Анализ стихотворения Фета На заре



«Анализ стихотворения А. А. Фета «На заре ты ее не буди»»

Картинка Анализ стихотворения Фета На заре № 2

Афанасий Фет — поэт тонкой лирической души, умевший видеть и ценить красоту. Все творчество этого художника слова, по сути, посвящено одной теме — восхищения и тоске по красоте, которую так легко разрушить, теме страдания по исчезнувшей гармонии.

Стихотворение «На заре ты ее не буди» в полной мере отражает эту тему. Лирический герой обращается к невидимому собеседнику, которым становится каждый читатель произведения. Важно, что таким образом поэт как бы приобщает нас к тому, что он описывает в стихотворении, — из наблюдателей мы превращаемся в сопереживающих участников.

О чем же идет речь в этом лирическом произведении? Герой описывает нам прекрасную спящую девушку. Вся она — воплощение красоты, гармонии, полного слияния с окружающим миром:

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

Уже в первой строфе мы отмечаем анафору, которая станет одним из ведущих синтаксических приемов в этом произведении. С его помощью поэт акцентирует внимание на ключевых, значимых для понимания стихотворения, словах. В первой строфе подчеркивается слово «на заре» — мы понимаем, что героиня молода и прекрасна, чиста и невинна, как утренняя заря.

Загрузка...

Вторая строфа, казалось бы, продолжает развивать эту тему красоты:

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

Но один эпитет — «утомительный» сон — вносит диссонанс в основное настроение, заставляет нас насторожиться и встревожиться. Картина счастливой красоты «дала трещину», настроение от мажорного начинает постепенно меняться, раскрывая нам душевную драму героини:

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

В этой строфе ведущим приемом является антитеза. Поэт показывает, что в момент страдания разрушается не только красота, но и гармония с окружающим миром. Поэтому девушка не радуется свету луны и пению соловья — душевная боль заставляет ее мучительно страдать.

Последняя строфа почти повторяет первую, поэтому можно говорить о кольцевой композиции произведения. Но как по тональности отличаются эти строфы! Если первая полна гармонии, неги, прозрачности утра и красоты, то последняя несет в небе драматический заряд, выражает красоту, надломленную болью:

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди…

На заре она сладко так спит!

Теперь нам становится ясно, почему не нужно будить эту прелестную молодую девушку — чтобы не разрушить красоту страданием, чтобы помочь героине как можно дольше не испытывать душевных мук.

Повтор слов и стихотворных строк в этом произведении помогают выразить как душевную драму героини, так и переживания лирического героя по поводу надломленной красоты. Этой же цели служат лексические средства стихотворения: эпитеты (сладко спит, ярко пышет, горяч утомительный сон, ярче играла, билось больней и больней, юная грудь); метафоры (утро дышит, пышет; бегут косы, игру затевала луна), сравнения (косы лентой бегут). Помимо этого, здесь присутствуют анафора и антитеза, широко используется звукопись: аллитерация (повторение звука «Ч») помогают передать душевные муки героини, настроить читателя на тревожный лад.

Таким образом, раннее стихотворение Фета «На заре ты ее не буди» является характерным для творчества этого поэта, выражая все основные особенности его творческой манеры.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ стихотворения Афанасия Фета «На заре ты ее не буди»

Картинка Анализ стихотворения Фета На заре № 3

12 декабря 2015

Поэт всегда умел чувствовать красоту окружающего мира. Все его творчество направлено на восхваление природы, думы о ее красоте, которую быстро можно разрушить. И как раз это стихотворение проникнуто такой темой. Герой произведения обращается к читателю, приобщая его к тому, что написано в произведении. И каждый человек становится участником сюжета.

В этом стихотворении описывается сморенная сном дева. Она великолепна в своей красоте, ее не надо будить, потому что она спит очень сладко. С помощью такой фразы можно сразу понять, что девушка молоденькая, еще нетронутая, как заря.

В следующих строках продолжается развитие этой темы. Но некоторые выражения приносят небольшую сумятицу в общее самочувствие, как «утомительный» сон. Он заставляет читающего подумать и немного обо всем побеспокоиться. И потом развитие происходит не в очень хорошем резонансе: «И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей».

В этом случае Фет использует свойство антитезы. Он доказывает, что при сильных переживаниях начинает рушиться и гармоничность всего мира, и его красота. Боль в душе заставляет переносить страдания девушку, она не раду ни каким красотам природы. Ее не прельщают пения соловья, свет луны сияющий в ночной тишине.

В последнем столбце почти все написано из начала произведения. Но тон их разительно имеет отличия. Балансу и блаженству противопоставляется напряженный заряд, красота, которая пронизана болью, поэтому на лице так «утро горит», и она только на заре уснула.

После этих строк понимаешь, почему нельзя разбудить прекрасную деву. Это даст возможность ей как можно больше отдохнуть и не страдать.

Вся драматическая ситуация хорошо выражается в повторяющихся слогах и целых строчек. Девушка сильно переживает. В этом литературном труде применяется много выразительных свойств: цитаты для увеличения выразительности, иносказательность в словах.

Тут также встречаются различные аллегорические приемы, аллитерация (повторяется шипящий «ч»). Все эти средства отлично передают душевную боль девушки, а также настраивает всех на тревожный лад.

Анализ стихотворения Фета «На заре ты ее не буди…»

Картинка Анализ стихотворения Фета На заре № 4

Лирика Афанасия Фета подразделяется на два периода. Первый из них, относящийся к юности поэта, характеризуется легкостью и безмятежностью. Произведения этого времени практически лишены драматизма, хотя жизнь самого Фета складывается далеко не безоблачно. Однако после 1849 года направленность стихов поэта резко меняется, так как он переживает смерть девушки, в которую был безумно влюблен. Его произведения не утрачивают своей легкости, однако отныне они наполнены печалью и раскаяньем.

Принято считать, что стихотворение «На заре ты ее не буди» также было посвящено Марии Лазич, с которой поэт расстался, не желая связывать себя узами брака без достаточного материального благополучия. Однако на самом деле это произведение появилось на свет в 1842 году, когда 22-летний поэт еще не был знаком с Марией Лазич. По воспоминаниям очевидцев, Фет написал его после того, как провел ночь в доме своих друзей¸ у которых от сердечной недостаточности умирала маленькая дочь. Именно этой хрупкой девочке автор и посвятил свое знаменитое стихотворение, которое впоследствии стало одним из наиболее известных русских романсов.

Данное произведение начинается со строк, обращенных к матери малышки, в которых автор просит не будить смертельно больную кроху, которая, промучившись всю ночь от болей в груди, уснула лишь с восходом солнца. «Утро дышит у ней на груди, ярко пышит на ямках ланит» — эти достаточно красивые и романтичные строки на самом деле полны грусти и страха за девочку, часы которой уже сочтены. Автор отмечает, что накануне она долго не могла уснуть, сидела у окна « и следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна». Однако даже такое невинное и безобидное занятие доставляло девочке страдания, так как «все бледней становилась она, сердце билось больней и больней».

Утомленная недугом, малышка не скоро смогла уснуть, и этот сон принес ей короткое облегчение. Поэтому автор отмечает, что «на заре она так сладко спит» и просит не тревожить малышку. Если верить воспоминаниям близких друзей Фета, то героиня его стихотворения как раз и умерла во сне после бессонной ночи, проведенной у окна. Поэтому можно предположить, что поэт, зная о дальнейшей судьбе девочки, хочет, чтобы она ушла в иной мир спокойной и счастливой, не чувствуя постоянной боли и страха. Но это знание дается автору нелегко, так как весь трагизм последующих событий он тщательно маскирует в своем стихотворении. В нем нет намека на то, какая участь ждет ту, которой он посвятил эти волнующие, полные нежности и заботы строки. Видимо, поэт хотел сохранить в своей памяти ее прекрасный образ, не омраченный печатью смерти.

Собственно говоря, к этому моменту Афанасию Фету уже приходилось видеть, как умирали люди, и одним из них был его приемный отец Афанасий Шеншин. Но, будучи 14-летним подростком, Фет не воспринял его кончину, как трагедию. В произведении «на заре ты ее не буди…» прослеживается подобное отношение к смерти, которая неизбежна, поэтому, по мнению автора, относиться к ней нужно без преувеличенных страданий.

Позже, когда в пожаре погибла возлюбленная поэта Мария Лазич, он кардинально изменил свое отношение к философским вопросам жизни и смерти. Это был как раз тот случай, с которым поэт не хотел мириться и считал, что, будь он рядом со своей избранницей, то сумел бы предотвратить ее нелепую и трагическую гибель. Поэтому поздняя лирика Афанасия Фета уже не так безмятежна, как в юности, и даже романтические события он рассматривает сквозь призму личной трагедии, которая отложила отпечаток на всем последующем творчестве поэта.

©"" .

история создания На заре ты её не буди (Фет Афанасий Афанасьевич Стихи)

Историей создания этого стихотворения служат два обстоятельства жизни поэта, наложившие отпечаток на всё творчество А. А. Фета.

Первое обстоятельство заключается в происхождении поэта. Его отец, Афанасий Шеншин, русский помещик, лечился в Германии и увёз от мужа Шарлотту Фет, родившую мальчика через месяц по прибытии в Россию. Мальчика назвали Афанасием. Когда ему исполнилось 14 лет, власти города Орла обнаружили, что он родился ещё до брака Ш. Фет с А. Шеншиным и должен был называться Фетом, и лишь к концу жизни Афанасию удалось вернуть себе русскую фамилию.

Второе обстоятельство. В годы военной службы Фет в семье помещика Бржевского познакомился с Марией Лазич. Молодые люди были влюблены друг в друга, но Фет бежал от сильного чувства, так как, по его понятиям, бедность его и Лазич делала невозможным их брак. Последовала насильственная разлука. Вскоре Мария сгорела в своём доме (неизвестно, был ли это несчастный случай или же самоубийство) Будучи не в силах уйти от этой трагедии, Фет до глубокой старости писал стихи о ней, своей загубленной любви.

Эти обстоятельства создавали определённый психологический фон лирики А. Фета. Острая художническая восприимчивость, глубокая впечатлительность – всё это выбрало природу, любовь и творчество главной темой лирики поэта.

Природа и любовь и определяют тему данного стихотворения. Сначала может показаться, что лишь любовь является основной темой произведения. Однако, если присмотреться, тема природы словно пронизывает его лирической нитью: образы зари, утра, Луны, туч, соловья помогают чётче представить изображаемую картину и понять психологическое состояние главной лирической героини.

Стихотворение написано анапестом, 5 строф по 4 строки, рифма перекрёстная, точная. Такое построение придаёт мелодичность как каждому слову, так и произведению в целом. Этому также способствует особый синтаксис поэта, который, впрочем, присущ почти всем его произведениям. В данном стихотворении присутствует инверсия («долго-долго сидела она», «чернеясь, бегут на плеча косы лентой с обеих сторон», «играла Луна», «свистал соловей», «становилась она»), анафора в 1, 2, 4 и 5 строфах, синтаксический параллелизм (например, «И чем ярче играла Луна, И чем громче свистал соловей») и повторы слов («На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит», «Не буди ж ты её, не буди», «И подушка её горяча, И горяч утомительный сон»), многосоюзие (2 строфа).

В тон темы природы звучит и тема жизни – неугасающей, бьющей ключом или же пробуждающейся («заря», «утро», «ты её не буди», «на юной груди»), об этом говорит и использование олицетворений: «утро дышит», «чернеясь, бегут на плеча косы лентой» («косы бегут лентой» - эта метафора напоминает сравнение с ручьём, символом спокойствия и одновременно идущей вперёд жизни), «затевала Луна», «играла Луна», «утро горит». Автор использует устаревшие слова и формы слов: «на ямках ланит», «у ней на груди», «чернеясь, бегут на плеча», «ввечеру», «свистал соловей». Эти слова сплетаются с сюжетом стихотворения, подчёркивая противопоставление прошедшего настоящему:

«Вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следили по тучам игру,

Что, скользя, затевала Луна.

И чем ярче играла Луна,

И чем громче свистал соловей,

Всё бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней»

(Часто повторяются звуки [в], [ч], [л], [л’] - утомление, спускающаяся ночь, надежда, ожидание и лёгкая грусть, [р], [з], [з’], [с], [б] - тихое разочарование, отчаяние).

А сейчас героиня спит, в покое, но легком волнении:

«И подушка её горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон»

(На дремоту указывают гласные и глухие звуки [и], [а], [у], [т], [с], [ч], но им противопоставлены сонорные звонкие [р], [р’], [й’], что помогает автору передать сильное внутреннее волнение героини).

Посмотритевсе анализы стихотворения .

Дополните анализ стихотворения Дорогой пользователь! Если Вы обладаете какой-либо информацией по анализу стихотворения "история создания На заре ты её не буди", просьба поделиться ею с другими.

«На заре ты ее не буди…» А.Фет

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!

Анализ стихотворения Фета «На заре ты ее не буди…»

Лирика Афанасия Фета подразделяется на два периода. Первый из них, относящийся к юности поэта, характеризуется легкостью и безмятежностью. Произведения этого времени практически лишены драматизма, хотя жизнь самого Фета складывается далеко не безоблачно. Однако после 1849 года направленность стихов поэта резко меняется, так как он переживает смерть девушки, в которую был безумно влюблен. Его произведения не утрачивают своей легкости, однако отныне они наполнены печалью и раскаяньем.

Принято считать, что стихотворение «На заре ты ее не буди» также было посвящено Марии Лазич, с которой поэт расстался, не желая связывать себя узами брака без достаточного материального благополучия. Однако на самом деле это произведение появилось на свет в 1842 году, когда 22-летний поэт еще не был знаком с Марией Лазич. По воспоминаниям очевидцев, Фет написал его после того, как провел ночь в доме своих друзей¸ у которых от сердечной недостаточности умирала маленькая дочь. Именно этой хрупкой девочке автор и посвятил свое знаменитое стихотворение, которое впоследствии стало одним из наиболее известных русских романсов.

Данное произведение начинается со строк, обращенных к матери малышки, в которых автор просит не будить смертельно больную кроху, которая, промучившись всю ночь от болей в груди, уснула лишь с восходом солнца. «Утро дышит у ней на груди, ярко пышит на ямках ланит» — эти достаточно красивые и романтичные строки на самом деле полны грусти и страха за девочку. часы которой уже сочтены. Автор отмечает, что накануне она долго не могла уснуть, сидела у окна « и следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна». Однако даже такое невинное и безобидное занятие доставляло девочке страдания, так как «все бледней становилась она, сердце билось больней и больней».

Утомленная недугом, малышка не скоро смогла уснуть, и этот сон принес ей короткое облегчение. Поэтому автор отмечает, что «на заре она так сладко спит» и просит не тревожить малышку. Если верить воспоминаниям близких друзей Фета, то героиня его стихотворения как раз и умерла во сне после бессонной ночи, проведенной у окна. Поэтому можно предположить, что поэт, зная о дальнейшей судьбе девочки, хочет, чтобы она ушла в иной мир спокойной и счастливой, не чувствуя постоянной боли и страха. Но это знание дается автору нелегко, так как весь трагизм последующих событий он тщательно маскирует в своем стихотворении. В нем нет намека на то, какая участь ждет ту, которой он посвятил эти волнующие, полные нежности и заботы строки. Видимо, поэт хотел сохранить в своей памяти ее прекрасный образ, не омраченный печатью смерти.

Собственно говоря, к этому моменту Афанасию Фету уже приходилось видеть, как умирали люди, и одним из них был его приемный отец Афанасий Шеншин. Но, будучи 14-летним подростком, Фет не воспринял его кончину, как трагедию. В произведении «на заре ты ее не буди…» прослеживается подобное отношение к смерти, которая неизбежна, поэтому, по мнению автора, относиться к ней нужно без преувеличенных страданий.

Позже, когда в пожаре погибла возлюбленная поэта Мария Лазич, он кардинально изменил свое отношение к философским вопросам жизни и смерти. Это был как раз тот случай, с которым поэт не хотел мириться и считал, что, будь он рядом со своей избранницей, то сумел бы предотвратить ее нелепую и трагическую гибель. Поэтому поздняя лирика Афанасия Фета уже не так безмятежна, как в юности, и даже романтические события он рассматривает сквозь призму личной трагедии, которая отложила отпечаток на всем последующем творчестве поэта.

Послушайте стихотворение Фета На заре

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения На заре

Анализ стихотворения Фета На заре