Анализ стихотворения Фета Неотразимый образ
НЕОТРАЗИМЫЙ ОБРАЗ!
1856
В уединении забудусь ли порою,
Ресницы ли мечта смежает мне, как сон, —
Ты, ты опять в дали стоишь передо мною,
Моих весенних дней сияньем окружен.
Всё, что разрушено, но в бедном сердце живо,
Что бездной между нас зияющей легло,
Не в силах удержать души моей порыва,
И снова я с тобой — и у тебя светло.
Не для тебя кумир изменчивый и бренный
В сердечной слепоте из праха создаю;
Мне эта даль мила: в ней — призрак неизменный —
Опять чиста, светла я пред тобой стою.
Ни детских слез моих, ни мук души безгрешной,
Ни женской слабости винить я не могу,
К святыне их стремлюсь с тоскою безутешной
И в ужасе стыда твой образ берегу.
у стихотворения НЕОТРАЗИМЫЙ ОБРАЗ! аудио записей пока нет.
вся
НЕОТРАЗИМЫЙ ОБРАЗ! - стихотворение Фет А.А.
Всё, что разрушено, но в бедном сердце живо,
Что бездной между нас зияющей легло,
Не в силах удержать души моей порыва,
И снова я с тобой — и у тебя светло.
Не для тебя кумир изменчивый и бренный
В сердечной слепоте из праха создаю;
Мне эта даль мила: в ней — призрак неизменный —
Опять чиста, светла я пред тобой стою.
Ни детских слез моих, ни мук души безгрешной,
Ни женской слабости винить я не могу,
К святыне их стремлюсь с тоскою безутешной
И в ужасе стыда твой образ берегу.
слушать, скачать аудио стихотворение
НЕОТРАЗИМЫЙ ОБРАЗ! Фет А.А.
к общему сожалению, пока аудио нет
анализ, сочинение или реферат о стихотворении
НЕОТРАЗИМЫЙ ОБРАЗ!:
Но. Если вы не нашли нужного сочинения или анализа и Вам пришлось таки написать его самому, так не будьте жмотами! Опубликуйте его здесь, а если лень регистрироваться, так пришлите Ваш анализ или сочинение на и это облегчит жизнь будущим поколениям, к тому же Вы реально ощутите себя выполнившим долг перед школой. Мы опубликуем его с указанием Ваших ФИО и школы, где Вы учитесь. Поделись знанием с миром!
«Поэтам» А.Фет
Сердце трепещет отрадно и больно,
Подняты очи, и руки воздеты.
Здесь на коленях я снова невольно,
Как и бывало, пред вами, поэты.
В ваших чертогах мой дух окрылился,
Правду провидит он с высей творенья;
Этот листок, что иссох и свалился,
Золотом вечным горит в песнопеньи.
Только у вас мимолетные грезы
Старыми в душу глядятся друзьями,
Только у вас благовонные розы
Вечно восторга блистают слезами.
С торжищ житейских, бесцветных и душных,
Видеть так радостно тонкие краски,
В радугах ваших, прозрачно-воздушных,
Неба родного мне чудятся ласки.
Анализ стихотворения Фета «Поэтам»
Сущность поэтического творчества — эта тема пришла в фетовскую лирику в результате литературной полемики, и поэтому она обладает особым эмоциональным накалом. Автор декларирует мощь художественного слова, которое способно разбудить спящие души, перенести читателя «в жизнь иную», запечатлеть неуловимое и невыразимое. «Певцу избранному» подвластно даже время: образу «вечно душистой розы», изображенному в «стихе умиленном», не суждено увянуть.
В художественном тексте, адресованном коллегам по перу, также возникает бессмертно юная роза, на лепестках которой сверкают слезы восторга. Романтический образ, на языке фетовской поэтики обозначающий совершенство природы, здесь становится символом всемогущего поэтического дара, которым обладают избранные.
Зачин детально изображает позицию лирического субъекта, который апеллирует к истинным властителям слова. Поведение героя напоминает позу молящегося: преклоненные колени, воздетые вверх руки, устремленные ввысь глаза. Под стать молитве и эмоции лирического «я» — состояние радостного волнения и легкой тревоги. Модель художественной ситуации, заявленная в начальной строфе, призвана передать трепетное, благоговейное отношение к поэтам-классикам.
Воображаемое жилище стихотворцев именуется лексемой с семантикой богатства и великолепия — «чертоги». В этом фантастическом пространстве преобразилась душа героя, благосклонно принятая коллегами-небожителями: она приобрела дар всевидения и окрыляющую силу таланта.
Появлению нетленной розы предшествует иной образ — увядшего, иссохшего растения. Он отсылает к пушкинскому «Цветку». в котором герой размышляет о неизвестном прошлом случайной находки, оказавшейся между книжных страниц. Антитеза двух цветочных образов, вечного и временного, демонстрирует суть эстетической доктрины Фета. Поэзия не только воспевает ускользающую красоту, но дарит ей бессмертие.
Финальная строфа также построена на противопоставлении, компонентами которого стали низменные «житейские торжища» и великолепные невесомые замки, возведенные художниками слова. Первая из частей лишена красок и свежего воздуха, вторая исполнена «тонкого», воздушного и радостного колорита. Образ ласкового «неба родного», пришедший из лирики Баратынского, еще раз возвращает читателя к мотиву высокого происхождения поэтического дара.
Стихи Фет Афанасий ОБРАЗ. («Она ему — образ мгновенный…», Неотразимый образ!)
Стихи Фет Афанасий ОБРАЗ. («Она ему — образ мгновенный…», Неотразимый образ!) Она ему — образ мгновенный, Чарующим ликом своим, Он — помысл ее сокровенный; Да кто это знает, да кто это выскажет им? И, словно велением рока, Их юные крылья несут… Так теплится счастье далеко, Так холоден ближний, родимый приют! Пред ним — снови.NEXT
Она ему — образ мгновенный,
Чарующим ликом своим,
Он — помысл ее сокровенный;
Да кто это знает, да кто это выскажет им?
И, словно велением рока,
Их юные крылья несут…
Так теплится счастье далеко,
Так холоден ближний, родимый приют!
Пред ним — сновидение рая,
Всевластный над ней серафим;
Сгорает их жизнь молодая…
Да кто это знает, да кто это выскажет им?
В уединении забудусь ли порою,
Ресницы ли мечта смежает мне, как сон, —
Ты, ты опять в дали стоишь передо мною,
Моих весенних дней сияньем окружен.
Всё, что разрушено, но в бедном сердце живо,
Что бездной между нас зияющей легло,
Не в силах удержать души моей порыва,
И снова я с тобой — и у тебя светло.
Не для тебя кумир изменчивый и бренный
В сердечной слепоте из праха создаю;
Мне эта даль мила: в ней — призрак неизменный —
Опять чиста, светла я пред тобой стою.
Ни детских слез моих, ни мук души безгрешной,
Ни женской слабости винить я не могу,
К святыне их стремлюсь с тоскою безутешной
И в ужасе стыда твой образ берегу.
Гляжу с обычным умиленьем
На ваши кроткие черты,
И сердце светлым вдохновеньем
Наполнил образ красоты.
Какой обмен несправедливый!
Вдруг получить издалека
Вам, юной, свежей и красивой,
Печальный образ старика!
Тема любви в лирике А. Фета
В поэзии Фета чувство любви соткано из противоречий: это не только радость, но и муки, и страдания. В фетовских «песнях любви» поэт так полно отдается любовному чувству, упоению красотой любимой женщины, что уже само по себе приносит счастье, при котором даже и горестные переживания составляют великое блаженство. Из глубин мирового бытия вырастает любовь, ставшая предметом вдохновения Фета.
Сокровенная сфера души поэта – это любовь. В свои стихи он вложил различные оттенки любовного чувства: не только светлую влюбленность, любование красотой, восхищение, восторг, счастье взаимности, но и драматические, трагедийные переживания. Отсюда такие характерные оксюморонные сочетания, как радость – страданье, блаженство страданий, сладость тайных мук. А эпитет «безумный» – один из самых повторяющихся в любовных стихах: безумная любовь, безумная мечта, безумные дни.
Цикл стихотворений, посвященных Марии Лазич, – шедевр поэтической любовной лирики, поражающей постоянством и глубиной любовного чувства и чувства отчаяния. Цикл этот охватывает чуть ли не четыре десятилетия, в нем живет милый и родной сердцу поэта женский образ. Этот цикл непроизвольно постепенно как бы вырастал из сердца поэта. В него входит целый ряд непревзойденных поэтических миниатюр: «Неотразимый образ», «Старые письма», «Ты отстрадала, а я еще страдаю», «Долго снились мне вопли, рыданья твои», «Нет, я не изменил: до старости глубокой…»
Эти стихотворения - как бы непрекращающийся душевный разговор с навсегда ушедшим другом, воспоминания принимают форму диалога, любимая как будто оживает в стихах, она присутствует и слышит его страстные и горькие речи. Лирическое бесплотное «ты» звучит в его стихах. Фета интересует не столько конкретная любовь к конкретной женщине, сколько любовь вообще. В его стихотворениях нет портрета возлюбленной, он не раскрывает ее психологию.
Само же чувство перерастает в деталь, в тонкий оттенок, нюанс. Мастер поэтического слова пытается уловить неуловимое. Поэт философски воспринимает вынужденную разлуку, а человеческое слово бессильно передать боль души, навеки потерявшей любовь: «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!», «У любви есть слова, те слова не умрут», «Язык любви – цветок ночных лучей». Эти философские афоризмы-истины помогают воплотить в лирическом произведении духовную красоту, богатство внутреннего мира, глубину лирического переживания. Поэт видит красоту как в сердце любящем, так и в сердце страдающем:
Нет, я не изменил: до старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жестокий,
Еще горит в моей крови.
Эти стихи можно назвать песней торжествующей любви. Отвергнутая при жизни, любовь покорила сердце сомневающегося друга. Теперь она мнится ему, царит в его воспоминаниях, живет в мечте, даже в ощущениях. Теперь он клянется ей в верности и признает рабство. В результате герой стихотворного цикла становится достойным ее неземной красоты, ее прощения и отклика.
Стихи Фета говорят о силе творческого порыва, который преображает творца и создает вечные ценности:
Я загораюсь и горю,
Я порываюсь и парю,
В томленьях крайнего усилья
И верю сердцем, что растут
И тотчас в небо унесут
Меня раскинутые крылья.
В поэзии Фета темы красоты, творчества и любви тесно переплетаются. Красоту поэт понимает как торжество гуманности. Она становится неизменным спутником его любовной лирики.
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» чувство любви тончайшее, словами невыразимое. Поэт пытается описать любовное свидание на лоне природы. Но стихотворение лишено вещественных, материальных признаков в описании и создании ситуации. Фет передает глубокое, неуловимое, только зарождающееся настроение. Он сумел описать ночь, и затем зарю так, что мы ясно представляем себе и этот «солнечный ручей», серебрящийся под луной, и волшебные тени ночи, и краски восхода и заката. Стихотворение представляет собой только одно предложение, в котором нет глаголов, идет лишь перечисление предметов и образов с помощью существительных: «шепот», «дыханье», «свет ночной», «ночные тени» и др. С помощью эпитетов «робкое дыханье», «солнечный ручей» создается особая атмосфера, особое любовно-ночное переживание, едва уловимое настроение. Последние слова стихотворения – «И заря, заря» – это не очередное явление, а скрытая метафора, передающая высшее выражение чувства, свет любви.
В своем творчестве Фет продолжает традиции любовной лирики Жуковского и Пушкина, предвосхищает культ символистов с идеей вечной женственности, становится создателем особой, импрессионистской, поэзии.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.