Анализ стихотворения Фета Весенняя гроза



Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Федора Ивановича Тютчева

Картинка Анализ стихотворения Фета Весенняя гроза № 1

Одним из родоначальников романтизма в русском творчестве является и знаменитый поэт Тютчев Федор Иванович. Он многие годы жил за границей, но сумел в своих произведениях очень точно и красиво соединить заграничные и народные традиции. Он подарил миру удивительные, загадочные, яркие и наполненные звуками и красками произведения. К таким эмоциональным и романтичным произведениям поэта относится его стихотворение «Весенняя гроза». Первоначальный вариант стихотворения был написан автором в 1828 году, когда он пребывал в Германии, но спустя 25 лет он вновь вернулся к этому произведению, переделал первую строфу и добавил вторую. Сюжетом стихотворения выступает мимолетное явление в жизни. Гроза всегда проходит, но впечатление от весенней грозы в стихотворении Федора Тютчева остаются приятными и восхитительными надолго.

Пример

Самые первые строки раскрывают чувства автора к майской грозе и показывают, что для него это непросто явление природы, а что-то больше. Произведение написано в философском стиле. Автор считает, что теплый дождь помогает земле пробудиться от зимней спячки. Поэт сравнивает грозу с молодостью, беззаботностью, беспечностью. Возможно, он считает, что именно так себя ведут молодые юноши, покинувши родительский дом. Они все время в движении, стремятся к переменам, к новым достижениям.

Стихотворение написано в романтическом стиле и соответствует монологу лирического героя. Состоит он с четырех строф. В первой происходит знакомство с грозой, в следующих двух описываются различные картины грозы и в последней вновь показан образ грозы уже в мифологическом древнегреческом образе. Написано стихотворение характерным для Федора Тютчева четырехстопным ямбом с пиррихием. Рифмовка перекрестная с чередованием женского и мужского окончания. Выразительность произведению придают использованные эпитеты, метафоры, инверсия. Федор Тютчев гениально и поэтично описал грозу придав стихотворению философский смысл.

Анализ стихотворения Тютчева " Весенняя гроза"

Картинка Анализ стихотворения Фета Весенняя гроза № 2

Любовь Гуру (2733), закрыт 3 года назад

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

-Тема
-Основная мысль
-Образы
-Изобразительно-выразительные средства языка ( с примерами)
-Композиция

Цигун Просветленный (26854) 6 лет назад

Фёдор Иванович Тютчев родился в селе Овстуг на Брянщине и провёл здесь детские и юношеские годы. Именно отсюда вынес поэт тонкую и восприимчивую любовь к природе. Удивительно, что, пребывая более двадцати лет за пределами России, постоянно изъясняясь по-французски, он сохранил любовь к родному языку и краю. Его недаром называют певцом природы. Язык поэта поразил меня своей красочностью и живостью.

Перелистывая сборник стихов Тютчева, я задерживаю свой взгляд на стихотворении под названием «Весенняя гроза». В нём отражена весенняя природа. Кажется, в каждой строфе звучит праздничная музыка веселья. Создаётся впечатление игр и забав в природе.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Они связаны между собой не только по смыслу, но и интонацией. Кажется, что первая строфа как бы плавно и играючи переходит во вторую и так далее.

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

Так звучит начало стихотворения, и я сразу представляю себе весну с радостным, весёлым дождём и первым громом. Это творение не имеет адресата, но здесь есть лирический герой- автор. Он представляется нам как рассказчик, который воспевает природу, её весеннюю красоту и величие. Внутренний мир героя переполнен радостью и восторгом. Герой стихотворения открывает неповторимую красоту не только очевидных, но и скрытых от обычного глаза явлений, подчёркивая природу.

«Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит».

Эмоционально-смысловая целостность стихотворения достигается автором с помощью художественных средств, к которым он неоднократно прибегает, например, такие эпитеты как: «весенний, первый гром». «в небе голубом». «раскаты молодые». «проворный поток». «громокипящий кубок». и другие. Для красочности стихотворения автор использует олицетворения,

например: «гром, резвяся и играя». «бежит поток». «смеясь, на землю пролила».

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Это основной стихотворный размер, которым пользовался поэт. «Весенняя гроза» - произведение, созданное настоящим мастером. Фёдор Иванович Тютчев не стремится блеснуть внешними эффектами и изысканностью формы. Его стихотворения, очень коротки, но между тем ни к одному из них нечего добавить. Каждое слово метко и полновесно.

Для Тютчева красота и праздничность, великолепие природы, ликование её и людей взаимосвязаны. Чувства трепетной любви и нежности к природе пробуждают во мне произведения Ф. И. Тютчева. Я люблю творения поэта, за то, что мысль любого его произведения навеяна образами, взятыми из мира души и природы. Его стихотворения научили меня замечать то, чего раньше я не замечала, любоваться тем, что не росается в глаза!

Алиночка Алина Ученик (112) 3 дня назад

Анализ стихотворения Тютчева "Весенняя гроза"

Картинка Анализ стихотворения Фета Весенняя гроза № 3

И гам лесной и шум нагорный -

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба*,

Кормя Зевесова* орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

1.Специфика восприятияприроды в лирике Ф. И. Тютчева

Федор Тютчев является одним из родоначальников романтизма в русской литературе. Поэт и дипломат, многие годы проживший за границей, сумел гармонично соединить в своем творчестве западные и славянские традиции, подарив миру десятки удивительных по красоте, ярких, образных и наполненных светом произведений.

Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Лирика Тютчева -- это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею.

Особое место в лирике Тютчева занимает тема природы. Писарев отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел прежде всего как певец природы. » лирика тютчев стихотворение стилистика

Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:

Сияет солнце, воды блещут, Во всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом.

Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении «Летний вечер». Закат у поэта ассоциируется с «раскаленным шаром», который скатила со своей головы земля; «светлые звезды» у Тютчева приподнимают небесный свод.

И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды. Близко по тематике стихотворение «Осенний вечер». В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест. Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: «.„на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья», она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полна неизъяснимой притягательной прелести, и земля не только грустная, но и по-человечески сиротеющая.

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе», но и чувствуем его прикосновение.

Живое богатство тютчевской природы ограниченно. Да, природа живая, возвышенная, но далеко не все предметно-живое трогает поэта. Ему чужды прозаическое обличье поэзии, ее обыденность и предметная простота. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении «Утро в горах» начало читается просто как пейзажная зарисовка:

Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой. Но дальше мы видим масштабность и таинственную величавость природы: Лишь высших гор до половины Туманы покрывают скат, Как бы воздушные руины Волшебством созданных палат. Поэзия Тютчева всегда стремится ввысь, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения: «А там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет Белая гора, как откровенье неземное». Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо. В стихотворении «Кончен пир, умолкли хоры. » сначала дается обобщенный образ мира: Кончен пир, мы поздно встали -- Звезды на небе сияли, Ночь достигла половины. Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, только чуть-чуть намеченная вначале, теперь звучит сильно и уверенно: Как над беспокойным градом, Над дворцами, над домами, Шумным уличным движеньем С тускло-дяным освещеньем и бессонными толпами, -- Как над этим дольным чадом, В горнем выспреннем пределе Звезды чистые горели, Отвечая смертным взглядам Непорочными лучами.

Одна из основных тем лирики прирйды Тютчева -- тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:

Но меркнет декъ -- настала ночь; Пришла -- ас мира рокового Ткань благодатную покрова, Сорвав, отбрасывает прочь. И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами -- Вот отчего нам ночь страшна! Ночь для Тютчева прежде всего святая: «Святая ночь на небосклон взошла. » В ней столько тайн и загадок:

На мир дневной спустилася завеса; Изнемогло движенье, труд уснул. Над спящим градом, как в вершинах леса, Проснулся чудный еженочный гул. Откуда он, сей гул непостижимый. Иль смертных дум, освобожденных сном, Мир бестелесный, слышный, но незримый, Теперь роится в хаосе ночном. Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:

Лил теплый, летний дождь -- его струи по листьям весело звучали. Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически-холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

2. Лирический сюжет

С первых строчек этого произведения Федор Тютчев признается в любви к весенней грозе, которая для поэта является не просто явлением природы. Ее Тютчев воспринимает с философской точки зрения, считая, что теплый майский дождь приносит земле очищение и заставляет ее окончательно пробудиться после зимней спячки. Весеннюю грозу поэт отождествляет с молодостью, беспечностью и беззаботностью, проводя тонкую параллель между природой и людьми. По его мнению, именно так же ведут себя молодые люди, покинувшие отчий дом и делающие первые самостоятельные шаги во взрослой жизни. Оно словно бы пробуждаются ото сна, стремясь покорить мир и заявить о себе в полный голос.

Весенний гром, весьма красочно и ярко представленный поэтом в стихотворении, можно сравнить со всплеском эмоций и этапом духовного становления юноши. Вырвавшись из-под родительской опеки, он переосмысливает многие жизненные ценности, обновляется и пытается постичь все то, что до недавнего времени являлось для него тайной за семью печатями. «С горы бежит поток проворный», -- именно эти строчки как нельзя лучше подходят для описания большинства молодых людей, которые еще не определились со своим жизненным выбором, но упрямо несутся вперед, подчас сметая все на своем пути. Им нет нужды оглядываться назад, так как они легко расстаются с прошлым, мечтая, чтобы будущее как можно скорее стало реальностью.

И лишь с возрастом, когда годы берут свое, наступает период переосмысления тех поступков, желаний и стремлений, которые свойственны юности. Поэтому в подтексте стихотворения «Весенняя гроза» легко угадывается некоторая ностальгия поэта по тем временам, когда он был молод, свободен, полон сил и надежд. Описывая обычное явление природы, Тютчев словно бы подбадривает потомков, отмечая, что процессы становления личности также неизбежны, как майский дождь, который не бывает без грома и молний. И чем сильнее сотрясаются нравственные и моральные устои молодого человека, тем скорее он сможет научиться отделять правду ото лжи, а добро от зла.

Финальное четверостишье «Весенней грозы» посвящено мифическому сюжету, в котором с присущей для Тютчева образностью предпринята попытка дать объяснение природному явлению с точки зрения древнегреческого эпоса. Однако волшебный сюжет, повествующий о богине Гебе, которая во время кормления орла уронила на землю кубок и пролила питье, чем вызвала дождь и грозу можно трактовать и с философской точки зрения. Этим метафоричным приемом поэт хотел подчеркнуть, что в нашем мире все циклично. И спустя сотни лет все так же будет греметь майский первый гром, и так же представители нового поколения будут считать, что этот мир принадлежит только им, еще не успевшим постичь горечь разочарования, вкус побед и спасительное умиротворение мудрости. А потом вновь все повторится, словно весенняя гроза, которая дарит чувство очищения, свободы и покоя.

Романтическое стихотворение построено как монолог лирического героя. Композиция произведения включает четыре строфы. В первой из них поэтом определяется тема и вводится главный образ - гроза, в двух последующих строфах разворачиваются сменяющие друг друга кадры картины грозы. Заключительная строфа с помощью отсылки к древнегреческой мифологии еще раз перефразирует образ грозы, подчеркивая единение природы с божественным началом, объединяющим мир, и цикличность самого мира.

4.Анализ словесной формы (лексика и стилистика, тропы, синтаксис и интонация,ритмическая организация стиха)

Легкость звучания и мелодичность стихотворению придает характерный для Тютчева четырехстопный ямб с пиррихием. В «Весенней грозе» использована перекрестная рифмовка, с чередованием мужской и женской рифм.

Единый поэтический образ стихотворения - гроза - раскрывается поэтом при помощи разнообразных художественных средств. Обилие сонорных согласных и использование аллитерации «г» и «р» («гремят раскаты», «гром грохочет») создают яркую звуковую картину грозы. Развитие действия, движение передается в стихотворении обилием глаголов в личной или деепричастной форме (грохочет, резвяся, играя, летит, не молкнет, бежит). Насыщенность глаголами позволяет создать эффект кадров быстро сменяющейся картины грозы.

Особую выразительность стихотворению придают яркие, точно подобранные тропы: эпитеты (раскаты молодые, громокипящий кубок, перлы дождевые), метафоры (солнце нити золотит), олицетворения (поток бежит), инверсия (поток проворный, гам лесной).

Сконцентрировав внимание на одном, отдельно выхваченном мгновении жизни - весенней грозе, Тютчев великолепно воплотил ее описание в поэтическую форму, придав природному явлению философский смысл.

Дополнительная тематика.Антологические мотивы в лирике А. А. Фета

Что такое мотив? Мотив -- это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта (писателя) и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А. А. Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке. Мы рассмотрим основные мотивы: во-первых, мотив огня и, в противопоставление ему, мотив воды, моря, во-вторых, это мотивы времен года и гадания, мотивы двоемирия, полета, которые являются одним из главных мотивов, это и антологические мотивы. А теперь рассмотрим каждый из мотивов в отдельности, обращаясь к примерам.

Первое, что мы рассмотрим, -- это мотив огня в творчестве А. А. Фета, который является одним из главных мотивов в стихотворениях рассматриваемого нами поэта. Под огнем мы подразумеваем луну, закат, зарю, лампу, костер (то есть огонь в прямом смысле) и звезды, а также все то, что у нас ассоциируется с мотивом огня. Этот мотив не случайно столь часто встречается в творчестве Афанасия Фета, как я уже упоминала, мотивы складываются из творчества и его любовных перипетий. Огонь в жизни Фета оставил темный отпечаток: от огня погибла его возлюбленная Мария Лазич -- она по неосторожности подожгла свое белое платье горящей спичкой. Быть может, это настолько ранило поэта, что он посвятил большую часть своих стихотворений такой ужасающей стихии, как огонь.

Как на черте полночной дали

Под дымкой тайною печали

В этом стихотворении А. А. Фет сравнивает себя с огнем, но не как со стихией, а с “огоньком” -- частичкой всего огня, то есть Фет -- одинокий маленький человек среди всего человечества. Вторая и четвертая строки стихотворения отличаются от первой и третьей -- они короче, что создает какой-то особый ритм стихотворения, когда читаешь, такое ощущение, что спотыкаешься. В этом отрывке преобладают такие звуки, как “о”, “л” и “и”, что означает нежность, печаль, тоску, какие-то мягкие вещи, и в то же время боязнь.

Строки уже из другого стихотворения А. А. Фета (“Весеннее небо глядится. ”) рисуют нам похожую картину:

Вдали огонек одинокий

Трепещет под сумраком липок;

Исполнена тайны жестокой

Душа замирающих скрипок.

Здесь “огонек” представлен маленькой частичкой чего-то большого и страшного, но эта частичка скорее нас не пугает, а, наоборот, вызывает чувство жалости. Преобладающие звуки стихотворения -- “о”, “е”, “к”, что дает нам право судить о легких, печальных и ленивых действиях. Это чувство еще более утверждается в нашем сознании, когда мы видим слово “скрипка”, ведь при игре на скрипке особо хорошо получаются заунывные и печальные произведения, и, может быть, поэтому у нас возникает мысль о чем-то грустном и плачущем. А в данных строках “скрипка” представлена нам с очень красивым и печальным эпитетом: “замирающая”. В этой строфе перед нами предстает картина одиночества (“огонек одинокий”). Но когда мы говорим о мотиве огня, мы подразумеваем не только огонь в виде костра, но и огонь свечи, лампы. Мотив свечи у А. А. Фета связан с гаданием. И это не случайно. Ведь мерцание свечи представляет собой изображение жизни человека: пока горит свеча -- жив человек. Вспомним слова Базарова из романа Тургенева “Отцы и дети” перед смертью: “Дуньте на умирающую лампаду, пусть она погаснет”. Смысл этих слов можно понять как то, что Базаров, будучи “умирающей лампадой”, хотел умереть, чтобы дальше не мучиться. Но вернемся к стихотворениям Фета:

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,

Я при свечах навела,

В два ряда свет -- и таинственным трепетом

Чудно горят зеркала.

В этих строках огонь окутан таинственной пеленой, ведь все происходит во время гадания, когда сближаются и, может быть, соединяются два мира: мир земной и мир небесный. Для Фета границей этих двух миров является круг, мотив которого не был чужд для поэта. С точки зрения эвфонии в этой строфе преобладают звуки “е”, “з” и “а”, что передает нам нежные, мягкие вещи, а также внезапный страх, вызываемый гаданием.

И другое стихотворение, где присутствует мотив свечи, связано с гаданием:

Помню я: старушка няня

Мне в рождественской ночи

Про судьбу мою гадала

При мерцании свечи.

В этом четверостишии таится что-то странное и непознанное. Складываются ощущения скрытости, какого-то ритуала, ведь любое гадание -- это ритуал.

С мотивом огня можно соотнести мотив “зари и заката”, которые отождествляют огонь солнца.

На пажитях немых люблю в мороз трескучий

При свете солнечном я снега блеск колючий,

Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под темно-синим льдом.

Это стихотворение, в отличие от других, пронизано солнечными нитями, и оно нам уже не кажется столь печальным, как описываемые выше примеры. Чувствуется в этом отрывке какой-то юношеский задор и веселость. Звук “а”, который мы встретили в этом стихотворении, говорит нам о великолепии великого пространства. Самым, пожалуй, загадочным мотивом огня является мотив луны. Луна, хотя многих она и завораживает, является неблагоприятным явлением в жизни любящих друг друга сердец. Если встречаться при луне, то незамедлительно последует расставание. Поэтому образ луны овеян пеленой тайны и неведения:

Тихая, звездная ночь,

Трепетно светит луна,

Сладки уста красоты

В тихую, звездную ночь.

Это унылое стихотворение; изобилие “у” в последней строке говорит нам о скорби, унынии. Луна сама по себе загадочна, а в данном примере она “трепетно светит”, что приносит в наши сердца еще большую боязнь и неуверенность по отношению к ней.

Всем известно, что светлячки связаны с такими мотивами, как огонь, ночь, луна. Они светятся, значит, излучают свет, но их свет необычный, они “вырабатывают его “своим телом”:

Я жду. соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки.

И как в противопоставление рассмотрим мотив воды. Вода в творчестве Фета не занимает столь большое место, как огонь. И здесь хочется упомянуть творчество предшественника -- Ф. И. Тютчева, у которого наиболее часто встречаются мотивы воды. Творчества А. А. Фета и Ф. И. Тютчева как бы поглощают друг друга, как поглощают себя две стихии -- огонь и вода:

Мелкие волны что-то шепчут с кормою,

И на небе ясном высоко сверкает зарница.

Море -- это стихия. Но в данном отрывке А. А. Фет хочет представить волны моря как нечто безобидное (“мелкие волны”). С точки зрения эвфонии здесь преобладают звуки “л”, “н”, “е” -- это дает право нам думать о вещах личных, нежных и ласковых.

Один из интересных мотивов, который мы встречали при чтении стихотворений и о котором мы уже говорили, -- это мотив гадания и все, что с ним связано: двоемирие, свеча, зеркало, ночь (луна). Эти понятия рисуют в нашем воображении картину, которая скрывает в себе много тайн:

Няня добрая гадает,

Грустно голову склоня,

Свечка тихо догорает,

Сердце бьется у меня.

На последних строках наше внимание возрастает, и мы уже готовы увидеть судьбу, что же нагадала няня, но тут стихотворение заканчивается, оставляя нас в полном неведении. Может быть, в полном неведении осталось все человечество, так и не узнавшее свою судьбу. Есть один мотив, который можно встретить в ряде произведений многих поэтов, -- это тема времен года:

Уж верба вся пушистая

Опять весна душистая

Времена года можно сопоставить с внутренним миром героя. В данном примере Фет описывает весну, что дает право судить о том, что в данный момент (то бишь тогда, когда автор писал это стихотворение) душу поэта ничто не тревожит. Преобладание звуков “е” и “и” подтверждает этот факт, у читателя или слушателя возникает чувство ласки и нежности. Но есть такие случаи, когда в одном стихотворении сменяются осень и весна, что говорит нам о резкой смене настроения поэта. Фет, как и Ф. И. Тютчев, свои стихотворения не писал, а “записывал”. Он их писал где угодно и когда угодно. И то, что автор чувствовал в тот момент, когда материализовывал свои мысли на бумаге, отражается в стихах.

Мотив полета, о котором сейчас пойдет речь, встречается не только в стихотворениях Фета, но и в прозаических произведениях. Например, у Островского в пьесах “Бесприданница” и “Гроза”, где главные героини хотели летать. Но их полет превратился в падение. Мотив полета можно ассоциировать с полетом птиц, пчелы, светлячков и цветов, а также творческий полет самого автора.

Вот строки, в которых содержится мотив полета птицы:

Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?

С криком летят через док к теплым полям журавли,

Желтые листья шумят, в березнике свищет силища.

Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны.

Это стихотворение символизирует надежду на лучшие времена: Это стихотворение (в частности, первые четыре строки) построено на вопросе, и, может быть, этот вопрос обращен не к единичному собеседнику, а ко всем людям на свете. При его чтении у нас возникает чувство нежности и ласки и в то же время гнев, зависть и даже боязнь из-за преобладания таких звуков, как “и”, “о” и “у”.

Мотив птицы, пчелы и полета является древним мотивом души, например, пингвин символизирует души умерших. У Фета пчела -- это смерть. Быть может, это из-за ее неприятного жужжания, которое вызывает у нас неприятные чувства и мысли. Но мед -- это символ познания поэзии. Наверное, поэтому нам ба бушки и дедушки советуют все время есть мед, ведь они знают, что он очень полезен. Но вернемся к лирике Фета.

В его творчестве можно встретить ряд стихотворений, посвященных возлюбленной поэта, Марии Лазич. Это такие стихотворения, как “Alter ego”, “Ты отстрадала, я еще страдаю. ”, “Дома снились мне вопли рыданий твоих. ”, “Нет, я не изменил. До старости глубокой. ”, “Старые письма”. По одним только строкам у нас уже складывается ощущение грусти, скорби и печали. Приведем строки из стихотворения “Alter ego:

Ты душою младенческой все поняла,

Что мне высказать тайная сила дала,

И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

“Alter ego” в переводе с латинского означает “второе я”, то есть Фет считает Марию Лазич своей частичкой, своим вторым “я”. В отрывке преобладают звуки “о”, “а”, “л”, что дает нам право сказать, что это стихотворение печальное, в котором видно великолепие и в то же время внезапный страх, страх перед тем, как жить дальше в одиночестве.

И завершить наше путешествие по лирике А. А. Фета хотелось бы стихотворением, созданным в духе античной лирики, -- это стихотворение “Диана” (мы знаем, что Диана -- это богиня охоты).

Богини девственной округлые черты,

Во всем величии блестящей наготы,

Я видел меж дерев над ясными водами,

С продолговатыми, бесцветными очами

Высоко поднялось открытое чело.

В этих строках перед нами предстает необычный образ “чистой” богини. Это стихотворение полно нежных и легких вещей. А. А. Фет смог передать словами всю прелесть этой богини -- тонкой, чистой и нетронутой.

Нужно отметить, что лирика Афанасия Фета представляет собой уникальное “событие” как той эпохи, в которой жил сам автор, так и эпохи, в которой живем мы -- читатели его произведений. Для меня стихи Фета -- это маленькие зарисовки из его жизни, в которые ты сам мгновенно проникаешь и переживаешь вместе с автором. Его стихотворения разногран-ны, что доказывается тем количеством и разнообразием мотивов, которые мы рассмотрели. Традиции Фета в дальнейшем продолжат символисты: Блок, Соловьев -- это говорит нам о том, что такие стихи всегда затронут сердце читателя

Работа, которую точно примут

Весенняя гроза

Картинка Анализ стихотворения Фета Весенняя гроза № 4

<< Федор Иванович Тютчев

Окончательный вариант стихотворения >>

Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит ручей проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный – Все вторит весело громам! Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. Ф.И.Тютчев. Геба – в греческой мифологии: богиня вечной юности, дочь Зевса и Геры, которая подносила олимпийцам божественные напитки – нектар и амброзию. Ее часто изображали вместе с Зевсовым орлом и подносящей ему волшебный напиток в кубке. Кубок назван громокипящим, поскольку орел сжимал в своих когтях молнии. 1. Как связать последнюю строфу о богине Гебе с описанием яркой картины природы в предшествующих строках? 2. Найдите элементы звукоподражания в изображении весенней грозы в стихотворении.

Слайд 4 из презентации «Поэзия Тютчева и Фета». Размер архива с презентацией 460 КБ.

краткое содержание других презентаций

«А.А.Фет» - Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь — и в общем получается цельное впечатление». Происхождение Афанасия Афанасьевича Фета до сих пор остается до конца не выясненным. В 1850 году Фет стал очень редко бывать в Крылове. Параллельно импрессионизму в живописи возникло нечто подобное и в литературе, в поэзии. Всякая медицинская помощь оказалась излишней». О стихотворении «Шёпот, робкое дыханье…».

«Любовная лирика Фета» - Стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь…». Всё стихотворение очень музыкально. Эпитеты. Анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь…». Героиня лирики А. А. Фета. Тема любви в лирике А.А.Фета. Любовная лирика. Последняя строка симметрична, она подытоживает движения мысли поэта. Луна. Афанасий Афанасьевич Фет. Повторные «з» и «т» наполняют второе четверостишие тревогой.

««Осенняя роза» Фет» - Веять – дуть, задувать, тянуть, дышать. Георгины дыханьем ночи обожгло. Идеи и эмоции. Анализ стихотворного текста. Сад обнажил своё чело. Наперекор. Осыпал лес свои вершины. Мужская рифма – рифма с ударением на последнем слоге. Мятлев И. П. Назло жестоким испытаньям и злобе гаснущего дня. Лишь ты одна, царица роза. Урок филологического прочтения лирического стихотворения. Александр Блок. Красота спасет мир.

«Краткая биография Фета» - Биография. Сборники и переводы. Дом Фета. Учеба. Свадьба. Семейная жизнь поэта. Автограф. Военная служба. Последние годы жизни. Афанасий Афанасьевич Фет. Современник. Проба пера. Покупка имения.

«Биография и творчество Фета» - Сборник «Лирический пантеон». Лирический автопортрет. Семья Фета. Женитьба. Благословение. История рождения. Смерть поэта. Студенческие годы. Последний приют. Сборник «Вечерние огни». Друг и соратник. Признание. Единственная любовь. Фет-помещик. Переводческая деятельность. Ученики поэта. Поэзия в музыке. Фёт или Фет. Сборник «Стихотворения». Отставка. Заграничные поездки. Усадьба А.А.Фета в Воробьевке.

«Поэзия Тютчева и Фета» - Окончательный вариант стихотворения. Весенние воды. Дождливый вечер. Тема стихотворения. Художественные средства. Картины весеннего дождя. Федор Иванович Тютчев. Приближение дождя. Народная примета. Весенний дождь. Весенняя гроза. Афанасий Афанасьевич Фет. Какая из данных картин И.И.Левитана соответствует настроению, представленному в стихотворении. Дополнительные ощущения. Выделите глаголы.

Всего в разделе «Фет» 8 презентаций

«Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева

Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» - его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году во время его пребывания в Германии и опубликовано в журнале «Галатея». Тютчев вернулся к произведению спустя четверть века, в 1854 году: во втором варианте была переработана первая строфа и добавлена вторая строфа.

Основной темой стихотворения является гроза. Гроза для Тютчева – это, прежде всего, движение, знаменующее перемены, рождение чего-то нового. Тютчев проводит тонкую параллель между природой и миром людей, отождествляя весеннюю грозу с порой молодости – временем становления человеческой души. Шагнув из детства во взрослую жизнь, молодость старается громогласно, во всеуслышание заявить о себе.

Идея единства природы и человека, как ее неотъемлемой части, передается в стихотворении с помощью сквозных образов неба, воды, солнца. Тютчев олицетворяет природные явления, приписывая им черты человека. В «Весенней грозе» гром резвится и играет, как маленький ребенок, поток бежит, а туча проливает воду, смеясь.

Романтическое стихотворение построено как монолог лирического героя. Композиция произведения включает четыре строфы. В первой из них поэтом определяется тема и вводится главный образ – гроза, в двух последующих строфах разворачиваются сменяющие друг друга кадры картины грозы. Заключительная строфа с помощью отсылки к древнегреческой мифологии еще раз перефразирует образ грозы. подчеркивая единение природы с божественным началом, объединяющим мир, и цикличность самого мира.

Легкость звучания и мелодичность стихотворению придает характерный для Тютчева четырехстопный ямб с пиррихием. В «Весенней грозе» использована перекрестная рифмовка, с чередованием мужской и женской рифм.

Единый поэтический образ стихотворения – гроза – раскрывается поэтом при помощи разнообразных художественных средств. Обилие сонорных согласных и использование аллитерации «г» и «р» («гремят раскаты». «гром грохочет» ) создают яркую звуковую картину грозы. Развитие действия, движение передается в стихотворении обилием глаголов в личной или деепричастной форме (грохочет, резвяся, играя, летит, не молкнет, бежит ). Насыщенность глаголами позволяет создать эффект кадров быстро сменяющейся картины грозы.

Особую выразительность стихотворению придают яркие, точно подобранные тропы. эпитеты (раскаты молодые, громокипящий кубок, перлы дождевые ), метафоры (солнце нити золотит ), олицетворения (поток бежит ), инверсия (поток проворный, гам лесной ).

Сконцентрировав внимание на одном, отдельно выхваченном мгновении жизни – весенней грозе, Тютчев великолепно воплотил ее описание в поэтическую форму, придав природному явлению философский смысл.

Послушайте стихотворение Фета Весенняя гроза

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Весенняя гроза

Анализ стихотворения Фета Весенняя гроза

Настроение произведения Весенняя гроза

Весенняя гроза