Анализ стихотворения Фета Задрожали листы
Анализ поэтического текста А.А.Фета "Задрожали листы, облетая. "
Данный анализ выполнен в смысловом русле. Считаю необходимым приучать учащихся с пятого класса к ассоциативному мышлению, к выявлению внутренних связей в поэтическом тексте, что способствует формированию творческого мышления, устной и письменной речи, заставляет учащихся мыслить самостоятельно, ведь поэзия субъективна. Через постижение внутренней "логики" постараемся привить любовь к слову, к литературе в целом. Постараемся не страшиться умных фраз, таящих глубокий смысл.
Просмотр содержимого документа
«Анализ поэтического текста А.А.Фета "Задрожали листы, облетая. " »
Анализ поэтического текста А.А.Фета «Задрожали листы, облетая…»
учителя русского языка и литературы Сагиевой Е.А.
Стихотворение состоит из трех строф. Рифма перекрестная. Во всем стихотворении противопоставленными друг другу являются образы «воздушные»: тучи, буря и птичка. Образы туч и бури – силы «тёмные», это стихия, хаос, несущий разрушение, а далее и смерть. Тема смерти звучит между строк: образ облетающих листьев связан с осенью-порой увядания, смерти в природе. Так птичка, напротив, - воплощение жизни, сила, борющаяся со смертью, провозглашающая жизнь через свою смелость.
В первой строфе автор рисует образ бури, используя прием олицетворения: «…буря злая / Рвет и мечет и воет…». Глаголы передают стремительность движения, порывистость, даже внезапность, тем самым создавая образ бури-хищника. На создание этого образа работает и эпитет «злая». Буря обладает не только хищническими повадками, но и хищническим нутром, ведь эпитет несет в себе негативную характеристику образа бури.
В первой строфе мы видим, что противоположным образу бури является образ листов и неба, выступающих в роли жертвы: листы облетают (символ смерти), а тучи небо закрывают. Глагол «задрожали» передает нам чувства, состояние, и именно отсюда возникает мотив страха. Так буря и тучи – союзники, вершащие общее дело.
Во второй строфе пространство от небесного, всеобъемлющего сужается до мира маленького гнезда: появляется героический образ птички, воплощающий собой жизнь. С этим образом не связан мотив страха, и именно поэтому не грозит птичке смерть («не запугана бурей одна» ). Таким образом, страх приравнивается к смерти, а жизнь напрямую связана с мужеством. Если говорить о пространствах, то они так же антитезны друг другу: в первой строфе пространство враждебное, несущее смерть, во второй строфе – в мире гнезда – теплится жизнь, здесь царит тепло. Таким образом, гнездышко становится символом-символом защиты и спасения от невзгод. Если расширить этот образ и довести его до больших масштабов, то во второй строфе начинает звучать тема дома, как крепости. В описании бури автор прибегает к глаголам (стремительность, несущее хищническое разрушительное начало), в описании птички же – краткие прилагательные («светлогруда, легка, невеличка»), что способствует созданию светлого образа, образа легкого, маленького по сравнению с бурей. Значимость образа птички автор передает через конструкцию «только ты одна». И вот здесь на краешке строфы звучать начинает мотив одиночества, связанный с образом птички. Буря едина в своем стремлении с тучами, а птичка им противостоит одна…
В третьей строфе пространство вновь расширяется, а после резко сужается. Рефреном последних двух строк передается мотив одиночества, усилившийся во стократ. Пространство вокруг зловеще, таит в себе опасность. Это ощущение передает глагол «грохочет» вместе с раскатистым повторяющимся звуком [р], создающим звуковую картину. В гнезде, напротив, царит тишина.
Обратим внимание на преобладание цветовой гаммы. Образ бури брызжет темными оттенками, близкими к черному: «мгла черна». Образ птички же светел: «светлогруда». Автор сочувствует птичке, это видно из обращения «моя милая», желая помочь, утешить. В описании образа птички используется лексика с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что помогает четко определить авторскую позицию (птичка, гнездышке, невеличка ).
Таким образом, птичка становится символом стойкости, смелости, мужества перед лицом опасности. И в то же время благодаря своей смелости – символом жизни.
Анализ стихотворения Афанасия Фета «Задрожали листья, облетая»
А. А. Фет написал немало прекрасных стихов, но особое место среди всех занимает стих «Задрожали листья, облетая». Он небольшой и состоит из трех строк, где образы противопоставляются друг другу. Например, птичке противопоставляется тучи и буря, которые Фет описывает, как «темные», подчеркивая их стихию, как несущую разруху и опустошение.
Образ облетающих листьев свидетельствует о глубокой осени, когда вся природа начинает медленно засыпать, готовясь к зиме. И на этом огромном безжизненном острове обосновалось живое существо – маленькая птичка, борющаяся с окружающей ее смертью.
Первые строки всецело посвящены образу бури с метафорами «злая буря», где глаголы «рвет» и «мечет» как можно точно говорят о стремительности движения непогоды, А. А. Фет сравнивает образ бури с неистовым хищником, который рыщет в поисках жертвы. Таким образом, эпитет «злая» подчеркивает хищную натуру бури, наполняя ее негативным смыслом.
В роли жертвы выступают зеленые листья, еще не успевшие пожелтеть. Они отчаянно цепляются за жизнь, но, не знающая пощады буря, обрывает их, таким образом, свидетельствуя о приходе зимы и смерти зеленой жизни. Глагол «дрожат» очень точно передает состояние листьев, вселяя в читателя чувство страха и переживания за судьбу зеленых листочков.
Во вторых строках появляется образ птички, еще «не запуганной бурей», олицетворяющей бесконечность жизни, несмотря на временные невзгоды. В гнезде птички царит тепло и кипит жизнь, это небольшое гнездышко можно считать символом спасения всей природы, ведь буря пройдет, а гнездо останется и с него выйдет новая жизнь. Поэт сравнивает небольшое гнездышко с громадной крепостью, которая выдерживает натиск стихии.
Третья строка наполнена мотивом одиночества, ведь мало кто может пережить сильную бурю. Последние строки стиха окутаны мраком и тоской. Несмотря на черные краски, в этом опустошенном мире остался небольшой островок света – «светлогрудая» птичка, которая символизирует возрождение жизни.
Автор спешит ее утешить уменьшительно-ласкательными словами: «моя милая», «невеличка» и прочими. А. А. Фет пытается передать чувства надежды, что жизнь на временных проблемах не заканчивается, а наоборот – начинает бурлить с новой силой, с новой энергией.
Таким образом, поэту удалось создать образ небольшой птички, которая символизирует смелость, мужество и стойкость.
Анализ стихотворения Фет " Задрожали листы, облетая ". Очень срочно
Егор Берёза Ученик (191) 4 года назад
Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени.
Поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в “тёплом гнёздышке”. В этом смысл фетовского противопоставления.
Вадим Терехов Ученик (147) 1 год назад
Еленочка-Елена Знаток (346) 1 год назад
все правильно у Егор Берёза Ученик (167)
Соня Голубева Ученик (129) 1 год назад
У Егора Берёза правильно
Nika Nika Ученик (95) 1 месяц назад
тема, идея, чувства стиха А. А. фет задрожали листы облетая
глеб коновалов Ученик (165) 1 месяц назад
Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени.
Поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в “тёплом гнёздышке”. В этом смысл фетовского противопоставления.
Катя Вурсало Ученик (118) 1 месяц назад
1. В стихотворении «Задрожали листы, облетая. » описана середина осени.
2. Стихотворение описывает природу, но у него есть и другой, скрытый смысл. Осенняя буря у Фета — это не только проявлении стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. «Теплое гнездышко» и «милая птичка» — это дом человека, семья, где хозяйка- женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, тогда человек всегда сможет найти себе отдохновение в «теплом гнездышке». В этом смысл фетовского противопоставления.
3. Сам автор опубликовал свое стихотворение без названия, значит, мы называем его по первой строке. Если мы назовем его, например, «буря» или «Птичка», мы можем обеднить восприятие стихотворения.
4. Эпитеты: буря «злая», мгла «шумящая» — гнездышко «теплое», птичка «светлогруда, легка, невеличка».
Метафора: «грохочет громов перекличка» грома грохочут, словно перекликаются друг с другом.
Олицетворения: листы «дрожат», тучи «закрывает» красу неба, буря злая «рвет и мечет и воет в лесу».
В помощью эпитетов, метафор и олицетворений поэт делает стихотворение выразительным, образы — яркими и понятными.
Из русской литературы XIX века
Афанасий Афанасьевич Фет
«Задрожали листы, облетая. »
1. В стихотворении «Задрожали листы, облетая. » описана середина осени.
2. Стихотворение описывает природу, но у него есть и другой, скрытый смысл. Осенняя буря у Фета — это не только проявлении стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. «Теплое гнездышко» и «милая птичка» — это дом человека, семья, где хозяйка- женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, тогда человек всегда сможет найти себе отдохновение в «теплом гнездышке». В этом смысл фетовского противопоставления.
3. Сам автор опубликовал свое стихотворение без названия, значит, мы называем его по первой строке. Если мы назовем его, например, «буря» или «Птичка», мы можем обеднить восприятие стихотворения.
4. Эпитеты: буря «злая», мгла «шумящая» — гнездышко «теплое», птичка «светлогруда, легка, невеличка».
Метафора: «грохочет громов перекличка» грома грохочут, словно перекликаются друг с другом.
Олицетворения: листы «дрожат», тучи «закрывает» красу неба, буря злая «рвет и мечет и воет в лесу».
В помощью эпитетов, метафор и олицетворений поэт делает стихотворение выразительным, образы — яркими и понятными.
Я иду на урок: 5-й класс
В учебник-хрестоматию по литературе для 5-го класса, переработанный в 2006 году издательством «Просвещение» (авторы-составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин), в отличие от прежнего издания, включено три стихотворения А.А. Фета, причём в разделе, предусматривающем адаптированное для пятиклассников монографическое изучение. Предлагаем учителям схему работы с этими стихотворениями, которую они смогут использовать и как начало собственного поиска.
Ольга Ерёмина
Ольга Александровна ЕРЁМИНА — автор многих работ по методике преподавания литературы в школе; постоянный автор нашей газеты.
Читаем Фета
К уроку желательно приготовить отпечатанные на одном листе ксерокопии двух стихотворений — «Чудная картина…» и «Весенний дождь», чтобы раздать их детям для детальной работы с текстами.
I. «Чудная картина…»: живописность, лёгкость звучания стихотворения
Записав на доске и в рабочих тетрадях имя Фета, мы не открываем учебник. Начнём занятие с зарисовки-ассоциации.
— Запишите в тетрадях три слова: зима, ночь, полнолуние. Что вы представляете, когда соединяете три этих образа в один? Чтобы помочь своему воображению, можно на полминуты закрыть глаза и постараться представить себе эту картину.
— Итак, зима, ночь, полнолуние. Коротко опишите картину, которую вы представили себе (с помощью трёх-четырёх предложений).
На зарисовку-ассоциацию отводится около трёх минут. После этого ученики читают свои зарисовки, которые учитель тактично прокомментирует. Активизация запавших в душу образов русской зимы поможет детям воспринять стихотворение Фета.
— Теперь давайте откроем учебник и прочитаем короткое — всего восемь строк — стихотворение Фета.
Если учитель приготовил ксерокопии текстов, то в этот момент их следует раздать. Учебник в таком случае пока не нужен.
Стихотворение читает учитель, лучше два раза, чтобы дети успели вчувствоваться в текст. Затем можно сравнить зарисовки-ассоциации учеников и картину, нарисованную Фетом.
При анализе учитель может опираться на вопросы к тексту, данные в учебнике-хрестоматии (с. 246).
— Какие чувства у вас вызвала “чудная картина”, нарисованная Фетом?
«Чудная картина» вызывает чувство задумчивости, лёгкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.
— Присмотритесь к тексту стихотворения. Какие особенности вы заметили?
Прежде чем задавать детям конкретные вопросы и давать чёткие задания, предложим им самостоятельно всмотреться в текст. Дальше можно идти, отталкиваясь от их наблюдений.
— Сколько предложений в стихотворении?
— Какое предложение перед нами: простое или сложное? Разберём его по составу. Есть ли в предложении глаголы?
Грамматические основы подчёркиваем прямо в тексте (если перед детьми ксерокопии).
Всё стихотворение представляет собой одно предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части сложного предложения подлежащее выражено местоимением “ты”, сказуемое — кратким прилагательным “родна”. Во второй части — однородные подлежащие “равнина”, “луна”, “свет”, “снег”, “бег”, но глаголов совсем нет. Из-за этого нам кажется, будто мы видим застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатлённая поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, постоянна.
— Какие элементы пейзажа описывает поэт?
Поэт передаёт величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, всё крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льётся свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.
— Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать?
Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина “белая”, луна “полная”, небеса “высокие”, сани “далёкие”, бег “одинокий”. Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты — единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.
— Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки.
Стихотворение написано трёхстопным хореем: это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрёстная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые.
— Обратим внимание на звукопись. Как “работает” в первом четверостишии звук [р]? Употребляется ли этот звук во второй строфе? Как использует автор звук [с]?
Особую лёгкость звучанию придаёт то, что во второй строфе отсутствуют звуки [р], [р’]. В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [с], который в этих стихах передаёт ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается лёгкости стиха.
— В последней строке поэт говорит об одиноком беге далёких саней. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему?
Если учителю удалось найти нужную интонацию при чтении стихотворения вслух, то дети скажут, что чувство одиночества не возникает: напротив, рождается ощущение единства и даже слияния с природой, восприятия “чудной картины” как бесконечно родной и близкой истинно русской душе.
Предложим прочитать это стихотворение нескольким детям, причём некоторые из них смогут прочитать его уже наизусть.
— В зиме мы побывали, а теперь попробуем перенестись в весенний день.
II. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия
Стихотворение читает учитель, затем два-три раза по строфе читают несколько учеников.
— Подберите и запишите слова, которые описывают настроение, вызываемое стихотворением: грусть, радость; мажор, минор; будничность, праздничность; яркость, блеклость.
— Стихотворение «Чудная картина…» действительно словно картина в раме. Похоже ли на картину стихотворение «Весенний дождь»?
По этому стихотворению можно снять фильм, распределить то, что описывает поэт, по кадрам. Попробуем сделать это коллективно. (Дети нумеруют кадры в тексте ксерокопии.)
1. Окно, за окном — свет.
2. Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план).
3. Воробей купается в песке (крупный план).
4. Надвигается дождевая туча, из которой льёт дождь, видны струи (общий план).
5. Вдали, освещённая солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план). Выражение “в золотой пыли” заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план).
6. Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план).
7. Качаются липы (крупный план). Звук капель дождя.
— Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными?
Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам (“блещет”, “трепещет”, “движется”, “брызнули”, “тянет”, “барабанит”) мы чувствуем движение, видим изменения в природе.
— Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт?
Поэт насыщает картину запахами (“От лип душистым мёдом тянет”), цветом (“солнце блещет”, “в золотой пыли”), звуками (капли “брызнули в стекло”, дождь по листьям “барабанит”). Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождём, но называет его “что-то”, и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.
К следующему уроку предложим детям нарисовать на альбомных листах иллюстрации к стихотворениям: к «Чудной картине…» — одну иллюстрацию, к «Весеннему дождю» — семь (по числу описанных нами кадров). Распределим задания так, чтобы одну и ту же иллюстрацию рисовали два-три ребёнка. На следующем уроке дети представят свои рисунки; выстроенные в последовательности, они помогут запомнить стихотворение наизусть.
Если остаётся время, прочитаем последнее из данных в учебнике стихотворений.
III. «Задрожали листы, облетая…»: стихотворение-метафора
Стихотворение ученики могут прочитать самостоятельно, потом два-три ученика представят свои варианты звучания этого текста.
— Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени. Если это так, если поэт описывают конкретную бурю, тучи и листья, то о какой птичке-невеличке говорит он?
Подведём детей к пониманию того, что поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в “тёплом гнёздышке”. В этом смысл фетовского противопоставления.
Домашнее задание
- Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Чудная картина…» и «Весенний дождь» (или одно из них по усмотрению учителя — в зависимости от уровня литературного развития класса).
- Сделать иллюстрации к этим стихотворениям.