Анализ стихотворения Гиппиус Игра
Анализ стихотворения Гиппиус «14 декабря 1918 года»
Сложным явлением в символическом искусстве XX в. была лирика Зинаиды Гиппиус. Её неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих исканиях.
Лирика З. Гиппиус исторична. В ней ясно видны следы национальных идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала XX в. Живой облик эпохи возникал у Гиппиус в стихах, написанных на основе исторического и психологического параллелизма. Важную роль в этом случае играет внешняя, бытовая деталь, которая своим метафорическим сближением с изломами человеческой души передает целую гамму лирических переживаний и размышлений. Такой прием, определивший композиционно-сюжетную основу стихотворения «14 декабря 1918 года». позволил автору обрисовать внутренний мир современника, природу его смятения через психологию самой истории. Когда в последней происходят какие-то события, они перемещаются в сердце человека.
Октябрьскую революцию, разгон Учредительного собрания, Брестский мир, большевистскую диктатуру Гиппиус воспринимает как поругательство над мечтой о свободной России. В стихотворении «14 декабря 1918 года» она прибегает к приему исторического параллелизма, сопоставив современные события с событиями декабря 1825 г. когда идея видеть Россию демократической конституционной республикой потерпела фиаско. Именно поэтому автор отсылает читателя к документальным источникам декабристов: Конституции Муравьева и своду законов «Русская Правда», разработанному Пестелем.
В произведении З. Гиппиус ощущается какое-то нежное очарование хрупкостью человеческой жизни, её незащищенностью. И здесь лепка образной мысли достигает удивительно филигранных очертаний. Особое значение в этой связи поэтесса придавала тщательной подборке поэтически сравниваемых явлений. Так революцию и последовавший за ней хаос она называет с вихрем невиданной игры. «Гремящий Зверь железный» олицетворяет самодержавие, но ему на смену приходит «зверь из бездны», ещё страшнее, беспощаднее – диктатура пролетариата, власть большевиков.
Оксюморон «победив – не победил» показывает, что царское самодержавие, жестоко подавившее движение декабристов, повержено и уничтожено. Ведь 1918 г. отличился ещё и расстрелом царской семьи.
После заключения Брестского мира 3 марта 1918 г. Россия потеряла 780 тыс. кв. км. Территории с 66 млн. населения, 40% промышленного потенциала, около трети продовольственных ресурсов. Россия находилась буквально в состоянии коллапса.
Наш конь домчался, бездорожен,
Безузден, яр, — куда? куда?
И вот, исхлестан и стреножен,
Последнего он ждет суда.
Страна у последней черты, на краю гибели. Но главное, что в этом хаосе уже нет надежды на свободное демократическое развитие России, на свободу и права человека:
И не осталось даже пепла
От «Русской Правды» на земле.
Здесь мы видим метонимическое смещение: идеи и названия документа, где она была прописана. Перифраза «тайные заветы Муравьева» нужна поэту для той же цели – метафорического намека, призванного не только экспозиционно расширить лирическое действие, но и выразить в нем свое умозаключение.
Особенно безысходным представлялось Гиппиус несоответствие устремлений своего поколения: «Нас больше нет. Мы все забыли», «Мы преданы червю и тле». Метафоры «свились напрасные листы», «не осталось даже пепла» раскрывают несбыточность идей декабристов, они сожжены и забыты, их пепел развеяли по ветру. Анафора «напрасно» и метафора «душа ослепла» подчеркивают эту мысль. Повествование наполняется публицистичностью благодаря риторическому вопросу «Наш конь домчался, бездорожен, безузден, яр, — куда? куда?». Поистине зримая сцена создается этим патетическим возгласом.
Для выражения этой идеи требовался особый поэтический язык, и Гиппиус кропотливо создавала его, подбирая из словаря точные в смысловом отношении элементы нейтральной книжной речи и отдавая предпочтение лишь тем словесным оборотам, которые исключали всякую метафорическую вычурность. Это делает её стих чётким, афористически глубоким и ясным.
Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры.
Ее и мудрость не заменит.
Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда - ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.
Котенок возится с клубком,
Играет море в постоянство.
И всякий ведал - за рулем -
Игру бездумную с пространством.
Играет с рифмами поэт,
И пена - по краям бокала.
А здесь, на спуске, разве след -
След от игры остался малый.
Анализ стихотворения "Песня" Зинаиды Гиппиус
Анализ стихотворения «Песня» Зинаиды Гиппиус.
Дата написания стихотворения 1893 год.
Тема: «Песня». Идея: Автор описывает томление героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному.
По эмоциональной окраске и жанру – песня.
Общая тематика стихотворения – философская лирика.
Строфика стихотворения – катрен.
С самого начала стихотворения наше внимание невольно сосредоточивается на частном образе окна, куда, словно в космический просвет, устремляются земные вековечные чувства, мысли, переживания:
Окно мое высоко над землею,
Высоко над землею.
Я вижу только небо с вечернею зарею,
С вечернею зарею.
И небо кажется пустым и бледным,
Таким пустым и бледным…
Оно не сжалится над сердцем бедным,
Над моим сердцем бедным.
Увы, в печали безумной я умираю,
Стремлюсь к тому, чего я не знаю,
Но сердце хочет и просит чуда…
эпитеты: с вечернею зарею; небо бледное, пустое; печаль безумная;
олицетворения: небо не сжалится; над сердцем бедным; сердце хочет и просит чуда; небо чудес обещает; желание не знаю, откуда пришло;
метафора: небо не сжалится над сердцем бедным
много повторов местоимений я (4 раза) и моя (4 раза) Звуковые повторы усиливают воздействие авторского образа.
Инверсий много: окно мое; над сердцем бедным; в печали безумной;
Умолчания наблюдаются во 2-м, в 3-м, в 6-м катренах.
Во всем стихотворении «Песня» наблюдаются повторы слов конца строки на начало новой строки – композиционный стык.
Аллитерация (д-н) создает звуковой образ, подчеркивает образ томящейся героини, ведь она жаждет душевного спасения.
Ассонанс. Окно мое высоко над землею …
Я вижу только небо с вечернею зарею…
Стихотворный размер – свободный стих.
Рифмовка – парная, аабб
Рифмы – точные, богатые ( композиционный стык )
Цветовая гамма стихотворения – преобладают светлые тона.
В первом катрене автор говорит, что видит из окна небо с вечернею зарею. Это символ света любви – высшее выражение душевного подъема. Но во втором катрене видим, что небо кажется пустым и бледным. Здесь мы видим безнадежность и страдание героини.
В третьем и четвертом катренах строки проникнуты мучительной тоской, отчаянием, воспоминаниями о былом счастье.
Поэт не раз свидетельствует, что она стремится к тому, чего не знает; это желание не знает, откуда пришло; пишет, что будет то, чего никогда не бывает.
Последние 4 строки – это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Зинаиды Гиппиус финал очень значим. Она с мучительной напряженностью переживает проблему личности и истории их «таинственной» связи с «вечностью». Внутренний мир личности для нее – показатель общего трагического состояния мира. Автор стремится к высшему идеалу: «Мне нужно то, чего нет на свете». А в предпоследнем катрене мы читали, что автор сказал: «Пусть будет то, чего не бывает». Видим, что автор стихотворения – человек оптимист.
Данное стихотворение Зинаиды Гиппиус «Песня» с точки зрения тематики, стиля, языка, вида лирического героя, цветовой гаммы, мелодики и ритма стиха относится к декадентству.
Анализ стихотвореня "Игра" автор Гиппиус
Валёк Громушкин Ученик (174), на голосовании 4 месяца назад
Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры.
Ее и мудрость не заменит.
Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда - ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.
Котенок возится с клубком,
Играет море в постоянство.
И всякий ведал - за рулем -
Игру бездумную с пространством.
Играет с рифмами поэт,
И пена - по краям бокала.
А здесь, на спуске, разве след -
След от игры остался малый.
чудо Мыслитель (9198) 5 месяцев назад
анализ одноименного стихотворения Гиппиус «Игра» /1930 г. / доказывается, что для самой поэтессы игра была отнюдь не забавой, не развлечением, не притворством. Для Гиппиус, сознательно ограждавшей себя и свое окружение рамками игрового пространства, игра в первую очередь была значима тем, что предоставляла возможность обособления от обыденной жизни и создавала ту идеальную действительность, в которой она чувствовала себя комфортно и которая была ей необходима для самовыражения.
Вопросы и ответы к стихотворению З. Н. Гиппиус «14 декабря»
- Как в общем тоне и в отдельных словах стихотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение?
Стихотворение названо «14 декабря» без указания года. Таким образом, оно адресовано всем тем 14 декабря, которые прошли следом за годом восстания декабристов — 1825 годом. И мы видим почти в каждой строфе стихотворения слова, которые подчеркивают перекличку времен:
Минули годы, годы, годы… Мы — ваши дети, ваши внуки… Мы, слабые, — вас не забыли… И вашими пойдем стопами…
Так утверждается важность того единственного 14 декабря для всех последующих лет.
В начале стихотворения его герои «идут навстречу упованью», но «освободительный костер» был погашен их же кровью. После этого подвига прошли годы, но память о «первенцах свободы» жива. Они, как утверждает поэт, были первыми среди тех, кто отдал свою жизнь за мечту о свободе.
Можно выбрать строфу:
Своею молодой любовью Их подвиг режуще-остер, Но был погашен их же кровью Освободительный костер.
Но можно привести в пример и другие строфы.
Сопоставление местоимений используется многократно. Следом за словом они упоминается мы. Эти местоимения и сопоставляются, и утверждается надежда на будущие поколения:
О, если б начатое вами Свершить нам было суждено!
Сопоставление местоимений способствует постоянной связи времен: «И вашими пойдем стопами…»
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:- как в начале стихотворения переданы высокие
- краткий анализ стихотворения гиппиус 14 декабря
- как в общем тоне и в отдельных словах стихотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение
- комментарий к стихотворению гиппиус 14 декабря
- анализ брюсов тени прошлого