Анализ стихотворения Фета Туманное утро



Анализ стихотворения Фета «Морская даль во мгле туманной…»

Картинка Анализ стихотворения Фета Туманное утро № 1

В сороковые годы девятнадцатого столетия Фет заинтересовался морской тематикой. В этот период он побывал в Италии, где мог любоваться открытыми пейзажами, дышать прохладным соленым ветром и думать о жизни, прогуливаясь по морскому берегу под утренними лучами солнца. В последствии морские картины, которые поэт видел каждый день во время своего пребывания в этой стране, стали основой его пейзажных стихотворений.

Пример

В 1857 году Фет создает стихотворение ««Морская даль во мгле туманной…», которое и по ныне считается одним из лучших образцов морской пейзажной лирики. В нем, кажется, нет границ, нет четкого начала и конца, оно захватывает и тянет за собой внимание читателя, которое уплывает вдаль словно по течению. Автор добивается такого эффекта благодаря умелому использованию цвета, звуков, передачи динамики. Фет прекрасно чувствует свое окружение, он понимает природу, любит ее.

В этом произведении Фет использует прием, который сегодня широко используется в кино: взгляд лирического героя, а значит и читателя, движется плавно, не спеша, из далека все ближе и ближе, на первый план. Поэт пристально наблюдает за движением одной волны: с момента ее зарождения до момента условной смерти, когда она разбивается о скалы в падении.

Чайки озвучивают этот пейзаж. Делают его более правдоподобным.

Фет понимает некую существующую невидимую связь между человеком и морем. Море дарует человеку энергию, оно меняет настроение того, кто находится рядом с ним.

Это стихотворение имеет философский смысл, намекающий о незыблемой связи человека с природой, ведь корни его идут оттуда же. Но первостепенная задача подобных стихотворений все же показать читателем красоту моря, призвать хотя бы раз в жизни суметь насладиться этой красотой, испытав непередаваемые ощущения.

Проанализировать стихотворение. туманное утро. Фет.

Картинка Анализ стихотворения Фета Туманное утро № 4

Пункты:
1 формальные признаки.
2.о чем стих.
3.средство худож. выразительности.
4.моё восприятие. но восприятия у меня нет.

вот стих: Как первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч
Скользит уступами вершин
На темя башен и руин,

Когда в долинах, полных мглой,
Туман недвижим голубой, —
Пусть твой восторг во мглу сердец
Такой кидает свет, певец!

И как у розы молодой,
Рожденной раннею зарей,
Когда еще палящих крыл
Полудня ветер не раскрыл

И влажный вздох туман ночной
Меж небом делит и землей,
Росинка катится с листа, —
Пусть будет песнь твоя чиста.

При работе над подготовкой полного собрания стихотворений Фета, был обнаружен документ, отражающий начальный импульс, зародыш, так сказать, стихотворения Фета. Других подобных документов нет - да и этот состоит лишь из одной строки. В беловой тетради 50-х годов под стихотворением "Свился берег мне скалистый" Фет написал карандашом, беглым почерком, без знаков препинания:
Капля скатившаясь с листа такая утрен песнь.
Несомненно, это первая и немедленная фиксация пришедшего в голову сравнения - "зародыша" будущего стихотворения "Туманное утро", написанного в Риме в 1856 г. Характерна аграмматичность формы "скатившаясь", в которой соединились в недифференцированности быстро мелькнувшей мысли формы "скатившись" и "скатившаяся".
Знание исходного пункта и окончательного результата может нам помочь разобраться в какой-то мере в характере и последовательности процесса создания стихотворения. Для этого обратимся к анализу его структуры.
Стихотворение написано размером с одними мужскими рифмами, расположенными попарно. Такая метрическая форма не создает строф; если они наличествуют, то создаются семантико-синтаксическими средствами. В данном случае Фет избрал восьмистрочную строфу. Здесь каждая строфа представляет собой одно сложное предложение, в котором цепь придаточных, создающих глубокую синтаксическую перспективу, завершается лаконичным главным предложением. При этом вторая строфа явно имитирует первую. Она также начинается сравнительным придаточным предложением, вводимым союзом "как", продолжается временным придаточным, вводимым союзом "когда", и заканчивается главным предложением, вводимым частицей "пусть". Однако здесь нет той синтаксической стройности, как в первой строфе. Временное придаточное здесь вставлено внутрь сравнительного, так что начало сравнительного придаточного ("И как у розы молодой") отделено от его конца ("росинка катится с листа") пятью строками. Это делает смысл непрозрачным. Пять отделяющих строк содержат причастный оборот и, в сущности, два временных придаточных, объединенных союзами "как" и "и". При этом неясно, относятся ли эти придаточные предложения грамматически к слову "рожденной" или к слову "катится", т. е. ко времени рождения розы или ко времени, когда с нее скатывается капля росы. Во всяком случае, и то и другое происходит ранним утром, поэтому лишними по смыслу являются слова:

Когда еще палящих крыл
Полудня ветер не раскрыл.

Если уже сказано, что вся картина относится к раннему утру, к чему же пояснять, что еще не наступил полдень?
Видимо, моделью явилась первая строфа, а вторая, так сказать, подогнана под ее строй, хотя первоначальный замысел стихотворения связан именно со второй строфой.
Попытаемся предположительно реконструировать ход творческого процесса, приведшего к созданию "Туманного утра". Он несомненно начался с того сравнения, которое зафиксировано в приведенной выше записи. Если бы мелькнувшее сравнение не было схвачено как творческий импульс, незачем было бы фиксировать его в тетради для стихов.
Сразу же будущее стихотворение представилось поэту как двухчастное, со структурой, основанной на параллелизме частей. Тем самым к сравнению поэзии с утренней росой надо было подобрать параллельное сравнение. К песне чистой, как утренняя роса, был найден коррелят в виде песни светлой, как утренний луч. Мы видим, что исходное стремление построить стихотворение как сочетание двух параллельных строф было необыкновенно интенсивным. Вся структура: образность, строфика, метрика, очень сложное синтаксическое построение, ритмико-синтаксические соотношения, вплоть до словесных формул, вводящих аналогичные синтаксические отрезки, - все это должно было повторяться в обеих частях стихотворения. Это не вполне удалось во второй строфе. Вероятно, до такой степени идентичности при очень своеобразной, можно сказать прихотливой, синтаксической структуре первой строфы нельзя было довести вторую. Образы двух строф не удалось развернуть одинаково содержательно.

Стихотворение А. Фета "Это утро, радость эта. " (восприятие, истолкование, оценка)

Картинка Анализ стихотворения Фета Туманное утро № 5

Стихотворение «Это утро, радость эта..» написано А. Фетом в 1881 году, оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта. Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать тайны человеческого бытия.

Фету удается представить в стихах подсознательное, передать то туманное, утаенное, что можно выразить лишь поэтическим языком, где роль играет не только семантика слов, но и звуковой, интонационный ряд, музыкальность стиха.

В стихотворении "Это утро, радость эта…" поэт не просто описывает весеннюю природу, а передает чувство, которое она рождает; раскрывается жизнь человеческой души.

Поэтом описан весенний день от рассвета до вечерней зари. Первая строфа – это утро, наполненное солнцем. Когда читаешь её, кажется, что стоишь на просторном лугу, запрокинув голову, и наслаждаешься льющимся с небес светом. Утро, пробуждение приносит чувство радости, мир природы находит отражение в мире эмоций. Множество ощущений создают определенную картину окружающего мира. Сначала появляются зрительные образы: «синий свод», «мощь дня и света», затем они наполняются звуковым содержанием: «этот крик». Поначалу мы лишь интуитивно догадываемся, чей это крик. Постепенно образ проясняется: «вереницы», «стаи» и, наконец, возникает слово «птицы». Окружающий мир наполняется движением. Возникает новый звуковой образ: «говор вод», который заставляет оглянуться вокруг. Этими словами заканчивается первая строфа, будто взгляд постепенно перемещается с неба на землю. Это создаёт ощущение непрерывности и целостности пейзажа.

Во второй строфе множество конкретных зарисовок, зрительных образов. Разгорающийся день дарит целый поток ощущений. Интересно, что взору открываются то картины дальнего плана («ивы и березы», «эти горы, эти долы»), то мельчайшие детали (капли, едва распустившийся лист, который пока еще "похож на пух"). Капли похожи на слезы, кажется, что это слезы умиления, все вокруг так восхитительно! Эта метафора еще раз доказывает неотделимость природы от внутреннего мира человека. И вновь пейзаж заселяется живыми существами: мошки и пчелы, едва проснувшиеся после долгой зимы, вызывают чувство легкости, полета, а главное, возникает мысль, что жизнь продолжается! Звуковые образы второй строфы также способствуют оптимистическому, жизнеутверждающему настрою: «зык и свист». Очень звучное слово «зык» наполняет пространство отрывистыми, но бодрыми, громкими и свежими звуками.

Третья строфа – описание вечера. Это самое таинственное время суток, именно поэтому мы почти не находим упоминание конкретных предметов. Вокруг лишь нагроможденье эмоций, размытых и не всегда осознаваемых. «Вздох ночной селенья»- это вздох лирического героя, сердце которого неспокойно, ждет чего-то незнакомого, но, несомненно, прекрасного. Возможно, «ночь без сна» проводит влюбленный человек… Эту догадку подтверждает незримо возникший образ соловья. Он невидим в ночи, слышны лишь «эта дробь и эти трели». Дважды возникает отрицание: «без затменья», «без сна». Это помогает создать ощущение непрерывности картины, постоянного течения времени. «Мощь» и «свет» к ночи превращаются в «мглу и жар», однако, завтра будет новый день, полный красок и светлых чувств.

В стихотворении нет ни одного глагола, однако, это вовсе не лишает его движения, наоборот, назывные предложения, словно нанизанные друг на друга, создают ощущение бега вешних вод, дуновение ветра и, без сомненья, порыва чувств. Яркие картины весны живо сменяют друг друга, они мимолетны, но от этого только более прекрасны. Указательные местоимения «этот», «эта», «эти» повторяются 26 раз! Кажется, лирический герой поражен количеством впечатлений, подаренных одним весенним днём, каждое из них заслуживает хотя бы мимолетного внимания. Звуки, запахи, изображения – все сливается в единую картину, которая, как в зеркале, отражается в душе лирического героя.

Синтаксически стихотворение представляет собой одно сложносочиненное предложение. Запятые в конце каждой строфы придают музыке стиха легкость, воздушность, стремительность, некую незаконченность и ощущение постоянного движения. Композиционная точка – слово «весна». Оно ассоциируется с мажорным аккордом после длинного музыкального пассажа, исполненного с нарастающим темпом и напряженностью. Поэтическое творение превращается в музыкальное - некий виртуозный этюд с ярким крещендо. Насколько же мелодична поэзия А.Фета, если к ней применимы музыкальные термины!

Стихотворение написано четырехстопным хореем, который в третьей и последней строке каждой строфы сменяется трехстопным, причем отсутствует последний безударный слог. Кажется, что это - небольшая пауза, взятие дыхания перед следующей музыкальной фразой. Именно эти строки зарифмованы между собой мужской рифмой, что подкрепляет возникшее ощущение. В третьей строфе все рифмы женские, этим еще раз подчеркивается её кульминационная значимость

Стихотворение А. Фета "Это утро, радость эта…" позволяет остановить и увековечить прекрасный миг жизни. Идеальный мир поэзии отражает мир реальных ощущений. После прочтения стихотворения возникает чувство гармонии, единения с природой, это наполняет сердце оптимизмом и любовью к жизни.

Поэзия А. Фета – неисчерпаемый источник, полный как мимолетных, стихийных, безотчетных чувств, так и наполненных мыслей. Все его стихотворения о природе – маленькие шедевры, волшебные зеркальца, заглянув в которые, можно увидеть свой внутренний мир и насладится ранее неведомыми ощущениями.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Стихотворение Фета А.А.
«Туманное утро»

"Туманное утро"

Как первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч
Скользит уступами вершин
На темя башен и руин,
Когда в долинах, полных мглой,
Туман недвижим голубой, -
Пусть твой восторг во мглу сердец
Такой кидает свет, певец!

И как у розы молодой,
Рожденной раннею зарей,
Когда еще палящих крыл
Полудня ветер не раскрыл
И влажный вздох туман ночной
Меж небом делит и землей,
Росинка катится с листа, -
Пусть будет песнь твоя чиста.

Стихотворение Фета А.А. - Туманное утро

См. также Афанасий Фет - стихи (Фет А. А.) :

Тургеневу
Прошла зима, затихла вьюга,— Давно тебе, любовник юга, Готовим тучног.

Ты был для нас всегда вон той скалою
Ты был для нас всегда вон той скалою, Взлетевшей к небесам; Под бурям.

Послушайте стихотворение Фета Туманное утро

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Туманное утро

Анализ стихотворения Фета Туманное утро

Настроение произведения Туманное утро

Туманное утро