Анализ стихотворения Фета Буря на небе вечернем



Анализ стихотворения А. Фета «После бури»

Картинка Анализ стихотворения Фета Буря на небе вечернем № 1

Творческая деятельность А. Фета длилась более полувека. Это был длинный, сложный творческий путь, результатом которого стало огромное поэтическое наследие. Фет – это имя в русской поэзии, стоящее в одном ряду с такими именами, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев и другие.
А. Фет – певец истинной красоты. Он никогда не возьмётся описывать тусклую повседневность, как, например, Некрасов. Фет – один из ярких представителей «чистого искусства», ставивших на первое место лишь эстетическое чувство. По мнению Фета, жизнь низменна, бессмысленна, скучна. Её смысл – страдание. Радость может принести лишь особый мир красоты.
В своих произведениях Фет размышляет о любви, о смысле жизни, о творчестве, описывает природу. Разные темы могут переплетаться, объяснять одно другим.
Стихотворение «После бури» (1870) входит в цикл «Море». Когда мы вспоминаем о море, то чаще всего представляем сильную, бушующую стихию. Неслучайно в выражениях «буря страстей», «море люби», «любовь, безбрежная, как океан» также возникает ассоциация с чем-то огромным, всепоглощающим.
Название отражает тему стихотворения. Оно состоит из трёх строф. В первой строфе поэт рисует морской пейзаж как бы мазками, штрихами:
Пронеслась гроза седая,
Разлетевшись по лазури.
Только дышит зыбь морская,
Не опомнится от бури.
В красках нет чёткости, но они контрастны по настроению: «гроза седая» и «лазурь». Поэт одушевляет море: «только дышит зыбь морская», словно речь идёт о большом, уставшем звере. Во второй строфе взгляд поэта обращается к другому образу:
Спит, кидаясь, челн убогой,
Как больной от страшной мысли,
Лишь, забытые тревогой,
Складки паруса обвисли.
Фет использует развёрнутую метафору. Возможно, он имеет в виду человека. То есть появляется образ лирического героя. И буря тогда – не только явление в природе, но и трагедия в жизни героя. Что есть буря? Разлука… Смерть… Страстная безответная любовь…
Неслучайно здесь присутствует сравнение «как больной». Герой переживает глубокую душевную травму. И автор не раскрывает тайны переживаний. Наступило затишье, «Челн убогой» спит. Этот эпитет даёт понять читателю, что на долю героя выпало немало испытаний, страданий.
Невольно мы вспоминаем другие строки:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Может быть, и этот челн когда-то искал какую-то истину, ответ на вопрос. Теперь устал? Иссякли силы? И это остаётся загадкой.
В заключительной строфе поэт рисует побережье:
Освеженный лес прибрежный
Весь в росе, не шелохнётся.
Час спасенья, яркий, нежный,
Словно плачет и смеётся.
Мы чувствуем эмоциональный подъём. За любой бурей всегда наступает затишье. Значит, есть надежда на счастье. Кроме того, в этой строфе слово «буря» приобретает философское значение («освежённый лес прибрежный»). Буря – это сама жизнь. Она тоже может дарить радость Бури закаляют человека, делают его сильнее перед жизненными трудностями. Бесконечный штиль скучен, однообразен, тосклив. Он гасит вкус к жизни. Но штиль после сильной бури, выдержанной с достоинством, сладок. Именно об этом говорит автор в последних строфах.
В данном стихотворении создаётся резкое впечатление фрагментарности, нарочитой оборванности, что в целом характерно для художественной манеры поэта. В трёх строфах рисуются три отдельных морских пейзажа, которые лишь воображением читателя соединяются в цельную картину. Поэт наслаждается морем, ещё никак не нашедшем покоя, игрой цвета.
«Челн убогой» также радует взор поэта. Возможно, он несколько дней сражался с бурей и теперь, уставший, но неуспокоенный, качается на засыпающих волнах. Радость поэту доставляет созерцать побережье, орошённое долгожданной влагой. Умиротворение в природе ещё не наступило, потому отовсюду будто доносятся разные чувства: усталость, ликование, страх.
Пейзаж Фета импрессионистичен. Поэт зорко вглядывается в окружающий мир, показывает его таким, каким он предстал мгновенному восприятию художника, таким, каким кажется ему в данный момент. Фету нужен не столько сам предмет, сколько впечатление от него.
В данном стихотворении Фет проявил себя как один из самых замечательных пейзажистов и как ярчайший представитель романтизма.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Фет А.А. / Лирика / Анализ стихотворения А. Фета «После бури»

Смотрите также по произведению "Лирика":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Буря»

Картинка Анализ стихотворения Фета Буря на небе вечернем № 2

Фета никогда нельзя было назвать поэтом мыслителем. Нет, это не значит, что его лирика была пустой и глупой, просто он принадлежал к тому числу поэтов, которые писали «чистые стихи» в их лирике отсутствовал и намек на прозу, строки всегда гармонично сливались друг с другом.

У Фета всегда были недоброжелатели, которые отрицательно отзывались о его творчестве. Они считали, что поэзия должна быть полезной и познавательной, помогает народу идти к лучшей жизни. Но Фет не разделял их мнения, поэтому всегда писал то, что было близко его сердцу. А близким для него была природа, ее красота и возвышенность.

В 1854 году выходит сборник «Вечерние огни» и одним из самых красивых стихотворений в этом сборнике является «Буря». Отличительной чертой сборника является то, что главные герои стихотворения не являются людьми. Он отдает главенство природе и пишет словно от ее лица.

Большая часть стихотворений из этого сборника, описывает море. На создание сборника его сподвигнуло недавнее путешествие в италию. Тогда у него было много эмоций и переживаний, которые требовалось вынести наружу. Италия ему сильно понравилась, стала дня него вдохновением, благодаря которому он напишет еще много стихотворений.

Стихотворение начинается так: «Свежеет ветер, меркнет ночь», казалось бы обычное приветственное утро. Но уже в следующей строке мы видим начало действий:»А море злей и злей бурлит». Он наделяет природу человеческими чертами характера, передаёт ей чувственность и эмоциональность. Для Фета это очень важно, та как он считает, что природа способна все чувствовать, она живая и в то жен время отзывчивая.

Из стихотворения мы так же можем увидеть, что поэт хочет показать могущество стихии и природы в целом. Она свирепа, тяжела. плотна и зла, ни один человек не способен остановить буйство природы. В этом и есть ее главное превосходство.

В последнем четверостишие мы видим появление бога воды, скорее всего это Нептун или Посейдон. Он не появляется на самом деле. просто автор сравнивает разбушевавшуюся бурю с богом. Ведь ей как и ему подвластно управлять судьбами людей.

Рефераты. Скачать реферат

Картинка Анализ стихотворения Фета Буря на небе вечернем № 3

Стихотворение «Буря» Афанасия Фета — прекрасный пример того, как за счёт точно подобранных слов и выразительных средств поэт сразу создаёт отчётливую картину природы в воображении читателя. Далее более подробный анализ этого произведения.

«Буря» была написана в 1854 году, когда в свет вышли уже два сборника стихотворений Фета, и поэт утвердился как признанный художник слова, необыкновенно выразительно изображающий природу. Его излюбленный приём — олицетворение, одушевление сил окружающего мира. Он является основным и в анализируемом стихотворении.

На море разыгрывается буря, и оно предстаёт перед читателем живым существом: «злей и злей бурлит», морская пена «прянет», бурун «раздражительный». В первых двух четверостишиях описание стихии только напоминает человека этими глаголами и эпитетами, а в последнем, кульминационном, поэт окончательно одушевляет море, введя в описание морского бога. «Трезубцем пригрозя своим, Готов воскликнуть: „Вот я вас!“» — в этих строчках очеловечивание стихии достигает максимума, грозить такими словами может только очень близкое к людям существо. В этой несерьёзности наблюдается противопоставление нарастающей тревоге первых двух четверостиший. Перечисление слов «меркнет», «злей и злей бурлит», «прянет», «раздражительней», «шипучая», «бьёт» создаёт живую картину сердитой стихии. К тому же оно дополнено аллитерацией: «как будто в берег бьет чугун», обилие взрывных звуков действительно напоминает удары. Морской бог описывается эпитетами «всесилен и неумолим», читатель в напряжении ожидает кульминации, удара. а звучит всего лишь полушутливая угроза. С помощью этого приёма Фет показывает, что буря не страшна, и нам нечего бояться, — как будто читатель и автор смотрят на шторм с безопасного берега.

Вовлечение читателя в происходящее — также частый приём у поэта. Он приглашает зрителя разделить эмоции, переживания, и поэтому делает природу живым, третьим участником происходящего, а не просто изображением.

Стихотворение «Буря» относится к пейзажной лирике, оно написано четырёхстопным ямбом — динамичным размером, идеальным для описания быстро меняющихся картин природы. Как уже говорилось, композиция построена на нарастании напряжения в первых двух четверостишиях и на резком спаде сразу после кульминации — появлении морского бога. Сброс эмоции, «перенос» читателя в безопасное место, изображение бури как прекрасной, грозной, но не угрожающей стихии — вот путь, который автор предназначил зрителю. И прочитав «Бурю», любой ощутит себя причастным к нему.

«Буря» А.Фет

Картинка Анализ стихотворения Фета Буря на небе вечернем № 4

Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море злей и злей бурлит,
И пена плещет на гранит —
То прянет, то отхлынет прочь.

Всё раздражительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,
Как будто в берег бьет чугун.

Как будто бог морской сейчас,
Всесилен и неумолим,
Трезубцем пригрозя своим,
Готов воскликнуть: «Вот я вас!»

Анализ стихотворения Фета «Буря»

«Вечерние огни» — итоговый сборник Фета. Первое издание его увидело свет в 1883 году. Затем поэт опубликовал еще три выпуска. Последняя книга вышла за год до смерти Афанасия Афанасиевича. Знаменитый критик и философ Николай Страхов назвал «Вечерние огни» чистой поэзией. Он отметил, что примеси прозы нет ни в мыслях, ни в образах, ни в звуках. При этом широким массам современников Фета творчество его было не знакомо. Многие критики отзывались о произведениях поэта отрицательно, иногда даже используя откровенно издевательский тон. Главными врагами Афанасия Афанасьевича стали те, кто считал, что искусство непременно должно затрагивать проблемы общества, политики, помогать простому народу обрести лучшую жизнь. Естественно, Фет подобных мыслей не разделял. Большую часть его стихотворений можно отнести к «чистому искусству».

«Буря» — произведение из сборника «Вечерние огни», датированное 1854 годом. Оно входит в небольшой цикл «Море», состоящий из тринадцати стихотворений. Многие из них написаны под впечатлением от путешествия в Италию. Главная отличительная особенность произведений цикла — их удивительная живописность. Стихотворения Фета имеют полное право называться маринами в том значении слова, в котором употребляют его по отношению к художникам. Ключевой герой цикла — море, а не человек. Восемь стихотворений — это чистые пейзажи. К ним относится и «Буря». Ему предшествует «На корабле», в котором даются философские рассуждения лирического героя на тему жизни и смерти. Душой он возносится ввысь, стремится к вечности. В этом контексте «Буря» — своеобразное возвращение назад, спуск с небес на землю. Стихотворение начинается с двух предложений, настраивающих читателей на описание умиротворенного пейзажа. Уже во второй строке ситуация кардинально меняется. Фет переходит к изображению бушующей стихии. Элементы пейзажа он наделяет человеческими чертами: злое море, раздражительный бурун. Очень точно подобраны поэтом глаголы: пена плещет, ветер свежеет. В финале стихотворения возникает образ морского бога — всесильного и неумолимого. Здесь имеется в виду либо древнегреческий Посейдон, либо древнеримский Нептун.

За «Бурей» следует произведение «После бури», в котором Фет рисует перед читателями картину успокоения и отдыха природы, наступления в ней равновесия и гармонии, пробуждения всего сущего.

«Буря», анализ стихотворения Фета

Стихотворение «Буря» Афанасия Фета — прекрасный пример того, как за счёт точно подобранных слов и выразительных средств поэт сразу создаёт отчётливую картину природы в воображении читателя. Далее более подробный анализ этого произведения.

«Буря» была написана в 1854 году, когда в свет вышли уже два сборника стихотворений Фета, и поэт утвердился как признанный художник слова, необыкновенно выразительно изображающий природу. Его излюбленный приём — олицетворение, одушевление сил окружающего мира. Он является основным и в анализируемом стихотворении.

На море разыгрывается буря, и оно предстаёт перед читателем живым существом: «злей и злей бурлит». морская пена «прянет». бурун «раздражительный». В первых двух четверостишиях описание стихии только напоминает человека этими глаголами и эпитетами, а в последнем, кульминационном, поэт окончательно одушевляет море, введя в описание морского бога. «Трезубцем пригрозя своим, Готов воскликнуть: „Вот я вас!“» — в этих строчках очеловечивание стихии достигает максимума, грозить такими словами может только очень близкое к людям существо. В этой несерьёзности наблюдается противопоставление нарастающей тревоге первых двух четверостиший. Перечисление слов «меркнет». «злей и злей бурлит». «прянет». «раздражительней». «шипучая». «бьёт» создаёт живую картину сердитой стихии. К тому же оно дополнено аллитерацией: «как будто в берег бьет чугун». обилие взрывных звуков действительно напоминает удары. Морской бог описывается эпитетами «всесилен и неумолим». читатель в напряжении ожидает кульминации, удара. а звучит всего лишь полушутливая угроза. С помощью этого приёма Фет показывает, что буря не страшна, и нам нечего бояться, — как будто читатель и автор смотрят на шторм с безопасного берега.

Вовлечение читателя в происходящее — также частый приём у поэта. Он приглашает зрителя разделить эмоции, переживания, и поэтому делает природу живым, третьим участником происходящего, а не просто изображением.

Стихотворение «Буря» относится к пейзажной лирике, оно написано четырёхстопным ямбом — динамичным размером, идеальным для описания быстро меняющихся картин природы. Как уже говорилось, композиция построена на нарастании напряжения в первых двух четверостишиях и на резком спаде сразу после кульминации — появлении морского бога. Сброс эмоции, «перенос» читателя в безопасное место, изображение бури как прекрасной, грозной, но не угрожающей стихии — вот путь, который автор предназначил зрителю. И прочитав «Бурю», любой ощутит себя причастным к нему.

Послушайте стихотворение Фета Буря на небе вечернем

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Буря на небе вечернем

Анализ стихотворения Фета Буря на небе вечернем