Анализ стихотворения Фета Учись у них



Анализ стихотворения А.А. Фета "Учись у них - у дуба, у берёзы"

Картинка Анализ стихотворения Фета Учись у них № 1

Стихотворение написано в 1883 году. А. А. Фет расширил возможности поэтического изобра­жения действительности, показав внутреннюю связь мира природы и мира человека, одушевляя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека. И это было новым словом в русской поэзии. Пейзаж у А. А. Фета не самоценен, он выявляет жизнь души. «Оригинальность Фета, — приходит к выводу один из исследователей его поэзии Н. Н. Скатов, — состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека». «Человеческое» и «природное» в некоторых стихотворениях А. А. Фета или слиты воедино, или, развиваясь параллельно, стремятся к единству. Законы природы, по А. А. Фету, несомненнее общественных идей, и поэт должен помнить это. В стихотворении «Учись у них — у дуба, у березы. » природа являет пример поучительной для человека стойкости: «Учись у них — у дуба, у березы. / Кругом зима. Жестокая пора! / Напрас­ные на них застыли слезы, / И треснула, сжимался, кора». Здесь и укор, и урок страдающему человеку: «Они стоят, молчат; молчи и ты!» И далее: «Но верь весне. Ее промчится гений, / Опять теплом и жизнию дыша, / Для ясных дней, для новых откровений / Переболит скорбящая душа».

Загрузка...

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у березы…» - лучшее сочинение

Картинка Анализ стихотворения Фета Учись у них № 2

Человек – это часть всего живого на Земле. И хотя ему уже давно кажется, что он подчинил себе природу - приручил животных, окультурил растения, повернул реки вспять – все равно ему есть, чему у нее учиться. Об этом и стихотворение А.А.Фета «Учись у них - у дуба, у березы…-».

Первая же строчка содержит основную идею стихотворения, которая затем только развернуто объясняется. Дуб и береза – традиционные деревья средней полосы России. Дуб – символ стойкости и мужественности, береза – нежности и трепетности. Но оба эти дерева стоически переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей. По мнению поэта, так же и человек должен уметь переносить все жизненные невзгоды и страдания. Именно этому он и обязан учиться у дуба и березы.

Параллели этих деревьев и человека постоянно повторяются по ходу всего стихотворения так, что иногда непонятно, о ком же или о чем же пишет автор. Так, в строке «и за сердце хватает холод лютый- они стоят, молчат- молчи и ты!» А.А.Фет наделяет сердцем даже деревья.

Поэт щедро использует олицетворения и для описания зимы: «все злей», «сердито рвет», «за сердце хватает». Немногочисленные эпитеты – «холод лютый», «жестокая пора», «напрасные слезы» - тоже преимущественно посвящены описанию зимы. Таким образом, он хочет подчеркнуть ее силу и мощь, которым вынуждены противостоять и человек, и природа.

Вся третья строфа стихотворения посвящена человеку, где поэт обещает, что как и в природе зиму сменит весна, так и для человеческой души наступят «ясные дни», «новые откровения», когда «гений весны» принесет с собою тепло и жизнь. Таким образом, весна выступает не просто временем года, а верным другом, который обязательно придет и поможет в трудную минуту.

Для более точного выражения своих мыслей поэт прибегает и к особым синтаксическим структурам. Так, первая и третья строфа написаны простыми предложениями, осложненными деепричастными оборотами. Вторая же – где автор вновь выражает свою основную идею - вся состоит из одного сложного бессоюзного предложения.

Вера в торжество добра, весны, в то, что природа является богатым источником знаний и вдохновения для человека – вот те мудрые истины, которые хотел донести АА.Фет в совеем стихотворении.

Анализ стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у березы…»

Картинка Анализ стихотворения Фета Учись у них № 3

9 сентября 2013

Человек – это часть всего живого на Земле. И хотя ему уже давно кажется, что он подчинил себе природу — приручил животных, окультурил растения, повернул реки вспять – все равно ему есть, чему у нее учиться. Об этом и стихотворение А.А.Фета «Учись у них — у дуба, у березы…».

Первая же строчка содержит основную идею стихотворения, которая затем только развернуто объясняется. Дуб и береза – традиционные деревья средней полосы России. Дуб – символ стойкости и мужественности, береза – нежности и трепетности. Но оба эти дерева стоически переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей. По мнению поэта, так же и человек должен уметь переносить все жизненные невзгоды и страдания. Именно этому он и обязан учиться у дуба и березы.

Параллели этих деревьев и человека постоянно повторяются по ходу всего стихотворения так, что иногда непонятно, о ком же или о чем же пишет автор. Так, в строке «и за сердце хватает холод лютый; они стоят, молчат; молчи и ты!» А.А.Фет наделяет сердцем даже деревья.

Поэт щедро использует олицетворения и для описания зимы: «все злей», «сердито рвет», «за сердце хватает». Немногочисленные эпитеты – «холод лютый», «жестокая пора», «напрасные слезы» — тоже преимущественно посвящены описанию зимы. Таким образом, он хочет подчеркнуть ее силу и мощь, которым вынуждены противостоять и человек, и природа.

Вся третья строфа стихотворения посвящена человеку, где поэт обещает, что как и в природе зиму сменит весна, так и для человеческой души наступят «ясные дни», «новые откровения», когда «гений весны» принесет с собою тепло и жизнь. Таким образом, весна выступает не просто временем года, а верным другом, который обязательно придет и поможет в трудную минуту.

Для более точного выражения своих мыслей поэт прибегает и к особым синтаксическим структурам. Так, первая и третья строфа написаны простыми предложениями, осложненными деепричастными оборотами. Вторая же – где автор вновь выражает свою основную идею — вся состоит из одного сложного бессоюзного предложения.

Вера в торжество добра, весны, в то, что природа является богатым источником знаний и вдохновения для человека – вот те мудрые истины, которые хотел донести АА.Фет в совеем стихотворении.

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Стихотворение А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы» было написано в начале 80–х годов. Уже в 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека с природой. Он создает целые циклы: «Весна», «Лето», «Осень», «Вечера и ночи», «Море», в которых через картины природы читатель и лирический герой постигают правду о человеке. В этом смысле стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы» очень характерно.

Неброская картина русской природы отражена в поэзии своеобразно. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния и как художник «рисует», находя все новые оттенки и краски. Термин «поэзия импрессионистов», применяемая к лирике Фета, как нельзя точно отражает поиски поэтов-мыслителей, поэтов-художников. Еще современники Фета, особенно Салтыков-Щедрин, подчеркивали полнейшее слияние человека с природой в его лирике.

В голосе Фета слышится голос живого существа, такого, как трава, деревья, животные. Поэт может «молчать» их языком, погружаясь в статистическое созерцание. И вслед за поэтом, перед читателем возникают суровые картины дисгармонии в природе, а по-фетовски и в душе человека. Они вызывают ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способствуют метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; отрицательно эмоционально окрашенные эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия «напрасные на них застыли слезы»

Кульминация непогоды в природе связана с душевными ощущениями. В первой и третьей строфах используются преимущественно простые и простые осложненные предложения (осложнение деепричастными оборотами, однородными определениями). Вторая строфа имеет иную синтаксическую структуру: сложное бессоюзное предложение. Короткие, информативно-насыщенные предложения придают стихотворению динамику. Вторая строфа останавливает динамику стихотворения, замедляет его, в третьей строфе динамика восстанавливается. Побудительные предложения задают тон всему стихотворению, формы глаголов в повелительном наклонении придают элементы дидактического наставления, устаревшие формы слов «сжимаяся», «жизнию» придают торжественность речи.

Вначале стихотворение проникнуто пессимистическими настроениями. Нагнетание трагичных мотивов особенно заметно во второй строфе, где автор позволил себе использовать лексические повторы: «сердце рвет» - «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты». Такой прием усиливает ожидание развязки, именно поэтому третья строфа начинается с противительного союза «но» («Но верь весне»). Союз «но» вторгается в последнюю строфу, противоречит миру неустроенности и разлада. несет в себе светлый образ красоты, гармонии. Теперь образная система служит для создания чувств другого рода – веру в торжество добра, красоты, гармонии. Возможно, Фет видел в природе то, чего ему так не хватало в жизни, в сфере человеческих отношений (многие годы были потрачены на восстановление дворянского титула, трагическая любовь к Марии Лазич).

Я считаю, что данное стихотворение является ярким примером того, что Фет всю жизнь не переставал перечитывать великую и возвышенную книгу природы, оставаясь верным и внимательным ее учеником. А вслед за поэтом, природу должен познавать и читатель, потому, что в ней – ключ от всех тайн человеческого бытия. Природа – лучший учитель и наставник человека.(Бородавкина Марины)

Каждый год шестого июня в Михайловское, на Псковщину, со всех концов съезжаются поэты, писатели, деятели литературы и искусства, все, кому дорога поэз…

В дороге "Скучно! Скучно. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой…

Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом…

«Учись у них – у дуба, у березы» А.Фет

«Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет

Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Анализ стихотворения Фета «Учись у них – у дуба, у березы»

Лирика поэта Афанасия Фета весьма многогранна и разнообразна. На ее основе можно проследить этапы духовного становления и взросления автора, который с годами не утратил пылкость и романтичность натуры, но при этом приобрел бесценный жизненный опыт, заставляющий его относиться к окружающему миру с философской точки зрения.

Одним из наиболее ярких произведений Фета, в котором он предстает умудренным опытом человеком, является стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы», написанное в декабре 1883 года. К этому моменту поэт уже разменял седьмой десяток, давно вышел в отставку и полностью посвятил себя литературному творчеству, считая, что это занятие наиболее полно соответствует его романтической натуре. К этому времени в русской поэзии уже сформировались различные течения, однако Фет не причислял себя ни к одному из них, считая, что творчество не должно быть регламентировано какими-либо условностями. Его стихи – это состояние души, а в последние годы жизни и плод глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия, стержнем которого автор считал веру. Причем, не обязательно в религиозном контексте. По его мнению, человеку, для того, чтобы быть по-настоящему сильным духом, достаточно верить в то, что на смену жизненным невзгодам непременно придут радость и счастье. Этого, по мнению поэта, вполне достаточно для преодоления любых превратностей судьбы. И именно этой философской концепции автор посвятил свое стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы».

Лейтмотивом этого произведения является единение человека с природой. Более того, Афанасий Фет убежден, что людям стоит учиться у окружающего их мира, который изначально обладает мудростью и разумом. Поэтому, наблюдая за заснеженными деревьями, на которых из-за лютого мороза «застыли слезы и треснула, сжимаяся, кора», автор проводит параллель с миром людей. Не последнюю роль в этом сыграли и личные переживания поэта, которому довелось быть отвергнутым собственным отцом, но при этом найти надежного друга в лице отчима, обрести любовь всей своей жизни, однако лишиться возможности испытать чувство отцовства.

Во второй строфе стихотворения Фет умышленно сгущает краски, пытаясь через метаморфозы природы показать, что ощущения, испытываемые деревьями во время студеной зимы, свойственны и людям, когда «за сердце хватает холод лютый». Строчки, наполненные отчаяньем, совершенно не свойственны этому оптимистичному поэту. Однако он осознанно прибегает к подобным сравнениям для того, чтобы создать максимально полный контраст между светлыми и темными сторонами человеческой жизни. Автор подчеркивает, что каждому из нас приходится испытывать не только радость и счастье, но и горе. Однако это совсем не повод для того, чтобы впадать в уныние и считать, что любая неудача ставит крест на будущем и является поводом для того, чтобы перестать надеяться на лучшее. Более того, Фет убежден, что душевные страдания очищают человека, обнажая его истинную суть. Но только в том случае, если он не утрачивает веру в самого себя. «Для ясных дней, для новых откровений переболит скорбящая душа», — на такой оптимистичной ноте поэт завершает свое стихотворение, подчеркивая после зимы всегда наступает весна. Главное, запастись терпением и осознать, что жизнь циклична, и любому человеку дается шанс прожить ее светлый отрезок так, чтобы впоследствии ни о чем не сожалеть и не испытывать угрызений совести за то, что время потрачено впустую. Ведь весна в понимании Фета – это возможность духовного совершенствования и укрепления веры, которая непременно понадобиться каждому из нас в сложных и лишенных радости жизненных ситуациях.

Послушайте стихотворение Фета Учись у них

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Учись у них

Анализ стихотворения Фета Учись у них