Анализ стихотворения Фета После бури



Анализ стихотворения А. Фета «После бури»

Картинка Анализ стихотворения Фета После бури № 1

Творческая деятельность А. Фета длилась более полувека. Это был длинный, сложный творческий путь, результатом которого стало огромное поэтическое наследие. Фет – это имя в русской поэзии, стоящее в одном ряду с такими именами, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев и другие.
А. Фет – певец истинной красоты. Он никогда не возьмётся описывать тусклую повседневность, как, например, Некрасов. Фет – один из ярких представителей «чистого искусства», ставивших на первое место лишь эстетическое чувство. По мнению Фета, жизнь низменна, бессмысленна, скучна. Её смысл – страдание. Радость может принести лишь особый мир красоты.
В своих произведениях Фет размышляет о любви, о смысле жизни, о творчестве, описывает природу. Разные темы могут переплетаться, объяснять одно другим.
Стихотворение «После бури» (1870) входит в цикл «Море». Когда мы вспоминаем о море, то чаще всего представляем сильную, бушующую стихию. Неслучайно в выражениях «буря страстей», «море люби», «любовь, безбрежная, как океан» также возникает ассоциация с чем-то огромным, всепоглощающим.
Название отражает тему стихотворения. Оно состоит из трёх строф. В первой строфе поэт рисует морской пейзаж как бы мазками, штрихами:
Пронеслась гроза седая,
Разлетевшись по лазури.
Только дышит зыбь морская,
Не опомнится от бури.
В красках нет чёткости, но они контрастны по настроению: «гроза седая» и «лазурь». Поэт одушевляет море: «только дышит зыбь морская», словно речь идёт о большом, уставшем звере. Во второй строфе взгляд поэта обращается к другому образу:
Спит, кидаясь, челн убогой,
Как больной от страшной мысли,
Лишь, забытые тревогой,
Складки паруса обвисли.
Фет использует развёрнутую метафору. Возможно, он имеет в виду человека. То есть появляется образ лирического героя. И буря тогда – не только явление в природе, но и трагедия в жизни героя. Что есть буря? Разлука… Смерть… Страстная безответная любовь…
Неслучайно здесь присутствует сравнение «как больной». Герой переживает глубокую душевную травму. И автор не раскрывает тайны переживаний. Наступило затишье, «Челн убогой» спит. Этот эпитет даёт понять читателю, что на долю героя выпало немало испытаний, страданий.
Невольно мы вспоминаем другие строки:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Может быть, и этот челн когда-то искал какую-то истину, ответ на вопрос. Теперь устал? Иссякли силы? И это остаётся загадкой.
В заключительной строфе поэт рисует побережье:
Освеженный лес прибрежный
Весь в росе, не шелохнётся.
Час спасенья, яркий, нежный,
Словно плачет и смеётся.
Мы чувствуем эмоциональный подъём. За любой бурей всегда наступает затишье. Значит, есть надежда на счастье. Кроме того, в этой строфе слово «буря» приобретает философское значение («освежённый лес прибрежный»). Буря – это сама жизнь. Она тоже может дарить радость Бури закаляют человека, делают его сильнее перед жизненными трудностями. Бесконечный штиль скучен, однообразен, тосклив. Он гасит вкус к жизни. Но штиль после сильной бури, выдержанной с достоинством, сладок. Именно об этом говорит автор в последних строфах.
В данном стихотворении создаётся резкое впечатление фрагментарности, нарочитой оборванности, что в целом характерно для художественной манеры поэта. В трёх строфах рисуются три отдельных морских пейзажа, которые лишь воображением читателя соединяются в цельную картину. Поэт наслаждается морем, ещё никак не нашедшем покоя, игрой цвета.
«Челн убогой» также радует взор поэта. Возможно, он несколько дней сражался с бурей и теперь, уставший, но неуспокоенный, качается на засыпающих волнах. Радость поэту доставляет созерцать побережье, орошённое долгожданной влагой. Умиротворение в природе ещё не наступило, потому отовсюду будто доносятся разные чувства: усталость, ликование, страх.
Пейзаж Фета импрессионистичен. Поэт зорко вглядывается в окружающий мир, показывает его таким, каким он предстал мгновенному восприятию художника, таким, каким кажется ему в данный момент. Фету нужен не столько сам предмет, сколько впечатление от него.
В данном стихотворении Фет проявил себя как один из самых замечательных пейзажистов и как ярчайший представитель романтизма.

Пример

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Фет А.А. / Лирика / Анализ стихотворения А. Фета «После бури»

Смотрите также по произведению "Лирика":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Стихотворение А. А. Фета «После бури» датируется 1870 годом. В этот период автор активно переписывался с Л.Н. Толстым, который проявлял живой интерес к его творчеству и восторженно отзывался о многих стихах, в том числе, и о стихотворении «После бури».

Стихотворение относится к природной лирике – одному из основных направлений творчества поэта. А. А. Фет – искусный художник-пейзажист, наделенный даром «рисовать» словами. В стихотворении описано море после шторма, прибрежная полоса, только что испытавшая буйство стихии. Ни один штрих не ускользает от пристального взгляда поэта: на глазах читателя природа преображается: «пронеслась гроза» и наступил «час спасенья».

Как и во всем творчестве Фета, природа очеловечена, стихотворение богато олицетворениями: зыбь морская «дышит»; «не опомнится от бури»; челн «спит»; лес «не шелохнется»; все «плачет и смеётся». Можно проследить, как меняется состояние природы. По мнению Фета, природа и внутренний мир человека едины. Отдыхающее от грозы побережье, словно человеческая душа, пережившая потрясение и восстанавливающая равновесие, ищущая успокоения. После бурь всегда наступает штиль, а душевные невзгоды обогащают человека многообразием чувств. Поэт, используя тропы, показывает эту метаморфозу.

От первой строфы к последней меняется характер эпитетов: « гроза седая», «челн убогой», «страшной силой», «забытые тревогой», «освеженный лес», «яркий», «нежный». Сравнение челна с больным подтверждает наличие в стихотворение философского подтекста. «Складки паруса» - это метафора, изображающая мятущуюся «от страшной мысли» душу. Они «обвисли», «забытые тревогой». Так и человек часто испытывает опустошение после переживаний. «Прибрежный лес» стоит «весь в росе», роса – это слезы облегчения, после которых и наступает «час спасенья».

Поэт применяет такой художественный прием, как инверсия, т.е. нарочито изменяет порядок слов в предложении: «гроза седая», «зыбь морская», «челн убогой», «лес прибрежный», «час спасенья, яркий, нежный». Это свойственно высоким стилям, придает стихотворению «нарядность», наполняет мелодией, оно льется, как песня, которую хочется петь снова и снова.

Стихотворение богато звукописью, - излюбленным приемом поэта. В первой строфе еще слышны отголоски бури, применена аллитерация, повтор согласного.

Пронеслась гроза седая,
Разлетевшись по лазури,
Только дышит зыбь морская,
Не опомнится от бури.

Во второй-третьей строфе преобладают шипящие и свистящие согласные, это создаёт эффект тихого шелеста волн о берег, чуть слышимого шуршания листвы:

Складки паруса обвисли.
Освеженный лес прибрежный
Весь в росе, не шелохнется,
Час спасенья, яркий, нежный,
Словно плачет и смеётся.

Стихотворение написано четырехстопным хореем. Очень важно, что рифмы - женские («седа-я – морска-я», «лазу-ри – бу-ри»). Это создает протяжность, некоторую музыкальность стихотворения. Это также придаёт каждой строфе интонационную незаконченность, в последнем слове ударение не падает на последний слог, нет завершающего интонационного удара. Читатель ждет продолжения, следующая строфа наплывает, все стихотворение образует тесное художественное единство. Это создает ощущение движения, свойственное стихии, направление потока жизненной энергии, которая заряжает людей, их души.

Концовка стихотворения включает два антонимичных по значению глагола: «плачет и смеется». Две различные эмоции сливаются воедино. Но в этом нет противоречия, наоборот, А.А. Фет отмечает разнообразие нашей жизни, в которой одни ситуации заставляют нас рыдать, а другие – радоваться. Он показывает богатство человеческой души, способной на различные оттенки чувств.
Поэт еще раз убеждает читателя, что душа и природа едины. Они наполнены звуками, красками, тончайшими, порой неуловимыми нюансами. Поэтому возможно преодолеть страдания, растворить их в радости каждодневного бытия, в гармонии окружающего мира.

«Анализ стихотворения А. Фета «После бури»»

Стихотворение А. А. Фета «После бури» датируется 1870 годом. В этот период автор активно переписывался с Л. Н. Толстым. который проявлял живой интерес к его творчеству и восторженно отзывался о многих стихах, в том числе, и о стихотворении «После бури».

Стихотворение относится к природной лирике — одному из основных направлений творчества поэта. А. А. Фет — искусный художник-пейзажист, наделенный даром «рисовать» словами. В стихотворении описано море после шторма, прибрежная полоса, только что испытавшая буйство стихии. Ни один штрих не ускользает от пристального взгляда поэта: на глазах читателя природа преображается: «пронеслась гроза» и наступил «час спасенья».

Как и во всем творчестве Фета, природа очеловечена, стихотворение богато олицетворениями: зыбь морская «дышит»; «не опомнится от бури»; челн «спит»; лес «не шелохнется»; все «плачет и смеётся». Можно проследить, как меняется состояние природы. По мнению Фета, природа и внутренний мир человека едины. Отдыхающее от грозы побережье, словно человеческая душа, пережившая потрясение и восстанавливающая равновесие, ищущая успокоения. После бурь всегда наступает штиль, а душевные невзгоды обогащают человека многообразием чувств. Поэт, используя тропы, показывает эту метаморфозу.

От первой строфы к последней меняется характер эпитетов: «гроза седая», «челн убогой», «страшной силой», «забытые тревогой», «освеженный лес», «яркий», «нежный». Сравнение челна с больным подтверждает наличие в стихотворение философского подтекста. «Складки паруса» — это метафора, изображающая мятущуюся «от страшной мысли» душу. Они «обвисли», «забытые тревогой». Так и человек часто испытывает опустошение после переживаний. «Прибрежный лес» стоит «весь в росе», роса — это слезы облегчения, после которых и наступает «час спасенья».

Поэт применяет такой художественный прием, как инверсия, т. е. нарочито изменяет порядок слов в предложении: «гроза седая», «зыбь морская», «челн убогой», «лес прибрежный», «час спасенья, яркий, нежный». Это свойственно высоким стилям, придает стихотворению «нарядность», наполняет мелодией, оно льется, как песня, которую хочется петь снова и снова.

Стихотворение богато звукописью, — излюбленным приемом поэта. В первой строфе еще слышны отголоски бури, применена аллитерация, повтор согласного:

Пронеслась гроза седая,

Разлетевшись по лазури,

Только дышит зыбь морская,

Не опомнится от бури.

Во второй-третьей строфе преобладают шипящие и свистящие согласные, это создаёт эффект тихого шелеста волн о берег, чуть слышимого шуршания листвы:

Складки паруса обвисли.

Освеженный лес прибрежный

Весь в росе, не шелохнется,

Час спасенья, яркий, нежный,

Словно плачет и смеётся.

Стихотворение написано четырехстопным хореем. Очень важно, что рифмы — женские («седа-я — морска-я», «лазу-ри — бу-ри»). Это создает протяжность, некоторую музыкальность стихотворения. Это также придаёт каждой строфе интонационную незаконченность, в последнем слове ударение не падает на последний слог, нет завершающего интонационного удара. Читатель ждет продолжения, следующая строфа наплывает, все стихотворение образует тесное художественное единство. Это создает ощущение движения, свойственное стихии, направление потока жизненной энергии, которая заряжает людей, их души.

Концовка стихотворения включает два антонимичных по значению глагола: «плачет и смеется». Две различные эмоции сливаются воедино. Но в этом нет противоречия, наоборот, А. А. Фет отмечает разнообразие нашей жизни, в которой одни ситуации заставляют нас рыдать, а другие — радоваться. Он показывает богатство человеческой души, способной на различные оттенки чувств.

Поэт еще раз убеждает читателя, что душа и природа едины. Они наполнены звуками, красками, тончайшими, порой неуловимыми нюансами. Поэтому возможно преодолеть страдания, растворить их в радости каждодневного бытия, в гармонии окружающего мира.

Другие сочинения по этому произведению

2014-02-06, 11:44 PM

Стихотворение А. А. Фета «После бури» датируется 1870 годом. В этот период автор активно переписывался с Л.Н. Толстым, который проявлял живой интерес к его творчеству и восторженно отзывался о многих стихах, в том числе, и о стихотворении «После бури».

Стихотворение относится к природной лирике – одному из основных направлений творчества поэта. А. А. Фет – искусный художник-пейзажист, наделенный даром «рисовать» словами. В стихотворении описано море после шторма, прибрежная полоса, только что испытавшая буйство стихии. Ни один штрих не ускользает от пристального взгляда поэта: на глазах читателя природа преображается: «пронеслась гроза» и наступил «час спасенья».

Как и во всем творчестве Фета, природа очеловечена, стихотворение богато олицетворениями: зыбь морская «дышит»; «не опомнится от бури»; челн «спит»; лес «не шелохнется»; все «плачет и смеётся». Можно проследить, как меняется состояние природы. По мнению Фета, природа и внутренний мир человека едины. Отдыхающее от грозы побережье, словно человеческая душа, пережившая потрясение и восстанавливающая равновесие, ищущая успокоения. После бурь всегда наступает штиль, а душевные невзгоды обогащают человека многообразием чувств. Поэт, используя тропы, показывает эту метаморфозу.

От первой строфы к последней меняется характер эпитетов: « гроза седая», «челн убогой», «страшной силой», «забытые тревогой», «освеженный лес», «яркий», «нежный». Сравнение челна с больным подтверждает наличие в стихотворение философского подтекста. «Складки паруса» - это метафора, изображающая мятущуюся «от страшной мысли» душу. Они «обвисли», «забытые тревогой». Так и человек часто испытывает опустошение после переживаний. «Прибрежный лес» стоит «весь в росе», роса – это слезы облегчения, после которых и наступает «час спасенья».

Поэт применяет такой художественный прием, как инверсия, т.е. нарочито изменяет порядок слов в предложении: «гроза седая», «зыбь морская», «челн убогой», «лес прибрежный», «час спасенья, яркий, нежный». Это свойственно высоким стилям, придает стихотворению «нарядность», наполняет мелодией, оно льется, как песня, которую хочется петь снова и снова.

Стихотворение богато звукописью, - излюбленным приемом поэта. В первой строфе еще слышны отголоски бури, применена аллитерация, повтор согласного.

Пронеслась гроза седая,

Разлетевшись по лазури,

Только дышит зыбь морская,

Не опомнится от бури.

Во второй-третьей строфе преобладают шипящие и свистящие согласные, это создаёт эффект тихого шелеста волн о берег, чуть слышимого шуршания листвы:

Складки паруса обвисли.

Освеженный лес прибрежный

Весь в росе, не шелохнется,

Час спасенья, яркий, нежный,

Словно плачет и смеётся.

Стихотворение написано четырехстопным хореем. Очень важно, что рифмы - женские («седа-я – морска-я», «лазу-ри – бу-ри»). Это создает протяжность, некоторую музыкальность стихотворения. Это также придаёт каждой строфе интонационную незаконченность, в последнем слове ударение не падает на последний слог, нет завершающего интонационного удара. Читатель ждет продолжения, следующая строфа наплывает, все стихотворение образует тесное художественное единство. Это создает ощущение движения, свойственное стихии, направление потока жизненной энергии, которая заряжает людей, их души.

Концовка стихотворения включает два антонимичных по значению глагола: «плачет и смеется». Две различные эмоции сливаются воедино. Но в этом нет противоречия, наоборот, А.А. Фет отмечает разнообразие нашей жизни, в которой одни ситуации заставляют нас рыдать, а другие – радоваться. Он показывает богатство человеческой души, способной на различные оттенки чувств.
Поэт еще раз убеждает читателя, что душа и природа едины. Они наполнены звуками, красками, тончайшими, порой неуловимыми нюансами. Поэтому возможно преодолеть страдания, растворить их в радости каждодневного бытия, в гармонии окружающего мира.

Просмотров. 72 | Загрузок. 0

Анализ стихотворений А.Фета «Буря» и «После бури»

Стихотворение «Буря» - кульминационное в цикле, и, несмотря на то, что из тринадцати стихотворений цикла оно девятое, оно является его смысловым центром.

В предшествующем стихотворении «На корабле» лирический герой размышляет на философскую тему жизни и смерти, его охватывают разные предчувствия. Он душой возносится ввысь, в вечность. Но хронотоп «Бури» возвращает нас «вниз». В реальный мир, мир бушующей морской стихии.

Стихотворение начинается двумя нераспространёнными предложениями: рождается чувство покоя и умиротворения. «Свежеет ветер, меркнет ночь. » - но это обманчивое ощущение. Вторая строка начинается с противительного союза «а» - знака антитезы. «А море злей и злей бурлит. » - лексический повтор слова «злей» усиливает состояние тревоги. Наречия в форме сравнительной степени «злей», «раздражительней» и прилагательные в краткой форме «всесилен», «неумолим» передают состояние стихии. Глаголы несовершенного вида «свежеет», «меркнет», «бурлит», «плещет», употреблённые в настоящем времени, передают ощущение сиюминутности происходящего, что позволяет не просто нарисовать пейзаж, а погрузить самих читателей в мир стихии.

Море в стихотворении олицетворяется, ему присваивается исключительно человеческое качество – зло. Повторение в конце первой строфы частицы «то» указывает нам на непрерывность, продолжительность действиям, причём в настоящем времени.

Первая строфа задаёт музыкальный тон всего стихотворения. Аллитерацией [р] создаётся впечатление наступающей бури: ветер. мер кнет, мор е, бур лит, гр анит, пр янет, пр очь. Нагнетание [п] передаёт глухой гул моря (п ена, п лещет, п рянет, п рочь).

Во второй строфе напряжение продолжает возрастать, что подчёркнуто местоимением «всё» перед метафорическим эпитетом «раздражительный бурун». Повтор частицы «так» перед эпитетами «тяжела» и «плотна», употреблёнными в сочетании со словом «волна», усиливают их значение. Волна сравнивается с чугуном. Чугун ассоциируется с чёрным цветом, тяжестью, мощью, основательностью, силой. Мы невольно относим эти качества волне.

Третье четверостишие, построено на мифологических ассоциациях. «Бог морской» - покровитель морей, он «всесилен и неумолим». Образ морского бога персонифицируется. Ему присваивается грозное восклицание: «Вот я вас!». Бушующая морская стихия вселяет страх в тех, кто не успел скрыться от «трезубца» морского владыки. Отождествление стихии с богом говорит о её независимости, неподвластности человеку.

Во втором и третьем катрене сохраняется аллитерация звука [р] («р аздр ажительней», «бур ун», «бер ег», «тр езубцем»). Возросшее напряжении передаётся сменой глухого [п] звонким [б]: «б урун», «б удто», «б ерег», «б ьет», «б ог», «трезуб цем».

Присутствие кольцевой рифмовки придаёт стихотворению динамичность. Мужская рифма подчёркивает эмоциональное напряжение, рождает ощущение кульминации, пика событий.

Интересно наблюдать за тем, как начинается буря, как стихия разворачивается всей своей мощью, но не менее завораживает момент успокоения природы. Всё вокруг пробуждается, будто заново родившись.

Стихотворение «После бури» - это момент наступления равновесия в природе. Гармония, нарушенная бурей, воспоминания о которой ещё свежи, вновь устанавливается в мире.

Четырёхстопный хорей звучит неторопливо и придаёт стихотворению плавность, певучесть. В сочетании с мягкой женской рифмовкой создаёт ощущение покоя. Природа отдыхает.

Небо имеет лазурный цвет, следов бушующей стихии не осталось. Лишь море «не опомнится от бури». Челн наделён эпитетом «убогой», он явно пострадал от бури. Челн «спит, кидаясь, …, как больной от страшной мысли» - выразительно сравнение челна с больным, который ещё вспоминает перенесённую боль. Ничто не проходит бесследно. Но тем не менее далее видно, что «складки паруса обвисли». Ветерок не тревожит их. Буря осталась лишь в воспоминаниях.

И вновь Фет запечатлел переходное, «пограничное» состояние. Всё вокруг пропитано свежестью. Лес не шелохнётся, ничто пока не нарушает шаткого равновесия, на время установившегося в природе. Фет одухотворяет «час спасенья» через сравнение: он «словно плачет и смеётся».

Слушать стихотворение Фета После бури

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения После бури

Анализ стихотворения Фета После бури

Настроение произведения После бури

После бури