Анализ стихотворения Фета Музе



Начиная анализ стихотворения А. Фета «Музе», следует в первую очередь обратить внимание на время его написания. В 1882 году поэту было уже шестьдесят лет, свет увидели несколько сборников его произведений, позади осталась непростая история с возвращением дворянства и фамилии Шеншин. Поэтому стихотворение «Музе» скорее философское, чем лирическое, на первый план выходят размышления автора о своём пути, а не просто любование жизнью.

Каждый поэт хотя бы в одном произведении задумывается о своём даре, пытается осознать его. В стихотворении «Музе» Фет очень тонко обозначает это незримое присутствие вдохновения: «Пришла и села. Счастлив и тревожен, ласкательный твой повторяю стих. » Муза не называется по имени во всём стихотворении, и это начало, два глагола без обозначения действующего лица, отражает неожиданность, эфемерность её появления. «Счастлив и тревожен» — противопоставление двух таких разных эмоций показывает, как зыбко вдохновение, как трудно уметь им распорядиться. И всё же дар писать — великое благо, и автор подчёркивает это, называя музу «святыня», «в венце из звёзд», «богиня». Можно сказать, что поэт равняет её с совестью, с верностью человека высшей правде. «И рабскому их буйству я в угоду твоих речей не осквернял» — резкое, хлёсткое высказывание автора своей категоричностью заставляет верить ему.

Пример

После почти негодующего тона второго четверостишия поэт вновь возвращается к спокойному и благоговейному описанию музы. «Заветная», «незримая», «нетленная», «задумчивой» — эпитеты третьего четверостишия рисуют читателю её божественное начало, снисходящее к человеку. Но здесь угадывается и некоторая похвальба автора: после утверждений, что «заботливо хранил свободу», «непосвящённых не звал» и «в угоду не осквернял», он пишет: «Всё та же ты, заветная святыня». То есть поэт, сохранив свой дар в чистоте, уверен, что он заслужил его. И это действительно так, ведь высшую правду, как и вдохновение, нельзя склонять в угоду низменным целям.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, с чередованием женской и мужской рифмы. Ударные окончания строф, как и инверсия, подчёркивают суть произведения: отрицание автором самой возможности управлять вдохновением. А олицетворение музы и сравнение её с божеством заставляют и читателя почувствовать всё величие и вместе с тем бремя поэтического дара. Сам же автор говорит о нём скромно: «и если дар мой пред тобой ничтожен. », допуская, что не мог в полной мере распорядиться им. Но зато смог защитить музу, сохранить её первозданную чистоту, — и этим исполнил главное назначение поэта.

Более новые статьи:

Главное меню

Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс

Рефераты. Скачать реферат

Картинка Анализ стихотворения Фета Музе № 1

Начиная анализ стихотворения А. Фета «Музе», следует в первую очередь обратить внимание на время его написания. В 1882 году поэту было уже шестьдесят лет, свет увидели несколько сборников его произведений, позади осталась непростая история с возвращением дворянства и фамилии Шеншин. Поэтому стихотворение «Музе» скорее философское, чем лирическое, на первый план выходят размышления автора о своём пути, а не просто любование жизнью.

Каждый поэт хотя бы в одном произведении задумывается о своём даре, пытается осознать его. В стихотворении «Музе» Фет очень тонко обозначает это незримое присутствие вдохновения: «Пришла и села. Счастлив и тревожен, ласкательный твой повторяю стих. » Муза не называется по имени во всём стихотворении, и это начало, два глагола без обозначения действующего лица, отражает неожиданность, эфемерность её появления. «Счастлив и тревожен» — противопоставление двух таких разных эмоций показывает, как зыбко вдохновение, как трудно уметь им распорядиться. И всё же дар писать — великое благо, и автор подчёркивает это, называя музу «святыня», «в венце из звёзд», «богиня». Можно сказать, что поэт равняет её с совестью, с верностью человека высшей правде. «И рабскому их буйству я в угоду твоих речей не осквернял» — резкое, хлёсткое высказывание автора своей категоричностью заставляет верить ему.

После почти негодующего тона второго четверостишия поэт вновь возвращается к спокойному и благоговейному описанию музы. «Заветная», «незримая», «нетленная», «задумчивой» — эпитеты третьего четверостишия рисуют читателю её божественное начало, снисходящее к человеку. Но здесь угадывается и некоторая похвальба автора: после утверждений, что «заботливо хранил свободу», «непосвящённых не звал» и «в угоду не осквернял», он пишет: «Всё та же ты, заветная святыня». То есть поэт, сохранив свой дар в чистоте, уверен, что он заслужил его. И это действительно так, ведь высшую правду, как и вдохновение, нельзя склонять в угоду низменным целям.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, с чередованием женской и мужской рифмы. Ударные окончания строф, как и инверсия, подчёркивают суть произведения: отрицание автором самой возможности управлять вдохновением. А олицетворение музы и сравнение её с божеством заставляют и читателя почувствовать всё величие и вместе с тем бремя поэтического дара. Сам же автор говорит о нём скромно: «и если дар мой пред тобой ничтожен. », допуская, что не мог в полной мере распорядиться им. Но зато смог защитить музу, сохранить её первозданную чистоту, — и этим исполнил главное назначение поэта.

«Музе (Пришла и села. Счастлив и тревожен…)» А.Фет

Картинка Анализ стихотворения Фета Музе № 2

Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.

Всё та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.

Анализ стихотворения Фета «Музе»

Избранническая миссия поэта — один из основных постулатов фетовской мировоззренческой доктрины. Герой, наделенный высоким даром, способен моментально «подняться в жизнь иную», почувствовать «сладость» в сердечных страданиях, преобразить «чужое» и неизвестное в «родное». Явление богини-покровительницы, несущей «факел вдохновенный», свидетельствует об особом статусе земного «певца». Нежный лик патронессы, ее юная красота и эмоциональность напоминают портрет фетовской героини-возлюбленной, однако божественная природа Музы не подлежит сомнению. Наделенная властью исцелять от душевных мук, она призывает «трепетного» и благодарного слушателя воспевать «наслаждение высокое» и «человеческое счастье».

Начальная строка произведения 1882 г. впечатляет лаконичностью: уверенные движения милостивой покровительницы, выраженные парой однородных глаголов, сопоставляются с эмоциональным откликом героя-поэта, который отображается двумя краткими прилагательными. Счастье, тревога, ревностная готовность к творчеству — явление Музы рождает сложный комплекс чувств в смятенной душе.

Содержание центрального катрена — своеобразный отчет перед вдохновительницей, подведение итогов поэтического труда. Лирический субъект провозглашает своей главной задачей заботливую и тщательную защиту свободы творчества. Он полагает, что успешно выполнил высокую миссию, оградив Музу от «рабского буйства» темной толпы и не позволив осквернить священную речь богини.

Интонации спокойного достоинства и удовлетворения результатами поэтической деятельности восходят к пушкинскому «Памятнику», где свобода позиционируется как лидирующая тема. Очевидна и разница, порожденная философскими убеждениями авторов: если в пушкинских строках провозглашается ценность гуманистических идеалов, то у Фета речь идет о сакральной природе поэзии, предполагающей соответствующий отбор тематики — строгий, вдумчивый, ответственный.

Главной фигурой, организующей финал стихотворения, становится яркий визуальный образ Музы-небожительницы, «незримой» смертным и «нетленной» богини. В ее портрете выделяются две знаковые детали: «задумчивая» улыбка, служащая знаком благосклонности к избранному поэту, и «венец из звезд», атрибут таинственной внеземной сущности. Облик вечно прекрасной патронессы неизменен, как нерушима клятва верности, принесенная коленопреклоненным героем.

«Музе», анализ стихотворения Фета

Картинка Анализ стихотворения Фета Музе № 3

Начиная анализ стихотворения А. Фета «Музе», следует в первую очередь обратить внимание на время его написания. В 1882 году поэту было уже шестьдесят лет, свет увидели несколько сборников его произведений, позади осталась непростая история с возвращением дворянства и фамилии Шеншин. Поэтому стихотворение «Музе» скорее философское, чем лирическое, на первый план выходят размышления автора о своём пути, а не просто любование жизнью.

Каждый поэт хотя бы в одном произведении задумывается о своём даре, пытается осознать его. В стихотворении «Музе» Фет очень тонко обозначает это незримое присутствие вдохновения: «Пришла и села. Счастлив и тревожен, ласкательный твой повторяю стих. » Муза не называется по имени во всём стихотворении, и это начало, два глагола без обозначения действующего лица, отражает неожиданность, эфемерность её появления. «Счастлив и тревожен» — противопоставление двух таких разных эмоций показывает, как зыбко вдохновение, как трудно уметь им распорядиться. И всё же дар писать — великое благо, и автор подчёркивает это, называя музу «святыня». «в венце из звёзд». «богиня». Можно сказать, что поэт равняет её с совестью, с верностью человека высшей правде. «И рабскому их буйству я в угоду твоих речей не осквернял» — резкое, хлёсткое высказывание автора своей категоричностью заставляет верить ему.

После почти негодующего тона второго четверостишия поэт вновь возвращается к спокойному и благоговейному описанию музы. «Заветная». «незримая». «нетленная». «задумчивой» — эпитеты третьего четверостишия рисуют читателю её божественное начало, снисходящее к человеку. Но здесь угадывается и некоторая похвальба автора: после утверждений, что «заботливо хранил свободу». «непосвящённых не звал» и «в угоду не осквернял». он пишет: «Всё та же ты, заветная святыня». То есть поэт, сохранив свой дар в чистоте, уверен, что он заслужил его. И это действительно так, ведь высшую правду, как и вдохновение, нельзя склонять в угоду низменным целям.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, с чередованием женской и мужской рифмы. Ударные окончания строф, как и инверсия, подчёркивают суть произведения: отрицание автором самой возможности управлять вдохновением. А олицетворение музы и сравнение её с божеством заставляют и читателя почувствовать всё величие и вместе с тем бремя поэтического дара. Сам же автор говорит о нём скромно: «и если дар мой пред тобой ничтожен. ». допуская, что не мог в полной мере распорядиться им. Но зато смог защитить музу, сохранить её первозданную чистоту, — и этим исполнил главное назначение поэта.

«Музе», анализ стихотворения Фета

Начиная анализ стихотворения А. Фета «Музе», следует в первую очередь обратить внимание на время его написания. В 1882 году поэту было уже шестьдесят лет, свет увидели несколько сборников его произведений, позади осталась непростая история с возвращением дворянства и фамилии Шеншин. Поэтому стихотворение «Музе» скорее философское, чем лирическое, на первый план выходят размышления автора о своём пути, а не просто любование жизнью.

Каждый поэт хотя бы в одном произведении задумывается о своём даре, пытается осознать его. В стихотворении «Музе» Фет очень тонко обозначает это незримое присутствие вдохновения: «Пришла и села. Счастлив и тревожен, ласкательный твой повторяю стих. » Муза не называется по имени во всём стихотворении, и это начало, два глагола без обозначения действующего лица, отражает неожиданность, эфемерность её появления. «Счастлив и тревожен» — противопоставление двух таких разных эмоций показывает, как зыбко вдохновение, как трудно уметь им распорядиться. И всё же дар писать — великое благо, и автор подчёркивает это, называя музу «святыня», «в венце из звёзд», «богиня». Можно сказать, что поэт равняет её с совестью, с верностью человека высшей правде. «И рабскому их буйству я в угоду твоих речей не осквернял» — резкое, хлёсткое высказывание автора своей категоричностью заставляет верить ему.

После почти негодующего тона второго четверостишия поэт вновь возвращается к спокойному и благоговейному описанию музы. «Заветная», «незримая», «нетленная», «задумчивой» — эпитеты третьего четверостишия рисуют читателю её божественное начало, снисходящее к человеку. Но здесь угадывается и некоторая похвальба автора: после утверждений, что «заботливо хранил свободу», «непосвящённых не звал» и «в угоду не осквернял», он пишет: «Всё та же ты, заветная святыня». То есть поэт, сохранив свой дар в чистоте, уверен, что он заслужил его. И это действительно так, ведь высшую правду, как и вдохновение, нельзя склонять в угоду низменным целям.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, с чередованием женской и мужской рифмы. Ударные окончания строф, как и инверсия, подчёркивают суть произведения: отрицание автором самой возможности управлять вдохновением. А олицетворение музы и сравнение её с божеством заставляют и читателя почувствовать всё величие и вместе с тем бремя поэтического дара. Сам же автор говорит о нём скромно: «и если дар мой пред тобой ничтожен. », допуская, что не мог в полной мере распорядиться им. Но зато смог защитить музу, сохранить её первозданную чистоту, — и этим исполнил главное назначение поэта.

Похожие статьи:

Послушайте стихотворение Фета Музе

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Музе

Анализ стихотворения Фета Музе

Настроение произведения Музе

Музе