведал - за рулем -
Игру бездумную с пространством.

Играет с рифмами поэт,
И пена - по краям бокала.
А здесь, на спуске, разве след -
След от игры остался малый.

чудо Мыслитель (9198) 5 месяцев назад

анализ одноименного стихотворения Гиппиус «Игра» /1930 г. / доказывается, что для самой поэтессы игра была отнюдь не забавой, не развлечением, не притворством. Для Гиппиус, сознательно ограждавшей себя и свое окружение рамками игрового пространства, игра в первую очередь была значима тем, что предоставляла возможность обособления от обыденной жизни и создавала ту идеальную действительность, в которой она чувствовала себя комфортно и которая была ей необходима для самовыражения.

Вопросы и ответы к стихотворению З. Н. Гиппиус «14 декабря»

  1. Как в общем тоне и в отдельных словах сти­хотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение?

Стихотворение названо «14 декабря» без указания года. Таким образом, оно ад­ресовано всем тем 14 декабря, которые прошли следом за годом восстания дека­бристов — 1825 годом. И мы видим почти в каждой строфе стихотворения слова, которые подчеркивают перекличку вре­мен:

Минули годы, годы, годы… Мы — ваши дети, ваши внуки… Мы, слабые, — вас не забыли… И вашими пойдем стопами…

Так утверждается важность того един­ственного 14 декабря для всех последую­щих лет.

  • Как в начале стихотворения переданы высо­кие устремления тех, кто сошелся «на площади Сената»? Как их подвиг оценивается спустя «во­семьдесят страшных лет»? Почему, обращаясь к восставшим, поэтесса называет их «первенцами свободы»?

    В начале стихотворения его герои «идут навстречу упованью», но «освободитель­ный костер» был погашен их же кровью. После этого подвига прошли годы, но па­мять о «первенцах свободы» жива. Они, как утверждает поэт, были первыми сре­ди тех, кто отдал свою жизнь за мечту о свободе.

  • В каких словах стихотворения с особенной силой передана взволнованность Гиппиус, вспо­минающей спустя годы о подвиге восставших? По­чему в «14 декабря» так последовательно сопо­ставляются местоимения «они», «вы», «ваши» и «мы»?

    Можно выбрать строфу:

    Своею молодой любовью Их подвиг режуще-остер, Но был погашен их же кровью Освободительный костер.

    Но можно привести в пример и другие строфы.

    Сопоставление местоимений использу­ется многократно. Следом за словом они упоминается мы. Эти местоимения и со­поставляются, и утверждается надежда на будущие поколения:

    О, если б начатое вами Свершить нам было суждено!

    Сопоставление местоимений способст­вует постоянной связи времен: «И ваши­ми пойдем стопами…»

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

    На этой странице материал по темам:
    • как в начале стихотворения переданы высокие
    • краткий анализ стихотворения гиппиус 14 декабря
    • как в общем тоне и в отдельных словах стихотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение
    • комментарий к стихотворению гиппиус 14 декабря
    • анализ брюсов тени прошлого

    Послушайте стихотворение Гиппиус Игра

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Игра

    Анализ стихотворения Гиппиус Игра

    Настроение произведения Игра

    Игра