Анализ стихотворения Фета Воздушный город



Анализ стихотворения А. А. Фета «Воздушный город»

Картинка Анализ стихотворения Фета Воздушный город № 1

Анализ стихотворения А. А. Фета «Воздушный город»

п. Жуково, Смоленская область

Урок в 10-м классе

Важным моментом в работе над стихотворением является эмоциональный настрой учеников на восприятие произведения. Чтобы понять замысел автора, разобраться в его чувствах, ученик должен сам испытать нечто подобное, проникнуться авторской мыслью. Поэтому работу над стихотворением А. А. Фета начинаем с обращения к чувствам ребят.

Пример

Любите ли вы наблюдать за плывущими облаками? Какие чувства вы при этом испытываете? Что представляете?

— Мне нравится наблюдать за облаками. Порой они принимают причудливые формы: можно увидеть очертания какого-нибудь животного, забавную мордочку, а иногда целую композицию. Но стоит только отвести взгляд, как картина меняется или исчезает, словно кто-то повернул калейдоскоп.

— Когда смотришь на бегущие облака, даже если не видишь чего-то необычного в них, испытываешь необыкновенное успокоение и умиротворение. Я могу подолгу лежать и смотреть в небо, следить за бегущими облаками.

— У меня иногда не возникает каких-то конкретных мыслей, но на душе становится спокойнее, приятнее, забываешь о неприятностях, а иногда даже засыпаешь.

— Когда я смотрю на облака, я мечтаю о прекрасной жизни, о счастье, о чём-то необычном, иногда это мечты о самом заветном. И мне всегда кажется, что мои мечты исполнятся.

— А меня посещает почему-то безотчётная грусть, и возникает чувство внутреннего недовольства.

Лирический герой стихотворения Фета тоже любил наблюдать за облаками. Посмотрим, что он представлял и какие чувства испытывал.

(Учитель или подготовленный ученик читает стихотворение Фета. )

Какие картины возникают перед вами?

— Лирический герой наблюдает за облаками и видит город, образ которого уже не раз вставал перед ним. Видимо, эта картина стала мечтой героя. Этот белый город медленно уплывает на север, а герой остаётся на “уснувшей земле”.

Какие чувства испытывает лирический герой и с чем это связано?

— Когда лирический герой повествует о городе, созданном причудливыми облаками, он, мне кажется, испытывает радость от того, что является свидетелем такого чудесного явления, такой метаморфозы. Радуется он и тому, что только ему доступно такое видение. А заканчивается стихотворение грустной нотой. Герой словно обманулся в своих ожиданиях: этот город, поманивший его за собой, сам уплывает, а герой остаётся на грешной земле, словно привязанный, один, лишённый возможности уйти вслед за своей мечтой.

Что вы можете сказать о лирическом герое, его мыслях?

— Мне кажется, что лирический герой — романтик. Когда уснула вся земля, он выходит полюбоваться облаками. Словно песня, звучит его рассказ об увиденной картине. Может быть, поэтому он называет её “причудливым хором облаков”. Хор — это хорошо организованная группа. Используемый в первой строфе ассонанс (звуки [о] и [а]) передают мелодию этого хора.

Какую роль играет эпитет “причудливый”? Почему так назван хор?

— Наверное, потому, что картины, возникающие в воображении лирического героя и созданные игрой облаков, необыкновенны, сказочны, чудесны.

Посмотрим в словаре Ожегова значение слова “причудливый”.

— Это слово имеет два значения: 1) вычурный, замысловатый; 2) капризный, с причудами.

В каком значении, по вашему мнению, использует автор это слово?

— Конечно же, это слово употреблено в первом значении. Облака создали замысловатую фигуру, в данном случае — образ города.

А мне кажется, что автор имел в виду ещё и второе значение. Почему?

— Эта картина воздушного города не только замысловата, доступна лишь одному лирическому герою, но и капризна: она в любой момент может растаять, рассыпаться, что и происходит в конце стихотворения. Облака не рассыпаются, но уплывают, оставив героя ни с чем.

Что нового для понимания характера лирического героя даёт вторая строфа?

— Мне кажется, что этот воздушный город — это город мечты героя. Вспомним фразеологизм “воздушные замки”. Он обозначает что-то несбыточное, недоступное. Воздушный город стал недоступен герою, хотя образ его превращается в навязчивую мечту. Герой называет город “знакомым, родным”, — значит, не раз уже рисовал себе картину этого города. И повтор словосочетания “мой город” усиливает ощущение того, что этот город — мечта именно героя, только его. Отсюда и логическое ударение на местоимении “мой”.

Обратите внимание на цветовое оформление строфы. Как цвет помогает нам понять настроение и мысли героя?

— Мечта героя окрашена светлыми тонами: “белый город”, “розовое небо”. Она чиста. И вдруг — “тёмная земля”. Мне кажется, здесь не просто цветовой контраст “белый–тёмная”, а ещё и антитеза: идеальная, чистая мечта героя и грешная земля, на которой нет места его белому городу.

— Если сравнить первую и вторую строфы, то можно найти ещё одну антитезу, показывающую, что лирический герой неуютно чувствует себя на земле. Земля уснула. Мне кажется, что эта метафора говорит об отсутствии жизни, важной для лирического героя, а облака плывут, они полны жизни, а вместе с ними живёт и герой. Его мысли, стремления не связаны с грешной землёй, а устремлены к небу, в микрокосмос.

— Лирический герой — романтик. Для него, как и для романтиков, характерен разрыв между мечтой и действительностью. Ассонанс (звуки [о] и [а]) передаёт тихую, задушевную, немного грустную мелодию неба, которая прерывается с исчезновением облаков.

— Очень грустно звучит последняя строфа. Исчезают облака, пропадает воздушный город — рушится мечта героя, он остаётся один на “тёмной, уснувшей земле”.

Как синтаксис помогает раскрыть основную мысль этой строфы?

— С помощью инверсии выделяются слова “воздушный” и “плывёт”. Мечта героя “воздушна”, то есть хрупка, способна рассыпаться, уплывает на север. А дальше отточие. Я его понимаю как знак крушения мечты героя. А ещё в нём можно заметить цепь уплывающих облаков. Антитеза “манит” — “не даёт” подчёркивает трагедию героя, а в неопределённом местоимении “кто-то” заключена какая-то угроза счастью героя.

Как вы можете объяснить знак тире в последней строфе и определить принадлежность слова “да” к части речи?

— По моему мнению, “да” — это не противительный союз, а усилительная частица, синонимичная “а вот”. Знак тире здесь — это знак бессоюзного предложения, в котором вторая часть по смыслу противопоставляется первой.

— А мне кажется, что этот знак символизирует разрыв героя с мечтой.

Можно ли сказать, что это стихотворение относится к пейзажной лирике?

— Конечно, к чисто пейзажной лирике его отнести нельзя, потому что это большей частью философское стихотворение. Пейзаж — это только повод к размышлению о жизни, о мечте и действительности.

Заключительное слово учителя. Особенности лирики Фета таковы, что его пейзажная лирика переходит в философскую. Надо быть очень внимательным к слову, образам, чтобы понять стихи поэта. Их нельзя читать между делом, в них надо вдумываться, чтобы проникнуться чувством автора.

Анализ стихотворения А. А. Фета «Воздушный город»

Картинка Анализ стихотворения Фета Воздушный город № 2

Урок в 10-м классе

Важным моментом в работе над стихотворением является эмоциональный настрой учеников на восприятие произведения. Чтобы понять замысел автора, разобраться в его чувствах, ученик должен сам испытать нечто подобное, проникнуться авторской мыслью. Поэтому работу над стихотворением А. А. Фета начинаем с обращения к чувствам ребят.

Любите ли вы наблюдать за плывущими облаками? Какие чувства вы при этом испытываете? Что представляете?

— Мне нравится наблюдать за облаками. Порой они принимают причудливые формы: можно увидеть очертания какого-нибудь животного, забавную мордочку, а иногда целую композицию. Но стоит только отвести взгляд, как картина меняется или исчезает, словно кто-то повернул калейдоскоп.

— Когда смотришь на бегущие облака, даже если не видишь чего-то необычного в них, испытываешь необыкновенное успокоение и умиротворение. Я могу подолгу лежать и смотреть в небо, следить за бегущими облаками.

— У меня иногда не возникает каких-то конкретных мыслей, но на душе становится спокойнее, приятнее, забываешь о неприятностях, а иногда даже засыпаешь.

— Когда я смотрю на облака, я мечтаю о прекрасной жизни, о счастье, о чём-то необычном, иногда это мечты о самом заветном. И мне всегда кажется, что мои мечты исполнятся.

— А меня посещает почему-то безотчётная грусть, и возникает чувство внутреннего недовольства.

Лирический герой стихотворения Фета тоже любил наблюдать за облаками. Посмотрим, что он представлял и какие чувства испытывал.

(Учитель или подготовленный ученик читает стихотворение Фета.)

Какие картины возникают перед вами?

— Лирический герой наблюдает за облаками и видит город, образ которого уже не раз вставал перед ним. Видимо, эта картина стала мечтой героя. Этот белый город медленно уплывает на север, а герой остаётся на “уснувшей земле”.

Какие чувства испытывает лирический герой и с чем это связано?

— Когда лирический герой рассказывает о городе, созданном причудливыми облаками, он, мне кажется, испытывает радость от того, что является свидетелем такого чудесного явления, такой метаморфозы. Радуется он и тому, что только ему доступно такое видение. А заканчивается стихотворение грустной нотой. Герой словно обманулся в своих ожиданиях: этот город, поманивший его за собой, сам уплывает, а герой остаётся на грешной земле, словно привязанный, один, лишённый возможности уйти вслед за своей мечтой.

Что вы можете сказать о лирическом герое, его мыслях?

— Мне кажется, что лирический герой — романтик. Когда уснула вся земля, он выходит полюбоваться облаками. Словно песня, звучит его рассказ об увиденной картине. Может быть, поэтому он называет её “причудливым хором облаков”. Хор — это хорошо организованная группа. Используемый в первой строфе ассонанс (звуки [о] и [а]) передают мелодию этого хора.

Какую роль играет эпитет “причудливый”? Почему так назван хор?

— Наверное, потому, что картины, возникающие в воображении лирического героя и созданные игрой облаков, необыкновенны, сказочны, чудесны.

Посмотрим в словаре Ожегова значение слова “причудливый”.

— Это слово имеет два значения: 1) вычурный, замысловатый; 2) капризный, с причудами.

В каком значении, по вашему мнению, использует автор это слово?

— Конечно же, это слово употреблено в первом значении. Облака создали замысловатую фигуру, в данном случае — образ города.

А мне кажется, что автор имел в виду ещё и второе значение. Почему?

— Эта картина воздушного города не только замысловата, доступна лишь одному лирическому герою, но и капризна: она в любой момент может растаять, рассыпаться, что и происходит в конце стихотворения. Облака не рассыпаются, но уплывают, оставив героя ни с чем.

Что нового для понимания характера лирического героя даёт вторая строфа?

— Мне кажется, что этот воздушный город — это город мечты героя. Вспомним фразеологизм “воздушные замки”. Он обозначает что-то несбыточное, недоступное. Воздушный город стал недоступен герою, хотя образ его превращается в навязчивую мечту. Герой называет город “знакомым, родным”, — значит, не раз уже рисовал себе картину этого города. И повтор словосочетания “мой город” усиливает ощущение того, что этот город — мечта Именно героя, Только его. Отсюда и логическое ударение на местоимении “мой”.

Обратите внимание на цветовое оформление строфы. Как цвет помогает нам понять настроение и мысли героя?

— Мечта героя окрашена светлыми тонами: “белый город”, “розовое небо”. Она чиста. И вдруг — “тёмная земля”. Мне кажется, здесь не просто цветовой контраст “белый–тёмная”, а ещё и антитеза: идеальная, чистая мечта героя и грешная земля, на которой нет места его белому городу.

— Если сравнить первую и вторую строфы, то можно найти ещё одну антитезу, показывающую, что лирический герой неуютно чувствует себя на земле. Земля уснула. Мне кажется, что эта метафора говорит об отсутствии жизни, важной для лирического героя, а облака плывут, они полны жизни, а вместе с ними живёт и герой. Его мысли, стремления не связаны с грешной землёй, а устремлены к небу, в микрокосмос.

— Лирический герой — романтик. Для него, как и для романтиков, характерен разрыв между мечтой и действительностью. Ассонанс (звуки [о] и [а]) передаёт тихую, задушевную, немного грустную мелодию неба, которая прерывается с исчезновением облаков.

— Очень грустно звучит последняя строфа. Исчезают облака, пропадает воздушный город — рушится мечта героя, он остаётся один на “тёмной, уснувшей земле”.

Как синтаксис помогает раскрыть основную мысль этой строфы?

— С помощью инверсии выделяются слова “воздушный” и “плывёт”. Мечта героя “воздушна”, то есть хрупка, способна рассыпаться, уплывает на север. А дальше отточие. Я его понимаю как знак крушения мечты героя. А ещё в нём можно заметить цепь уплывающих облаков. Антитеза “манит” — “не даёт” подчёркивает трагедию героя, а в неопределённом местоимении “кто-то” заключена какая-то угроза счастью героя.

Как вы можете объяснить знак тире в последней строфе и определить принадлежность слова “да” к части речи?

— По моему мнению, “да” — это не противительный союз, а усилительная частица, синонимичная “а вот”. Знак тире здесь — это знак бессоюзного предложения, в котором вторая часть по смыслу противопоставляется первой.

— А мне кажется, что этот знак символизирует разрыв героя с мечтой.

Можно ли сказать, что это стихотворение относится к пейзажной лирике?

— Конечно, к чисто пейзажной лирике его отнести нельзя, потому что это большей частью философское стихотворение. Пейзаж — это только повод к размышлению о жизни, о мечте и действительности.

Заключительное слово учителя. Особенности лирики Фета таковы, что его пейзажная лирика переходит в философскую. Надо быть очень внимательным к слову, образам, чтобы понять стихи поэта. Их нельзя читать между делом, в них надо вдумываться, чтобы проникнуться чувством автора.


Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Анализ стихотворения А. А. Фета «Воздушный город» уже в твоих закладках.

Дополнительные сочинения по данной теме
  • Темы сочинений по творчеству М. Ю. Лермонтова
    1. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". 2. Образ героя 30-х гг. XIX в. 3. Композиция романа "Герой нашего времени" и ее роль в раскрытии личности Печорина. 4. "Лишние люди" в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. 5. Печорин и Грушницкий. 6. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". 7. Роль рассказчика и характер повествования в романе М. Ю.
  • М. А. Булгаков и Украина
    М. А. Булгаков очень любил свой родной город - Киев. Такая любовь к городу закономерна: здесь он родился, жил, даже был назван Михаилом в честь архангела Михаила, покровителя Киева. В своих произведениях писатель много раз с огромной любовью и теплотой упоминает этот город. В раннем рассказе "Я убил" герой, в котором можно легко узнать автора, произносит такие слова: "Ах, какие звёзды на Украине. Вот семь лет почти живу в Москве,
  • Анализ повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего», план
    Повесть построена в форме дневниковых записей и раскрывает смятенное сознание героя. Этот мелкий чиновник далек от мира сильных людей, от высшего общества. В департаменте он чинит перья для своего начальника. Он познает жизнь через унижения и оскорбления и свыкается со своим положением. Особенностью является то, что по мере того, как герой лишается рассудка, происходит его просветление, он начинает ощущать себя человеком, личностью. Особое место в повести занимает фантастика. В образе главного
  • III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
    03 апреля 2014 года совместно с Гимназией № 10 города Новосибирска, при поддержке Министерства образования, науки и инновационной политики Правительства Новосибирской области прошла III Международная научно-практическая Интернет-конференция "Информационные технологии в инновационном образовании", участниками которой уже в третий раз стали и представители нашего лицея. На конференцию представлены материалвы наших учителей: 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ - Гуськова О. Н. учитель истории УВК - лицей№10 город Марганец, Днепропетровская область, Украина 2.
  • Трагедия
    Трагедия (греч. tragodia - букв, "козлиная песнь") 1) Драматургический жанр, изображающий трагическое, исполненное острых противоречий столкновение героя с окружающим миром. Герой трагедии - незаурядный, сильный и волевой человек, который, попадая в роковое стечение обстоятельств, ведет борьбу с препятствиями, обрекающими его на гибель. 2) Один из основных видов драмы, противоположный по содержанию и внутренней направленности комедии. Обычно в трагедии изображаются острые, непримиримые жизненные конфликты, которые вызывают катастрофические последствия и чаще всего завершаются гибелью
  • Ноябрь в моем городе (сочинение-миниатюра)
    Вот и пришел в мой город последний месяц осени - ноябрь. Время меланхолии, загадочной грусти. Невесело и редко смотрит солнце. Яростные порывы ветра сбрасывают последние листья с деревьев. Не слышно пения птиц. Опустевшие улицы представляют грустную картину. Часто подолгу идет мелкий дождь. Иногда кажется, что весь мой родной город печалится, тоскует. И жизнь в нем уж не бежит веселым ручейком, а как бы немного приостановилась, затаилась в ожидании тепла. Как жаль, что
  • Кроссворд “А. Н. Толстой”
    По горизонтали: 5. Редактор газеты “Общее дело”, один из персонажей романа “Эмигранты”. 6. Первый роман трилогии “Хождение по мукам”. 9. Имя главного героя романа “Похождения Невзорова, или Ибикус”. 11. Один из главных героев трилогии “Хождение по мукам”. 12. Воинское звание А. Н. Толстого. 15. Главный герой рассказа “Егорий — волчий пастырь”. 18. Повесть писателя о героике гражданской войны, написанная в 1928 году. 19. Персонаж повести “Приключения Растёгина”. 20. Реальная историческая

Разместил: Узнайка и опубликовал 29 января, 2014 В разделе: Сочинения на свободную тему

Популярные эссе

    Креативне опрацювання та впровадження технологій тестування в курсі географії 8 клас

8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

Особистісно-орієнтований підхід в навчанні історії

Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

Виступ екологічної агітбригади

На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Любимый день недели (Второй вариант)

Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Новые сочинения

Экзаменационные сочинения

    Сила любви в художественном мире Ф. И. Тютчева

Каждый поэт, писатель создаёт в своём творчестве особый мир, в рамках которого пытается образно переосмыслить волнующие его проблемы, найти их

Я люблю Україну Пізнавально-розважальний захід Ведуча: Здоровенькі були, любі друзі! Доброго вам здоровя Правда, чудові ці фрази? Вони нас зближують

Концепция внедрения медиаобразования в Украине

КОНЦЕПЦІЯ ВПРОВАДЖЕННЯ МЕДІА-ОСВІТИ В УКРАЇНІ Схвалено постановою Президії Національної академії Педагогічних наук України 20 травня 2010 року, Протокол № 1-7/6-150

1 Ахматова писала о Пастернаке так: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была

Статистика

© Лучшие сочинения всех времен и народов, которые включенные во все школьные и вузовские программы, сочинения по произведениям русских и зарубежных писателей, "краеугольных" шедевров русской и мировой литературы. Все материалы доступны для скачивания бесплатно.

Анализ стихотворения Фета «Воздушный город» - лучшее сочинение

Удивительно и притягательно стихотворение Афанасия Фета «Воздушный город». Уже само название переносит нас в какой-то другой, необычный мир. И действительно первые строки произведения написаны так, что создается впечатление, будто ты сам с лирическим героем наблюдаешь за плывущими облаками.

И это не просто облака, а целый город, который и читатель видит глазами автора. Не остается сомнений, что этот красиво обустроенный населенный пункт с воздушными замками - светлая мечта героя, которую он не смог воплотить в жизнь.

Воздушный город - это навязчивая идея героя, которой он живет и бредит. Недаром автор говорит, что город для него знакомый и родной - получается, что мечтатель не в первый раз рисует себе эти строения, эти улицы, перекрестки, площади и мосты.

Только посмотрите, какая чистая мечта у поэта - на розовом небе белый город. И как не хочется ему возвращаться в реальность, на грешную землю, окрашенную в стихотворении в темный цвет.

Не менее важен и другой момент - облака по небу плывут, а это демонстрация движения, жизни. Земля же уснула, она неподвижна. И этот контраст, думается, подчеркивает, что герою неуютно на земле, он живет небесной жизнью, устремлен во Вселенную.

Но мечта героя - явление хрупкое и непостоянное, ведь воздушный город уплывает, оставляя героя стихотворения с его проблемами и жизненными катаклизмами на той же земле.

И, казалось бы, герой порвал со своей мечтой, которая оказалась столь обманчивой. Но, с другой стороны, это глубоко философичное произведение, в котором Фет проводит тонкую грань, разъединяя и объединяя жизнь, мечту и действительность.

Если в начале «Воздушный город» воспринимается читателем, как лирическое пейзажное произведение, то конец стиха заставляет думать, размышлять, анализировать.

К слову сказать, таковы практически все произведения автора, потому и читать их следует не набегом, не в электричке или в очереди, а уединившись в спокойной обстановке. И думать, думать, думать…- Только так можно понять стихи этого поэта, только так можно проникнуться его мыслями и чувствами.

  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Печальная береза»

Снова и снова возвращаясь к творчеству любимого мною поэта - Афанасия.

  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Осенняя роза»

    Великий русский поэт А.Фет написал в свое время достаточно много произведений.

  • Анализ стихотворения Фета «Осень»

    Осень – самая неоднозначная пора. Нельзя так строго и конкретно определить.

  • Анализ стихотворения Фета «Я тебе ничего не скажу…»

    В этом стихотворении четко выражена мысль о том, что нельзя передать.

  • Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь»

    В стихотворении Фета «Весенний дождь» ощущается настроение весеннего.

  • Анализ стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у березы…»

    Человек – это часть всего живого на Земле. И хотя ему уже давно кажется.

  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Заря прощается с землею»

    Удивительно, своеобразно, ни с чем несравнимо описывает родную русскую.

    Удивительно и притягательно стихотворение Афанасия Фета «Воздушный город». Уже само название переносит нас в какой-то другой, необычный мир. И действительно первые строки произведения написаны так, что создается впечатление, будто ты сам с лирическим героем наблюдаешь за плывущими облаками.

    И это не просто облака, а целый город, который и читатель видит глазами автора. Не остается сомнений, что этот красиво обустроенный населенный пункт с воздушными замками — светлая мечта героя, которую он не смог воплотить в жизнь.

    Воздушный город — это навязчивая идея героя, которой он живет и бредит. Недаром автор говорит, что город для него знакомый и родной — получается, что мечтатель не в первый раз рисует себе эти строения, эти улицы, перекрестки, площади и мосты.

    Только посмотрите, какая чистая мечта у поэта — на розовом небе белый город. И как не хочется ему возвращаться в реальность, на грешную землю, окрашенную в стихотворении в темный цвет.

    Не менее важен и другой момент — облака по небу плывут, а это демонстрация движения, жизни. Земля же уснула, она неподвижна. И этот контраст, думается, подчеркивает, что герою неуютно на земле, он живет небесной жизнью, устремлен во Вселенную.

    Но мечта героя — явление хрупкое и непостоянное, ведь воздушный город уплывает, оставляя героя стихотворения с его проблемами и жизненными катаклизмами на той же земле.

    И, казалось бы, герой порвал со своей мечтой, которая оказалась столь обманчивой. Но, с другой стороны, это глубоко философичное произведение, в котором Фет проводит тонкую грань, разъединяя и объединяя жизнь, мечту и действительность.

    Если в начале «Воздушный город» воспринимается читателем, как лирическое пейзажное произведение, то конец стиха заставляет думать, размышлять, анализировать.

    К слову сказать, таковы практически все произведения автора, потому и читать их следует не набегом, не в электричке или в очереди, а уединившись в спокойной обстановке. И думать, думать, думать… Только так можно понять стихи этого поэта, только так можно проникнуться его мыслями и чувствами.

    Подобные записи

    Жизнь Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892) не богата внешними событиями. Но зато духовная жизнь интенсивна и многообразна. Не бурнопламенными страстями, не демоническими взлетами и падениями, а несметной множественностью оттенков восприятия мира [3, c. 3].

    Природа – любовь – творчество… вот треугольник, условно очерчивающий и вбирающий в себя все пространство фетовской лирики. В этом огромном треугольнике природа обозреваемая влюбленным сердцем творящего человека. Еще точнее: природа вокруг нас и - заодно и вместе с ней – природа души человеческой. Вот владения Фета. Они не велики, если судить о них тематически. Они неоглядны, если видеть за ними все несметное богатство образов и мотивов, наполняющих поэтический мир Фета [3, c. 6].

    А.А. Фет прислушивается к характеру своего дарования и находит себя в психологической лирике, основанной на правде чувств, путеводной звездой для него становится точность наблюдений, реалистичность воспроизведения духовного мира человека, живущего среди природы, меняющегося вместе с ней. Его увлекает противоречивая сложность развития природы и человека – их борьба, их взаимосвязь.

    Стихотворение «Воздушный город» [Приложение 1] изучается в школе на уроках литературного чтения в 4 классе по программе З. Н. Новлянской, Г. Н. Кудиной [1, c. 8].

    Идейно-художественный анализ начинаем с анализа названия стихотворения, которое целесообразно проводить в два этапа. Во-первых, это работа над закреплёнными в словаре лексическими значениями. Название стихотворения представляет собой словосочетание, главным в котором является прилагательное «воздушный».

    Словарь С.И. Ожегова даёт пять значений: «Воздушный, -ая, -ое; -шен, -шна, -шно. 1.см. воздух. 2.полн.ф. Находящийся, происходящий в воздухе.3.только полн. Заполненный воздухом; действующий, осуществляемый с помощью воздуха. 4.только полн. Относящийся к воздухоплаванию и авиации.5. Лёгкий, невесомый» [2, с. 88]. Все значения можно применить ко второму слову «город», проследим, какое из значений реализуется в произведении.

    Во-вторых, работаем над лексическими ассоциациями. Опрос студентов, будущих учителей начальных классов (7 человек), показал, что словосочетание воздушный город чаще всего вызывает следующие ассоциации: замок, облака, жители, дома, волшебство, эльфы, феи, сладости, рай, небеса, другой мир, сказка, вышки, легкий, мягкий, светлый, пушистый, невесомый, чудесный, чистый. Словосочетание воздушный город у опрошенных вызывает положительные эмоции. Так же, возникает ощущения легкости, воздушности, невесомости, улыбки, чуда, радости, восторга, удивления, счастья, света. Анализ ассоциаций показывает, что название в основном вызывает чувство легкости и настроя на сказочное восприятие.

    После лексической работы над названием, переходим к непосредственному анализу стихотворения, что бы проверить читательские ожидания.

    Прочитав первые две строчки «Вон там по заре растянулся / Причудливый хор облаков:…», мы видим, что автор начинает свое стихотворение со слов «вон там», которые обозначают отдаленное значение. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова дает несколько значений слова там, но в данном стихотворении оно употреблено в первом «там – 1) В том месте, в тех местах, не здесь», то есть не здесь, где находится герой, а где-то далеко. Перед читателем возникает образ далекого горизонта, на котором видна заря, это место где будут развиваться события. Из названия – «воздушный…», и слов относящихся к воздушному пространству: заря, облака, мы можем предположить, что эти события произойдут в воздухе, в небесах, но про город пока еще ничего не сказано, и читатель пока находится в поиске, почему стихотворение названо воздушный город.

    Фет использует интересный прием «…по заре растянулся…», будто заря это предмет по которому можно растянуть что-либо, будто заря твердая – абстрактное становится конкретным, твердым, плотным, материальным. Растянуться на горизонте может море, лес, но у Фета «растянулся / Причудливый хор облаков:…». В толковом словаре Ожегова закреплено следующие лексические значения: «причудливый - 1) вычурный, замысловатый; 2) капризный, с причудами»[2, с. 593]. Из первых строф нельзя сделать вывод, в каком значении использует автор это слово. Может в первом: облака создали замысловатую фигуру, в данном случае — образ города, о котором автор говорит в названии. Но может и во втором: картина воздушного города не только замысловата, доступна лишь одному лирическому герою, но и капризна: она в любой момент может растаять, рассыпаться, исчезнуть. Слово хор в толковом словаре Кузнецова определяется как «1) ансамбль или группа певцов; 2) В изложении употр. для указания на некоторый итог и переход к дальнейшему (разг.); 3) хорош! Выражение удовлетворения по поводу того что сделано дело, требовавшее усилий, напряжения (обычно физического) (прост.); 4 Хорош собой - то же, что хороший». Ни одно из значений нельзя отнести к словосочетанию в стихотворении.

    Далее лирический герой описывает возникшую перед ним картину «Всё будто бы кровли, да стены, / Да ряд золотых куполов». Младшему школьнику необходимо объяснить значение таких слов кровли и купола для более легкого восприятия и понимания. Толковый словарь Кузнецова дает следующее значение этих слов: «кровли – 1) крыша; настил, покрывающий стропила; 2) дом, жилище, приют; 3) горные породы, расположенные над пластом полезного ископаемого». «Купола – 1) сферическая крыша, наружный свод в форме полушария; 2) поверхность какого-либо предмета в виде полушария».

    Перед читателем возникает долгожданный образ города: кровли, стены, купола это слова, относящиеся к образу города. Сравнение «будто бы» обозначающее то что это не на самом деле город, показывает значение неопределенности, легкости, сказочности.

    После прочтения первой строфы возникает таблица разделения стихотворения на две границы: воздушное и земное пространство.

    Слушать стихотворение Фета Воздушный город

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Воздушный город

    Анализ стихотворения Фета Воздушный город

    Настроение произведения Воздушный город

    Воздушный город