Анализ стихотворения Фета Бал



Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.

И, как зари румянец дальный
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.

О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!

Чего хочу? Иль, может статься,
Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заране учится душа?

Афанасий Фет:бал.
"" &

Когда трепещут эти звуки И дразнит ноющий смычок, Слагая на коленях руки, Сажусь в забытый уголок. И, как зари румянец дальный Иль дней былых немая речь, Меня пленяет вихорь бальный И шевелит мерцанье свеч. О, как, ничем неукротимо, Уносит к юности былой Вблизи порхающее мимо Круженье пары молодой! Чего хочу? Иль, может статься, Бывалой жизнию дыша, В чужой восторг переселяться Заране учится душа?

XIX век вошел в историю нашей страны как время роскошных балов, блестящих кавалеров и прекрасных дам. Кто не помнит первый бал Наташи Ростовой? Кто из девочек не представлял себя на ее месте? Кто не мечтал в пышном бальном платье кружиться в танцевальном вихре?

Казалось бы, приступая к анализу стихотворения Афанасия Фета «Бал», каждый должен себе представить огромный светлый зал, раскрасневшиеся лица светских красавиц и взволнованные лица молодых кавалеров. Однако настроение лирического героя не слишком-то праздничное. Причем герой этого не скрывает, а, наоборот, демонстративно подчеркивает, что садится в «забытый уголок». Скорее всего, это объясняется тем, что герой не так молод, как вальсирующие. Однако (как можно было бы ожидать!) герой не испытывает зависти или огорчения. Наоборот, его «пленяет вихорь шумный и шевелит мерцанье свеч». Автор использует традиционное сравнение: молодость героя уподобляется «зари румянцу дальней».

А дальше в вихре вальса происходит своеобразное путешествие во времени: героя «уносит к юности былой» «круженье пары молодой». Эта картина вызывает у него, очевидно, некоторое умиление, ведь круженье пары он называет «порхающим», а, как известно, порхают только бабочки, следовательно, вальсирующие молодые люди рождают у героя ассоциацию с бабочкой, о которой сам Фет когда-то написал: «Одним воздушным очертаньем я так мила». Бабочка выступает у поэта символом самой жизни, хрупкой и вечной одновременно. Так и вид танцующих пар «ничем неукротимо» уносит героя к его юности былой, которая все-таки навсегда останется для него вечной молодостью.

Разумеется, для каждого человека его юность останется неповторимой, она будет вызывать сначала воспоминания, потом некоторое сожаление, а после, возможно, и тоску. Ведь время, к несчастью, имеет свойство двигаться только вперед, и нельзя заново обрести молодость.

Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,

— так написал в свое время Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин». Герой стихотворения Фета не дает оценок ушедшей юности. Он не знает, чего хочет. Поэтому допускает мысль, что

Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заране учится душа?

В этих словах звучит и горечь, и сожаление, и отчаянье. Герой понимает, что ему ничего больше не остается, как, вспоминая свое прошлое, сегодня испытывать абсолютно другие переживания. Наверняка, думать о переселении душ человек начинает под воздействием каких-то не слишком радостных для него событий. Поэтому «чужой восторг» окружающих молодых людей сейчас вызывает только светлую печаль и смирение перед своей судьбой. Такое грустное рассуждение о былом принято называть элегией. Элегия содержит обычно мотивы разочарования, одиночества, бренности земного существования. В общем-то, все эти мотивы и звучат в стихотворении Афанасия Фета с таким, казалось бы, радостным названием «Бал».

Более новые статьи:

«Бал» А.Фет

Картинка Анализ стихотворения Фета Бал № 1

И, как зари румянец дальный
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный

И шевелит мерцанье свеч.

О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!

Чего хочу? Иль, может статься,
Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заране учится душа?

Анализ стихотворения Фета «Бал»

В 1857 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной. Этот брак было построен на голом расчете со стороны поэта, который мечтал вернуть себе не только финансовое благополучие, но и высокий общественный статус. Однако очень скоро Фет осознал, что его жизнь, изобилующая материальными благами, постепенно утрачивает всякий смысл. И дело не только в том, что богатства очень скоро приедаются. Поэт вдруг начинает осознавать, что до этого момента стержнем его существования являлась любовь, которой он лишился по собственной глупости. Теперь же ему остается довольствоваться лишь тем, к чему он стремился долгие годы, и втайне завидовать людям, которые сделали правильный выбор, отдав предпочтение духовным, а не материальным ценностям.

Тема самоуничижения постепенно набирает обороты в творчестве Фета второй половины 19 века. Одним из первых произведений, в котором автор открыто высказывает сожаление о том, как нелепо сложилась его жизнь, является стихотворение «Бал», датированное 1857 годом. Оно было написано через несколько месяцев после женитьбы, благодаря которой поэт получил финансовую независимость, но при этом лишился внутренней свободы и возможности стать по-настоящему счастливым человеком.

Новоиспеченный супруг в соответствии со своим новым статусом обязан был регулярно посещать различные увеселительные мероприятия. Во время очередного бала поэт вдруг осознает, что он является чужим на этом празднике жизни. Поэтому и рождаются строки о том, что «слагая на коленях руки, сажусь в забытый уголок».

Являясь отнюдь еще не старым человеком, Фет ощущает себя внутренне опустошенным и лишенным некоего жизненного стержня, благодаря которому «круженье пары молодой» наполнено восхитительной чувственностью, нежностью и трепетом. Эти чувства кажутся поэту очень далекими и ирреальными, навевая воспоминания о «юности былой», когда сам Фет вот так же был полон сил, задора и надежд на безоблачное будущее. Однако эти времена остались в прошлом, и теперь поэт задается вполне естественным вопросом: «Чего хочу?». Ответа на него у автора стихотворения нет, так как он получил все, к чему так стремился на протяжении всей своей жизни. Но это «все» не имеет никакого значения, если в сердце нет любви и жажды жизни, которая проходит стороной, оставляя привкус горечи и досады на губах. Фет прекрасно осознает, что уже не в состоянии что-либо исправить. Поэтому ему остается лишь наблюдать за вальсирующими парами и довольствоваться тем, что «в чужой восторг переселяться заране учится душа».

«Бал», анализ стихотворения Фета

XIX век вошел в историю нашей страны как время роскошных балов, блестящих кавалеров и прекрасных дам. Кто не помнит первый бал Наташи Ростовой. Кто из девочек не представлял себя на ее месте? Кто не мечтал в пышном бальном платье кружиться в танцевальном вихре?

Казалось бы, приступая к анализу стихотворения Афанасия Фета «Бал», каждый должен себе представить огромный светлый зал, раскрасневшиеся лица светских красавиц и взволнованные лица молодых кавалеров. Однако настроение лирического героя не слишком-то праздничное. Причем герой этого не скрывает, а, наоборот, демонстративно подчеркивает, что садится в «забытый уголок». Скорее всего, это объясняется тем, что герой не так молод, как вальсирующие. Однако (как можно было бы ожидать!) герой не испытывает зависти или огорчения. Наоборот, его «пленяет вихорь шумный и шевелит мерцанье свеч». Автор использует традиционное сравнение: молодость героя уподобляется «зари румянцу дальней».

А дальше в вихре вальса происходит своеобразное путешествие во времени: героя «уносит к юности былой»«круженье пары молодой». Эта картина вызывает у него, очевидно, некоторое умиление, ведь круженье пары он называет «порхающим». а, как известно, порхают только бабочки. следовательно, вальсирующие молодые люди рождают у героя ассоциацию с бабочкой, о которой сам Фет когда-то написал: «Одним воздушным очертаньем я так мила». Бабочка выступает у поэта символом самой жизни, хрупкой и вечной одновременно. Так и вид танцующих пар «ничем неукротимо» уносит героя к его юности былой, которая все-таки навсегда останется для него вечной молодостью.

Разумеется, для каждого человека его юность останется неповторимой, она будет вызывать сначала воспоминания, потом некоторое сожаление, а после, возможно, и тоску. Ведь время, к несчастью, имеет свойство двигаться только вперед, и нельзя заново обрести молодость.

Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,

— так написал в свое время Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин». Герой стихотворения Фета не дает оценок ушедшей юности. Он не знает, чего хочет. Поэтому допускает мысль, что

Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заране учится душа?

В этих словах звучит и горечь, и сожаление, и отчаянье. Герой понимает, что ему ничего больше не остается, как, вспоминая свое прошлое, сегодня испытывать абсолютно другие переживания. Наверняка, думать о переселении душ человек начинает под воздействием каких-то не слишком радостных для него событий. Поэтому «чужой восторг» окружающих молодых людей сейчас вызывает только светлую печаль и смирение перед своей судьбой. Такое грустное рассуждение о былом принято называть элегией. Элегия содержит обычно мотивы разочарования, одиночества, бренности земного существования. В общем-то, все эти мотивы и звучат в стихотворении Афанасия Фета с таким, казалось бы, радостным названием «Бал».

Послушайте стихотворение Фета Бал

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Бал

Анализ стихотворения Фета Бал