Анализ стихотворения Фета Сад весь в цвету



Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне!

Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.

Эта заря;
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!

Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты — благодатная тайна моя.

Год создания: 1884 г.
Опубликовано в издании:
Афанасий Фет. Воздушный город.
Стихотворения 1840-1892 гг.
Из поэтического наследия.
Москва, "Центр-100", 1996.

Количество просмотров: 22

ПОМОГИТЕ. АНАЛИЗ!

Картинка Анализ стихотворения Фета Сад весь в цвету № 1

Даник Сафонов Ученик (86), на голосовании 2 года назад

Пример

Анализ стихотворения Фет А. А.
* * *
Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне!

Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.

Эта заря;
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!

Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты — благодатная тайна моя.

Екатерина Макосова Знаток (369) 2 года назад

Афанасий Фет – один из немногих русских поэтов, который умел не только видеть прекрасное, но и создавать своими стихами определенное настроение. Он мог остановиться возле окна и через несколько мгновений настолько точно передать то, что увидел, что у поклонников его творчества появлялось ощущение, будто бы они сами видели то, о чем написал поэт.

Среди творческого наследия Афанасия Фета можно найти много произведений, которые безыскусны в своей простоте и при этом не лишены гармонии. Такие стихи относятся к раннему периоду литературной деятельности Фета, когда он переживал огромный духовный подъем и был уверен, что ели добьется поставленных целей, то станет самым счастливым человеком на свете. Одним из них является произведение «Цветы», написанное в 1858 году.

Уже в первом четверостишии поэт очень изящно воссоздает картину весеннего дня, когда «с побелевших яблонь сада струится сладкий аромат». Сельская жизнь идет своим чередом, и вот уже пастух гонит с луга домой стадо коров, а в кустах услаждает своим пением окружающих хрупкая малиновка. На весь это мир, наполненный всевозможными звуками и ароматами, «цветы глядят с тоской влюбленной». Фет прекрасно знает, что их век слишком короткий. Поэтому людям остается лишь наслаждаться легким ароматом садовых красавиц-роз или же восхищаться чистотой ромашек, затерявшихся в придорожном бурьяне. Однако пройдет совсем немного времени, и нежные цветочные лепестки пожухнут, а в почву упадут «плодов румяных семена», которым лишь через год удастся превратиться в благоухающие цветы.

Фет не просто восхищается окружающим миром, но и видит четкую взаимосвязь между различными явлениями. Поэтому он проводит невидимую параллель между цветами и женщинами, считая их сестрами. Обращаясь к одной из них, он просит ее: «Очами в очи мне взгляни, навей живительные грезы и в сердце песню зарони». Эти слова адресованы супруге поэта Марии Боткиной, к которой Фет не испытывает глубоких чувств. Однако поэт уверен, что сможет переломить ситуацию и обрести счастье с женщиной, которую не любит. Автор еще далек от понимания простой истины, которая откроется ему с годами, что женщинами, как и цветами, можно восхищаться до бесконечности долго. Но при этом лишь немногие из них вызывают подлинные чувства и заставляют сердце биться сильнее, забывая обо всем том, что еще недавно казалось важным и первостепенным.

«Сад весь в цвету» А.Фет

Картинка Анализ стихотворения Фета Сад весь в цвету № 2

«Сад весь в цвету» Афанасий Фет

Сад весь в цвету
Афанасий Фет

Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне!

Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.

Эта заря;
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!

Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты — благодатная тайна моя.

Анализ стихотворения Фета «Сад весь в цвету»

Любовь, переполняющая фетовского героя, и радость свиданий с милой часто ассоциируются с волнующими «весенними порывами», темами возрождения души и подлинного творчества. О бесконечности счастья и беспредельности радости торжественно сообщает лирический субъект «Я видел твой млечный, младенческий волос… », одного из самых оптимистических произведений Фета. Источником жизнерадостного состояния послужила встреча с избранницей, ее по-детски свежая красота и «сладко вздыхающий» голос.

О непостижимой и упоительной власти красоты говорится в стихотворном тексте 1884 г. Для изображения внутреннего состояния героя, явленного в зачине, автор избирает безглагольные конструкции, акцентируя внимание на традиционных символах весеннего сада и заходящего солнца. Последние соотносятся с расцветом души, выраженным сложным авторским эпитетом «освежительно-радостно».

Центральные строфы вносят новые ноты в настроение лирического «я»: он живет ожиданием загадочной, несомненно романтической встречи. Тайной окутан и окружающий мир, пробудившийся от холодного сна. Сложные чувства иллюстрирует афористичный оксюморон «непостижна» — «ясна». Он подчеркивает противоречие между скрытым сокровенным смыслом и явной выраженностью внешних признаков природной трансформации.

Оппозиция «стою» — «иду» также касается внешней стороны жизни лирического «я». В этом случае антитеза не выглядит подлинным противопоставлением. Она обрамляется анафорой «вот», демонстрирующей безразличие к активному началу и переключающей внимание на духовую сферу.

В финале ситуация развивается: теряют важность эмоциональные порывы. Радость и печаль меркнут перед встречей с тайной, которая характеризуется при помощи церковнославянизма «благодатная». Художественный прием указывает на особый, высокий и значительный статус встречи, вызывая в памяти читателя образ Прекрасной Дамы Блока, одного из последовательных продолжателей идей фетовской лирики.

Необычен ритмический рисунок произведения: чтобы передать обязательную паузу, автор разделяет первую строку на два отрезка. В результате возникает оригинальный строфический «портрет», сочетающий пару коротких и одну длинную строки. Дактилический размер, к которому прибегает поэт, применяется в рамках семантического ореола, устоявшегося в русской лирической традиции. Он служит выражением тем ожидания и страстных устремлений души.

Стихотворение Фета А.А.
«Сад весь в цвету. »

Картинка Анализ стихотворения Фета Сад весь в цвету № 3

"Сад весь в цвету. "

Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне!
Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.
Эта заря;
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!
Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты — благодатная тайна моя.

Стихотворение Фета А.А. - Сад весь в цвету.

См. также Афанасий Фет - стихи (Фет А. А.) :

С бородою седою верховный я жрец.
С бородою седою верховный я жрец, На тебя возложу я душистый венец, И.

Свеж и душист твой роскошный венок.
Свеж и душист твой роскошный венок, Всех в нем цветов благовония слыш.

«Цветы», анализ стихотворения Фета

Вы задумывались когда-нибудь о том, откуда взялись эти эфемерные создания – цветы? Сколько сложено преданий, легенд о нарциссе, розе, незабудке! Эти хрупкие и нежные творения, наверное, никого не оставляют равнодушным. Хочется смотреть на них, вдыхать их аромат, даже целовать лепестки. Не остался равнодушным к этим хрупким созданиям природы и русский поэт XIX века Афанасий Афанасьевич Фет. Он так и назвал свое стихотворение – «Цветы». Этому стихотворению и посвящен анализ.

Примечательно, что, несмотря на возникающие при чтении стихотворения картины весны, оно входит в цикл с названием «Мелодии». Скорее всего, это не случайно. Ведь первые строчки воссоздают именно мелодии:

С полей несется голос стада,
В кустах малиновки звенят…

Это звуки поздней весны, когда луга покрылись травой, а значит, скотину начинают выгонять на пастбища. Да и голос малиновки мы можем услышать не раньше второй декады апреля.

И вдруг в ряду весенних созвучий возникает не звук – аромат, сладкий аромат «побелевших яблонь сада». Этот запах хорошо знаком каждому жителю России.

Действительно, именно яблоневый цвет по-настоящему свидетельствует о наступлении весны. Еще не цветет душистая сирень, еще не распустились в садах капризные первоцветы и не запестрели лужайки в лесу скромными полевыми цветами. И запах яблоневых цветов, по-утреннему свежий и терпкий одновременно, пробуждает в душе каждого радость и ощущение приближающейся весны. Не случайно во втором четверостишии автор сравнивает их с весной: «Безгрешно чисты, как весна» .

Весна – пора любви. Это неоспоримо. Поэтому каждый человек, независимо от возраста, по мысли поэта, начинает испытывать любовную тоску, а цветы становятся как будто выражением этого любовного томления. И поэту удается выразить данную мысль с помощью олицетворения: «Цветы глядят с тоской влюбленной, безгрешно чисты…» Да, чистота и безгрешность – истинно весенние состояния. Весной все происходит впервые: первая любовь, первое томление, а может быть, и первое разочарование.

Многие произведения Афанасия Афанасьевича посвящены теме весны. Весна вызывает любовь к жизни, порождает подъем душевных сил, поэтому настроение лирического героя приподнятое, хотя при этом философское, что вполне традиционно для творческой манеры Фета. Герой видит, что цветы яблони не просто источают аромат, но и роняют «с пылью благовонной плодов румяных семена». Очевидно, мысль о зарождающейся жизни должна вызвать ответную радость. Поэтому герой, обращаясь к яблоне, называя ее «подругой розы». призывает «очами в очи» взглянуть, чтобы возродить лирического героя к жизни.

Использование в стихотворении человеческих понятий – «сестра». «подруга» - характерно для поэзии Фета, так как человеческие качества приписаны им многим явлениям природы. Лирические эмоции героя как бы разливаются в природе и наполняют мир его чувствами и переживаниями. А герой, в свою очередь, просит у цветущей яблони, чтобы она навеяла «живительные грезы» и заронила в сердце песню. Следовательно, в конце произведения вновь слышна мелодия, точнее, греза о ней, что и подчеркивает связь с общим названием цикла – «Мелодии».

Так в небольшом по объему и довольно простом по содержанию (всего три четверостишия!) лирическом произведении автор смог передать целую палитру чувств и переживаний лирического героя. Здесь и ожидание прихода весны, и тоска по уходящей молодости, и надежда на восторг, упоение созерцаемой красотой природы – словом, все те чувства, которые позволяют человеку быть по-настоящему счастливым.

Послушать стихотворение Фета Сад весь в цвету

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Сад весь в цвету

Анализ стихотворения Фета Сад весь в цвету

Настроение произведения Сад весь в цвету

Сад весь в цвету