Анализ стихотворения Фета Псевдопоэту



Анализ стихотворения Фета «Псевдопоэту»

Анализ стихотворения Фета «Псевдопоэту»

Фет – ярчайший представитель «чистого искусства» в русской литературе. На протяжении всего творческого пути он старался оградить свою лирику от социально-политических проблем. В его стихотворениях главенствуют три темы: природа, любовь, назначение поэта и поэзии. Особенно чужда Афанасию Афанасиевичу была тенденция демократической лирики. Некрасовская школа вызывала у него стойкое эстетическое неприятие. В конце жизни Фет писал: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». Естественно, с таким подходом к творчеству стихотворения Николая Алексеевича казались Афанасию Афанасиевичу от истинной поэзии весьма далекими. Отношения с Некрасовым Фет окончательно разорвал на исходе 1850-х гг.

Стихотворение «Псевдопоэту» впервые было опубликовано в 1867 году в журнале «Русский вестник». Нет никаких сведений о том, что его адресат – Некрасов. Вряд ли Фет ставил целью оскорбить кого-то конкретного. Скорее, он использовал «некрасовское начало» для создания портрета среднестатистического литератора-шестидесятника. При этом в качестве недостижимого идеала для псевдопоэта предлагается «любимец муз», то есть «пушкинское начало». Для формулировки собственной эстетической программы Афанасий Афанасиевич заимствует некоторые строки и образы из произведений Александра Сергеевича. Например, в финале рассматриваемого текста истинный поэт ассоциируется с орлом. В стихотворении Пушкина «Поэт» встречается следующая мысль: …Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел.

Загрузка...

Если Некрасов «Псевдопоэта» читал, то, вероятно, принимал его на свой счет. Афанасий Афанасиевич не мог этого не понимать, отдавая текст на публикацию. Тем не менее, в выражениях он не стеснялся. Стихотворца, далекого от истинного искусства, Фет называл «продажным рабом», его рассудок именовал грошовым, произведения – «малеванным хламом».

В стихотворении «Псевдопоэту» видно ожесточение, касающееся не только людей из противоположного литературного лагеря, но мира вообще. Дело в том, что середина 1860-х годов – время сложное для Фета. Позади осталась эпоха, способная питать лирику Афанасия Афанасиевича. Для воспевания новой жизни нужны были другие слова, жанры, методы, которыми поэт не владел. Зато они были в арсенале у Некрасова. Кажется, Фета раздражал не столько успех Николая Алексеевича и ему подобных авторов, сколько то, что его собственные произведения оказалась фактически сброшенными с корабля современности.

Афанасий Фет — Молчи, поникни головою ( Псевдопоэту )

Psevdopoetu

Molchi, ponikni golovoyu,
Kak by predstav na strashny sud,
Kogda sluchayno pred toboyu
Lyubimtsa muz upomyanut.

Na rynok! Tam krichit zheludok,
Tam dlya stookogo sleptsa
Tsenney groshovy tvoy rassudok
Bezumnoy prikhoti pevtsa.

Tam sbyt malevannomu khlamu,
Na etoy zatkhloy ploshchadi,
No k muzam, k chistomu ikh khramu,
Prodazhny rab, ne podkhodi.

Vlacha po prikhoti naroda
V gryazi nizkopoklonny stikh,
Ty slova gordogo: svoboda
Ni razu serdtsem ne postig;

Ne voznosilsya bogomolno
Ty v tu svezheyushchuyu mglu,
Gde bezzavetno lish privolno
Svobodnoy pesne da orlu.

Gctdljgjne

Vjkxb, gjybryb ujkjdj/,
Rfr ,s ghtlcnfd yf cnhfiysq cel,
Rjulf ckexfqyj ghtl nj,j/
K/,bvwf vep egjvzyen/

Yf hsyjr! Nfv rhbxbn ;tkeljr,
Nfv lkz cnjjrjuj cktgwf
Wtyytq uhjijdsq ndjq hfcceljr
,tpevyjq ghb[jnb gtdwf/

Nfv c,sn vfktdfyyjve [kfve,
Yf njq pfn[kjq gkjoflb,
Yj r vepfv, r xbcnjve b[ [hfve,
Ghjlf;ysq hf. yt gjl[jlb/

Dkfxf gj ghb[jnb yfhjlf
D uhzpb ybprjgjrkjyysq cnb[,
Ns ckjdf ujhljuj: cdj,jlf
Yb hfpe cthlwtv yt gjcnbu;

Yt djpyjcbkcz ,jujvjkmyj
Ns d ne cdt;t/oe/ vuke,
Ult ,tppfdtnyj kbim ghbdjkmyj
Cdj,jlyjq gtcyt lf jhke/

ПСЕВДОПОЭТУ
1866

Молчи, поникни головою,
Как бы представ на страшный суд,
Когда случайно пред тобою
Любимца муз упомянут!

На рынок! Там кричит желудок,
Там для стоокого слепца
Ценней грошовый твой рассудок
Безумной прихоти певца.

Там сбыт малеванному хламу,
На этой затхлой площади, —
Но к музам, к чистому их храму,
Продажный раб, не подходи!

Влача по прихоти народа
В грязи низкопоклонный стих,
Ты слова гордого свобода
Ни разу сердцем не постиг.

Не возносился богомольно
Ты в ту свежеющую мглу,
Где беззаветно лишь привольно
Свободной песне да орлу.

Псевдопоэту (Фет Афанасий Афанасьевич Стихи)

Влача по прихоти народа

В грязи низкопоклонный стих,

Ты слова гордого: свобода

Ни разу сердцем не постиг;

Не возносился богомольно

Ты в ту свежеющую мглу,

Где беззаветно лишь привольно

Свободной песне да орлу.

Псевдопоэту — Впервые — «Русский вестник», 1867 № 2 (под заглавием «Лже-поэту»). «Русский вестник» стал основные местом печатных выступлений Фета после того, как в 1859 г произошел его разрыв с «Современником» и прекращены отношения с Некрасовым. В этом конфликте по-своему сказалось веяние «духа времени» — вступление России в новую общественно-историческую эпоху, сопровождаемую «переоценкой ценностей» и резким размежеванием литературных сил. «Если в 50-е годы Фет печатался преимущественно в «Современнике», в 60-е годы дальнейшее сотрудничество в этом журнале делается для него невозможным. «Современник» — с середины 50-х годов постепенно все более становится выразителем взглядов революционной демократии, органом Чернышевского и Добролюбова. В течение нескольких лет в «Современнике» печатаются и писатели, воспитанные дворянской культурой,— в отделе словесности, и демократические писатели — в отделе критики, так что стихи Фета выходят под одной обложкой со статьями Чернышевского и Добролюбова. Но к 60-м годам такое соединение становится невозможным. Круг сотрудников «Современника» резко изменяется. В 60-е годы в «Современнике» уже больше не печатаются ни Толстой, ни Тургенев, ни Гончаров, ни Анненков, ни Боткин, ни Майков, ни Фет» (Б. Я. Бухштаб. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л. 1974, с. 37 — 38).

Нет никаких документальных данных для того, чтобы адресатом фетовского стихотворения считать непосредственно Некрасова. Скорее, «некрасовское начало» здесь использовано для создания некоего обобщенного портрета «литератора-шестидесятника» в понимании Фета — точно так же, как «пушкинское начало» (упоминание «любимца муз» в первой строфе) Фет демонстрирует как недостижимый для «псевдопоэта» идеал. В стихотворении легко узнаются некоторые пушкинские речения, превращенные Фетом в материал его эстетической декларации — о служении «свободному искусству» («К ногам народного кумира // Не клонит гордой головы»; «Как ветер, песнь его свободна»; «Душа поэта встрепенется // Как пробудившийся орел»; «. ветру и орлу // И сердцу девы нет закона. // Гордись: таков и ты, поэт. »; «Благоговея богомольно // Перед святыней красоты»).

«Вечная красота», которой служит «свободное искусство»: вот, собственно, кратчайшее изложение эстетических убеждений Фета, которые органически связаны с существом его художественного дара. Если в 1840-е и 1850-е гг. реализация этих убеждений в творчестве поэта происходила беспрепятственно, то в 1860-е гг. с изменением «духа времени», Фет, чтобы остаться самим собой, должен был встать против господствующего течения и, сохраняя неприкосновенность своего поэтического мира, обречь себя на полное одиночество. «Трагическая попытка Фета сохранить во взаимоотношениях человека с миром гармонию «ценой изъятия из самой структуры стиха общественно-исторического начала» (П.Громов. Блок, его предшественники и современники. Л. 1966, с. 30) не могла не обнаружить своей судорожное™»,— так пишет В. Мусатов в статье «Фет и проблема традиций в советской поэзии» («Советская поэзия 20—30-х гг.». Вып. §. Челябинск, 1977). Н. Скатов в статье о лирике Фета («Русская литература», 1972, № 4) размышляет о происхождении той драмы художника, какой несомненно был фетовский «спор с веком». Исследователь замечает, что. в стихотворении «Псевдопоэту» у Фета «слишком много ожесточения для свободного отношения к миру. И ожесточение это не случайно. В нем не только неприятие человека другой партии, иного социального лагеря. Стихи эти писались в 1866 г. а 60-е г. особенно вторая их половина, время кризисное в развитии Фета. Одним из первых указал на опасность, которой была чревата позиция «певчей птицы», Некрасов, вполне оценивший в свое время силу именно такой позиции Фета». В 1856 г. еще в пору близости с Фетом, Некрасов в одном из стихотворений дал зарисовку творческой работы двух ведущих поэтов эпохи:

Как птица распевает Фет,

Стихи печатает Некрасов.

«Определив свой путь как путь социального трагизма, Некрасов потом станет в непримиримые отношения к Фету как неуклонно продолжавшему интимно-философскую лирику» (К. Шимкевич); через десять лет в журнальной статье Некрасов должен будет констатировать, что два поэта оказались родоначальниками двух противоположных тенденций современной поэзии. Фет оставался верным себе до конца жизни; в 1888 г. в предисловии к третьему выпуску «Вечерних Огней», он снова отстаивает права «свободной поэзии» — свободной от «всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских»: «. эта скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, эти-то жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии».

Посмотритевсе анализы стихотворения .

«Псевдопоэту» А.Фет

Молчи, поникни головою,
Как бы представ на страшный суд,
Когда случайно пред тобою
Любимца муз упомянут.

На рынок! Там кричит желудок,
Там для стоокого слепца
Ценней грошовый твой рассудок

Безумной прихоти певца.

Там сбыт малеванному хламу,
На этой затхлой площади,
Но к музам, к чистому их храму,
Продажный раб, не подходи.

Влача по прихоти народа
В грязи низкопоклонный стих,
Ты слова гордого: свобода
Ни разу сердцем не постиг;

Не возносился богомольно
Ты в ту свежеющую мглу,
Где беззаветно лишь привольно
Свободной песне да орлу.

Анализ стихотворения Фета «Псевдопоэту»

Фет – ярчайший представитель «чистого искусства» в русской литературе. На протяжении всего творческого пути он старался оградить свою лирику от социально-политических проблем. В его стихотворениях главенствуют три темы: природа, любовь, назначение поэта и поэзии. Особенно чужда Афанасию Афанасиевичу была тенденция демократической лирики. Некрасовская школа вызывала у него стойкое эстетическое неприятие. В конце жизни Фет писал: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». Естественно, с таким подходом к творчеству стихотворения Николая Алексеевича казались Афанасию Афанасиевичу от истинной поэзии весьма далекими. Отношения с Некрасовым Фет окончательно разорвал на исходе 1850-х гг.

Стихотворение «Псевдопоэту» впервые было опубликовано в 1867 году в журнале «Русский вестник». Нет никаких сведений о том, что его адресат – Некрасов. Вряд ли Фет ставил целью оскорбить кого-то конкретного. Скорее, он использовал «некрасовское начало» для создания портрета среднестатистического литератора-шестидесятника. При этом в качестве недостижимого идеала для псевдопоэта предлагается «любимец муз», то есть «пушкинское начало». Для формулировки собственной эстетической программы Афанасий Афанасиевич заимствует некоторые строки и образы из произведений Александра Сергеевича. Например, в финале рассматриваемого текста истинный поэт ассоциируется с орлом. В стихотворении Пушкина «Поэт» встречается следующая мысль:
…Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Если Некрасов «Псевдопоэта» читал, то, вероятно, принимал его на свой счет. Афанасий Афанасиевич не мог этого не понимать, отдавая текст на публикацию. Тем не менее, в выражениях он не стеснялся. Стихотворца, далекого от истинного искусства, Фет называл «продажным рабом», его рассудок именовал грошовым, произведения – «малеванным хламом».

В стихотворении «Псевдопоэту» видно ожесточение, касающееся не только людей из противоположного литературного лагеря, но мира вообще. Дело в том, что середина 1860-х годов – время сложное для Фета. Позади осталась эпоха, способная питать лирику Афанасия Афанасиевича. Для воспевания новой жизни нужны были другие слова, жанры, методы, которыми поэт не владел. Зато они были в арсенале у Некрасова. Кажется, Фета раздражал не столько успех Николая Алексеевича и ему подобных авторов, сколько то, что его собственные произведения оказалась фактически сброшенными с корабля современности.

Послушайте стихотворение Фета Псевдопоэту

Темы соседних сочинений