Анализ стихотворения Фета Она сидела на полу



LiveInternet LiveInternet

Картинка Анализ стихотворения Фета Она сидела на полу № 1

«Она сидела на полу…» - анализ*

Картинка Анализ стихотворения Фета Она сидела на полу № 2

Анализ «Она сидела на полу…» может быть использован в качестве основы для написания сочинения.


Эрнесте Федоровне, второй жене поэта, посвящено написанное в 1858г стихотворение «Она сидела на полу …». Их отношения складывались нелегко: в начале 50-х годов Тютчев полюбил Е. А. Денисьеву, молодую девушку, которая ответила ему самоотверженной и страстной любовью. Жена знала об их отношениях. Возможно, испытывая острое чувство горечи, она уничтожила часть своей переписки:

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Это стихотворение о любви. Любовь – это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни. Это чувство делает человека добрее, чище, совершеннее, но и причиняет невыносимую боль. Читая, можно сказать, что Тютчев чуткий человек, который способен понять и прочувствовать.

Загрузка...


Художественные средства выразительности:

эпитеты – знакомые, горестных, милой…;аллитерация – з,р,б,ж,в (придает выразительность);

олицетворение – знакомые мечты, любви и радости убитой;

инверсия – стоял я молча в стороне и пасть готов был на колени.

В этом стихотворении интонационный рисунок передает грустное настроение поэта.

Пафос стихотворения пробуждает сильные и яркие переживания. Рифма перекрестная. Сравнение - и груду писем разбирала, и, как остывшую золу, брала их в руки и бросала; как души смотрят с высоты; как от присущей милой тени. Стихотворный размер – хорей. В конце строк стоит многоточие – недосказанность. Антитеза – любовь и горесть.

Мне очень понравилось стихотворение Тютчева «Она сидела на полу…», потому что оно проникнуто строками, в которых жизнь остановилась навсегда, в которых любовь - это величайшая трагедия, в которых люди не боятся выражать свои эмоции и чувства. На мой взгляд, эти строки будут актуальны всегда и останутся в памяти.

Автор рецензии Ирина Васильева

Дать анализ стихотворению "Она сидела на полу. " Тютчева

Картинка Анализ стихотворения Фета Она сидела на полу № 3

виктория белова Ученик (187), на голосовании 1 год назад

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело.

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой.

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

1) История создания произведения
2) Характеристика произведения лирического жанра
3) Анализ содержания
4)Особенности композиции
5) Худ. средства
6) Значение стиха для творчества поэта и для меня

PortalX3 Искусственный Интеллект (167708) 1 год назад

Стихотворение написано в 1858 году; обращено, предположительно, ко второй жене Тютчева Эрнестине Фёдоровне. После первого же прочтения чувствуется грустное настроение, пронизывающее произведение. Как и во всей любовной лирике Тютчева, любовь здесь предстает не как поверхностное увлечение, а как глубокое чувство, способное как подарить человеку величайшее счастье, так и погубить его.

В первой строфе мы видим перед собой женщину. Она молча сидит на полу, но ей и не нужно говорить. Все её внутреннее переживания понятны читателю из её движений. «Она сидела на полу», — и сидит она не от усталости, а от чувств, которые переполняют ее в данный момент; сейчас она просто не может стоять. Она берет в руки письма и «бросает» их, «как остывшую золу». Дело в том, что жизнь её кажется ей такой же «остывшей»; огонь погас, а письма эти напоминают ей об этом огне. Потому она не может держать их в руках.

Вторая строфа продолжает мысль, подразумевавшуюся автором в первой. Тютчев вновь использует сравнение в качестве средства выразительности. Женщина смотрит на письма, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». Эти письма олицетворяют часть её жизни. Эта часть умерла, её невозможно вернуть, и поэтому она может лишь смотреть на них, вспоминая все, что в них написано.

В третьей строфе видна вся трагичность ситуации лирических героев, которая у Ф. Тютчева всегда не отделима от любви. Здесь проскальзывает и сожаление («невозвратимо-пережитой») о том, что эту любовь ждет столь несчастный финал, и понимание, что другого исхода просто быть не может. Любовь и радость «убиты», а умершие не воскрешают.

В четвертой строфе герой тоже молчит, но это другая сторона, другой участник этой любви. Он готов «пасть на колени», повиниться, но эта готовность лишь у него внутри, ведь сердцем он понимает, что любовь эта погибла и возвратить её невозможно. «Присущая милая тень», — автор использует перифразу, чтобы вновь вспомнить о той любви, которую он испытывал, которая всегда будет для него светлым воспоминанием; но которая прошла.

В стихотворении любовь предстаёт как нечто фатальное. Это сила, способная поднять нас от земли, но в то же время и обронить беспощадно на землю. Это трагедия, исход которой предрешен, что, однако, не мешает ей быть величайшем чувством в человеческой жизни.

Литературный анализ: стихотворение Тютчева "Она сидела на полу. "

Картинка Анализ стихотворения Фета Она сидела на полу № 4

Основными темами творчества Ф.И. Тютчева стали человеческие чувства и переживания, раздумья над смыслом жизни, изображение красоты русской природы. Стих "Она сидела на полу. " являет собой образец романтической лирики поэта.

Сюжет произведения

Если посмотреть на событийную канву стиха, то можно увидеть, что в нем очень много действий, чего обычно нет в поэтических текстах. В произведении два героя: лирический герой, от лица которого ведется рассказ, и героиня, за которой он наблюдает. Героиня разбирает старые письма, берет их в руки и бросает.

Творческая история

Без исследования творческой истории произведения невозможно сделать его анализ. Стихотворение Тютчева "Она сидела на полу. " посвящено второй супруге поэта, Эрнестине Федоровне. Оно было создано в конце 1850-х годов. Как раз в это время Тютчев испытывает самое глубокое любовное переживание в своей жизни. Он вступил в незаконные отношения с Еленой Денисьевой. Елена была гораздо младше Тютчева, но между ними вспыхнули настоящие чувства. Однако поэт был женат. Денисьева набралась смелости, чтобы быть с любимым. Ей пришлось разорвать все свои родственные и дружеские связи, ее не признавали в обществе. Она отдала все ради любви к Тютчеву. Поэтому стихотворения этих лет наполнены скорбью, страданием, как показывает анализ. Стихотворение Тютчева "Она сидела на полу. " не является исключением. Правда, в нем большее страдание испытывает, скорее, лирическая героиня, жертва любовного треугольника.

Идея стихотворения

Задачей поэта было показать то, насколько разрушительную силу имеет любовь. Даже почти угасшее чувство причиняет человеку величайшее страдание. Ведь в этом тексте героиня сжигает письма, которые некогда писал ей возлюбленный. Она вспоминает светлые минуты, которые были в их жизни. Но смотрит на письма так, будто это что-то невообразимо далекое и практически забытое.

Средства выразительности

Стихотворение "Она сидела на полу. " Тютчев создал, используя большое количество средств выразительности. Благодаря этому оно получилось очень ярким, красивым и чувственным. Основной прием, который использует автор - сравнение. "Как остывшую золу", "как души смотрят с высоты". Конечно, поэт не обошелся без своего любимого синтаксического средства - риторического восклицания. Оно помогает придать тексту большую эмоциональную насыщенность. Наблюдатель поражен тем, как героиня перебирает эти письма. В каждом ее движении чувствуются боль и страдание, душа разрывается, оттого что любовь прошла, она забыта.

Еще одно синтаксическое средство - инверсия. Неправильный порядок слов в предложениях позволяет автору расставить акценты, выделяя отрезки, важные по смыслу. Кроме того, инверсия позволяет создать особую ритмику текста.

Многоточия, которые стоят в конце строк, создают некое ощущение недосказанности. Не все, что сейчас на душе у лирического героя и героини, можно передать словами, что-то остается невыраженным. Это один из главных мотивов в творчестве Тютчева. "Невыразимое" впервые появилось в лирике Жуковского, впоследствии данный мотив был развит другими поэтами. Тютчев считал, что молчание порой говорит лучше, чем слова. Более того, слова бывают лживыми, нельзя глубокие человеческие переживания облачить в речевую форму, не исказив при этом смысла. Как показывает анализ, стихотворение Тютчева "Она сидела на полу. " данную мысль подтверждает именно благодаря многоточиям, некой мистификации внутреннего состояния персонажей.

Формальный анализ

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Оформить его ритм помогают пиррихии и спондей, которые присутствуют в каждой строке. Рифмуются каждые четыре строки. Рифма в строфе - перекрестная. Чередуются мужская и женская рифмы: "на полУ - золУ", "разбирАла - бросАла".

Эмоциональный отклик

Стихотворению "Она сидела на полу. " (год написания 1858) более полутора веков. Но какие же знакомые чувства описывает в нем Тютчев! Идут года и века, но неизменным остается одно: любовь в жизни человека - это самое большое переживание. Каждый стремится к тому, чтобы обрести это чувство, но не всегда оно приносит счастье. По мнению Тютчева, даже наоборот, любовь - это всегда мука и страдание, "борьба неравных двух сердец". Люди, влюбляясь, выносят смертный приговор своей второй половине. Можно разделять это мнение, а можно считать иначе. Но то, что описано в стихотворении, наверное, хотя бы раз в жизни испытывает каждый человек, пусть даже не так сильно. Угасшая любовь причиняет большую боль. Человек вспоминает все хорошие моменты, переживает заново. Порой даже по прошествии многих лет встреча с бывшим возлюбленным - это боль либо щемящее чувство печали о молодости, о пылкости и страсти. В стихотворении "Она сидела на полу. " Тютчев создает такое же ощущение в лирической героине, которое вызывают старые письма. Невольному свидетелю этой сцены передаются те же самые эмоции. В свою очередь, он как автор, от лица которого ведется рассказ, хочет передать их читателю.

Разобраться в настроении стиха позволяет подробный его анализ. Стихотворение Тютчева "Она сидела на полу. " - величайший образец психологической лирики.

«Она сидела на полу». Анализ стихотворения.

Картинка Анализ стихотворения Фета Она сидела на полу № 5

Проанализируем стихотворение Тютчева «Она сидела на полу». В русской поэзии есть немало произведений, в которых изображены чувства человека в переломные моменты жизни. Многие из таких стихотворений принадлежат перу Ф. И. Тютчева.

Стихотворение «Она сидела на полу» состоит из четырех строф. 1-я и 4-я, связанные с образами героини и лирического героя, являются обрамляющими; в них отражены поведение и переживания героев изображаемого события.

Лирический сюжет таков: женщина, сидящая на полу разбирает старые письма. Мужчина, стоящий в стороне, наблюдает и сопереживает ей, разделяя ее страдания. Важную композиционную роль играет в стихотворении мотив смерти, сквозной во всех четырех строфах.

В 1-й и 2-й строфах наибольшее внимание уделено героине. Ее поза (она сидела на полу) говорит о беззащитности, страдании. Поведение героини изображается с помощью глаголов «сидела, разбирала, брала, глядела ». Все они несовершенного вида и употреблены в прошедшем времени, что придает картине характер воспоминания, а действиям героини — длительность, протяженность во времени. Это подчеркивает тягостность воспоминания для лирического героя.

Автор использует повторы, лексические и синтаксические. как средства усиления смысла. Душевное состояние женщины передается с помощью развернутого метафорического сравнения: «… глядела. как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». Сравнение подчеркивает необратимость разрыва, невозможность возвращения к прошлому.

Многоточие в конце 2-й строфы означает паузу, некое умолчание, незаконченность мысли. Переход к 3-й строфе — внезапный, резкий эмоциональный всплеск. Кульминационный характер строфы и ее особое значение подчеркивается многоточием. Речь идет о том, что заключено в той «груде писем: это целая жизнь, это любовь и радость, которые теперь в прошлом, убиты.

Слова «сколько жизни» в первом стихе и «убитой» в последнем образуют смысловое кольцо, усиливающее ощущение трагизма переживания.

Возникает смысловая связь между переживаниями женщины и лирического героя. Его отстраненность очевидна, но также очевидно его сопереживание. Однако прошлого не вернуть. Лирический герой, возможно, чувствует свою вину в том, что произошло, и даже раскаивается в этом, но не в силах ничего изменить.

Толстой отметил это стихотворение буквами «Т. Ч.» (Тютчев. Чувство.). Великий писатель считал, по-видимому, что поэт сумел передать в этом стихотворении те чувства, которые трудно выразить словами. В жизни человека бывают минуты, когда он одновременно испытывает целую гамму чувств. Тютчев запечатлел в стихах один из таких моментов.

«Она сидела на полу…» Ф.Тютчев

На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой.

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу…»

Любовная лирика Федора Тютчева является одной из самых ярких и волнующих страниц творчества поэта. Стихи, посвященные избранницам, наполнены чувственностью, эмоциональностью и нередко трагизмом. Все дело в том, что в 47 лет Тютчев, будучи уважаемым и высокопоставленным государственным чиновником, счастливым семьянином и достаточно известным поэтом, влюбился в 24-летнюю воспитанницу Смольного института благородных девиц Елену Денисьеву. Их тайный роман протекал бурно и безмятежно до тех пор, пока не выяснилось, что потомственная дворянка, отданная на попечение своей петербургской тетки, ждет от поэта ребенка. Грандиозный скандал, разразившийся в обществе, не мог остаться тайно для супруги поэта, Элеоноре Тютчевой, которая очень болезненно переживала измену супруга. В порыве отчаяния она даже уничтожила значительную часть переписки с поэтом, в которой содержалось множество посвященных ей стихов, оказавшихся безвозвратно утерянными. Именно этому грустному событию Тютчев посвятил свое стихотворение «Она сидела на полу…», созданное в 1858 году.

Если не знать предыстории его написания, то создается впечатление очень идиллической и немного грустной картины, когда таинственная незнакомка, усевшись на пол, перебирает старые письма и «как остывшую золу», берет их в руки, а потом снова бросает. Автор обращается к героине своего произведения в третьем лице и в прошедшем времени, отмечая, что она смотрит на пожелтевшие от времени страницы писем, которые хранят в себе радости и горести, как-то отстраненно, «как души смотря с высоты на ими брошенное тело». И при этом словно бы не замечает виновника своих страданий, который стоит в стороне и чувствует себя явно лишним в этой странной компании женщины и писем, некогда таких дорогих, а сейчас потерявших всю свою ценность. Автор отмечает, что в этот момент он «пасть готов был на колени», но понимал, что исправить уже ничего невозможно, и хрупкие листы, являющиеся вещественным доказательством некогда пылкой любви, равно как и само чувство, обречены на гибель. Да и автор уже не является для героини своего произведения осязаемым человеком из плоти и крови, постепенно превращаясь в «милую тень», мираж, фантом. Осознание этого вызывает у Тютчева глубокую грусть, словно бы еще одна страница его непростой жизни оказывается перевернутой и рассыпается пеплом, как старые письма.

Несмотря на всю пикантность и двусмысленность ситуации поэт не нашел в себе сил расстаться с женой, но при этом и от своих чувств к Елене Денисьевой отказаться не сумел. В таком любовном треугольнике поэт прожил 14 лет, до самой смерти Денисьевой, которую нежно называл Лелечкой. Она скончалась от чахотки, подарив Тютчеву троих детей, двоим из которых также суждено было умереть. Все эти годы поэт заботился о своей второй семье и продолжал любить обоих женщин. Денисьеву за незаурядный ум, смелость, красоту и ту жертву, которую она принесла во имя их странного союза, стоившего ей репутации и наследства. Супругу – за понимание и умение прощать. Примечательно, что именно с согласия Элеоноры Тютчевой дети поэта, рожденные вне брака, получили его фамилию. И после смерти Денисьевой именно супруга стала для поэта главной утешительницей, разделив с ним его душевную боль.

Стоит также отметить, что поэт пережил обеих своих возлюбленных. Но даже после их смерти продолжал посвящать свои женщинам стихи, трогательные, нежные, наполненные искренним восхищением и любовью, а также благодарностью за то, что они скрасили жизнь автора, привнеся в нее немного радости, света и тепла.

Послушать стихотворение Фета Она сидела на полу

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Она сидела на полу

Анализ стихотворения Фета Она сидела на полу