Анализ стихотворения Фета Деревня



Стихотворение «Деревня», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества Афанасия Фета. Он написал его, будучи студентом-словесником Московского университета. «Деревня» вошла во второй по счету сборник стихотворений поэта, изданный в Москве в 1850 году.

Главной темой стихотворения является любовь к родным местам. Фет поэтически осмысливает природу в ее непосредственной, реальной жизни. Природа у него не пустынна, она наполнена присутствием людей, миром движения, разнообразных звуков и запахов. Фет подчеркивает тесную взаимосвязь человека и природы как неиссякаемого родника, дающего ему бесконечные силы.

Пример

Композиция «Деревни» включает 7 строф-четверостиший, написанных трехстопным амфибрахием. Рифмовка стихотворения перекрестная, рифма чрезвычайно богата (очки – злачки, наряд – взгляд, глухой – золотой).

Главным поэтическим образом стихотворения является окружающее поэта особое, «свое пространство», являющееся для него образом родины. Стихотворение носит собирательное название «Деревня», подчеркивающее органичное единство всех составляющих этого пространства: природы, людей, домашней работы, предметов быта. Деревня представляет собой целый мир, состоящий из нескольких кругов: ограниченного горизонтом внешнего мира природы, меньшего круга, включающего дом, и «тесного, тихого» круга, собравшего людей за чайным столом. Душой этого мира с особой нравственной атмосферой является девушка, которую невозможно отделить от семьи, дома, деревни. Именно поэтому деревня воспринимается Фетом как приют для всей большой семьи: «Люблю я приют ваш печальный// И вечер деревни глухой».

Стихотворение, передающее непосредственную радость бытия, озарено теплом любви. Недаром деревня была для поэта «талисманом». Все четыре глагола в стихотворении выражены словом «люблю». Фет любовно запечатлел в «Деревне» безыскусную красоту природы («Люблю я немятого луга// К окну подползающий пар») и малейшие детали деревенского патриархального уклада: фарфоровые чашки, чепец и очки старушки, самовар. Играющая с клубком ниток на полу «резвая кошка» служит яркой приметой деревенской «домашности» и уюта.

В «Деревне» можно проследить течение времени – это вечер от «благовеста» до «бледного восхода» месяца. За это время за семейной беседой многократно выпивается чай из «не раз долитого» самовара и рассказываются сказки «собственной выдумки». Течение времени подчеркивается параллелизмом образов «смолкающих пташек» и медленной беседы («речи замедленной ход»). Вечернего времени достаточно для того, чтобы поэт почувствовал себя частью этого мира, получив в награду открытый взгляд «любопытных глазок» «милой, застенчивой внучки».

Поэтический мир стихотворения включает в себя весь спектр образов – зрительных («кровлю», «старушки чепец и очки», «корзину с узорным чулком»), слуховых («дрожанье фарфоровых чашек», «речи замедленный ход», «благовест дальний») и осязательных («движение бледненькой ручки»).

Удивительно мелодичное стихотворение «Деревня», наполненное радостным покоем и светлой восторженностью, отражает живую жизнь деревни.

Люблю я приют ваш печальный,
И вечер деревни глухой,
И за летом благовест дальный,
И кровлю, и крест золотой.

Люблю я немятого луга
К окну подползающий пар,
И тесного, тихого круга
Не раз долитой самовар.

Люблю я на тех посиделках
Старушки чепец и очки;
Люблю на окне на тарелках
Овса золотые злачки;

На столике близко к окошку
Корзину с узорным чулком,
И по полу резвую кошку
В прыжках за проворным клубком;

И милой, застенчивой внучки
Красивый девичий наряд,
Движение бледненькой ручки
И робко опущенный взгляд;

Прощанье смолкающих пташек
И месяца бледный восход,
Дрожанье фарфоровых чашек
И речи замедленный ход;

И собственной выдумки сказки,
Прохлады вечерней струю
И вас, любопытные глазки,
Живую награду мою!

Похожие материалы:

Стихотворение «Деревня», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества Афанасия Фета. Он написал его, будучи студентом-словесником Московского университета. «Деревня» вошла во второй по счету сборник стихотворений поэта, изданный в Москве в 1850 году.

Главной темой стихотворения является любовь к родным местам. Фет поэтически осмысливает природу в ее непосредственной, реальной жизни. Природа у него не пустынна, она наполнена присутствием людей, миром движения, разнообразных звуков и запахов. Фет подчеркивает тесную взаимосвязь человека и природы как неиссякаемого родника, дающего ему бесконечные силы.

Композиция «Деревни» включает 7 строф-четверостиший, написанных трехстопным амфибрахием. Рифмовка стихотворения перекрестная, рифма чрезвычайно богата (очки – злачки, наряд – взгляд, глухой – золотой).

Главным поэтическим образом стихотворения является окружающее поэта особое, «свое пространство», являющееся для него образом родины. Стихотворение носит собирательное название «Деревня», подчеркивающее органичное единство всех составляющих этого пространства: природы, людей, домашней работы, предметов быта. Деревня представляет собой целый мир, состоящий из нескольких кругов: ограниченного горизонтом внешнего мира природы, меньшего круга, включающего дом, и «тесного, тихого» круга, собравшего людей за чайным столом. Душой этого мира с особой нравственной атмосферой является девушка, которую невозможно отделить от семьи, дома, деревни. Именно поэтому деревня воспринимается Фетом как приют для всей большой семьи: «Люблю я приют ваш печальный// И вечер деревни глухой».

Стихотворение, передающее непосредственную радость бытия, озарено теплом любви. Недаром деревня была для поэта «талисманом». Все четыре глагола в стихотворении выражены словом «люблю». Фет любовно запечатлел в «Деревне» безыскусную красоту природы («Люблю я немятого луга// К окну подползающий пар») и малейшие детали деревенского патриархального уклада: фарфоровые чашки, чепец и очки старушки, самовар. Играющая с клубком ниток на полу «резвая кошка» служит яркой приметой деревенской «домашности» и уюта.

В «Деревне» можно проследить течение времени – это вечер от «благовеста» до «бледного восхода» месяца. За это время за семейной беседой многократно выпивается чай из «не раз долитого» самовара и рассказываются сказки «собственной выдумки». Течение времени подчеркивается параллелизмом образов «смолкающих пташек» и медленной беседы («речи замедленной ход»). Вечернего времени достаточно для того, чтобы поэт почувствовал себя частью этого мира, получив в награду открытый взгляд «любопытных глазок» «милой, застенчивой внучки».

Поэтический мир стихотворения включает в себя весь спектр образов – зрительных («кровлю», «старушки чепец и очки», «корзину с узорным чулком»), слуховых («дрожанье фарфоровых чашек», «речи замедленный ход», «благовест дальний») и осязательных («движение бледненькой ручки»).

Удивительно мелодичное стихотворение «Деревня», наполненное радостным покоем и светлой восторженностью, отражает живую жизнь деревни.

Более новые статьи:

Рефераты. Скачать реферат

Картинка Анализ стихотворения Фета Деревня № 1

Стихотворение «Деревня», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества Афанасия Фета. Он написал его, будучи студентом-словесником Московского университета. «Деревня» вошла во второй по счету сборник стихотворений поэта, изданный в Москве в 1850 году.

Главной темой стихотворения является любовь к родным местам. Фет поэтически осмысливает природу в ее непосредственной, реальной жизни. Природа у него не пустынна, она наполнена присутствием людей, миром движения, разнообразных звуков и запахов. Фет подчеркивает тесную взаимосвязь человека и природы как неиссякаемого родника, дающего ему бесконечные силы.

Композиция «Деревни» включает 7 строф-четверостиший, написанных трехстопным амфибрахием. Рифмовка стихотворения перекрестная, рифма чрезвычайно богата (очки – злачки, наряд – взгляд, глухой – золотой).

Главным поэтическим образом стихотворения является окружающее поэта особое, «свое пространство», являющееся для него образом родины. Стихотворение носит собирательное название «Деревня», подчеркивающее органичное единство всех составляющих этого пространства: природы, людей, домашней работы, предметов быта. Деревня представляет собой целый мир, состоящий из нескольких кругов: ограниченного горизонтом внешнего мира природы, меньшего круга, включающего дом, и «тесного, тихого» круга, собравшего людей за чайным столом. Душой этого мира с особой нравственной атмосферой является девушка, которую невозможно отделить от семьи, дома, деревни. Именно поэтому деревня воспринимается Фетом как приют для всей большой семьи: «Люблю я приют ваш печальный// И вечер деревни глухой».

Стихотворение, передающее непосредственную радость бытия, озарено теплом любви. Недаром деревня была для поэта «талисманом». Все четыре глагола в стихотворении выражены словом «люблю». Фет любовно запечатлел в «Деревне» безыскусную красоту природы («Люблю я немятого луга// К окну подползающий пар») и малейшие детали деревенского патриархального уклада: фарфоровые чашки, чепец и очки старушки, самовар. Играющая с клубком ниток на полу «резвая кошка » служит яркой приметой деревенской «домашности» и уюта.

В «Деревне» можно проследить течение времени – это вечер от «благовеста» до «бледного восхода» месяца. За это время за семейной беседой многократно выпивается чай из «не раз долитого» самовара и рассказываются сказки «собственной выдумки». Течение времени подчеркивается параллелизмом образов «смолкающих пташек» и медленной беседы («речи замедленной ход»). Вечернего времени достаточно для того, чтобы поэт почувствовал себя частью этого мира, получив в награду открытый взгляд «любопытных глазок» «милой, застенчивой внучки».

Поэтический мир стихотворения включает в себя весь спектр образов – зрительных («кровлю», «старушки чепец и очки», «корзину с узорным чулком»), слуховых («дрожанье фарфоровых чашек», «речи замедленный ход», «благовест дальний») и осязательных («движение бледненькой ручки»).

Удивительно мелодичное стихотворение «Деревня», наполненное радостным покоем и светлой восторженностью, отражает живую жизнь деревни.

«Деревня» А.Фет

Картинка Анализ стихотворения Фета Деревня № 2

«Деревня» Афанасий Фет

Люблю я приют ваш печальный,
И вечер деревни глухой,
И за летом благовест дальный,
И кровлю, и крест золотой.

Люблю я немятого луга
К окну подползающий пар,
И тесного, тихого круга
Не раз долитой самовар.

Люблю я на тех посиделках
Старушки чепец и очки;
Люблю на окне на тарелках
Овса золотые злачки;

На столике близко к окошку
Корзину с узорным чулком,
И по полу резвую кошку
В прыжках за проворным клубком;

И милой, застенчивой внучки
Красивый девичий наряд,
Движение бледненькой ручки
И робко опущенный взгляд;

Прощанье смолкающих пташек
И месяца бледный восход,
Дрожанье фарфоровых чашек
И речи замедленный ход;

И собственной выдумки сказки,
Прохлады вечерней струю
И вас, любопытные глазки,
Живую награду мою!

Анализ стихотворения Фета «Деревня»

Поэтический текст 1842 г. относится к раннему периоду творчества, ко времени обучения автора в Московском университете. Тогда же фетовские произведения напечатали два столичных журнала. Публикациям в периодике предшествовал выход первого сборника, который был оценен критиками как многообещающий, хотя во многом подражательный.

Настроение «Деревни» задает лексическая анафора «люблю», которая напоминает читателю лермонтовскую «Родину», созданную годом раньше. Двух авторов сближают неторжественный задушевный тон и тенденции к опоэтизации будничных явлений из жизни российской глубинки. Не случайны и текстовые переклички: в первом произведении возникают формулы «приют печальный» и «деревня глухая», во втором — слабые огоньки «печальных деревень».

Для фетовского стихотворения характерно постепенное сужение художественного пространства. Если в зачине моделируется деревенская панорама, устремленная вдаль, за лесную чащу, то во второй строфе фокус повествования перемещается внутрь деревенского дома. Эффект достигается за счет удачно избранной пейзажной доминанты, основанной на олицетворении. Туман на лугу подбирается прямо к окнам скромного жилища. В эпизоде учитывается и ассоциативная связь, сближающая природный образ с паром, идущим от горячего самовара. Третий катрен обозначает центральную тему поэтического текста — посиделки в гостях за чашкой чая.

Изображение милой домашней обстановки создается из множества небольших, но ярких деталей. Внимательный гость замечает чепец и очки старушки-хозяйки, разложенные на тарелочках зерна овса, корзину с вязанием и проворную кошку, играющую с клубком. Комплекс образов, выхваченных из простого деревенского интерьера, передает радостное ощущение красоты повседневности и напоминает воздушные работы художников-импрессионистов.

Образ молоденькой девушки, внучки хозяйки, завершает гармоничную картину и расставляет новые акценты в ходе лирического сюжета. Истинная причина приподнятых интонаций — присутствие застенчивой героини. Оно же определяет очарование нехитрых предметов обстановки. Влюбленному герою кажутся необычно выразительными и прекрасными все бытовые детали, что окружают милую.

Мысль о скрытых психологических мотивах подтверждает эпизод борьбы лирического «я» за взгляд «любопытных глазок». Внучка, удивленная рассказами гостя, поднимает на него глаза. Это движение расценивается героем как «живая награда», оправдывающая долгое чаепитие.

«Деревня», анализ стихотворения Фета

Стихотворение «Деревня», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества Афанасия Фета. Он написал его, будучи студентом-словесником Московского университета. «Деревня» вошла во второй по счету сборник стихотворений поэта, изданный в Москве в 1850 году.

Главной темой стихотворения является любовь к родным местам. Фет поэтически осмысливает природу в ее непосредственной, реальной жизни. Природа у него не пустынна, она наполнена присутствием людей, миром движения, разнообразных звуков и запахов. Фет подчеркивает тесную взаимосвязь человека и природы как неиссякаемого родника, дающего ему бесконечные силы.

Композиция «Деревни» включает 7 строф-четверостиший, написанных трехстопным амфибрахием. Рифмовка стихотворения перекрестная, рифма чрезвычайно богата (очки – злачки, наряд – взгляд, глухой – золотой ).

Главным поэтическим образом стихотворения является окружающее поэта особое, «свое пространство», являющееся для него образом родины. Стихотворение носит собирательное название «Деревня», подчеркивающее органичное единство всех составляющих этого пространства: природы, людей, домашней работы, предметов быта. Деревня представляет собой целый мир, состоящий из нескольких кругов: ограниченного горизонтом внешнего мира природы, меньшего круга, включающего дом, и «тесного, тихого» круга, собравшего людей за чайным столом. Душой этого мира с особой нравственной атмосферой является девушка, которую невозможно отделить от семьи, дома, деревни. Именно поэтому деревня воспринимается Фетом как приют для всей большой семьи: «Люблю я приют ваш печальный// И вечер деревни глухой» .

Стихотворение, передающее непосредственную радость бытия, озарено теплом любви. Недаром деревня была для поэта «талисманом». Все четыре глагола в стихотворении выражены словом «люблю». Фет любовно запечатлел в «Деревне» безыскусную красоту природы («Люблю я немятого луга// К окну подползающий пар» ) и малейшие детали деревенского патриархального уклада: фарфоровые чашки, чепец и очки старушки, самовар. Играющая с клубком ниток на полу «резвая кошка» служит яркой приметой деревенской «домашности» и уюта.

В «Деревне» можно проследить течение времени – это вечер от «благовеста» до «бледного восхода» месяца. За это время за семейной беседой многократно выпивается чай из «не раз долитого» самовара и рассказываются сказки «собственной выдумки». Течение времени подчеркивается параллелизмом образов«смолкающих пташек» и медленной беседы («речи замедленной ход» ). Вечернего времени достаточно для того, чтобы поэт почувствовал себя частью этого мира, получив в награду открытый взгляд «любопытных глазок»«милой, застенчивой внучки» .

Поэтический мир стихотворения включает в себя весь спектр образов – зрительных («кровлю». «старушки чепец и очки». «корзину с узорным чулком» ), слуховых («дрожанье фарфоровых чашек». «речи замедленный ход». «благовест дальний» ) и осязательных («движение бледненькой ручки» ).

Удивительно мелодичное стихотворение «Деревня», наполненное радостным покоем и светлой восторженностью, отражает живую жизнь деревни.

Послушать стихотворение Фета Деревня

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Деревня

Анализ стихотворения Фета Деревня

Настроение произведения Деревня

Деревня