Анализ стихотворения Фета Ель рукавом мне тропинку
Анализ стихотворение А. А Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила. »
Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.
Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –
Я ничего не пойму.
Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:
Все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»
Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».
В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.
7. Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»
Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви. Как и вся истинная поэзия, поэзия Фета обобщает и возвышает, уводит во всеобщее – в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь…» в восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком – и говорит прекрасными, будто неведомыми словами. В лирических стихотворениях Фета незнакомое, единственное и неповторимое событие ощущается как знакомое, как близкое тебе, быть может, даже бывшее и с тобой. Это ощущение и составляет один из секретов того особенного, радостного и высокого воздействия, которое производит стихотворение на читателя. В стихотворении две основные темы – любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета, можно сказать даже, что большинство его стихов. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы эти слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение – о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте. Стихотворение написано шестистопным ямбом – одним из излюбленных размеров поэта. Это помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением, свободную речь, свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам, которые возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах – то здесь, то там, как в живой, ярко эмоциональной речи. В результате поэтический рассказ о сильном и живом чувстве сам исполнен жизни. Произведение это и очень живописное, и очень музыкальное. Одно у Фета тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть живописным. Удивительно по яркой выразительности и зримости, наглядности уже само начало стихотворения. Та картина, которой открывается лирическая пьеса, ощутима чувствами и незабываема. Живо видишь затемненную гостиницу и за ее окнами сад – полный ночной свежести, лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную и поражающую наше воображение, что о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…» За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт не говорил нам об этом – и мы благодарны ему, что он совершил такое чудо: заставил нас услышать, помог нам без прямых словесных обозначений. Фетовский образ воздействует на читателя с помощью особого звучания слов. Его стихам особую силу придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация, внутреннее созвучие. Звуковые повторы присутствуют в стихотворении:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног…
Стихотворение «Сияла ночь…», как и многие стихотворения Фета, отличается стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство. Такого рода стиховые композиции производят особенно сильное впечатление. Стихи точно разгоняются, внутренне накаляются – и соответственно накаляется, становится сильнее ответное читательское чувство. Стихи заражают читателя с каждым новым словом и новой строфой все больше и больше. Слова в фетовском стихотворении – движущиеся; движение слов и звуков происходит строго в одном направлении – к лирическому итогу:
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой…
Последние четыре строки стиха – это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета. И это – слава и прекрасному в жизни, и прекрасному в искусстве.
Анализ стихотворение Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.
Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –
Я ничего не пойму.
Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:
Все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»
Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».
В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.
«Ель рукавом мне тропинку завесила…» А.Фет
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
Анализ стихотворения Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
Последний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – польской красавицы, в которую поэт был когда-то влюблен. Он не пожелал связывать свою жизнь с этой девушкой из разорившейся семьи и предпочел разорвать с ней отношения, о чем потом горько сожалел. Ситуация усугублялась тем, что вскоре Мария Лазич погибла на пожаре, и Афанасий Фет винил себя в ее смерти.
Если ранние стихи этого поэта были пронизаны легкостью бытия и наивной восторженностью, то после гибели Марии Лазич ее образ стал незримо присутствовать практически в каждом произведении того автора. Стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» написанное в 1891 году, в этом отношении не является исключением. Оно появилось на свет уже после того, как был написан целый цикл покаянных произведений, посвященных возлюбленной. Фет в полной мере вкусил горечь этой потери и, по утверждению очевидцев, даже повредился в рассудке на почве горя. Однако никто, включая законную супругу поэта, до самой его смерти не мог разгадать тайну его довольно странного поведения, ведь стихи, посвященные Марии Лазич, Фет отказывался публиковать.
Впрочем, произведение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» увидело свет еще при жизни поэта и вошло в сборник «Вечерние огни». Объясняется это тем, что в стихотворении содержится лишь косвенный намек на Марию Лазич, уловить который человеку непосвященному просто невозможно. Со стороны кажется, что Фет, одно время увлекшийся философской тематикой, вновь вернулся к пейзажной лирике. Действительно, автор мастерски описывает заснеженный лес, в котором чувствует себя «и жутко, и грустно, и весело». Поднимается буря, из-за которой последние осенние листья «кружатся у ног», однако в шуме ветра поэту чудится «тонко взывающий рог».
Этот звук так мил и приятен Фету, что он готов поддаться соблазну и отправиться на зов «глашатая медного», который воспринимает, как глас судьбы. Но мало кто догадывается, что в последней строчке этого стихотворения кроется разгадка. Поэту кажется, что «издали странника бедного нежно приветствуешь ты», и в этой фразе речь идет о Марии Лазич. Фет мечтает о встрече с ней, хотя прекрасно понимает, что для этого ему придется расстаться с жизнью. Впрочем, подобная перспектива его нисколько не пугает, и он готов с радостью подчиниться таинственному зову, который влечет его в вечность .
План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему:
А. Фет. Страницы биографии. Тема природы в поэзии А. Фета на примере стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и «Ещё майская ночь».
Предварительный просмотр:
А.А.Фет. Слово о поэте. Тема природы в поэзии А. Фета на примере стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и «Ещё майская ночь».
- познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;
- совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;
- способствовать взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития учеников, разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школьников на уроке (ученик-учитель, ученик-ученик);
- развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;
- развивать образное и аналитическое мышление;
- развивать навыки совместной работы, межличностного общения;
- воспитывать патриотические чувства;
- воспитывать эстетический вкус;
- формировать познавательную активность учащихся.
Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
2. Работа по теме
а) Биография А. Фета
Афанасий Афанасьевич Фет (Фёт) родился 5 декабря ( 23
ноября по старому стилю) 1820 года в усадьбе Новоселке, Мценского уезда, Орловской губернии. Поэт, мыслитель, публицист, переводчик.
Отец - Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт (1789—1825), асессор городского суда Дармштадта.
Мать - Шарлотта-Елизавета Беккер (1798—1844).
Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете.
Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь и в 1845 году Фет поступает на военную службу в один из южных полков.
В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе.
В 1853 году Фета переводят в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. Поэт часто бывает в Петербурге, тогда - столице. Встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др. Сближение с редакцией журнала «Современник».
С 1854 года служба в Балтийском Порту, описанная в его мемуарах «Мои воспоминания».
В 1856 году печатает сборник Фета под редакцией И.С. Тургенева.
В 1857 в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя критика В. Боткина - М. Боткиной.
В 1858 году поэт выходи в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра и поселяется в Москве. Служба в армии не вернула Фету дворянский титул. В то время дворянство давал только чин полковника.
1859 - разрыв с журналом «Современник».
1863 – выход двухтомного собрания стихотворений Фета.
В 1867 году избран мировым судьей в Воробьевке на 11 лет.
В 1873 году Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин, но литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.
В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву.
В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи.
21 ноября 1892 — кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.
2. Изучение новой темы
Ребята любите ли вы путешествовать? Ну, разумеется, любите? А куда и
как вам захотелось бы совершить свое бывают разными. И мы сегодня с вами
отправимся в путешествие в мир красоты природы, и помогут его совершить
поэты, писатели, музыканты, художники.
Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.
Природа – любимая тема А.Фета. Неброская красота русской природы отражена в его поэзии своеобразно. Фет замечает все оттенки природы, все ее звуки. Для него природа – источник радости, оптимизма, неожиданных открытий. Фет создает целые циклы стихов: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Вечера и ночи», «Море
а) Работа с текстом стихотворения.
Фет А. А. - «Ель рукавом мне тропинку завесила»
Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных
произведений. Природа мощно звучит в музыке.
Чтение текста учителем на фоне миниатюры П. И. Чайковского «Осень»
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
б) актерское чтение
Учитель: А теперь послушаем это стихотворение в исполнении актера.
Обратите внимание как читает актер, какие строчки выделяет?
Учитель: Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения?
Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь?
Ответы. лес; человек пробирается сквозь чащу деревьев….
г ) Чтение стих-я уч-ся
д). Словарная работа
- Гудёт - издает гул, урчание;
- Рог - приспособление, с помощью которого охотники посылали друг другу сигнал; - Сладостный - приятный, доставляющий удовольствие; - Глашатай - в старину вестник, всенародно объявляющий что-нибудь;
Учитель: Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу? Что вы чувствовали,
Ответы: страх, радость, тревогу, спокойствие….
Учитель: А теперь посмотрим, как А.А. Фет передаёт состояние человека в осеннем лесу,
его переживания, настроения. Прочитаем внимательно первую строфу:
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –
Я ничего не пойму.
Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу?
Ответы: ему жутко, грустно, но в то же время весело.
Учитель: Вы правы, в осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти
и веселья, сам герой говорит: «Я ничего не пойму». Не потому ли чувство смешанное, что Фет
этой строкой создает атмосферу таинственности, сказочности? А строка «Ель рукавом мне тропинку завесила. » - явная метафора. Как вы думаете, что автор этим хотел передать?
Ответы: если нет вариантов, то реплика учителя: Может автор сравнивает ель с женщиной – колдуньей, которая преградила дорогу путнику, манит его
вглубь леса и закрывает от его взора лесные тропинки? А ветка ели – рукав её платья.
Учитель: Читаем 2-ю строфу:
Ветер. Кругом всё гудет и колышется,
Листья кружатся у ног,
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
С какого слова – предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему?
Ответы: со слова «ветер», возможно, автор показывает одиночество героя.
На какие части делится вторая строфа, и какое слово ее разделяет?
Ответы: строфа делится на две части: кругом всё гудёт и колышется и неожиданный звук
рога. Разделяет строфу слово «чу».
Учитель: Правильно. А к какой части речи оно (слово «чу») принадлежит? И с какой целью используется?
Ответы: Чу – междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки.
Междометие носит просторечный характер.
Учитель: А каким словом можно заменить это просторечное междометие?
Ответы: вдруг, слышишь….
Учитель: И что же герой неожиданно слышит?
Ответы: взывающий рог.
Учитель: Правильно. А что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?
Ответы: если ученики не знают, то учитель объясняет.
Учитель: с помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками
охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и
уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека. Как вы понимаете значение «взывающий»?
Ответы. взывающий – обращаться с призывом, звать.
Учитель: Часто ли это слово «взывающий» употребляется в современной речи?
Постарайтесь подобрать к нему синонимы.
Ответы: Не употребляется, потому что высокого стиля. Синонимы: зовущий, зазывающий,
ведущий, вызывающий, приглашающий.
Учитель: Молодцы! Теперь читаем 3-ю строфу:
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мёртвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
Рассмотрим первую строку 3-ей строфы: «Сладостен зов мне глашатая медного!». Какова полная форма слова «сладостен»?
Учитель: Верно. А, как вы думаете, в чем отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»?
Ответы: Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару или меду.
Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.
Учитель: Здесь зов «глашатая медного» – символ жизни, присутствия человека – противопоставлен символу угасания природы– «мертвым листам»
А теперь обратимся к двум последним строчкам стихотворения.
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
К кому или к чему обращается герой в этих строчках?
Ответы: к глашатаю медному, то есть к рогу. Если нет ответа, то учитель поясняет.
Учитель: Наверное, герой обращается к рогу – глашатаю медному. Вы согласны?
Ответы: Да, согласны. Если нет, то слушает возможные варианты и их аргументацию.
Учитель: Как вы понимаете выражение странник бедный: «бедный» в значении «имеющий
мало денег» или «несчастный, одинокий»?
Ответы: несчастный, одинокий.
Учитель: Правильно. Молодцы! Мы с вами разобрали первое стихотворение про осень. После осени наступает холодная зима, а после зимы теплая весна, которая радует нас зеленью листы и красотой природы. Май- последний месяц весны. Уже все расцвело, и природа благоухает своей красотой.
е) Работа с текстом стихотворения.
Чтение текста учителем на фоне миниатюры П. И. Чайковского «Весна»
«Еще майская ночь»
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
И радостен и чужд её убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.
Учитель: – Понравилось ли вам стихотворение?
– Какие чувства оно у вас вызывает?
- Какую картину вы представили?
ж) Актерское чтение
з) Чтение текста уч-ся (уч-ся выразительно читают текст)
и )Словарная работа
- Нега - полное довольство, приятное состояние, блаженство; - Манит -зовет; - Безтелесый – не имеющий тела, духовный
к) Анализ стихотворения
Учитель. Перечитайте 1 строфу. - Чем восхищается автор?
- Какое время года описывает автор?
- Каким он представляет май?
- Чего больше в этом стихотворении грусти или восторга?
- Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?
-Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы?
-Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?
- Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
- Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? (" Тревога и любовь ", " томить ", " с песней ", " и последней " и др.)
- В чем драматизм в изображении чувства в 4 строфе? Почему поэт идет " к ней " с " последней " песней?
А теперь посмотрите, как русскую природу представили художники.
И. Шишкин, И.Левитан, Саврасов. На полотнах Шишкина запечатлены
характерные виды восточно-европейской тайги.
У русской природы было много певцов, но редко у кого из художников
природа России была выражена с такой полнотой как у Левитана. Левитана
называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат
рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить
нашу Землю, ее природу. Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие щедевры. Художников
привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой. И вы сегодня убедились в том, что живописные образы дополняются поэтическими.
- Что вы сегодня узнали на уроке?
-Почему А.А. Фета называют певцом русской природы? Что нам дает чтение стихов этого поэта?»
«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.Если вам было интересно на уроке, вы все поняли, поднимите левую руку. Если вам было скучно и непонятно, поднимите правую руку.
Выучить стихотворение на выбор
Сочинение: Анализ стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила
Анализ стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила
Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.
Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –
Я ничего не пойму.
Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:
Все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»
Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».
В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.
Еще работы по литературе и русскому языку