Анализ стихотворения Фета Какая грусть
Cочинение «Анализ стихотворения «Какая грусть! Конец аллеи» А. А. Фета»
Стихотворение А. А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи. » рисует зимний пейзаж. Он метафоричен («Опять серебряные змеи Через сугробы поползли»), овеян авторской фантазией.
Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже видит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело».
Душе лирического героя передается печальное настроение зимнего сна природы: «Лениво дума засыпает Над умирающим трудом». Однако в сердце поэтически одаренного человека всегда живет надежда на обновление и душевный подъем. Как расцветет по весне природа, так вновь воскреснут творческие силы и позитивные мысли. Стихотворение, написанное в минуту грусти и уныния, одновременно служит и лекарством от этой тоски, ибо в нем слышна надежда на перемены.
В стихотворении важную роль играют анафорические повторы («. Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи. », «Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край»). Они подчеркивают циклический характер жизни природы и человека, привносят в сюжет плавность повествования.
В пятой строфе стихотворения есть упоминание о посвященных («И посвященным только зримо Цветет весна и красота»). Однако все-таки под посвященными в данном случае понимаются не члены масонской ложи, а просто люди с богатым духовным миром.
Видеть по нескольку месяцев в году зимний пейзаж — удел каждого жителя России. Об этом А. А. Фет упоминал в стихотворении «Я русский, я люблю молчанье дали мразной. ». Таким образом, можно сказать, что зимний пейзаж воспринимался поэтом как особенность национального колорита русской земли.
Похожие сочинения
Стихотворение «Звезда полей» — одно из самых известных в творчестве Н.М. Рубцова. Оно посвящено родной Вологодчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство. смотреть целиком
Стихи — это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений. Каждый человек обладает бессмертной и неповторимой душой, надеждами, мечтами. И поэтому стихи великих поэтов завораживают читателя, заставляют задуматься над вопросами. смотреть целиком
На стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…» написан очаровательный романс. Это одно из наиболее музыкальных произведений раннего творчества М.И. Цветаевой. Любовь воспринимается в нем лирической героиней как болезнь. Она превращает взаимоотношения. смотреть целиком
1. Творчество И. А. Бунина. 2. Мотивы одиночества в лирике. 3. Одиночество лирического героя 4. Близость и разница во взглядах Бунина и Лермонтова. 5. Бунин как продолжатель и отрицатель наследия символизма. И. А. Бунин — человек со сложной, трагической. смотреть целиком
Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно - изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук. смотреть целиком
В этом стихотворении можно выделить две части: первая (3 четверостишия) внешне спокойная, во второй происходят сражения, льётся кровь. В первой части время течёт лениво, медленно, как река. Но вызов брошен, и войско отправляется в путь. Пока ещё всё. смотреть целиком
Моим любимым стихотворением великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета является его произведение «Я пришёл к тебе с приветом…». Считается, что из всех поэтов России, изучать Фета наиболее сложнее остальных. У поэта была не самая обычная и простая. смотреть целиком
Анализ стихотворения Фета «Какая грусть! Конец аллеи»
Стихотворение А. А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен («Опять серебряные змеи Через сугробы поползли» ), овеян авторской фантазией.
Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже видит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело».
Душе лирического героя передается печальное настроение зимнего сна природы: «Лениво дума засыпает Над умирающим трудом». Однако в сердце поэтически одаренного человека всегда живет надежда на обновление и душевный подъем. Как расцветет по весне природа, так вновь воскреснут творческие силы и позитивные мысли. Стихотворение, написанное в минуту грусти и уныния, одновременно служит и лекарством от этой тоски, ибо в нем слышна надежда на перемены.
В стихотворении важную роль играют анафорические повторы («…Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи…». «Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край» ). Они подчеркивают циклический характер жизни природы и человека, привносят в сюжет плавность повествования.
В пятой строфе стихотворения есть упоминание о посвященных («И посвященным только зримо Цветет весна и красота» ). Однако все-таки под посвященными в данном случае понимаются не члены масонской ложи, а просто люди с богатым духовным миром.
Видеть по нескольку месяцев в году зимний пейзаж — удел каждого жителя России. Об этом А. А. Фет упоминал в стихотворении «Я русский, я люблю молчанье дали мразной…». Таким образом, можно сказать, что зимний пейзаж воспринимался поэтом как особенность национального колорита русской земли.
©"" .
Анализ стихотворения А.А. Фета Какая грусть! Конец аллеи…
Анализ стихотворения А.А. Фета «Какая грусть! Конец аллеи…»
- Бабченко Татьяна Викторовна, учитель
Разделы: Литература, Начальная школа
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом
А всё надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
Анализ лирического произведения самая трудная и вдумчивая работа. При изучении лирического произведения идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. Лирическое произведение- это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю.
“Ребенок при чтении произведения должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать” (С. Я. Маршак).
А для этого необходимо создать на уроке атмосферу свободы, имитации, творчества, простора для читательской интерпретации текстов.
- организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживание лирическому герою;
- формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
- формирование представлений о способах создания образа – переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
- обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих переживаний и представлений.
Из-за эмоционально-образной и смысловой насыщенности лирического произведения А.А. Фета самым оптимальным способом анализа его, не разрушающим его природу, является медленное чтение, с остановками на ключевых словах. Кроме этого, применить, возможно, рисунок как способ проявления зрительного образа, формирующийся в сознании читателя.
С помощью способа медленное чтение, можно анализировать тексты даже с маленькими учениками- читателями. Так как при чтении осмысливается каждое поэтическое слово, выясняется, почему именно это слово подобрал автор, что мы представляем себе, когда читаем его. Обсуждение идет живое с большим интересом, это настоящий творческий поиск.
Начинаем работу над произведением со способа рисунок.
Прочитайте медленно, вдумчиво данное произведение и нарисуйте ту картину, которую вы увидите.
После первичного чтения и рисунка, проводим анализ по вопросам, для более глубокого восприятия произведения.
Вопросы для анализа.
После анализа произведения необходимо вновь вернуться к рисункам детей и проанализировать их вновь. Рассмотрите ваши рисунки.
Чем интересен этот текст? Какая в нем есть загадка? Верно, здесь можно нарисовать две картины.
Первая картина, когда поэт грустит. Это зима, снега, холодные и темные краски, передающие уныние и тоску. Оживляет эту картину ворон, который борется с бурей.
А вторая картина, когда переносится в свой родной край. Там тепло, весна, красота. Здесь уже можно использовать другие краски и другие цвета, так как изменилось настроение поэта. Эта картина показывает, что прошло время, изменилось настроение автора, его восприятие мира.
Мы учим детей, видеть развитие лирического сюжета. Оцениваем свои рисунки и приходим к выводу, что необходимо нарисовать две картины, так как поэт рисует картину в движении.
Кроме представленных способов работы (медленное чтение и рисунок), при изучении лирического произведения необходимо проработать выразительное чтение (учителем и учащимися).
И как продолжение работы с рисунком можно предложить составить картинный план и соответствующая ему партитура чувств.
Рассматривая чередующиеся картины в стихотворении, мы можем проследить, как меняется настроение лирического героя и как оно соответствует картине, изображенной поэтом.
Один лишь ворон против бури”
Что может быть хоть невзначай…”
- тоска, грусть,
- грусть, печаль
- усиление печали, безысходность, потеря надежды
- печаль, появление надежды
- надежда, легкая печаль
- уверенность, надежда
«Какая грусть! Конец аллеи…» А.Фет
«Какая грусть! Конец аллеи…» Афанасий Фет
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
Анализ стихотворения Фета «Какая грусть! Конец аллеи…»
Со времени появления раннего цикла «Снега» в фетовскую лирику вошли картины зимнего пейзажа. Его лики многообразны: злой степной ветер, царящий над безжизненным пространством, или приятная светлая ночь, располагающая к конной прогулке с милой спутницей. Блеск, хрусталь, бриллианты — герой не скупится на яркие метафорические характеристики снежных и ледяных просторов. Лирический субъект любуется непривычными видами, сравнивая сугроб, наметенный за вечер, с «мавзолеем», возведенным неведомой рукой.
Зимняя пора символизирует сон природы: последняя уподобляется заколдованной невесте, которая «спит во гробе ледяном». С тематикой холодного пейзажа связан мотив старости, которая серебрит «кудри темные», как деревья в мороз.
В стихотворении 1862 г. природная зарисовка неотделима от впечатлений и философских раздумий лирического героя. Синтетический, цельный характер мировосприятия задается зачином, где соединяются внешние приметы наступающей зимы и пассивное подавленное настроение, навеянное ими.
Описанию «сплава» пейзажа и эмоций посвящена первая часть художественного текста. На переднем плане внимательного созерцателя привлекает снежная «пыль», заметающая садовую аллею. Череду тропов продолжает изысканная метафора, уподобляющая поземку «серебряным змеям». Доминантой степной дали становятся равномерность и гладкость белого покрова. Их нарушает лишь образ ворона, который выглядит единственной контрастной точкой на светлом полотне.
Под стать погоде и внутреннее состояние наблюдателя: в его душе царят оцепенение и апатия. Лексемы «рассветает» и «холод» сближают тягостные эмоции с внешней зарисовкой, а эпитет «умирающий» наделяется дополнительным значением, обозначающим отсутствие вдохновения.
Финальные четверостишия рассеивают печальный фон, созданный первой частью. На что надеется лирический субъект? Он живет мечтой увидеть «родной край» безоблачным и ясным. Интересно, что воображаемый пейзаж лишен конкретных деталей, подчеркнуто символичен и приближен к категориям идеального пространства. Оно способствует духовному обновлению для людей творческих, «посвященных». Здесь расцветает прекрасная весна, оживляя вдохновенные «думы» героя-поэта.
Зимнее оцепенение природы, родственное чувствам скорбящей души, — тема произведения «Учись у них — у дуба, у березы… » Два текста объединяют и жизнеутверждающие интонации финала.
Вы находитесь: Главная страница > Фет Афанасий > Анализ стихотворения А Фета «Какая грусть! Kонец аллеи »
Сочинение на тему «Анализ стихотворения А Фета «Какая грусть! Kонец аллеи »»
А. Фет — поэт очень загадочный, загадочна и странна вся его жизнь, его характер, сочетающий расчетливого хозяина и человека тонкой, чуткой души, умеющего чувствовать и понимать природу. Тайна, всю жизнь окружавшая его, нисколько не помешала тому факту (может быть, отчасти и способствовала), что творчество этого необыкновенного человека и поэта принадлежит к шедеврам русской лирической поэзии. Можно произнести только названия некоторых стихотворений («На заре ты ее не буди…», «Это утро, радость эта…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…») и вызвать четкое переживание у слушателя. Особенность поэта состоит в том, что вся его жизнь — это стихи, стихи о любви, о природе, стихи- мысли, стихи-чувства. Оригинальность жанра А. Фета проявилась в создании стихотворений-мелодий, которые являются сопереживаниями и ощущениями, вызываемыми музыкальными произведениями. Старая и вечная тема поэзии, тема любви оживает, торжествует, переливается всеми своими гранями в его стихотворении «Я пришел к тебе с приветом». Оно не имеет себе подобных. Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой… Такая жадность к жизни звучит в нем, такая непосредственная готовность подарить любимому человеку весь мир, Вселенную, такая нежность, что сразу понимаешь: да, это настоящая любовь, хотя о ней еще не сказано ни слова. Сам поэт всегда был расположен к новым формам и способам отображения действительности. Он говорил: «Поэзия непременно требует новизны, и ничего для нее нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства». Стихотворение «Какая грусть! Конец аллеи…» на первый взгляд можно отнести к пейзажной лирике. На самом же деле природа лишь помогает читателю перенестись вместе с лирическим героем на ту аллею, как можно более полно описать состояние лирического героя, хотя он сам напрямую говорит о том, что чувствует: «Какая грусть!» Глазам читателя предстает однообразная картина, которая до боли знакома лирическому герою (анафора «Опять… Опять…») и чужда ему. Видимо, такая картина представлялась ему довольно часто, стала даже привычной. Стихи вызывают в сознании образ поэта, стоявшего, скрестив руки, в проеме окна большого дворянского особняка и печально смотрящего вдаль. …Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли. Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. Кругом ни одного живого существа, кроме ворона, который является неким символом чего-то страшного, угрожающего, зловещего. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело,Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело.
Состояние лирического героя напрямую зависит от природы, она влияет на него. Лирический герой открыто говорит о том, что чувствует при виде этой усталой, наводящей тоску, хандру картины. И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом… В таком состоянии духа даже мысли застревают, «лениво засыпают», не движутся.- Пожалуй, для лирического героя самое главное то, что ленивый сон мысли способствует творческой смерти. Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. В первых трех строфах мы чувствуем, насколько чужда описанная картина лирическому герою. Эти бесконечные белые снега, сливающиеся с серостью неба, способны вызвать в нем лишь сонливость, леность, не могут возбудить внутренние струны его души. Мы вполне можем предположить, что лирический герой находится вдали от своих родных мест, отчасти поэтому этот зимний пейзаж его не трогает, оставляет равнодушным. А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край. Лирический герой ностальгирует в двух планах: в плане реальном он мечтает вернуться в родные места, в плане духовном автор стремится снова испытать молодость души, пережить восторженное состояние. Но в четвертой строфе тональность меняется, лирический герой отрывается от действительности, 3 вспоминает свой родной фай: Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста, И посвященным только зримо Цветет весна и красота. Лирический герой не дает описания природы своей родины, но мы понимаем, что эти пейзажи не оставляют его равнодушным, а вызывают целую гамму чувств, ощущений, поэтому его душа как будто вновь просыпается, «молодеет». Даже тот серый пейзаж не смог погасить в его сердце тлеющую надежду увидеть родной край. Только здесь он чувствует природу, воспринимает ее такой, какая она есть, способен слиться с окружающим миром, жить с ним в гармонии. Все это мы понимаем из последней строфы, которая контрастирует с тремя первыми, пессимистичными, апатичными. Лирический герой ощущает себя «посвященным», то есть тем, «кому зримо цветет весна и красота». Эта природа не чужда лирическому герою, все, что в ней происходит, ему дорого, не гнетет его,’ а благотворно влияет на состояние духа, на душу, которая только здесь «чиста». Таким образом, стихотворение «Какая грусть! Конец аллеи…» состоит из двух частей, различающихся по тональности, сопоставляющихся друг с другом. Но основное внимание уделяется душе, которая «умирает», если лирический герой бесчувствен, равнодушен к окружающему миру, или наоборот «чиста», когда душа «молодеет», тонко ощущает и чувствует. Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста, И посвященным только зримо Цветет весна и красота.
Лучший способ поблагодарить сайт за полезное сочинение, поделиться ссылкой на страницу в соц сетях