Анализ стихотворения Фета Весенний дождь (5, 10 класс)

Краткий анализ №1 для 5 класса

Стихотворение «Весенний дождь» было написано Фетом в 1857 году, в этот момент автор был уже достаточно опытным в написании пейзажной лирике. Само название стихотворения показывает его тему. События идут последовательно, поэтому читатель прослеживает живую картину происходящего. Видим описание весеннего дня, и как положено этому времени году, внезапное изменение погоды, только было солнце, а уже идет дождь. Фет умел видеть в обычных вещах красоту, поэтому он с легкостью передал те едва заметные события жизни, а так же создавая картину ливня.

Несмотря на то, что в стихотворении не малую роль занимает дождь, но упоминания этого слова нет, автор для этого использовал ключевые слова. Весенняя картина стремительно и часто меняется, поэтому задача автора суметь поймать моменты, чтобы передать их читателю. Имея маленький объем, стихотворение вмещает в себя достаточно количество звуков, запахов, а также красок.

Композиция работы состоит из трех строф. В первой строфе идет речь о свете, во второй идет описание опушки леса

Весна в понимании Фета символизирует новое начало, обновление всего. Эта пора пробуждает некие чувства в нас, в особенности любовь.

Загрузка...

Афанасий Фет передал и описал кажущиеся на первый взгляд незначительные события, но в его описании они приобретают особый смысл.

Поэтому в стихотворении "Весенний дождь" четко описан весенний день и внезапный дождь.

Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь» 10 класс

Картинка Анализ стихотворения Фета Весенний дождь № 1

А. А. Фет поистине гениальный русский поэт. Он очень тонко и чутко, создавая яркие образы русской природы, умел отразить самые сложные душевные переживания, присущие человеческой душе. Поэт служил искусству, его не волновали проблемы политики и общества, за что он часто встречал непонимание со стороны революционных и демократически настроенных деятелей. Для Фета имели значения лишь такие вечные ценности как красота, любовь, природа. Его творения наполнены чарующим звучание звуков, яркими красками образов, видимых и ощущаемых как незабываемые светлые моменты жизни. В стихах Фета природа и человек — неразделимы. Ей, как и любому живому существу присущи свои настроения и волнения. Для поэта природа — мир пропитанный красотой и гармонией, убежище от невзгод и проблем. Таким же пристанищем для души поэта является и поэзия, в которой он воспевает красоту и гармонию природы.

В 1857 году, будучи уже в зрелом возрасте, поэт написал стихотворение «Весенний дождь». Еле уловимый миг жизни он сумел уловить и так мастерски красочно описать. Для нас раскрывается картина дождя, весеннего и тёплого, он начинается совсем незаметно:

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

Размеренная картина яркого, безоблачного, весеннего дня сменяется наступлением дождя. Тёплыми и солнечными эмоциями наполнены строки стихотворения. Несмотря на дождь, который сменяет яркое солнце, ощущение тепла и радости неизменно присутствует.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Создаётся картина полупрозрачности и света, нежности и чистоты природы.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Не смотря на свой небольшой объём в четыре строфы, стихотворение наполнено жизнью, запахами, красками и звуками. Поэт передаёт картину тёплого весеннего дождя, ощущение света, тепла, весны, радости, которыми пропитаны строки стихотворения.

Анализ стихотворения Фета А.А. «Весенний дождь»

Картинка Анализ стихотворения Фета Весенний дождь № 2

В 1857 году, когда было создано стихотворение «Весенний дождь», А.А. Фет уже был известным и опытным литературным деятелем. Его творчество отличало особое отношение к природе. Пейзажная лирика, где на передний план выступают авторские размышления о вечной силе красоты окружающего мира и тесно перекликающейся истории с чувствами человека, ярко демонстрирует талант поэта.

Стихотворение небольшое, всего три строфы. Но в каждой из них поэт создает свое ощущение, показывая настроение, что вызвано изображенным в этой пейзажной зарисовке. Великая любовь к природе автора, восхищение каждым моментом, который ему удалось подсмотреть, побуждает Фета передавать свои чувства. Все то, что только что затронуло автора и побудило его к сочинению произведения, еще волнует его. И это помогает читателям увидеть за его словами значительно больше, чем просто сухие строчки, но и эмоции и красоту.

Весенний дождь привлекает той теплотой, которую он дарит всему живому. Человек, который смотрит на небо, увидит солнечные лучи, что с силой и великолепием пробиваются сквозь тучки. На небе образуется картина, от которой сложно отвести глаза, но воробышек не замечает этого, купаясь в песке, он сам привлекательно смотрится. Как смешно и забавно он копошится, «трепещет». Дождь не пугает героя, он видит в нем завесу, которая может быть и золотой пылью. Третья строфа описывает дождь. Он в глазах поэта оживает, даря настоящее чудо. Целая гамма новых запахов и звуков наполнила жизнь героя.

Казалось бы, что необычного в дожде? Но, вникнув в описание его, кажется, что это начало сказки. Такое ощущение автор дарит благодаря умелому применению эпитетов, например, «свежие», «душистый». Метафоры позволяют красочно описать этот весенний день, который никак не испорчен дождем. И даже слово «дождь» не упоминается поэтом. Яркие глаголы дарят динамику этому моменту, уносят в страну грез. И даже наречия играют роль, они несут характер кратковременности момента перед хлынувшим с неба дождем.

Стихотворение имеет размер четырехстопный ямб с пиррихием, написан с перекрестной рифмовкой. Аллитерацией звука «л» передается безмятежная обстановка весеннего дня.

«Весенний дождь» А.Фет

Картинка Анализ стихотворения Фета Весенний дождь № 3

Текст «Весенний дождь» Афанасий Фет

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.

Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь»

Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у Афанасия Фета привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.

Тонкая лирика и умение уловить мимолетность каждого мгновения также свойственны стихотворению «Весенний дождь». созданному в 1842 году. Начинается оно с описания будничной и повседневной картины, когда «в разрывы облак солнце блещет» и ничто не напоминает о предстоящей грозе. Разве что воробей, купающийся в нагретом за день весенним солнцем песке является первым предвестником дождя. Однако постепенно мир меняется, и вот уже «от неба до земли, качаясь, движется завеса». Судя по всему, дождь идет стеной, и от этого создается необычный эффект, словно бы опушка стоящего вдалеке леса отгорожена золотистой ширмой, сотканной из воды и солнечных лучей.

«Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет» — этот прозаический и нечем неприметный пейзаж, окрашенный в серые тона непогоды, автору удается наполнить весенней свежестью и теплотой. Поэтому когда незваный гость-доджь приходит в сад и «по свежим листьям барабанит», это вызывает чувство радости и умиротворения, а не разочарования.

Удивительная способность Афанасия Фета придавать незначительным событиям важность и акцентировать на этом внимание читателей поистине достойна восхищения. Поэтому стихотворение «Весенний дождь» является одной из немногих художественно-поэтических зарисовок, которая в полной мере передает настроение теплого майского дня, омытого грозой. Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье.

Мгновенное преображение природы всегда занимало воображение Афанасия Фета. Именно поэтому поэт в своем творчестве отождествлял ее с живым существом, которое гораздо разумнее и предусмотрительнее человека. Поэтому автор испытывает удовольствие, видя, как капли дождя орошают весенний сад, так как понимает, что для набирающих силу растений влага в жару просто необходима. На примере этого стихотворения автор учит читателей любить окружающий мир и воспринимать его таким, каков он есть. Ведь глупо расстраиваться из-за непогоды или же упрекать небесную канцелярию в том, что словно бы по мановению волшебной палочки светлый и яркий весенний день утратил свои краски. Поэт подчеркивает, что даже в дожде есть своя прелесть, так как именно перед грозой цветы благоухают особенно сильно. И эти мелочи нужно не только видеть, но и ценить как наивысшее проявление мудрости окружающего мира.

Стоит, правда, отметить, что Афанасий Фет был неисправимым романтиком и философом, считая, что человек должен постичь гармонию природы и научиться жить с ней в ладу. Именно эти знания способны сделать человека по-настоящему счастливым, помочь ему стать целостной личностью. И именно в природе поэт всю свою жизни черпал вдохновение, так как был убежден, что она является и другом, и прекрасным собеседником, который раскрывает свои тайны перед теми, кто умеет слушать, и лекарем, способным избавить не только от недугов, но и от душевных страданий. Поэтому в каждой строчке стихотворения «Весенний дождь» чувствуется очень трепетное и бережное отношение поэта к окружающему миру, который считает его своим главным учителем, бесконечно терпеливым и строгим одновременно.

«Весенний дождь», анализ стихотворения Фета

Картинка Анализ стихотворения Фета Весенний дождь № 4

Афанасий Фет создал стихотворение «Весенний дождь» в 1857 году, будучи уже зрелым мастером пейзажной лирики.

По жанру «Весенний дождь» является пейзажной зарисовкой, на фоне которой присутствует авторское размышление о красоте изображаемой природы.

Стихотворение относится к так называемой чистой лирике: пейзаж в «Весеннем дожде» самоценен, а ведущим приемом повествования является словесное рисование. Название стихотворения отражает его тему. Поэтическая тема развивается постепенно, от строфы к строфе, создавая живую картину яркого весеннего дня с внезапным изменением погоды – от солнечного света к быстрому дождю.

Художественно-поэтическая зарисовка ярко демонстрирует редкий дар Фета – умение видеть красоту в привычных вещах. Поэт поразительно точно сумел передать едва уловимое, мимолетное событие жизни, создав яркую выразительную картину ливня. При этом Фет удивительным образом сумел обойтись в стихотворении без употребления слова «дождь» - ключевыми словами, передающими картину ливня, выступают контекстные синонимы – «завеса». «что-то барабанит». «две капли» .

В меняющейся картине весеннего дня Фет стремится уловить каждое мгновение, каждую радостную подробность, передать наполненность и неповторимость мига жизни – будь это купающийся в пыли воробей, или движущаяся «от неба до земли» завеса. Стихотворение пронизано красками, звуками и запахами; в небольшом произведении очень емко и объемно воспета динамика природы.

Композиционно стихотворение состоит из 3 строф - четверостиший. В первой строфе автор акцентирует внимание на ведущем мотиве света. во второй строфе привлекает внимание образ опушки леса. стоящей «в золотой пыли». Дождь в стихотворении – желанный, яркий. Фет передает радость и оживление природы от дождя, привлекая внимание в последней строфе к запаху ароматного меда: «От лип душистых медом тянет».

Весна – пора обновления природы и символ обновления человеческой души. Она обостряет все ощущения, заставляя сердце биться быстрее в предвкушении любви. Фет сумел передать в «Весеннем дожде» тончайшие оттенки чувств - ощущение неясного ожидания, предчувствия любви.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием - придает стихотворению, написанному перекрестной рифмовкой, плавность звучания и радостное настроение.
«Весенний дождь» отличает простота использованных художественных средств и синтаксических конструкций. Насыщенность стихотворения глаголами (трепещет, брызнули, движется, барабанит ) создает особую динамическую атмосферу, помогает «услышать» звонкие удары дождевых капель.

Особую роль играют в произведении наречия. В первой строфе в описании яркого дня наречие «еще» указывает на непостоянство этой картины. Во второй строфе употреблено краткое наречие «уж». свидетельствующее о скором приближении дождя.

Фет сумел создать яркую картину дня, используя при этом минимальное количество цветовых эпитетов (золотая пыль ). С помощью ассонанса звуков «о» и «е», аллитерации звука «л» художник передает умиротворение лирического героя, наблюдающего за дождем, радость бытия. «Весенний дождь» создает эмоциональное настроение тепла, легкости, весенней свежести, радостного мироощущения.

Благодаря способности Фета акцентировать внимание на незначительных, на первый взгляд, событиях, придавая им важность, «Весенний дождь» в полной мере передает настроение прекрасного весеннего дня, омытого дождем.

Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь» (восприятие, истолкование, оценка) 10 класс

А.А. Фет – величайший поэт 19 века, приверженец поэзии «чистого искусства». В его стихотворениях нет гражданских мотивов, они не поднимают общественных вопросов и проблем, терзавших умы поэтов – сторонников демократического направления. «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-то, кроме красоты», - писал он. Именно за такую узость тематики укоряли поэтов «чистого искусства». И все же Фет считал, что главная цель творчества – воспевать красоту этого мира, природы и любви. Природа и любовь в его лирике едины, по словам К. Бальмонта, поэзия Фета – это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу».

Образцом такого созвучия тем служит стихотворение «Весенний дождь», датируемое 1857 годом. Это творение зрелого поэта-пейзажиста, сумевшего мастерски запечатлеть один неуловимый миг, остановить мгновенье. Весна – постоянная гостья в лирике Фета. Это и не удивительно, ведь весна не только время пробуждения природы, буйства красок, но и период, когда возрождается душа человека, рождаются ошеломляющие ощущения. Это время смутных тревог, сладкой неги и, конечно же, любви.

Стихотворение «Весенний дождь» рисует картину яркого дня, когда погода переменчива, свет солнца внезапно и стремительно сменяется быстрым и крупным дождем. Вместе с лирическим героем мы из окна наблюдаем за капризами природы.

Первая строфа – это изображение дня, наполненного солнечными лучами. Однако, первое слово строфы – наречие «ещё» - указывает на непостоянность такого состояния природы. И действительно, все стремительно меняется во второй строфе: краткое наречие «уж» свидетельствует о стремительном приближении дождя. И вот третья строфа – в ней отражен мимолетный характер происходящего.

Удивительно, но в этом стихотворении ни разу не употреблено слово «дождь», о нем Фет говорит при помощи ярких и сочных метафор: «завеса», «золотая пыль». Ливень вовсе не оставляет тягостного впечатления, это не хмурый осенний дождь, наоборот, возникает ощущение, что приближается «что-то» теплое и мажорное. Дождь охватывает все пространство «от неба до земли», скрывая за собой «опушку леса». Образные, звучные глаголы «брызнули», «барабанит» воссоздают звуковой фон, звонкие удары капель.

Удивительно, в стихотворении почти нет цветовых эпитетов, но весенний день представлен во всей своей яркости, ослепительности. Устаревшая форма глагола «блещет» (не просто «светит»!) наполняет все три строфы светом, многообразием цветовых оттенков, в «золотой завесе» различимы все цвета спектра. Формы «облак», «купаяся» придают стихотворению некую возвышенность.

Воробей «трепещет», купаясь в песке в потоке льющегося с небес света. Быть может, это трепетание сердца лирического героя? Природа и душа сливаются воедино…

«Что-то», подошедшее к саду, это не просто дождь, это сама весна, несущая множество душевных порывов. Лирический герой находится в предвкушении какого-то чуда, неясное ожидание любви поселилось в его душе. Эпитет «свежие» помогает передать чистоту и прелесть этого чувства. Запах меда, исходящий от лип, также наполняет воздух сладким и томящим предчувствием, эпитет «душистый» рождает желание втянуть носом весенний воздух, вздохнуть так глубоко, чтобы закружилась голова. Недаром использован глагол «тянет» - он придает ощущение легкости и неуловимости, будто весенний ветерок ласково треплет ивы. Возникает образ сада – излюбленного места весенних свиданий. Недаром таинственное «что-то» именно там ищет приюта.

Картина природы целостная и очень реальная: это небольшое по объему стихотворение полно красками, звуками, запахами. Весна обостряет все ощущения, заставляет сердце стучать быстрее.

Стихотворные строки очень просты по своему синтаксическому рисунку. Четырехстопный ямб, которым написано стихотворение, позволяет передать движение, изменчивость. Звуковая сторона стихотворение помогает в изображении порывистости весенней погоды. Рифмы второй строфы, оканчивающиеся на гласные, создают ощущение легкой песни, рожденной в душе лирического героя и звучащей повсюду, В первой и третьей строфе мужские рифмы оканчиваются на «т». Может, это звук падающих капель? Аллитерация в третьей строфе на сонорный («две капли брызнули в стекло») добавляет звучности.

Стихотворение богато ослепительностью и свежестью эмоционального восприятия мироздания. Всего в трех строфах Фет сумел образно и приметно передать картину весеннего дождя, создать неповторимое расположение духа, радости лирического мироощущения. Недаром говорят, что все гениальное просто!

Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета выдержала испытания временем. Каждый читатель может найти в стихотворениях этого автора настроение, подобное состоянию его души в данный момент.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

5, 10 класс

Послушать стихотворение Фета Весенний дождь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Весенний дождь

Анализ стихотворения Фета Весенний дождь (5, 10 класс)