Анализ стихотворения Фета Это утро
Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»
Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. Фет считал, что поэтическое искусство должно воспевать только прекрасное. Повседневная жизнь скучна, уныла, ей нет места в стихах.
Большим поэтом сделала Фета, прежде всего, любовь к природе, умение видеть и чувствовать её красоту. Многие произведения Фета, посвящённые природе, проникнуты чувством восторга, светлой радости, состоянием душевного подъёма. Таково и стихотворение «Это утро, радость эта…». Оно о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами.
Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя, о чём можно судить уже по начальной строке: «Это утро, радость эта…». Утренние часы чаще всего ассоциируются с бодростью, долгожданным восходом солнца, радостью природы от пробуждения. И лирический герой счастлив весенним утром. Эта строка раскрывает общий эмоциональный фон всего трёхстишия.
Талант Фета проявился, прежде всего, в том, что он сумел очень ёмко показать в одном дне, от утра до ночи, всю весну («это утро, радость эта», «мощь и дня и света», «эта ночь без сна»).
Стихотворение фрагментарно, обрывочно. Перед глазами читателя каруселью проносятся:
Эти ивы и берёзы,
Эти капли, эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы…
Произведение состоит из одного предложения, чем также подчёркивается стремительность, быстрота смены событий, будто все весенние месяцы сжались до нескольких секунд.
В стихотворении поэт использует разные изобразительно-выразительные средства. Один из излюбленных приёмов Фета – анафора. Каждая новая строка начинается с местоимения это, эти, эта. В некоторых строках оно встречается дважды: «эти стаи, эти птицы», «эти мошки, эти пчёлы». Таким образом задаётся особый ритм, задорный, динамичный.
Ощутимость звуков в стихах Фета достигает степени, небывалой до него в русской поэзии. Музыкальность стихотворения достигается с помощью анафоры и аллитерации: «дробь и эти трели», «крик и вереницы», «зык и свист».
Повторение сонорного «р» и свистящих «з» и «с», близких к звукам природы, делает картину не только зримой, но и слышимой, как будто объёмной, полнокровной. Ту же роль выполняет и олицетворение: «этот говор вод», «вздох ночной селенья», метафорическое сравнение: «эти капли – эти слёзы».
Особое внимание следует уделить последней строфе стихотворения:
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
Здесь более чётко мы ощущаем не только настроение весенней суматохи, но и смятение самого лирического героя. Ведь весна – это время пробуждения не только деревьев, рек, зверей и птиц, но и пора цветения души. Весна ассоциируется у нас с любовью, страстью. Возможно, герой проводит бессонные весенние ночи в мыслях о возлюбленной. В сознании героя мешаются его личные переживания с тем, что происходит вокруг.
Чувство лирического героя неясны, неопределённы, они воплощаются в деталях внешнего мира. Здесь ночь как бы окрашивается настроением лирического героя, оживляется им. Душевное состояние, которое не выражается точными словами, может, по Фету, быть лишь навеяно.
Описание природы, как бы откликающейся на настроение лирического героя, выбор отдельных впечатляющих деталей вместо связного описания, тонкий рисунок настроения – вот что характеризует это произведение. В стихотворении не встречается ни одного глагола, динамизм передается через обилие отглагольных имен существительных. Последняя строка («Это всё – весна») – это эмоциональный итог всего произведения, провозглашающего радость жизни, бурю чувств в прекрасный весенний день.
Фетовский мир прекрасного включает вполне реальный круг чувств и настроений, воплощенных в его поэзии с большой психологической тонкостью. Речь идет, прежде всего, о любовных переживаниях. Фет издавна слывет певцом природы и любви.
А. Фет – поэт редкой эмоциональности, заражающей силой чувства, при этом чувства светлого, жизнеутверждающего. Основное настроение поэзии Фета – настроение душевного подъёма. Упоение природой, любовью, искусством, воспоминаниями, мечтами – вот основное эмоциональное содержание его поэзии. Есть у него, конечно, и грустные, меланхолические стихи. Но даже в тех стихах, где поэт говорит о «земной, гнетущей злобе», о «мраке жизни вседневной» и её «язвительных терниях», главная тема – преодоление мрака, забвение терний, подъём над тусклой и печальной жизнью.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Фет А.А. / Лирика / Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»
Смотрите также по произведению "Лирика":
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Анализ стихотворения А.А. Фета "Это утро, радость эта"
Стихотворение написано в 1881 году. Согласно эстетическим принципам А. А. Фета, поэзия призвана изображать мир только в одном аспекте — мир как красота. Для А. А. Фета — красота разлита в мире, но ее нужно увидеть, и затем передать в поэзии.
«Искусство для искусства», или «чистое искусство», — исторически сформировавшееся условное название ряда эстетических концепций, которые утверждали самоценность искусства, его независимость от политики, от «моральной дидактики», эмпирической «пользы», провозглашали свободу творчества и независимость самого творца. Это отнюдь не означает, что А. А. Фет отвергает жизнь в пользу «чистого» искусства. Обратим внимание на то, что, по мнению А. А. Фета, не должно быть предметом творческого изображения: «вседневный удел», то есть бытовая сторона жизни, довлеющие над человеком жизненные тяготы и, наконец, — «битвы» — гражданская борьба всевозможных «лагерей» и «станов», те же «гражданские скорби». Именно эти жизненные сферы сковывают свободу самовыражения души, устремленной к прекрасному. Вдохновение свободно только тогда, когда оно не сковано позицией, тенденцией, обязанностью, борьбой за выживание, житейскими тяготами и т. д. А. А. Фет понимает по собственному опыту, что от этого никуда не уйдешь, все это есть в жизни. Однако считает, что эти явления не должны иметь отношения к поэзии, ибо они лишают поэта главного — истинной свободы и красоты. Священная власть богини красоты должна охватывать мир, преображать и облагораживать жизнь и самого человека. Красота в понимании А. А. Фета не только абсолютна, безусловна и идеальна, она конкретна, материальна, ибо источник ее — жизнь природная и человеческая во всем ее многообразии.
Стихотворение «Это утро, радость эта. », наполненное звуками, запахами, цветами, заражает радостью от ощущения весны. Замечательно, что в стихотворении нет ни единого глагола, но оно удивительно динамично. Это объясняется воплощением музыкальных принципов в лирической поэзии А. А. Фета. В многочисленных высказываниях, и, что важнее, в творчестве А. А. Фета музыка не просто сравнивается с поэзией, ей не только отдается предпочтение перед последней — она становится мерилом и самой сутью подлинной художественности. Лирическая поэзия, где нет мелодичности стиха, для него просто невозможна: «Нет солнца — нет дня. Нет музыкального настроения — нет художественного произведения», — декларирует он. Слово, метр, ритм сами по себе оказываются явно недостаточными средствами для воплощения поэтической мысли, потому что самой поэтической мысли А. А. Фет всегда стремится придать максимально чувственную выразительность, и только звук, мелодия могут помочь этому. «Дух музыки» понимается А. А. Фетом не только как романтический идеал мировой гармонии, но и вполне рационально — как материал для поэтического воплощения тончайших оттенков жизни природы и мира человеческой души. Музыка у него приближается к словесному искусству, — другими словами, она в максимальной степени становится фактором поэтического творчества, и именно в этом А. А. Фет достигает феноменальных для русской поэзии XIX века результатов. Об этом, в частности, свидетельствует высказывание такого авторитетного человека, как П. И. Чайковский: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».
Анализ стихотворения Фета А.А. «Это утро, радость эта…»
Пейзажная лирика пополнилась новой жемчужиной в 1881 году. В данном произведении А.А. Фет описывает чувства и переживания героя через красоту пробуждающейся от холодов природы. Вот, пришла весна, и принесла она с собою волнения и приятную, будоражащую тревогу. Проснулись звуки, запахи и краски. И вспыхнуло все вокруг своим ансамблем, где главное – это чувства. Они тоже проснулись, человек захотел жить! Он дышит, и легкие его наполняются не просто чистым, хрустальным воздухом, не только запахами цветов, прогретой солнечными лучами земли, но и ароматами, которыми могут пахнуть только вкус и интерес к жизни.
Только одно сложное предложение, а сколько им сказано. Нет ни одного глагола, но динамика улавливается с первых же строк. Благодаря этому приему, который требует от автора неимоверного мастерства, описание природы полностью сосредотачивает читателя на бодром настроении весны. Автор пишет существительные, которые не являются синонимами, но при этом они чудесно характеризуют один другого. Так, например, уже первая строка возвещает об утре, которое приносит с собою радость.
Стихотворение описывает всего один день. Первая строфа начинает рассказывать о раннем свежем утре. Начало дня – это «мощь», время, когда солнце особенно улыбается каждому человеку. Небо при этом кажется невероятно синим и высоким, как свод. Стаи птиц вереницей тянутся вдоль всего неба, издавая манящие воображение звуки. Вторая строфа показывает середину дня. В полдень воздух настолько прогрелся, что мелкие мошки и пчелы выглянули в поиске нектара и уюта. Вечер, описанный в третьей строфе, встречает героя зорей и вздохом.
Вся картина, описанная мастером, наполнена будоражащей радостью. Стихотворение при этом не имеет ярких эпитетов, так как в нем почти нет прилагательных. Поэтому, динамику красок заменяет анафора: «это», «эти», «эта». Благодаря этому приему чувствуется гармония главного героя произведения с природой. Эмоциональность стихотворению придает и размер – это разностопный хорей.
Стихотворение А.А. Фета «Это утро, радость эта»
Основные темы творчества А. А. Фета — природа, красота, любовь, искусство. Они то разрабатываются поэтом в отдельности, то связываются между собой. Характерная особенность поэзии Фета — жизнерадостность. Это основное настроение, главная тональность, пронизывающая каждое стихотворение. Жизнь, несмотря на её тёмные стороны, прекрасна. Мир гармоничен.
Фет — талантливый художник, тонко чувствующий величие природы. Он замечательно передаёт её краски и звуки. Для творчества Фета наиболее характерны картины весны и утра. И стихотворение «Это утро, радость эта. » не исключение.
Весна — пора возрождения природы. Она воплощает собой душевное обновление человека. Неслучайно пейзаж в творчестве автора служит выражением его личных переживаний и настроений. Минутные порывы сердца соотносятся в лирике Фета с вечным движением природы. Это гармоничное сочетание можно проследить в стихотворении «Это утро, радость эта. ».
Произведение изобилует выразительными образами природы. Они сменяют друг друга в стройной и упорядоченной последовательности. Двадцать четыре образа использует поэт для описания всего лишь одного времени года — весны. Движение мысли и чувства поэта отражается в стихотворении сужением поля зрения. Первые строки — это обращение поэта к радости и силе света:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод.
Поэт открывает для читателя удивительный мир. Световые образы переходят в предметные. Весна ассоциируется у автора с криком и вереницей птиц, с «говором вод», с мошками и пчёлами. Последние строки стихотворения рисуют состояния человека весной:
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Вслед за открытием мира происходит обретение миром пространства и времени. Если первые строки дают нам зрительное впечатление весенней природы, то в конце стихотворения поэт передаёт настроение и ощущения человека.
Взгляд поэта постоянно в движении. С начала он обращен вверх, в небо, затем поэт обводит взглядом окружающий его мир:
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист.
Здесь поэт резко сужает своё поле зрения. С далёких гор его взгляд мгновенно перемещается на крошечных насекомых, вьющихся около него.
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья.
В этих строках чередуются звуковые ощущения и зрительные. Неожиданность смены образов характерна для этого стихотворения в целом.
Важно отметить изменение в произведении эмоциональных окрасок. В начале стихотворения общая тональность — светлая. Слова, употребляемые Фетом: «радость», «мощь», «свет»,— создают праздничное настроение. В строках слышится особая торжественность. К концу стихотворения эмоциональная окраска резко меняется: «вздох», «ночь», «мгла», «жар». Поэт прослеживает путь от света к мгле. Неслучайно он рисует образ зорь без затмения. Таким образом, поэт в восемнадцати строках стихотворения вмещает движение солнца от восхода до заката. Несмотря на то, что произведение завершается описанием ночи, мглы, последняя строка несёт в себе светлую жизнеутверждающую идею.
В середине стихотворения есть такие строки:
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слёзы,
Этот пух — не лист.
Слёзы, по мнению Фета, средство наиболее полного и глубокого выражения эмоций и чувств. Это свидетельство наибольшей остроты переживаний. Слёзы в стихотворении являются наивысшей ценностью в сфере эмоций. Этой строкой поэт передаёт своё восторженное отношение к весенней поре.
В стихотворении «Это утро, радость эта. » нет лирического героя. Точнее сказать, он скрыт. Фет сознательно пользуется таким приёмом, для того чтобы каждый читатель смог прочувствовать ощущение весны лично.
Поэт считал, что поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны, а лучшие поэтические произведения — это в сущности мелодии. Наше стихотворение своей мелодичностью напоминает музыкальное произведение. Как поэт добивается этого? Выбор размера (стихотворение написано четырёхстопным хореем), точная рифма и чёткая рифмовка придают звуковой организации стиха волнообразный характер.
Важной особенностью произведения является его без-глагольность. Слова в строках разделяются и одновременно соединяются указательным местоимением «это». Стихотворение представляет собой одно предложение, в котором однородные подлежащие и сказуемое выражены именем существительным. Необычная синтаксическая организация делает произведение ярким и оригинальным.
В целом стихотворение воплощает в себе все краски и звуки природы весной. Каждое слово наполнено сочностью и радостью жизни. Такая яркость и прозрачность художественного слова объясняется, прежде всего, стремлением поэта, как можно выразительнее раскрыть главную тему стихотворения — тему весеннего возрождения жизни. Пора обновления природы в точности повторяет перемены в душе человека. Пейзаж в произведении служит выражением личных переживаний и настроений А. А. Фета. Минутные порывы души соотносятся в лирике поэта с вечным движением природы. Стихотворение «Это утро, радость эта. » удивительно точно показывает нам это гармоничное сочетание. И этим поэт провозглашает, что жизнь, несмотря на её тёмные стороны, прекрасна.
«Это утро, радость эта…» А.Фет
«Это утро, радость эта…» Афанасий Фет
Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»
В жизни Афанасия Фета было много трагических страниц, о которых поэт не смог забыть до конца своей жизни. В 14 лет он был лишен титула и наследства, так как приемный отец неправильно оформил документы и не усыновил ребенка своей законной супруги, который был зачат в предыдущем браке. Именно по этой причине Фет вынужден был уйти на военную службу, мысленно распрощавшись с мечтами о поэзии. Именно тогда он поклялся, что любой ценой вернет себе богатство, и сдержал слово, женившись не по любви, а по расчету. Однако между потерей наследства и браком в жизни поэта произошло еще одно печальное событие. Из меркантильных побуждений он отказался жениться на Марии Лазич, девушке, которую он безумно любил, и очень скоро после разрыва отношений она трагически погибла. Именно с этого момента в творчестве Афанасия Фета происходит серьезный перелом. Он больше не может искренне восхищаться окружающим его миром, так как ни лес, ни поле, ни журчащая речка не могут восполнить в душе поэта столь тяжелую утрату.
Вступая в брак, Фет искренне надеялся, что этот шаг избавит его не только от финансовых проблем. Но и от одиночества, душевной пустоты. Действительно, супруга Мария Боткина окружила своего избранника лаской и заботой. Однако очень скоро Фет понял, что не испытывает к этой женщине теплых чувств. Все чаще и чаще он мысленно беседовал с той, которой принадлежало его сердце, посвящал ей стихи, наполненные болью и страданиям. В этот период поэт практически напрочь забыл о пейзажной лирике, он перестал радоваться жизни и подмечать те удивительные вещи, которые вдохновляли его на создание восторженных стихов.
Впрочем, в каждом правиле есть свои исключения, и в редкие дни душевного равновесия из-под пера Фета выходили романтические произведения. Одним из них стало стихотворение «Это утро, радость эта…», созданное в 1881 году. К этому моменту Афанасий Фет уже отошел от государственных дел, поселился в загородном имении и решил полностью посвятить себя литературе. Он учился жить заново и открывал для себя окружающий мир, ставший таким неприветливым и мрачным после гибели любимой женщины. Тем не менее, поэт все же не мог не признать того факта, что природа по-прежнему полна очарования – нужно лишь уметь это видеть и чувствовать. «Эти ивы и березы, эти капли – эти слезы», — вот далеко не полный перечень того, что увидел поэт за окном в один из весенних дней. С присущей ему внимательностью он подмечал каждую мелочь, видя, как возвращаются птицы в родные края, оглашая окрестности своим гомоном, слыша, как журчит ручей и гудят проснувшиеся пчелы. «Это все – весна», — резюмирует поэт, наслаждаясь открывающимся из окна видом. Но в его стихах уже нет прежней легкости и безмятежности, которая была присущая раннему творчеству. Фет осознает, что мир не изменился, и пытается вновь возродить в себе самые светлые и чистые чувства. Но искреннего восторга по поводу того, что произошла очередная смена году, автор не испытывает.
Примечательно, что это стихотворение написано в одно предложение. Не прибегая к помощи возвышенных эпитетов и не используя образных сравнений, поэт попросту перечисляет то, что увидел, короткими штрихами воссоздавая картину весеннего утра. Сдержанный в своих высказываниях, автор еще раз подчеркивает, что вокруг ничего не изменилось, но изменился он сам, став мудрее, опытнее и хладнокровнее. Его жизнь близится к завершению, и ничто не в состоянии пробудить былую пылкость сердца и остроту чувств, даже красавица-весна – муза всех поэтов и неиссякаемый источник вдохновения, который Фет всегда так ценил.