Анализ стихотворения Фета Тихо ночью на степи



"Анализ стихотворения А.А.Фета "Степь вечером""

Картинка Анализ стихотворения Фета Тихо ночью на степи № 1

Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере

Анализ стихотворения А.А.Фета «Степь вечером». Клубятся тучи, млея в блеске алом, Хотят в росе понежиться поля, В последний раз за третьим перевалом Исчез ямщик, звеня и не пыля. Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение «Степь вечером» в 1854 году. Основная тематика содержания – это описание буйной природы степи.

Пример

Это стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Современник» Стихотворение отличает психологическая точность в описании природы степи. Нигде жилья не видно на просторе, В дали огня иль песни и не ждешь! Все степь да степь. Безбрежная как море, Волнуется и наливает рожь. Мы оказываемся в вольных просторах степи. Следует отметить, что

Фет проявляет фантастическое внимание – он замечает множество мелких деталей: голос перепела, скрип коростелей, перемещение теплых и холодных воздушных масс. Все это описано четырехстрочным ямбом и трогает до глубины души. Это заставляет нас «увидеть степь глазами поэта» Покрылись нивы сетью золотистой, Там перепел откликнулся в дали, И слышу я в изложине росистой

В полголоса скрипят коростели. Многочисленные выразительные средства буквально «добивают» наше воображение и заставляют произвидение запечатлиться в нашей памяти. Среди них: эпитеты «сетью золотисто», «прожужжал сердито» и метафоры «взор обманут», «клубятся тучи». «Степь вечером» оставляет своеобразный оттиск в нашей душе, заставляет прочувствовать все описанное, и мне хотелось - бы закончить анализ этими строками:

Луна чиста. Вот с неба звезды глянут И как река засветит Млечный Путь.

Анализ стихотворения Фета «Степь вечером»

Произведение под названием «Степь вечером» было написано выдающимся русским поэтом Афанасием Афанасиевичем Фетом в далеком 1854 году. Необходимо отметить, что стихотворение посвящено буйной природе степи, которую описывает в данном произведении автор.

Впервые произведение «Степь вечером» было опубликована в журнале «Современник». Характерными особенностями стихотворения можно назвать психологическую точность, которая присуща авторскому описанию природы вечерней степи. «Нигде жилья не видно… все степь да степь!» Читающие эти строки мысленно переносятся на вольные просторы степи и как бы воочию наблюдают за всем происходящим там.

В этом произведении А.А. Фету удалось максимально детализировать происходящее в степи. Именно на описание деталей он делает здесь основной упор. Благодаря этому «Степь вечером» была по достоинству оценена современниками автора. Автор смог уловить мельчайшие детали. Это и крик перепела, поскрипывание коростелей, дуновение теплого и холодного ветерков.

Четырехстопный ямб, который был использован при написании стиха, смог полностью реализовать поэтическую задумку. «Степь вечером» не может никого оставить равнодушным. Ямб в данном случае был выбран совсем не случайно. Благодаря ему читатель может видеть описываемые автором картины природы глазами поэта.

Использование Фетом многочисленных выразительных средств делают произведение незабываемым, слова которого подолгу остаются в памяти благодаря столь пристальному вниманию, которое было уделено автором к мельчайшим деталям. Поэт употребляет следующие эпитеты, помогающие достичь нужного эффекта: «сетью золотисто», «прожужжал сердито».

Пользуется Фет также и такими выразительными средствами, как метафоры, например, «взор обманут» или «клубятся тучи». «Степь вечером» — это далеко не обычное произведение. Оно оставляет надолго в душе определенный след, а картины природы заставляют сердце биться быстрее.

Безусловно, автору удалось добиться нужного эффекта и как можно более реалистичней изобразить красивую природу русской вечерней степи.

Произведение под названием «Степь вечером» было написано выдающимся русским поэтом Афанасием Афанасиевичем Фетом в далеком 1854 году. Необходимо отметить, что стихотворение посвящено буйной природе степи, которую описывает в данном произведении автор.

Впервые произведение «Степь вечером» было опубликована в журнале «Современник». Характерными особенностями стихотворения можно назвать психологическую точность, которая присуща авторскому описанию природы вечерней степи. «Нигде жилья не видно… все степь да степь!» Читающие эти строки мысленно переносятся на вольные просторы степи и как бы воочию наблюдают за всем происходящим там.

В этом произведении А.А. Фету удалось максимально детализировать происходящее в степи. Именно на описание деталей он делает здесь основной упор. Благодаря этому «Степь вечером» была по достоинству оценена современниками автора. Автор смог уловить мельчайшие детали. Это и крик перепела, поскрипывание коростелей, дуновение теплого и холодного ветерков.

Четырехстопный ямб, который был использован при написании стиха, смог полностью реализовать поэтическую задумку. «Степь вечером» не может никого оставить равнодушным. Ямб в данном случае был выбран совсем не случайно. Благодаря ему читатель может видеть описываемые автором картины природы глазами поэта.

Использование Фетом многочисленных выразительных средств делают произведение незабываемым, слова которого подолгу остаются в памяти благодаря столь пристальному вниманию, которое было уделено автором к мельчайшим деталям. Поэт употребляет следующие эпитеты, помогающие достичь нужного эффекта: «сетью золотисто», «прожужжал сердито».

Пользуется Фет также и такими выразительными средствами, как метафоры, например, «взор обманут» или «клубятся тучи». «Степь вечером» — это далеко не обычное произведение. Оно оставляет надолго в душе определенный след, а картины природы заставляют сердце биться быстрее.

Безусловно, автору удалось добиться нужного эффекта и как можно более реалистичней изобразить красивую природу русской вечерней степи.

Подобные записи

Клубятся тучи, млея в блеске алом,

Хотят в росе понежиться поля,

В последний раз за третьим перевалом

Исчез ямщик, звеня и не пыля.

Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение «Степь вечером» в 1854 году. Основная тематика содержания - это описание буйной природы степи. Это стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Современник»

Стихотворение отличает психологическая точность в описании природы степи.

Нигде жилья не видно на просторе,

В дали огня иль песни и не ждешь!

Все степь да степь. Безбрежная как море,

Волнуется и наливает рожь.

Мы оказываемся в вольных просторах степи. Следует отметить, что Фет проявляет фантастическое внимание - он замечает множество мелких деталей: голос перепела, скрип коростелей, перемещение теплых и холодных воздушных масс. Все это описано четырехстрочным ямбом и трогает до глубины души. Это заставляет нас «увидеть степь глазами поэта»

Покрылись нивы сетью золотистой,

Там перепел откликнулся в дали,

И слышу я в изложине росистой

В полголоса скрипят коростели.

Многочисленные выразительные средства буквально «добивают» наше воображение и заставляют произвидение запечатлиться в нашей памяти.

Среди них: эпитеты «сетью золотисто», «прожужжал сердито» и метафоры «взор обманут», «клубятся тучи».

«Степь вечером» оставляет своеобразный оттиск в нашей душе, заставляет прочувствовать все описанное, и мне хотелось - бы закончить анализ этими строками:

Луна чиста. Вот с неба звезды глянут

И как река засветит Млечный Путь.

Прозвучало над ясной рекою ,
Прозвенело в померкшем лугу ,
Прокатилось над рощей немою ,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке. луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами ,
Разлетелись. как дым. облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном. -
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем .
( 1855 г.)

1. Стихотворение написано в 1855 году. Первая публикация - журнал " Отечественные записки" №5 за 1855 год. При издании в сборнике 1856 года стихотворение было помещено в состав цикла " Разные стихотворения", в составе это же цикла опубликовано в сборнике 1863 года. В плане издания 1892 года стихотворение было помещено Фетом в составе цикла " Вечера и ночи" ( перед ним следует стихотворение " Степь вечером", отделяющее от " Вечера" стихотворением " Шепот, робкое дыханье. ")

Благодаря этому стихотворение вступает в поэтический диалог с другими текстами цикла - как пейзажными ( " Вдали огонек за рекою. ", 1842; " Летний вечер тих и ясен. ", 1847; " Что за вечер! А ручей. ", 1847; " Степь вечером", 1854; " Благовонная ночь, благодатная ночь. ", 1853 ;) и пейзажно - философскими ( " Я люблю многое, близкое сердце. ", 1842; " Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый. ", 1843; " Заря прощается с землею. ", 1858; " Молятся звезды, мерцают и редеют. ", 1884; ) и любовными ( " Я жду. Соловьиное эхо. ", 1842; " Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь", 1842;, " Шепот, робкое дыханье. ", 1850; " Сегодня все звезды так пышно. ", 1888 ). В этом соседстве, казалось бы, чисто пейзажное стихотворение " Вечер" приобретает и философский ( день и ночь как два лика природы и бытия - мотив, характерный для поэзии Ф. И. Тютчева, таящееся в глубине природы хаотическое, грозовое начало, проявлением которого оказываются неназванный гром и " зарница"), и любовный ( гроза чувств, зарождающаяся " зарница" страсти) подтексты.
2. Стихотворение относится к пейзажной лирике Фета. в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния: как художник - пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа - источник неожиданных открытий, философского оптимизма. Стихотворение можно сравнить с картинами импрессионистов: то же желание показать субъективность мировосприятия и формы выражения.
Пейзаж стихотворения очень конкретен, детально выписан: " ясная река", " померкший луг", " роща немая", " пригорок". В то же время фетовский пейзаж создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью - это мир " сопричастий", зеркальных отражений, соприкосновений и мимолетностей.
3. В стихотворении " Вечер" описывается один промежуток времени - между ясным днем и ночью. Вечер - не только переходное состояние между днем и ночью, но и союзник, который объединяет их в одно целое.

Вздохи дня есть в дыханье ночном.

Здесь это время суток олицетворяется Фетом: за последним вздохом дня следует вздох ночи, а их связующим звеном является вечер. Данное стихотворение - это описание одного мгновения, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая человеку.

4. Вечер у фета не статичен. Каждую секунду этого вечера в мире происходят изменения. Глаголы первого безличного предложения сразу дают динамику: " прозвучало", " прозвенело", " прокатилось", " засветилось". Дальше - " убегает на запад река", " разлетелись облака". О непостоянстве, мимолетности и переходности говорят строки: " На пригорке то сыро, то жарко. "
Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично иедино слито умелой рукой мастера.
А. А. Фет использует интересные описания и метафоры. Кроме этого автор использует и сравнения: например, облака он сравнивает с дымом ( " Разлетелись, как дым, облака" ). Образ солнца метафоричен. Солнце у Фета, как живое существо, спряталось за горизонтом, оставив за собою след на небе ( " Погорев золотыми каймами. " ). Река - это тоже " живое существо", она " луками убегает на запад". для нее нет помех и препятствий, потому что все в природе гармонично, и вот этот лучезарный поток направляется вперед.
Стихотворение " живое", оно наполнено жизнью, красотою, звуками природы. Природа, как живая, прозвенела, прозвучала, засветилась. Природа словно говорит нам о красоте, мире, счастье, добре и радости, которые она нам несет. Все в природе наполнено гармонией и красотой. Все живое, и несомненно движется вперед.
" Вечер" - стихотворение об одном мгновении, о его красоте, и эта красота откроется любому, стоит только захотеть ее увидеть.
5. Смысл названия стихотворения.
Вечер - это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти переходящие моменты, " миги" бытия, видение предмета таким, каким он предстает в настоящий момент. Такое понимание цели искусства свидетельствует о точках соприкосновения лирики Фета с эстетикой и стилем импрессионизма.
6. Композиция.
Стихотворение, как и большинство строфических лирических произведений Фета, состоит из трех строф, каждая из которых объединена перекрестной рифмовкой: АБАБ.
Первая строфа показывает картину наступающего грозового вечера, наплывающей тени от тучи и яркого света ( не ясно, от чего этот свет - от далекой молнии - зарницы или от закатного солнца). Первая строка заключает в себе звуковой образ ( " прозвучало" ) и зрительный ( " ясная река" ). Вторая строка симметрична первой, она также членится на два образа - звуковой ( " прозвенело" ) и зрительный ( " померкший луг" ). Однако не менее отчетливо и смысловое различие: если в первом стихе пейзаж светлый ( " ясная" ), то во втором - теневой ( " померкший" ). В третьей строке зрительный образ полностью вытесняется звуковым - " прокатилось". а цветовой эпитет заменен звуковым " немая". Четвертый стих передает только зрительное впечатление: " засветилось". Одновременно появляется и наблюдатель - " на том берегу" ( на другом по отношению к человеку, созерцающему картину природы)
Во второй строфе также присутствует взгляд наблюдателя, как и в концовке первой: река убегает " далеко", " на запад" по отношению к его положению в пространстве.
Контраст света и темноты сменяется своеобразным синтезом " полумрак". Вводится мотив движения ( " река убегает" ), излучины, извивы ( " луки") реки - своеобразное соответствие " извивам", колебаниям, поворотам света и темноты, звука и беззвучия. Предложения во второй строфе противостоят по синтаксису первой: первая строфа - 4 безличных предложений, совпадающих с границами четырех стихов. Во второй строфе только два предложения, занимающие каждое по две строки. Благодаря этому происходит замедление интонации: для первой строфы в сравнении со второй характерно быстрое интонационное движение, которому соответствует смена " кадров" пейзажа ( река, луг, роща, тот берег), подобие киномонтажа. Во второй строфе даны лишь два пейзажных кадра, образ реки дан посредством не монтажа, а скольжения взгляда - наподобие движения камеры, именуемого в кинематографии -трэвелингом.
В третьей строфе контрастная поэтика переведена в план температурных ощущений, отражающих присутствие лирического "я" ( " то сыро, то жарко" ). Пригорок, который упоминается в третьей строфе, явное указание на местонахождение " я" в пространстве: с этого пригорка он видит реку, луг, рощу, облака. Контрастам света ( цвета) и темноты, звука и безмолвия соответствует соединение противоположностей дня и ночи, объединенных вместе посредством метафоры " вздохи - дыханье". Завершает строфу свето - цветовая вспышка - " голубым и зеленым огнем" ( мотивы огня и воды - главные в творчестве Фета)
Последние строки всех трех четверостиший связывает образ яркого света: " засветилось", " погорев золотыми каймами", " зарница уже теплится ярко. огнем". Так. в композиции, в структуре стихотворения как бы отражен образ грозового эха, которым текст открывается, а в концовке текста повторяет упоминание о вспышках, сполохах молний, содержащееся в первой строфе. Противительный союз но, которым вводится строка - " но зарница уж теплится ярко", противопоставляет приближающуюся грозу одновременно и уходящему дню, и наступающей ночи.
7. Образная структура.
Стихотворение строится на сочетании образов света ( и яркого цвета) и темноты. Название " Вечер", традиционное для русской поэтической традиции ( " Вечер" - стихотворение В. А. Жуковского, одна из первых элегий с пейзажными элементами), формирует ожидание встретить в тексте упоминание об обычных признаках этого времени суток: о смене дневного, солнечного света ночной темнотой, о закате, о появлении луны на небе. Однако Фет заменяет эти ожидаемые признаки вечера упоминанием о грозе или о грозовом эхе; игра, переливы света и темноты объясняются скорее не приближением ночи, а подступающей грозой. Вопреки традиции вечернего пейзажа стихотворение завершается не наступлением сумерек или ночной темноты, а яркой вспышкой света - образом молнии - " зарницы". Традиционен, почти цитатен в своей основе образ горящих в закатных лучах облаков, напоминающий строки из " Вечера" Жуковского: " Уж вечер. облаков померкнули края. " и отчасти из его же " Невыразимого": " сей пламень облаков, по небу тихому летящих. "
Образ " зарницы" - молнии появляется только в конце, объясняя природу раскатов и звона, упоминаемых в начале стихотворения. В первых строках появления грозы еще не названо, дано лишь впечатление от него в форме безличных предложений ( что - то " прозвучало", " прозвенело"). Сходный прием встречается в стихотворении " Весенний дождь", в котором не упомянутый прямо дождь замене неопределенно - личным местоимением что - то: " И что - то к саду подошло, по свежим листьям барабанит"
8. Стихотворение написано трехстопным анапестом - самым популярным и " заметным" трехсложным размером в русской поэзии, начиная с середины XIX века.
9. Звуковой строй.
Аллитерация на -р- в тексте стихотворения - подражание раскатам грома: скопление звуков -р- отличительно для первой строфы, изображающей гром: причем этот звук встречается во всех четырех строках четверостишия. Другой сонорный звук -л- ассоциируется с семантикой пространства: л уг, да л еко, л уками. Акустические и пространственные ассоциации, характерные для этих звуков, объединены в глаголах звучания и движения ( п р озвуча л о, п р озвене л о, п р окати л ось, р аз л ете л ись), а также в существительных и прилагательных с цветовой и звуковой семантикой ( по л ум р аке, зо л отыми, за р ница, го л убыми, зе л еными). В стихотворении также выделен звук -з-. ассоциирующийся одновременно и со " звоном", со звуком, со светом и с предметами, воспринимаемыми зрением: про з вучало, про з венело, з асветилось, ра з летелись, з апад, з олотыми, з арница, з елеными.
Так благодаря звуковому строению текста происходит своеобразное " примирение" и " слияние" звука и пространства в свете и цвете, создается целостное восприятие звука, света и цвета.
10. В лирическом произведении преобладают светлые, жизнеутверждающие тона. Поэт видит в природе ту гармонию, которую ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние - эстетическая восторженность.

Слушать стихотворение Фета Тихо ночью на степи

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Тихо ночью на степи

Анализ стихотворения Фета Тихо ночью на степи

Настроение произведения Тихо ночью на степи

Тихо ночью на степи