Анализ стихотворения Фета Жду я тревогой объят
Афанасий Фет — Жду я, тревогой объят: Стих
Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.
Плачась, комар пропоёт,
Свалится плавно листок…
Слух, раскрываясь, растёт,
Как полуночный цветок.
Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.
Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты…
Ах, как пахнуло весной.
Это наверное ты!
Афанасий Фет — Жду я, — тревогой объят
Zhdu ya, — trevogoy obyat,
Zhdu tut — na samom puti:
Etoy tropoy cherez sad
Ty obeshchalas pryti.
Plachas, komar propoyet,
Svalitsya plavno listok.
Slukh, raskryvayas, rastet,
Kak polunochny tsvetok.
Slovno strunu oborval
Zhuk, naletevshi na yel;
Khriplo podrugu pozval
Tut zhe u nog korostel.
Tikho pod senyu lesnoy
Spyat molodye kusty.
Akh! kak pakhnulo vesnoy.
Eto navernoye ty.
;le z, — nhtdjujq j,]zn,
;le nen — yf cfvjv genb:
njq nhjgjq xthtp cfl
Ns j,tofkfcm ghbqnb/
Gkfxfcm, rjvfh ghjgjtn,
Cdfkbncz gkfdyj kbcnjr///
Cke[, hfcrhsdfzcm, hfcntn,
Rfr gjkeyjxysq wdtnjr/
Ckjdyj cnheye j,jhdfk
;er, yfktntdib yf tkm;
[hbgkj gjlheue gjpdfk
Nen ;t e yju rjhjcntkm/
Nb[j gjl ctym/ ktcyjq
Cgzn vjkjlst recns///
F[! rfr gf[yekj dtcyjq!//
nj yfdthyjt ns/
Изучение лирики А. Фета в 10 классе. Урок анализа стихотворения
«Я тебе ничего не скажу». «Жду я, тревогой объят»…,
Художественные особенности лирики А. Фета
Урок литературы в 10 классе
Цели урока. формировать представление о художественных особенностях лирики А.А. Фета; воспитывать интерес, любовь к поэтическому слову; дать понятие о пародии как литературном жанре.
Оборудование. памятка «Как работать над анализом поэтического произведения». раздаточный материал (карточки с текстами стихотворений и вопросами к ним).
Организация работы: работа в группах
- Слово учителя о творчестве А. Фета
Поэт Афанасий Фет всегда считался «знаменем «чистого искусства» и на самом деле был им. И хотя его стихи, на первый взгляд, просты и понятны, он остается поэтом элитарным, и смысл его произведений доступен только внимательному и тонкому читателю.
А.А. Фет – поэт природы в очень широком смысле. В его стихах природа очеловечена и человек природен.
Его называли поэтом мгновения: миг в его стихах обретает силу и значимость вечности.
Сегодня на уроке мы поближе познакомимся со стихотворениями Афанасия Фета, попробуем постичь их философский смысл и художественные особенности. Мы будем продолжать учиться анализировать поэтическое произведение, получим новые представления о литературной пародии. Цели урока: на примере предложенных для анализа стихотворений определить особенности поэтики А. Фета, совершенствовать умение составлять связный развернутый монологический ответ на вопрос.
Ход урока. Дети разбиваются на 4 (5) групп, в каждой есть консультанты – сильные учащиеся. Каждая группа получает карточку с заданиями. В течение 15-20 минут дети работают над заданиями, используя справочные тетради. Каждая группа составляет развернутый анализ стихотворений. Учитель помогает учащимся, направляет их работу
Закончив работу, каждая группа знакомит класс с коллективно составленным ответом. Остальные дети по ходу рассказа записывают в рабочих тетрадях тезисы выступлений товарищей. В конце урока делается вывод о тематике и художественных особенностях произведений А. Фета.
Домашнее задание: по выбору учащихся
- Выучить наизусть понравившееся стихотворение;
- Подготовить выразительное чтение и устный анализ одного из стихотворений;
- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Материалы к уроку
Как работать над анализом поэтического произведения
- Внимательно прочитай стихотворение. Какие мысли, чувства, переживания оно вызвало?
- Как автору удалось этого добиться? Найди «ключ» к стихотворению (главное средство выразительности). Это могут быть тропы, особенности лексики, ритмики, синтаксиса, фонетики… С какой целью они употреблены, какую смысловую нагрузку несут? Учти также законы жанра.
- Помни, что «ключ» может найтись в неожиданном «месте»! В стихотворении любой элемент формы может играть главную роль в раскрытии его идеи!
- Определи идею произведения.
- Раздаточный материал
Задание для группы № 1
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
- Проанализируйте синтаксический строй входящих в стихотворение предложений.
- С какой «точки обзора» показан пейзаж?
- Найдите определения. Какие из них можно считать эпитетами? Какова роль последнего эпитета (одинокий бег) в стихотворении?
- Определите цветовую гамму стихотворения. Ее роль?
- Статичен или динамичен пейзаж?
Из ответов учащихся:
Стихотворение А. Фета «Чудная картина…» предельно лаконично. Синтаксический строй предложений прост, даже однообразен: все предложения, за исключением первого, – односоставные, назывные; создается своеобразная монотонная ритмика стихотворения. Поэт показывает панораму издалека, поражает глубина перспективы, которую создают «далекие сани». Все определения в стихотворении являются эпитетами, так как помогают ощутить огромность, почти бесконечность мира. Цветовая гамма стихотворения бедна: единственный цвет – белый («белая равнина»), взгляд читателя не отвлекается на земные краски пейзажа. Стихотворение было бы полностью статично, если бы не последняя строка, в которой есть единственное слово, обозначающее действие, но действие как предмет (бег)
Перед нами стихотворение поэта, замершего в изумлении перед бесконечностью мира.
Задание для группы № 2
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что́ я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной. я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
- Определите тему стихотворения. Речь идет о счастливой или о несчастной любви?
- Найдите олицетворения, метафоры. Какова их роль?
- Каковы особенности композиции произведения?
- Определите стихотворный размер, способ рифмовки. Влияют ли они на создание эмоциональной тональности произведения?
Из ответа учащихся:
Это стихотворение о любви, причем непонятно, о разделенной или неразделенной, но, безусловно, о счастливой: лирический герой не решается признаться в своем чувстве, но переполнен любовным томлением. Это состояние помогает понять вторая строфа. Олицетворение спят…цветы создает живой образ природы; особенное значение приобретает эта метафора в сравнении с метафорой сердце цветет. «очеловеченность» природы здесь «встречается» с «природностью» человека.
Стихотворный размер – трехстопный анапест; по определению Н. Гумилева, «анапест стремителен, порывист, это стихи в движении, напряжение нечеловеческой страсти». Перекрестная рифма в сочетании с мужской клаузулой – мятущаяся, угнетающе напряженная.
Два последних стиха – зеркальное отражение двух первых, что придает композиции замкнутый характер: лирический герой вновь и вновь обращается к своему невысказанному чувству.
Задание для группы № 3
Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.
Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок.
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.
Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.
Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты.
Ах, как пахнуло весной.
Это наверное ты!
- Найдите сравнения, метафоры, олицетворения. Какова их роль в раскрытии темы?
- Какова роль повтора в начале произведения?
- Объясните смысл выражения на самом пути в данном контексте.
- Какую роль играют в стихотворении живые существа?
Из ответов детей
Стихотворение предельно напряженно, взвинченно не только потому, что здесь сразу сказано о тревоге: эта тревога и от нагнетающего напряжения повтора в самом начале (« Жду…Жду …»), и от странного, вроде бы бессмысленного выражения –« на самом пути». обыкновенная тропинка через сад стала самым путем со всей многозначностью смыслов. В этом максимально напряженном состоянии человек обостренно воспринимает природу и сам, отдаваясь ей, начинает жить как природа. « Слух, раскрываясь, растет, Как полуночный цветок » – в этом сравнении передается процесс вживаемости в мир природы. Поэтому стихи « хрипло подругу позвал…коростель » – не просто параллель с жизнью природы. Это «хрипло» относится не только к птице, но и к человеку, стоящему уже, может быть, с перехваченным, пересохшим горлом. И так же органично в мир природы включается она: « Ах, как пахнуло весной! Это наверное ты».
Задание для группы № 4
Ночь и я, мы оба дышим,
Цветом липы воздух пьян,
И, безмолвные, мы слышим,
Что, струей своей колышим,
Напевает нам фонтан.
- Я, и кровь, и мысль, и тело -
Мы послушные рабы:
До известного предела
Все возносимся мы смело
Под давлением судьбы.
Мысль несется, сердце бьется.
Мгле мерцаньем не помочь;
К сердцу кровь опять вернется,
В водоем мой луч прольется,
И заря потушит ночь.
- Определите тему стихотворения.
- Какое значение в произведении приобретают понятия кровь. мысль, судьба, сердце ?
- С какой целью в первой строфе слова ночь и я дублируются словами мы оба ?
- Можно ли считать это стихотворение произведением философской лирики? В чем его философский смысл?
Из ответов детей
Стихотворение называется «Фонтан», но тема его гораздо шире: это произведение о законе природы и жизни, общем и для фонтана, и для человека, и для всего живого на земле. Уже в первой строчке человек объединен с миром природы («Я и ночь – мы оба дышим»)
Понятия кровь, мысль, тело в стихотворении перестают быть принадлежностью только человека, и судьба равно управляет и человеком, и током воды в фонтане, и все эти понятия замкнуты в едином, космически-гармоничном мире.
Задание для группы 5
- Как вы относитесь к этой пародии? Какое впечатление она произвели на вас?
- Чем, на ваш взгляд, было вызвано такое издевательское отношение к одному из лучших стихотворений А.Фета?
3. Насколько мастерски сумел пародист сымитировать поэтическую манеру Фета?
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря.
Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостное разрушенье,
Говор поселян.
От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семёна
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси,
Дерзость гусенят,
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат.
Из ответов детей
Пародия производит двойственное впечатление. Она смешна, смешнее всего то, что Д. Минаеву удалось мастерски сымитировать поэтическую манеру Фета. Сходство – в точном повторении ритма, метра, порядке изложения мысли. Однако первая реакция – смех – скоро проходит, уступает место какому-то недоумению. Как будто на красивую, лирическую мелодию написали грубые, даже неприличные слова.
Наверное, такое издевательское отношение к стихам А. Фета объясняется тем, что его современники главной задачей поэта считали борьбу за свободу народа, а «чистое искусство», думали они, отвлекает читателя от глобальных общественных проблем. Пародия как будто призывает поэта увидеть, что в мире нет места нежности и лирике, что пришло время других песен.
Думается, что Фету больно было читать эту пародию. А сегодня Минаева знают немногие, а стихи А. Фета стали классикой.
Помогите с анализом стихотворения Фета "жду я, тревогой объят".
Александр Пролубников Ученик (117), закрыт 2 года назад
Вопросы: каким словом передана тревога? как объяснить странное словосочетание "на самом пути"?Каком смысл слова хрипло в строчке "карастель ХРИПЛО позвал. "?Как лирический герой воспринимает природу?
Ответьте на какой-либо вопрос, пожалуйста
Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.
Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок.
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.
Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.
Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты.
Ах, как пахнуло весной.
Это наверное ты!
Sem Просветленный (21049) 3 года назад
В этом стихотворении используются метафоры - живые существа уподобляются человеку: "Хрипло подругу позвал тут же у ног коростель". Конечно, коростель разговаривать не может, но автор наделяет его такими способностями, он отождествляет птицу с человеческой душой. "Жду тут на самом пути" можно трактовать, что автор ожидает свою возлюбленную на тропе, по которой она пройдёт, а в более широком смысле - на жизненном пути: хочет сделать любимой женщине предложение, обвенчаться и вместе жить. Интересная, даже может смешная, метафора: "Плачась, комар пропоёт". Комар издаёт тонкие звуки в полёте - "поёт" и, как бы, сопереживает герою в любви - "плачет". Лирический герой в стихотворении трепетно относится к природе и верит, что все живые существа могут чувствовать, выражать эмоции, сопереживать, любить. Природа помогает ему справиться с трудностями.
Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета (сопоставительный анализ)
�о героя обращен внутрь себя, в свои ощущения (мгла и жар постели, ночь без сна).
Для человека весна связана с мечтой о любви. В эту пору в нем пробуждаются творческие силы, позволяющие парить над природой, сознавать и ощущать единство всего сущего:
Эти зори без затменья.
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
В поэтическом мире Фета важны не только зрительные образы, но и слуховые, и обонятельные, и осязательные. В стихотворении Это утро, радость эта. рассказчик слышит говор вод, крик и заливистое пение птиц (дробь и трели, зык и свист), жужжание пчел и мошкары. Особое внимание к музыке мира можно обнаружить в большинстве произведений поэта. Фет вообще один из самых музыкальных русских поэтов. Поэт насыщает свои произведения гармоничными звуками, мелодичными интонациями. Автор искусно использует звукоподражание так, множество свистящих и шипящих звуков в последних строках второй строфы (Эти мошки, эти пчелы, / Этот зык и свист. ) позволяет не только представить, но и в какой-то мере услышать живую музыку лугов, а предпоследняя строка стихотворения (Эта дробь и эти трели. ), благодаря скоплению звуков др, тр как бы воспроизводит звучание птичьих стай.
Фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. Он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживаний и эстетических потрясений.
Широкой и обобщенной содержательности весенних пейзажей (картин) Фет достигает исключительно благодаря тому, что эмоции и переживания лирического я как бы проникают в окружающий мир, разливаются в нем, они узнаны через природу. Пейзаж не самоценен, он выявляет жизнь души, живет в унисон с ней. Оригинальность Фета, приходит к выводу один из исследователей его поэзии Н.Н. Скатов, состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека.
В весенних циклах преобладают светлые картины и мотивы цветения, любви, юности. Человеческое и природное в этих картинах или слиты воедино, или, развиваясь параллельно, стремятся к единству. Для Фета это принципиальная философско-эстетическая установка, высказываемая им неоднократно, и наиболее четко сформулированная в статье о стихотворениях Ф.Тютчева (1859): В произведении истинно прекрасном есть и мысль… Но нельзя… определить, где именно надо ее искать… Но что она тут, за это ручается тайное родство природы и духа или даже их тождество. Именно в этом, одном из самых задушевных убеждений Фета, неукоснительно реализуемом в его лирике, особенно в 40-50-е годы, и содержится неистощимый источник оптимизма, светлого чувства, свежести, ненадломленности такими определениями щедро награждала его критика.
Многоликость красоты внешнего мира всякий раз приводит поэта в радостное изумление: красота кроется в каждой, самой крохотной и, казалось бы, незначительной частице этого мира:
Оглянись и мир вседневный
Многоцветен и чудесен.
Ликующая красота мира, перед которой нельзя не петь, не славить, не молиться, вечный источник вдохновения поэта, она наперекор всем жизненным неурядицам вселяет в него оптимизм, трепетную жажду жизни, свежесть восприятия мира.
Внешний мир как бы окрашивается настроениями лирического я, оживляется, одушевляется ими. С этим связан антропоморфизм, характерное очеловечевание природы в поэзии Фета.
Когда у Тютчева деревья бредят и поют, тень хмурится, лазурь смеется, свод небесный вяло глядит, а гвоздики лукаво глядят, эти предикаты уже не могут быть поняты как метафоры.
Фет идет в этом дальше Тютчева. У него цветы глядят с тоской влюбленной, роза странно улыбнулась, ива дружна с мучительными снами, звезды молятся, и грезит пруд, и дремлет тополь сонный, а в другом стихотворении тополь не проронит ни вздоха, ни трели. Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами. Лирическая эмоция как бы разливается в природе, заражая ее чувствами лирического я, объединяя мир настроением поэта.
Вот как отзывается Б.Я.Бухштаб о весенней лирике поэта: Фет без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими в каждый гвоздик душистой сирени, с журавлями, кричащими в степи.
Давайте рассмотрим стихотворение Жду я, тревогой объят…:
Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.
Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок…
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.