Анализ стихотворения Фета На двойном стекле узоры
Анализ стихотворений из цикла А.А. Фета «Снега»
Особенностью творчества А.А. Фета служит то, что он описывает явления природы точно и чётко. В основном, А.А. Фет описывает в своих стихотворениях центральные области России.
Именно природе средней полосы посвящён цикл стихотворений «Снега». Данный цикл состоит из 15-ти стихотворений:
1. «Я русский, я люблю молчанье дали мразной…»
2. «Знаю я, что ты, малютка…»
3. «Вот утро севера - сонливое, скупое…»
4. «Ветер злой, ветр крутой в поле…»
5. «Печальная берёза…»
6. «Кот поёт, глаза прищуря…»
7. «Чудная картина…»
8. «Ночь светла, мороз сияет…»
9. «На двойном стекле узоры…»
10. «Скрип шагов вдоль улиц белых…»
11. «Ещё вчера на солнце млел…»
12. «Какая грусть! В конце аллеи…»
13. «На пажитях немых люблю в мороз трескучий…»
15. «Мама! глянь-ка из окошка…».
Сборник носит программный, почти демонстративный характер. Само название цикла - «Снега» - говорит о том, что в стихотворениях данного цикла будет представлен мир русской природы.
Стихотворение «Кот поет, глаза прищуря…», занимающее в композиции цикла «Снега» срединное место (в плане 1892 г. сместившееся к началу цикла), объединяет две контрастные группы, «пучки» мотивов, сквозные для «Снегов»: с одной стороны, бурю, печаль, оцепенение и покой, гармонию, великолепие, красоту -- с другой. В открывающем «Снега» (начиная с издания 1856 г.) стихотворении «На пажитях немых люблю в мороз трескучий…» эпитеты немые («пажити немые») и нагие («Былинки сонные среди нагих полей») и сравнение снежного холма с неким мавзолеем рождают настроение грустное, ассоциируются со смертью. Однако эти ассоциаций преодолеваются мотивом великолепия, ярких красок и радостных звуков зимней природы: «При свете солнечном <…> снега блеск колючий», «речка звонкая под темно-синим льдом», «полыньи зеркальные». Фетовский пейзаж заставляет вспомнить о живительной красоте природы из пушкинского «Зимнего утра».
Открывает сборник стихотворение «Я русский, я люблю молчанье дали мразной…», в котором взору читателя представлено восприятие природы поэтом, которое заключается в том, что ощущение прекрасного неотделимо от его любви к родине:
Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом снегов как смерть однообразной,
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
Как любят находить задумчивые взоры
Завеянные рвы, навеянные горы,
Былинки сонные - иль средь нагих полей,
Где холм причудливый, как некий мавзолей,
Изваян полночью, - круженье вихрей дальных
И блеск торжественный при звуках погребальных!
В данном стихотворении раскрывается особое эстетическое видение «сына севера», который всё-таки любит свою мрачную родину и то, что автор, хоть и предан родному краю, действительно является сыном своей земли.
Также стоит отметить и тот факт, что А.А. Фет в этом стихотворении создаёт дисгармоничный, и вместе с тем трагический образ природы севера. Через общий колорит природы выражается мертвенность, пустынность зимнего простора, а также одиночество затерянного в нём человека. Сугроб, возникший за ночь, уподобляется мавзолею, поля, занесенные снегом, своим однообразием навевают мысль о смерти, звуки метели кажутся заупокойным пением. Но несмотря на это, природа хоть грустная и скудная, всё-таки дорога поэту. Мотивы радости и печали, смерти и любви слиты в стихотворении. Лирический герой, а в конечном счете и сам поэт, любуется мрачным простором ледяной пустыни и находит в нем не только своеобразный идеал красоты, но нравственную опору. Он не брошен, не «заключен» в этот суровый мир, а порожден им и страстно к нему привязан.
В стихотворении цикла -- «Знаю я, что ты, малютка…» -- преобладают радостные чувства, питаемые и любовью лирического героя к героине, лунной ночью выходящей из дому, и ночной зимней природой с ее пышными украшениями («Бриллианты в свете лунном, / Бриллианты в небесах, / Бриллианты на деревьях, / Бриллианты на снегах»), Дневному, золотому блеску снега из первого текста цикла соответствует серебристое ночное свечение во втором стихотворении.
В третьем стихотворении -- «Вот утро севера -- сонливое, скупое…» мотив зимней тоски, скуки, неказистая, неяркая цветовая гамма зимнего утра сплетены с мотивом любви к быстрой езде по зимней дороге «кибитки удалой», с отрадным звуком колокольчика, трепещущим в тишине. Снег в стихотворении интерпретируется как «хлопья белые».
В четвертом тексте «Снегов» -- «Ветер злой, ветр крутой в поле…» вой зимнего ветра зловещ, хотя и «про живых ветер весть пронес / С позвоночками». Звон колокольчика, донесенный ветром,-- весть о не замерзших путниках, добирающихся к теплому приюту, но этот же ветер «под дубовым крестом, свистит, / Раздувается», словно предвещая чью-то смерть. Зима -- царство смерти, в котором «не пугается» лишь «серый заяц степной».
В следующем стихотворении -- «Печальная береза…» -- мотивы зимней красоты и смерти контрастно объединены, но не примирены. Зимняя береза печальная, и ее снежный наряд -- траурный, но сравниваются безжизненные ветви с полными искрометной жизни гроздьями винограда, а птицы, ассоциирующиеся с движением, с весной,-- создания, способные разрушить красу ветвей, запорошенных снегом.
В стихотворении «Печальная берёза…» первым словом сразу создается печальное настроение. А во второй строфе оно усиливается словом траурный. В этом стихотворении больше рассказывается о чувствах автора, а не о березе. Для Фета характерна тесная связь изображаемых картин природы и вызванных ими чувств, переживаний. Автор стихотворения использует возвышенную, поэтическую лексику, прилагательные передают настроение. Глаголы называют в основном действия автора, которые являются чувствами. Поэт в данном стихотворении использует следующие средства образной выразительности: эпитеты - печальная, траурный белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый; сравнение - «как гроздья винограда…», «точно серебром, снежною каймой, белой бахромой; олицетворение - «прихотью мороза разубрана», «береза принакрылась…», «сонная тишина», «заря лениво обходит…»; инверсия - «прихотью мороза разубрана она», «ветвей концы висят», «люблю игру денницы я замечать…».
Эти тексты предшествуют в цикле стихотворению «Кот поет, глаза прищуря…». Следует за ним стихотворение «Чудная картина…», в котором подхвачен мотив бега кибитки удалой, но скучное однообразие зимнего пейзажа сменяет красота зимнего простора, красота уже не великолепная, не броская; игра, переливы ярких красок сменила ровная безграничная белизна, вместо искрящегося на солнце снега -- ровное, смиренное сияние лунной равнины. Относящееся к пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина». Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту.
В произведении ярко прослеживаются основные мотивы - очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино.
Основным изобразительным средством стихотворения выступают эпитеты: «чудная картина», «блестящий снег», «одинокий бег», «небес высоких», «полная луна». Оценочный эпитет «чудная» выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя. В пейзажной зарисовке присутствует олицетворение («и саней далеких одинокий бег») и инверсия («небес высоких», «саней далеких»), выполняющая двойную роль. Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути. В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука «р», а во второй использует аллитерацию звука «с», позволяющую передать ощущение света.
Поэт обращается во второй строфе к повтору-перифразу («полная луна» - «свет небес», «белая равнина» - «блестящий снег»). Синтаксический параллелизм (чудная картина, белая равнина, полная луна) усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины. Контрастная цветовая гамма стихотворения - луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу - придает особую выразительность зимнему пейзажу.
Фет использует в «Чудной картине» прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения «ты» и краткого прилагательного «родна» («как ты мне родна»). Все стихотворение представляет одно сложное предложение. Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней. Повествовательная интонация подчеркивает внутреннее спокойствие.
В стихотворении «Ночь светла, мороз сияет…» подхвачены мотивы света, блеска, езды в санях. Но теперь это не бег чужих саней, как в «Вот утро севера -- сонливое, скупое…» и в «Чудной картине…», а желанная прогулка лирического героя с возлюбленной -- вариация темы, открытой князем П.А.Вяземским в элегии «Первый снег» (из нее взят эпиграф к первой главе «Евгения Онегина» -- «И жить торопится, и чувствовать спешит») и продолженной А.С.Пушкиным в «Зимнем утре» и в «Осени»). Сне он называет в стихотворении ласково «снежок», что говорит о том, что Фету нравится зима и её пейзажи.
В стихотворении «На двойном стекле узоры…» контраст мрачной и печальной ночи и наступающего отрадного, преображающего дня из пушкинского «Зимнего утра» зеркально перевернут: суетливому дню противопоставлена тишина лунной ночи, спокойное уединение героя и героини в тепле дома. Образ теплого дома напоминает о домашнем уюте из стихотворения «Кот поет, глаза прищуря…»
В следующем тексте -- «Скрип шагов вдоль улиц белых…» -- представлено мертвенное оцепенение зимы, царство мороза, невыносимое даже для ветра, веяние которого ассоциируется не со стужей, а с движением жизни: «Ветер спит, и всё немеет, / Только бы уснуть; / Ясный воздух сам робеет / На мороз дохнуть». В противоположность стихотворению «Кот поет, глаза прищуря» художественный мир стихотворения -- это стылое безжизненное пространство за пределами стен дома («На стенах оледенелых / Блещут хрустали»), ледяная красота которого -- вне- и бесчеловечна.
стихотворении «Еще вчера, на солнце млея…» украшения, наряд зимней природы увидены как фальшивые, обманные и тусклые: «Земля и небо -- всё одето / Каким-то тусклым серебром».
Стихотворение состоит из трех строф. Размер - разностопный хорей. Рифмовка - перекрестная. Стопа - двухсложная с ударением на первом слоге. В этом стихотворении описана зимняя ночь. Время года - зима. Предметы, изображаемые автором о зимней ночи - улицы, огоньки, стены, хрустали, ресницы, пух, ночь.
Скрип шагов вдоль улиц белых,
На стенах оледенелых
От ресниц нависнул в очи
Тишина холодной ночи. Занимает дух.
Это стихотворение вызывает ощущение холода, тишины и неясной тревоги. Для создания этого ощущения поэт использует звуки (шипящие, звонкие согласные), усиливающие образ замерзшего, стеклянного города. Почти все слова короткие, как быстрые и четкие шаги ночного путника. Предложения различны по длине, и, может быть, именно эта особенность показывает, как прерывисто дыхание человека… Это стихотворение вызывает грустное настроение. Когда его читаешь, то представляешь себе морозную, сверкающую зимнюю ночь. Образ ночи автор создает с помощью слов (оледенелых, хрустали, блещут), звуков и ритма. Предложения построены так, что кажется, что автору так холодно, что он старается меньше говорить. Поэтому каждая вторая строка в предложении короче первой. Кажется, что все замерло и не дышит в морозном воздухе. Ветру и воздуху приписаны человеческие свойства (ветер спит, воздух робеет). Мороз такой сильный, что даже воздух его боится.
Звуковая форма стихотворения помогает проникнуться тишиной и торжественностью. Каждая вторая строка стихотворения короче первой, что дает возможность более глубокого осмысления содержания, даже возможность представить себя в изображенной картине… Поэт восхищается природой, он сравнивает обыкновенный лед с хрусталем, он называет иней на ресницах серебристым пухом, который не просто мешает глазам смотреть, а «нависнул в очи». Многие слова употреблены в переносном значении: «ветер спит», «воздух робеет на мороз дохнуть». Но я понимаю, что это означает: нет ветра, воздух неподвижный…
Печаль и тоска -- чувства, рождаемые картинами зимы в стихотворении «Какая грусть! Конец аллеи…». Безотрадной унылой зиме противопоставлены метафорическое царство весны, край обновления души.
В последних двух стихотворениях цикла «Снега» (как он представлен в плане 1892 г.) вместо уныния и печали -- радость любовного свидания, знаком, вестником которого оказывается «на стекле узор стекала» («У окна»), и праздник детских зимних игр, долгожданное наступление зимы, которое предчувствовала кошка, олицетворяющая, как и поющий кот, домашний уют: «Знать, вчера недаром кошка / Умывала нос» («Мама! глянь-ка из окошка…»). Выход из дома в мир зимней природы в этом произведении представлен как освобождение и радость:
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Снег в данном стихотворении интерпретируется как «свежая, белая, пухлая вата» и имеет значение чего-то светлого: «…Посветлело, побелело, видно есть мороз…».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что А.А.Фет любил зиму с её зимними пейзажами, несмотря на холод и мороз. Зимний цикл Фета много мотивен: он поёт и о печальной березе в зимнем одеянии, о том, как “ночь светла, мороз сияет, ”и “на двойном стекле узоры на чертил мороз”. Снег в стихотворениях данного цикла имеет разные интерпретации - это и «хлопья белые», и «снежок», и «свежая, белая, пухлая вата», и «снег валит клоками…», и «серебристый пух», и «белая бахрома», и «блестящий снег». Коннотации у слова «снег» как положительные, так и отрицательные. В одних стихотворениях снег - это выражение и ожидание чего-то светлого, радостного, а в других - это вестник смерти, чего-то холодного, чужого, тёмного. Цикл «Снега» Ф.Ф.Фета составлен по тематическому признаку: стихотворения, их образующие, приурочены соответственно к зиме и в них упоминается о снеге; либо же они посвящены вечернему и ночному времени.
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
Афанасий Фет — На двойном стекле узоры
Na dvoynom stekle uzory
Nachertil moroz,
Shumny den svoi dozory
I gostey unes;
Smolknul yarky govor spletney,
Skuchny golos dnya:
Blagodatney i privetney
Vse krugom menya
Pred goryashchimi drovami
Syadem — tam teplo.
Mesyats bystrymi luchami
Pronizal steklo
Ty khitrila, ty skryvala,
Ty byla umna;
Ty davno ne otdykhala,
Ty utomlena.
Polon nezhnogo volnenya,
Sladostnoy mechty,
Budu zhdat uspokoyenya
Chistoy krasoty.
Yf ldjqyjv cntrkt epjhs
Yfxthnbk vjhjp,
Ievysq ltym cdjb ljpjhs
B ujcntq eytc;
Cvjkryek zhrbq ujdjh cgktnytq,
Crexysq ujkjc lyz:
,kfujlfnytq b ghbdtnytq
Dct rheujv vtyz
Ghtl ujhzobvb lhjdfvb
Czltv — nfv ntgkj/
Vtczw ,scnhsvb kexfvb
Ghjybpfk cntrkj
Ns [bnhbkf, ns crhsdfkf,
Ns ,skf evyf;
Ns lfdyj yt jnls[fkf,
Ns enjvktyf/
Gjkjy yt;yjuj djkytymz,
Ckfljcnyjq vtxns,
,ele ;lfnm ecgjrjtymz
Xbcnjq rhfcjns/
НА ДВОЙНОМ СТЕКЛЕ УЗОРЫ…
1847
На двойном стекле узоры
Начертил мороз,
Шумный день свои дозоры
И гостей унес;
Смолкнул яркий говор сплетней,
Скучный голос дня:
Благодатней и приветней
Всё кругом меня
Пред горящими дровами
Сядем — там тепло.
Месяц быстрыми лучами
Пронизал стекло
Ты хитрила, ты скрывала,
Ты была умна;
Ты давно не отдыхала,
Ты утомлена.
Полон нежного волненья,
Сладостной мечты,
Буду ждать успокоенья
Чистой красоты.
у стихотворения НА ДВОЙНОМ СТЕКЛЕ УЗОРЫ… аудио записей пока нет.
"На двойном стекле узоры. "
- Аполлон Николаевич Майков - «Всем ты жалуешься вечно…»
- Афанасий Афанасьевич Фет - "Влачась в бездействии ленивом. "
- Афанасий Афанасьевич Фет - Весенние мысли
- Афанасий Афанасьевич Фет - Бал
- Самуил Маршак - "Цветная осень - вечер года. "
- Леонид Мартынов - Мечта
- Александр Яшин - Живая душа
- Елена Аксельрод - "Такой студёной была земля. "
- Геннадий Шпаликов - "От мороза - проза. "
- Илья Эренбург - "Белёсая, как марля, мгла. "
По тематикам
/ Основные мотивы лирики А.А.Фета
Основные мотивы лирики А.А.Фета
Мои любимые поэты - Пушкин и Лермонтов. Ими я восхищаюсь, их стихи будят во мне стремление познать мир и себя, увидеть свет там, где тьма, разобраться, где ложь, а где правда.
Не такие чувства вызывает во мне поэзия Фета. Я никогда раньше не вдумывалась в смысл его стихов: я читала их и учила, закрывала книгу и забывала о ней. А на днях я взяла в руки сборник лирики Фета. Я открыла его и попала в мир, невиданный до сей поры: мир ощущений, осязаний, мимолетных чувств и волнений. Я читала и думала, воображала и представляла. Я любила звезды вместе с Фетом, рисовала вместе с ним весну, восхищалась красотой его возлюбленной, не боялась смерти, жизнь любя.
Афанасий Афанасиевич Фет не такой поэт, как все. Вместе с Тютчевым он стоит словно вдалеке от других поэтов. Почему? Лирика Фета особенная, она завораживает, притягивает, дарит покой и тепло, заставляет думать и стремиться к красоте. Ведь именно к красоте всегда стремился Фет. Он искал ее во всем: в искусстве, в слове, в музыке, в природе и любви.
Именно красота становится "главной героиней" его стихов. Незримо, но она присутствует в них:
Буду ждать успокоенья
Чистой красоты.
("На двойном стекле узоры")
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.
("Только встречу улыбку твою…")
Красота оживает на страницах фетовских стихов, как оживает природа и любовь, звезды и весна, ночь и заря.
Фет почти не писал о предназначении поэта и поэзии, почти не писал о жизни и смерти и человеческом бытие. Он писал о любви и природе. Любовные мотивы и тема природы, ее восхваление и прославление становятся ведущими в лирике Фета:
Шепот, робкое дыханье
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!
Как просто и красиво пишет Фет о природе. Он не описывает ее, нет, он ее чувствует, ощущает. Поэт замечает ее мимолетные изменения, отдельные звуки и краски и пишет поэтическим словом, рисует кистью художника, играет мелодию музыканта:
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист.
Фет пишет обо всем: о ночи ("Какая ночь. ", "Майская ночь", "Тихая, звездная ночь. ", "Теплым ветром потянуло. "), об осени ("Осень", "Непогода-осень"), о весне ("Весенние мысли", "Уж верба вся пушистая. ", "Весна на дворе"), о звездах ("Тихая, звездная ночь. ", "Я долго стоял неподвижно. ").
Но, наверное, самый яркий и любимый образ, который он рисует, - это образ весны. Она гордо и смело проходит через многие стихи поэта. Именно ей, весне, посвящен Фетом цикл стихов "Весна". Как и для многих из нас, это время года для поэта - не просто время года, а начало всего, пробуждение природы, жизни.
С нетерпением ждет Фет прихода весны:
Я ждал - Невестою-царицей
Опять на землю ты сошла.
Когда читаешь стихи Фета о весне, невольно задаешься вопросом: как смог поэт открыть что-то новое в облике весны? В его творческих произведениях она живет, она дарит жизнь, манит, пленяет:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
Это все - весна!
Разнообразная, многолика, музыкальна, необычна, изящна, прекрасна, воздушна, многоголоса, вечна.