Анализ стихотворения Фета Тополь
Анализ стихотворения Фета «Тополь»
Анализ стихотворения Фета «Тополь»
Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть («смертный недуг»), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве.
Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в трудную минуту («мой тополь», «как друг»). Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист «под ногами», а тополь «над мертвыми степями», «с подъятыми к небесам ветвями». Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно.
Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10 слоге, постоянная односложная анакруза придают ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, мужских и женских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание.
Композиция строиться на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и тополя, на сопоставлении словесных рядов, создающих образы лирического героя («унылыми глазами», «с унынием в душе») и осени. Таким образом, автор использует композиционные приемы противопоставления и усиления.
Произведите анализ стихотворения А. А. Фета "Тополь"
Elena Litovchenko Профи (528), закрыт 1 год назад
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.
Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть (“смертный недуг”), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве. Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в трудную минуту (“мой тополь”, “как друг”). Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист “под ногами”, а тополь “над мертвыми степями”, “с подъятыми к небесам ветвями”. Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно.
Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10 слоге, постоянная односложная анакруза придают ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, мужских и женских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание.
Композиция строиться на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и тополя, на сопоставлении словесных рядов, создающих образы лирического героя (“унылыми глазами”, “с унынием в душе”) и осени. Таким образом, автор использует композиционные приемы противопоставления и усиления.
Стихотворение Фета А.А.
«Тополь»
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.
Стихотворение Фета А.А. - Тополь
См. также Афанасий Фет - стихи (Фет А. А.) :
Тот богоравный был избран судьбою
(из Катулла) XLX (LI) Тот богоравный был избран судьбою, Тот и блажен.
Туманное утро
Как первый золотистый луч Меж белых гор и сизых туч Скользит уступами.
«Тополь» А.Фет
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.
Анализ стихотворения Фета «Тополь»
Осеннее увядание и наступление «жестокой поры» зимы вызывает грусть, упадок жизненных и творческих сил у чуткого героя фетовской лирики. Впечатление от безрадостного пейзажа скрашивает надежда, пусть слабая, тлеющая. Подыскивая варианты преодоления депрессии, поэт обращается к образам деревьев, сакральная роль которых сформировалась еще во времена языческой культуры. Мощные создания природы, они имеют связь как с горним миром, так и с преисподней, и согласуют земной жизненный цикл с естественным ходом времени. Дуб и береза в фетовской трактовке становятся символами мудрости, стойкости, терпения и веры.
Стихотворение 1859 г. начинается с изображения безотрадной пейзажной зарисовки, которая нетипична для радостного мировосприятия автора. Зафиксировав внимание на тревожном знаке — тишине прежде многоголосого сада, поэт словно складывает мозаику из сумрачных деталей. Нагнетается лексика с семантикой печали и физического конца, наделенная отрицательными коннотациями: «потух», «мертвыми», «смертный недуг», «тлетворный». Широко используются анафорические конструкции: дважды упоминается лексема «последний», за прилагательным «унылыми» следует однокоренное отглагольное существительное. Завершает череду повторов компаратив «мрачнее», данный в двух вариантах формы.
Миру, охваченному атмосферой тоски и предчувствиями смерти, противостоит образ тополя, одиночество которого также отмечено в двух эпизодах поэтического текста. Дерево, подобно близкому другу, становится адресатом лирического послания во втором и третьем катренах.
Центральная и заключительная части стихотворения объединены с помощью глаголов второго лица единственного числа: «таишь», «лепечешь» и др. Личные формы глаголов служат и средством создания антропоморфного образа, который может скрывать или сообщать информацию. Главным же свойством тополя становится способность припоминания. С учетом последнего обстоятельства складывается его сложная символика, утверждающая связь образа с категориями мужества, памяти и надежды. Герой восхищается неизменностью, твердостью позиции своего адресата, верностью воспоминаниям о прекрасных «вешних днях».
Еще одна знаковая деталь — ветви, поднятые вверх, «к небесам». Они задают духовно-пространственные ориентиры, заставляя оторваться от унылого разглядывания разбросанной под ногами листвы. Ободренный, воспрянувший духом, устремивший свои помыслы к горней выси — финал представляет лирического субъекта, усвоившего урок мудрости, который преподал тополь.
Сертификат для каждого участника БЕСПЛАТНО в день публикации работы! Опыт коллег со всей России и ближнего зарубежья Экспертная комиссия из высококвалифицированных специалистов
Заканчиваются Лучшие олимпиады Февраля 2017 года осталось 5 дней !
Задания уже на сайте! Подводятся промежуточные итоги. Быстрое получение результатов и наград!
Спешите принять участие в лучших олимпиадах зимнего сезона 2017 года!
Урок литературы: Анализ и интерпретация стихотворения А. Фета “Тополь”
учитель русского языка и литературы
г. Белоярский, ХМАО-Югра
Размер файла 23.84Кб
Тема: «Анализ и интерпретация стихотворения А. Фета “Тополь”».
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся
Цели:
• совершенствовать умение анализировать и интерпретировать поэтический текст, развивать культуру общения и речи;
• развивать навыки выразительного чтения;
• развивать речь, внимание, память, образное мышление;
• воспитывать у учащихся эстетический вкус.
В избранном у 0 пользователей.
Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)
Правительство
Санк-Петербурга
Комитет по образованию
Министерство образования и науки
Российской федерации
День Победы.
70 лет
Официальный сайт Рособрнадзора
Министерство труда и социальной защиты РФ
Российское Образование
Федеральный портал
Портал общероссийской системы оценки качества образования
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 58841. Система сайта Prodlenka.org является авторской и защищена законом. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Политика конфиденциальности.
© 2008 – 2017 Все права защищены. 6+
Сайт сделан в студии ПаЛыЧа .