Анализ стихотворения Фета Мама глянька из окошка



Афанасий Фет — Мама, глянь-ка из окошка: Стих

Картинка Анализ стихотворения Фета Мама глянька из окошка № 1

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Пример

Афанасий
Фет

Картинка Анализ стихотворения Фета Мама глянька из окошка № 2

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Мама! глянь-ка из окошка»

Картинка Анализ стихотворения Фета Мама глянька из окошка № 3

Поздний период творчества Афанасия Фета был омрачен личной трагедией. Поэт практически полностью ушел в себя и подавляющее большинство стихов посвящал Марии Лазич – девушки, любовь которой он отверг в угоду браку по расчету. Тем не менее, иногда Фет словно бы пробуждался от тяжелого сна, и тогда на свет рождались светлые и наполненные радостью произведения, которыми так славится ранний период творчества этого поэта.

В 1887 году Фет публикует стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка…», которое впоследствии становится хрестоматийным. И не только потому, что очень точно передает ощущения от неожиданного наступления зимы. Сама форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери. Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов пейзажной лирики конца 19 века.

Обращаясь к матери, ребенок отмечает, что «знать, вчера недаром кошка умывала нос». Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым.

Не стоит забывать, что к моменту написания этого стихотворения сам Фет уже разменял седьмой десяток. Поэтому остается лишь удивляться, что он сумел сохранить такую чуткость в восприятии окружающего мира и умение передать те восхитительные ощущения, которые испытывает несмышленый ребенок при виде первого снега. «Словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты», — отмечает поэт. Эти слова он вкладывает в уста ребенка, который то и дело обращается к маме и просит ее выглянуть в окошко, чтобы насладиться зимним утренним пейзажем. При этом малыш не просто восхищается увиденным, но и преследует вполне конкретную цель – добиться у матери разрешения выйти на улицу, чтобы покататься на салазках. Причем, к этой естественной мысли герой стихотворения словно бы готовит маму, давая ей понять, что ему бы очень хотелось предаться любимым зимним забавам. Ненавязчиво высказывая свое желание, малыш преподносит его в такой форме, что любому взрослому человеку будет трудно отказать ему в такой малости, как возможность побегать по первому снегу. Но благодаря этой крестьянской хитрости и даже мудрости само стихотворение приобретает особую утонченность.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Шестое чувство»
  • Анализ стихотворения Антона Дельвига «К Диону (Сядем, любезный Дион. )»
  • Анализ стихотворения Антона Дельвига «Тихая жизнь»
  • Анализ стихотворения Гавриила Державина «Бог»
  • Анализ стихотворения Гавриила Державина «Властителям и судиям»

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Конспект урока по чтению по теме «А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка. » (3 класс)

Картинка Анализ стихотворения Фета Мама глянька из окошка № 4

Учитель: Гейдебрехт Е.А.

Урок 2 4. А. Фет«Мама! Глянь-ка из окошка. »

Тип урока: Урок актуализации новых знаний

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка. », обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение героя; развивать память, речь, мышление.

Обучающие: организовать деятельность обучающихся по работе над содержанием произведения А.А.Фета, анализировать произведение, выражать своё мнение о прочитанном, правильно называть жанр и тему произведения; упражнять в поисковом чтении, учить читать «вслух» и «про себя»; познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы; создать условия для развития навыка выразительного чтения стихотворения; учить анализировать;

Развивающие обогащать словарный запас детей; развивать воображение; памяти, логического мышления, развивать навыки парной и самостоятельной работы;

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, любознательность, наблюдательность, интерес к результатам своего труда, добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;

способствовать развитию эмоций и чувства детей.

Регулятивные: у мение выявлять проблему; определять и формулировать цель урока; высказывать своё предположение на основе работы с материалом; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, работать в парах;

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;

Личностные: осознание практической важности изучаемого материала, ценностное отношение к умению выявлять проблему; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат на основе критерия успешности учебной деятельности; работать самостоятельно, в парах;

Формы работы: работа в парах, беседа, самостоятельная работа с книгой.

Используемые методы и приёмы : словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый,

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться выразительно читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

на личностно значимом уровне

- Все готовы, всё в порядке . Начинается урок!

Очень хорошо. Сегодня я предлагаю вам путешествие в мир литературного чтения, и помогут нам 3 ступеньки

- Это стихотворение написал замечательный русский поэт, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К. Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.

- Портрет на слайде.

- Кто узнал поэта?

- Определите тему нашего урока.

- Откройте учебник стр…

- Вот мы переходим на вторую ступеньку.

- Какова наша цель на данном этапе?

2 Мы узнаём и учимся?…

- Правильно. Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 196 лет со дня рождения.

Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт-лирик. Родился в 1820 году в Орловской губернии, в деревне Новоселки, был сыном богатого помещика. Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка.

На произведения Фета многие композиторы писали музыку.

Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.

Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.

Стихотворение «Ласточки пропали. » (наизусть начинает рассказывать учитель, дети продолжают по памяти)

Литературное чтение.Тема: «А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка. », «Кот поёт, глаза прищуря». 3 класс

Картинка Анализ стихотворения Фета Мама глянька из окошка № 5

Выполнила: Лысенко В.О.

Тема урока. «А.А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка. ", "Кот поёт, глаза прищуря» (слайд-1)

Цель: знакомство и анализ стихотворений А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка», «Кот поёт глаза прищуря».

познакомить с творчеством А. Фета;

создать условия для выразительного чтения детьми лирического стихотворения;

познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы;

добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;

способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей;

способствовать развитию эмоций и чувства детей.

Оборудование: презентация к уроку; аудиозаписи; компьютер и проектор.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

– Мы познакомились с произведениями русских поэтов о временах года. На сегодняшний урок вы приготовили выразительное чтение стихотворения об осени. Какое стихотворение было у нас в учебнике? (А Майков «Осень». )

3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.

Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнилось бы 191 год со дня рождения.

4. Знакомство с биографией и творчеством поэта (слайд 3)

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем.

Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.

Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.

Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.

Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.

5. Подготовка к восприятию текста.

– Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину. (Ответы детей)

Если дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Домами? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?

– Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.

– Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег. < 9 декабря 1887 >

6. Первичное чтение произведения (слайд 4)

Чтение учителем стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка…»

7. Проверка первичного восприятия, анализ стихотворения (слайд 6 – воспроизведение стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка…» аудиозаписи по щелчку).

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

– От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка)

– Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ответы детей)

– Чему рад ребенок? Что его восхищает? (Ответы детей)

– Все ли слова вам понятны? (Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ)

– Найдите значение этого слова. (ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой)

– Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?

– Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему? (Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы)

– С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро)

8. Физкультминутка (слайд 6)

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

9. Подготовка к выразительному чтению (слайд 7 – по щелчку)

Самостоятельное чтение стихотворения.

– Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем. (2, 7, 11, 14.)

– А где паузы нужно сделать в середине строки и почему? (В 1, 16 конец предложения, а в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении)

Обсуждение понятия РИФМА.

– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)

– Найдите рифму в стихотворении.

Выразительное чтение стихотворения.

– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме. (Чтение стихотворения учащимися).

После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. Эти 2–3 учащихся читают стихотворение вслух.

10. Работа над стихотворением «Кот поёт глаза прищуря…» (слайд 10 –воспроизведение аудиозаписи стихотворения «Кот поёт глаза прищуря…» по щелчку).

Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

"Полно тут тебе валяться,

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощаться,

Да и спать себе ступай".

Мальчик встал. А кот глазами

Поводил и все поет;

В окна снег валит клоками,

Буря свищет у ворот.

– Фет писал стихи о природе. Ему удалось передать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом.

– Прочитайте стихотворение «Кот поёт глаза прищуря…» самостоятельно. Чтение стихотворения хорошо читающим ребенком. – какую картину рисует поэт?

– Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова: прищуря, дремлет, валяться, клоками. (Ответы детей)

– Найдите значение слова прищуря.

– Прочитайте стихотворение выразительно. Какую интонацию вы выберете?

Выразительное чтение стихотворения детьми.

11. Итог урока. Рефлексия (слайд 11)

– С творчеством какого русского поэта мы познакомились сегодня? (А.А.Фет)

– И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звёзд на небесах», как …

– Сегодня работали хорошо……(оценивание работы на уроке). Я думаю, что такая работа поможет вам анализировать и другие стихотворения, правильно и выразительно читать стихотворения.

12. Домашнее задание.

Выучить понравившееся стихотворение наизусть на стр. 128 или 129.

Опубликовано 18.11.15 в 18:46

«Мама! глянь-ка из окошка…» А.Фет

«Мама! глянь-ка из окошка…» Афанасий Фет

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Анализ стихотворения Фета «Мама! глянь-ка из окошка…»

Поздний период творчества Афанасия Фета был омрачен личной трагедией. Поэт практически полностью ушел в себя и подавляющее большинство стихов посвящал Марии Лазич – девушки, любовь которой он отверг в угоду браку по расчету. Тем не менее, иногда Фет словно бы пробуждался от тяжелого сна, и тогда на свет рождались светлые и наполненные радостью произведения, которыми так славится ранний период творчества этого поэта.

В 1887 году Фет публикует стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка…», которое впоследствии становится хрестоматийным. И не только потому, что очень точно передает ощущения от неожиданного наступления зимы. Сама форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери. Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов пейзажной лирики конца 19 века.

Обращаясь к матери, ребенок отмечает, что «знать, вчера недаром кошка умывала нос». Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым.

Не стоит забывать, что к моменту написания этого стихотворения сам Фет уже разменял седьмой десяток. Поэтому остается лишь удивляться, что он сумел сохранить такую чуткость в восприятии окружающего мира и умение передать те восхитительные ощущения, которые испытывает несмышленый ребенок при виде первого снега. «Словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты», — отмечает поэт. Эти слова он вкладывает в уста ребенка, который то и дело обращается к маме и просит ее выглянуть в окошко, чтобы насладиться зимним утренним пейзажем. При этом малыш не просто восхищается увиденным, но и преследует вполне конкретную цель – добиться у матери разрешения выйти на улицу, чтобы покататься на салазках. Причем, к этой естественной мысли герой стихотворения словно бы готовит маму, давая ей понять, что ему бы очень хотелось предаться любимым зимним забавам. Ненавязчиво высказывая свое желание, малыш преподносит его в такой форме, что любому взрослому человеку будет трудно отказать ему в такой малости, как возможность побегать по первому снегу. Но благодаря этой крестьянской хитрости и даже мудрости само стихотворение приобретает особую утонченность.

Послушать стихотворение Фета Мама глянька из окошка

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Мама глянька из окошка

Анализ стихотворения Фета Мама глянька из окошка

Настроение произведения Мама глянька из окошка

Мама глянька из окошка