Анализ стихотворения Фета Когда мои мечты
Афанасий Фет — Когда мечты мои за гранью прошлых дней
Kogda mechty moi za granyu proshlykh dney
Naydut tebya opyat za dymkoyu tumannoy,
Ya plachu sladostno, kak pervy iudey
Na rubezhe zemli obetovannoy.
Ne zhal mne detskikh igr, ne zhal mne tikhikh snov,
Toboy tak sladostno i bolno vozmushchennykh
V te dni, kak postigal ya pervuyu lyubov
Po buntu chuvstv neugomonnykh,
Po szhatiyu ruki, po otblesku ochey,
Soprovozhdayemy to vzdokhami, to smekhom,
Po ropotu prostykh, neznachashchikh rechey,
Lish tam zvuchashchikh strasti ekhom.
Rjulf vtxns vjb pf uhfym/ ghjiks[ lytq
Yfqlen nt,z jgznm pf lsvrj/ nevfyyjq,
Z gkfxe ckfljcnyj, rfr gthdsq beltq
Yf he,t;t ptvkb j,tnjdfyyjq/
Yt ;fkm vyt ltncrb[ buh, yt ;fkm vyt nb[b[ cyjd,
Nj,jq nfr ckfljcnyj b ,jkmyj djpveotyys[
D nt lyb, rfr gjcnbufk z gthde/ k/,jdm
Gj ,eyne xedcnd yteujvjyys[,
Gj c;fnb/ herb, gj jn,ktcre jxtq,
Cjghjdj;lftvsq nj dplj[fvb, nj cvt[jv,
Gj hjgjne ghjcns[, ytpyfxfob[ htxtq,
Kbim nfv pdexfob[ cnhfcnb [jv/
Когда мои мечты за гранью прошлых дней
Когда мои мечты за гранью прошлых дней
Найдут тебя опять за дымкою туманной,
Я плачу сладостно, как первый иудей
На рубеже земли обетованной.
Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов,
Тобой так сладостно и больно возмущенных
В те дни, как постигал я первую любовь
По бунту чувств неугомонных.
По сжатию руки, по отблеску очей,
Сопровождаемым то вздохами, то смехом,
По ропоту простых, незначащих речей,
Лишь нам звучащих страсти эхом.
Русские поэты
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Поиск стихов
Фет Афанасий Афанасьевич
стихов на сайте: 224
Статьи о русской литературе
Наши сайты
АртсПортал
Классическая и современная живопись, поэзия европейских, китайских и восточных поэтов Классическая японская поэзия
Танка и хокку (хайку) японских поэтов Японская гравюра укиё-э
Изысканные гравюры японских художников Классическая русская живопись
Картины известных русских художников ИнетКласс
Интересные факты Мост над бесконечностью
Творчество классиков и современников
Когда мои мечты за гранью прошлых дней.
Стихотворение Афанасия Фета
Когда мои мечты за гранью прошлых дней Найдут тебя опять за дымкою туманной, Я плачу сладостно, как первый иудей На рубеже земли обетованной. Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов, Тобой так сладостно и больно возмущенных В те дни, как постигал я первую любовь По бунту чувств неугомонных. По сжатию руки, по отблеску очей, Сопровождаемым то вздохами, то смехом, По ропоту простых, незначащих речей, Лишь нам звучащих страсти эхом.
Афанасий Фет. Воздушный город.
Стихотворения 1840-1892 гг.
Из поэтического наследия.
Москва, "Центр-100", 1996.
Другие стихи Афанасия Фета
Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева и А. А.Фета. Поэзия «чистого искусства».
Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.
- В чем же «пленительность» стихов Фета? Почему его судьбу называют одновременно и счастливой, и печальной?
Поэтический мир Фета
Мотивы г. Фета заключают в себе иногда такие тонкие. можно сказать, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах, и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя. И самое произведение, и содержание его давно уже забылись, но мелодия его таинственно слилась с общею жизнью души нашей, сплелась с нашим духовным организмом.
В. П. Боткин. Русская литература. А. А. Фет. 1857
В семье второстепенных русских поэтов [1] г. Фету бесспорно принадлежит одно из видных мест. Большая половина его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия. <. > Если при всей этой искренности, при всей легкости, с которой поэт покоряет себе сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться скромною долей второстепенного поэта, то причина этого, кажется нам, заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г. Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Рецензия на собрание стихотворений Фета. 1863
Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. <. > Это не просто поэт, но скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом.
П. И. Чайковский — Константину] Р[оманову].
26 августа 1888
Художественное творчество есть самая изумительная, самая непостижимая, самая таинственная тайна. Вы жаждете проникнуть в тайну творчества <. > в таинственную лабораторию, в которой целое жизненное явление претворялось совершенно в чуждый ему звук, краску, камень. Торопитесь спросить художника, еще не остывшего над своим вдохновенным трудом. Увы! ответа нет! тайна творчества для него самого осталась непроницаемой тайной.
А. А. Фет. Два письма о значении древних языков в нашем воспитании. 1867
В лирике Фета — притом именно в высших ее образцах — почти не воссоздаются какие-либо цельные «объекты» художественного видения (а только «детали» этих объектов). В стихах Фета перед нами не предстает определенный природный мир, рельефные человеческие характеры (в том числе даже и характер лирического героя, то есть в конечном счете самого поэта), весомые события. В лирике поэта воплощены, в сущности, только состояния и движения человеческого духа.
В. В. Кожинов. Поэзия и судьба Афанасия Фета. 1981
Как поэта-мыслителя Фета отличают лирическая нежность и лирическая смелость. Он нежен, как утреннее пробуждение отрока, и смел, как дума видавшая жизнь мудреца. Вступая в область самого тонкого и таинственного, в область человеческих переживаний, Фет вскрывает их природу, дает последовательность мотивировок, он чувствует, что важно для лирика-мыслителя, — предчувствует. <. >
В конечном счете главное в поэзии Фета — ее высокая человечность. Современная русская лирика испытала на себе безусловное влияние Фета, о чем говорят, прежде всего, творчество разных на ших поэтов, а также их признания.
Л. А. Озеров. «То, что вечно, — человечно». 1995
- Какие оценки ближе вашему впечатлению от знакомства с поэзией Фета? Мотивируйте свое мнение.
Начало жизненного пути. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 гг.). Мать Фета, Каролина Шарлотта Фёт, в 1820 г. покинула Германию с русским дворянином Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Настоящий же отец будущего поэта - Иоганн Фёт - чиновник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам Орловская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была фамилия и дворянское звание. Короткая фамилия Фёт принесла ее в владельцу «жесточайшие нравственные пытки» (фамилия Фёт обрусела и стала звучать как Фет).
Поэт ставит цель - вернуться в дворянское лоно Шеншиных - и с фантастическим упорством добивается ее. (С 1873 года по разрешению Александра II Фет становится дворянином Шеншиным.)
Образование. Учился в немецком городе Верро в пансионе, начал сочинять стихи.
Осенью 1838 года Фет стал студентом словесного отделения Московского университета. Восемнадцатилетний Афанасий начал неудержимо писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорьевым, тоже студентом, горевшим страстью к стихотворству. Друзья вместе готовили к печати первый «студенческий» сборник стихов Фета, который вышел под инициалами «А. Ф.». Уже следующий сборник появился в журнале под именем «А. Фет».
Литературоведы считают, что буква «ё» превратилась в «е» в фамилии поэта по вине наборщика.
Университет Фет окончил в 1844 г. Свою поэтическую увлеченность не скрывал, наоборот, стремился обрести популярность.
Творческий дебют - сборник «Лирический пантеон» (1840). Стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Поэт, по утверждению Фета, - есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий «божественный вздор». Но стихи Фета, этот «божественный вздор», произвели неизгладимое впечатление на Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского.
Военная служба. Фет вернуть дворянское звание и фамилию. Военную службу в Херсонской губернии поэт использует для тренировки воли и выработки непоколебимого упорства к достижению цели кратчайшим путем. Служит твердо и последовательно.
Цикл стихотворений о любви. Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с которой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по службе». Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка. Преобладающая тональность любовной лирики Фета - трагическая.
Стихи о природе. Сборник «Вечерние огни» - необычайный творческий взлет А. А. Фета.
Цикл стихотворений «о природе», «Весна», «Лето», «Осень», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные его глубины, лирический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.
Фета влечет природа в ее изменчивости, постоянной смене состояний, и он радуется каждому малому, «сиюминутному» проявлению жизни, которая через мгновение окажется уже иной. Его привлекает неповторимость и трепетность этих мгновений.
Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и других были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская проза»: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы - «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда.
Фет купил имение Степановка Орловской губернии, затем имение Воробьевка Курской губернии, приобрел большой дом в Москве, стал расчетливым хозяином и коммерсантом.
Поэзия и проза Фета - художественные антиподы. По мнению Фета, проза - язык жизни обыденной, а поэзия - жизнь человеческой души и природы.
Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870-1892). Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успокоение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит».
Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части», потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.
«В вечер такой золотистый и ясный» (1886), «Одним толчком согнуть ладью живую» (1887), «Никогда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг. » (1892).
Переводческая деятельность. Фет переводит античных поэтов, а также произведения Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и других. В переводах стремится к точности. «Конечно, перевожу буквально», - пишет Фет в письме В. С. Соловьеву.
А. А. Фет - поэт «чистого искусства». Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует «рассуждать», вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».
Таким образом, вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» (как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и другие). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию темами:
а) родина; б) природа; в) любовь; г) поэт и поэзия (искусство).
Темы родины и природы «нераздельны». Фет умел «очеловечить» русскую природу, найти в ней отзвук своим настроениям.
Любовь в изображении Фета - олицетворение и печали, и треволнений, и легкой радости. Любовная лирика отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой.
У Фета много стихотворений об искусстве, о роли поэта и поэзии: «Одним толчком согнать ладью живую. », «На стоге сена ночью южной. » и другие. Искусство, по мнению поэта, не должно быть связано с жизнью. Поэт писал:
В мир стремлений,
- Что общего между этими стихотворениями (тема, главная мысль, пафос, основной художественный прием)?
- Являются ли оба стихотворения пейзажными зарисовками?
- Справедливо ли говорить о психологическом параллелизме обоих стихотворений?
Эти стихотворения связывает общий художественный прием - психологический параллелизм. Оба произведения включают в себя пейзажные зарисовки, но очень разные, и не только потому, что Тютчев пишет об осени, а Фет о весне или лете.
- С чьим состоянием сравнивается состояние природы - лирического героя или абстрактного человека?
У Фета в этом стихотворении-предложении - единое восторженное чувство лирического reроя. Он переполнен чувством счастливой любви, поэтому его душа, как камертон, отзывается на утреннее пробуждение природы. Он активен, он в движении, в порыве. Вот почему в стихотворении много глаголов. Весь мир живет, движется, вместе с ним живет готовый к служению и творчеству лирический герой. Для него очень важно это единство, это ощущение общего счастья. Ему необходимо рассказать, поделиться с ней, включить ее в радостный круговорот жизни. Вот почему стихотворение написано в форме послания, обращения к любимой: я - тебе. В стихотворении Фета всего один эпитет - горячим светом. Но этот эпитет словно задает общий высокий накал радостного настроения всего стихотворения.
- Сколько предложений в каждом стихотворении? Почему?
В каждом из этих стихотворений одно предложение. У Тютчева это единая, целостная картина увядания природы. Описание природы обогащено множеством эпитетов. Именно эпитеты создают торжественный и трагичный образ осени. Лирический герой Тютчева, любуясь красотой осеннего увядания, уподобляет его человеческому страданию. В последней строке стыдливость страдания человека названа божественной. Страдание человека столь же величественно, как и печальные перемены в Божьем мире. Лирический герой смотрит на мир со стороны, он наблюдает, анализирует и сопоставляет явления жизни.
- Одно стихотворение изобилует эпитетами (выделите их), другое - глаголами (что это за глаголы? Зачем один глагол несколько раз повторяется?). Какой эффект это создает?
Интересно, что в стихотворении Тютчева только два глагола, один из которых незаметный, незначительный - есть. Второй - зовем - подводит итог, называет, фиксирует смысл сказанного. Стихотворение написано в форме элегии - думать об осени и страдании всегда грустно, а для размышлений собеседник не нужен.
- В каком стихотворении лирический герой участвует в общей жизни на земле, а в каком - словно смотрит со стороны?
- Попробуйте раскрасить стихи, обращая внимание на слова, имеющий свой цвет. Какое из стихотворений более цветное и почему? Как это связано с содержанием текста?
- Какое стихотворение написано в форме послания (обращения к другому человеку), а какое - в форме элегии (грустного размышления)? Почему избрана именно эта форма?
- Каким настроением (пафосом) проникнуто каждое стихотворение?
- Обобщите ваши наблюдения. Каковы особенности лирики двух русских поэтов?
Сравнивая эти стихотворения, мы видим удивительное поэтическое мастерство двух русских поэтов. Используя как основной прием психологический параллелизм, обращаясь к картинам природы, Фет создает картину состояния лирического героя в единстве с состоянием природы. Его лирический герой - часть Божьего мира. Тютчев же использует картины природы для сравнения с состоянием человека вообще. Не случайно в стихотворении нет местоимения я. Есть мы, то есть люди вообще. Лирический герой Тютчева - наблюдатель, аналитик, мыслитель.
2.Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета. Любовная лирика.
Перед вами тексты двух стихотворений. Внимательно прочитайте их, сопоставьте, затем запишите ваши наблюдения.
- Что объединяет эти стихотворения? Для ответа на этот вопрос обозначьте цветом: слова, обозначающие время; описания (пейзаж, портрет); чувства, ощущения лирического героя, состояние, чувства девушки.
- Какие образы и как созданы в стихотворении Тютчева (женский образ, образ лирического героя, пейзаж, время)?
- Какие отношения связывают лирического героя и девушку? Важно ли это?
- С какой целью поэт настойчиво обращает внимание на приметы угасающего дня?
- Сравните эпитеты, использованные в первых двух строках третьей строфы.
- Для чего использована эта антитеза?
- В каких строчках сформулирована главная мысль стихотворения?
- Каким настроением (пафосом) оно проникнуто?
- Что можно сказать о лирическом герое стихотворения?
- Какой образ в стихотворении является доминирующим (важнейшим)?
- Какие образы и как созданы Фетом (женский образ, образ лирического героя, пейзаж, время)?
- Какой из них является доминирующим (главенствующим)?
- Каким пафосом проникнуто стихотворение?
- Сравните результаты анализа стихотворений и сделайте вывод об особенностях лирики двух поэтов.
Оба эти стихотворения - воспоминания о счастливом прошлом, связанные с образом девушки. И это, пожалуй, единственное, что их роднит.
В стихотворении Тютчева большое место (четыре с половиной из шести строф) уделено описанию: пейзажу и портрету. Место, время года и время суток точно обозначены. Картина живописна, но лирический герой как будто любуется ею со стороны, и мы не знаем, какие отношения связывают его с его юной спутницей, да это, видимо, и не важно: чувства героя не названы, а девушка беспечно весела не оттого, что влюблена или кокетничает с героем, - она просто очень молода.
Все стихотворение построено на антитезах: высокий берег - внизу река, вверху еще солнце - внизу уже померкли берега, вековая груда камней - младенческая нога девушки. Река, камни, небо - все это существует дол го. Человеческая жизнь коротка и быстротечна, ее радости уходят так же быстро, как уходит за горизонт солнце, как отцветают и осыпаются яблони.
В стихотворении три плана времени: неподвижное «золотое время» этой встречи на берегу Дуная, неподвижное нынешнее («я помню») - время воспоминания и незаметно летящее время, быстротечность которого ощущает лирический герой.
Главная мысль стихотворения сформулирована в двух последних строчках. Вспоминая события далекого угасающего дня на берегу Дуная, лирический герой с грустью думает о быстротечности человеческой жизни. Образ времени доминирует в стихотворении. Мотивы любви, природы Тютчеву необходимы для философских размышлений о жизни вообще.
В первой строфе стихотворения Фета два плана времени: прошлое и настоящее. Разрыв между ними усилен библейским мотивом в сравнении. Все остальное - воспоминания о чувствах, подаренных лирическому герою первой любовью. Фет - импрессионист, поэт ощущения.
3. Особенности любовной лирики Некрасова, Пушкина, Тютчева, Фета.
«Клиповое сознание» - это бешеный темп, смена ярких кадров, фиксация отдельных картинок для создания общего впечатления. Заставим «говорить» с помощью цвета сразу несколько стихотворений.
Фет Афанасий (1820-1892)
Когда мои мечты за гранью прошлых дней.
Когда мои мечты за гранью прошлых дней
Найдут тебя опять за дымкою туманной,
Я плачу сладостно, как первый иудей
На рубеже земли обетованной.
Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов,
Тобой так сладостно и больно возмущенных
В те дни, как постигал я первую любовь
По бунту чувств неугомонных.
По сжатию руки, по отблеску очей,
Сопровождаемым то вздохами, то смехом,
По ропоту простых, незначащих речей,
Лишь нам звучащих страсти эхом.